Главная страница » Публикации » №4 (72) » Направления развития социально ориентированного инвестирования в регионах РФ на основе сценарного прогнозирования

Направления развития социально ориентированного инвестирования в регионах РФ на основе сценарного прогнозирования

Directions of development of socially oriented investment in the regions of the Russian Federation based on scenario forecasting

Авторы

Шеина Екатерина Георгиевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательства
Россия, Уральский государственный экономический университет
shekat@mail.ru

Аннотация

С позиций необходимости достижения национальных целей развития страны, поставленных Президентом РФ, одной из значимых задач является равномерный рост инвестиционной активности во всех регионах РФ, что в условиях трансформации целей инвестиционного процесса является затруднительным без становления и развития социально ориентированного инвестирования. Автором на основе метода сценарного прогнозирования разработаны и обоснованы сценарии развития социально ориентированного инвестирования в регионах Российской Федерации, включающие таких участников инвестиционного процесса, как стартапы (начинающие субъекты малого и среднего предпринимательства), государственные микрофинансовые организации и крауд-платформы. Указанные участники недостаточно вовлечены в инвестиционный процесс на федеральном и региональном уровнях в настоящий момент, что приводит к значительным финансовым потерям целого пласта среди субъектов хозяйствования и финансовых институтов. Проведенное автором исследование проблемных областей развития социально ориентированного инвестирования с учетом региональных особенностей доказывает свою полезность с точки зрения усиления активизации инвестиционного процесса в стране.

Ключевые слова

социально ориентированное инвестирование, региональная политика, сценарии развития, прогнозирование, инвестиционный процесс, социальное предпринимательство в регионах РФ, государственные микрофинансовые организации, крауд-платформы, региональные финансовые институты.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-510-07003 «Формирование финансово-инвестиционного механизма поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях становления молодого государства», 2022 год.

Рекомендуемая ссылка

Шеина Екатерина Георгиевна

Направления развития социально ориентированного инвестирования в регионах РФ на основе сценарного прогнозирования// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (72). Номер статьи: 7208. Дата публикации: 20.10.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7208/

Authors

Sheina Ekaterina Georgievna
Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management and Entrepreneurship
Russia, Ural State University of Economics
shekat@mail.ru

Abstract

The standpoint of the need to achieve the national development goals of the country set by President of the Russian Federation, one of the significant tasks is the uniform growth of investment activity in all regions of the Russian Federation. Based on the scenario forecasting method, the author has developed and substantiated scenarios for the development of socially oriented investment in the regions of the Russian Federation, including such participants in the investment process as startups (start-up small and medium-sized businesses), state microfinance organizations and crowd platforms. These participants are not sufficiently involved in the investment process at the federal and regional levels at the moment, which leads to significant financial losses of a whole layer among business entities and financial institutions. The author's study of problematic areas of the development of socially oriented investment, taking into account regional peculiarities, proves its usefulness in terms of strengthening the activation of the investment process in the country.

Keywords

socially oriented investment, regional policy, development scenarios, forecasting, investment process, social entrepreneurship in the regions of the Russian Federation, state microfinance organizations, crowd platforms, regional financial institutions.

Project finance

The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of scientific project No. 21-510-07003 "Formation of a financial and investment mechanism for supporting small businesses in the context of the formation of a young state", 2022.

Suggested Citation

Sheina Ekaterina Georgievna

Directions of development of socially oriented investment in the regions of the Russian Federation based on scenario forecasting// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (72). Art. #7208. Date issued: 20.10.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/7208/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В условиях глобальных вызовов и изменения приоритетов национальных политик различных стран в направлении социально значимых ориентиров возрастает необходимость в повышении концентрации инновационно-технологических разработок для вывода экономики РФ в мировые лидеры с целью роста социально-экономических показателей [1], что предопределяет усиление значимости деятельности стартапов, как субъектов хозяйствования, генерирующих инновационные и социально ориентированные идеи, и их стимулирование посредством социально ориентированных и альтернативных методов финансирования на уровне регионов РФ, что повышает значимость эффективного взаимодействия стартапов с такими специализированными участниками социально ориентированного инвестирования, как государственные микрофинансовые организации и крауд-платформы.

 

Материалы и методы

В процессе авторского исследования использовались общенаучные методы, такие как диалектический и системный, что позволило обеспечить формирование логических выводов и рекомендаций от общего к частному. Также автором были применены специфические методы научного познания: экономическое наблюдение, метод корреляционного анализа, метод аппроксимации данных при помощи линейного тренда, метод сценарного прогнозирования при формировании выводов о возможности и степени интенсивности развития социально ориентированного инвестирования в Российской Федерации.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, данные официальных сайтов Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка Российской Федерации, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, информационно-аналитические материалы Банка России.

