Главная страница » Публикации » №4 (76) » Анализ мер консультационной поддержки малого бизнеса в Южном федеральном округе

Анализ мер консультационной поддержки малого бизнеса в Южном федеральном округе

Analysis of advisory support measures for small businesses in the Southern Federal District

Авторы

Силина Татьяна Александровна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов
Россия, Адыгейский государственный университет
agu_ekonom@mail.ru
Ордынская Марина Евгеньевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов
Россия, Адыгейский государственный университет
marina26577@rambler.ru

Аннотация

В современных реалиях малое предпринимательство оказалось достаточно уязвимым и нуждается в разноплановой поддержке со стороны государства. Своевременная и квалифицированная консультационная помощь важна для эффективного функционирования малого бизнеса как на стадии его создания, так и в дальнейшем. Статья направлена на выявление основных направлений консультационной поддержки субъектов малого бизнеса Южного федерального округа. Проанализирована динамика основных показателей консультационной поддержки субъектов малого бизнеса в разрезе регионов ЮФО посредством анализа статистических данных. Проведенный анализ подтверждает востребованность консультационной поддержки субъектами малого бизнеса. Перечислены предложения, направленные на оптимизацию мер консультационной поддержки субъектов малого предпринимательства в ЮФО.

Ключевые слова

малый бизнес, государственная поддержка, консультационная поддержка, Южный федеральный округ, ЮФО.

Рекомендуемая ссылка

Силина Татьяна Александровна , Ордынская Марина Евгеньевна

Анализ мер консультационной поддержки малого бизнеса в Южном федеральном округе// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7643. Дата публикации: 13.12.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7643/

Authors

Silina Tatyana Alexandrovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Finance
Adyghe State University, Russia
agu_ekonom@mail.ru
Ordynskaya Marina Evgenievna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Finance
Adyghe State University, Russia
marina26577@rambler.ru

Abstract

In modern realities, small businesses have turned out to be quite vulnerable and need diverse support from the state. Timely and qualified consulting assistance is important for the effective functioning of a small business both at the stage of its creation and in the future. The article is aimed at identifying the main areas of consulting support for small businesses in the Southern Federal District. The dynamics of the main indicators of consulting support for small businesses in the context of regions of the Southern Federal District is analyzed through the analysis of statistical data. The analysis confirms the demand for consulting support by small businesses. Listed are proposals aimed at optimizing measures of advisory support for small businesses in the Southern Federal District.

Keywords

small business, government support, consulting support, Southern Federal District, Southern Federal District.

Suggested Citation

Silina Tatyana Alexandrovna , Ordynskaya Marina Evgenievna

Analysis of advisory support measures for small businesses in the Southern Federal District// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7643. Date issued: 13.12.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7643/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Малый бизнес является важным субъектом экономики Южного федерального округа. Так, по данным ФНС на 10.11.23 г. в Южном федеральном округе действует 709 827 субъекта малого бизнеса. Преобладающая их часть приходится на два крупнейших региона округа — Краснодарский край (42,06%) и Ростовскую область (25,50%). Следующая группа субъектов имеет доли 11,80% (Республика Крым) и 10,66% (Волгоградская область). Доли остальных субъектов в совокупности составляют 9,98%, а на каждый из регионов этой группы приходится менее 5% от общего количества субъектов малого бизнеса ЮФО. Неравномерное распределение связано с различием регионов по площади и численности населения. Для проведения сравнительного анализа используется относительный показатель — количество субъектов малого бизнеса на 1 тыс. жителей (рис. 1).

 

Количество субъектов малого бизнеса на 1 тыс. человек

Рисунок 1 — Количество субъектов малого бизнеса на 1 тыс. человек [1, 2]

 

Таким образом, видно, что лидером ЮФО является Республика Калмыкия (57,76), где на 1 тыс. жителей приходится на 16,31 субъекта малого бизнеса больше, чем в среднем по стране, и на 16,1 чем в ЮФО.

В связи с тем, что, малый бизнес позволяет решать целый ряд социально-экономических задач как на государственном, так и на региональном уровне, предпринимаются различные меры по поддержке и стимулированию деловой активности предпринимателей. При этом, одной из востребованных мер является консультационная помощь.

