Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (49), 2017

Формирование инфраструктуры стратегического развития региона

Formation of the infrastructure of strategic development of the region

Авторы


заместитель директора по информационным технологиям
Россия, Улан-Удэнский институт железнодорожного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»
ipshalom@mail.ru


д.э.н., доцент, заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга и коммерции
Россия, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
fregat102@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены подходы к развитию региона на основе анализа функциональных (социальных, экономических, экологических и других) подсистем, а также с позиции выделения секторов отраслевой экономики - отраслей материального производства и инфраструктурных подсистем. Дано определение инфраструктуры стратегического развития региона, как совокупности субъектов и элементов социально-экономической системы, обеспечивающих условия освоения экономического пространства, интенсификации и диверсификации социального, экономического и экологического развития. Показано, что инфраструктура стратегического развития предоставляет бизнесу и населению экономические, социальные, дислокационные, базовые, расширенные и индивидуальные услуги рыночного и нерыночного характера, обеспечивая использование и развитие экономических, социальных и экологических ресурсов региона. Доказана необходимость использования нового подхода к формированию инфраструктуры стратегического развития на основе стратегического партнерства государства и бизнеса.

Ключевые слова

регион, инфраструктура региона, социально-экономическая система региона, стратегическое развитие региона, дислокационная инфраструктура региона, дислокационные зоны стратегического развития территории

Рекомендуемая ссылка
Колесов Евгений Юрьевич , Халтаева Светлана Романовна
Формирование инфраструктуры стратегического развития региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4938. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4938/
Authors

Kolesov Evgenij Jur'evich
Deputy Director for Information Technologies
Russia, Ulan-Ude Institute of Railway - a branch «Irkutsk State University of Railway Transport»
ipshalom@mail.ru

Haltaeva Svetlana Romanovna
PhD, Associate Professor, Head of the Department managementa, marketing and commerce
Russia, East-Siberian State University of Technology and Management
fregat102@mail.ru

Abstract

The article describes the approaches to the development of the region based on the analysis of the functional (social, economic, environmental and other) subsystems, as well as from the perspective of industry sectors highlight economic sectors of material production and infrastructure subsystems. The definition of strategic infrastructure development of the region as a set of actors and elements of socio-economic system to ensure conditions of development of economic space, intensification and diversification of social, economic and environmental development. It is shown that the strategic development of infrastructure offers businesses and public economic (information and communications, engineering, market), social (education, health, services, culture and sports, social security) and dislocation (ratio on parcels of land distributed by the Fund of mineral resources and forests, industrial areas and housing complexes). The necessity of a new approach to the development of infrastructure of strategic development based on a strategic partnership between the state and business.

Keywords

Region, infrastructure of the region, socio-economic system of the region, strategic development of the region, dislocation infrastructure of the region, dislocation zones of strategic development of the territory

Suggested Citation
Kolesov Evgenij Jur'evich , Haltaeva Svetlana Romanovna
Formation of the infrastructure of strategic development of the region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (49). Art. #4938. Date issued: 2017-03-15. Available at: http://eee-region.ru/article/4938/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Развитие регионов России в рамках единого экономического пространства давно является объектом изучения научных школ. Регионы в настоящее время в основном рассматривают с точки зрения двух подходов: территориально-географического (пространственно-административного) и социально-экономического. Данные подходы ориентированы на формирование целей, стратегий и результатов развития социально-экономической системы региона с разных позиций. Существует также несколько подходов для описания социально-экономических систем региона: административно-политический, территориально-отраслевой, функциональный, системный. В экономической литературе вопросы изучения социально-экономических систем затрагивают как состав элементов и связи между ними, так и условия функционирования и развития [1]. Социально-экономическая система региона рассматривается через призму функциональных (социальных, экономических, экологических и других) подсистем, а также с позиции выделения секторов отраслевой экономики — отраслей материального производства и инфраструктурных подсистем.  

Цель и задачи исследования

Цель данного исследования заключается в рассмотрении направлений формирования и совершенствования инфраструктуры стратегического развития региона. Задачи исследования заключаются в выявлении сущности инфраструктуры стратегического развития, определении ее состава, обосновании важности стратегического партнерства в формировании инфраструктуры стратегического развития.  

Теоретические и методические основы исследования

Экономическая подсистема региона сосредоточена на развитии производительных сил и факторов производства, в том числе использовании основных экономических ресурсов: труда, земли, капитала, инноваций. Социальная подсистема рассматривается как социальная модель распределения доходов и как социальная инфраструктура. Экологическая подсистема рассматривает рациональное привлечение экологических ресурсов в экономику, а также ориентирована на обеспечение сохранности экологической среды. Кейнсианская теория экономического роста и теория общественных товаров послужили причиной создания первых инфраструктурных концепций. Среди их создателей некоторые исследователи выделяют следующих американских и европейских экономистов: П.Самуэльсона, Р.Нурксе, А.Хиршмана, У.Ростоу, П.Розенштейн-Родана, А.Янгсона и других авторов. Именно эти ученые первыми уделили внимание тому, что для интенсификации роста экономики необходима реализация системы мероприятий социального характера и формирования вспомогательных объектов, образующих инфраструктуру. Реорганизация и модернизация инфраструктурных систем позволяет диверсифицировать территориальное размещение населения и бизнеса в рамках стратегии территориального планирования, устраняя экономические, социальные и экологические проблемы на не благополучных территориях и оптимизируя условия жизнедеятельности населения и бизнеса.  

