
Туризм в социально-экономическом развитии Республики Дагестан
Tourism in the socio-economic development of the Republic of Dagestan
Авторы
Аннотация
Целью статьи является анализ основных аспектов реализации туристического потенциала Республики Дагестан как ключевого приоритета развития региона. Методология исследования – логический и экономико-математический методы, корреляционный анализ ряда статистических показателей. В рамках исследования проведена оценка туристического потенциала региона посредством определения его привлекательности и пропускной способности, проведен анализ эффективности его реализации посредством определения степени загрузки производственных мощностей туристической отрасли, выявлены его реализации. По результатам исследования был выявлен низкий уровень развития туристской привлекательности региона, показатели количества коллективных средств размещения характеризуются критически низкой величиной и чрезмерной перегруженностью. Не наблюдается зависимости между формированием собственных налогов региона и показателями доходов коллективных средств размещения от предоставляемых услуг несмотря на то, что величина объема платных туристских услуг играет существенную роль в контексте формирования величины собственных налоговых доходов региона. Выявленные проблемы требуют увеличения числа различных категорий коллективных средств размещения с равномерным распределением их по всей территории региона, учитывая горные и предгорные зоны с целью удовлетворения потребностей по размещению максимального количества лиц, посещающих регион. Целесообразна поддержка услуг, ориентированных на обслуживание туристов и возрастающие потребности местного населения по всей территории республики. Практическая реализация обозначенных рекомендаций позволит сформировать стабильный тренд развития туризма в Республике Дагестан и гарантировать наиболее эффективную и полную реализацию туристского потенциала региона.
Ключевые слова
Туристический потенциал, коллективные средства размещения, корреляционный анализ, регион, туристская привлекательность, собственные налоговые доходы.
Рекомендуемая ссылка
Туризм в социально-экономическом развитии Республики Дагестан// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (82). Номер статьи: 8202. Дата публикации: 30.04.2025. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8202/
Authors
Abstract
The purpose of the article is to analyze the main aspects of the implementation of the tourist potential of the Republic of Dagestan as a key priority for the development of the region. The research methodology is logical and economic-mathematical methods, correlation analysis of a number of statistical indicators. The study assessed the region's tourism potential by determining its attractiveness and capacity, analyzed the effectiveness of its implementation by determining the degree of utilisation of production capacities in the tourism industry, and identified its implementations. The results of the study revealed a low level of development of the region’s tourist attractiveness; the number of collective accommodation facilities is characterized by a critically low value and excessive congestion. There is no correlation between the formation of the region’s own taxes and the income indicators of collective accommodation facilities from the services provided, despite the fact that the volume of paid tourist services plays a significant role in the context of the formation of the region’s own tax revenues. It is advisable to support services aimed at servicing tourists and the growing needs of the local population throughout the republic. Practical implementation of the designated recommendations will allow for the formation of a stable trend in the development of tourism in the Republic of Dagestan and guarantee the most effective and complete implementation of the region's tourism potential.
Keywords
Tourism potential, collective accommodation facilities, correlation analysis, region, tourist attractiveness, own tax revenues
Suggested Citation
Tourism in the socio-economic development of the Republic of Dagestan// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (82). Art. #8202. Date issued: 30.04.2025. Available at: https://eee-region.ru/article/8202/
Введение
Наличие песчаного берега Каспия (соленая лечебная вода, мелкий песок, купальный сезон длится 150 дней, 200 дней в году солнечные), гор (уникальные ландшафты, природные памятники) богатая история, уникальная архитектура, разнообразие этнокультуры, и традиционная кухня, гостеприимный народ, ускоренно развивающаяся инфраструктура туризма и досуга характеризуют наличие перспектив в развитии туризма на всей территории Республики Дагестан.
В последние годы под влияние многих факторов происходит существенный рост интереса к региону и наблюдается устойчивый рост турпотока. Туристские маршруты в горах Дагестана выстроены по популярным туристским локациям, привязанным к уникальным природным и архитектурно-историческим объектам и памятникам, представляющим интерес для туристов. Рост турпотока оказывает влияние на развитие сельских территорий, происходит значительная трансформация видов хозяйственной деятельности и рост предпринимательской активности по всему туристскому маршруту.