 

Основная часть

Исследованию проблем консультационной помощи малому бизнесу уделяется внимания гораздо меньше, чем финансовой. В основном ее рассматривают в совокупности с информационной поддержкой. Общие вопросы консультационной поддержки обозначены в работах Н.П. Кетовой [3], А.Н. Палагиной [4]. Ряд авторов рассматривают данную проблему в региональном аспекте. Например, В.А. Литвиненко и Т.В. Мазанкова [5]. Особое внимание обращено на поддержку субъектов малого бизнеса, осуществляющих деятельность в аграрной сфере. Например, В. Ю. Епанчинцев, О. В. Шумакова [6], О.Д. Притула [7].

Реализация исследовательских задач достигалась посредством горизонтального, вертикального, сравнительного анализа массива данных, содержащихся в Реестрах [1, 8].

Государством предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование и поддержку развития малого предпринимательства. Среди них особое место занимают меры консультационной поддержки по отдельным вопросам ведения бизнеса. Ключевым инфраструктурным решением стало создание центров «Мой бизнес» в каждом субъекте страны.

По состоянию по 15 ноября 2023 г. в ЮФО оказано 389 935 факта консультационной поддержки субъектов малого бизнеса, что составляет 32,8% всей помощи.

Рассмотрим динамику фактов оказания консультационной поддержки субъектов малого бизнеса ЮФО за 2019―2023 гг. (рис. 2).

Наиболее активно субъекты малого бизнеса обращались за консультациями в 2020 году (более 27,83% всех обращений). Однако, консультационная поддержка в анализируемый период оказывалась более равномерно, по сравнению с финансовой, где на пандемийный 2020 г. пришлось свыше ¾ фактов оказания поддержки.

 

Факты оказания консультационной поддержки в разрезе субъектов ЮФО за 2019―2023 гг.

Рисунок 2 ― Факты оказания консультационной поддержки в разрезе субъектов ЮФО за 2019―2023 гг. [8]

* за 9 месяцев 2023 г.

 

Количество получателей консультационной поддержки имеет неравномерное распределение по субъектам Южного федерального округа (рис. 3), что обусловлено их разными размерами и, как следствие, разной численностью субъектов малого предпринимательства в них.

Анализ распределения получателей консультационной поддержки по субъектам ЮФО показал, что около 40% помощи приходится на Краснодарский край, примерно по 20% на Ростовскую область и Крым, субъекты малого бизнеса других регионов ЮФО в совокупности составили менее 20% получателей консультационной поддержки в ЮФО.

 

Динамика количества получателей консультационной поддержки в разрезе субъектов ЮФО за 2019―2023 гг., тыс. субъектов

Рисунок 3 ― Динамика количества получателей консультационной поддержки в разрезе субъектов ЮФО за 2019―2023 гг., тыс. субъектов [8]

* за 9 месяцев 2023 г.

 

Анализ доли получателей консультационной поддержки в Южном федеральном округе выявил, что в среднеокружной показатель превышает среднероссийский: 37,47% и 33,69%, соответственно. При этом за период 2019―2023 гг. наибольший охват консультационной поддержкой отмечен среди субъектов малого бизнеса Севастополя (почти 75%) и Крыма (свыше 56%), наименьший охват в Адыгее (менее 19%). При рассмотрении показателя в разрезе по годам, было установлено, что наибольшая доля СМП в Южном федеральном округе воспользовалась консультационными услугами в 2021 г. (9,32%), а уровень 2023 г. (5,72%) уже превышает показатель 2019 г. (5,02%). Следует отметить, что за 2023 г. только в трех субъектах (Калмыкии, Краснодарском крае и Астраханской области) еще не достигнут уровень 2019 г. При этом в разрезе регионов распределение охватов по годам отличается, так на 2020 г. максимальная доля воспользовавшихся консультационными услугами субъектами малого предпринимательства отмечена в Адыгее (6,29%), Калмыкии (9,60%), Ростовской области (8,12%) и Севастополе (25,71%); на 2021 г. в Астраханской области (7,71%) и Крыму (16,25%); на 2022 г. в Краснодарском крае (9,84%) и Волгоградской области (6,70%).

Анализ данных о количестве фактов консультационной поддержки в Южном федеральном округе, в расчете на одну тысячу субъектов малого бизнеса региона позволил установить, что за анализируемый период в среднем по федеральному округу более чем каждый второй субъект малого бизнеса смог получить консультационную поддержку, при этом показатель превышает средний уровень по Российской Федерации (520) на 30 фактов. В то же время в пяти субъектах (Адыгея, Калмыкия, Краснодарский край, Волгоградская область, Ростовская область) его значение меньше среднероссийского (300―480 фактов), а в Крыму и Севастополе, превышает его почти вдвое (1180 и 1080).

Соотношение получателей, фактов поддержки и СМП в разрезе регионов ЮФО, %

Рисунок 4— Соотношение получателей, фактов поддержки и СМП в разрезе регионов ЮФО, %

 

Анализ распределения получателей и фактов консультационной поддержки по субъектам ЮФО (рис. 4) продемонстрировал наличие корреляции между численностью субъектов малого предпринимательства и количеством получателей консультационной поддержки в регионах Южного федерального округа (r=0,96), между численностью субъектов малого предпринимательства и количеством фактов консультационной поддержки (r=0,88), а также количеством получателей и количеством фактов консультационной поддержки в субъектах ЮФО (r=0,96).

Для оценки размеров оказанной консультационной поддержки применяется показатель времени (табл. 1).

 

Таблица 1 — Объем консультационной поддержки в разрезе субъектов ЮФО за 2019―2023 гг., тыс. ч.

Субъект ЮФО 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.*
Республика Адыгея 12,35 56,81 107,56 404,77 135,28
Республика Калмыкия 1,23 4,88 12,27 0,60 3,18
Краснодарский край 217,28 219,19 359,36 623,05 127,18
Астраханская область 36,57 16,89 396,75 287,04 1,33
Волгоградская область 15,80 102,01 177,79 267,78 103,86
Ростовская область 86,65 60,55 149,01 41,41 17,99
Республика Крым 63,95 63,95 132,38 91,55 51,95
г. Севастополь 31,92 36,24 27,10 97,03 93,19
Всего по ЮФО 465,76 560,52 1 362,23 1 813,24 533,94

* за 9 месяцев 2023 г.

 

За период 2019―2023 гг. субъекты малого бизнеса получили свыше 4735 тыс. часов консультационной поддержки, что составляет 13,19% от общероссийского показателя. Свыше трети от этой величины (32,65%) составляет консультационная поддержка, оказанная в Краснодарском крае. Еще треть приходится в совокупности на Астраханскую область (15,60%) и Республику Адыгея (15,14%). В Волгоградской области консультационной поддержки было оказано 14,09% общего времени, в Крыму — 8,53%, в Ростовской области — 7,51%; в Севастополе — 6,03%, а в Калмыкии менее 0,5%.

При этом имела место неравномерная динамика объемов оказываемой поддержки (рис. 5). Так в 2020 г. темп прироста составил 22,93%, в 2021 г. по сравнению с предыдущим годом объем поддержки увеличился в 2,5 раза, в 2022 г. на 30,61%, а показатель за 2023 г. составляет менее трети по сравнению с предыдущим годом, однако превышает значение базисного 2019 г. на 19,13%.

 

Темп прироста объема консультационной поддержки в разрезе субъектов ЮФО, %

Рисунок 5 — Темп прироста объема консультационной поддержки в разрезе субъектов ЮФО, %

 

Более глубокий анализ показателей 2023 г. не имеет смысла, поскольку год еще не завершен. Максимальный рост объема поддержки (в 25,45 раза) отмечен в 2021 г. в Астраханской области, в то время как Калмыкии и Ростовской области произошел рост примерно в 2,6 раза, в Крыму — 2,1, а в Севастополе имело место снижение в 1,3 раза. В 2020 г. в Волгоградской области объем поддержки увеличился в 6,6 раза, в Адыгее в 4,9 раза, а в Калмыкии в 4,0. Одновременно отмечено снижение в Астраханской области в 2,1 раза и Крыму в 1,02 раза. В 2022 г. рост имел место в Адыгее (в 3,9 раза), Севастополе (в 3,5 раза), Краснодарском крае (в 1,7 раза) и Волгоградской области (в 1,5 раза). В остальных субъектах ЮФО напротив, произошло снижение: в Калмыкии — в 23,5 раза, в Ростовской области — 3,7 раза, в Крыму — 1,5 раза, в Астраханской области — 1,4 раза.

Оценка объема оказанной поддержки в расчете на одну тысячу субъектов малого предпринимательства выявила его совокупный рост (рис. 6).

 

Объем консультационной поддержки на 1000 субъектов малого предпринимательства в разрезе субъектов ЮФО, часов

Рисунок 6 — Объем консультационной поддержки на 1000 субъектов малого предпринимательства в разрезе субъектов ЮФО, часов

 

В то же время динамика этого относительного показателя в целом соответствует динамике общего объема помощи в этот период.

Результаты оценки среднего объема потребления консультационной поддержки одним получателем представлены на рис. 7. Значительные отклонения от среднеокружных значений этого показателя демонстрируют Адыгея (средний показатель за весь период — 236 часов) и Астраханская область (88 часов), в то время как в средний показатель по Южному федеральному округу соответствует общероссийскому — 18 часов. Минимальные значения в Ростовской области (7 часов), Республике Крым (8 часов) и Республике Калмыкия (9 часов).

 

Объем консультационной поддержки на одного получателя в разрезе субъектов ЮФО за 2019―2023 гг., час

Рисунок 7 — Объем консультационной поддержки на одного получателя в разрезе субъектов ЮФО за 2019―2023 гг., час

 

Так же неравномерным является длительность каждого факта поддержки (рис. 8). Средняя продолжительность по Южному федеральному составила 13 часов на один факт поддержки, что на одни час больше, чем в целом по России. При этом наибольшая средняя длительность факта поддержки в большинстве регионов пришлась на 2022 г., а наименьшая на 2020 г. В среднем по ЮФО значения этого показателя составили, соответственно, 21 час и 5 часов. Показатель по Российской Федерации при этом составил 17 часов и 7 часов, а максимальное значение за период приходится на текущий 2023 г. — 19 часов, что на 9 часов больше показателя ЮФО. При этом в разрезе субъектов по данному показателю также имеют место существенные отклонения в Адыгее и Астраханской области: размах составил 290 часов и 88 часов (82часа без учета 2023 г.). Во многом такая динамика относительных показателей обусловлена существенными колебаниями численности субъектов малого бизнеса и получателей консультационной поддержки в этих субъектах. Наиболее стабильным является показатель в Крыму и Ростовской области, размах в течении периода здесь составил 5 и 12 часов, соответственно.

 

Объем консультационной поддержки на один факт в разрезе субъектов ЮФО за 2019―2023 гг., час

Рисунок 8 — Объем консультационной поддержки на один факт в разрезе субъектов ЮФО за 2019―2023 гг., час

 

Как показывает статистика, около 87% всех получателей консультационной поддержки относятся к категории «микропредприятия». По правовой форме среди получателей такого вида помощи 67% — это индивидуальные предприниматели, 25% — юридические лица, 8% — самозанятые.

 

Заключение

Малый бизнес является важным звеном экономики. Для его развития необходима стабильная система государственной поддержки. Укрепляя положение малого бизнеса, государство решает многие социальные и экономические проблемы и создает условия для устойчивого развития регионов и страны в целом. Особая роль при этом отводится консультативной помощи, которая позволяет принять обоснованное решение и начать предпринимательскую деятельность, а также развивать и совершенствовать уже действующий бизнес во всех субъектах Южного федерального округа.

Для обеспечения роста количества субъектов малого бизнеса, их конкурентоспособности и рентабельности, увеличения рабочих мест и занятости населения, а, следовательно, и повышения уровня жизни, необходимо постоянное совершенствование системы консультационной поддержки со стороны государства и регионов с учетом меняющихся условий рынка и нормативно-правового обеспечения, а также повышение скорости реагирования на возникающие угрозы.

