Главная страница » Публикации » №2 (66) » Инвестиции в сферу обращения с отходами: региональный аспект и эколого-экономическое обоснование целесообразности

Инвестиции в сферу обращения с отходами: региональный аспект и эколого-экономическое обоснование целесообразности

Investing in waste management: regional dimension and an environmental and economic feasibility study


Авторы

Горчакова Эльмира Рафаэлевна
магистрант факультета технологического менеджмента и инновации
Россия, Национальный исследовательский университет ИТМО
misselmi058@gmail.com
Бусалова Светлана Геннадьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита
Россия, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва
sbusalova@yandex.ru
Иванова Ирина Анатольевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении
Россия, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва
ivia16@mail.ru

Аннотация

Целью работы является обоснование целесообразности инвестирования в сферу переработки отходов в России, а также предложение практических рекомендаций, способствующих активизации инвестиционного процесса. В результате исследования структуры и динамики соотношения образования, утилизации, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления аргументирована актуальность развития экологического предпринимательства и привлечение инвестиций в сферу переработки отходов. Необходимость использования отходов в качестве вторичного сырья возникает из определения их конкурентоспособности и рентабельности на перенасыщенном рынке отходов. Целесообразность инвестирования в сферу обращения с отходами обусловлена также растущим объемом захоронения отходов, которые наносят урон экологии страны. Анализ текущего состояния инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов производства и потребления, показал, что таких объемов инвестирования недостаточно для ликвидации последствий «мусорного» кризиса. В результате исследования были предложены практические рекомендации для повышения инвестиционной активности в сфере обращения с отходами.

Ключевые слова

сфера переработки отходов в России, инвестиции в сферу обращения с отходами, повышение инвестиционной активности, «зеленая» экономика, Российский экологический оператор

Рекомендуемая ссылка

Иванова Ирина Анатольевна , Бусалова Светлана Геннадьевна , Горчакова Эльмира Рафаэлевна

Инвестиции в сферу обращения с отходами: региональный аспект и эколого-экономическое обоснование целесообразности// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (66). Номер статьи: 6616. Дата публикации: 13.05.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6616/

Authors

Gorchakova Elmira Rafaeljevna
Master's student of Technology Management and Innovation Department, Investment in Technology Sector
National Research University ITMO Saint-Petersburg, Russian Federation
misselmi058@gmail.com
Busalova Svetlana Genadievna
PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of Chair of of Finance and Credit
National Research Mordovia State University, Saransk, Russian Federation
sbusalova@yandex.ru
Ivanova Irina Anatolievna
PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of Chair of Statistics, Econometrics and Information Technologies in Management, National Research
Mordovia State University, Saransk, Russian Federation
ivia16@mail.ru

Abstract

The purpose of the work is to substantiate the expediency of investment in the sphere of waste recycling in Russia, and also to offer practical recommendations contributing to activation of the investment process. As a result of research of structure and dynamics of a parity of formation, recycling, neutralization and disposal of production and consumption waste the urgency of development of ecological enterprise and attraction of investments into the sphere of waste processing is argued. The necessity of use of wastes as secondary raw materials arises from definition of their competitiveness and profitability in the oversaturated market of wastes. The expediency of investment in the sphere of waste management is also caused by the growing volume of waste burial, which damages the ecology of the country. The analysis of the current state of investments in the fixed capital aimed at protection of environment from harmful influence of production and consumption wastes has shown that such volumes of investments are insufficient for liquidation of consequences of "rubbish" crisis. As a result of the study, practical recommendations were proposed to increase investment activity in the sphere of waste management.

Keywords

waste recycling in Russia, investment in waste management, increased investment activity, green economy, Russian environmental operator

Suggested Citation

Ivanova Irina Anatolievna , Busalova Svetlana Genadievna , Gorchakova Elmira Rafaeljevna

Investing in waste management: regional dimension and an environmental and economic feasibility study// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (66). Art. #6618. Date issued: 13.05.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6616/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

На сегодняшний день существуют глобальные проблемы, которые в дальнейшем могут обернуться катастрофой для всего человечества – например, проблема катастрофического истощения окружающей среды. Истощение окружающей среды возникает на фоне нерациональных действий человека – чрезмерный рост образования отходов, рост выбросов выхлопных газов на фоне роста количества автомобилей и др. В ежегодном докладе о главных рисках (The Global Risks Report 2021), опубликованного Всемирным экономическим форумом (далее по тексту – ВЭФ), отмечается, что изменение климата представляет собой катастрофический риск для всей планеты [1]. В целях снижения последствий изменения климата возникает необходимость инвестирования в «зеленую» экономику. Несмотря на огромные экономические потери, возникших на фоне пандемии COVID-19, инвестиции в поддержание принципов «зеленой» экономики нельзя прекращать. Прекращение инвестиций может привести к «провалу климатических действий», что является наиболее значимым и вторым по вероятности долгосрочным риском, выявленным в докладе ВЭФ [1].

