Главная страница » Публикации » №1 (69) » Перспективы развития транспортно-коммуникационных услуг Республики Беларусь в рамках инициативы «Один пояс – один путь»

Перспективы развития транспортно-коммуникационных услуг Республики Беларусь в рамках инициативы «Один пояс – один путь»

Prospects for the development of transport and communication services of the Republic of Belarus within the framework of the «one belt — one way» initiative


Авторы

Марушко Дмитрий Александрович
кандидат экономических наук, доцент, декан факультета цифровой экономики
Республика Беларусь, Белорусский государственный экономический университет
dzmitry.marushka@gmail.com
Ващило Анна Александровна
старший преподаватель кафедры маркетинга Института бизнеса
Республика Беларусь, Белорусский государственный экономический университет
vashchylahanna@gmail.com

Аннотация

В данной статье рассматриваются перспективы развития транспортно-коммуникационных услуг Республики Беларусь в рамках инициативы «Один пояс – Один путь». Анализируется развитие транспортно-логистических услуг в стране, выявляются проблемы для реализации геоэкономического потенциала Республики Беларусь в Евразийском экономическом союзе. Предлагаются меры по цифровизации и внедрению IT-решений в логистическую деятельность Белорусской железной дороги.

Ключевые слова

Республика Беларусь, Евразийский экономический союз, Белорусская железная дорога, транспортно-коммуникационные услуги, транспортно-логистическая деятельность, инициатива «Один пояс – один путь», цифровизация логистической деятельности.

Рекомендуемая ссылка

Марушко Дмитрий Александрович , Ващило Анна Александровна

Перспективы развития транспортно-коммуникационных услуг Республики Беларусь в рамках инициативы «Один пояс – один путь»// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (69). Номер статьи: 6901. Дата публикации: 11.01.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6901/

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-169-1

Authors

Marushko Dmitriy Aleksandrovich
PhD, Associate Professor, Dean of the Faculty of Digital Economy
Republic of Belarus, Belarusian State Economic University
dzmitry.marushka@gmail.com
Vashchilo Anna Aleksandrovna
Senior Lecturer, Department of Marketing, Institute of Business
Republic of Belarus, Belarusian State Economic University
vashchylahanna@gmail.com

Abstract

This article considers the prospects for the development of transport and communication services of the Republic of Belarus within the framework of the initiative «One Belt − One Way». The development of transport and logistics services in the country is analyzed, problems for the realization of the geoeconomic potential of the Republic of Belarus in the Eurasian Economic Union are identified. The measures to digitalize and introduce IT solutions into the logistics activities of the Belarusian Railway are proposed.

Keywords

The Republic of Belarus, the Eurasian Economic Union, the Belarusian Railway, transport and communication services, transport and logistics activities, the "One Belt - One Road" initiative, digitalization of logistics activities.

Suggested Citation

Marushko Dmitriy Aleksandrovich , Vashchilo Anna Aleksandrovna

Prospects for the development of transport and communication services of the Republic of Belarus within the framework of the "one belt - one way" initiative// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (69). Art. #6901. Date issued: 11.01.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/6901/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-169-1

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Сфера услуг имеет важнейшую роль в построении эффективной нересурсоемкой инновационной экономики в Республики Беларусь, которая находится на перекрестке основных транспортных коммуникаций в торговле между Россией, странами Азии и Европейским Союзом. Выгодное экономико-географическое положение обусловливает необходимость в активном развитии транспортно-коммуникационных услуг в стране. Совершенствование действующих и формирование новых транспортно-логистических механизмов, интеграция национальной транспортно-логистической системы в общемировую являются актуальными задачами для Республики Беларусь. Развитие транспортно-коммуникационных услуг в стране является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности отечественных производителей.

 

Результаты исследований

Как в Республике Беларусь, так и в зарубежных странах в 2020-2021 гг. рынок транспортно-логистических услуг продолжает находиться в состоянии рецессии, что объясняется кризисом в мировой экономике, вызванном пандемией COVID-19. Рынок транспортно-логистических услуг справедливо можно отнести к наиболее пострадавшим сферам экономики, что обусловлено комплексом ограничительных санитарно-эпидемиологических мер по всему миру [1].

