Главная страница » Публикации » №2 (66) » Актуальные проблемы оценки эффективности социальной поддержки в России: федеральный и региональный аспекты

Актуальные проблемы оценки эффективности социальной поддержки в России: федеральный и региональный аспекты

Actual problems of evaluating the effectiveness of social support in Russia: federal and regional aspects

Авторы

Димиржиева Галина Владимировна
Главный специалист финансово-экономического отдела
Россия, Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, г. Санкт-Петербург
0310171@bk.ru

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопросов эффективности предоставления мер социальной поддержки в России в федеральном и региональном аспектах. Конкретизируется понятие «эффективности», проводится сравнение и анализ существующих определений данного понятия. Анализируются бюджетные расходы на социальную политику, проводится оценка влияния изменения объемов бюджетных расходов в сторону увеличения на эффективность предоставляемых мер социальной поддержки. Выявлена необходимость разработки показателей оценки эффективности предоставляемых мер социальной поддержки. Проведен обзор нововведений, связанных с цифровой трансформацией в социальной сфере. Рассматривается возможность оценки эффективности предоставления мер социальной поддержки в сфере занятости посредством введения показателя – процент восполнения (замещения) утраченного дохода каждого члена семьи. Определены направления, способствующие повышению эффективности предоставления мер социальной поддержки.

Ключевые слова

Социальная поддержка в России, оценка эффективности социальной поддержки, меры социальной поддержки, бюджетные расходы, эффективность социальной защиты, эффективность расходов бюджета.

Рекомендуемая ссылка

Димиржиева Галина Владимировна

Актуальные проблемы оценки эффективности социальной поддержки в России: федеральный и региональный аспекты// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (66). Номер статьи: 6618. Дата публикации: 24.05.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6618/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-266-18

Authors

Dimirzhieva Galina Vladimirovna
The main expert of financial and Economic Department
Russia, Committee on labour and employment of the Leningrad region, St. Petersburg
0310171@bk.ru

Abstract

The article is devoted to the issues of the effectiveness of the provision of social support measures in Russia. The concept of "efficiency" is specified, and the existing definitions of this concept are compared and analyzed. The analysis of budget expenditures on social policy and the assessment of the impact of changes in the volume of budget expenditures in the direction of increase on the effectiveness of the social support measures provided. The necessity of developing indicators for evaluating the effectiveness of social support measures is revealed. The review of innovations related to digital transformation in the social sphere is carried out. The article considers the possibility of evaluating the effectiveness of providing social support measures in the field of employment by introducing an indicator – the percentage of replenishment (replacement) of the lost income of each family member. The directions that contribute to improving the effectiveness of the provision of social support measures are identified.

Keywords

Social support in Russia, assessment of the effectiveness of social support, social support measures, budget expenditures, the effectiveness of social protection, the effectiveness of budget expenditures.

Suggested Citation

Dimirzhieva Galina Vladimirovna

Actual problems of evaluating the effectiveness of social support in Russia: federal and regional aspects// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (66). Art. #6618. Date issued: 24.05.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6618/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-266-18

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Повышение эффективности использования государственных финансовых средств и достижение ощутимых для граждан результатов социальной поддержки является одним из приоритетных направлений национальной политики нашей страны, что подтверждает актуальность представленного исследования. Целью исследования является определение путей повышения эффективности социальной поддержки в России. Для достижения указанной цели необходимо определить и решить следующие задачи: исследовать понятие «эффективности», провести анализ расходов на социальную поддержку, разработать показатель оценки эффективности социальной поддержки.

По мнению автора, понятие экономической эффективности наиболее полно отражает определение П. Самуэльсона и У. Нордхауса: «Экономическая эффективность – это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов, постоянно соотнося выгоды (блага) и затраты, при этом необходимо вести себя рационально» [16].

Вместе с тем, Бюджетным кодексом РФ определен принцип эффективности использования бюджетных средств, как достижение заданных результатов с наименьшими затратами и (или) достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств [1].