Результаты

Стратегическое развитие региона может происходить как в точках освоения с наличием действующей инфраструктуры (в большинстве вариантов), в этом случае речь идет об ее совершенствовании под новые потребности. Так и на новых территориях с отсутствием инфраструктуры, в этом случае речь идет о формировании новой инфраструктуры. Таким образом, авторы предлагают рассматривать инфраструктуру стратегического развития региона, как совокупность субъектов и элементов социально-экономической системы, обеспечивающих условия освоения экономического пространства, интенсификации и диверсификации социального, экономического и экологического развития с целью достижения стратегических целей. Авторы считают, что инфраструктура стратегического развития предоставляет бизнесу и населению экономические (информационно-коммуникационные, инженерно-технические, рыночные, инвестиционные), социальные (образовательные, медицинские, услуги культуры и спорта, социального обеспечения) и дислокационные  (отношения по земельным участкам, распределяемым фондам недр и леса, производственным площадям и жилищному комплексу), базовые, расширенные и индивидуальные услуги рыночного и нерыночного характера, обеспечивая использование и развитие экономических, социальных и экологических ресурсов на микро-, мезо-, миди- и макроуровнях социально-экономической системы на всей территории региона. Рыночный характер инфраструктурных услуг определен экономической свободой действующих субъектов инфраструктуры. Нерыночный характер инфраструктурных услуг объясняется их принадлежностью к общественным (смешанным) благам, неотъемлемо необходимым для обеспечения жизнедеятельности населения и созданию условий для функционирования бизнеса. В функционально-отраслевом разрезе инфраструктура стратегического развития региона представлена на рис.1.   Функционально-отраслевая классификация инфраструктуры стратегического развития региона Рисунок 1 – Функционально-отраслевая классификация инфраструктуры стратегического развития региона   Дислокационная инфраструктура, по мнению автора, определяет порядок размещения и пользования субъектов в зонах стратегического развития.  Дислокационные инфраструктурные услуги ограничены правами собственности и нормативно-правовыми актами регулирующими размещение бизнеса и населения на территории (в том числе экологическими ограничениями на хозяйственную деятельность). Также на предоставление данных услуг значительное влияние оказывает уровень освоенности территории с позиции других инфраструктурных услуг (дороги, энергетика), природные факторы (удаленность от центра региона, климатические условия) и др. В связи с этим формирование дислокационных зон стратегического развития территории требует особого подхода со стороны органов государственной и муниципальной власти. Неотъемлемым элементом инфраструктуры стратегического развития региона является регулирующая среда, которая определяет характер и объем оказываемых инфраструктурой услуг и обусловлена:

  • нормативно-правовым регулированием со стороны органов государственного и муниципального управления;
  • наличием эффективных организационно-экономических механизмов внедрения, функционирования и развития;
  • степенью внедрения инновационных технологий инфраструктурного обеспечения стратегического развития региона.

Стратегическое развитие региона всегда регулировалось государством как напрямую, так и косвенно. Прямое регулирование, поощряющее освоение нового экономического пространства, обычно подразумевало размещение государственных и частных объектов на определенной новой территории, строительство основных инфраструктурных объектов. Естественно, государство продолжает играть активную роль в развитии. Однако в условиях рыночной экономики появились другие игроки, имеющие свои интересы в развитии территорий и занимающие активную позицию в распределении ресурсов. Ярким примером неэффективности инфраструктурного развития территорий явились свободные экономические зоны, где государство инвестировало средства именно в дислокационную, инженерно-техническую и информационно-коммуникационную инфраструктуру. В сентябре 2016 года Правительство РФ досрочно прекратило работу восьми российских особых экономических зон (ОЭЗ). С 2006 года на 33 ОЭЗ потрачено 186 миллиардов рублей, из которых 24 миллиарда так и не были использованы, а налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 миллиардов рублей [2]. Основной причиной явилось именно отсутствие согласования с бизнесом. Это требует нового подхода к формированию инфраструктуры стратегического развития на основе стратегического партнерства государства и бизнеса.  

Заключение

В условиях нарастающих инновационных изменений следует отметить комплексное воздействие инфраструктуры на стратегическое развитие региона, позволяющее обеспечить привлекательность (уровень развития производственной сферы и жилищного комплекса) и безопасность  (доступность, достаточность, обеспеченность, используемость и воспроизводимость экономических и социальных ресурсов) в зонах стратегического освоения экономического пространства и диверсификации развития региона. Старые методы участия государства в регулировании освоения экономического пространства за счет строительства инфраструктуры стали давать сбой. Причиной этого является не только недостаток финансовых ресурсов у государства для реализации крупных инфраструктурных проектов, но и отсутствие механизма согласования интересов субъектов развития, а также придание этим интересам формы стратегической реализации с принятием и последующим выполнением определенных обязательств всеми участниками. В существующих экономических условиях, когда к экономическим и социальным ресурсам региона привлечено большое внимание внутренних и внешних инвесторов, без формирования и реализации механизма стратегического партнерства невозможно обеспечение баланса интересов в развитии субъектов и региона в целом.   Библиографический список

  1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 714 с.
  2. СМИ сообщили о закрытии в России 10 особых экономических зон. URL: https://lenta.ru/news/2016/06/09/special/

  References

  1. Economic Theory [Jekonomicheskaja teorija]: the Textbook / Under total. Ed. Acad. V.I.Vidjapin, A.I.Dobrynin, G.P.Zhuravleva, L.S.Tarasevich. — M.: INFRA-M, 2003. — 714 p.
  2. Media reported the closure of 10 special economic zones in Russia [SMI soobshhili o zakrytii v Rossii 10 osobyh jekonomicheskih zon] URL: https://lenta.ru/news/2016/06/09/special/

Региональное развитие