По итогам 2020 года доля транспортной отрасли в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь составила 5,1%. Транспортный комплекс Беларуси сохраняет доминирующее положение во внешней торговле услугами и является одним из основных источников поступления валюты в страну. Транспортные услуги в республике формируют почти 42% общего объема экспорта услуг страны и более 50% сальдо внешней торговли услугами. За 2020 год экспорт транспортных услуг в Беларуси составил 3,7 млрд. долларов США, положительное сальдо внешней торговли транспортных услуг − $1,8 млрд. долларов США [2].

Устойчивое развитие транспортно-коммуникационных услуг в Республике Беларусь гарантирует  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг, конкуренцию и свободу экономической деятельности, обеспечение национальной безопасности, улучшение условий и уровня жизни населения. Находясь на пересечении международных транспортных магистралей между двумя крупными геоэкономическими центрами, такими как Европейский союз и Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Республика Беларусь обладает значительным геоэкономическим потенциалом.

Для Республики Беларусь реализация геоэкономического потенциала в первую очередь связана с эффективным использованием современных транспортных коммуникаций, в частности с двумя трансъевропейскими транспортными коридорами, определенными по международной классификации под номерами II и IX с ответвлением IXB, а также с развитием транспортно-логистической деятельности в стране. В сфере транспортного комплекса Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2021 года функционирует 10,9 тысяч организаций различных форм собственности и около 36 тысяч индивидуальных предпринимателей [2].

Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года рост грузооборота транспорта за 2016-2030 годы должен увеличиться в 1,2 раза (по сравнению с 2015 годом), рост экспорта транспортных услуг − в 2,2 раза [3]. Данных показателей невозможно достигнуть без своевременного обновления парка транспортных средств в Беларуси. Устойчивое развитие национальной транспортной системы нацелено на  удовлетворение  потребностей  экономики  и  общества  в  качественных транспортных  услугах  при  обеспечении  природоохранных  требований  и безопасности дорожного движения. Это также подразумевает под собой использование белорусскими перевозчиками автомобилей высоких экологических стандартов. В условиях ограниченных финансовых ресурсов для обновления парка автотранспортных средств в Беларуси необходимо привлекать инвестиции, в том числе посредством института государственно-частного партнерства (ГЧП).

Актуальность использования института ГЧП в Беларуси значительно возрастает в связи с потенциальным вступлением страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Поскольку в соответствии с правилами ВТО государству запрещается прямое финансирование экспортно-ориентированных предприятий, услуг и инфраструктурных проектов [4]. ВТО разрешает финансировать НИОКР в сфере транспортных коммуникаций со стороны государства на уровне 25% от общего финансирования на конкурентной стадии и до 75% − на доконкурентной стадии [5, с.61]. Таким образом, в Беларуси необходимо повышать роль частного финансирования в развитии транспортно-коммуникационных услуг с помощью института государственно-частного партнерства.

Развитие системы государственно-частного партнерства в сфере транспортно-коммуникационных услуг Республики Беларусь позволит белорусскому государству высвободить значительные средства республиканского бюджета за счет привлечения финансовых средств частного сектора, обеспечить создание инфраструктурных объектов ускоренными темпами, а также привлечь иностранные инвестиции на рынок транспортно-коммуникационных услуг, в строительство и эксплуатацию объектов в сфере транспортных коммуникаций.

На сегодняшний момент Республика Беларусь не может полностью реализовать свой геоэкономический потенциал в рамках Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс – один путь» из-за ряда причин. Основным препятствием для логистической и экспедиционной деятельности в Беларуси является принцип резидентства. Согласно этому принципу, белорусские субъекты хозяйствования не могут подавать декларации на товары в любой таможенный орган на территории ЕАЭС. После прохождения контроля на границе ЕАЭС товар можно растаможивать только в стране регистрации импортера. А поэтому грузы, которые следуют в Казахстан или Россию через Беларусь из третьих стран, не могут проходить в нашей стране таможенную очистку, оформление, а значит и храниться, перерабатываться в белорусских логистических центрах. Таким образом, Беларусь не получает денежные средства из-за невозможности оказывать  логистические услуги и обрабатывать транзитные грузы. Следовательно, геоэкономический потенциал Беларуси реализуется не в полной мере. Разумеется, что отмена принципа резидентства должна быть увязана и с механизмом администрирования взимания НДС, размер которого разнится в каждой стране ЕАЭС.

