Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (28), 2011

Формирование налогового потенциала

Formation of the tax capacity

Авторы


кандидат экономических наук, доцент
НИУ ВШЭ – Пермь
lavrenchuk.k@inbox.ru

Аннотация

Автор рассматривает вопросы необходимости формирования налогового потенциала, критерии его оценки, а также его соразмерность. Кроме того, в статье рассмотрены термины, характеризующие налоговые взаимоотношения государства и налогоплательщика.

Ключевые слова

налоговый потенциал, налоговая нагрузка, налоговое обязательство, критерии оценки налогового потенциала.

Рекомендуемая ссылка
Лавренчук Елена Николаевна
Формирование налогового потенциала// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (28). Номер статьи: 2803. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/2803/
Authors

Lavrenchuk Elena Nikolaevna
PhD, Associate Professor
HSE – Perm
lavrenchuk.k@inbox.ru

Abstract

The author considers questions of necessity of forming of the tax potential, criteria of its estimation, and also its harmony. Besides, in the clause the terms characterizing tax mutual relations of the state and the taxpayer are considered.

Keywords

tax capacity, tax load, tax liability, assessment criteria of tax capacity

Suggested Citation
Lavrenchuk Elena Nikolaevna
Formation of the tax capacity. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (28). Art. #2803. Date issued: 2011-12-21. Available at: http://eee-region.ru/article/2803/

Print Friendly, PDF & Email

Установленная зависимость между экономикой, финансами и налогами,  а также, связанными с ними денежными отношениями, служит предпосылкой методологического определения существа налогового потенциала, и детерминированный совокупный налог, определение которого выглядит как «оптимальная доля налогового изъятия, обеспечивающая на практике действие налоговой системы при относительном равновесии ее функций: фискальной и регулирующей, а тем самым устраняющая перманентные противоречия между разными экономическими и финансовыми интересами собственников».[10]

Налоговый потенциал, по мнению многих экономистов, это возможность налогов приносить доходы в бюджет [6, 7].

Более подробную характеристику налогового потенциала дают следующие экономисты (Таблица 1)

Таблица 1 — Понятие налогового потенциала

Автор

Определение

Источник

Архипцева Л.Н. Налоговый потенциал – это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории с учетом макроэкономических показателей развития региона, собираемости налогов и сборов, средних транзакционных налоговых издержек. Это та часть доходов территории, которая изымается посредством налогов в бюджет в соответствии с действующим налоговым законодательством. Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений// «Налоги и налогообложение», 2008, №7
Кузьменко В.В. Налоговый потенциал так или иначе корреспондирует с налоговым бременем. Кузьменко В.В., Ефимец Е.А. Институциональный подход к исследованию налогового потенциала и налогового бремени// Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2005, №1

При этом большое количество авторов, таких как Кузьменко В.В., Христенко В., Вачунов  И.В., Саранова С.Н. категорию налогового потенциала рассматривают относительно региона. И лишь Л.М.Архипцева рассмотрела вопрос налогового потенциала организации, но с позиции налоговых органов и с использованием концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 №НН-3-06/333@).

Мы считаем, что предприятие должно оценивать свой налоговый потенциал для того, чтобы была возможность оценить величину рисков.

Налоговый потенциал (ожидание государства) сравниваем с фактом и получаем снижение налоговой базы и риски, и в результате план-факт анализа определяем степень введения государства в заблуждение (преднамеренное мошенничество).

Наиболее известной в оценке налогового потенциала является следующая методика [1]:

НПР = ФНП   + ЗНП   + ЛН  + ДН  + ПН ,

где НПР — налоговый потенциал региона;
ФНП   — фактические налоговые поступления;
ЗНП   — прирост задолженности по налоговым платежам за период;
ЛН  — сумма налогов,  приходящаяся на льготы,  предоставляемые налоговым и бюджетным законодательством;
ДН   —  суммы   налогов,   дополнительно   начисленных   по  результатам контрольной работы налоговых органов;
ПН  — налоговые потери по теневому сектору экономики.

Данный метод, по нашему мнению, целесообразно использовать также для определения показателя уровня мобилизации налогов на территории региона. Его можно исчислить по следующей формуле:

НПРум = (ФНП+ ДН) / (НПР – ЛН),                                             (1)

где НПРум — уровень мобилизации налогов на территории региона.

Значение данного показателя интерпретируется таким образом: чем ближе его значение к единице, тем более высокий уровень мобилизации налогов.

Иной подход исчисления налогового потенциала, предлагаемый в экономической литературе, выражен в формуле следующей методики [2]:

i=n
НП = SUM (Нбi x Нсi) x К1  x К2  x … x Кi , (2)

где НП — налоговый потенциал;
Нб — налоговая база по i-му налогу;
Нс — налоговая ставка по i-му налогу;
К1  x К2  x … x Кi  — коэффициенты, определяющие заданные условия.