Однако на практике понятие «эффективность», закрепленное в российском законодательстве, имеет нечеткий с методической точки зрения характер, в связи с чем оценка эффективности, в том числе социальной поддержки, носит поверхностный, и в большинстве своем, необъективный характер. Рассматривая данную тему, нельзя не обратить внимание на то, что по данным Росфинмониторинга 2019 года и экспертных оценок объем теневой экономики в России составляет от 20-30% ВВП [15]. Поэтому сведения, предоставленные юридическими и физическими лицами в различные органы (организации), занимающиеся оценкой среднедушевых доходов населения, являются, в основном, некорректными.

Необходимо также выделить основные результаты ежегодных проверок Счетной палаты в части реализации государственных программ (далее – ГП). Систематически выявляются такие недостатки, как – недостаточность количества целевых показателей отдельных ГП, необходимых для осуществления оценки достижения поставленных целей; отсутствие корреляции целей, задач отдельных ГП с положениями стратегического планирования и «майскими» Указами Президента РФ; недостижимость целей и задач по запланированной динамике показателей ГП [14].

Эффективность мер социальной поддержки (далее — МСП), по мнению автора, должна оцениваться, в первую очередь, тем, обеспечивает она или нет прожиточный минимум, установленный соответствующими нормативными правовыми актами.

 

Теоретические аспекты анализа эффективности предоставляемых мер социальной поддержки

По мнению Международной организации труда (далее – МОТ) эффективность предоставляемых МСП возможно оценивать на основе такого показателя, как доля населения, охваченного системой социальной защиты. Данный охват включает в себя следующие виды пособий: по уходу за ребенком и материнству; инвалидам; безработным; в связи с производственной травмой; пожилым людям. Оценка эффективности социальной защиты в странах мира по данным МОТ представлена на рисунке 1.

 

Оценка эффективности социальной защиты в странах мира по данным МОТ

Рисунок 1 — Оценка эффективности социальной защиты в странах мира по данным МОТ (составлено автором на основании [17, с.71])

 

По данным рисунка 1 автором определено следующее. В странах с высоким уровнем дохода наблюдается высокие показатели оценки эффективности социальной защиты (1-й показатель эффективности и 2-й показатель эффективности). Например, по Германии эти показатели составляют 99,5% и 96%, Финляндии 100% и 100%, Канаде 99,8 % и 99% соответственно. Однако, в России, стране с уровнем дохода ниже, чем в вышеуказанных странах 1-й показатель эффективности оказался почти на таком же высоком уровне, как и у вышеуказанных стран с высоким уровнем дохода (90,4%). В США же наблюдается похожая ситуация, но в противоположном значении — страна с высоким уровнем дохода и с показателями эффективности (76,1% и 31%) схожими со значениями показателя Монголии (72,4% и 35,1%), страны с уровнем дохода ниже среднего. Таким образом, прямая зависимость значений показателей эффективности социальной защиты и уровня развитости страны не определена. По мнение автора, данные показатели не отражают реальную картину эффективности предоставляемых в той или иной стране МСП.

Исследуя эффективность социальной защиты посредством сопоставления расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социальную политику (далее – расходы на социальную политику) и численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (рисунок 2) было выявлено, что при увеличении расходов на социальную политику наблюдается незначительное сокращение численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Таким образом, увеличение объема расходов на социальную политику не оказывают значительного влияния на эффективность её реализации.

 

Сопоставление бюджетных расходов на социальную политику и численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума за 2018-2019 гг.

Рисунок 2 — Сопоставление бюджетных расходов на социальную политику и численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума за 2018-2019 гг. (составлено автором на основании [12;13;20])

 

При изучении вопроса оценки эффективности предоставляемых мер социальной поддержки нельзя не остановиться на нововведениях в сфере социальной защиты, связанных с цифровой трансформацией.

Вопросы развития цифровой трансформации приобрели особую значимость в период пандемии коронавирусной инфекции. Подтверждением сказанного служит утвержденная Правительством РФ в феврале 2021 года Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [7].  Одной из основных целей её реализации является повышение адресности и эффективности предоставления МСП на всех уровнях (федеральный, региональный и местный). Преобразование деятельности государственных внебюджетных фондов РФ также определено целью данной концепции.

