Статья посвящена решению проблем одним из ключевых задач современности. Последовательно раскрываются вызовы и угрозы экономической безопасности в контексте Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года. Анализируются основные теоретические аспекты и суть государственного аудита.

Авторы уделяют внимание на то, что в мировом масштабе в практике государственного контроля и аудита в теоретических исследованиях доминирует «ревизорский» подход, при этом указывают на то, что по оценкам Бразильских экономистов, проведение государственного аудит уменьшает будущую коррупцию на 8 процентов, а также увеличивает вероятность последующих судебных исков на 20 процентов.

В результате исследования выявлено, что существуют ряд проблемных аспектов ограничивающих роль государственного аудита в целях обеспечения экономической безопасности. Из них к внутрисистемным относятся недостаточное методическое обеспечение и стандартизация, не всегда адекватная, стоящим задачам, квалификация инспекторов, ограниченный функционал органов государственного аудита.

Авторам удалось выявить противоречие, которое заключается в том, что при наличии деятельность органов внутреннего государственного финансового контроля и подразделений внутреннего аудита, мероприятия проводимые внешним органом государственного аудита дают результаты, позволяющие судить о поверхностном проведении внутреннего аудита, обусловленного сведением аудита к ревизии без учета целевых показателей и целей деятельности конкретного участника бюджетных правоотношений. Сформулирована целесообразность перехода на иные концептуальные основы организации деятельности субъектов системы государственного аудита и их взаимодействия, что требует продолжение исследований.

По статье даются следующие замечания: авторами анализированы материалы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, отчеты об исполнении бюджета Санкт-Петербурга, отчеты контрольно-счетной палаты за период с 2008 по 2018 гг. При этом выявлено, что, доля нарушений в объеме расходов бюджета Санкт-Петербурга на протяжении 2008-2011 гг. находилась на уроне, не превышающем 2%. В 2012 г. удельный вес нарушений составил 6,8 %. В 2014-2016 гг. удельный вес сумм, выявленных нарушений, составил более чем 25 % от объема расходов бюджета региона. Начиная с 2017 г. определяется тренд на сокращение удельного веса нарушений. В удельном весе суммы выявленных нарушений, в объеме расходов бюджета Санкт-Петербурга за период с 2008 по 2018 гг. имеют самое большое значение (40% в 2016 году). Целесообразно было бы анализировать, подробно описать этот год и выявить причины вместе с тем разработать мероприятия по устранению неполадок.

В общем, эти замечания не снижают научно-практическое значение статьи и она может быть опубликована в открытой печати.

Махкамова Ш.Ю.

Начальник отдела Института бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан, к.э.н.