Туристская деятельность характеризуется относительно стабильным спросом и высоким мультипликативным эффектом по сравнению с другими отраслями регионального хозяйства и потому специализация на данной деятельности обеспечивает устойчивое развитие региона. Суммарный или мультипликативный вклад туристического сектора в экономику на мировом, национальном, региональном и местном уровнях базируется на трех основных показателях [2]: прямом вкладе, косвенном эффекте и тратах на личные нужды населения, трудоустроенного в туризме и секторах-поставщиках туристического бизнеса (вынужденный вклад) [13]. В связи с этим высокую актуальность приобретает проблема развития туристской деятельности в регионе в интересах обеспечения устойчивости развития и повышения конкурентоспособности всего региона.
Характеристика методики исследования
С учетом сложившейся международной обстановки Республика Дагестан получила дополнительный импульс развития туризма, что подтверждается и планами Министерства по туризму и народным художественным промыслам РД (Минтуризма РД) на ближайшую и долгосрочную перспективу, нашедших отражение в проекте Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года [7]. Так, Минтуризмом предложена модель развития туризма, базирующейся на 5-ти приоритетных туристских территориях: «Прибрежная», «Южная», «Горная», «Северная» и «Предгорная». В частности, основные туристские кластеры представлены: «Прибрежным», «Сулакским каньоном», «Горным», «Активным туризмом и рыболовством» (Ачикольские озера) и «Дербент — как новый центр туризма России на Каспийском море».
С каждым годом отмечается рост внутреннего и въездного туристского потока. К примеру, туристский поток в республику за 2023 год составил 1 094 тыс. человек [10], что на 37% больше в сравнении с данными за 2022 г. В свою очередь, растущий турпоток активизировал инвестиции в гостиничное хозяйство. Общий номерной фонд средств размещения в 2023 году в республике, согласно данным Минтуризма РД, составил 10 466 номеров, что на 12 % выше показателя за 2022 год. Данная информация позволяет сделать вывод о положительной динамике развития туристской отрасли.
Географическое положение Республики Дагестан, расчлененность рельефа и наличие водного бассейна Каспийского моря имеют несколько отличительных свойств, важных для объяснения современного состояния туристического потенциала (ТП) региона. Анализ экономико-географических характеристик Республики Дагестан позволил выявить отличительные свойства географического положения региона на уровне Российской Федерации, которые представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Отличительные свойства географического положения Республики Дагестан
Активное развитие туризма требует комплексного анализа состояния количественных и качественных характеристик, отражающих состояние туристско-рекреационного комплекса Республики Дагестан для определения перспектив развития туризма по видам и по территориальным туристским комплексам.
Существуют различные методики анализа туристического потенциала региона, в частности в научной литературе можно встретить: методику, основанную исключительно на анализе статистических данных, методику многоугольника конкурентоспособности, методику прогнозирования и выстраивания временных рядов, методику загрузки производственных мощностей, методику анализа причинно-следственных связей и т. д. При этом в разрезе настоящего исследования наибольший интерес представляет методика, рассматриваемая авторами Юдиной Т.А. и Григорян Ц.А. в работе [12], где эффективность управления ТП региона определяется как степень сбалансированности туристической привлекательности региона и реализации его пропускной способности (степень загрузки производственных мощностей) и определяется в несколько этапов.
В соответствие с данной методикой, используя статистические данные Федеральной службы государственной статистики и отчетные данные органов исполнительной власти региона был проведен анализ туристического потенциала Республики Дагестан за 2023 г. Результаты проведенного исследования на каждом этапе представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Анализ туристического потенциала Республики Дагестан в 2023 г.
