Проблемы и перспективы института материнского капитала в РФ (на материалах Дальневосточного федерального округа и Приморского края)
Problems and prospects of the institution of maternity capital in the Russian Federation (based on materials from the Far Eastern Federal District and Primorsky Territory)
Авторы
Аннотация
В статье проведено комплексное исследование материнского (семейного) капитала как формы социальной поддержки семьи в Российской Федерации. В процессе исследования, рассмотрен правовой институт материнского капитала; изучены условия и порядок получения сертификата на материнский капитал; проанализирован порядок использования материнского капитала; исследованы размер и порядок предоставления регионального материнского капитала в Приморском крае; выявлены проблемы и перспективы развития материнского (семейного) капитала с целью прогнозирования социально-демографических процессов в связи с принятием поправок в законодательство о материнском (семейном) капитале.
Ключевые слова
Дальневосточный федеральный округ, Приморский край, государственная поддержка семей, институт материнского капитала, материнский капитал.
Рекомендуемая ссылка
Проблемы и перспективы института материнского капитала в РФ (на материалах Дальневосточного федерального округа и Приморского края)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Номер статьи: 6817. Дата публикации: 23.11.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6817/
DOI: 10.24412/1999-2645-2021-468-17
Authors
Abstract
The article provides a comprehensive study of maternal (family) capital as a form of social support for families in the Russian Federation. In the course of the study, the legal institute of maternal capital was considered; studied the conditions and procedure for obtaining a certificate of maternity capital; analyzed the use of maternity capital; the size and procedure for providing regional maternity capital in the Primorsky Territory were investigated problems and prospects for the development of maternal (family) capital with the aim of forecasting socio-demographic processes in connection with the adoption of amendments to the legislation on maternal (family) capital are identified.
Keywords
Far Eastern Federal District, Primorsky Territory, state support for families, maternity capital institute, maternity capital.
Suggested Citation
Problems and prospects of the institution of maternity capital in the Russian Federation (based on materials from the Far Eastern Federal District and Primorsky Territory)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Art. #6817. Date issued: 23.11.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6817/
DOI: 10.24412/1999-2645-2021-468-17
Введение
В образовании и благополучии семейной ячейки серьезное значение имеет общество и государство, так как от них зависит благополучие последующих поколений – такова государственная социальная политика РФ в отношении семьи. Вопрос предоставления материнского капитала до сих пор является очень актуальным. Основанием для принятия программы материнского (семейного) капитала в 2007 году явилось то, что из-за различных факторов на 2006 год демография России была в упадочном состоянии. В результате кризиса 1990-х годов рождалось минимальное количество детей и это привело к неблагоприятным последствиям. Из-за нехватки денежных средств граждане предпочитали не рожать детей либо совсем, либо иметь в семье только одного ребенка.
С целью улучшения демографического положения в 2006 году был принят федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в ред. от 01.03.2020 №35-ФЗ), который выступил формой социальной поддержки семей, имеющих двух и более детей и оказания им материальной помощи [1]. Данный закон был рассчитан до 2017 г., но важность поддержки рождаемости в России и оказания социальной помощи семьям, имеющим двух и более детей, определила необходимость продления закона до 2021 г. Однако, в 2020 г. Правительство РФ своим указом постановило продлить данную программу до 2026 г. Кроме того, возникла необходимость расширения перечня форм и методов использования денежных средств из материнского капитала. При этом необходимо отметить, что в течение десяти лет, с момента принятия закона, демографическая ситуация в России существенно улучшилась.
Результаты исследования
В процессе исследования, был проведен сравнительный анализ рождаемости и смертности населения в Российской Федерации за 1990-2020 гг. Результаты исследования представлены в таблице 1 [7].