Мы считаем, что для предприятия оценка налогового потенциала связана с налогоспособностью и может быть определена как потенциал с учетом эффективных налоговых усилий при оптимальном соотношении темпов экономического роста предприятия и выполнения обязательств перед бюджетом.

На налоговый потенциал организации будут воздействовать различные потенциалы:

  • Производственный;
  • Ресурсный;
  • Трудовой;
  • Финансовый;
  • Инвестиционный;
  • Инновационный.

Из общих групп потенциалов выделим основные факторы, которые будут влиять на налоговый потенциал:

  • Технологии;
  • Уровень квалификации персонала;
  • Качество производимой продукции;
  • Качественные характеристики основных средств;
  • Ценовая политика;
  • Качество продукции;
  • Величина собственного капитала.

Оценка налогового потенциала позволяет, с одной стороны, определить объем финансовых ресурсов, которые трансформируются в налоговый поток, с другой стороны, это предельно допустимая величина налоговой нагрузки.

Таким образом, прогнозирование налогового потенциала предприятия возможно с помощью следующих методов:

  • Метод, предложенный И.В. Вачуговым;
  • Метод, предложенный Архипцевой Л.М.;
  • Метод, предложенный в Концепции планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС  от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@);
  • Табличное бюджетирование (Excel);
  • Комплексное (бухгалтерское) бюджетирование с изменением формата бухгалтерский проводок;

Мы считаем, что последний метод хорошо подходит для оценки налогоспособности, то есть заведя объемы выручки и другие параметры деятельности, можно рассчитать налоговые обязательства для уплаты в бюджет. Следует иметь в виду, что здесь же будут отражены проводки по применяемым налоговым схемам.

Государственные органы предлагают следующие критерии оценки налогового потенциала:

  • Рентабельность продаж;
  • Рентабельность активов;
  • Средняя налоговая нагрузка;
  • Заработная плата;
  • Риски.

По отдельности эти критерии позволяют в основном оценить трудовой потенциал и частично финансовый.

Налоговый потенциал может быть оценен через размер недоимки и штрафные санкции, то есть через риски. На наш взгляд, налоговый потенциал следует оценивать через критерии соразмерности платежа. Оценить соразмерность наиболее объективно можно при использовании предприятием природных ресурсов.

В настоящее время на территории РФ уплачиваются следующие платежи за пользование природными ресурсами (Таблица 2)

Таблица 2 — Налоги и сборы за пользование природными ресурсами

Номер п/п

Наименование

Налогооблагаемая база

1. Налог на добычу полезных ископаемых Ожидаемый объем добычи
2. Платежи за пользование недрами Лицензия на пользование природными ресурсами
3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции Добываемые ископаемые
4. Водный налог Фактический объем  потребления воды (в м3)
5. Плата за пользование лесным фондом Фактический объем потребления       (в м3)
6. Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Фактический объем потребления (в т)
7. Плата за негативное воздействие на окружающую среду Фактический объем выброса загрязняющий веществ

Из данной таблицы видно, что принцип соразмерности при уплате этих налоговых обязательств может быть соблюден при условии добросовестности налогоплательщика. О соразмерности остальных налогов говорить не приходится. Собственно величина налогового потенциала зависит от умения бизнеса договориться с государством.

Налоговая система через элементы налога, такие как ставка налога и налогооблагаемая база, устанавливает взаимосвязь между бизнесом и налоговой нагрузкой. И если расширение бизнеса влечет за собой снижение величины налоговой нагрузки, то в этих условиях бизнес следует расширять. При расширении косвенные налоги – НДС и акцизы – следует рассматривать как налоги на деловую активность, так как, в части НДС, в добавленную стоимость уже вошли такие экономические категории, как заработная плата, страховые взносы и прибыль.

Выстраивание налоговых взаимоотношений налогоплательщика и государства свидетельствует о необходимости единообразия терминологии в вопросе соразмерности платежа. Разные экономисты применяют такие термины как: налоговая нагрузка, налоговый оклад, налоговое поле, налоговые обязательства налоговое бремя, налоговое обременение. Сравнительная характеристика терминов приведена в таблице 3

Таблица 3 — Сравнительная характеристика терминов

Наименование

Характеристика

Автор

1. Налоговая нагрузка

Доля изъятия части дохода экономического субъекта в бюджетную систему и внебюджетные фонды в форме налогов и сборов, а также иных платежей налогового характера. Юрченко В.Р. Регулирование налоговой нагрузки как фактора развития производства: Автореф. дисс. … канд. экон. наук. М., 2007.
Степень влияния действующей системы налогообложения на финансовое состояние, характер и стимулы развития на макроуровне. Данина И.Н. Налоговая нагрузка организации: показатели и методика оценки (на материалах Чувашской Республики): Автореф. дисс. … канд. экон. наук. М., 2005.