Наиболее популярной моделью реализации «зеленой» экономики является циркулярная экономика, основанная на безотходном производстве [2]. Европейское агентство по окружающей среде отмечает, что основными принципами циркулярной экономики являются: сохранение ресурсной ценности в экономическом цикле как можно дольше, а также предотвращение и снижение негативных последствий получения первичных ресурсов для окружающей среды и общества [3]. Использование данной модели экономики приобретает особую актуальность сейчас – ежегодно мир «производит» около 2 млрд тонн различных отходов [4].  В сентябре 2018 года Всемирный банк в своем отчете «What a Waste 2.0: A Global Snapshot of Solid Waste Management to 2050», объявил, что, если мир не примет срочные меры, то глобальное производство отходов, по прогнозам, вырастет на 70% процентов к 2050 году,  а выбросы парниковых газов увеличатся  на 60% [4]. Однако, в докладе отмечается, что настоящую опасность для мира несет не столько образование отходов, сколько незаинтересованность людей в «управлении» отходами [4].  Таким образом, возникает необходимость инвестиций в сферу переработки отходов.

Важно, чтобы отходы не просто складировались, а перерабатывались и повторно возвращались в сферу обращения. Это понимают многие страны и активно работают в данном направлении. Например, Швеция является «капитаном» в области переработки отходов – данная страна смогла превратить переработку отходов в многомиллионную индустрию. Несмотря на то, что большая часть в Швеции активно занимается управлением отходов, статистика по мусорной переработке такова: 1% мусора Швеции отправляется на свалки, 52% – сжигается, генерируя при этом энергию, и 47% – перерабатывается [5]. Длительное сжигание мусора, привело к стагнации отрасли переработки, и сейчас в страна направляет огромные средства для развития отрасли переработки. Также, примечателен опыт Австралии – фонд модернизации переработки отходов в 2020 году стремится провести миллиардную трансформацию австралийских отходов и перерабатывающих мощностей. Ожидается, что первоначальные инвестиции фонда в размере 190 млн долл. позволят привлечь еще 600 млрд долл. в переработку отходов [6]. К сожалению, острая необходимость сферы переработки в инвестиционных ресурсах присутствует в России.

 

Результаты исследования

«Мусорная» проблема имеет место быть в России с начала 2000-ых годов – полигоны переполнены, а системы переработки практически не используются. Стоит отметить, что в России активно рассматриваются законодательные инициативы в сфере переработки отходов, но, к сожалению, не все принимаются. Правительство России совместно с регионами с 2010 года положило начало «мусорной» реформе. В дальнейшем вносились множество изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Например, с 2019 года появился такой участник, как региональный оператор, а в 2021 году планируется создать механизм слежки  за транспортировкой твердых коммунальных отходов (далее по тесту – ТКО) [7]. В 2019 году был принят федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО», в котором содержатся целевые показатели по переработке. Также происходят институциональные изменения – в 2019 году появился «куратор» «мусорной» реформы. Так, «Российский экологический оператор» (далее по тексту – РЭО) призван реализовать идею по созданию экономики замкнутого или полного цикла [8]. К сожалению, сейчас ежегодно перерабатывается менее 4% мусора. По данным на 2019 год инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов производства и потребления, составляют 0,04% от общего объема инвестиций в основной капитал. Такого объема финансирования явно недостаточно, чтобы заниматься переработкой отходов на «достойном уровне», наравне с европейскими странами.  Следует отметить, что инвестиции в данную отрасль сдерживаются нерентабельностью бизнеса по переработке. Более того, региональные операторы недополучают платежи от населения, что вызывает огромные кассовые разрывы. Окупаемость инвестиций в сортировку, утилизацию можно достичь только через длительное время, также она зависит от поставляемых объемов, от морфологии мусора.

Цель исследования: доказать целесообразность инвестирования в сферу переработки отходов в России и предложить действия для стимулирования данного процесса.

Методы исследования: обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Рассмотрим структуру образования отходов производства и потребления по видам экономической деятельности по Российской Федерации (таблица 1) [9]. Анализ структуры образования отходов производства и потребления по видам экономической деятельности определяет, как специфику образования отходов, так и потенциал развития секторов промышленности по их утилизации. Также это поможет определить потенциальную емкость рынка утилизации отходов.

