Управление процессами развития цифровой экономики регионов
Management of the development processes of the digital economy of the regions
Авторы
Аннотация
Рассматриваются основные направления развития процессов цифровой трансформации региональной экономики. Проанализирована совокупность данных, связанных с развитием информационно-коммуникационных технологий России и показано, что переход к цифровой экономике существенно изменил условия деятельности предприятий регионов. Проведен анализ деятельности ряда регионов в условиях перехода к цифровой экономике и выявлены основные направления и тенденции их развития, приведены приоритетные отрасли экономики регионов, подвергаемые цифровой трансформации. Показано, что реализация информационных технологий связана с решением совокупности задач, обеспечивающих развитие и эффективное использование интеллектуальных ресурсов современных предприятий. Подчеркнута активная роль регионов в создании инновационной экономики России, их значительный вклад в масштабы исследований и разработок. Раскрыты базовые элементы научно-инновационного комплекса, ключевым элементом которого является организация инновационной инфраструктуры, включающей в себя региональную систему управления предприятиями на основе применения инновационных информационных технологий.
Ключевые слова
цифровая экономика, цифровая экономика регионов, информационные технологии, инновации, научно-инновационный комплекс, региональная экономика.
Рекомендуемая ссылка
Управление процессами развития цифровой экономики регионов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (69). Номер статьи: 6902. Дата публикации: 17.01.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6902/
DOI: 10.24412/1999-2645-2022-169-2
Authors
Abstract
The main directions of development of digital transformation processes of the regional economy based on the use of advanced information technologies are considered. The analysis of the activities of a number of regions in the context of the transition to the digital economy is carried out and it is concluded that the priority direction of their development is the use of effective information technologies aimed at improving the management of production activities.It is shown that the implementation of information technologies is associated with solving a set of tasks that ensure the development and effective use of intellectual resources of modern enterprises and organizations, and is aimed at increasing their potential to initiate and implement innovative projects of varying complexity and focus in the digital economy. The basic elements of a scientific and innovative complex are disclosed, the key element of which is the organization of an innovative infrastructure, which includes a regional system for managing enterprises and organizations based on the use of innovative information technologies.
Keywords
digital economy, information technology, innovation, scientific and innovative complex, regional economy.
Suggested Citation
Management of the development processes of the digital economy of the regions// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (69). Art. #6902. Date issued: 17.01.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/6902/
DOI: 10.24412/1999-2645-2022-169-2
Введение
Рассматриваемая в статье проблема является актуальной, поскольку цифровая экономика характеризуется мощным революционным развитием, которое динамично вносит существенные технологические инновации в региональные процессы производства продукции и значительно изменяет структуру потребления. Технологические инновации способствуют росту производительности труда и имеют решающее значение для процессов экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом.
Активное использование передовых инновационных технологий является одним из главных направлений построения «экономики знаний», основанной на научно-техническом потенциале, существенно изменяет пространственный и временной масштабы ведения бизнеса и является мощным средством коммуникации, не имеющим каких-либо территориальных ограничений. При этом стоимость доступа к информации не зависит от ее удаленности и позволяет даже самым мелким компаниям и отдельным предпринимателям, независимо от их географического расположения, достигнуть глобального присутствия и заниматься бизнесом в мировом масштабе.
Указом президента Российской Федерации «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» определены цели и задачи в сфере формирования национальной цифровой экономики и реализации стратегических национальных приоритетов [1].
Информация в Интернет все в большей степени используется предприятиями в качестве экономического ресурса с целью повышения эффективности, стимулирования инноваций и укрепления конкурентоспособности. Интенсивно формируется информационный сектор региональной экономики, растущий более ускоренными темпами, чем остальные отрасли.