 

Результаты исследования

Согласно Указа Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», одной из важнейших национальных задач обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в настоящий момент является «совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, в первую очередь в производственной и научно-технологической сферах» [2], что несомненно будет способствовать повышению темпов экономического роста страны.

Таким образом, на уровне национальных целей развития задекларирована необходимость организации взаимодействия государственных микрофинансовых организаций и стартапов, имеющих социально ориентированную направленность деятельности, а также вовлечения в инвестиционный процесс крауд-платформ, как на федеральном, так и на региональном уровнях, что обуславливает неизбежность усиления их взаимодействия и управления финансовыми рисками, возникающими в контексте указанного взаимодействия [3; 4; 5].

Именно через стартапы происходит коммерциализация идей, несущих новые социальные блага обществу и их дальнейшее тиражирование в виде социально ориентированных проектов, поэтому увеличение доступности и расширение источников финансирования для указанных участников инвестиционного процесса крайне значимы [6; 7].

Однако привлечение структурированных и адресных источников финансирования, а также процесс внедрения и тиражирования социально ориентированных инвестиционных проектов является нерешенной проблемой как с научной точки зрения, так и с позиций практических рекомендаций [8; 9]. Также в данный момент в РФ не выработан единый подход к оценке эффективности социально ориентированных инвестиционных проектов.

Одной из стратегически значимых задач обеспечения экономической безопасности РФ является «обеспечение ускорения темпов прироста инвестиций в основной капитал, доступности долгосрочного кредитования, защиты и поощрения капиталовложений, стимулирование использования внутренних источников инвестиций» [2].

Вектор государственной поддержки в РФ в настоящий момент направлен на развитие социально ориентированного инвестирования, о чем свидетельствуют изменения, внесенные на 2021-2024 гг. в федеральный национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [3; 4; 5], а также в региональные проекты органов исполнительной власти субъектов РФ.

Оперативно создана действующая государственная инфраструктура в сфере поддержки социально ориентированных инвестиционных проектов в регионах РФ, которая включает в себя:

  1. региональные центры инноваций социальной сферы (ЦИСС);
  2. региональные ресурсные центры социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО);
  3. органы исполнительной власти субъектов РФ.

Однако, несмотря на наличие созданных и функционирующих во всех субъектах РФ центрах инноваций социальной сферы, призванных производить отбор, помогать в оформлении и составлении финансового плана, а также подготавливать к внедрению и тиражированию социально ориентированные инвестиционные проекты, количество предпринимателей, желающих работать в данной сфере, невелико.

Согласно мониторингу, проведенному по состоянию на 10.08.2020 г. и 10.08.2021 г. в рамках Паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», лишь в пяти субъектах РФ в 2020 году количество социальных предприятий составляет более 100 ед. – это Московская и Нижегородская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Башкортостан и г. Москва. В большинстве субъектов РФ доля социально ориентированных предприятий незначительна, в тринадцати субъектах РФ указанные предприятия вообще отсутствуют [3]. В табл. 1 проанализированы указанные данные по тридцати субъектам-лидерам по РФ и суммарно по прочим субъектам РФ.

В большинстве субъектов РФ доля социальных предпринимателей незначительна. Такие регионы, как Еврейская автономная область, Кабардино-Балкарская Республика, Калужская область, Карачаево-Черкесская Республика, Костромская, Курганская и Ульяновская области, Республики Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Мордовия, Тыва, Северная Осетия-Алания вообще не имеют социальных предпринимателей, при этом на их территориях созданы и функционируют региональные центры инноваций социальной сферы (ЦИСС).

Таким образом, присутствуют признаки недостаточно раскрытого потенциала развития социального ориентированного инвестирования на федеральном и региональном уровнях.

В 2021 году уже в одиннадцати субъектах РФ количество социальных предприятий составляет более 100 ед. – это г. Москва, Московская область, Республика Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижегородская, Вологодская и Томская области, Приморский край, г. Санкт-Петербург, Республика Саха (Якутия) и Республика Крым. Лишь в Республике Ингушетия указанные предприятия в 2021 году отсутствуют [3].