На сегодняшний день уже были реализованы следующие проекты с применением новых цифровых решений, направленных в том числе на повышение эффективности предоставления МСП [7]:

  • Предоставление работодателями в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) сведений о трудовой деятельности сотрудников. Данные сведения отражаются в электронной форме в системе персонифицированного учета ПФР. Реализована возможность формирования в электронном виде посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (далее – портал Госуслуг) выписок о трудовой деятельности за период с 01.01.2020 г.;
  • На портале Госуслуг реализован сервис уведомления граждан при их увольнении о возможности подачи заявления в службу занятости населения своего региона в проактивном режиме;
  • Реализована дистанционная форма подачи заявления для постановки на учет в качестве безработного посредством личного кабинета информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» или личного кабинета портала Госуслуг;
  • Дистанционное оформление листков трудоспособности (при возникновении непредвиденных обстоятельств, например, пандемии коронавирусной инфекции) и беззаявительное оформление листков нетрудоспособности работающим застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше;
  • Реализована выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в электронном виде с использованием портала Госуслуг;
  • Осуществление дополнительной поддержки семей с детьми (социальные выплаты) в беззаявительном порядке на основании данных единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.

 

Оценка эффективности МСП

За рубежом эффективность реализации модели целеполагания (или, как установлено в нашей стране, с применением принципа адресности и критериев нуждаемости) социальной поддержки признается в том случае, если её издержки компенсируются или за счет увеличения размеров пособий, получаемых целевыми группами, и/или роста социального равенства [18]. Например, для категории «безработные граждане» при оценке эффективности предоставления МСП предлагается предусмотреть введение такого показателя как процент восполнения (замещения) утраченного дохода каждого члена семьи (среднедушевого дохода). Ориентируясь на Европейский кодекс, определим значение данного показателя в размере 45% [3]. Если величина вышеуказанного показателя будет составлять 45% и более, то МСП признается эффективной, если менее 45% — неэффективной. Иначе говоря, если мера обеспечивает восполнение дохода каждого члена семьи в размере от 45% и более, то такая мера эффективна.

Проведем оценку эффективности МСП на примере одиноко проживающего гражданина трудоспособного возраста, зарегистрированного в одном муниципальном образовании Ленинградской области (ЛО), признанного безработным органами службы занятости населения ЛО с одновременным назначением ему пособия по безработице в максимальном размере и при отсутствии дополнительных источников дохода. При этом сумма дохода гражданина до признания его безработным составляла 46 563 рублей [19].

Максимальный размер пособия по безработице в 2021 году составляет 12130 и 5000 рублей (в среднем – 8565,00 рублей) [4], при прожиточном минимуме в ЛО в размере 12231 рублей [10], в Российской Федерации – 12 702 руб. [6].

Дополнительными МСП, которыми может воспользоваться гражданин в нашем примере при обращении в соответствующие органы, соблюдении соответствующих условий и предоставлении пакета необходимой документации, являются:

  • предоставляемая органами социальной защиты в соответствии с Социальным кодексом ЛО государственная социальная помощь за счет средств областного бюджета в форме единовременной денежной выплаты в размере 1500 рублей [8],
  • предоставляемая органами социальной защиты субсидия за счет средств областного бюджета в соответствии с Жилищным кодексом РФ [2] и другими специальными нормативными правовыми актами в размере около 3000 рублей в месяц:

4212,2*1-8565*22%*(8565/12231) = 2892,68 руб. [5],

где
4212,2 — региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в одном городе муниципального образования Ленинградской области (руб.) [11];
1 — количество лиц, входящих в состав семьи заявителя;
22% — региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи [9];
8565 – среднедушевой доход семьи (руб.);
12231 – величина прожиточного минимума (руб.).

 

Таким образом, исходя из представленных данных гражданин будет получать ежемесячно немногим более 13 тыс. рублей по трём видам МСП.