Результаты исследования цифровой экономики регионов
Конкурентоспособность продукции и сферы услуг в регионах России все в большей степени определяется информационно-коммуникационными технологиями, составляющими основу сетевой экономики и обеспечивающими создание, передачу, использование и аналитическую обработку знаний и информации. Осуществляемый в рамках новых информационных технологий перенос хозяйственной деятельности в среду Интернет вызывает в регионах первостепенное развитие коммуникативной составляющей, включающей в себя прямое общение компаний и потребителей в рамках технологий B2B и B2C. При этом компании, использующие Интернет в качестве инновационного средства доставки информации, приобретают ряд дополнительных важных преимуществ, значительно превосходящих по силе воздействия ранее используемые виды коммуникаций [2].
Продвижение в Интернет представляет собой сложный коммуникативный процесс передачи информации электронным путем, обеспечивает сочетание большого разнообразия выразительных средств, актуальности размещенных сведений и является мощнейшим орудием формирования общественного мнения и, в частности, покупательских предпочтений. При этом в регионах России непрерывно растут численность активных пользователей Интернет (таблица 1) и объем инвестиций в развитие информационных технологий (таблица 2) [3].
Таблица 1 — Число активных пользователей Интернет в России (тыс. чел.)
Численность абонентов Интернет | Годы | |||
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Число активных абонентов доступа к сети Интернет (всего) | 27493 | 31084 | 31968 | 32910 |
В том числе подключенных к широкополосному Интернет | 27293 | 30877 | 31789 | 32695 |
Таблица 2 – Инвестиции в развитие информационных технологий в России (млрд. руб.)
Вид деятельности | Г о д ы | |||
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Сфера телекоммуникаций | 369,0 | 369, 2 | 446,7 | 570. 8 |
Область информационных технологий | 14,5 | 25.5 | 43.6 | 61,2 |
Научно-техническая деятельность | 465,7 | 494,6 | 555,3 | 690,0 |
Научные исследования и разработки | 164,7 | 165,3 | 176.7 | 196,8 |
По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций отмечается значительный вклад цифровой экономики и связанных региональных рынков в ВВП страны, для повышения эффективности предпринимательской деятельности постоянно совершенствуются технические средства, методы, форматы и технологии использования интернет-каналов.
Финансовые вложения организаций в производство компьютеров и развитие телекоммуникаций и информационных технологий непрерывно растут (таблица 3) [3].
Таблица 3 — Финансовые вложения организаций (млн. руб.)
Финансовые вложения | Год | Всего | В том числе | |
долгосрочные | краткосрочные | |||
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий | 2017 | 636610 | 4797 | 631813 |
2018 | 689352 | 10022 | 679330 | |
2019 | 1552572 | 24964 | 1527608 | |
Деятельность в сфере телекоммуникаций | 2017 | 3106344 | 476135 | 2630209 |
2018 | 4530114 | 641533 | 3888581 | |
2019 | 2061236 | 516514 | 1544722 | |
Деятельность в области информационных технологий | 2017 | 213329 | 3182 | 210147 |
2018 | 1216001 | 147978 | 1068023 | |
2019 | 2024063 | 78416 | 1945647 |
Переход к цифровой экономике существенно изменил условия деятельности региональных предприятий. Их приоритетным направлением развития все в большей степени становится выбор эффективных информационных технологий, направленных на совершенствование управления производственной деятельностью, включая обеспечение конкурентоспособности продукции, формирование качественно новых связей с поставщиками и др. В указанном плане в организациях регионов России все большую значимость приобретает использование прогрессивных локальных вычислительных сетей и широкополосного Интернет (таблица 4) [3].
Таблица 4 — Использование информационных и коммуникационных технологий в организациях (в процентах от общего числа обследованных)
Вид оборудования | Годы | ||
2015 | 2016 | 2017 | |
Локальные вычислительные сети | 62,3 | 63,1 | 63,9 |
Интернет | 88,7 | 88,9 | 91,1 |
Широкополосный Интернет | 81,8 | 83,2 | 86,5 |
Наличие Web-сайта в сети | 45,9 | 47,4 | 50,9 |
Совершенствование информационно-коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на процессы экономического развития регионов. В связи с этим президентом Российской Федерации В.В.Путиным было поручено главам субъектов регионов разработать на период до 2024 года региональные стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. Разработанные документы предусматривают внедрение конкурентоспособного отечественного программного обеспечения, программно-аппаратных комплексов и др. Анализ данных стратегий показывает, что к числу наиболее развитых регионов в отношении активного внедрения цифровых технологий, кроме Москвы, можно отнести Московскую область, Санкт-Петербург и Татарстан. На их примере наиболее результативно проявляются основные направления и тенденции цифровизации экономики (таблица 5).