 

Таблица 1 – Структура образования отходов по видам экономической деятельности по Российской Федерации в 2015-2019 гг., млн тонн

Год сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство добыча полезных ископаемых обрабатывающие производства прочее
образование утилизация и обезвреживание образование утилизация и обезвреживание образование утилизация и обезвреживание образование утилизация и обезвреживание
2015 45,8 38,0 4653 2473,3 282,9 134,0 78,5 39,8
2016 49,2 42,06 4723,8 2 885,55 549,3 243,37 119,01 72,73
2017 41,5 32,39 5786,2 3 021,79 274,8 135,91 118,14 74,46
2018 42,7 36,21 6850,5 3 585,21 243,7 128,33 129,15 68,61
2019 47,7 39,50 7257,02 3 561,60 296,5 177,42 149,66 103,36
Темп прироста (2019 к 2015), % 4,15 3,95 55,96 44,00 4,81 32,40 90,65 159,70

 

При изучении данной таблицы важно отметить, что доля утилизированных отходов от образованных не означает, что часть отходов в определенном году была переработана, так как в данном случае, имеет место переработка ранее накопленных отходов. Как видно из таблицы 1, более 90% отходов производства и потребления образуется при добыче полезных ископаемых. При этом, более 70% от отходов при добыче полезных ископаемых приходится на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых. Одним из перспективных рынков является рынок утилизации отходов бурения – в 2019 году потенциальная емкость рынка составила 29,9 млрд руб. (оценка проводилась на основе доли утилизированных отходов, образованных в 2019 г., объема накопленных нефтесодержащих загрязнений на объектах прошлого экологического ущерба и объема их утилизации в 2019 гг.). При этом, наибольшее количество утилизированных и обезвреженных отходов наблюдается в отрасли «добыча полезных ископаемых» – чуть более 90% от всех утилизированных и обезвреженных отходов. В конце 2018 году Минприроды внесло разработало законопроект по изменению некоторых статей Закона РФ от 21 февраля 1992 г. №2395-I «О недрах», который был одобрен Правительством. Ранее, компании были практически не задействованы во вторичное использование ресурсов. После изменений, с 1 января 2020 года в случае повторной добычи полезных ископаемых из отходов в течение срока фактического проведения работ для компаний будет установлен нулевой коэффициент платы за негативное воздействие на окружающую среды [10]. Данная поправка позволит сделать цикл добычи и разработки ископаемых комплексным и замкнуть его [11]. Подобное решение объясняется тем, что, к сожалению, подобные отходы обладают высокой степенью нагрузки на окружающую среду при ценных потребительских свойствах, содержащихся в них полезных ископаемых и полезных компонентов, не извлечённых на момент первичной добычи и обогащения полезных ископаемых. Ввиду отсутствия спроса, технологий, возникает необходимость активизировать процесс вовлечения в процесс промышленного использования отходов недропользования.

Наибольшее количество образования отходов производства и потребления образуется в Сибирском федеральном округе, далее, располагаются Дальневосточный федеральный округ и Северо-Западный федеральный округ. Приволжский федеральных округ (далее по тексту – ПФО) находится на предпоследнем месте по объему образования отходов. Подобное распределение можно объяснить спецификой российских регионов – Сибирский федеральный округ является одним из главных угледобывающих регионов.

Перейдем к анализу динамики соотношения образования, утилизации, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления в Российской Федерации [9].

 

Таблица 2 – Динамика соотношения образования, утилизации, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления в Российской Федерации, млн тонн

 Год Образование отходов производства и потребления — всего Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления Размещение отходов производства и потребления на объектах, принадлежащих предприятию — всего из них в местах:
хранения захоронения
2015 5060,2 2685,1 2333,1 1978,1 354,6
2016 5441,3 3243,7 2620,8 2105,3 503,8
2017 6220,6 3264,6 3204,5 2378,5 826,0
2018 7266,1 3818,4 3575,4 2546,2 1029,2
2019 7750,9 3881,9 3800,8 2621,9 1178,9
Темп прироста 2019 г. к 2015 г., % +53,17 +44,57 +62,91 +32,55 +232,46

 

Темп прироста объемов захоронения мусора в 2019 г. по сравнению с 2015 годом достиг 232,46%. Таким образом, отходы, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Увеличение утилизации и обезвреживания отходов за рассматриваемый период произошло на 44,57%. Наибольший темп прироста был зафиксирован 2018 году – на 16,97%. Этому способствовало увеличение количества введения в действие объектов по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов в 2018 году – темп прироста в 2018 году по сравнению с 2017 году составил 138,63%.  Рассмотрим количество введенных в действие объектов по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2018 году (рисунок 1) [9].