Состав вышеуказанной суммы, сложившейся из различных МСП для безработного гражданина, учитывая данные нашего примера, можно представить следующим образом на схеме (рисунок 3):

 

Структура (состав) суммы социальной поддержки на одного одиноко проживающего гражданина, признанного безработным   

Рисунок 3 — Структура (состав) суммы социальной поддержки на одного одиноко проживающего гражданина, признанного безработным

  

Из вышесказанного следует, что данная МСП признается неэффективной, так как процент восполнения (замещения) утраченного среднедушевого дохода составил менее 45% (8565/46 563 = 18,4% — по пособию по безработице, 13000/46 563 =27,9% — по трем МСП в общей сумме).

 

Выводы

Для повышения эффективности предоставления МСП и вместе с тем, эффективности бюджетных расходов, необходимо:

  • внести изменения в нормативную правовую базу РФ (например, в части конкретизации определения понятия «эффективности» и показателей оценки эффективности социальной поддержки);
  • разработать методику оценки эффективности предоставления МСП (социального обеспечения), установив, например, такой показатель оценки эффективности предоставления МСП, как процент восполнения (замещения) среднедушевого дохода;
  • усовершенствовать учёт и контроль за получателями МСП, а также контроль при назначении данных мер с использованием в том числе данных информационных систем межведомственного взаимодействия (исключить случаи неправомерного получения определенных МСП, в связи с изменением условий жизнедеятельности гражданина, которому была назначена та или иная мера (например, перечисление пособия по безработице, в то время как получатель уже трудоустроился, или, перечисление компенсации услуг ЖКХ, в случае выписки получателя данной меры с места жительства);
  • обеспечить и совершенствовать информационное сопровождение предоставления МСП (своевременное информационное обеспечение (уведомление) органов власти и учреждений, задействованных в предоставлении МСП для сокращения временных и иных издержек получателя).

При решении вопросов совершенствования как системы социальной защиты в целом, так и оценки эффективности расходов бюджета на социальную поддержку важным является вектор, заданный Президентом России В.В. Путиным, который проявляется в том, что каждый человек страны должен чувствовать конкретные результаты от проводимых реформ и от реализации национальных проектов.

 

Список литературных источников:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.1998, Ст.34. //справочная правовая система КонсультантПлюс.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации: федеральный закон № 188-ФЗ от 29.12.2004, ст.159. //справочная правовая система КонсультантПлюс.
  3. Европейский кодекс социального обеспечения ETS №48 (Страсбург, 16 апреля 1964 г.). ст.67. //справочная правовая система КонсультантПлюс.
  4. О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год, п.1: постановление Правительства Российской Федерации №2393 от 31.12.2020. (информационно-правовая система КонсультантПлюс)
  5. О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»: постановление Правительства Российской Федерации №761 от 14.12.2005 г., п.24 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. //справочная правовая система КонсультантПлюс.
  6. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2021 год: постановление Правительства Российской Федерации №2406 от 31.12.2020. //справочная правовая система КонсультантПлюс.
  7. Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 2021 г. №431-р. //справочная правовая система КонсультантПлюс.
  8. Социальный кодекс Ленинградской области, ст.12.1, 12.2. ч.3.: Закон Ленинградской области. № 72-оз от 17 ноября 2017 г.;Об областном бюджете Ленинградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов: Областной закон Ленинградской области № 143-оз от 22 декабря 2020 года, абз.4. п.31 ст.6. //справочная правовая система КонсультантПлюс.
  9. О региональных стандартах в жилищно-коммунальной сфере Ленинградской области»: Закон Ленинградской области № 45-оз от 30 июня 2006 года, ст.3. //справочная правовая система КонсультантПлюс.
  10. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ленинградской области на 2021 год: постановление Правительства Ленинградской области №83 от 10.02.2021. //справочная правовая система КонсультантПлюс.
  11. О размерах региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в Ленинградской области с 1 января по 30 июня 2021 года: постановление Правительства Ленинградской области №800 от 07.12.2020 года //справочная правовая система КонсультантПлюс.
  12. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 01.01.2020. [Электронный ресурс]. – URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/190/ (дата обращения: 10.03.2021).
  13. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 01.01.2019. [Электронный ресурс]. – URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/190/.(дата обращения: 10.03.2021).
  14. Меликсетян, С.Н Актуальные направления повышения эффективности использования бюджетных средств в России //Международный бухгалтерский учет, № 5, май 2019 г.
  15. Росфинмониторинг оценил размер теневой экономики в России в 20%ВВП. Официальный сайт Ведомостей. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2019/02/22/794854-tenevoi-ekonomiki (дата обращения 20.03.2021).
  16. Самуэльсон, П., Нордхаус, У. Экономика. — М.: Вильямс, 2014. — С. 55. — 1360 с.
  17. Соловьева, Т. С. Зарубежный опыт социального обеспечения и проблемы его реализации в России / Т. С. Соловьева // Труды института бизнес-коммуникаций : Научное издание / Под общей редакцией М.Э. Вильчинской-Бутенко. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018. – С. 69-77.
  18. Социальный бюллетень. 2016. Выпуск№6. Стр.16. [Электронный ресурс]. – URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/9503.pdf. (дата обращения: 20.03.2021).
  19. Средняя заработная плата одного работника в Ленинградской области, начисленная за ноябрь 2020 года. Официальный сайт Петростата. [Электронный ресурс]. – URL: https://petrostat.gks.ru/storage/mediabank/sQTs3cNP/25000721_112020.pdf (дата обращения: 20.03.2021).
  20. Уровень бедности по данным Росстата. [Электронный ресурс]. – URL: https://rosinfostat.ru/uroven-bednosti. (дата обращения: 20.04.2021).