Цифровой трансформации подвержены такие отрасли, как образование и наука, здравоохранение, развитие городской среды, транспорт и логистика, госуправление, социальная сфера, экология и природопользование, сельское хозяйство, энергетическая инфраструктура и промышленность.
Таблица 5 — Характеристика стратегий цифрового развития регионов России до 2024 года
Наименование региона | Число отраслей, охваченных цифровизацией | Планируемые к внедрению информационные технологии | Доля электронных социально значимых государственных и муниципальных услуг |
Московская область | 10 | Искусственный интеллект, Big Data, новые производственные технологии, промышленный Интернет, умный контракт, биометрические технологии | 95 % |
Санкт-Петербург | 11 | Нейротехнологии и искусственный интеллект, компоненты робототехники и сенсорики, большие данные, промышленный Интернет, беспроводная связь, системы распределенного реестра. | 95% |
Татарстан | 15 | Искусственный интеллект, платформенные решения, большие данные, интернет вещей, цифровые двойники. | 95% |
В Московской области в ходе реализации стратегии цифрового развития, в частности, планируется:
- создание цифрового портфолио ученика, который обеспечит ведение цифрового профиля 90% учащихся;
- формирование цифрового помощника учителя, с помощью которого половина заданий в электронной форме для обучающихся будет проверяться с использованием технологий автоматизированной проверки;
- разработка и внедрение суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», к которому в 2024 году будут подключены 95% образовательных организаций высшего образования;
- охват 100% граждан интегрированными электронными медицинскими картами и обеспечение 70% записей к врачу в дистанционном режиме;
- активное использование централизованной системы телемедицинских консультаций, с помощью которой до 30% всех консультаций врача с пациентом будет осуществляться в режиме видеоконференций;
- создание в 35% населенных пунктов системы энергоэффективного городского освещения;
- проведение голосований (опросов) жителей по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий.
По итогам осуществления стратегии цифровой трансформации Санкт-Петербурга, в частности, планируется:
- реализация проектов в области медицины, включающих систему поддержки принятия врачебных решений и систему голосового ввода информации в процессы диагностики и лечения, которые будут использовать 10% медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения;
- улучшение качества городской среды и управления на всем жизненном цикле строительства за счет создания единого цифрового пространства жилищно-коммунальных сервисов и внедрения цифровых сервисов;
- создание инфраструктуры для развития беспилотного транспорта, включая предоставления ИКТ и навигационных услуг, таких как предотвращение столкновений транспорта, видеонаблюдение в реальном времени, передача телеметрии и оперативной информации диспетчеру, связь с экипажем транспортных средств и т.д.
- формирование единой автоматизированной информационной системы сферы физкультуры и спорта, внедрение электронного автоматизированного управления процессом спортивной подготовки, ведение реестра лиц, систематически занимающихся спортом;
- цифровизация деятельности поставщиков туристических продуктов – создание специального портала, на котором будут размещены данные городских гидов и экскурсоводов.
При реализации в Татарстане стратегии цифровой трансформации, в частности, планируется:
- создание цифровых паспортов и биржи мощностей промышленных предприятий;
- разработка и реализация централизованной платформы исследований, к которой будет подключена половина подведомственных Минобрнауки России организаций;
- обеспечение цифровой паспортизации мелиоративных объектов, формирование единой системы идентификация крупного рогатого скота и цифровых паспортов животных и др.;
- создание единой CRM- системы для инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, развитие цифрового помощника «Лилия» для граждан;
- формирование цифровых двойников объектов транспортной инфраструктуры и цифровой модели дорожной сети, адаптивной системы управления дорожным движением;
- развитие единой системы управления объектами и мероприятиями отрасли культуры, разработка музейной информационной системы.