 

Таблица 1 – Социальные предприятия и уровень обеспеченности инфраструктурой их поддержки в разрезе субъектов Российской Федерации, на 10.08.2020 и 10.08.2021 гг. [составлено автором по  [3]]

Субъекты Российской Федерации Количество социальных предпринимателей, ед. К-т наличия ЦИСС*, ед. Доля социальных предпринимателей региона в общем их количестве по РФ, %
10.08.2020 10.08.2021 10.08.2020 10.08.2021
1. Московская область 291 523 1,0 10,1 9,2
2. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 201 257 1,5 7,0 4,5
3. Республика Башкортостан 193 303 1,5 6,7 5,3
4. г. Москва 190 236 1,0 6,6 4,1
5. Нижегородская область 161 307 1,5 5,6 5,4
6. Тульская область 84 97 1,0 2,9 1,7
7. Омская область 81 89 1,5 2,8 1,6
8. Кемеровская область 74 89 1,5 2,6 1,6
9. Приморский край 74 144 1,5 2,6 2,5
10. г. Санкт-Петербург 72 101 1,5 2,5 1,8
11. Амурская область 65 51 1,0 2,3 0,9
12. Вологодская область 65 157 1,5 2,3 2,8
13. Томская область 61 139 1,5 2,1 2,4
14. Брянская область 57 71 1,0 2,0 1,2
15. Республика Саха (Якутия) 52 108 1,0 1,8 1,9
16. Пермский край 46 89 1,5 1,6 1,6
17. Ямало-Ненецкий автономный округ 45 79 1,5 1,6 1,4
18. Республика Коми 43 49 1,5 1,5 0,9
19. Алтайский край 43 88 1,0 1,5 1,5
20. Хабаровский край 42 69 1,5 1,5 1,2
21. Камчатский край 41 75 1,5 1,4 1,3
22. Волгоградская область 40 85 1,5 1,4 1,5
23. Мурманская область 40 47 1,0 1,4 0,8
24. Забайкальский край 39 67 1,5 1,4 1,1
25. Кировская область 38 74 1,0 1,3 1,3
26. Астраханская область 36 56 1,0 1,3 0,9
27. Владимирская область 36 75 1,0 1,3 1,3
28. Республика Хакасия 36 53 1,0 1,3 0,9
29. Республика Крым 35 106 1,5 1,2 1,9
30. Свердловская область 34 70 1,5 1,2 1,2
Прочие субъекты РФ 565 1 943 61,0 19,2 34,9
ИТОГО: 2 880 5 697 100,0 100 100

*ЦИСС (сокр.) – центр инноваций социальной сферы в регионах РФ

 

Проведенное исследование социально ориентированного инвестирования как эволюционной трансформации целей государственной политики и инвестиционного процесса позволяет говорить об отсутствии определенности долгосрочных перспектив его функционирования, что предопределяет необходимость использования стратегического инструмента управления – техники сценарного прогнозирования, что позволит выявить возможные варианты развития социально ориентированного инвестирования в Российской Федерации (рис. 1).

Автором предлагается состав и обоснование содержания сценариев развития социально ориентированного инвестирования в Российской Федерации. Сценарии включают следующие разновидности: оптимистичный, умеренный (наиболее вероятный) и пессимистичный.

Данные сценарии позволяют оптимизировать меры государственной политики с учетом региональных особенностей субъектов РФ, минимизировать риски и исключить неэффективность целевого использования финансовых ресурсов, что дает возможность обеспечить равнокомфортный доступ к льготным заемным ресурсам для участников с базовой специализацией с целью усиления их взаимодействия, будет способствовать развитию субъектов хозяйствования и финансовых институтов — в том числе государственных микрофинансовых организаций и крауд-платформ, увеличению количества стартапов, успешной реализации социально ориентированных инвестиционных проектов в регионах, а также устойчивому росту экономики страны в целом.

 

Сценарии развития социально ориентированного инвестирования в Российской Федерации

Рисунок 1 – Сценарии развития социально ориентированного инвестирования в Российской Федерации

[составлено автором]

 

При воплощении оптимистичного сценария развитие социально ориентированного инвестирования в регионах Российской Федерации будет осуществляться быстрыми темпами, что предполагает стимулирование привлечения инвестиций в регионы страны для стабильного функционирования финансовых институтов и субъектов хозяйствования с целью реализации социально ориентированных инвестиционных проектов, увеличение количества стартапов, создание новых рабочих мест, активизацию деятельности финансовых институтов, в том числе – государственных микрофинансовых организаций и крауд-платформ, обеспечение равнокомфортного доступа к льготным финансовым ресурсам для субъектов хозяйствования, усиление взаимодействия и расширения координации участников с базовой специализацией — стартапов, гос. МФО и крауд-платформ, рост объема поступлений налогов в бюджет, увеличение количества социальных инвесторов и социальных предпринимателей (предприятий).