Таблица 1 – Сравнительный анализ рождаемости и смертности населения в России за 1990-2020 годы (человек)
Годы | Всего, человек | Отклонения, человек | |
родившихся | умерших | ||
1990 | 1988858 | 1655993 | 332865 |
1995 | 1363806 | 2203811 | -840005 |
2000 | 1266800 | 2225332 | -958532 |
2001 | 1311604 | 2254856 | -943252 |
2002 | 1396967 | 2332272 | -935305 |
2003 | 1477301 | 2365826 | -888525 |
2004 | 1502477 | 2295402 | -792925 |
2005 | 1457376 | 2303935 | -846559 |
2006 | 1479637 | 2166703 | -687066 |
2007 | 1610122 | 2080445 | -470323 |
2008 | 1713947 | 2075954 | -362007 |
2009 | 1761687 | 2010543 | -248856 |
2010 | 1788948 | 2028516 | -239568 |
2011 | 1796629 | 1925720 | -129091 |
2012 | 1902084 | 1906335 | -4251 |
2013 | 1895822 | 1871809 | 24013 |
2014 | 1942683 | 1912347 | 30336 |
2015 | 1940579 | 1908541 | 32038 |
2016 | 1888729 | 1891015 | -2286 |
2017 | 1690307 | 1826125 | -135818 |
2018 | 1604344 | 1828910 | -224566 |
2019 | 1481074 | 1798307 | -317233 |
2020 | 1436514 | 2138586 | -702072 |
Таким образом, по данным статистики Росстата, после 1990 г. в России рождаемость населения значительно уменьшилась, наблюдалась тенденция снижения численности населения. И только с 2013 г., впервые с 1990 г., демографическая ситуации в стране стала расти вверх. Так в 2013 г. численность родившегося населения составила 1 895 822 человека, что на 24013 человек больше умершего населения в том же году. В 2014-2015 гг. так же наблюдался, прирост населения и разница между родившимися и умершими составила +32038 человек соответственно в пользу родившихся. Однако, с 2016 г. и по 2019 г. наблюдалось снижение рождаемости. Однако в 2016 году в связи с тяжелым положением в экономике Правительство России приняло решение не проводить очередную индексацию суммы по сертификату. Ожидалось, что в следующий раз размер выплаты будет увеличен в обычном порядке с 1 января 2017 г., однако следующие изменения в сумме выплаты произошли лишь с 1 января 2020 г.
Согласно оперативным данным Росстата на 1 января 2020 года за 2020 год население России впервые за последние 15 лет сократилось более чем на 700 тысяч человек. Более того, в 2020 г. ухудшились и показатели рождаемости. В 78 субъектах Российской Федерации отмечалось снижение числа родившихся, одновременно в 62 субъектах возросло число умерших. Многие исследователи, комментируя динамику смертности, выразили мнение, что причиной этому послужили трудности в системе здравоохранения, вызванные пандемией COVID-19. Президентом В.В. Путиным 15 января 2020 г. было предложено выплачивать материнский (семейный) капитал, начиная уже с рождения первого ребенка. Данной концепцией предусматривается реализация дополнительных мер, направленных на оздоровление сложившейся демографической ситуации, в форме предоставления материнского капитала семьям, где родился ребенок. Материнский капитал, не имеет изначальной денежной ставки, он меняется из года в год. В зависимости от инфляции размер материнского капитала увеличивался. На 1 января 2015 г. размер материнского (семейного) капитала составлял 453 026 руб. Но, в связи со сложным экономическим положением в стране и мировым кризисом в целом, в последующие пять лет размер капитала не увеличивался. В ходе проведенного исследования была изучена динамика изменения размера материнского (семейного) капитала с 2007 по 2021 гг. (таблица 2).
Таблица 2 – Сравнительный анализ суммы помощи государства в РФ за 2007-2021 гг. (в рублях)
Анализируемый период (годы) | Размер материнского (семейного) капитала (руб.) | Индексация, % | |
2007 | 250 000,00 | – | |
2008 | 276 250,00 | 10,5 | |
2009 | 312 162,50 | 13 | |
2010 | 343 378,80 | 10 | |
2011 | 365 698,40 | 6,5 | |
2012 | 387 640,30 | 6 | |
2013 | 408 960,50 | 5,5 | |
2014 | 429 408,50 | 5 | |
2015-2019 | 453 026,00 | 5,5 | |
2020 | 466 617,00 (за первого ребенка) | 616 617,00 (за второго ребенка) | 3,7 |
2021 | 483 882,00 (за первого ребенка) | 639 432,00 (за второго ребенка) | 3,7 |
Динамика роста размера материнского капитала в РФ за период 2007-2021 гг. наглядно представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Анализ динамики размера материнского (семейного) капитала в РФ с 2007 по 2021 гг.