 

References:

  1. The Budget Code of the Russian Federation [Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii]: Federal Law No. 145-FZ of 31.07.1998, Article 34. / / Reference legal system ConsultantPlus.
  2. Housing Code of the Russian Federation [Zhilishchnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii]: Federal Law No. 188-FZ of 29.12.2004, article 159. / / Reference legal system ConsultantPlus.
  3. European Social Security Code ETS No. 48 (Strasbourg, April 16, 1964). Article 67. [Yevropeyskiy kodeks sotsial’nogo obespecheniya ETS №48 (Strasburg, 16 aprelya 1964 g.). st.67.]/ / Reference legal system ConsultantPlus.
  4. On the size of the minimum and maximum amounts of unemployment benefits for 2021, item 1 [O razmerakh minimal’noy i maksimal’noy velichin posobiya po bezrabotitse na 2021 god, p.1]: Decree of the Government of the Russian Federation No. 2393 of 31.12.2020. (information and legal system ConsultantPlus)
  5. On the provision of subsidies for the payment of residential premises and utilities» [O predostavlenii subsidiy na oplatu zhilogo pomeshcheniya i kommunal’nykh uslug»]: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 761 of 14.12.2005, item 24 of the Rules for the provision of subsidies for the payment of residential premises and utilities. //Reference legal system ConsultantPlus.
  6. On establishing the value of the subsistence minimum per capita and for the main socio-demographic groups of the population as a whole in the Russian Federation for 2021 [Ob ustanovlenii velichiny prozhitochnogo minimuma na dushu naseleniya i po osnovnym sotsial’no-demograficheskim gruppam naseleniya v tselom po Rossiyskoy Federatsii na 2021 god]: resolution of the Government of the Russian Federation No. 2406 of 31.12.2020. / / Reference legal system ConsultantPlus.
  7. On the approval of the Concept of digital and functional transformation of the social sphere, related to the sphere of activity of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, for the period up to 2025 [Ob utverzhdenii Kontseptsii tsifrovoy i funktsional’noy transformatsii sotsial’noy sfery, otnosyashcheysya k sfere deyatel’nosti Ministerstva truda i sotsial’noy zashchity Rossiyskoy Federatsii, na period do 2025 goda]: Order of the Government of the Russian Federation of February 20, 2021 No. 431-R. / / Reference legal system ConsultantPlus.
  8. Social Code of the Leningrad Region, Article 12.1, 12.2. Part 3. [Sotsial’nyy kodeks Leningradskoy oblasti, st.12.1, 12.2. ch.3.]: Law of the Leningrad Region. No. 72-oz of November 17, 2017;  On the regional Budget of the Leningrad Region for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023: Regional Law of the Leningrad Region No. 143-oz of December 22, 2020, paragraph 4. item 31 of Article 6. / / reference legal system ConsultantPlus.
  9. On regional standards in the housing and communal sphere of the Leningrad Region» [O regional’nykh standartakh v zhilishchno-kommunal’noy sfere Leningradskoy oblasti»]: Law of the Leningrad Region No. 45-oz of June 30, 2006, article 3. / / Reference legal system ConsultantPlus.
