Особенности и проблемы развития человеческого капитала ЗАТО Железногорск и пути их решения
Features and problems of human capital in CATF Zheleznogorsk and ways to solve them
Авторы
Аннотация
Статья посвящена особенностям и проблемам развития человеческого капитала в ЗАТО Железногорск, одном из ведущих научно-технологических центров России. В условиях дефицита трудовых ресурсов в малых городах, особенно в регионах с высоким научно-технологическим потенциалом, важным фактором становится квалификация специалистов. В работе рассмотрены основные проблемы, связанные с привлечением высококвалифицированных кадров, требования к квалификации специалистов, а также сложности, с которыми сталкиваются предприятия научно-технологической направленности. Выделены факторы и механизмы, влияющие на привлечение, удержание кадров и повышение миграционной активности, а также предложены пути решения данных проблем, направленных на улучшение качества человеческого капитала и укрепление инновационного потенциала региона.
Ключевые слова
человеческий капитал, ЗАТО Железногорск, закрытые административно-территориальные образования, трудовые ресурсы, квалификация специалистов, научно-технологический потенциал, миграционная активность, привлечение кадров, удержание специалистов, инновационные продукты, научные исследования.
Рекомендуемая ссылка
Особенности и проблемы развития человеческого капитала ЗАТО Железногорск и пути их решения// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Номер статьи: 8027. Дата публикации: 13.12.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8027/
Authors
Abstract
The article is devoted to the features and problems of human capital development in ZATO Zheleznogorsk, one of the leading scientific and technological centers of Russia. In the conditions of labor force shortage in small towns, especially in regions with high scientific and technological potential, the qualifications of specialists become an important factor. The paper considers the main problems associated with attracting highly qualified personnel, requirements for the qualifications of specialists, as well as the difficulties faced by enterprises with a scientific and technological focus. The factors and mechanisms influencing the attraction, retention of personnel and increasing migration activity are identified, and ways to solve these problems aimed at improving the quality of human capital and strengthening the innovative potential of the region are proposed.
Keywords
human capital, ZATO Zheleznogorsk, closed administrative-territorial entities, labor resources, qualifications of specialists, scientific and technological potential, migration activity, attracting personnel, retaining specialists, innovative products, scientific research.
Suggested Citation
Features and problems of human capital in CATF Zheleznogorsk and ways to solve them// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Art. #8027. Date issued: 13.12.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/8027/
Введение
Большой интерес для исследований пространственного научно-технического развития представляют города с высоким научно-технологическим потенциалом. Это малые города, в которых размещены научные центры и высокотехнологичные предприятия — центры научно-технического лидерства (центры превосходства). Чаще всего в этой категории относят наукограды, закрытые административно-территориальные образования государственных корпораций «Росатом» (ЗАТО ГК «Росатом) и «Роскосмос» (ЗАТО ГК «Роскосмос»).
Главным отличием городов науки и высоких технологий от других малых городов является наличие на его территории центра научно-технологического лидерства (центра превосходства). В статье авторов [6] даны определения, проведен подробный анализ и рассмотрена типологизация центров превосходства. Данные территории представляют собой малые моногорода с высоким научно-технологическим потенциалом и имеющие, как правило, узкую специализацию в единственном центре превосходства. Часто в исследовательской литературе такие города называют – город «ядро», делая акцент на его основном признаке моногорода.
Для решения поставленных Правительством России задач по активизации работы по научно-техническому развитию страны необходимо увеличение кадрового потенциала. Существующий рынок труда высококвалифицированных специалистов характеризуется высоким спросом, а также повышенными требованиями к квалификации специалистов.
На современном этапе главная проблема развития таких городов — это привлечение и удержание высокопрофессиональных кадров. Необходимо учитывать тот факт, что привлечение и удержание специалистов два связанных между собой, но разных по существу процесса. Первый характеризуется миграционной активностью населения. Второй удовлетворенностью проживания на территории и условиями трудовой деятельности. Чаще всего факторы, влияющие на данные процессы, имеют общие направления, но по существу отличаются друг от друга своим особенностями и содержанием. При принятии решения о выборе места работы специалист оценивает предлагаемые условия, которые связанны с его ожиданиями. При удержании сравниваются реалии с теми ожиданиями, которые были при приеме на работу. В случае их несоответствия специалист покидает место работы. Важно руководству территории и организаций минимизировать различия между ожиданиями и фактическим состоянием трудовой и городской среды для удержания специалистов высокого уровня.