На рисунке 1 показано как за 14 лет вырос размер материнского (семейного) капитала. Каждый год сумма капитала индексировалась в среднем от 3,7 до 13 процентов. Как следует из данных рисунка 1, новый материнский капитал на 2-го ребенка в 2020 г. был увеличен на 150 000 рублей. Кроме того, появилась возможность получения материнского капитал на 1-го ребенка. На 3-го ребенка можно будет потратить деньги на погашение ипотеки в размере 450 000 рублей. С 01.01.2020 года до 01.01.2027 года материнский капитал индексируется ежегодно, 1 января каждого года в размере инфляции. Если проанализировать данные, приведенные в отчетах Пенсионного фонда РФ, то можно отметить, что в 2015 году в территориальные органы Пенсионного фонда России за сертификатом на материнский капитал обратилось свыше 1 млн. российских семей. За 2015 год было выдано 1,041 млн. сертификатов (с учетом заявлений, поданных в конце 2014 года). Данная динамика количества выданных сертификатов на материнский капитал за 2015-2021 годы отображена в таблице 3 [7].
Таблица 3 – Численность лиц, получивших сертификат на материнский (семейный) капитал за 2015-2021 годы (на 1 января, человек)
Показатели | Анализируемый период (годы) | ||||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Россия | 823275 | 1040843 | 924678 | 727095 | 697734 | 626450 | 1207463 |
ДФО | 53455 | 65221 | 57796 | 42710 | 42237 | 39244 | 72497 |
Приморский край | 10848 | 12999 | 12030 | 8929 | 9225 | 8481 | 15451 |
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что с 2015 года по 2021 год как в Российской Федерации в целом, так и в Дальневосточном федеральном округе, в том числе и в Приморском крае наблюдалась тенденция роста численности лиц, получивших сертификат на материнский (семейный) сертификат. Это обусловлено тем, что в этот период размер материнского капитала ежегодно увеличивался за счет индексации, в связи с этим был рост рождаемости, а, следовательно, и рост численности получателей сертификатов. Однако с 2016 года численность тех, кто получил документ, стала сокращаться и пошла на спад. В 2016 году их число сократилось до 924 тысяч, в 2017-м – 725 тысяч, в 2018-м – 698 тысяч, в 2019-м – 626 тысяч. Однако, в 2021 г. численность выданных сертификатов составила 1207463 сертификата, так как учитывает численность получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал за первого ребенка и за второго и последующих детей. Отметим, что Пенсионный фонд России в 2018 году выдал почти на 33 процента меньше сертификатов на получение материнского капитала, чем в 2015 г. Это можно объяснить тем, что первоначальный срок выдачи сертификатов на материнский (семейный) капитал был установлен до 2016 года. В последствие данный срок был продлен до 2021, а затем до 2026 года. Вместе с тем, с 2016 года и до 2020 года индексация размера материнского капитала с учетом темпа роста инфляции приостановлена. Но на начало 2019 г. выдача сертификатов уже составляла 456621.
Как отмечалось выше, в этот период сократилась и рождаемость, и, как следствие, уменьшение численности получателей сертификатов. Кроме этого, семьи перестали получать единовременные выплаты за счет средств материнского капитала [4].
Таким образом несмотря на то, что по инициативе Президента РФ действие программы по государственной поддержке семей, имеющих детей, в виде выплаты материнского капитала продлено до 2026 года включительно, рождаемость в стране не повышается, в связи с этим сокращается и количество выдаваемых государственных сертификатов на материнский капитал. На основании данных федеральной службы государственной статистики РФ проведен анализ численности лиц, распорядившихся средствами (частью средств) материнского капитала за 2017-2020 годы в Российской Федерации.
Результаты исследования представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Сравнительный анализ численности лиц, распорядившихся средствами материнского капитала в РФ за 2017-2020 гг. (человек)
Наименование показателя | Анализируемый период (годы) | Абсолютные отклонения +/– 2020 г. к 2017 г. |
|||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
Численность лиц, распорядившихся средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала – всего, человек | 854747 | 854935 | 848467 | 829486 | -25261 |
в том числе по следующим направлениям: | |||||
улучшение жилищных условий | 734363 | 692225 | 647998 | 642495 | -91868 |
получение образования ребенком (детьми) | 119941 | 162024 | 199788 | 186363 | +66422 |
формирование накопительной части трудовой пенсии | 372 | 616 | 607 | 541 | +169 |
социальная адаптация детей-инвалидов | 71 | 70 | 74 | 87 | +16 |
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что численность лиц, распорядившихся средствами материнского капитала, за анализируемый период уменьшилась. Так, в 2020 г. по сравнению с 2017 г. их число уменьшилось на 25361 человека.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что наиболее востребованным направлением по распоряжению материнским (семейным) капиталом является улучшение жилищных условий – 642495 человек к общему числу 829486 сертификатов (по данным 2020 г.) [3]. Однако прослеживается тенденция уменьшения числа сертификатов на улучшение жилищных условий за счет их направления на получение образования ребенком (детьми). В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 348-ФЗ с 2016 г. стало возможным распоряжаться материнским капиталом для социальной адаптации детей-инвалидов, с каждым годом количество сертификатов по данному направлению увеличивается.