Цифровая трансформация на уровне регионов приводит к переходу типовой службы информатизации, ориентированной в основном на решение отдельных функциональных задач, к категории открытых систем, направленных, прежде всего, на человека, и включающих факторы, связанные с формированием и развитием новых рынков товаров и услуг, базирующихся на новых перспективных бизнес-моделях. Происходит значительное изменение институтов управления и бизнес-процессов, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.
Для решения данных задач чрезвычайно важно, чтобы коммерческие предприятия обеспечили адаптацию производственной структуры к условиям цифровой экономики, а также обеспечили использование передовых методов управления качеством производственных процессов. Цифровая экономика под влиянием инновационных процессов постоянно находится в разномасштабных изменениях и на качество ее функционального развития особое влияние оказывает производство информационных продуктов и услуг, и от эффективности их внедрения зависят результаты деятельности многочисленных отраслей в целом [4].
В настоящее время региональная экономика кардинально трансформируется под влиянием новых информационных технологий, характеристики качества социально-экономических систем значительно видоизменяются в результате интенсивного освоения технологических инноваций. Активизация трансформационных процессов под влиянием технологических инноваций приобретает системный характер, превращается в основной экономический ресурс и становится главной производительной силой.
Цифровая трансформация региональной экономики приводит к качественным сдвигам в структуре потребления, проявляющимся в уменьшении доли материальных продуктов и возрастании доли информационных услуг. Происходят значительные изменения в технике и производстве, видоизменяется структура занятости и образ жизни людей. Кроме того, цифровая экономика вызывает более активную адаптацию к новому качеству спроса, в котором усиливается роль высокотехнологичной продукции, информационных услуг и электронных видов торговли. Иными словами, возникает принципиально новая производственно-экономическая сфера.
В рамках цифровой экономики все в большей степени важнейшим катализатором роста становится непрерывное развитие инноваций и постоянное обновление производственного потенциала. Технологические инновации становятся действующим источником увеличения и качественного изменения ВВП, они способствуют росту производительности труда и оказывают решающее воздействие на экономическое развитие регионов и страны в целом.
Цифровая экономика повышает значимость теоретических знаний, определяющих параметры её роста, при этом создается основа для формирования инноваций, которые направлены на обеспечение непрерывного развития человеческого капитала. Она способствует становлению разнообразных форм нематериального накопления, а также качественно новых разновидностей информационных технологий. Конкурентный рейтинг предприятий все в большей степени определяется скоростью и способностью оперативного реагирования на запросы потребителей, а также от качества послепродажного обслуживания. В связи с этим необходим принципиально другой менеджмент и критерии выполнения работ.
Важнейший фактор, определяющий философию цифровой экономики, заключается в конвергенции электронной и традиционной коммерции. Применительно к известным брендам электронный бизнес превращается в дополнительный канал коммерческой деятельности как в формате В2В, так и В2С. Развитие WEB-технологий приводит к формированию глобального электронного финансового рынка.
Исследования, проводимые в отношении целевой аудитории электронного рынка, позволяют спрогнозировать, что в результате развития цифровой экономики возникает принципиально новая современная информационная инфраструктура. Ее интеграция в мировые рынки приводит к кардинальному снижению непроизводительных издержек в экономике, высвобождая значительную долю ресурсов для значительного экономического роста.
В условиях конкурентной среды все большую остроту приобретает проблема, связанная с закреплением на электронном рынке, и проявляющаяся в том, что интернет –продавцу следует не просто обеспечить достойное место в рамках определенной рыночной ниши, но и осуществлять непрерывную борьбу по отстаиванию достойной доли на рынке путем привлечения новых и удерживания старых клиентов. Иными словами, наблюдается переход конкуренции в качественно новую стадию, при которой соперничество интернет–продавцов осуществляется не за посетителя, а за покупателя.
Информационные технологии в значительной степени изменяют методы реализации экономической деятельности, генерируют растущий объем информации и активно влияют на все процессы, происходящие на региональных рынках. Современная база информационных технологий представляет собой гибкую систему, которая подвергается постоянному качественному обновлению и способствует повышению системного эффекта инноваций, основанных на высоких технологиях Интернет.
Реализация информационных технологий существенно повышает роль логистики, основные функции которой становятся одними из ведущих факторов обеспечения конкурентоспособности товаров. Скорость и качество поставки товаров из вспомогательной функции превращаются в основную сферу деятельности предприятий. Инновационная модель развития экономики предполагает системное внедрение достижений науки в промышленность и реальный сектор экономики, активизацию инновационной деятельности предприятий и организаций.
Важнейшую роль в развитии современных предприятий играет инновационная инфраструктура, которая представляет собой организационно-управленческую, материально-техническую, информационную, финансовую и кредитную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности. Вместе с тем, состояние инновационной инфраструктуры тесно связано с моделью экономического роста и с уровнем технологического развития региональной и национальной экономики в целом. Инновационная модель экономического роста характеризуется повышением роли невещественных, информационных факторов роста, а также быстрым развитием сферы наукоемких услуг. Поэтому развитие инновационной структуры основано на создании сети консалтинговых, инжиниринговых, информационных, телекоммуникационных услуг, составляющих основу развития инновационных ресурсов отечественной экономики.
Целью формирования информационно-технологической инфраструктуры региональных предприятий и организаций является повышение эффективности их функционирования в условиях рыночной экономики на основе совершенствования системы управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью, путем ориентации данной деятельности на рынок и потребителя, что является основой системы управления предприятиями в современных рыночных условиях. Это предполагает непрерывный учет быстро и резко изменяющейся окружающей среды предприятий, спроса потребителей и рынка, а, следовательно, быстрой адаптации системы управления предприятиями и организациями под новые задачи, наукоемкую продукцию, технологии и услуги.
Инновационная деятельность региональных предприятий, реализующих инновационные информационные технологии, направлена на решение следующих задач:
- развитие и совершенствование национальной и региональных инновационных систем;
- эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов предприятий;
- формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности;
- коммерциализация научных идей, оригинальных инновационных проектов;
- повышение уровня предпринимательской культуры.
Инновационная экономика, наука и образование становятся главными приоритетами, обуславливающими национальную стратегию развития государства в двадцать первом веке, а инновационная деятельность предприятий регионов создает принципиально новый ресурс – инновационные знания, достижения и технологии будущего. Для оценки деятельности отдельных элементов национальной инновационной системы важнейшее значение имеет проблема измерения ресурсов, масштабов и результатов деятельности организации.
Активная роль регионов в создании инновационной экономики России, их значительный вклад в масштабы исследований и разработок, в развитие инфраструктурных элементов привели к появлению в стране целостного научно-инновационного комплекса, являющегося определяющим в обеспечении инновационного развития всего народного хозяйства.
Важнейшим инструментарием научно-инновационного комплекса являются эффективные стратегии развития инновационного потенциала региональных предприятий, которые в значительной степени определяются структурной целостностью и взаимосвязанностью элементов комплекса в целом. Рассматривая научную деятельность предприятий сквозь призму концепции национальной инновационной системы России, можно выделить базовые элементы научно-инновационного комплекса, являющиеся неотъемлемой частью национальной инновационной системы в целом и включающей в себя совокупность предприятий и организаций, деятельность которых направлена на генерирование и диффузию инноваций.
Ключевым элементом научно-инновационного комплекса является организация инновационной инфраструктуры, включающей в себя региональную систему управления предприятиями и организациями на основе широкого использования инновационных информационных технологий. На этом фоне инновации представляют собой не столько приемлемый для реализации в производственном процессе стратегический продукт, сколько информационно-методологический спектр новых, оригинальных и научно обоснованных технологий, связанных с эффективной организацией производственных процессов.