Результаты исследований
Развитие градообразующего сектора в малых городах с высоким научно-технологическим потенциалом напрямую связанно с развитием территорий их присутствия. В настоящий момент, в малых городах наблюдается тенденция на уменьшение численности жителей. Более детально основные причины снижения численности и качественного изменения структуры населения рассмотрены в работе [1].
Решение проблемы привлечения высокопрофессиональных кадров, с целью устранения дефицита и изменения качественной структуры кадрового потенциала предполагает следующие пути:
- Долгосрочный. Построенный на профориентационной работе среди учащихся школ и целевых договорах на обучение с последующим возвратом специалистов на территорию городов, имеющий период подготовки кадров порядка 19–22 лет c момента рождения [8].
- Среднесрочный. Данный вариант позволяет обеспечить пополнение кадрового потенциала за счет молодых специалистов, принимаемых из СУЗов и ВУЗов. Требует от центров превосходства системной работы с учебными учреждениями, наличия среднесрочного прогноза необходимых специальностей с учетом естественного выбытия кадров и обновления технологического передела. Период реализации 3–5 лет [7].
- Оперативный. Позволяет в кратчайшие сроки удовлетворить потребность в кадрах с рынка труда готовыми специалистами. В настоящий момент это наиболее предпочтительный вариант, дающий возможность оперативно решать проблемы увеличения численности специалистов в центрах превосходства. Требует особого подхода к условиям оплаты и проживания специалиста. Период реализации в течение года [7].
Необходимо отметить, что спрос на рынке высококвалифицированных специалистов в настоящий момент высокий и потребность в кадрах испытывают большинство предприятий высокотехнологичного сектора экономики. В качестве главного фактора стимулирующего привлечение инженерных и научных элит, предприятия и организации предлагают высокий уровень заработных плат. Уровень оплаты достиг высоких и близких по уровню значения. В связи с этим особую роль по привлечению кадров приобретают другие факторы, стимулирующие миграционную активность специалистов.
Как показывают социологические исследования, проведенные в ЗАТО Железногорск, с целью выявления факторов, влияющих на привлечение и закрепление научных кадров необходимо выполнение ряда условий:
- на территории города должен функционировать современный центр научно-технологического лидерства, удовлетворяющий научным и профессиональным запросам молодых ученых, и обеспечивающий тренд на развитие;
- оплата в центре научно-технологического лидерства должна быть соответствующая ожиданиям молодых ученых и специалистов;
- в муниципальном образовании должны быть в наличии жилье, удовлетворяющее запросам по комфортности и доступности оплаты молодых ученых;
- городская социокультурная среда должна позволять реализовываться вне научных интересов молодых ученых и их семьям;
- требуется наличие и развитие на территории муниципального образования особой профессиональной среды обмена знаниями и опытом.
В подтверждении сделанных выводов приведем итоговые результаты исследований, проводившихся в ЗАТО Железногорск на протяжении последних 10 лет, по оценке мер и условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи на территории городов присутствия корпорации, которые сгруппированы и представлены в таблице 1. Данные исследования в большей мере отражают пожелания молодежи во всех городах с высоким научно-технологическим потенциалом и разбиты на следующие категории: сервисы по улучшению пространственной среды, сервисы по развитию бизнес-среды и агломерационные мероприятия, столичные сервисы.