Однако средства нельзя направить на медицинские услуги, а также на реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемы инвалиду за счет средств федерального бюджета. По данным центральных пенсионных органов за весь период действия программы о денежной помощи многодетным семьям всего выдали 8,9 млн. документов на такую помощь, их них 5,5 млн. семей уже потратили эти деньги, это 61 процент от общего количества выданных сертификатов.
На территории Дальневосточного федерального округа, в том числе и в Приморском крае, также наблюдается тенденция роста численности лиц, распорядившихся средствами материнского капитала, о чем свидетельствует проведенное исследование данных Федеральной службы статистики по указанным регионам.
Результаты исследования представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Сравнительный анализ численности лиц, распорядившихся средствами материнского капитала в ДФО и Приморском крае за 2017-2020 годы (человек)
Наименование показателя | Анализируемый период (годы) | Абсолютные отклонения +/– 2020 г. к 2017 г. |
|||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
Численность лиц, распорядившихся средствами материнского капитала в ДФО, из них: | 53804 | 54330 | 52717 | 49904 | -3900 |
в Приморском крае | 9556 | 10784 | 10955 | 9826 | +270 |
Из таблицы 5 видно, что в Дальневосточном федеральном округе за анализируемый период численность лиц, распорядившихся средствами материнского капитала, снизилась на 3900 человек, однако по Приморскому краю данный показатель показал положительную динамику и увеличился на 270 сертификатов. Также был проведен анализ численности лиц, распорядившимися сертификатами на материнский (семейный) капитал по определенным направлениям отдельно по Приморскому краю в динамике с 2017 г. по 2020 г. Результаты исследования представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Сравнительный анализ численности лиц, распорядившихся средствами материнского капитала в Приморском крае за 2017-2020 гг. (человек)
Наименование показателя | Анализируемый период (годы) | Абсолютные отклонения +/– 2020 г. к 2017 г. |
|||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
улучшение жилищных условий | 7187 | 7384 | 6946 | 6424 | -763 |
получение образования ребенком (детьми) | 2357 | 3391 | 3998 | 3390 | +1033 |
формирование накопительной части трудовой пенсии | 12 | 8 | 11 | 7 | -5 |
социальная адаптация детей-инвалидов | — | 1 | — | 5 | +5 |
Исходя из данных таблицы 6, можно сделать вывод, что среди жителей Приморского края самым востребованным направлением реализации средств материнского капитала является улучшение жилищных условий, так же, как и в целом по России [4].
Таким образом, государство периодически изменяет и дополняет формы распоряжения средствами материнского капитала, преследуя цель, чтобы деньги тратились только в интересах детей [2]. В процессе исследования, было принято решение уделить особое внимание вопросам предоставления регионального материнского капитала в Приморском крае, с целью дальнейшей сравнительной характеристики регионального и федерального материнских (семейных) капиталов.
Приморский край – регион, демографическая ситуация в котором нуждается в принятии неотложных мер, так как численность населения в крае снижается. По данным Госкомстата на 01.01.2020 года численность населения в Приморском крае составила 1895305 человек, в то время как в 2019 году на аналогичный период – 1902718 человек.
В Приморье, как и в остальных регионах РФ, есть свои программы по стимулированию рождаемости [3]. Дополнительной мерой такого стимулирования явилась краевая программа поддержки многодетных семей. Она стартовала 01.01.2012 г. и продолжается до сих пор.
Региональный материнский капитал – это относительно новая форма социальной поддержки многодетных семей в Приморском крае. Законом Приморского края от 29.12.2004 №206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в ред. от 07.11.2019 № 608-КЗ) определяется размер регионального материнского капитала, который ежегодно индексируется в соответствии с законом Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции [4].
Динамика размера регионального материнского капитала в Приморском крае с 2012 по 2021 гг. представлена в таблице 7.