При наступлении умеренного сценария (наиболее вероятного) в регионах РФ будет отсутствовать рост привлечения объема инвестиций в регионы страны для развития финансовых институтов и субъектов хозяйствования с целью реализации социально ориентированных инвестиционных проектов. Количество стартапов и рабочих мест в малом бизнесе при материализации подобного сценария будет сохраняться, однако создание новых рабочих мест не ожидается, следовательно, произойдет стагнация деятельности финансовых институтов, в том числе – государственных микрофинансовых организаций и крауд-платформ; доступ к льготным финансовым ресурсам для субъектов хозяйствования будет сохраняться на прежнем уровне, что неизбежно повлечет со временем дефицит в льготном финансировании. Масштабы деятельности участников с базовой специализацией — стартапов, гос. МФО и крауд-платформ и их взаимодействие останутся на прежнем уровне, в связи с чем рост объема налоговых поступлений в бюджет будет отсутствовать. Количество социальных инвесторов и социальных предпринимателей (предприятий) не увеличится.

При осуществлении пессимистичного сценария в регионах РФ ожидается дальнейший спад и затруднение доступа к привлечению инвестиций в регионы страны для развития финансовых институтов и субъектов хозяйствования с целью реализации социально ориентированных инвестиционных проектов. Произойдет ликвидация стартапов и рабочих мест, сокращение количества финансовых институтов, в том числе – государственных микрофинансовых организаций и крауд-платформ; доступ к льготным финансовым ресурсам для субъектов хозяйствования будет затруднен, произойдет снижение уровня занятости населения, что обусловит уменьшение объема поступлений налогов в бюджет. Указанный сценарий будет характеризоваться отсутствием взаимодействия участников с базовой специализацией — стартапов, гос. МФО и крауд-платформ и снижением масштабов их деятельности. Произойдет сокращение количества социальных инвесторов и социальных предпринимателей (предприятий).

Необходимо отметить, что при оптимистичном и умеренном сценариях развития социально ориентированного инвестирования в регионах РФ, разработанных и обоснованных автором, возможно внедрять и тиражировать социально ориентированные инвестиционные проекты, реализуемые стартапами, однако необходимо сконцентрировать внимание государства на их усиленном и эффективном взаимодействии с другими участниками с базовой специализацией, такими, как государственные микрофинансовые организации и крауд-платформы.

С целью обоснования и подтверждения разработанных сценариев социально ориентированного инвестирования в Российской Федерации автором применены метод аппроксимации данных при помощи линейного тренда, а также метод корреляционного анализа. За основу авторского исследования взяты данные следующих показателей: инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий, инвестиционная активность малых и средних предприятий, а также показатель ВВП [10]. С целью выявления взаимосвязи и прогнозных значений роста инвестиционной активности малых и средних предприятий автором применен метод аппроксимации и построен тренд, прогнозирующий изменение анализируемых показателей до 2024 года (рис. 2). Показатель R2 отражает величину достоверности аппроксимации. Из представленных данных можно сделать вывод о том, что у анализируемых показателей (ВВП, инвестиции МСП в основной капитал, инвестиционная активность МСП) прогнозные темпы роста примерно одинаковые, соответственно, для усиления и повышения уровня инвестиционной активности малых и средних предприятий в прогнозируемом периоде необходимо обеспечить более интенсивный рост ВВП.

Данное обстоятельство также подтверждается проведенным корреляционным анализом показателей ВВП и инвестиций малых и средних предприятий в основной капитал (рис. 3, табл. 2). Коэффициент корреляции рассчитан по следующей формуле (формула 1):

 

                                                                             (1)

 

В соответствии с расчетами, произведенными в таблице 1, коэффициент корреляции показателей инвестиции МСП в основной капитал и ВВП составляет 0,9157, что свидетельствует о их тесной прямой взаимосвязи.

 

Взаимосвязь прогнозного роста инвестиционной активности малых и средних предприятий и ВВП

Рисунок 2 – Взаимосвязь прогнозного роста инвестиционной активности малых и средних предприятий и ВВП*

*R2 отражает величину достоверности аппроксимации
[составлено автором]

 

Поле корреляции показателей инвестиций МСП в основной капитал и ВВП

Рисунок 3 – Поле корреляции показателей инвестиций МСП в основной капитал и ВВП

[составлено автором]

 

Таблица 2 – Взаимосвязь показателей инвестиций МСП в основной капитал и ВВП

Год ВВП, млрд. руб.
У
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.
Х
У-Уср Х-Хср (У-Уср)(Х-Хср) (У-Уср)^2 (Х-Хср)^2
2010 46308,5 847 -36997,1 -259,47 9599743,2 1368786753,8 67326,096
2011 60114 693,8 -23191,6 -412,67 9570548,3 537851153,9 170298,780
2012 68103,4 730,6 -15202,2 -375,87 5714099,2 231107437,6 141280,307
2013 72085,7 849,2 -11219,9 -257,27 2886579,0 125886564,0 66189,256
2014 79030 949,3 -4275,6 -157,17 672010,6 18280910,8 24703,266
2015 83087,4 999 -218,2 -107,17 23387,0 47619,2 11485,993
2016 85616,1 1 193 2310,5 86,63 200150,7 5338326,2 7504,284
2017 91843,2 1 412 8537,6 305,13 2605049,1 72890303,3 93102,653
2018 104629,6 1 431 21324,0 324,93 6928743,3 454712200,6 105577,733
2019 110046,1 1 504 26740,5 397,23 10622048,7 715053367,9 157789,506
2020 115497,8 1 562 32192,2 455,73 14670855,2 1036336570,2 207687,347
средние значения 83305,62 1106,47
сумма 63493214,185 4566291207,516 1052945,222
Коэффициент корреляции 0,9157

[составлено автором]

 

Таким образом, усиление инвестиционной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе – стартапов, будет способствовать увеличению ВВП и общему повышению темпов экономического роста страны.

На рис. 4 представлен линейный тренд прогнозного роста объемов краудлендинга и краудинвестинга в РФ до 2023 года [11; 12]. Из данных линии тренда видна тесная взаимосвязь указанных методов финансирования, а темпы их прогнозного роста подтверждают вероятность наступления оптимистичного сценария развития социально ориентированного инвестирования в Российской Федерации.

 

Прогнозный темп роста краудлендинга и краудинвестинга в РФ

Рисунок 4 – Прогнозный темп роста краудлендинга и краудинвестинга в РФ

[составлено автором]

 

С целью выявления взаимосвязи между объемами краудлендинга и краудинвестинга и объемом рынка микрофинансирования [13] автором проведен корреляционный анализ данных показателей (рис. 5, 6; табл. 3, 4). Коэффициент корреляции рассчитан по формуле 2:

    (2)

 

Поле корреляции показателей объема краудлендинга и объема рынка микрофинансирования

Рисунок 5 – Поле корреляции показателей объема краудлендинга и объема рынка микрофинансирования

[составлено автором]

 

Таблица 3 – Взаимосвязь показателей объема краудлендинга и объема рынка микрофинансирования

Год Краудлендинг, млрд. руб. (У) Объем рынка микрофинансирования, млрд. руб. (Х) У-Уср Х-Хср (У-Уср)(Х-Хср) (У-Уср)^2 (Х-Хср)^2
2012 1,23 7,3 -35,7 -95,1 3392,1 1273,4 9035,6
2013 3,38 15,1 -33,5 -87,3 2926,1 1124,6 7613,5
2014 11,08 25,6 -25,8 -76,8 1983,0 667,5 5891,4
2015 25,1 51,2 -11,8 -51,2 604,4 139,6 2616,9
2016 40,114 88 3,2 -14,4 -45,9 10,2 206,1
2017 52,9 121 16,0 18,6 298,0 255,5 347,6
2018 61,73 152 24,8 49,6 1231,9 615,8 2464,6
2019 65,489 212 28,6 109,6 3133,0 816,5 12021,9
2020 71,214 249 34,3 146,6 5029,7 1176,4 21504,6
Средние значения 36,92 102,36
Сумма 18552,3 6079,5 61702,2
Коэффициент корреляции 0,95788784

[составлено автором]

 

Коэффициент корреляции показателей объема краудлендинга и объема рынка микрофинансирования составляет 0,9579, что свидетельствует об их тесной прямой, очень сильной взаимосвязи.

 

Поле корреляции показателей объема краудинвестинга и объема рынка микрофинансирования

Рисунок 6 – Поле корреляции показателей объема краудинвестинга и объема рынка микрофинансирования

[составлено автором]

 

Таблица 4 – Взаимосвязь показателей объема краудинвестинга и объема рынка микрофинансирования

Год Краудинвестинг, млрд. руб. (У) Объем рынка микрофинансирования, млрд. руб. (Х) У-Уср Х-Хср (У-Уср)(Х-Хср) (У-Уср)^2 (Х-Хср)^2
2012 0,11 7 -5,0 -95,1 473,8 24,8 9035,6
2013 0,59 15 -4,5 -87,3 393,1 20,3 7613,5
2014 1,86 26 -3,2 -76,8 248,3 10,5 5891,4
2015 2,56 51 -2,5 -51,2 129,7 6,4 2616,9
2016 4,146 88 -0,9 -14,4 13,6 0,9 206,1
2017 5,99 121 0,9 18,6 16,7 0,8 347,6
2018 8,218 152 3,1 49,6 155,1 9,8 2464,6
2019 10,395 212 5,3 109,6 581,2 28,1 12021,9
2020 11,983 249 6,9 146,6 1010,1 47,4 21504,6
Средние значения 5,09 102,36
Сумма 3021,5 149,0 61702,2
Коэффициент корреляции 0,99640904

[составлено автором]

 

Коэффициент корреляции показателей объема краудинвестинга и объема рынка микрофинансирования составляет 0,9964, что свидетельствует также об их тесной прямой, очень сильной взаимосвязи.

Таким образом, по результатам проведенного корреляционного анализа можно сделать вывод о том, что рост рынка микрофинансирования вызван теми же факторами, что и рост объемов краудлендинга и краудинвестинга, соответственно, на них влияют одинаковые факторы. Исходя из данных линейного тренда на рис. 4, демонстрирующего прогнозный рост объемов краудлендинга и краудинвестинга в РФ до 2023 года, можно предположить, что объем рынка микрофинансирования в РФ также увеличится в указанном периоде, так как корреляционным анализом доказана тесная прямая связь этих показателей, что позволит говорить о высокой вероятности наступления оптимистичного сценария развития социально ориентированного инвестирования в Российской Федерации.

На рис. 7 автором применен метод аппроксимации и построен тренд, прогнозирующий взаимосвязь и изменение показателей портфеля задолженности малых и средних предприятий, вновь созданных субъектов МСП [14; 15], объемов краудлендинга и краудинвестинга до 2024 года. Показатель R2 отражает величину достоверности аппроксимации. Из представленных данных можно сделать вывод о том, что при снижении количества вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства, или стартапов, происходит увеличение объема заемных ресурсов, то есть у закрепившихся и функционирующих стартапов и иных субъектов малого и среднего предпринимательства зависимость от заемных средств в прогнозируемом периоде увеличится. Таким образом, рост заемного финансирования сопровождается общим количеством стартапов, переходящих в действующие малые и средние предприятия (сроком деятельности более одного года), которые на рынке появились и закрепились, наращивая свою финансовую устойчивость и деловую репутацию.

 

Прогнозная зависимость стартапов от заемных ресурсов

Рисунок 7 – Прогнозная зависимость стартапов от заемных ресурсов

[составлено автором]

 

Проведенный автором корреляционный анализ и применение метода аппроксимации при построении линейных трендов свидетельствует о необходимости организации взаимодействия с целью активной вовлеченности в инвестиционный процесс всех участников с базовой специализацией – стартапов, государственных микрофинансовых организаций и крауд-платформ, а также удовлетворенности в льготных финансовых ресурсах, что должно сопровождаться эффективным управлением возникающими рисками социально ориентированного инвестирования.

 

Обсуждения и выводы

Реализация разработанных автором сценариев развития социально ориентированного инвестирования в регионах Российской Федерации требует значительных усилий со стороны всех участников инвестиционного процесса, и особенно государства — как на федеральном, так и на региональном уровнях при реализации социально ориентированных государственных программ и национальных проектов.

К проблемам, препятствующим развитию социально ориентированного инвестирования в данный момент в регионах РФ необходимо отнести следующие:

  • незначительная доля региональных социально ориентированных инвестиционных проектов в общей структуре инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • низкий уровень финансовой грамотности субъектов хозяйствования в сфере социального предпринимательства;
  • отсутствие доверия и интереса социальных инвесторов к механизму финансирования стартапов;
  • недостаточные объемы капитализации государством социально ориентированных региональных финансовых институтов — микрофинансовых организаций с бюджетным участием;
  • отсутствие нормативно-правовой базы, непосредственно регулирующей направления социально ориентированного инвестирования, в частности, экологическое инвестирование;
  • затрудненный доступ социально ориентированных инвестиционных проектов к финансовым ресурсам инвесторов.

Для преодоления указанных проблем автору видится уместным применять в РФ успешный опыт зарубежных стран в части социально ориентированного инвестирования и тиражировать его в регионах, например, использовать механизмы экологического инвестирования в виде субсидирования и налоговых отчислений, широко распространенных в странах Европы, Северной Америки и Японии (табл. 5), которое является одним из наиболее значимых и активно развивающихся направлений социально ориентированного инвестирования [16; 17; 18].

 

Таблица 5 – Обзор механизмов экологического инвестирования в зарубежных странах [1]

Механизмы инвестирования Эффект
Германия
Налог на токсические отходы ↓ токсичных отходов на 30% в год
Экологический сбор за въезд в экологические зоны ↓ выбросов выхлопных газов на 40%
Субсидирование на развитие «зеленой» энергетики ↑ возобновляемых источников энергии на 30%
«Выравнивающие» экологические платежи Взимаются после произведенного вмешательства в окружающую среду (например, изменение ландшафта)
Льготное кредитование Инвестирование «зеленых» проектов
Дания
Плата за отходы Повторное использование отходов (рециклинг)
США и Канада
«Зеленые» облигации Строительство «зеленых» станций для электромобилей, поддержка экологических инициатив
Греция
Налог на воду Снижение потребления воды
Налог на пластиковые пакеты ↓ пластиковых отходов на 40%
Субсидии Очистка воды при ее доставке организациями
Швеция
Налог на углерод, этиловый бензин, дизельное топливо ↓углеродного загрязнения окружающей среды на 6%, ↓ загрязнения от автомобилей на 75%
Япония
Платежи за извлечение воды из рек, пользование водой Покрытие расходов за счет платежей для поддержания качества воды

 

В российском законодательстве не сформулировано понятие экологического инвестирования, также не сформулированы его основные принципы и методы. В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. №39-ФЗ не выделяется отдельная правовая категория «инвестиции в экологию». В Федеральном законе «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» от 01.04.2020 г. №69-ФЗ не закреплены экологические цели инвестирования.

Фондовый рынок «зеленых» облигаций в РФ только начинает формироваться. Отсутствует достаточный институциональный опыт размещения облигаций для локализации экологических проблем. Разработка эмиссионного механизма «зеленых» облигаций могла бы обеспечить качественный переход к «зеленой» экономике в РФ. Помимо этого, возможно перенять внедрение механизма гринбанкинга, который подразумевает долгосрочную природоохранительную политику инвестирования в экологические инициативы и представляет собой льготное кредитование для субъектов хозяйствования, занимающихся инвестированием в экологические проекты. Применение указанного механизма могло бы облегчить доступ к инвестиционным ресурсам для социально ориентированных инвестиционных проектов в сфере экологии.

Все вышеизложенное позволяет констатировать, что в регионах РФ социально ориентированное инвестирование в настоящий момент находится в начальной стадии своего становления, и от целенаправленного воздействия всех участников инвестиционного процесса и органов власти федерального и регионального уровней будет зависеть скорость, равномерность и путь развития данного направления.

 

Список литературы:

  1. Sheina, , Kurdyumov, А., Zavyalova, M. Environmental investment as a factor of sustainable economic development in the context of transformation of the external and internal environment // E3S Web of Conferences 250, 04016 (2021). TRESP. — 2021. — P. 6035.
  2. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046
  3. Паспорт Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. 24.12.2018 г., протокол №16 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/
  4. Федеральный проект «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» (Предакселерация) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/predakseleraciya/
  5. Федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/akseleraciya_subektov_msp/
  6. Chitvan T. Social Entrepreneurship: An Affirmative Critique / Journal of entrepreneurship. 2019. vol. 28. Issue: 1. pp. 192-195. DOI: 10.1177/0971355718810280
  7. Domar E.D. Essays in the Theory of Economic Growth // Oxford: Oxford University Press. – 1957. – 272 p.
  8. Christian, A.O.D.E., Motorina, I.I, Yunusova, L.D, Ajupov, A.A. Innovation in supply chain finance as a new alternative financing means for Russian enterprises // International Journal of Supply Chain Management. 2020. vol. 9. № 3. pp. 806-814.
  9. Yunqi, (2020). Institutional investors, selling pressure and crash risk // Emerging Markets Review, Elsevier, 2020. vol. 42. DOI: 10.1016/j.ememar.2019.100670
  10. Официальный сайт Федеральной службы статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11192
  11. Новые инструменты привлечения финансирования для развития технологических компаний: практика использования и перспективы развития в России (аналитический доклад ВШЭ) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/219492205
  12. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cbr.ru/about_br/publ/
  13. Информационный портал Zaim.com [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://zaim.com/articles/rynok-mfo-v-tsifrakh/itogi-goda-reestr-mfo-provalilsya-bolee-chem-na-20/
  14. Официальный сайт Рейтингового агентства «Эксперт Ра» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/banks/msb_2019/#part1
  15. Шеина, Е.Г. Эволюция микрофинансирования как элемента экономического стимулирования малых инновационных предприятий // Сибирская финансовая школа. 2019. № 4 (135). С. 63-71.
  16. Haugh, A Research Agenda for Social Entrepreneurship / Social Entreprise Journal. 2005. vol. 1. pp. 1-12. DOI:10.1108/17508610580000703.
  17. Padilla-Zea,, Aceto, S., Burgos, D. (2019). Social Seducement: Empowering Social Economy Entrepreneurship. The Training Approach / International journal of interactive multimedia and artificial intelligence. 2019. vol. 5. issue 7. pp.:135-150. DOI:10.9781/ijimai.2019.09.001
  18. Федеральный закон от 02.08.2019 года №259-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о  внесении  изменений в  отдельные  законодательные  акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/97797d9dde2bb2d6b34e254db3622bf8ba7d7bd6/