Характеристика | Показатель | Значение в РД | Эталон (максимальное значение в рейтинге) | Результат (значение/ значение эталона) в РД |
Туристическая привлекательность | Индекс социально-экономического положения [6] | 35,432 баллов из 100 | Москва (94,399 баллов) | Конкурентоспособность: 35,432/94,399 =0,375 |
Индекс качества жизни населения [5] | 45,680 баллов из 100 | Москва (83,640 баллов) | Конкурентоспособность: 45,68/83,64=0,546 | |
Сводный экологический индекс [11] | 67,0 баллов из 100 | Тамбовская область (81,0 баллов) | Конкурентоспособность: 67/81= 0,827 | |
Среднее арифметическое | Туристическая привлекательность: (0,375+0,546+0,827)/3=0,582 | |||
Пропускная способность (ПС) | Число мест в коллективных средствах размещения (КСР) [1], единиц | 19848 | Российская Федерация (1592600) | Доля на российском рынке: 19848/1592600=0,01 |
Туристический потенциал (ТП) | ТП*ПС | 0,582*0,01=0,005 | ||
Управление ТП | Число размещенных лиц в коллективных средствах размещения | 537,3 тыс. чел. [10] | Российская Федерация (29163,9 тыс. чел. | Доля на российском рынке: 537,3/29163,9=0,02 |
Пропускная способность коллективных средств размещения (26,2 тыс. чел.) [3] | Степень загрузки производственных мощностей: 537,3/26,2=20,5 | |||
Туристическая привлекательность/Степень загрузки производственных мощностей | Сбалансированность: 0,582/20,5=0,03 | |||
Среднее арифметическое степени загрузки производственных мощностей и сбалансированности управления туристическим потенциалом | Эффективность: (20,5+0,03)/2=10,2 |
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что туристская привлекательность Республики Дагестан находится на низком уровне – регион сложно назвать наиболее благоприятной территорией для туризма среди регионов России по социально-экономическим и экологическим характеристикам, среднее арифметическое которых составило 0,582. Кроме того, пропускная способность региона мала – доля на российском туристском рынке по числу КСР составляет 0,01. Следовательно, туристический потенциал региона, рассчитанный как произведение туристской привлекательности и пропускной способности, оценен нами в 0,005 за 2023 г., что является достаточно низким показателем. При этом, согласно представленным в таблице 1 расчетам, производственные мощности региона за рассматриваемый период были перегружены. Туристская привлекательность и степень загрузки производственных мощностей региона не являются сбалансированными – наблюдается весомый разрыв значений обозначенных показателей, согласно чему управление туристическим потенциалом региона можно охарактеризовать как слабоэффективное, но имеющее потенциал к повышению, поскольку наблюдаемое с 2015 г. зарождение туризма в регионе все больше приобретает устойчивый характер.
Таким образом, по результатам анализа туристического потенциала Республики Дагестан за рассматриваемый период сделан вывод о том, что регион характеризуется очень слабой инфраструктурной базой – показатели количества КСР являются критически низкой величиной, что неизбежно влечет за собой их перегруженность. Произведенные расчеты, характеризующие высокую загруженность КСР подтверждают также наличие значительной доли теневого сектора в разрезе оказания туристских услуг, так как существующая официальная инфраструктура не может обеспечить размещение такого потока туристов.
Туристско-рекреационное освоение региона распространяется и на территории со средним и пониженным значением потенциалом, часто такие районы имеют узкую туристскую специализацию, а имеющаяся туристская инфраструктура и достопримечательности пользуются спросом у местного населения. Некоторые районы Республики Дагестан, имеющие слабые позиции в ресурсном потенциале, но имеющие выгодное положение вблизи главных туристских центров региона, имеют в дальнейшем хорошие перспективы для организации различных форм отдыха. Реальные туристские потоки в значительной степени зависят от использования потенциала и исходных позиций конкретной территории.
В рамках настоящего исследования интересен вариант поиска зависимости между показателями величины собственных налоговых доходов Республики Дагестан и величины доходов КСР.
Методом привлечения параллельных данных в табл. 2 приведено сравнение динамики показателей доходов КСР от предоставляемых услуг и собственных налоговых доходов за период с 2015 по 2023 гг.
Таблица 2 — Показатели доходов КСР от предоставляемых услуг и собственных налоговых доходов по Республике Дагестан за 2015-2023 гг., тыс. руб.
Период | Доходы КСР от предоставляемых услуг без НДС, акцизов и аналогичных платежей, тыс. руб. [9] | Собственные налоговые доходы, тыс. руб. [4] |
2015 | 308 786,2 | 20 985 291 |
2016 | 842 671,6 | 23 832 886 |
2017 | 648 146,1 | 24 939 301 |
2018 | 737 744,6 | 30 066 903 |
2019 | 1 575 394,7 | 34 842 076 |
2020 | 284 799,6 | 37 827 136 |
2021 | 397 900,4 | 43 634 482 |
2022 | 3 661 288,4 | 39 262 658 |
2023 | 2 758 082,8 | 40 739 887 |
Анализ данных таблицы 2 позволяет выявить относительно четкую тенденцию к увеличению показателя собственных налоговых доходов республики при неоднозначной тенденции показателя доходов КСР от предоставляемых услуг за обозначенный период. В связи с чем для определения факторного и результативного признаков была построена диаграмма рассеяния для данной совокупности данных, которая представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Диаграмма рассеяния (поле корреляции)
Проведенная линия тренда показывает общую тенденцию увеличения показателя собственных налоговых доходов при наряду с нестабильной динамикой показателя доходов КСР от предоставляемых услуг, которые признаны в данном случае факторным признаком (χ-фактором) и изображены на горизонтальной оси. Показатель собственных налоговых доходов региона является результативным признаком (γ-фактор), отображенным по вертикальной оси.
Одним из методов изучения взаимосвязи является метод корреляционного анализа. Данный метод используется для определения тесноты и направления связи между двумя признаками при парной корреляции. При помощи коэффициента корреляции возможно определить наличие связи между анализируемыми в рамках данного исследования показателями, а также направление этой связи, если такая существует.
Коэффициент корреляции rxy находится в пределах от –1 до +1 ( -1≤ rxy ≤1 ) и в зависимости от направления связи может иметь положительный или отрицательный знак. Для расчета коэффициента корреляции в парной линейной связи применяем следующую формулу:
(1)
где n — число наблюдений;
xi, yi— наблюдения значения показателей (фактические значения);
x, y— средние значения для выборки.
Результатом проведенных расчетов коэффициента корреляции rxy представлены в таблице 3.
Таблица 3 — Вспомогательная таблица для определения линейного коэффициента корреляции между показателями доходов КСР от предоставляемых услуг и собственных налоговых доходов по Республике Дагестан за 2015-2023 гг.
Период | xi | yi | xi — x | yi — y | (xi — x)×(yi — y) | (xi — x)2 | (yi — y)2 |
2015 | 308786,2 | 20985291 | -10906028,2 | -11918111,2 | 129979256837936 | 118941451099195 | 142041374575565 |
2016 | 842671,6 | 23832886 | -10372142,8 | -9070516,22 | 94080689503556,2 | 107581346263592 | 82274264497283,1 |
2017 | 648146,1 | 24939301 | -10566668,3 | -7964101,22 | 84154015899365,3 | 111654478962225 | 63426908242405,5 |
2018 | 737744,6 | 30066903 | -10477069,8 | -2836499,22 | 29718200315585,6 | 109768991594072 | 8045727825060,6 |
2019 | 1575394,7 | 34842076 | -9639419,7 | 1938673,78 | -18687690226805,5 | 92918412152748,1 | 3758456025259,5 |
2020 | 284799,6 | 37827136 | -10930014,8 | 4923733,78 | -53816483086660, | 119465223528219 | 24243154336313,1 |
2021 | 397900,4 | 43634482 | -10816914 | 10731079,8 | -116077167323737 | 117005628483396 | 115156073673968 |
2022 | 3661288,4 | 39262658 | -7553526 | 6359255,78 | -48034803874880,3 | 57055755032676 | 40440134075463,4 |
2023 | 2758082,8 | 40739887 | -8456731,6 | 7836484,78 | -66271048471945 | 71516309354438,5 | 61410493707171,7 |
Сумма | 11214814 | 32903402 | — | — | 3893885508046,1 | 100656399607840 | 60088509662054,5 |
Среднее значение | 1246090 | — | — | — | — | — |
Источник: расчеты автора на основании данных [4]
С помощью оценки линейного коэффициента корреляции [8] возможно оценить полученный результат. В таблице 4 представлена оценка линейного коэффициента при различных его значениях с описанием характера связи, интерпретацией связи, а также наглядным представлением.
Рассчитанный коэффициент корреляции составляет 0,1.
Таблица 4 — Оценка линейного коэффициента при различных значениях
Значение линейного коэффициента связи | Характеристика связи |
r=0 | Взаимосвязь отсутствует |
Близко к 0, но положительно | Незначительная положительная взаимосвязь |
Близко к 1 | Сильная положительная взаимосвязь |
Близко к 0, но отрицательно | Незначительная отрицательная взаимосвязь |
Близко к –1 | Сильная отрицательная взаимосвязь |
r=1 | Функциональная (значению факторного признака соответствует только одно значение результативного признака) |
r=–1 |
Результаты исследования
На основании представленной корреляционной зависимости между показателями доходов КСР от предоставляемых услуг и собственных налоговых доходов за 2015-2023 гг. можно сделать вывод о том, что общая объясняющая способность этого соотношения является несущественной – между данными показателями существует прямая (т.к. rxy >0) незначительная положительная (т.к. значение близко к 0, но положительно) взаимосвязь, что свидетельствует о том, что на сегодняшний день формирование доходной базы региона не зависит от величины доходов КСР от предоставляемых услуг, не наблюдается отдача от развития туристического потенциала региона.
Слабая связь доходов КСР и доходной части консолидированного бюджета республики и высокий мультипликативный эффект от развития туризма характеризует необходимость анализа показателей по объему платных туристских услуг и собственных налоговых доходов Республики Дагестан. Результаты анализа наличие взаимосвязи, а также характера этой взаимосвязи между показателями величины собственных налоговых доходов Республики Дагестан и величины объема платных туристских услуг за период с 2016 по 2022 гг. (данные для расчета коэффициента корреляции представлены в табл. 5 и 6).
Таблица 5 — Показатели объема платных туристских услуг и собственных налоговых доходов Республики Дагестан за 2016-2022 гг., тыс. руб.
Год | Объем платных туристских услуг, млн. руб. | Собственные налоговые доходы, млн руб. |
2016 | 2682,2 | 23832,8 |
2017 | 2417,9 | 24939,3 |
2018 | 2925,7 | 30066,9 |
2019 | 3133,4 | 34842,1 |
2020 | 2504,9 | 37827,1 |
2021 | 3331,1 | 43634,5 |
2022 | 3627,3 | 40739,8 |
Источник: расчеты автора по данным [9]
В целом данные таблицы 5 характеризуют тенденцию к стабильному увеличению объема платных туристских услуг по всем видам деятельности наряду со стабильным увеличением величины собственных налоговых доходов региона. Далее строим диаграмму рассеяния для данной совокупности данных (рис. 3).
Рис. 3. Диаграмма рассеяния (поле корреляции)
Проведенная линия тренда характеризует существенную связь между обозначенными показателями.
Таблица 6 — Вспомогательная таблица для определения линейного коэффициента корреляции
Период | xi | yi | xi — x | yi — y | (xi — x)×(yi — y) | (xi — x)2 | (yi — y)2 |
2016 | 2682,2 | 23832,8 | -263,9 | -9864,7 | 2603294 | 69643,21 | 97312306,1 |
2017 | 2417,9 | 24939,3 | -528,2 | -8758,2 | 4626081 | 278995,2 | 76706067,2 |
2018 | 2925,7 | 30066,9 | -20,4 | -3630,6 | 74064,24 | 416,16 | 13181256,4 |
2019 | 3133,4 | 34842,1 | 187,3 | 1144,6 | 214383,6 | 35081,29 | 1310109,16 |
2020 | 2504,9 | 37827,1 | -441,2 | 4129,6 | -1821980 | 194657,4 | 17053596,2 |
2021 | 3331,1 | 43634,5 | 385 | 9937 | 3825745 | 148225 | 98743969 |
2022 | 3627,3 | 40739,8 | 681,2 | 7042,3 | 4797215 | 464033,4 | 49593989,3 |
Сумма | 20622,5 | 235882,5 | — | — | 14318804 | 1191052 | 353901293 |
Среднее значение | 2946,1 | 33697,5 | — | — | — | — | — |
Источник: расчеты автора по данным Минтуризма РД [3] и отчета по форме № 1-НМ за 2016-2022 гг. [4]
Рассчитанный в данном случае коэффициент корреляции согласно выражению (1) (rxy=0.7) позволяет сделать вывод о том, что собственные налоговые доходы республики увеличиваются в связи с увеличением объема платных туристских услуг по всем видам деятельности. Данный процесс является благоприятной тенденцией, поскольку республиканские муниципалитеты получают налоговые доходы, необходимые для решения их социально-экономических задач, в частности в контексте развития туристско-рекреационного комплекса региона.
Таким образом, для реализации потенциала республики необходимо правильно расставить акценты, сделав приоритетной наряду с сельскохозяйственной отраслью (плодоовощная, рыбная, мукомольная, молочная и мясная) и промышленным производством также и туризм, для развития которого необходимо совместно с администрациями муниципалитетов проработать комплекс мероприятий по обустройству санитарных зон, увеличению количества и благоустройству пляжных территорий, организации процедуры аттестации гидов, экскурсоводов и инструкторов-проводников, обеспечить грантовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма и разработку новых линеек туристского продукта.
Туристская деятельность позволяет значительно увеличивать объем совокупного спроса в регионе, обеспечивая приток инвестиций в развитие региональной экономики, что способствует увеличению темпа регионального экономического роста. Однако по результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что туристический потенциал региона на сегодняшний день не характеризуется благоприятными социально-экономическими условиями – регион при ограниченных возможностях размещения туристического потока работает на пределе своих возможностей. В условиях нынешних реалий не наблюдается прямой зависимости между формированием доходной базы региона и показателями доходов КСР от предоставляемых услуг. Однако возможна отдача в отдаленной перспективе от развития туристической сферы, поскольку рассчитанный коэффициент корреляции по данной взаимосвязи является положительной величиной (0,1). При этом величина объема платных туристских услуг характеризуется как значимый фактор в разрезе формирования величины собственных налоговых доходов региона. В данном контексте отметим, что сфера платных туристских услуг характеризуется более коротким интервалом отдачи, в отличие от развития туристско-рекреационного комплекса региона в целом, который формируется за счет мультипликативного эффекта от развития других отраслей экономики региона.
Заключение
Выявленные проблемы и высокий спрос на туристские услуги в Дагестане характеризуют необходимость стимулирования создания коллективных средств размещения в разных территориальных зонах республики с учетом сформировавшихся туристских маршрутов и растущего спроса. Правила ценового маркетинга требуют охвата объектов КСР в разных ценовых категориях, что позволит удовлетворить потребности широкого круга потребителей туристских услуг и минимизировать долю теневого сектора туристского рынка. Кроме того, высокая корреляционная связь между объемом платных услуг и доходной базы характеризуют необходимость поддержки развития сферы платных услуг, в том числе ориентированных на обслуживание туристов и возрастающие потребности местного населения региона по всей территории республики. Практическая реализация обозначенных рекомендаций позволит сформировать стабильный тренд развития туризма в Республике Дагестан и гарантировать наиболее эффективную и полную реализацию туристского потенциала региона.
Список литературы
- ЕМИСС. Число коллективных средств размещения. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31579.
- Методология оценки социально-экономических эффектов от реализации плана туристско-рекреационного кластера по развитию экологического туризма / АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», 2021. – 5 с.
- Статистические данные. Минтуризма РД. – URL: https://mintourismrd.ru/.
- Отчет по форме № 1-НМ за 2017-2023 гг. – URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/9777509/.