Таблица 1. Перечень необходимых сервисов для удержания талантливой молодежи по итогам сессий стратегического планирования, проводимых в ЗАТО Железногорск
№ | Направление | № | Сервис | Описание |
1. | Бизнес-среда | 1.1. | Эффективное использование муниципального имущества | Свободные муниципальные здания приводятся в соответствие с современными стандартами и потребностями арендаторов (исходя из предполагаемой сферы деятельности и запроса потребителей). Предоставляются с около нулевой ставкой аренды предпринимателям, НКО и любым другим желающим |
1.2. | Создание логистического центра | Организация движения и складских помещений для оптимизации логистики доставки товаров народного потребления для МСП и градообразующих предприятий | ||
1.3. | Создание упрощенной системы получения в аренду участков и помещений для малого бизнеса. | Создание системы, максимально упрощающей и сокращающей процедуру оформления участков и помещений | ||
1.4. | Строительство постоянно действующего (крытого) рынка для местных сельхозпроизводителей и дачников – эко продукты для населения от населения. | Строительство (реконструкция) постоянно действующего объекта для продажи местной продукции | ||
1.5. | Организация единой биржи муниципальных контрактов и «мелких» контрактов для поставщиков градообразующего сектора | Простая и технологичная платформа контрактации для так называемых мелких закупок | ||
2. | Столичные сервисы | 2.1. | Наличие отелей, соответствующих современным стандартам. | Строительство современных отелей, которые позволят с комфортом размещать гостей города (в том числе семьи проживающих здесь сотрудников предприятий) реновация имеющихся зданий в соответствии с современными стандартами качества |
2.2. | Развитая современная сеть общественного питания. | Развитая система общепита (от веганских кафе до ирландских баров, на разных вкус), кофейни, где можно общаться и работать. Всепогодные общественные пространства для совместной деятельности и творчества. Упрощенные условия для организации такого досуга. | ||
3. | Агломерационные процессы | 3.1. | Организация сообщений ЖД сообщения между городом и столицей региона. | Создание условий для удобного железнодорожного сообщения: скоростная электричка. |
3.2. | Организация удобного автобусного сообщения город – столица региона, комфортный городской транспорт. | Строительство современного автовокзала; новые автобусы (микроавтобусы); цифровые сервисы приобретении, обмена, сдачи билетов (приложение); остановки комфорт-класса; система цифрового обслуживания | ||
4. | Пространственная и социокультурная среда | 4.1. | Доступное комфортное жилье. | Строительство современного коттеджного поселка, реновация имеющегося жилого фонда, придание ему современного облика с сохранением исторической аутентичности |
4.2. | Общественные пространства -сохранение городской идентичности | Поддержание исторической атмосферы с современным колоритом, которая вызывает желание чаще посещать место и жить в городе, реставрация зданий в историческом центре города | ||
4.3. | Культурная среда — обеспечение возможности культурного досуга и культурного разнообразия. | Создание пространства, позволяющего проводить культурные мероприятия по современным стандартам. | ||
4.4. | Спортивная среда — создание условий для занятий спортом и физкультурой. | Строительство комплексного спортивного центра (бассейн, тренажерный зал, зал для легкой атлетики, залы для игровых видов), а также комплекса зимних видов спорта (лыжные и горнолыжные трассы, прокат, фуд-корт, душевые и т.п.), аквапарка | ||
4.5. | Транспортная доступность — создание условий для комфортного перемещения по городу и ответа на запрос населения на здоровый образ жизни. | Вело-пешеходная транспортная система — тротуары для пешего перемещения и дорожки для велосипедистов, самокатчиков, исполненные по современным стандартам. | ||
4.6. | Образовательная среда — создание современной образовательной среды. | Создание современной образовательной среды, внешний вид и техническое оснащение которой соответствует современным требованиям и запросам потребителей | ||
4.7. | Медицинское обслуживание — создание современного центр медицинских услуг. | Широкий спектр услуг: от профилактики заболеваний до точной диагностики, эффективного терапевтического и хирургического лечения и качественной реабилитации. Необходимые характеристики: единая электронная карта, связь с другими медцентрами страны (более высокого уровня) (может быть, филиал одного из центральных). |
Источник: составлено автором
Основные механизмы привлечения специалистов можно разбить на несколько групп: заработная плата, доступное комфортное жилье, комфортная городская среда, сервисы столичности или агломерационные процессы, в случае если город близок к региональному центру. Схематично они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Механизмы привлечения талантливой молодежи в города науки и высоких технологий.
В качестве главного мотивирующего фактора привлечения специалистов является высокий уровень заработной платы. Решение проблемы заработной платы в градообразующем секторе относится к компетенции базовых предприятий и не входит в данное исследование, тем не менее хотелось бы отметить, что органы местного самоуправления должны способствовать созданию особой бизнес-среды для развития и увеличения научно-технологического потенциала городов. Не менее важным фактором является доступное современное комфортное жилье. Чаще всего в качестве инструментов в данном направлении используются: арендное жилье, выделяемое организацией или распределяемое по федеральной программе; льготный ипотечный кредит, с субсидируемой организацией процентной ставкой. Однако необходимо отметить, что на рынке жилья должно присутствовать необходимое количество жилых помещений, удовлетворяющее ожиданиям и требованиям специалистов по комфортности проживания. Для решения данной проблемы муниципальные органы власти должны проводить системную работу по корректировке генерального плана и выделению участков под строительство нового жилья, обеспечить их инженерной инфраструктурой и выделить земельный участок под строительство по льготной цене, что в целом позволит снизить себестоимость жилья и сделать его доступным для данной категории. Многие исследователи отмечают повышенный интерес, предъявляемый к пространственному развитию города со стороны высокопрофессиональных специалистов при выборе территории проживания. Современное пространственное развитие территории представляет из себя множество взаимосвязанных и концептуально интегрированных сфер. Как правило — это все сферы жизни человека, которую он проводит вне предприятия и которая ориентирована не только на самого работника, но и членов его семьи. Немаловажным фактором привлечения и удержания молодых специалистов, окончивших престижные столичные вузы, должны стать сервисы столичности. Сервисы столичности – это особый набор услуг, предоставляемый населению, характерный для столичных городов (наличие баров, ресторанов, кафе, спортивных клубов, дополнительного образования и т. д.). При включенности малого города в агломерацию крупного регионального центра и транспортной доступности часть столичных сервисов могут быть получены в мегаполисе. Агломерационные процессы делают малый город наиболее привлекательным.
Выводы
Данное исследование позволяет выявить основные причины уменьшения численности населения, оценить факторы привлекательности территории и разработать базовые подходы привлечения и удержания новых специалистов. Выявлено, что главным мотивирующим фактором привлечения специалистов по всем проведенным опросам является высокий уровень заработной платы, но не менее важным фактором является доступное комфортное жилье. В работе выявлен особый фактор привлекательности территории — создание бизнес-среды для развития научно-технологического потенциала городов.
Проведенные на примере ЗАТО Железногорск исследования показывают, что города с высоким научно-технологическим потенциалом должны стать местом проживания специалистов с привлекательными условиями для жизни и возможностью самореализации в различных сферах, а также работой позволяющей обеспечить высокий уровень благосостояния. Для решения данных задач органам местного самоуправления в городах с высоким научно-технологическим потенциалом необходимо создать комфортную городскую среду, построить качественное комфортное жилье, создать современную социокультурную среду и обеспечить дополнительные сервисы столичности.
Литература
- Белякова, Г.Я. Формирование модели устойчивого развития городов науки и высокотехнологического производства / Г.Я. Белякова, С.Д. Проскурнин // Первый экономический журнал, 2023. -№ 1(331). – C. 26–40.
- Гершман, М. А. Делаем науку в России: взаимодействие науки и общества// Наука. Технологии. Инновации. ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Дата выпуска 13.09.2023 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/859123556.html
- Закон Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-I «О закрытом административно-территориальном образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1992 г. — № 33. — ст. 1915.
- Мамедьяров, З.А. ЕС стандартизирует требования к ученым // Наука. Технологии. Инновации. ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Дата выпуска 31.08.2023 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/858690634.html
- Нефедова, А. И. Какие меры поддержки нужны молодым ученым // А. И. Нефедова, Е. И. Чефанова / Наука. Технологии. Инновации. ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Дата выпуска 11.09.2023 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/858690634.html
- Проскурнин, С.Д. Центр превосходства — базовый элемент управления инновационным развитием // Социальные и экономические системы. Экономика, 2022. — № 6–4(33). – С.141-163.
- Проскурнин, С.Д. Механизмы формирования системы привлечения и закрепления талантливой молодежи в городах науки и высоких технологий / С.Д. Проскурнин, Г.Я. Белякова // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2023. — №2 (74). Номер статьи: 7418. Дата публикации: 25.06.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7418/ — DOI:10.24412/1999–2645-2023-274-18.
- Проскурнин, С.Д. Концепция формирования образовательного ядра саморазвивающейся инновационной экосистемы городов науки и высоких технологий (на примере ЗАТО Железногорск) // Бизнес. Образование. Право, 2023. — №3 (64). -С. 127–135. DOI: 10.25683/VOLBI.20
- Указ президента Российской Федерации от 02.07 2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2021 г. — № 27. — ст. 5351 (Часть II)
References
- Belyakova, G.Y., Proskurnin, S.D. Formation of the Sustainable Development Model of Science Cities and High-Tech Production. [Formirovanie modeli ustoichivogo razvitiya gorodov nauki i vysokotekhnologicheskogo proizvodstva]. // The First Economic Journal, 2023. — No. 1(331). — P. 26-40.
- Gershman, M.A. Doing Science in Russia: Interaction Between Science and Society. [Delaem nauku v Rossii: vzaimodeystvie nauki i obshchestva]. // Science. Technologies. Innovations. ISSEK HSE. Release date: 13.09.2023 / [Electronic resource]. — Available at: https://issek.hse.ru/news/859123556.html
- Law of the Russian Federation of 14.07.1992 No. 3297-I «On Closed Administrative-Territorial Entities». [Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 14.07.1992 № 3297-I «O zakrytom administrativno-territorial’nom obrazovanii»]. // The Records of the Congress of People’s Deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation, 1992. — No. 33. — Art. 1915.
- Mamedyarov, Z.A. The EU Standardizes Requirements for Scientists. [ES standartiziruet trebovaniya k uchenym]. // Science. Technologies. Innovations. ISSEK HSE. Release date: 31.08.2023 / [Electronic resource]. — Available at: https://issek.hse.ru/news/858690634.html
- Nefedova, A.I., Chefanova, E.I. What Support Measures Are Needed for Young Scientists? [Kakie mery podderzhki nuzhny molodym uchenym]. // Science. Technologies. Innovations. ISSEK HSE. Release date: 11.09.2023 / [Electronic resource]. — Available at: https://issek.hse.ru/news/858690634.html
- Proskurnin, S.D. The Center of Excellence — A Core Element of Managing Innovative Development. [Tsentro prevozhodstva — bazovyi element upravleniya innovatsionnym razvitiem]. // Social and Economic Systems. Economics, 2022. — No. 6-4(33). — P. 141-163.
- Proskurnin, S.D., Belyakova, G.Y. Mechanisms for the Formation of a System to Attract and Retain Talented Youth in Science Cities and High-Tech Zones. [Mekhanizmy formirovaniya sistemy privlecheniya i zakrepleniya talantlivoy molodezhi v gorodakh nauki i vysokikh tekhnologiy]. // Regional Economics and Management: Electronic Scientific Journal, 2023. — No. 2 (74). Article No.: 7418. Date of publication: 25.06.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7418/- DOI:10.24412/1999–2645-2023-274-18.
- Proskurnin, S.D. Concept of Forming the Educational Core of a Self-Developing Innovation Ecosystem in Science Cities and High-Tech Zones (Example of the Closed Administrative-Territorial Formation of Zheleznogorsk). [Kontseptsii formirovaniya obrazovatel’nogo yadra samorazvivayushcheysya innovatsionnoy ekosistemy gorodov nauki i vysokikh tekhnologiy (na primere ZATO Zheleznogorsk)]. // Business. Law, 2023. — No. 3 (64). — P. 127-135. DOI: 10.25683/VOLBI.20
- Decree of the President of the Russian Federation No. 400 of 02.07.2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». [Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 02.07.2021 № 400 «O Strategii natsional’noy bezopasnosti v Rossiiskoy Federatsii»]. // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2021. — No. 27. — Art. 5351 (Part II).