 

Введение в действие объектов по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2018 году

Рисунок 1. Введение в действие объектов по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2018 году

 

Согласно данным рисунка 1, наибольшее количество введенных обхектов по утилизации, обесзвреживанию и захоронению наблюдалось в ПФО. В целом, в 2018 году новые предприятия и полигоны для утилизации не вводились, а лишь были введены в работу новые установки по утилизации и переработке отходов. Такие показатели по введению в действие объектов объектов по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов связаны с тем, что регионы не могут привлекать инвестиции. В таких условиях, регионам  важно найти и привлечь инвесторов для создания инфраструктуры, взаимодействуя с органами власти на федеральном уровне.

Перейдем к изучению показателей по вывозу ТКО [9].

 

Динамика вывоза ТКО в Российской Федерации в 2015-2019 гг.

Рисунок 2. Динамика вывоза ТКО в Российской Федерации в 2015-2019 гг.

 

Динамика вывоза ТКО в Российской Федерации в 2015-2019 гг. показывает низкий ежегодный темп прироста – от 0,86% до 2,08% (рисунок 2). При этом лишь малая часть отходов вывозится на перерабатывающие заводы. Это связано с тем, что в России отсутствует необходимая инфраструктура, а также с тем, что утилизация ТКО является самой затратной и трудоемкой. Ввиду того, что во многих городах до сих пор собирают мусор в смешанном формате, происходит снижение возможности качественного извлечения вторичных ресурсов. Однако, в 2019 г. темп прироста составил максимальное значение – 10,53%. Изучая региональный разрез вывезенных ТКО, можно утверждать, что максимум был зафиксирован в Центральном и Приволжском федеральных округах.

Отметим, что в  федеральном проекте по ТКО установлен целевой показатель по доле ТКО, которые будут направлены на обработку, в общем объеме образованных ТКО на 2018-2024 гг.  (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Целевые и фактические показатели по обработке ТКО

 

Согласно рисунку 3, к 2024 году планируется нарастить объем переработанного ТКО до 60% [12]. До 2017 года менее 3% от общего объема ТКО были отправлены на переработку – остальное вывозилось на полигоны. К сожалению, уже в 2018-2020 гг. мы наблюдаем отставание целевых и фактических показателей по обработке ТКО. Более того, в 2019 году генеральная прокуратура выявила чрезмерные расходы на зарплаты в РЭО (одного из главного субъекта реализации мусорной реформы), отсутствие стратегии развития и регулярного мониторинга регионов [13]. Было отмечено, что до сих пор не принимаются необходимые меры по формированию комплексной системы обращения с ТКО, предотвращению их вредного воздействия на окружающую среду, не осуществляется координация федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления [13]. В сентябре 2020 года Счетная плата РФ подчеркнула, что ощутимых результатов нет: около 90% ТКО продолжают просто складироваться».

Увеличение объемов захоронения и хранения мусора, использование неправильных методов утилизации отходов, воздействует на окружающую среду. Так, за 2015-2019 гг. произошло увеличение совокупных выбросов парниковых газов на 10% (больше всего выделяется диоксид углерода, т.е. СО2 – более 70% ежегодно). Динамика выбросов парниковых газов, связанных с отходами (СО2-эквивалента) также показала положительную динамику – за 4 года увеличение почти на 7%. Анализ структуры парниковых газов, связанных с отходами, показал, что около более 70% составляют выбросы от захоронения твердых отходов.

Изучим образование, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов по ПФО.

 

Таблица 3 – Образование, утилизация, обезвреживание и размещение отходов по ПФО в 2019 году, тыс тонн

Образование Утилизация Обезвреживание Хранение Захоронение ИТОГО
Оренбургская область 53293,4 14687,9 540,8 38981,1 142,2 107645,4
Пермский край 46387,6 29309,6 453,4 19360,1 309,9 95820,6
Республика Башкортостан 35102,9 6578,7 202,9 41350,4 447,4 83682,3
Пензенская область 1370,5 592,6 0,9 19364 476,1 21804,1
Саратовская область 8085,3 1189,6 88,4 5352,8 198 14914,1
Республика Татарстан 3498,1 2078,3 72,02 35,6 958,6 6642,62
Самарская область 3421,4 1151,8 449,4 272,2 706,8 6001,6
Нижегородская область 2623,8 884,6 215,6 69,8 369,3 4163,1
Республика Мордовия 1781,8 1458,2 86,9 0,2 62,2 3389,3
Удмуртская Республика 1544,5 933,2 160,2 0,9 348,7 2987,5
Ульяновская область 1066,2 390,6 222,9 7,3 224,8 1911,8
Республика Марий Эл 793,2 818,5 0 0,4 78,1 1690,2
Кировская область 618,5 528,9 17,1 48,4 51,2 1264,1
Чувашская область 718,5 91,2 3 3,5 57,5 873,7
Итого 160305,7 60693,7 2513,52 124846,7 4430,8

 

Лидером по утилизации мусора в ПФО является Пермский край. Несмотря на лидерство в 2019 году Пермский край перерабатывает «мизерное количество отходов», ощущает трудности в реализации идеологии экономики замкнутого цикла – недостаточность средств, которую ощущает Персмкий край невозможно устранить без помощи инвесторов и дотаций государства. В 2019 году в Республике Мордовия перерабатывалось 1458,2 тыс тонн ТКО. В апреле 2019 года высоко оценили качество и эффективность работы по обращению с ТКО в регионе [14]. В этом же году в Мордовии раздельно было собрано 1747 тонн вторичного сырья, в том числе 1647 тонн макулатуры, 100 тонн пластика [15].  Планируется, что в дальнейшем  Республика Мордовия сможет стать пилотным регионом, где будут реализованы проекты по созданию экотехнопарков с привлечением федеральных бюджетных средств [16]. Для Мордовии это является способом снижения объемов полигонного захоронения и позволит повысить уровень использования вторичного сырья в производстве. Стоит отметить, что в 2017 году Мордовия заняла на первое место в стране по доступности инфраструктуры раздельного сбора твердых бытовых отходов. В 2021 году продолжается активная работа по утилизации ТКО – на 1 марта услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами охвачено 93,8% населения Республики Мордовия [15]. В марте 2021 года властями Республики Мордовия обсуждалось создание комплексной системы обращения с ТКО в будущем [15]. В частности, обсуждалась возможность внедрения в работу  фандоматов – роботизированных пунктов приема пластиковых бутылок и алюминиевых банок и планы по строительству объектов переработки. Планы по строительству в регионе объектов переработки необходимо подкреплять притоком инвестиций в регион.

Перейдем к изучению показателей, характеризующих состояние инвестиций в сферу обращения с отходами. Рассмотрим динамику инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды (далее по тексту – ООС) от вредного воздействия отходов производства и потребления (рисунок 4) [8].

 

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов производства и потребления

Рисунок 4. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов производства и потребления

 

Согласно данным рисунка 4, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов производства и потребления, имеют неустойчивую динамику – наибольшее снижение было зафиксировано в 2016 году (на 53,2%). Возможная причина – несформированность нормативно-правовой базы в области переработки. Счетная палата считает, что Минприроды не уделяет внимание проектам по созданию инфраструктуры обращения с отходами, не выделяя необходимой поддержки для реализации подобных проектов [16].

Рассмотрим в динамику инвестиций в основной капитал, направленных на ООС от вредного воздействия отходов производства и потребления, и текущих затрат на ООС по субъектам РФ Приволжского федерального округа (таблица 4).

 

Таблица 4 – Динамика инвестиций в основной капитал, направленных на ООС от вредного воздействия отходов производства и потребления, и текущих затрат на ООС, включая оплату услуг природоохранного назначения по ПФО

Регион Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов производства и потребления, млн руб. Текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды, включая оплату услуг природоохранного назначения, млн руб.
2015г. 2016г. 2018г. 2015г. 2016г. 2018г.
Республика Башкортостан 4,1 71,2 61,9 15,24 17,24 17,85
Республика Марий Эл 0 0 19,8 0,64 0,65 1,01
Республика Мордовия 0 0 0 2,07 1,83 1,12
Республика Татарстан 95,2 0,8 11,8 14,42 15,33 12,68
Удмуртская Республика 34,8 2 96,4 2,91 2,72 1,77
Чувашская Республика 0 0 0 1,51 1,68 1,09
Пермский край 21,5 97,7 1040,6 9,29 9,40 7,76
Кировская область 2,2 3,3 21 3,43 3,75 3,46
Нижегородская область 30,5 126,6 1436 8,01 9,25 7,65
Оренбургская область 165,6 2,2 47,5 6,00 5,62 5,30
Пензенская область 0 0 0 1,36 1,16 0,93
Самарская область 26,5 20,3 23,2 13,14 13,45 10,72
Саратовская область 2,6 2,7 16,7 3,83 4,44 3,46
Ульяновская область 0 0 0 2,29 2,39 2,01

 

Анализ инвестиций по ПФО показал, что в ПФО практически не осуществляется инвестирование в основной капитал, направленных на ООС от вредного воздействия отходов производства и потребления – более 40% регионов имеют нулевые показатели. Возможно, это связано с тем, что в регионах основную долю финансирования подобных мероприятий составляют платежи населения, однако в регионах существует проблема недособираемости платежей. Наибольший объем инвестиций в основной капитал, направленные на ООС от вредного воздействия отходов производства и потребления в 2015 году имела Оренбургская область – в регионе еще с 2000-ых годов начали сортировать отходы, в результате этого, бизнес, понимая востребованность в инфраструктуре, начал активно строить мусороперерабатывающие заводы [17]. Текущие затраты на ООС имеют положительную динамику – в большинстве регионов наблюдается ежегодный прирост. Лидерами являются следующие регионы: Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Самарская область. В данных регионах предприятия осуществляют природоохранные инвестиции предприятий, что позволяет им оставаться в лидерах. В 2018 году Республика Мордовия по данному показателю оказалась на 11 месте из 14 – основную долю текущих затрат составили затраты на сбор и очистку сточных вод, на обращение с отходами затрачено более 20%.

Рассмотрев динамику соотношения образования, утилизации, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, можно сказать, что необходимость инвестирования в сферу обращения с отходами обусловлена катастрофическим ростом образования отходов – например, в сфере добычи полезных ископаемых образование отходов за 2015-2019 гг. возросло на 55,96%, а утилизация – возросла на 44,99%. Однако, рост утилизации за 5 лет не говорит о том, что отходы, которые в данном периоде были образованы утилизировались: в данном случае, имеет место переработка ранее накопленных отходов. Также стоит учитывать темп прироста объемов захоронения мусора в 2019 г. по сравнению с 2015 годом – 232,46%. Таким образом, отходы, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота.

Анализ текущего положения инвестирования в сферу переработки отходов позволил сделать вывод, что инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов производства и потребления, имеют неустойчивую динамику – небольшой прирост, сменяется снижением более, чем на 50%. Анализ инвестиций по ПФО показал, что в данном федеральном практически не осуществляется инвестирование в основной капитал, направленных на ООС от вредного воздействия отходов производства и потребления – более 40% регионов имеют нулевые показатели.

По нашему мнению, в целях стимулирования инвестиционной активности в сфере обращения с отходами необходимо предоставлять государственную поддержку потенциальным инвесторам. В ФЗ «Об отходах производства и потребления» в качестве экономических мер стимулирования отмечены 2 меры: применение ускоренной амортизации и снижение размера платы за негативное воздействие на ООС [18]. Возможно, в качестве меры стимулирования можно использовать, например, вовлечение продукции из вторичного сырья в государственные заказы.

Также, стоит оказывать поддержку инвестиционным проектам в сфере обращения с отходами путем того, что РЭО будет использовать различные инструменты поддержки помимо участия в уставных капиталах компаний, занимающихся обработкой и утилизацией отходов. Например, можно предусмотреть субсидии регионам, в которые трудно добираться, компенсацию части затрат на строительство заводов и др. Для того, чтобы сфера обращения с отходами работала более эффективно необходимо активно внедрять инновации в существующие мусорные заводы – технологии искусственного интеллекта, машинного обучения можно использовать не только при переработке мусора, но и внедрять в любую часть «цепочки» переработки, например, в логистику. По нашему мнению, увеличению инвестиций в область переработки может способствовать следующее: если регионы страны смогут привлекать инвесторов для строительства крупных заводов, которые в итоге, будут повышать благосостояние региона (новые рабочие места, увеличение валового регионального продукта и др.), то, возможно, данные организации смогут выступить инвесторами мусороперерабатывающих заводов. Например, регионы могут предоставлять земельный участок для строительства завода/организации по сниженной цене, взамен на то, что построенный объект вложит средства на строительство завода по утилизации в будущем. Это поможет, как в повышении инвестиционной привлекательности регионов, так и в строительстве инфраструктуры по переработке отходов.

К сожалению, в России, отсутствует широкое распространение института экотехнопарков. Возможно, это связано с нормативно-правовыми трудностями – в законодательстве до сих пор не определены: правовой статус экотехнопарков, понятие «резидент экотехнопарка» и др. Более того, только в 9 регионах утверждены региональные программы обращения с отходами, которыми предусмотрено создание экотехнопарков [19]. Сейчас экотехнопарки могут быть созданы с помощью следующих инструментов: самостоятельная правовая идея (промышленный технопарк), специальный инвестиционный контракт (далее по тексту – СПИК), концессионное соглашение, государственно-частное партнерство и т. д. Существующие экотехнопарки создаются именно в форме промышленных технопарков, что не является привлекательным для инвесторов. В целях привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами необходимо не ограничиваться только правовой формой промышленного технопарка [19]. Наиболее привлекательными инструментами являются концессионное соглашение и государственно-частное партнерство. Данные инструменты предусматривает специальные меры по поддержки от государства, например, окупаемости инвестиций в случае увеличения налоговой нагрузки. Также необходимо использовать СПИК при строительстве экотехнопарков, в большей степени, ориентированных именно на утилизацию. Чтобы данный инструмент стал востребованным необходимо сделать процедуру оформления СПИК простой и снять ограничений по льготной ставке налога на прибыль. СПИК дают гарантии инвесторам в области выкупа вторичной продукции: участникам СПИК предоставляется упрощенный доступ к государственному заказу. Таким образом, необходимо стимулировать создание экотехнопарков, т. к. это поможет значительно снизить объем захоронения отходов и увеличить уровень использования вторичного сырья в производственном процессе.

 

Выводы

Ввиду того, что последствия «мусорного» кризиса проявляются все больше, целесообразно направлять средства в сферу обращения с отходами. В работе доказана целесообразность инвестирования в сферу переработки отходов, рассмотрено текущее положения инвестиций в данной сфере, а также предложены возможные меры для стимулирования инвестирования в сферу переработки отходов. Среди мер: государственная поддержка потенциальным инвесторам, использование РЭО различных инструментов поддержки инвестиционных проектов помимо участия в уставных капиталах компаний, занимающихся обработкой и утилизацией отходов, использование СПИК, концессионных соглашений при строительстве экотехнопарков и др.

 

Список использованных источников

  1. The Global Risks Report 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.weforum.org/reports/the-global-risks-report-2021
  2. Ануфриев, В. П. Устойчивое развитие. Энергоэффективность. Зеленая экономика : монография / В.П. Ануфриев, Ю.В. Гудим, А.А. Каминов. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 201 с.
  3. Waste recycling [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eea.europa.eu/data-and-maps/indicators/waste-recycling-1/assessment-1
  4. Silpa, K. What a Waste 2.0: A Global Snapshot of Solid Waste Management to 2050 / K. Silpa, Y. Lisa, B. Perinaz, V. Frank. USA, Washington, 2018. 295 p. – URL: https://datacatalog.worldbank.org/dataset/what-waste-global-database
  5. How Sweden transformed recycling into a multi-million-dollar industry [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.blueoceanstrategy.com/blog/trash-treasure-sweden-recycling-revolution/
  6. Investing in Australia’s waste and recycling infrastructure [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.environment.gov.au/protection/waste/how-we-manage-waste/recycling-modernisation-fund
  7. Контроль по отходу дела [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2021/04/05/za-peremeshcheniiami-musorovozov-prosledit-informacionnaia-sistema.html
  8. РЭО [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://musor.moscow/blog/rjeo/
  9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11194
  10. Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/activities/selection/301/35971/
  11. Сопутствующие ресурсы, извлекаемые при добыче полезных ископаемых, запретят отправлять в отходы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ecoindustry.ru/i/news/54914/ekotekhnoparki_rossii.pdf
  12. Генпрокуратура уличила мусорную госкомпанию в сверхрасходах на зарплаты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/17/02/2021/602bbb909a79472d8ad2fe71
  13. Нацпроект «Экология»: 90% отходов в России отправляется на свалки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2020/09/29/13273099.shtml
  14. Здунов, А. «В Мордовии в ближайшее время должна быть создана комплексная система сбора и переработки ТКО» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-mordovia.ru/glava-rm/novosti/artyem-zdunov98нгрт-v-mordovii-v-blizhayshee-vremya-dolzhna-byt-so/
  15. Опыт Мордовии по обращению с отходами распространят на другие регионы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6383758
  16. В 2018 г. Минприроды не обеспечило высокий уровень реализации госпрограмм [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ach.gov.ru/news/v-2018-g-minprirody-ne-obespechilo-vysokij-uroven-realizacii-gosprogramm-37047
  17. Как бизнес в Оренбурге научился зарабатывать на раздельном сборе мусора [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/green/5d663e599a79472d872f09ac
  18. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ (ред. 07.04.2020) [Электронный ресурс]. – Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».
  19. Исследование «Экотехнопарки России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ecoindustry.ru/i/news/54914/ekotekhnoparki_rossii.pdf

 

References

  1. The Global Risks Report 2021 [Electronic resource]. Access mode: https://www.weforum.org/reports/the-global-risks-report-2021
  2. Anufriev, V. P. Sustainable development. Energy efficiency. Green economy: monograph [Zelenaya ekonomika : monografiya]/ V.P. Anufriyev, YU.V. Gudim, A.A. Kaminov. – Moscow: INFRA-M, 2021 – 201 p.
  3. Waste recycling [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eea.europa.eu/data-and-maps/indicators/waste-recycling-1/assessment-1
  4. Silpa, K. What a Waste 2.0: A Global Snapshot of Solid Waste Management to 2050 / K. Silpa, Y. Lisa, B. Perinaz, V. Frank. USA, Washington, 2018. 295 p. – URL: https://datacatalog.worldbank.org/dataset/what-waste-global-database
  5. How Sweden transformed recycling into a multi-million-dollar industry [Electronic resource]. Access mode: https://www.blueoceanstrategy.com/blog/trash-treasure-sweden-recycling-revolution/
  6. Investing in Australia’s waste and recycling infrastructure [Electronic resource]. Access mode: https://www.environment.gov.au/protection/waste/how-we-manage-waste/recycling-modernisation-fund
  7. Control over the waste of the case [Kontrol’ po otkhodu dela]. Access mode: https://rg.ru/2021/04/05/za-peremeshcheniiami-musorovozov-prosledit-informacionnaia-sistema.html
  8. REO [REO]. Access mode: https://musor.moscow/blog/rjeo/
  9. Federal State Statistics Service [Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki]. Access mode: https://rosstat.gov.ru/folder/11194
  10. Draft federal law » On Amendments to the Law of the Russian «On Subsurface Resources» and certain Legislative Acts of the Russian Federation in order to encourage the use of Subsurface waste». [Proyekt federal’nogo zakona «O vnesenii izmeneniy v Zakon Rossiyskoy Federatsii «O nedrakh» i otdel’nyye zakonodatel’nyye akty Rossiyskoy Federatsii v tselyakh stimulirovaniya ispol’zovaniya otkhodov nedropol’zovaniya»]. Access mode: http://government.ru/activities/selection/301/35971/
  11. Related resources extracted during mining will be banned from being sent to waste [Soputstvuyushchiye resursy, izvlekayemyye pri dobyche poleznykh iskopayemykh, zapretyat otpravlyat’ v otkhody]. Access mode: https://www.ecoindustry.ru/i/news/54914/ekotekhnoparki_rossii.pdf
  12. The Prosecutor General’s Office caught the garbage state company in overspending on salaries [Genprokuratura ulichila musornuyu goskompaniyu v sverkhraskhodakh na zarplaty]. Access mode: https://www.rbc.ru/business/17/02/2021/602bbb909a79472d8ad2fe71
  13. National project «Ecology»: 90% of waste in Russia is sent to landfills [Natsproyekt «Ekologiya»: 90% otkhodov v Rossii otpravlyayetsya na svalki]. Access mode: https://www.gazeta.ru/business/2020/09/29/13273099.shtml
  14. Zdunov, A. «In the near future, a comprehensive system for the collection and processing of MSW should be created in Mordovia» [«V Mordovii v blizhaysheye vremya dolzhna byt’ sozdana kompleksnaya sistema sbora i pererabotki TKO»]. Access mode: https://e-mordovia.ru/glava-rm/novosti/artyem-zdunov98нгрт-v-mordovii-v-blizhayshee-vremya-dolzhna-byt-so/
  15. Mordovia’s experience in waste management will be extended to other regions [Opyt Mordovii po obrashcheniyu s otkhodami rasprostranyat na drugiye regiony]. Access mode: https://tass.ru/obschestvo/6383758
  16. In 2018, the Ministry of Natural Resources did not ensure a high level of implementation of state programs [V 2018 g. Minprirody ne obespechilo vysokiy uroven’ realizatsii gosprogramm]. Access mode: https://ach.gov.ru/news/v-2018-g-minprirody-ne-obespechilo-vysokij-uroven-realizacii-gosprogramm-37047
  17. How a business in Orenburg learned to make money on separate garbage collection [Kak biznes v Orenburge nauchilsya zarabatyvat’ na razdel’nom sbore musora]. Access mode: https://trends.rbc.ru/trends/green/5d663e599a79472d872f09ac
  18. On production and consumption waste: Federal Law No. 89-FZ of 24.06.1998 (as amended on 07.04.2020) [Ob otkhodakh proizvodstva i potrebleniya: Federal’nyy zakon ot 24.06.1998 №89-FZ (red. 07.04.2020)]. – Access from inform.- the «Garant» legal system.
  19. Research «Ecotechnoparks of Russia» [Issledovaniye «Ekotekhnoparki Rossii»]. Access mode: https://www.ecoindustry.ru/i/news/54914/ekotekhnoparki_rossii.pdf