- Рейтинг российских регионов по качеству жизни – 2023. – URL: https://ria.ru/20240212/kachestvo_zhizni-1926120093.html.
- Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2023 года. – URL: https://ria.ru/20240610/reyting-1951499062.html.
- Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года / Закон Республики Дагестан от 12 октября 2022 г.
- Улитина, Е.В., Леднева, О.В., Жирнова, О.Л. Статистика. 3-е изд. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. – 320 с.
- Федеральная служба государственной статистики. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации, кварталы (с 2011 г.). – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm.
- Федеральная служба государственной статистики. Туризм. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm
- Экологический рейтинг регионов. – URL: https://greenpatrol.ru/region?name=Daghestan.
- Юдина, Т.А., Григорян, Ц.А. Туристический потенциал региона: оценка и эффективное управление/ Т.А. Юдина, Ц.А. Григорян // Теоретическая экономика, 2019. – Т. 7. – № 1. – С. 78-83.
- Methodology WTTC / Oxford Economics travel & tourism economic impact research, 2020. –URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact/moduleId/1270/itemId/76/controller/DownloadRequest/action/QuickDownload.
References
- The number of collective accommodation facilities. [Chislo kollektivnykh sredstv razmeshcheniya]. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31579.
- ANO “Agentstvo strategicheskikh initsiativ po prodvizheniyu novykh proektov”. Methodology for assessing the socio-economic effects of the implementation of the tourism and recreational cluster plan for the development of ecological tourism. [Metodologiya otsenki sotsial’no-ekonomicheskikh effektov ot realizatsii plana turistsko-rekreatsionnogo klastera po razvitiyu ekologicheskogo turizma]. 2021. – 5 p.
- Ministry of Tourism of the Republic of Dagestan. Statistical data. [Statisticheskie dannye. Minturizma RD]. – URL: https://mintourismrd.ru/.
- Report on Form No. 1-NM for 2017-2023. [Otchet po forme № 1-NM za 2017-2023 gg.]. – URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/9777509/.
- RIA Novosti. Ranking of Russian regions by quality of life – 2023. [Reyting rossiyskikh regionov po kachestvu zhizni – 2023]. – URL: https://ria.ru/20240212/kachestvo_zhizni-1926120093.html.
- RIA Novosti. Ranking of the socio-economic situation of regions based on the results of 2023. [Reyting sotsial’no-ekonomicheskogo polozheniya regionov po itogam 2023 goda]. – URL: https://ria.ru/20240610/reyting-1951499062.html.
- Law of the Republic of Dagestan. Strategies for socio-economic development of the Republic of Dagestan for the period up to 2030. [Strategii sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan na period do 2030 goda]. October 12, 2022.
- Ulitina, E.V., Ledneva, O.V., Zhirnova, O.L. Statistics. [Statistika]. 3rd ed. – M.: Moskovskiy finansovo-promyshlennyy universitet «Sinergiya», 2013. – 320 p.
- Federal State Statistics Service. Main indicators of the activity of collective accommodation facilities in the Russian Federation and the constituent entities of the Russian Federation, quarters (since 2011). [Osnovnye pokazateli deyatel’nosti kollektivnykh sredstv razmeshcheniya po Rossiyskoy Federatsii i sub”ektam Rossiyskoy Federatsii, kvartaly (s 2011 g.)]. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm.
- Federal State Statistics Service. Tourism. [Turizm]. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm
- Green Patrol. Environmental rating of regions. [Ekologicheskiy reyting regionov]. – URL: https://greenpatrol.ru/region?name=Daghestan.
- Yudina, T.A., Grigoryan, Ts.A. Tourist potential of the region: assessment and effective management. [Turisticheskiy potentsial regiona: otsenka i effektivnoe upravlenie]. // Teoreticheskaya ekonomika, 2019. – Vol. 7. – No. 1. – P. 78-83.
- World Travel & Tourism Council (WTTC). Methodology WTTC / Oxford Economics travel & tourism economic impact research, 2020. –URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact/moduleId/1270/itemId/76/controller/DownloadRequest/action/QuickDownload.
Еще в рубриках
Экономика сферы услуг