  10. On establishing the value of the subsistence minimum per capita and for the main socio-demographic groups of the population in the Leningrad Region for 2021 [Ob ustanovlenii velichiny prozhitochnogo minimuma na dushu naseleniya i po osnovnym sotsial’no-demograficheskim gruppam naseleniya v Leningradskoy oblasti na 2021 god]: resolution of the Government of the Leningrad Region No. 83 of 10.02.2021. / / Reference legal system ConsultantPlus.
  11. On the size of regional standards for the cost of housing and communal services in the Leningrad Region from January 1 to June 30, 2021 [O razmerakh regional’nykh standartov stoimosti zhilishchno-kommunal’nykh uslug v Leningradskoy oblasti s 1 yanvarya po 30 iyunya 2021 goda]: Resolution of the Government of the Leningrad Region No. 800 of 07.12.2020 / / Reference legal system ConsultantPlus.
  12. Report on the implementation of the consolidated budget of the Russian Federation and the budgets of state extra-budgetary funds as of 01.01.2020. [Otchet ob ispolnenii konsolidirovannogo byudzheta Rossiyskoy Federatsii i byudzhetov gosudarstvennykh vnebyudzhetnykh fondov na 01.01.2020]. — URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/190/ (accessed: 10.03.2021).
  13. Report on the implementation of the consolidated budget of the Russian Federation and the budgets of state extra-budgetary funds as of 01.01.2019. [Otchet ob ispolnenii konsolidirovannogo byudzheta Rossiyskoy Federatsii i byudzhetov gosudarstvennykh vnebyudzhetnykh fondov na 01.01.2019.]. – URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/190/.(accessed 10.03.2021).
  14. Meliksetyan S. N. Actual directions of increasing the efficiency of using budget funds in Russia [Meliksetyan S.N Aktual’nyye napravleniya povysheniya effektivnosti ispol’zovaniya byudzhetnykh sredstv v Rossii]//International Accounting, No. 5, May 2019
  15. Rosfinmonitoring estimated the size of the shadow economy in Russia at 20%of GDP. Official website of Vedomosti. [Rosfinmonitoring otsenil razmer tenevoy ekonomiki v Rossii v 20%VVP. Ofitsial’nyy sayt Vedomostey.]. — URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2019/02/22/794854-tenevoi-ekonomiki (accessed 20.03.2021).
  16. Samuel’son P., Nordkhaus, U. Economics [Ekonomika]. — M.: Williams, 2014. — p. 55 — — 1360 p.
  17. Solov’yeva, T. S. Foreign experience of social security and problems of its implementation in Russia [Zarubezhnyy opyt sotsial’nogo obespecheniya i problemy yego realizatsii v Rossii]/ Solov’yeva, T. S. // Proceedings of the Institute of Business Communications: Scientific Publication / Under the general editorship of M. E. Vilchinskaya-Butenko. — Saint-Petersburg : Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, 2018. — pp. 69-77.
  18. Social Bulletin. 2016. Issue No. 6. Page 16. [Sotsial’nyy byulleten’. 2016. Vypusk№6. Str.16.]. – URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/9503.pdf. (accessed 20.03.2021).
  19. Average salary per employee in the Leningrad Region, accrued for November 2020. Official website of Petrostat. [Srednyaya zarabotnaya plata odnogo rabotnika v Leningradskoy oblasti, nachislennaya za noyabr’ 2020 goda. Ofitsial’nyy sayt Petrostata.]. — URL: https://petrostat.gks.ru/storage/mediabank/sQTs3cNP/25000721_112020.pdf (accessed: 20.03.2021).
  20. The level of poverty according to Rosstat. [Uroven’ bednosti po dannym Rosstata.]. — URL: https://rosinfostat.ru/uroven-bednosti. (accessed 20.04.2021).

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *