Методический подход к формированию государственных программ научно-технологического развития субъектов Российской Федерации
Methodological approach to the formation of state programs of scientific and technological development of the subjects of the Russian Federation
Авторы
Аннотация
В статье предпринята попытка сформировать общие методические положения по разработке государственных программ научно-технологического развития (НТР) субъектов РФ. Отсутствие нормативно закрепленных общих методических положений по региональному стратегическому планированию научно-технологического развития привело к тому, что субъекты РФ вынуждены сами определять как тип документов стратегического планирования, порядок их разработки и утверждения, так и их структуру и содержание. В статье содержится анализ практики регионального стратегического планирования научно-технологического развития. Базируясь на положениях Федерального Закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предложена система документов стратегического планирования НТР региона, их взаимосвязь и последовательность разработки. Сформулированы общие принципы разработки программ научно-технологического развития субъектов РФ, предложена типовая структура государственной программы научно-технологического развития субъекта РФ, определены требования к содержанию разделов государственной программы НТР и методические рекомендации по их разработке.
Результаты исследования могут стать ориентиром для исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при формировании государственных программ НТР региона.
Ключевые слова
научно-технологичное развитие региона, стратегическое планирование, государственная программа, принципы разработки, структура, содержание.
Рекомендуемая ссылка
Методический подход к формированию государственных программ научно-технологического развития субъектов Российской Федерации// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (75). Номер статьи: 7505. Дата публикации: 25.07.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7505/
DOI: 10.24412/1999-2645-2023-375-10
Authors
Abstract
The article attempts to formulate general methodological provisions for the development of state programs for scientific and technological development (STD) of the constituent entities of the Russian Federation. The lack of normatively fixed general methodological provisions for regional strategic planning of scientific and technological development has led to the fact that the subjects of the Russian Federation are forced to determine for themselves both the type of strategic planning documents, the procedure for their development and approval, and their structure and content. The article contains an analysis of the practice of regional strategic planning of scientific and technological development. Based on the provisions of the Federal Law "On Strategic Planning in the Russian Federation", a system of strategic planning documents for the scientific and technological revolution of the region, their relationship and sequence of development are proposed. General principles for the development of programs for scientific and technological development of subjects of the Russian Federation are formulated, a typical structure of the state program for scientific and technological development of a subject of the Russian Federation is proposed, requirements for the content of sections of the state program of scientific and technological development and methodological recommendations for their development are determined.
The results of the study can become a guideline for the executive bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation in the formation of state programs for the scientific and technological revolution of the region.
Keywords
scientific and technological development of the region, strategic planning, state program, development deepening, structure, content.
Suggested Citation
Methodological approach to the formation of state programs of scientific and technological development of the subjects of the Russian Federation// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (75). Art. #7505. Date issued: 25.07.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7505/
DOI: 10.24412/1999-2645-2023-375-10
Введение
Серьезное отставание России от ведущих индустриальных стран в научно-технологическом развитии по целому ряду важнейших для экономического развития и безопасности страны направлений, высокая импортозависимость в производстве многих видов продукции и наложенные на Россию беспрецедентные санкции, запрещающие поставку российским предприятиям современных технологий, оборудования, приборов, комплектующих, а научным организациям и университетам взаимодействовать с российскими организациями в международном научно-техническом сотрудничестве, определило необходимость принятия на государственном уровне исключительных мер по обеспечению технологического суверенитета, максимальному исключению импортозависимости в отраслях и сферах деятельности, определяющих безопасность страны, что требует, в первую очередь, ускоренное развитие и эффективное использование собственного научно-технологического потенциала России.
Особая роль в решении этих задач отведена субъектам РФ, которые должны активно участвовать в реализации определенных на федеральном уровне приоритетных направлений научно-технологического развития страны, внося свой вклад с учетом особенностей и состояния имеющегося научно-технологического потенциала, а также обеспечивать научно-технологическое развитие экономики региона. В Указе Президента РФ «Об утверждении Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» прямо говорится: «Рекомендовать органам власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации при осуществлении своей деятельности в этой сфере, предусмотрев внесение необходимых изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации» [1]. Принятыми следом за Стратегией Основами государственной политики регионального развития [2] уточнена цель регионального развития: обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов. Важнейшим средством ее достижения, предусмотренным Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации [3], является реализация в субъектах РФ программ и проектов ускоренного инновационного и научно-технологического развития.
По поручению Президента РФ высшим должностным лицам субъектов РФ следует подготовить предложения о повышении роли субъектов в научно – технологическом развитии страны [4]. В опубликованном перечне президентских поручений по итогам совместного заседания Госсовета и Совета при Президенте по науке и образованию, состоявшегося 24 декабря 2021 г., Президентом РФ достаточно четко сформулированы дальнейшие направления развития научно – технологического и инновационного потенциала российских регионов как ключевого условия благополучия, высокого качества жизни людей на всей территории страны. В одном из пунктов Глава государства поручил сформировать национальный рейтинг научно-технологического развития субъектов Российской Федерации, рекомендовав органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (при участии федеральных министерств) подготовить и утвердить государственные программы субъектов в области научно — технологического развития, обеспечив взаимосвязь целевых показателей этих программ, отражающих развитие научно-технологического потенциала в пределах субъекта Российской Федерации, с аналогичными целевыми показателями государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»[5]. Президент так же поручил Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации совместно с Комиссией Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Наука» рассматривать государственные программ в области научно-технологического развития субъектов Российской Федерации, занимающих лидирующие позиции в названном рейтинге, в целях выработки рекомендаций по применению таких программ в других субъектах РФ.
К настоящему времени в субъектах РФ накоплен определенный опыт регионального стратегического планирования научно – технологического развития. Проведенный анализ разработанных документов показывает, что большинство из них сформированы как государственные программы научно-технологического развития, в ряде субъектов как концепция, прогноз или программа развития науки и технологий, что с очевидностью подтверждает отсутствие единообразия в региональном стратегическом планировании НТР. Несмотря на то, что федеральным центром запущен принципиально важный процесс разработки государственных программ НТР регионов, отсутствие общего типового методического обеспечения данного процесса непосредственно влияет на решения органов исполнительной власти субъектов РФ по организации и обеспечению стратегического планирования научно-технологического развития региона. Предлагаемое на государственном уровне использование в субъектах РФ образцов лучших программ регионов – лидеров национального рейтинга научно – технологического развития субъектов РФ частично может помочь регионам в разработке программ, но не позволит исключить многообразия их подходов к содержанию документов стратегического планирования НТР, отражающих уровень понимания исполнительных органов государственной власти региона их роли в обеспечении научно-технологического развития страны и региона.
Анализ опыта стратегического планирования научно – технологического развития на уровне субъектов РФ
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что стратегическое планирование научно – технологического развития на уровне субъектов РФ для региональных органов исполнительной власти на современном этапе является абсолютно новой областью деятельности. О необходимости заниматься вопросами научно – технологического развития региональные органы узнали после утверждения Президентом РФ в декабре 2016 года Стратегии научно – технологического развития РФ. Что касается системы стратегического планирования, она еще только формируется после принятия в 2014 году Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Существовавшая в советский период система стратегического планирования в начале 90-х годов XX века была полностью разрушена, а государственные плановые органы ликвидированы. В полном объеме Закон о стратегическом планировании до сих пор не реализован, в том числе и на уровне субъектов Российской Федерации, система органов, обеспечивающая стратегическое планирование, не выстроена.
Законом о стратегическом планировании РФ определена система документов стратегического планирования социально-экономического развития, разрабатываемых на уровне субъектов РФ, и возложена ответственность субъектов за разработку нормативно – правовых актов и методическое обеспечение стратегического планирования. Вместе с тем, системы специальных документов, рассматривающих научно-технологическое развитие региона, ни в рамках целеполагания, ни в рамках прогнозирования, ни в рамках планирования и программирования не предусмотрено, что, на наш взгляд, является существенным упущением, учитывая неоднократные высказывания Президента РФ об активном участии регионов в решении задач научно-технологического развития. Однако при этом в Законе указано, что стратегия научно – технологического развития РФ является основой для разработки субъектами РФ государственных программ в области научно – технологического развития.
