Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (12), 2007

Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой

Using the cluster approach in the management of regional economies

Авторы


кандидат экономических наук, доцент
Российский университет дружбы народов
karpova@mail.ru

Аннотация

Кластерный подход в управлении региональной экономикой является альтернативой традиционной отраслевой промышленной политике. Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности территорий и производственных комплексов путем реализации кластер-ориентированной региональной политики. В России кластерный подход получил недостаточное распространение. Начатые в некоторых регионах России (г. Москва, Иркутская область, Пермская область и некоторые другие) кластерные проекты в большинстве своем находятся в начальной стадии реализации. Учитывая сложившуюся в Российской Федерации модель управления, именно региональные органы власти и органы местного самоуправления должны стать основными инициаторами кластерных проектов.

Ключевые слова

кластерный подход, региональная экономика, управление, промышленная политика, кластер, модель управления

Рекомендуемая ссылка
Карпова Дарья Павловна
Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. - №4 (12). Номер статьи: 1205. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/1205/
Authors

Karpova Darya Pavlovna
PhD, Associate Professor
Peoples' Friendship University of Russia
karpova@mail.ru

Abstract

The cluster approach in the management of the regional economy is an alternative to the traditional sectoral industrial policy. The international experience provides examples of areas and improve the competitiveness of clusters by implementing a cluster-oriented regional policy. In Russia, the cluster approach has been the lack of circulation. Started in some regions of Russia (Moscow, Irkutsk, Perm region, and some others) cluster projects are mostly located in the initial stages of implementation. Given the Russian Federation in the model of governance, namely the regional authorities and local authorities should be the main initiators of the cluster projects.

Keywords

cluster approach, regional economics, management, industrial policy, the cluster management model

Suggested Citation
Karpova Darya Pavlovna
Using the cluster approach in the management of regional economies. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (12). Art. #1205. Date issued: 2007-12-30. Available at: http://eee-region.ru/article/1205/

Print Friendly, PDF & Email

Обеспечение устойчивых темпов развития территории, достижение стратегических целей регионов и муниципалитетов невозможно без заинтересованного партнерства органов власти с представителями бизнеса. Использование ограниченных бюджетных средств зачастую не позволяет осуществлять стратегически важные и масштабные проекты. Кластерный подход в управлении региональной экономикой является альтернативой традиционной отраслевой промышленной политике. Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности территорий и производственных комплексов путем реализации кластер-ориентированной региональной политики. Так, доля ВВП США, производимого в кластерах, составляет 61%; доля только одного автомобильного кластера PANAC в экономике Венгрии составляет 14%.[1]

Основой успешного развития кластеров является «симбиоз кооперации и конкуренции», учитывающий положительные синергетические эффекты территориальной агломерации. Устойчивое партнерство взаимосвязанных хозяйствующих субъектов может иметь потенциал, который превышает простую сумму их потенциалов. Прирост потенциала возникает в результате сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров в длительном периоде. Благодаря конкуренции между участниками кластера система в целом оптимизируется, а за счет обмена информацией, специалистами, технологиями происходит процесс развития системы, в том числе, осуществляется перетекание финансовых ресурсов в сектора, наиболее необходимые для развития кластера.

Выделим основные преимущества региональной экономической системы, организованной по схеме кластера. Прежде всего, отметим, что кластерный подход предоставляет органам власти инструментарий эффективного взаимодействия с бизнесом. Участие представителей администрации в работе координационного совета кластера дает возможность органам власти непосредственно влиять на принятие организационных и экономических решений в кластере, выступая при этом в качестве равноправного партнера.

Кластер позволяет выявить проблемы и сильные стороны соответствующего сектора экономики. Координационный совет (представительство) кластера располагает достоверной информацией о деятельности предприятий, о рынках сбыта и трудовых ресурсов, что обеспечивает качественное стратегическое планирование как на уровне органов власти, так и на уровне предприятий.

Формирование кластера ведет к повышению эффективности деятельности малых предприятий. Это, в свою очередь, увеличивает налогооблагаемую базу и, соответственно, налоговые поступления в бюджет региона. Тиражирование, перенос знаний, успешных методик и алгоритмов на другие предприятия, входящие в кластер позволяет значительно повысить их общую экономическую устойчивость. Для малых и средних предприятий кластер существенно снижает барьеры выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы. Имидж кластера переносится внешними по отношению к кластеру партнерами и на отдельные предприятия. Используя репутацию кластера, предприятия малого и среднего бизнеса получают новые возможности доступа к финансовым ресурсам.

Кластер предоставляет предпринимателям новые возможности для систематизации возникающих проблем, выбора путей их преодоления. Взаимодействие с региональными и муниципальными властями позволяет найти методы и средства для решения той части из них, которые лежат в сфере компетенции региона или муниципального образования.

Также благодаря формированию кластера улучшается кадровое обеспечение предприятий; появляется инфраструктура для исследований и разработок; снижаются издержки; появляются возможности для более успешного выхода на внешние рынки; формируется основа для получения дополнительных конкурентных преимуществ, обусловленных не свойствами товара, а наличием развитых систем продвижения товара.

Снижение затрат происходит вследствие эффекта масштаба, который проявляется при кооперации производителей и потребителей. Кластеры стимулируют повышение производительности труда и внедрение инноваций. Постоянное взаимодействие способствует формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками.

Изучение зарубежного опыта формирования кластеров позволяет выделить следующие варианты их построения:

1) «сверху вниз» (ключевую роль играют органы власти, которые на начальном этапе определяют стратегию кластера, выделяют ресурсы для его развития, формируют координационный совет);

2) «снизу вверх» (инициатива исходит от хозяйственных субъектов, кластер возникает в результате объединения отдельных проектов и программ, интегрирующих его потенциальных участников);

3) смешанный вариант, при котором сочетаются оба вышеназванных подхода.

Выбор варианта зависит от наличия объективных предпосылок формирования кластеров на конкретной территории (заинтересованность предприятий в сотрудничестве, сложившиеся механизмы взаимодействия между предприятиями, инновационный уровень производства и т.д.), готовности органов власти к диалогу с бизнесом на условиях партнерства, развития инфраструктуры поддержки бизнеса и других факторов.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что государственные и территориальные программы поддержки кластерных инициатив могут быть весьма эффективны и приводят к положительным результатам, значимым не только для экономики отдельных предприятий и регионов, но и для экономики государства в целом. В то же время, несмотря на очевидную перспективность, кластерный подход на территории Российской Федерации получил недостаточное распространение, как по масштабу распространения, так и по практическим результатам. Начатые в некоторых регионах России (г. Москва, Иркутская область, Пермская область и некоторые другие) кластерные проекты в большинстве своем находятся в начальной стадии реализации.

Учитывая сложившуюся в Российской Федерации модель управления, именно региональные органы власти и органы местного самоуправления должны стать основными инициаторами кластерных проектов.

Программы развития кластеров должны быть основаны на детальном стратегическом и кластерном анализе отраслей/отрасли экономики региона и разработаны с привлечением всех заинтересованных сторон: органов власти (разного уровня), бизнеса, ассоциациями бизнеса, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, финансовыми организациями.

На основании международного опыта и лучшей практики можно говорить о следующих факторах успеха кластерной политики:

  • формализация государственной политики по отношению к кластерам, учитывающей страновую (региональную) специфику, особенности отрасли и участников кластера (программы развития кластеров);
  • формулирование долгосрочного видения кластеров (включение программ развития кластеров в стратегию страны/региона/муниципалитета);
  • развитие коммуникации между основными участниками кластера: компаниями, государственными органами, научно-образовательным сообществом, финансовыми организациями, торговыми ассоциациями и проч.;
  • активное использование государственного (муниципального) заказа как инструмента поддержки кластеров;
  • развитие научно-образовательной базы, расширение доступа к государственным НИОКР, стимулирование кооперации образовательного и реального секторов;
  • развитие инновационной инфраструктуры (инкубаторы, научные парки, особые экономические зоны).

К числу основных проблем, препятствующих масштабному и эффективному применению кластерных технологий в России можно отнести:

  • недостаток информированности представителей органов исполнительной власти и бизнеса в вопросах применения кластерного подхода;
  • отсутствие государственной политики, обеспечивающей системный подход и организацию взаимодействия различных уровней исполнительной власти при реализации кластерных проектов и как следствие - отсутствие организационной и финансовой поддержки кластерных инициатив;
  • отсутствие эффективной методологической базы, обеспечивающей применение кластерных организационных технологий;
  • недостаток подготовленных специалистов по вопросам применения кластерных организационных технологий;
  • низкий уровень развития субконтрактации и аутсорсинга.

В этой ситуации именно органы власти различного уровня должны стать своего рода катализатором формирования и развития кластеров, поощрять и побуждать компании к тому, чтобы повышать уровень эффективности за счет кооперации в решении общих проблем.

Используемые источники:

  1. Материалы круглого стола "Регионы России – инвестиционная привлекательность и кредитоспособность", Москва, 11 июля 2006 г.
  2. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. - 896 с.
  3. Панфилов В.С., Шураков А.Т., Стуков А.С. Инновационный тип экономического развития: возможности и ограничения финансирования // Проблемы прогнозирования, 2005, №2, с.3-18.

Пространственная экономика