Таблица 7 – Сравнительный анализ размера регионального материнского капитала в Приморском крае с 2012 по 2021 гг. (в рублях)
Годы | Размер материнского капитала в Приморском крае, руб. | |
на 2-го ребенка | на 3-го ребенка | |
2012 | – | 30000 |
2013 | – | 100000 |
2014 | – | 125000 |
2015 | – | 150000 |
2016 | – | 155250 |
2017 | – | 163167 |
2018 | – | 169858 |
2019 | 136000 | 177841 |
2020 | 139985 | 184421 |
2021 | 155550 | 191829,55 |
Как видно из таблицы 7, изначально размер краевого материнского капитала был установлен на уровне 30 тысяч рублей. Однако позже он неоднократно увеличивался (сначала до 100, а затем до 125 и даже 150 тысяч). С 2016 года проводится ежегодная индексация на величину инфляции. Размер демографической выплаты в 2021 году составляет – 191829,55 руб., то есть размер материнского капитала в Приморье за анализируемый период увеличился более чем на 100 процентов.
С 2019 года сертификаты на региональный материнский капитал также стали вручать семьям, в которых родился второй ребенок. Размер выплаты – 30% от «стоимости» федерального материнского (семейного) капитала, выплачиваемого Пенсионным фондом России. В 2019 г. размер краевой выплаты при рождении второго малыша был почти 136 тысяч рублей. В 2021 году составляет 155 550 рублей. Выплату семьи могут направить на улучшение жилищных условий, образовательные услуги или социальную адаптацию ребенка-инвалида. По оценке специалистов, большинство родителей используют средства для оплаты ипотечного кредита [9]. Итак, и у федерального и у регионального материнского капитала цель одна – государственная поддержка семей, имеющих детей. Однако между ними существуют определенные отличия, представленные в таблице 8.
Таблица 8 – Сравнительный анализ федерального и регионального материнского капитала
Критерии сравнения | Федеральный материнский капитал | Региональный материнский капитал |
Источник средств | Государственный бюджет | Областной, районный или городской бюджет |
Размер (с 1 января 2021 г.) | 483882 (на 1-го ребенка), 639432 (на 2-го ребенка) | Не фиксированный, устанавливается каждым регионом самостоятельно. |
Сроки выдачи | После 3 лет | Определяют регионы. В Приморье не ранее чем по истечении 1 года со дня рождения второго и последующего ребенка |
Условия получения | Едины для всех | Варьируются в разных регионах. В Приморье после рождения 2-го ребенка |
Основное отличие региональной программы материнского капитала от федеральной – в источнике финансирования. Федеральный семейный капитал – это активы, деньги из федерального бюджета. Региональные дотации – это средства области, края или города, которыми распоряжаются местные власти. Отличаются также суммы пособий. Размер федерального материнского строго регламентирован и одинаков для всех семей в Российской Федерации. Размер региональных выплат определяется непосредственно в регионах. Местные органы власти определяют также направления использования материнского капитала. В целом способы расходования пособия в разных регионах аналогичны, но есть и различия.
Заключение
Таким образом, государственная помощь, хотя и составляет почти полмиллиона рублей, все-таки не может покрыть все расходы семей в условиях экономической нестабильности в стране, и 100-150 тысяч дополнительно к пособию – неплохое подспорье в приобретении жилья или решении других насущных проблем российских семей [8]. На основе проведенного в рамках данной работы теоретического и практического анализа необходимо выделить пути развития программы материнского капитала в Российской Федерации, в частности:
- совершенствование системы информирования и предоставления данных в открытом доступе Пенсионным фондом РФ по вопросам предоставления материнского капитала, их детализация;
- ежегодная индексация выплат по материнскому капиталу для недопущения негативных последствий в долгосрочной перспективе, связанных с «демографической ямой»;
- установление четкого порядка единовременных выплат материнского капитала;
- усиление контроля за органами, учреждениями, ведомствами и должностными лицами, которые осуществляют деятельность, либо напрямую связанную с предоставлением права на получение материнского капитала, либо смежную с таковой;
- систематизация требований к документации, предоставляемой в Пенсионный фонд РФ для получения сертификата на материнский капитал;
- ужесточение наказания за мошенничество, связанное с материнским капиталом;
- совершенствование законодательства в рассматриваемой области;
- расширение круга направлений расходования средств материнского капитала (например, на лечение детей до 3 лет в случае экстренной необходимости, на оплату задолженности по коммунальным услугам, на оплату дорогостоящего лечения детей, матери или отца и др.);
- введение дополнительной меры реализации материнского капитала, связанной с возможностью снижения процентной ставки по ипотечному кредитованию с помощью государственного сертификата на материнский капитал;
- изменение сроков, регламентирующих возможность использования средств материнского капитала (установить возможность немедленного использования средств по всем установленным направлениям расходования, как это практикуется в случае с приобретением или увеличением жилья, имеющегося в собственности) [9].