Таким образом, опыт стратегического планирования научно – технологического развития на уровне субъектов начал накапливаться в основном в последние шесть лет. К настоящему времени из 89 субъектов РФ только в половине имеются действующие документы стратегического характера, в той или иной степени, регулирующие научно – технологическое развитие. Среди них: концепция научно – технологического развития, стратегия инновационного и научно – технологического развития, государственная программа научно – технологического и инновационного развития, государственная программа развития науки и технологий, прогноз научно – технологического развития и государственные программы научно-технологического развития.
Сравнительно – сопоставительный анализ действующих документов стратегического планирования НТР регионов показывает, что:
- в абсолютном большинстве разработанных программ отсутствует обстоятельный анализ современного состояния научно-технологического развития региона, включая оценку уровня технологического развития основных отраслей специализации региона, развитость сферы исследований и разработок, ее соответствие стратегическим направлениям социально-экономического и научно-технологического развития региона, состояние подготовки научных и инженерных кадров для НТР региона;
- во многих программах не выделено участие субъекта РФ в реализации прорывных направлений технологического развития, определенных в стратегических документах федерального уровня;
- не выделены приоритетные направления научно-технологического развития региона, определяющие развитие науки, технологий и инноваций в субъекте РФ, и соответственно не содержатся меры по концентрации усилий на их реализацию;
- многие программы не содержат задач повышения уровня технологического развития отраслей и секторов экономики региона, преодоления импортозависимости в технологиях и оборудовании, отсутствует реализация проектов полного инновационного цикла.
- в документах не увязаны цели, задачи и стратегические приоритеты с приоритетными направлениями НТР страны;
- отсутствует единый подход к выбору индикаторов научно – технологического развития, а также взаимосвязь целевых показателей, отражающих развитие НТР субъекта РФ с аналогичными целевыми показателями государственной программы НТР РФ;
- системность развития научно – технологического потенциала региона, включающая кадровую, научно – образовательную и инфраструктурную составляющие, носит необязательный характер;
- мониторинг реализации программы и оценка результативности научно – технологической деятельности и инновационной активности предусматривается только в некоторых документах.
Перечисленные недостатки и упущения при разработке региональных документов стратегического планирования НТР свидетельствуют во многом о формальном подходе субъектов РФ, что связано с отсутствием законодательно закрепленных их полномочий и ответственности за научно-технологическое развитие страны и региона, а так же отсутствием методологически выстроенной и нормативно закрепленной в Федеральном Законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» системы документов стратегического планирования субъектов РФ в области научно – технологического развития, которая должна быть полной, учитывающей временные рамки, стратегические и тактические задачи, полноту решаемых на уровне субъекта задач в области научно – технологического развития.
Формируемая региональная система стратегического планирования научно – технологического развития, на наш взгляд, должна включать четкую схему разработки документов [6],[7]:
- в рамках целеполагания – разработка концепции и стратегии научно-технологического развития субъекта РФ;
- в рамках прогнозирования – разработка регионального прогноза научно-технологического развития и приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;
- в рамках планирования и программирования – разработка программ и проектов научно-технологического развития.
Данная система документов стратегического планирования научно – технологического развития региона предусматривает логическую последовательность их разработки и взаимосвязи в рамках цепочки «прогноз – приоритетные направления развития – концепция – стратегия – программа – проект». При этом в той же последовательности уменьшается уровень абстрактности и возрастает степень нормативности документов.
Методический подход к формированию государственной программы научно – технологического развития региона
При разработке общего методического подхода к формированию государственных программ НТР регионов мы исходим из потребности субъектов РФ в наличии некоторых типовых решений, базовых принципов разработки программ, построения их структуры, определения критериев оценки результативности, что также важно для формирования национального рейтинга научно-технологического развития субъектов РФ и мониторинга НТР регионов на федеральном уровне.
Вместе с тем, как показывает мировая практика [8], успешность программ научно – технологического развития во многом зависит от того, насколько они учитывают особенности территории, специфику ее научно – технологического потенциала и потребности в преобразовании. Субъекты РФ имеют определенные отличия по научно – технологической и инновационной специализации, которая исторически зависит от особенностей производственной структуры региона и от профиля имеющихся в регионе научных и образовательных организаций. Поэтому в методических положениях предусматривается возможность учета особенностей территории и приоритетных для региона потребностей развития.
Основой для разработки типовых методических рекомендаций послужило Положение о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 мая 2021 года № 786 [9], и методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации от 17 августа 2021 г. № 500 [10].
С учетом специфики научно – технологического развития как объекта стратегического планирования, используя требования федеральных документов к государственным программам, необходимо уточнить принципы разработки региональной программы НТР, ее цели и задачи, целевые индикаторы и показатели, структуру и содержание.
Формирование программы научно – технологического развития региона следует вести, соблюдая следующие принципы:
- целевая направленность программы на повышение технологического уровня экономики региона и обеспечение вклада субъекта РФ в реализацию приоритетных направлений НТР;
- взаимосвязь целевых показателей программ, отражающих развитие научно-технологического потенциала в пределах субъекта РФ, с аналогичными целевыми показателями государственной программы научно – технологического развития РФ;
- комплексность мероприятий программы, обеспечивающих достижение ее целей;
- сочетание административных мер государственного регулирования и рыночных инструментов государственной поддержки и стимулирования научно – технологической деятельности в регионе;
- системность развития научно – технологического потенциала региона, включающая кадровую, научно – образовательную и инфраструктурную составляющие;
- государственно – частное партнёрство при разработке и реализации региональной программы НТР, обеспечивающая учет и согласование интересов субъектов научно – технологической деятельности, их направленность на достижение общих целей;
- межотраслевое и межрегиональное взаимодействие в области научно – технологической деятельности;
- разнообразие источников финансирования мероприятий программы, в совокупности обеспечивающих решение ее задач;
- реализация, по возможности, полного инновационного цикла, обеспечивающая производство и выпуск инновационной продукции на базе использования созданных передовых технологий.
Формулирование целей программы региона должно предусматривать вклад субъекта РФ в реализацию приоритетных направлений НТР страны и достижение технологического суверенитета, снижение технологической импортозависимости и повышение технологического уровня реального сектора экономики региона, развитие научно – технологического потенциала региона, обеспечение достижения стратегических целей социально – экономического развития субъекта РФ и повышения качества жизни населения региона.
Целевые показатели оценки Программы определяются в соответствии с индикаторами государственной программы «Научно – технологическое развитие Российской Федерации» [11], национального проекта «Наука и университеты», национального рейтинга научно – технологического развития субъектов Российской Федерации.
Количество показателей и индикаторов формируется исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач государственной программы. На уровне государственной программы подлежат отражению показатели, направленные на достижение исключительно конечных результатов ее реализации. Показатели же подпрограмм могут характеризовать как промежуточные, так и конечные результаты ее реализации, однако их количество не может превышать более чем в два раза количество реализуемых в рамках подпрограммы основных мероприятий [12]. В число используемых показателей государственной программы предпочтительно включить так же индикаторы, характеризующие уровень научно – технологического потенциала региона, повышение технологического уровня отраслей и секторов экономики региона, вклад региона в НТР страны и др.
В государственной программе научно – технологического развития субъекта РФ предлагаем выделить следующие разделы:
Паспорт государственной программы и паспорта подпрограмм.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния научно-технологического развития региона.
Раздел 2. Стратегические приоритеты региональной государственной политики в области научно – технологического развития.
Раздел 3. Основные мероприятия и региональные проекты.
Раздел 4. Финансовое обеспечение государственной программы.
Раздел 5. Риски реализации Программы и меры по управлению рисками.
Раздел 6. Механизмы реализации Программы.