Научно-теоретические инновации выходят на первый план при принятии стратегических решений, связанных с созданием новых организационных структур, и имеют решающее значение для экономической оценки их последующего функционирования. Обобщая эти тезисы, можно сказать, что инновации, основанные на использовании информационных технологий – неотъемлемый элемент перспективного сектора научно-технологической системы, региональной экономики и общества в целом.
Инновационный менеджмент на уровне региональных предприятий, основанный на использовании информационных технологий, включает в себя выполнение следующих специальных функций:
- управление развитием инновационного рынка;
- стратегическое управление инновационной деятельностью предприятий с учетом системы целей их развития и инновационного потенциала в плане наличия собственных возможностей и привлечения внешних инновационных ресурсов, а также участия в различных инновационных программах;
- формирование инновационного портфеля и последующую его оптимизацию и корректировку по нормативным критериям, включая селекцию объектов инноваций, оценку их инновационных ресурсов и качеств;
- текущее планирование и оперативное управление конкретными инновационными проектами и процессами;
- мониторинг, координацию и регулирование инновационной деятельности исполнителями инновационных программ.
Заключение
Современная система управления регионами, основанная на использовании инновационных информационных технологий, носит гибкий и комплексный характер, ориентируясь на перспективу, обеспечивает «сквозное» управление процессами – от идеи до реализации. От того, насколько точно определены потребности и проблемы развития регионов, а также национального рынка в целом, насколько точно осуществлены оценки инновационного рыночного потенциала предприятий, а также обеспечен выбор соответствующих приоритетов и распределение ресурсов на их реализацию, зависит инновационное стратегическое развитие региональной экономики и национальной экономики в целом.
В условиях развития информационной экономики изменяется отношение к главной производительной силе общества – человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда, как основе инновационных ресурсов государства. Роль высококвалифицированных специалистов, способных создавать и обслуживать высокотехнологичные информационные системы, будет непрерывно возрастать.
На современном этапе развития отечественной экономики основой для инновационной деятельности все в большей степени становятся регионы, обладающие мощным научно-техническим и информационно-технологическим потенциалом, являющиеся наиболее перспективными для построения на их базе инновационно-инвестиционной сети, объединяющей науку, производство и рынок.
Современные инновационные предприятия, активно использующие перспективные информационные технологии, обеспечивают максимальную адаптацию производства к требованиям рынка и способствуют интенсивному развитию научно-технологических комплексов, деятельность которых ориентирована на удовлетворение спроса региональных профильных рынков и обеспечение эффективного развития регионов и национальной экономики в целом.
Список литературы
- О стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 16.09.2021).
- Ястребов, А.П. Реализация инновационных технологий электронной коммерции в предпринимательской деятельности: монография / А.П.Ястребов.- СПб.: ГУАП, 2018.-101 с.
- Россия в цифрах. 2020 : Краткий статистический сборник / Росстат – М.,2020 – 550 с.
- Бабкина, А.В. Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы // тр. науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 685с.
Bibliography
- On the strategy for the development of the information society of the Russian Federation for 2017-2030 [O strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody]. Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 No. 203. URL: http://www.kremlin.ru (date of access: 16.09.2021).
- Yastrebov, A.P. Implementation of innovative e-commerce technologies in business: monograph [Realizatsiya innovatsionnykh tekhnologiy elektronnoy kommertsii v predprinimatel’skoy deyatel’nosti: monografiya]/ A.P. Yastrebov.- SPb .: GUAP, 2018.-101 p.
- Russia in numbers. 2020: Brief statistical collection [Rossiya v tsifrakh. 2020: Kratkiy statisticheskiy sbornik]/ Rosstat — M., 2020 — 550 p.
- Babkina, A.V. Digital Economy and Industry 4.0: Problems and Prospects [Tsifrovaya ekonomika i «Industriya 4.0»: problemy i perspektivy]// Tr. scientific-practical conf. with int. participation. SPb.: Publishing house of Polytechnic. University, 2017.685 p.