В заключение хочется отметить, что материнский капитал как инструмент государственной поддержки российских семей является довольно сложной системой. В целом по данным проведенного анализа можно сделать вывод, что для решения демографических проблем в государстве рассматриваемая мера была и остается одной из самых эффективных. Тем не менее, были определены проблемы и риски ее полноценного функционирования, которые в долгосрочной перспективе могут привести к тому, что материнский капитал изживет себя. Предвестники этого процесса уже наблюдаются (снижение рождаемости, причины которого не учитываются при принятии решения об индексации выплат материнского капитала). Данная система нуждается в постоянном мониторинге, а также в непрерывной модернизации, что обусловлено нестабильными социально-экономическими условиями развития РФ. Список представленных путей модернизации программы материнского капитала не исчерпывающий, он может быть расширен и дополнен в ходе дальнейших исследований.
Список литературы:
- О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ (в ред. от 12.2020 N 451-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/
- Ахмедшина, А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения / А.Н. Ахмедшина // Журнал российского права. – – №1. – С. 11-14.
- Царева, Н.А. Особенности социальной стратификации населения в Приморском крае / Н.А. Царева // Фундаментальные исследования. – 2014. – №12-10. – С.2261-2264.
- О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края: закон Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ (в ред. от 05.2021 N 1046-КЗ) [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 158429/
- Размер материнского капитала в 2020 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.matkap.ru/razmer-materinskogo-kapitala-v-2020.php.
- Марков, С.Н., Алексеева, А.В. Материнский капитал: сущность, механизм, проблемы и перспективы развития / С.Н. Марков, А.В. Алексеева. – Скиф. Вопросы студенческой науки. – №8 (36). – 2019. – С. 77-87.
Интернет-ресурсы:
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
- Официальный сайт Пенсионного фонда России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pfr.ru.
- Официальный сайт Пенсионного фонда России по Приморскому краю [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/primorye/about/.
Bibliography:
- On additional measures of state support for families with children [O dopolnitel’nykh merakh gosudarstvennoy podderzhki semey, imeyushchikh detey]: Federal Law of December 29, 2006 No. 256-FZ (as amended on December 22, 2020 No. 451-FZ) [Electronic resource] // SPS «ConsultantPlus». — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/
- Akhmedshina, A.N. The right to maternal (family) capital in the system of social security measures [Pravo na materinskiy (semeynyy) kapital v sisteme mer sotsial’nogo obespecheniya]/ A.N. Akhmedshina // Journal of Russian Law. — 2017. — No. 1. — S. 11-14.
- Tsareva, N.A. Features of social stratification of the population in the Primorsky Territory [Osobennosti sotsial’noy stratifikatsii naseleniya v Primorskom kraye]/ N.A. Tsareva // Fundamental research. — 2014. — No. 12-10. — S.2261-2264.
- On social support for privileged categories of citizens living in the Primorsky Territory [O sotsial’noy podderzhke l’gotnykh kategoriy grazhdan, prozhivayushchikh na territorii Primorskogo kraya]: the law of the Primorsky Territory dated December 29, 2004 No. 206-KZ (as amended on 05/27/2021 No. 1046-KZ) [Electronic resource] / SPS «ConsultantPlus». — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 158429 /
- The size of maternity capital in 2020 [Razmer materinskogo kapitala v 2020 godu]. — Access mode: http://www.matkap.ru/razmer-materinskogo-kapitala-v-2020.php.
- Markov, S.N., Alekseyeva, A.V. Maternity capital: essence, mechanism, problems and development prospects [Materinskiy kapital: sushchnost’, mekhanizm, problemy i perspektivy razvitiya]/ S.N. Markov, A.V. Alekseyeva. — Scythian. Student science questions. — No. 8 (36). — 2019 .— S. 77-87.
Internet resources:
- Official site of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation [Ofitsial’nyy sayt Federal’noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki RF]. — Access mode: http://www.gks.ru/
- Official site of the Pension Fund of Russia [Ofitsial’nyy sayt Pensionnogo fonda Rossii]. — Access mode: www.pfr.ru.
- Official site of the Pension Fund of Russia in Primorsky Krai [Ofitsial’nyy sayt Pensionnogo fonda Rossii po Primorskomu krayu]. — Access mode: http://www.pfrf.ru/branches/primorye/about/.
Еще в рубриках
Дальневосточный федеральный округ
Государственное и муниципальное управление