Требования к содержанию разделов государственной программы научно – технологического развития субъекта РФ
В Паспорте программы отражается основная информация о государственной программе, в том числе сведения об ответственном исполнителе, соисполнителях и участниках, периоде и этапах реализации, целях и задачах, направлениях (подпрограммах), целевых индукторах, объемах финансового обеспечения с разбивкой по годам реализации, ожидаемых результатах реализации в виде качественных и количественных характеристик.
Исходя из сложности и масштабности решаемых задач в составе государственной программы выделяются подпрограммы. Считаем целесообразным выделить следующие общие подпрограммы:
- развитие научно-технологического потенциала региона;
- исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического развития;
- кадровое обеспечение и развитие человеческого капитала;
- государственная поддержка технологического развития секторов экономики региона.
Паспорт подпрограмм разрабатывается аналогично паспорту государственной программы и включает сведения о наименовании подпрограммы, ответственном исполнителе и участниках, цели и задачи подпрограммы, целевые показатели, сроки реализации, ресурсное обеспечение, ожидаемые результаты реализации подпрограммы.
В разделе «Общая характеристика текущего состояния научно-технологического развития региона» необходимо представить информацию о состоянии научно – технологической сферы региона, а также выделить набор неразрешенных проблем в научно – технологическом развитии, препятствующих долгосрочному устойчивому развитию региона.
В данном разделе желательно отразить:
- оценку уровня технологического развития отраслей и секторов экономики региона, сравнив его с лучшими параметрами ведущих регионов России и мировыми тенденциями технологического развития в данной области;
- имеющийся в регионе научно-технологический потенциал, его соответствие приоритетным направлениям научно-технологического развития страны и стратегическим задачам регионального развития (наличие научных центров и научно-образовательных центров мирового уровня, состав действующих в регионе научных подразделений и направления, проводимых ими исследований и разработок, имеющийся задел перспективных исследований, количественный состав и квалификация исследователей, материальная база для исследований и разработок и др.);
- уровень организации научно – производственной кооперации в регионе,
- объем финансирования исследований и разработок по разным источникам, в том числе в относительных показателях в сравнении с ведущими регионами;
- подготовка научных кадров и специалистов по приоритетным направлениям научно-технологического развития в регионе;
- имеющаяся инновационная инфраструктура, ее соответствие стратегическим направлениям научно-технологического развития;
- развитие в регионе малого инновационного бизнеса, технологического предпринимательства, существующая система их государственной поддержки;
- наличие региональной системы нормативно-правового регулирования и государственной поддержки и стимулирования научно-технологического развития.
«Стратегические приоритеты региональной государственной политики в области научно – технологического развития» определяются с учетом приоритетов Стратегии научно – технологического развития Российской Федерации, Концепции технологического развития России на период до 2030 г., Прогноза научно – технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период, отраслевых документов стратегического планирования в области научно – технологичного развития, отражающих задачи регионального уровня, стратегических целей социально – экономического развития субъекта РФ и содержат:
- приоритетные направления развития науки, технологий и техники и критические технологии, утвержденные Президентом РФ, по которым в исследованиях и разработках субъект РФ принимает активное участие;
- направления научно – технологического развития субъекта РФ;
- перспективные области научных исследований регионального научно – технологического комплекса;
- перечень перспективных технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и устойчивый экономический рост субъекта РФ;
- основные инструменты научно – технологической и инновационной политики региона.
«Основные мероприятия и региональные проекты» является основным содержательным разделом программы, в котором рассматриваются конкретные направления и виды научно-технологической деятельности, планируемой к реализации в регионе, с указанием ответственных лиц и сроков осуществления. Дадим их расшифровку в разрезе выделенных общих подпрограмм.