Вторым серьезным препятствием на пути увеличения экспорта грузовых автотранспортных услуг является разрешительная система по перевозке грузов в/из третьих стран для международных автоперевозчиков ЕАЭС. Эта система ограничивает свободный выбор маршрутов и количество перевозок для белорусских перевозчиков.

Затруднительная ситуация на международном рынке транспортных услуг вынуждает компетентные органы иностранных государств проводить политику защиты интересов национальных транспортно-логистических предприятий путем сокращения доступа на свой рынок перевозчиков третьих стран.

Для Республики Беларусь реализация геоэкономического потенциала в первую очередь связана с развитием транспортно-коммуникационных услуг и транспортно-логистической деятельности в стране. Интеграция в мировую рыночную систему диктует необходимость качественного и полного удовлетворения потребностей экономики Беларуси в транспортном обслуживании на логистических принципах, т.е. своевременной и надежной доставки грузов с минимальными издержками и потерями. Для этого требуются согласованное развитие всего транспортного комплекса Республики Беларуси, рациональное распределение объемов перевозок между видами транспорта, соблюдение оптимальных пропорций между ними и отраслями народного хозяйства, а также координация работы видов транспорта.

Транспортно-коммуникационные услуги имеют значительный резерв для увеличения своего вклада в общий объем валового национального продукта Республики Беларусь. В первую очередь это относится к международным перевозкам, эксплуатации транспортных коридоров. При организации транспортировки товаров в международном сообщении необходимо постоянно проводить работу по устранению различного рода импортных и экспортных ограничений, нетарифных барьеров (например, ограничительное действие предотгрузочных инспекций, институт специмпортера), введению единых стандартов на технические параметры путей сообщения и подвижного состава, средств выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Все это должно облегчить и упростить оформительские процедуры, ускорить и, в конечном счете, удешевить перевозки.

Белорусская железная дорога (БЖД) способна стать оптимальным транспортно-логистическим звеном в реализации одного из самых масштабных проектов в сфере экономики и транспортной логистики «Экономический пояс Шелкового пути» и инициативы «Один пояс – один путь». Активное участие в данном проекте крайне важно для реализации геоэкономического потенциала Республики Беларусь. Формирование международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай» наряду с началом функционирования объединенной транспортно-логистической компании в сфере контейнерных перевозок позволит создать в рамках Евразийского экономического союза сухопутный мост между Европой и Азией, а также обеспечить предоставление комплексных конкурентоспособных транспортно-логистических услуг.

В настоящее время с помощью различных тарифов БЖД субсидирует нерентабельные внутренние перевозки за счет экспортных направлений, на которые она устанавливает более высокие тарифы. Но дальнейшее же проведение в рамках ЕАЭС согласованной тарифной политики на железной дороге и применение унифицированного тарифа на перевозку грузов во внутреннем, международном и транзитном сообщении вероятнее всего сделает затруднительным последующее субсидирование в Беларуси пассажирских перевозок за счет грузовых. Потенциальное вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию также предполагает унификацию тарифов на внешние и внутренние перевозки на железнодорожном транспорте [4].

Основной проблемой, без решения которой невозможна реализация транзитного потенциала государств ЕАЭС, является формирование согласованной сквозной тарифной ставки, которая была бы привлекательна для грузов, перевозимых между Европой и Азией.

Цифровизация транспортно-коммуникационных услуг оказывает  наибольшее влияние на ведение логистического бизнеса в ближайшие годы в Беларуси, создавая условия для роста выручки за счет расширенного взаимодействия с заказчиками по цифровым каналам и снижения затрат по обслуживанию клиентов. Приоритетными направлениями в области развития информационных технологий на Белорусской железной дороге являются следующие меры:

  • разработка современных систем управления, предусматривающих использование ситуационных моделей, мониторинговых прогнозных систем перевозочного процесса, динамических эксплуатационных резервов пропускной и провозной способности железнодорожных линий;
  • создание интеллектуального подвижного состава на основе самодиагностируемых объектов, обеспечивающих не только передачу оперативной информации о техническом состоянии, целесообразности изменения режима работы или необходимости вывода из эксплуатации, но и сокращение удельного энергопотребления и эксплуатационных затрат;
  • применение спутниковых технологий для контроля и управления подвижным составом в целях ресурсосбережения;
  • внедрение систем интервального регулирования движения поездов с применением спутниковой навигации и цифрового радиоканала для повышения плотности потоков поездов;
  • оптимизация работы на БЖД за счет перехода от информационных к информационно-управляющим системам на основе объективной информации о движении подвижного состава, состоянии инфраструктуры, получаемой с помощью средств космической навигации и мониторинга;
  • реализация принципиально новых комплексных систем диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры и подвижного состава, позволяющих перейти к осуществлению ремонта по фактическому состоянию.

Внедрение таких IT-технологий, как облачное хранение данных, Big Data и использование блокчейн, существенно повышают эффективность транспортно-логистических систем, увеличивают сохранность цепочек поставок, снижают риск человеческого фактора и ошибок или мошенничества. В сфере внедрения современных информационных технологий на железнодорожном транспорте ЕАЭС необходимо:

  • создание новых информационных технологий, расширение взаимодействия национальных информационных систем, совершенствование общего информационного пространства для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта во всем ЕАЭС;
  • применение  единой  информационной  базы  межгосударственного  уровня  и  сети передачи  данных  для  оптимизации  эксплуатационной  работы  на  железнодорожном транспорте;
  • использование единых принципов информационного обмена, единой системы классификации и кодирования нормативно-справочной информации;
  • развитие электронного технологического документооборота;
  • обеспечение широкого использования web-технологий и портальных решений при реализации прикладных задач межгосударственного уровня.

Перспективы развития железнодорожных перевозок грузов в Республике Беларусь:

  • Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерству экономики и БЖД необходимо проводить интеграцию железнодорожных перевозок в мировую транспортную систему и взаимодействовать с международными организациями (Международный союз железных дорог, Межправительственная комиссия TRACEKA, Трансъевропейские транспортные сети, Европейский банк Реконструкции и Развития и др.);
  • Белорусской железной дороге необходимо обеспечить транспарентность тарифов на услуги железнодорожного транспорта и согласованную гибкую тарифную политику;
  • БЖД следует обновить свой подвижный состав за счет новых грузовых  вагонов  с  повышенной  до  25-27  тонн  нагрузкой  на  ось;
  • органам государственного управления, министерств, ведомств, БЖД и субъектам хозяйствования Беларуси необходимо сформировать мульти-модальные транспортные узлы с целью повышения эффективности системы товародвижения и привлечения дополнительных грузопотоков;
  • БЖД и Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь следует содействовать созданию объединенных компаний операторов железнодорожных контейнерных перевозок;
  • БЖД и компаниям, которые оказывают транспортно-логистические услуги в области железнодорожных перевозок в Беларуси, следует обеспечить широкое использование портальных решений и web-технологий для прикладных задач по перевозке грузов в международном сообщении;
  • БЖД необходимо использовать единые принципы информационного обмена, единой системы классификации и кодирования нормативно-справочной информации с Российскими железными дорогами и Казахстанскими железными дорогами («Казахстан темир жолы»);
  • Государственному таможенному комитету и Белорусской железной дороге следует разграничить процедуры таможенного оформления и процедуру раскредитования грузов с целью сокращения затрат и времени при оформлении грузов, следующих железнодорожным транспортом;
  • Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь следует активно принимать участие в международных проектах и программах, реализуемых по развитию евроазиатских транспортных связей и финансируемых фондами Европейской экономической комиссией ООН, фондом Всемирного банка для содействия развития инфраструктуры в рамках Экономического пояса Шелкового пути, государственным Китайским банком развития в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

Применение системного подхода к созданию эффективной современной транспортно-коммуникационной системы в Республике Беларусь приведет к оптимизации складских запасов и высвобождению замороженных финансовых ресурсов, снижению конечной стоимости продукции за счет сокращения совокупных логистических затрат, повышению качества сервиса и конкурентоспособности белорусских предприятий. Следует направить усилия на развитие транспортно-коммуникационных услуг и совершенствование условий транзита в стране, что позволит увеличить интерес зарубежных участников транспортно-логистической деятельности к использованию территории Республики, а также для перемещения грузов и вложения инвестиций в экономику Беларуси.

 

Заключение

Рациональное формирование и дальнейшее развитие транспортно-коммуникационной системы страны на основе внедрения международных стандартов  логистики  является  залогом  успешной деятельности белорусских компаний на мировых рынках и их интеграции в глобальную экономику, что в свою очередь, означает эффективную реализацию геоэкономического потенциала Республики Беларусь.

Реализация геоэкономического потенциала Республики Беларусь в Евразийском экономическом союзе позволит извлечь выигрыш от углубления интеграционных процессов, повысить благосостояние страны. Для этого необходимо унифицировать нормы и правила, гармонизировать стандарты и требования в сфере транспорта, либерализировать перевозки грузов в ЕАЭС. Транспортная инфраструктура в Беларуси нуждается в реконструкции и модернизации, поэтому использование средств партнеров ЕАЭС, Китайской Народной Республики, фондов Шелкового пути и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций на ее развитие представляется целесообразной выгодой. Для того, чтобы Новый Шелковый путь прошел через территорию Республики Беларусь, стране следует предложить максимально привлекательные условия перевозок грузов по конкурентным тарифам, тем самым заслужить внимание потенциальных клиентов и инвесторов, в первую очередь китайских. В случае становления Беларуси в качестве активного участника Экономического пояса Шелкового пути, республика получит новые возможности выхода на мировой рынок товаров и услуг, обмена новейшими технологиями, создания точек роста для белорусской экономики.

Реализация геоэкономического потенциала за счет развития транспортно-коммуникационных услуг Республики Беларусь в рамках Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути позволит осуществить встраивание белорусской экономики в глобальные цепочки создания стоимости, что будет способствовать укреплению позиций отечественной продукции на внешних рынках.

Активные процессы глобализации и создание интеграционных объединений обусловили интенсивное развитие транспортно-коммуникационных услуг. Республика Беларусь располагается на пересечении важнейших транспортных артерий евразийского пространства. Наличие высокоорганизованной транспортно-логистической системы, позволяющей обеспечить быстрое и эффективное продвижение товаров на внутренние и мировые рынки, является одним из основных условий роста экономики страны и реализации ее геоэкономического потенциала.

 

Список литературы

  1. Обзор рынка транспортно-логистических услуг в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bikratings.by/wp-content/uploads/2020/12/rynok_transportno_logisticheskih_uslug_rb.pdf. (дата обращения – 14.11.2021).
  2. Транспорт и логистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://president.gov.by/ru/belarus/economics/osnovnye-otrasli/sfera-uslug/transport-i-logistika. (дата обращения – 16.11.2021).
  3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/nfiles/001146_318013_NSUR2030.pdf. (дата обращения – 18.11.2021).
  4. Всемирная торговая организация: основные принципы и правила [Электронный ресурс].  Режим доступа:  http://www.mfa.gov.by/docs/WTO.pdf. (дата обращения – 20.11.2021).
  5. Войтов, И.В., Новикова, И.В. «Новая экономика» − основа трансформаций в Беларуси / И.В. Войтов, И.В. Новикова // Новости науки и технологий. – 2017. – №2(41). – С.58-61.

 

References

  1. Overview of the market of transport and logistics services in the Republic of Belarus [Obzor rynka transportno-logisticheskikh uslug v Respublike Belarus’]. Access mode: https://bikratings.by/wp-content/uploads/2020/12/rynok_transportno_logisticheskih_uslug_rb.pdf. (date of appeal – 14.11.2021).
  2. Transport and Logistics [Transport i logistika]. Access mode: https://president.gov.by/ru/belarus/economics/osnovnye-otrasli/sfera-uslug/transport-i-logistika. (date of appeal – 16.11.2021).
  3. National Strategy for Sustainable Socio-Economic Development of the Republic of Belarus until 2030 [Natsional’naya strategiya ustoychivogo sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Belarus’ do 2030 goda]. Access mode: http://www.economy.gov.by/nfiles/001146_318013_NSUR2030.pdf. (date of appeal – 18.11.2021).
  4. World Trade Organization: basic principles and rules [Vsemirnaya torgovaya organizatsiya: osnovnyye printsipy i pravila]. Access mode: http://www.mfa.gov.by/docs/WTO.pdf. (date of appeal – 20.11.2021).
  5. Voitov, I.V., Novikova, I.V. «New Economy» − the basis of transformations in Belarus [«Novaya ekonomika» − osnova transformatsiy v Belarusi]/I.V. Voitov, I.V. Novikova//News of science and technology. – 2017. – №2(41). − S.58-61.