 

Bibliography:

  1. Sheina, , Kurdyumov, А., Zavyalova, M. Environmental investment as a factor of sustainable economic development in the context of transformation of the external and internal environment // E3S Web of Conferences 250, 04016 (2021). TRESP. — 2021. — P. 6035.
  2. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400 “On the National Security Strategy of the Russian Federation” [O Strategii natsional’noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii] // Access mode: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046
  3. Passport of the National project «Small and medium-sized businesses and support for individual entrepreneurial initiatives» (approved on December 24, 2018, protocol No. 16 [Pasport Natsional’nogo proyekta «Maloye i sredneye predprinimatel’stvo i podderzhka individual’noy predprinimatel’skoy initsiativy»] // Access mode: https://www.economy.gov.ru/material /directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/
  4. Federal project «Creating conditions for an easy start and comfortable doing business» (Pre-acceleration) [Federal’nyy proyekt «Sozdaniye usloviy dlya legkogo starta i komfortnogo vedeniya biznesa» (Predakseleratsiya)] // Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/predakseleraciya/
  5. Federal project «Acceleration of small and medium-sized businesses» [Federal’nyy proyekt «Akseleratsiya sub»yektov malogo i srednego predprinimatel’stva»] // Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/akseleraciya_subektov_msp/
  6. Chitvan T. Social Entrepreneurship: An Affirmative Critique / Journal of entrepreneurship. 2019. vol. 28. Issue: 1. pp. 192-195. DOI: 10.1177/0971355718810280
  7. Domar E.D. Essays in the Theory of Economic Growth // Oxford: Oxford University Press. – 1957. – 272 p.
  8. Christian, A.O.D.E., Motorina, I.I, Yunusova, L.D, Ajupov, A.A. Innovation in supply chain finance as a new alternative financing means for Russian enterprises // International Journal of Supply Chain Management. 2020. vol. 9. № 3. pp. 806-814.
  9. Yunqi, F. (2020). Institutional investors, selling pressure and crash risk // Emerging Markets Review, Elsevier, 2020. vol. 42. DOI: 10.1016/j.ememar.2019.100670.
  10. Official website of the Federal Statistics Service [Ofitsial’nyy sayt Federal’noy sluzhby statistiki] // Access mode: https://rosstat.gov.ru/folder/11192
  11. New tools for raising finance for the development of technology companies: practice of use and development prospects in Russia (analytical report of the Higher School of Economics) [Novyye instrumenty privlecheniya finansirovaniya dlya razvitiya tekhnologicheskikh kompaniy: praktika ispol’zovaniya i perspektivy razvitiya v Rossii (analiticheskiy doklad VSHE)] // Access mode: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/ 219492205;
  12. Official website of the Bank of Russia [Ofitsial’nyy sayt Banka Rossii] // Access mode: http://www.cbr.ru/about_br/publ/
  13. Information portal Zaim.com [Informatsionnyy portal Zaim.com] // Access mode: https://zaim.com/articles/rynok-mfo-v-tsifrakh/itogi-goda-reestr-mfo-provalilsya-bolee-chem-na- twenty/
  14. Official website of the Expert Ra Rating Agency [Ofitsial’nyy sayt Reytingovogo agentstva «Ekspert Ra»] // Access mode: https://raexpert.ru/researches/banks/msb_2019/#part1
  15. Sheina, E.G. The evolution of microfinance as an element of economic incentives for small innovative enterprises [Evolyutsiya mikrofinansirovaniya kak elementa ekonomicheskogo stimulirovaniya malykh innovatsionnykh predpriyatiy]// Siberian Financial School. 2019. No. 4 (135). pp. 63-71.
  16. Haugh, H. A Research Agenda for Social Entrepreneurship / Social Entreprise Journal. 2005. vol. 1. pp. 1-12. DOI:10.1108/17508610580000703/
  17. Padilla-Zea, N., Aceto, S., Burgos, D. (2019). Social Seducement: Empowering Social Economy Entrepreneurship. The Training Approach / International journal of interactive multimedia and artificial intelligence. 2019. vol. 5. issue 7. pp.: 135-150. DOI:10.9781/ijimai.2019.09.001/
  18. Federal Law of August 2, 2019 No. 259-FZ (as amended on July 31, 2020) “On attracting investments using investment platforms and on amending certain legislative acts of the Russian Federation” [O privlechenii investitsiy s ispol’zovaniyem investitsionnykh platform i o vnesenii izmeneniy v otdel’nyye zakonodatel’nyye akty Rossiyskoy Federatsii] // Access mode: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/97797d9dde2bb2d6b34e254db3622bf8ba7d7bd6/

Еще в рубриках

Регионы России