Подпрограмма «Развитие научно – технологического потенциала» содержит мероприятия по повышению эффективности научно – технологического потенциала региона, включая:
- развитие и дополнение направлений исследований и разработок в существующих в регионе научных подразделениях исходя из принятых приоритетных направлений НТР;
- создание новых организаций по прикладным исследованиям и разработкам, без наличия которых решение поставленных задач научно-технологического развития невозможно;
- создание подразделений “R&D” на крупных предприятиях, где это необходимо;
- определение форм научно-производственной кооперации;
- создание недостающих объектов инновационной инфраструктуры;
- развитие и совершенствование материальной базы исследований и разработок;
- создание государственной информационной системы в регионе, предоставляющей услуги в сфере науки, в том числе в части информационного обеспечения научно – исследовательских, опытно – конструкторских и технологических работ, выполняемых в регионе, о полученных научно – технических результатах и сведений об их внедрении, перечне основных задач, подлежащих разрешению в целях реализации приоритетов научно – технологического развития региона, а также организационного обеспечения развития межрегионального научно – технологического сотрудничества;
- обеспечение функционирования и развития фондов поддержки научной, научно – технической и инновационной деятельности;
- предполагаемые меры государственной поддержки развития технологической культуры, популяризации значимых результатов научно – технологической и инновационной деятельности.
В рамках подпрограммы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям НТР» выделяются конкретные направления и тематика исследований и разработок, с предусматриваемым объемом финансирования, исполнителями, сроками выполнения работ, ожидаемыми результатами, в том числе:
- фундаментальные ориентированные и прикладные исследования и разработки по созданию прорывных технологий в рамках национальных проектов и программ;
- исследования и разработки по проектам, имеющим особую значимость для региона;
- исследования и разработки по обеспечению цифровой трансформации государственного управления и экономики региона;
- исследования и разработки по созданию продуктов и услуг, обеспечивающих преодоление импортозависимости.
В подпрограмме «Кадровое обеспечение и развитие человеческого капитала» приводится информация о мероприятиях по сохранению, воспроизводству кадрового потенциала и интеллектуального капитала региона. В этот раздел целесообразно включить сведения:
- об участии вузов региона в реализации программ стратегического академического лидерства «Приоритет 2030»;
- о планируемых мероприятиях по подготовке, учету и обеспечению профессионального роста инженерных, научных и предпринимательских кадров, обеспечивающих потребности научно – технологического развития региона, включая прогнозирование перспективных и востребованных специальностей;
- планируемых мерах по привлечению, закреплению научных кадров в регионе, включая наличие специализированной программы или комплекса мер социальной поддержки исследователей и их семей;
- предполагаемых мерах по модернизации высшего образования с учетом запросов реального сектора экономики и мировых образовательных и научно – технологических трендов;
- о мероприятиях, направленных на создание конкурентоспособных коллективов, стартап – студий в вузах, кампусов; развитие передовых инженерных школ, студенческого предпринимательства, системы научно – технического творчества детей и молодежи, системы научного волонтерства, научно – популярного туризма;
- предполагаемых мерах государственной поддержки ведущих научных школ, перспективных молодых исследователей, специалистов, студентов, участвующих в реализации приоритетных направлений НТР региона;
- о мероприятиях, направленных на непрерывную профессиональную подготовку и переподготовку работников предприятий и организаций реального сектора экономики.
Подпрограмма «Государственная поддержка технологического развития секторов экономики региона» содержит следящую информацию:
- о предполагаемых мерах государственной поддержки развития малых инновационных предприятий, их участия в реализации приоритетных направлений НТР региона;
- о мерах государственной поддержки развития технологических проектов, реализуемых в секторах экономики (промышленность, АПК, строительство, ЖКХ и др.);
- инструменты государственной поддержки внедрения наилучших доступных технологий как механизма повышения экологической эффективности и технологичности регионального производства;
- планируемых мерах по реализации региональных и ведомственных проектов технологического развития и обеспечения импортозамещения;
- формирование системы поддержки комплексных проектов полного инновационного цикла, ориентированных на конечный результат.
В разделе «Финансовое обеспечение государственной программы» необходимо отразить информацию об объеме финансового обеспечения государственной программы с расшифровкой по главным распорядителям средств, подпрограммам, основным мероприятиям, а также по годам реализации государственной программы с указанием источников финансового обеспечения (средства бюджета региона, федерального бюджета/ субсидии федерального бюджета, местные бюджеты, внебюджетные фонды).
Раздел «Риски реализации Программы и описание мер управления рисками» должен содержать общий анализ потенциально возможных рисков реализации государственной программы, описание основных рисков и мер управления ими, включая:
- создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности исполнителей Программы;
- мониторинг и оценку исполнения целевых показателей и оперативного внесения необходимых изменений в программу;
- ежегодное уточнение финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий программы в зависимости от достигнутых результатов.
В разделе «Механизмы реализации Программы» отражаются:
- планируемая система управления реализацией программы и ответственные лица, предусматривающие четкое распределение функций, полномочий и ответственности исполнителей Программы;
- меры правового регулирования государственной поддержки и стимулирования реализации государственной программы. Определяет принятие в установленном порядке либо внесение изменений в действующие нормативно – правовые акты субъекта РФ, способствующие эффективной реализации мероприятий Программы, достижению ее целей и конечных результатов, в том числе по направлению «Региональные налоговые меры поддержки организаций, занимающихся научно – исследовательскими и опытно – конструкторскими работами»;
- мониторинг реализации государственной программы;
- оценка результативности научно – технологической деятельности и инновационной активности.
Заключение
На основе проведенного анализа методологических основ государственного стратегического планирования научно – технологического развития, а также изучения региональной практики сформированы методические положения по разработке государственных программ научно-технологического развития (НТР) субъектов РФ. Представляется, что разработка программы научно – технологического развития региона должна базироваться на типовых положениях разработки программ НТР региона, с включением необходимых элементов, учитывающих особенности регионального развития. Учитывая имеющееся на данном этапе несовершенство действующих региональных документов стратегического планирования научно – технологического развития и накопившиеся проблемы в функционировании территорий, при разработке программ научно-технологического развития региона необходимо предусмотреть специальные меры по технологическому развитию отраслей и секторов экономики региона, развитию научно – технологического потенциала субъекта РФ в соответствии с задачами региона, а также использованию рыночных инструментов стимулирования и государственной поддержки НТР.
Список литературы
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2035 года, утверждена 1 декабря 2016 года Указом Президента РФ №642. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71551998/
- Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждены Указом Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13.
- Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. Утвержден 8.05.2019 г. Председателем Правительства РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/36606/
- Перечень поручений по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по науке и образованию, состоявшегося 24 декабря 2021 года, п. 13. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/67752
- Перечень поручений по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по науке и образованию, состоявшегося 24 декабря 2021 года, п.11а. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/67752
- Беляков Г.П., Багдасарян Н.А. Формирование системы стратегического планирования научно-технологического развития региона // Россия: тенденции и перспективы развития. 2023. №18-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-strategicheskogo-planirovaniya-nauchno-tehnologicheskogo-razvitiya-regiona
- Беляков Г.П., Гретченко А.И., Багдасарян Н.А. Концептуальные основы и методические рекомендации по разработке региональных стратегий инновационного и научно-технологического развития// Экономика и предпринимательство. 2021. –№ 11 (136). – С. 475–481.
- Суховей А.Ф, Голова И.М. Дифференциация стратегий инновационного развития регионов как условие повышения эффективности социально-экономической политики в РФ // Экономика региона. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsiatsiya-strategiy-innovatsionnogo-razvitiya-regionov-kak-uslovie-povysheniya-effektivnosti-sotsialno-ekonomicheskoy
- О системе управления государственными программами Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года № 786. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/603677013
- Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. Приказ Минэкономразвития России от 17.08.2021 N 500. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_394807/44cf5cfa333d769589b6627a2f559969f852a5de/
- Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 377. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/554102822
- Приказ от 16 сентября 2016 года № 582 Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420377385
Literature
- Strategy for scientific and technological development of the Russian Federation for the period up to 2035, approved on December 1, 2016 by Decree of the President of the Russian Federation No. 642. [Strategiya nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2035 goda, utverzhdena 1 dekabrya 2016 goda Ukazom Prezidenta RF №642]. – Access mode: http://base.garant.ru/71551998/
- Fundamentals of the state policy of regional development of the Russian Federation for the period up to 2025. Approved by Decree of the President of the Russian Federation of January 16, 2017 No. 13 [Osnovy gosudarstvennoy politiki regional’nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. Utverzhdeny Ukazom Prezidenta RF ot 16 yanvarya 2017 g. № 13].
- A unified plan to achieve the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2024. Approved on May 8, 2019 by the Prime Minister of the Russian Federation. [Yedinyy plan po dostizheniyu natsional’nykh tseley razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda. Utverzhden 8.05.2019 g. Predsedatelem Pravitel’stva RF.]. – Access mode: http://government.ru/news/36606/
- List of instructions following the meeting of the State Council and the Council following the meeting held on December 24, 2021, p. 13. [Perechen’ porucheniy po itogam sovmestnogo zasedaniya Gossoveta i Soveta po nauke i obrazovaniyu, sostoyavshegosya 24 dekabrya 2021 goda, p. 13.]. – Access mode: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/67752
- List of instructions following the meeting of the State Council and the Council following the meeting held on December 24, 2021, item 11a. [Perechen’ porucheniy po itogam sovmestnogo zasedaniya Gossoveta i Soveta po nauke i obrazovaniyu, sostoyavshegosya 24 dekabrya 2021 goda, p.11a.]. – Access mode: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/677526
- Belyakov G.P., Bagdasaryan N.A. Formation of the system of strategic planning of scientific and technological development of the region [Formirovaniye sistemy strategicheskogo planirovaniya nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya regiona]// Russia: trends and development prospects. 2023. No. 18-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-strategicheskogo-planirovaniya-nauchno-tehnologicheskogo-razvitiya-regiona
- Belyakov G.P., Gretchenko A.I., Bagdasaryan N.A. Conceptual Framework and Guidelines for the Development of Regional Strategies for Innovative and Scientific and Technological Development [Kontseptual’nyye osnovy i metodicheskiye rekomendatsii po razrabotke regional’nykh strategiy innovatsionnogo i nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya]// Economics and Entrepreneurship. 2021. -No. 11 (136). — S. 475-481.
- Sukhovey A.F., Golova I.M. Differentiation of strategies for innovative development of regions as a condition for improving the effectiveness of socio-economic policy in the Russian Federation [Differentsiatsiya strategiy innovatsionnogo razvitiya regionov kak usloviye povysheniya effektivnosti sotsial’no-ekonomicheskoy politiki v RF]// Economics of the region. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsiatsiya-strategiy-innovatsionnogo-razvitiya-regionov-kak-uslovie-povysheniya-effektivnosti-sotsialno-ekonomicheskoy
- On the management system of state programs of the Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation of May 26, 2021 No. 786. [O sisteme upravleniya gosudarstvennymi programmami Rossiyskoy Federatsii. Postanovleniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 26 maya 2021 goda № 786.]. – Access mode: https://docs.cntd.ru/document/603677013
- Guidelines for the development and implementation of state programs of the Russian Federation. Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated August 17, 2021 N 500. [Metodicheskiye rekomendatsii po razrabotke i realizatsii gosudarstvennykh programm Rossiyskoy Federatsii. Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 17.08.2021 N 500]. – Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_394807/44cf5cfa333d769589b6627a2f559969f852a5de/
- State program of the Russian Federation «Scientific and technological development of the Russian Federation». Decree of the Government of the Russian Federation of March 29, 2019 N 377. [Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Nauchno-tekhnologicheskoye razvitiye Rossiyskoy Federatsii». Postanovleniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 marta 2019 goda N 377.]. – Access mode: https://docs.cntd.ru/document/554102822
- Order dated September 16, 2016 No. 582 On approval of the Guidelines for the development and implementation of state programs of the Russian Federation. [Prikaz ot 16 sentyabrya 2016 goda № 582 Ob utverzhdenii Metodicheskikh ukazaniy po razrabotke i realizatsii gosudarstvennykh programm Rossiyskoy Federatsii]. – Access mode: https://docs.cntd.ru/document/420377385
Еще в рубриках
Государственное и муниципальное управление