Бизнес-кластеры
Бизнес-кластеры
Бизнес-кластер — это географическая концентрация взаимосвязанных предприятий, поставщиков и связанных с ними учреждений в определенной области.
Считается, что кластеры повышают производительность, с которой компании могут конкурировать на национальном и глобальном уровнях. Бухгалтерский учет является частью бизнес-кластера. В урбанистике используется термин агломерация. Кластеры также являются важными аспектами стратегического управления.
Термин «бизнес-кластер», также известный как отраслевой кластер, конкурентный кластер или кластер Портера, был введен и популяризирован Майклом Портером в книге «Конкурентное преимущество наций» (1990). Важность экономической географии, или, точнее, географической экономики, также была обращена на внимание Пола Кругмана в книге «География и торговля» (1991). С тех пор развитие кластеров стало центром внимания многих государственных программ. Основная концепция, которую экономисты называют агломерационной экономикой, восходит к 1890 году и работе Альфреда Маршалла.
Майкл Портер утверждает, что кластеры могут влиять на конкуренцию тремя способами:
- повышая производительность компаний в кластере,
- стимулируя инновации в этой области,
- стимулируя новые предприятия в этой области.
По словам Портера, в современной глобальной экономике сравнительное преимущество — то, как определенные места имеют особые возможности (например, гавань, дешевая рабочая сила) для преодоления высоких производственных затрат — менее актуально. Теперь конкурентное преимущество — то, как компании продуктивно используют ресурсы, требующие постоянных инноваций, — более важно. Портер утверждает, что экономическая деятельность встроена в общественную деятельность; что «социальный клей связывает кластеры вместе». Это подтверждается недавними исследованиями, показывающими, что, особенно в региональных и сельских районах, значительно больше инноваций происходит в сообществах с более сильными межличностными сетями.
Иными словами, бизнес-кластер — это географическое место, где накопление достаточного количества ресурсов и компетенций достигает критического порога, что дает ему ключевую позицию в данной отрасли экономики и с решающим устойчивым конкурентным преимуществом перед другими местами или даже мировым превосходством в этой области (например, Кремниевая долина и Голливуд).
Типы бизнес-кластеров
По составу:
После разработки концепции межорганизационных сетей в Германии и практического развития кластеров в Соединенном Королевстве; Многие считают, что существует четыре метода, с помощью которых можно идентифицировать кластер:
- Географический кластер — как указано выше, например, калифорнийский винный кластер [11] или цветочный кластер между Роттердамом и Амстердамом в Нидерландах.
- Отраслевые кластеры (кластер предприятий, работающих вместе из одного и того же коммерческого сектора, например, морской (юго-восточная Англия; Cowes, а теперь и Solent) и фотоника (Aston Science Park, Бирмингем))
- Горизонтальный кластер (взаимосвязи между предприятиями на уровне совместного использования ресурсов, например, управление знаниями, оборудование, лабораторные и испытательные инструменты, снабжение материалами, профессиональная занятость)
- Вертикальный кластер (т.е. кластер цепей поставок, участие и работа в процессе производства, )
Также ожидается — особенно в немецкой модели организационных сетей — что взаимосвязанные предприятия должны взаимодействовать и предпринимать решительные действия по крайней мере на двух отдельных уровнях соответствующих организаций.
По типу сравнительных преимуществ:
Различают несколько типов бизнес-кластеров, основанных на различных видах знаний:
- Высокотехнологичные кластеры — эти кластеры ориентированы на высокие технологии, хорошо адаптированы к экономике знаний и, как правило, имеют в качестве ядра известные университеты и исследовательские центры, такие как Силиконовая долина, East London Tech City или Paris-Saclay. Исключительным примером выдающегося высокотехнологичного кластера, в состав которого не входит университет, является High Tech Campus Eindhoven, расположенный в голландском городе Эйндховен.
- Исторические кластеры, основанные на ноу-хау — они основаны на более традиционных видах экономической деятельности, которые сохраняют свое преимущество в ноу-хау на протяжении многих лет, а для некоторых из них — на протяжении многих веков. Они часто являются отраслевыми. Примером может служить Лондон как финансовый центр.
- Кластеры факторной обеспеченности — они создаются, потому что сравнительное преимущество, которое они могли бы связать с географическим положением. Например, винодельческое производство кластеризовано из-за солнечных регионов, окруженных горами, где может расти хороший виноград. Это похоже на некоторые районы Франции, такие как Бургундия и Шампань, а также Ломбардия, Испания, Чили и Калифорния. Эти кластеры обычно возникают в развивающихся странах в определенных отраслях, таких как автомобилестроение, электроника или текстиль. В качестве примера можно привести кластеры электроники в Мексике (например, Гвадалахара) и Аргентине (например, в Кордове). Кластерные фирмы, как правило, обслуживают клиентов в развитых странах. К факторам, способствующим появлению кластеров, относятся наличие дешевой рабочей силы, географическая близость к клиентам (например, в случае Мексики для клиентов из США; Восточная Европа для западноевропейских клиентов).
- Кластеры услуг в области знаний – Подобно кластерам с низкими издержками производства, эти кластеры возникли, как правило, в развивающихся странах. Для них характерно наличие более дешевых навыков и опыта, удовлетворяющих растущий глобальный спрос на все более коммерциализированные (т.е. стандартизированные, менее специфичные для фирм) информационные услуги, например на разработку программного обеспечения, инженерную поддержку, аналитические услуги. В качестве примера можно привести Бангалор, Индия; Ресифи, Бразилия; Шанхай, Китай. Транснациональные корпорации сыграли важную роль в «кастомизации» условий ведения бизнеса в этих кластерах. Одним из примеров этого является установление партнерских связей с местными университетами для обеспечения поставок квалифицированных, но более дешевых инженеров.
Кластерный эффект
Кластерный эффект легче воспринимается в любой городской агломерации, так как большинство видов коммерческих заведений будут иметь тенденцию спонтанно группироваться по категориям.
Эффект кластера похож на сетевой эффект (но не совпадает с ним). Это похоже в том смысле, что независимые от цены предпочтения как рынка, так и его участников основаны на восприятии каждым из них другого, а не на том, что рынок просто является суммой действий всех его участников, как это обычно бывает. Таким образом, будучи эффектом, большим, чем сумма его причин, и поскольку он возникает спонтанно, кластерный эффект является обычно приводимым примером возникновения.
Однако эффект кластера не длится вечно. Чтобы поддерживать производительность кластера в долгосрочной перспективе, кластерам необходимо управлять открытостью сети для бизнеса за пределами кластера, одновременно способствуя прочным межорганизационным отношениям внутри кластера. Его относительное влияние также продиктовано другими рыночными факторами, такими как ожидаемый доход, сила спроса, налоги, конкуренция и политика. Например, в случае с Силиконовой долиной, как указано выше, увеличение скученности в долине привело к острой нехватке офисных и жилых помещений, что, в свою очередь, вынудило многие компании переехать в альтернативные места, такие как Остин, штат Техас, и Роли-Дарем, штат Северная Каролина, хотя они хотели бы остаться в долине.
Иногда кластерные стратегии все еще не дают достаточного положительного эффекта, чтобы быть оправданными в определенных отраслях.
Кластеры также могут потерпеть неудачу, если региональная экономика не адаптируется в ногу со временем. В Детройте, когда автомобильная промышленность пришла в упадок, кластер и город пришли в упадок вместе с ним. Кластеры могут потерпеть неудачу, если они не воспользуются своим положением, чтобы заново изобрести себя и перейти в другие отрасли до того, как будет достигнут переломный момент.
С точки зрения уровня инновационной эффективности участников кластера этот тип системы, как правило, характеризуется низким уровнем освоения различных технологий из-за ограниченных контактов акторов с промышленными компаниями, ориентированными в основном на одни и те же сферы интересов.
Рекомендуемая литература
- Портер, Майкл Э. (25 июля 2016 г.). «Местоположение, конкуренция и экономическое развитие: локальные кластеры в глобальной экономике». Ежеквартальный журнал экономического развития. 14 (1): 15–34. DOI:10.1177/089124240001400105. S2CID 46341908.
- Википедия.
Статьи в журнале по теме: Бизнес-кластеры
Посмотреть еще в категории: Инновационный кластер