2. Налоговый оклад

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую
налогоплательщиком с одного объекта обложения.
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб.   – М.: МЦФЭР,
2006.
Сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта налогообложения Налоговый словарь. — М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2004

3. Налоговое поле

 «Налоговое поле» организации определяет налоговые рамки, в которых организация может осуществлять свою деятельность.  Архипцева Л.М. Прогнозирование и планирование в налогообложении: Материалы к изучению дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 08010765 «Налоги и налогообложение»./ под науч. ред. Гончаренко Л.И. – М: Финакадемия, 2005. – 79с.
Перечень налоговых платежей, классифицированных в зависимости от объекта налогообложения на следующие однородные группы: оборотные налоги (или платежи на объем реализации), налоги на затраты, платежи на объем производства, имущественные налоги и налог на прибыль. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление // Налоговый вестник. 2008.
4. Налоговое обязательство Экономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченныхорганов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства. Налоговый словарь. — М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2004
5. Налоговое бремя В широком смысле – общая сумма уплачиваемых налогов, в узком – уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования. Налоговый словарь. — М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2004

Из перечисленных терминов, по нашему мнению, наиболее точно и полно с критерием соразмерности соотносится термин «налоговое обязательство», то есть получил доступ к коммунальному капиталу – обязан заплатить. Кроме того, учетная составляющая говорит о том же, то есть сначала формируем налоговое обязательство (метод начисления), а затем платим.

Налоговые обязательства формируют государственный капитал (государственные ресурсы). Исходя из этого, предприятие за балансом может отражать как объект сумму рыночной капитализации и коммунального капитала с которого государство планирует получить налоги.

Сама логика уплаты налогового обязательства не может рассматриваться как определение баланса интересов государства и предприятия. Через налоговые обязательства государство осуществляет фискальную функцию налога. Выстраивание культуры налоговых взаимоотношений состоит в формировании налоговой информации. Со стороны государства информация налогового характера, в основном, сосредоточена в Налоговом кодексе Российской Федерации и Налоговых декларациях, подаваемых налогоплательщиками. Следует отметить, что эта информация текущая и адресная, по содержанию она направлена на арифметическое выявление недоимки. По сфере применения эта информация используется для планирования доходной части бюджета.

Список литературы

  1. Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений//Налоги и налогообложение, 2008, №7;
  2. Вачугов И.В. Налоги и налоговый потенциал региона. — Н. Новгород: Изд-во Гладкова О.В., 2003. 70с;
  3. Данина И.Н. Налоговая нагрузка организации: показатели и методика оценки (на материалах Чувашской Республики): Автореф. дисс. … канд. экон. наук. М., 2005;
  4. Кузьменко В.В., Ефимец Е.А. Институциональный подход к исследованию налогового потенциала и налогового бремени// Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2005, №1;
  5. Налоговый словарь. — М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2004;
  6. Паскачев А.Б и др. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика. — М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2004 г., с.232;
  7. Улыбина Л.В. Форсирование налогового потенциала региона и закономерности его развития. Автореферат дис.к.э.н., 2006 г., Чебоксары;
  8. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление // Налоговый вестник. 2008;
  9. Юрченко В.Р. Регулирование налоговой нагрузки как фактора развития производства: Автореф. дисс. … канд. экон. наук. М., 2007;
  10. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-е, перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с.123.

References

  1. Arhiptseva LM Tax potential: theoretical and practical aspects of the planning of tax revenues / / Taxes and Taxation, 2008, № 7;
  2. Vachug IV Taxes and tax potential of the region. — N. Novgorod: Izd O. Gladkov, 2003. 70c;
  3. Danino IN The tax burden of the organization: indicators and methods of assessment (based on materials of the Chuvash Republic): Abstract. diss. … Candidate. Econ. of Sciences. Moscow, 2005;
  4. Kuzmenko VV, EA Efimets The institutional approach to the study of tax capacity and tax burden / / Proceedings NCSTU. A series of «Economics», 2005, № 1;
  5. Tax Dictionary. — M.: Publishing and consulting company «status quo 97», 2004;
  6. Paskachev A.B and other analysis and planning of tax revenues: Theory and Practice. — Moscow: Publishing House of the institutional literature, 2004, p.232;
  7. Ulybin LV Forcing the tax laws of the region’s potential and its development. Abstract dis.k.e.n., 2006, Cheboksary;
  8. Chipurenko EV The tax burden of the enterprise: analysis, computation, control / / Tax Bulletin. 2008;
  9. Yurchenko, WR Regulation of the tax burden as a factor of production: Abstract. diss. … Candidate. Econ. of Sciences. Moscow, 2007;
  10. Yutkin TF Tax and Taxation: A Textbook. Ed. 2nd, revised and enlarged. — M.: INFRA-M, 2001. — P.123.

Финансы регионов