 

Список литературы:

  1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://ofd.nalog.ru/
  2. Перепись 2020 / Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020)
  3. Кетова, Н. П. Финансовая и информационно-консультационная поддержка малого бизнеса в сфере этноэкономики Юга России: инфраструктурное обеспечение и направления организации / Н. П. Кетова // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2005. – Т. 3. – С. 496-507.
  4. Палагина, А. Н. Формирование ключевых направлений и процедур оказания консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства / А. Н. Палагина // Учет и статистика. – 2013. – № 3(31). – С. 242-257.
  5. Литвиненко, В. А. Консультационная поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае / В. А. Литвиненко, Т. В. Мазанкова // Власть и управление на Востоке России. – 2023. – № 2(103). – С. 29-42.
  6. Епанчинцев, В. Ю. Информационно-консультационная поддержка на разных стадиях жизненного цикла субъектов малого аграрного бизнеса / В. Ю. Епанчинцев, О. В. Шумакова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2023. – № 2. – С. 173-182.
  7. Притула, О. Д. Информационный ресурс, как фактор снижения трансакционных затрат малых предприятий в сельском хозяйстве (на примере Новгородской области) / О. Д. Притула // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2019. – № 4(19). – С. 43-52.
  8. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки. URL: https://rmsp-pp.nalog.ru/

Bibliography:

  1. Unified register of small and medium-sized businesses [Yedinyy reyestr sub»yektov malogo i srednego predprinimatel’stva]. URL: https://ofd.nalog.ru/
  2. Census 2020 [Perepis’ 2020]/ Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020)
  3. Ketova, N. P. Financial and information and consulting support for small businesses in the field of ethno-economics of the South of Russia: infrastructure support and directions of organization [Finansovaya i informatsionno-konsul’tatsionnaya podderzhka malogo biznesa v sfere etnoekonomiki Yuga Rossii: infrastrukturnoye obespecheniye i napravleniya organizatsii]/ N. P. Ketova // Scientific works: Institute of National Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences. – 2005. – T. 3. – P. 496-507.
  4. Palagina, A. N. Formation of key directions and procedures for providing consulting support to small and medium-sized businesses [Formirovaniye klyuchevykh napravleniy i protsedur okazaniya konsul’tatsionnoy podderzhki malogo i srednego predprinimatel’stva]/ A. N. Palagina // Accounting and Statistics. – 2013. – No. 3(31). – pp. 242-257.
  5. Litvinenko, V. A. Consulting support for small and medium-sized businesses in the Khabarovsk Territory [Konsul’tatsionnaya podderzhka malogo i srednego predprinimatel’stva v Khabarovskom kraye]/ V. A. Litvinenko, T. V. Mazankova // Power and management in the East of Russia. – 2023. – No. 2(103). – P. 29-42.
  6. Epanchintsev, V. Yu. Information and consulting support at different stages of the life cycle of small agricultural businesses [Informatsionno-konsul’tatsionnaya podderzhka na raznykh stadiyakh zhiznennogo tsikla sub»yektov malogo agrarnogo biznesa]/ V. Yu. Epanchintsev, O. V. Shumakova // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. – 2023. – No. 2. – P. 173-182.
  7. Pritula, O. D. Information resource as a factor in reducing transaction costs of small enterprises in agriculture (on the example of the Novgorod region) [Informatsionnyy resurs, kak faktor snizheniya transaktsionnykh zatrat malykh predpriyatiy v sel’skom khozyaystve (na primere Novgorodskoy oblasti)]/ O. D. Pritula // Bulletin of the Cheboksary branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. – 2019. – No. 4(19). – pp. 43-52.
  8. Unified register of small and medium-sized businesses — recipients of support [Yedinyy reyestr sub»yektov malogo i srednego predprinimatel’stva – poluchateley podderzhki]. URL: https://rmsp-pp.nalog.ru/

Еще в рубриках

Южный федеральный округ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *