Авторы
Пыхов Павел Аркадьевич
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики
Россия, Уральское отделение Российской академии наук, Центр экономической безопасности, г. Екатеринбург
papihov@mail.ru
Аннотация
В статье описана краткая структура методики диагностики энергетической безопасности регионов РФ, на основании анализа расчетных данных приведены основные угрозы топливно-энергетическому комплексу. Предложена дорожная карта нейтрализации данных угроз в добывающих отраслях, системах электроэнергетики и теплоснабжения. Сформированы подходы и мероприятия для преодоления сложившихся негативных тенденций в отрасли. Разработана структура механизма реализации дорожной карты нейтрализации угроз энергетической безопасности регионов, определен функционал ее элементов.
Ключевые слова
регионы Урала, энергетическая безопасность, индикативный подход, диагностика, социально-экономическое развитие, угрозы развитию.
Финасирование
Статья выполнена в соответствии с планом НИР ФГБУН Института экономики УрО РАН
Рекомендуемая ссылка
Authors
Pykhov Pavel Arkadievich
PHD, Senior Researcher
Russia, Institute of economics, the Ural branch of Russian Academy of Sciences, Center for Economic Security, Ekaterinburg
papihov@mail.ru
Abstract
The article describes a brief structure of the methodology for diagnosing the security of the regions of the Russian Federation, based on the analysis of calculated data, the main threats to the fuel and energy complex are presented. A roadmap for neutralizing these threats in the sectors of electricity and heat supply is proposed. Approaches and measures have been formed to overcome the existing negative trends in the industry. A mechanism for implementing a roadmap for neutralizing threats to the energy security of regions has been developed, the functionality of its elements has been determined.
Keywords
regions of the Urals, energy security, indicative approach, diagnostics, socio-economic development, threats to development.
Project finance
The article was prepared in accordance with the research plan of the FGBUN Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
Suggested Citation
Своевременное и сбалансированное развитие территорий РФ во многом зависит от обеспечения потребителей топливом и энергией в нужных объемах и должного качества. Таким образом, энергетическая безопасность является основополагающим элементом экономической безопасности. Приоритеты социально-экономического развития регионов РФ во многом сформированы из проектов, создающих реальный сектор экономики. Создание новых и модернизация существующих предприятий порождает дополнительный спрос на топливно-энергетические ресурсы как в развиваемых отраслях, так и в сопутствующих: например, в строительстве, производстве машин и оборудования, металлургии. К подобному мультипликативному эффекту спроса на ТЭР энергетика должна быть готова.
Не вызывает сомнений, что актуальное развитие топливно-энергетического комплекса должно проводится с приоритетным использованием современных технологий, обеспечивающих обновление технологических основ энергетической системы, повышение уровня ее конкурентоспособности, внедрение последних достижений научно-технологического развития. Подобное развитие должно способствовать повышению уровней технологического уклада отраслей ТЭК. Проведенные автором исследования энергетической безопасности показали, что состояние систем топливно-энергетического комплекса регионов РФ на протяжении длительного времени отличается от нормального [1-4].
На основе разработанной авторским коллективом ИЭ УрО РАН комплексной методики диагностики энергетической безопасности [3-4], была проведена диагностика состояния топливно-энергетического комплекса регионов Урала по семи основным блокам:
Рисунок 1. Направления диагностики состояния топливно-энергетического комплекса регионов Урала
Два первых блока оценивают состояние топливно-энергетического баланса региона, третий блок диагностирует условия работы электроэнергетики с позиций специфических технологических ограничений и прохождение энергосистемой годовых максимумов потребления. Четвертый блок предъявляет требования к поддержанию технического состояния оборудования ТЭК на приемлемом уровне, его своевременное обслуживание, ремонт и модернизацию. Экологический блок, как следует из названия, оценивает антропогенное влияние ТЭК на окружающую среду. Финансово-экономический блок нацелен на диагностику экономической эффективности работы отраслей ТЭК, а блок энергосбережения и энергоэффективности – на оценку
Диагностика состояния территорий Урала показала [5], что одной из главных проблем в ТЭК нами отмечается низкая энергоэффективность работы предприятий энергетики. Расход топлива тепловыми электростанциями для генерации электроэнергии в среднем по стране составляет около 300 г у. т./кВт∙ч, однако на территориях Урала данные затраты существенно выше. Электростанции Свердловской и Челябинской областей работают со средним расходом топлива в диапазоне 330-340 г у. т./кВт∙ч, что обусловлено структурой топливного баланса, в котором большую часть занимают низкокачественные каменные угли. Северные энергосистемы ЯНАО с большой долей децентрализованного электроснабжения и локальных электростанций, на выработку единицы энергии тратят 380-400 г у. т./кВт∙ч.
В сфере выработки теплоэнергии отмечаются аналогичные тенденции и регионы Урала также диагностируются повышенными удельными расходами топлива по сравнению со среднероссийским уровнем – пережоги топлива составляют в среднем 10-15%.
Все это есть результат значительного и долговременного недофинансирования предприятий энергетики УрФО. С начала 90-х годов и до середины 2000-х обновление основных фондов практически не производилось и оборудование накопило большой физический и моральный износ. Кризисная ситуация отмечается в нефтегазовом комплексе юга Тюменской области и ХМАО, где расположены давно разрабатываемые месторождения с падающей, в настоящее время, добычей. Обновление основных фондов там практически не ведется и износ достигает 60%.
В электроэнергетической системе ситуация значительно лучше. При реформировании РАО ЕЭС и создании конкурентного рынка энергии и мощности, передача электростанций сопровождалась договорами, которые обязывали новых собственников строить новые и реконструировать старые электрические мощности. Естественно, что при этом изменялись схемы выдачи мощности, следовательно, была частично реконструирована и сетевая часть системы. Этот процесс шел довольно трудно, сопровождался и пересмотром перечня строительства новых объектов, изменением мощностей, переносом сроков сдачи и т.д. Но так или иначе, этот этап реформирования РАО ЕЭС прошел успешно и к настоящему времени уровень износа ОПФ электроэнергетики не превышает 40-45%. Однако, следует понимать, что указанный уровень износа в некоторой степени носит лукавый характер, т.к. получен в виде среднего значения по отрасли. Следует понимать, что в энергетической системе работает оборудование различных поколений со сроком эксплуатации от 2-5 лет, так и 35-40 лет. Подобное сочетание негативно влияет на надёжность и энергоэффективность работы энергосистемы в целом.
Результаты исследований показали, что инвестиционная деятельность по отраслям ТЭК имеет очень непостоянные объемы. В частности, финансовые вложения в объекты электроэнергетики имеют динамику изменения до четырех раз. Так, после пика в цикле создания и реконструкции объектов по Договорам предоставления мощности с 2010 по 2014 гг., объемы инвестиций сократились в 3,5 раза по Свердловской области и в 3 раза по Тюменской.
В нефте-газовом комплексе ситуация иная – девальвация национальной валюты в 2014 г. поспособствовала разработке новых месторождений на севере ЯНАО, что сопровождается ростом финансовых вложений в отрасль. В последнюю пятилетку отмечена инвестиционная активность в топливной отрасли Тюменской области, где объемы вложений в строительство утроились. Так, объемы инвестиций в добычу нефте-газового сырья достигли 1 млрд. руб. Помимо этого, активно модернизируются и строятся новые трубопроводы, мощности по нефтепереработке и иная инфраструктура.
Неблагоприятная ситуация электроэнергетики с инвестициями является следствием ее низкой экономической эффективности. Произведенные расчеты показали, что в Курганской, Свердловской областях и ЯНАО, индикатор отношения сальдированной прибыли предприятий электроэнергетики к их годовому объему производства продукции в последние годы находится в диапазоне 3-10% в Курганской, Свердловской областях и ЯНАО.
Ряд территорий Урала (Курганская, Свердловская и Челябинская области) имеют слабую обеспеченность топливными ресурсами и полностью зависят от внешних поставок. Для примера, доля местных топливных ресурсов в структуре топливно-энергетического баланса Свердловской области составляет около 1%. В связи с этим в регионах отмечаются попытки вовлечения местных топливных ресурсов (отходы деревообработки, торф, ТКО) в энергетику региона.
Значительное неблагоприятное воздействие на окружающую среду от тепловых электростанций отмечается в Челябинской и Свердловской областях: на выработку 1 МВт∙ч электроэнергии выбрасывается в атмосферу до 3,2 кг загрязняющих веществ. Такая ситуация объясняется как большой долей угля в топливном балансе регионов (до 65%), использованием дешёвого высокозольного угля, устаревшими технологиями сжигания угольного топлива.
Анализ полученных результатов показал, что в целом предприятия ТЭК значительно подвержены кризисным явлениям в экономике, произошедшим в 2008 и 2014 гг. Тем не менее, к настоящему времени ситуация начала выправляться и снижение уровней энергобезопасности у большинства территорий остановилось. К 2018-2019 гг. отмечается рост потребления топлива и энергии по всем регионам УрФО, так, например, электропотребление в Челябинской и Тюменской областях превысило докризисные уровни. Потребление электроэнергии превысило докризисный уровень 2014 года в Тюменской и Челябинской областях. Свердловская область пока находится ниже на 9% от уровня исторического максимума 2012 г.
По результатам диагностики можно утверждать, что предприятия энергетики в значительной степени ощутили на себе воздействие кризисов 2008 и 2014 гг. Лишь в 2019 г. снижение уровней энергетической безопасности было остановлено, однако, как ожидается, по итогам 2020 года возможно продолжение стагнации отрасли. Не следует забывать, что ТЭК является, по большому счету, инфраструктурной отраслью для всей экономики в целом и, следовательно, на состояние энергетической безопасности влияет как ситуация внутри отрасли, так и состояние основных потребителей топлива и энергии внутри и за пределами страны. Значительное продолжительное снижение цен сырьевой группы товаров на мировых рынках явилось причиной затруднений у экспортно-ориентированных предприятий РФ, формирующих основной спрос на топливно-энергетические ресурсы. Сильная зависимость энергоемких потребителей в РФ от состояния внешних рынков негативно сказывается на результатах работы ТЭК России. Ухудшение международных отношений, санкционные ограничения, нестабильность цен на ТЭР, падение внутреннего и мирового спроса на топливо – все это отрицательно сказывается на устойчивом развитии энергетики. На повестку дня могут вернуться уже забытые с 90-х годов угрозы в виде снижения объемов отпуска энергии, замораживания тарифов, роста задолженности за отпущенные энергоресурсы. Помимо этого, следует учитывать, что объекты ТЭК характеризуются большими строительными лагами при возведении энергообъектов. Все это делает вложения в ТЭК сильно рискованными и существенно лимитирует развитие отрасли.
В исследованиях отечественных ученых выделяются следующие основные проблемы ТЭК России: повышенная энергоемкость отечественного ВВП из-за использования устаревших технологий добычи, транспортировки и сжигания топлива; повышенная доля газового топлива в энергетическом балансе европейской части страны; дисбаланс между объемами добычи и приростом запасов полезных ископаемых, наиболее остро это наблюдается в нефтяной отрасли. Также исследователи фиксирую недостаточный уровень инвестиций в ТЭК, которые в основном обеспечивают лишь воспроизводство основных фондов на прежнем уровне без качественного изменения. В качестве угрозы называется значительная волатильность стоимости продукции ТЭК на внешних рынках, что создает неопределенности при формировании и наполнении бюджета РФ. [6-11]
Упомянутые выше исследования показали, что угрозы безопасному развитию энергетики в частности оказывают существенное влияние на устойчивое развитие региона в целом. Несовершенство энергетической компоненты обуславливает повышенную стоимость энергии, которая закладывается далее в цепочки производства и потребления товаров и услуг, повышенные выбросы загрязнителей в атмосферу негативно сказываются на экологической обстановке и способствует росту заболеваемости населения. Эксплуатация отдельных устаревших элементов в энергосистеме значительно снижает ее надежность, увеличивает количество отказов, времени ограничения энергоснабжения. С учетом климатических особенностей территорий Урала, последствия крупных аварий систем энергоснабжения могут наносить значительный материальный ущерб. Подобная сложившаяся обстановка требует активного вмешательства всех заинтересованных сторон и необходимости разработать действенные механизмы нормализации ситуации.
Ниже перечислим элементы дорожной карты нейтрализации угроз энергетической безопасности регионов.
Одним из способов видится рационализация недропользования. По оценкам специалистов, структура разведанных запасов постепенно ухудшается, что, в перспективе, снижает конкурентоспособность добывающих отраслей. [12].
Неоспорим тот факт, что до 75% первичной энергии для экономики и социальной сферы добывается в виде горючих полезных ископаемых. Помимо этого, часть добываемых ископаемых потребляется промышленностью в виде сырья для производства нефтехимической и иной продукции. Дополнительно следует учитывать, что до половины добычи определенных горючих полезных ископаемых, экспортируется за пределы страны, что формирует до трети бюджетных доходов государства. Поэтому, улучшение ситуации в сфере недропользования поставлено во главу угла.
Под данным направлением видится повышение качества разведки месторождений топливных природных ископаемых, увеличение объемов геологоразведочных работ, комплексное освоение месторождений, повышение эффективности работ.
Существующие разведанные месторождения угля, нефти и газа расположены очень неравномерно и занимают малую часть территории России. В большинстве своем, они локализованы в труднодоступных и незаселенных районах Сибири и Дальнего Востока. В Европейской части страны можно отметить существенные запасы угля в республике Коми, а также в Ростовской области. В республиках Татарстан и Башкирия имеются давно эксплуатируемые месторождения нефти, которые уже истощаются, в Оренбургской области залегают месторождения природного газа. Все отмеченные залежи природных ископаемых уже давно разведаны и хорошо изучены, поэтому, не следует рассчитывать на какие-либо приросты запасов. В Сибири располагается основное угольное месторождение России – Кузнецкий каменно-угольный бассейн. Также значительные запасу каменного угля имеются в регионах Дальнего Востока. Ожидается, что перспективные поисковые работы откроют новые месторождения каменного угля в северных удаленных частях Сибири и Дальнего Востока. Однако суровые климатические условия и труднодоступность этих территорий обуславливают существенные технические затруднения при добыче и, следовательно, повышенные затраты при промышленной разработке этих запасов. Существующий уровень цен на топливо пока не позволяет строить планы об освоении данных территорий в ближайшие десятилетия.
Более перспективна Сибирь в разведке месторождений природного газа и нефти. Стратегические запасы газа находятся в северной части Тюменской области. С постепенной выработкой месторождений, запущенных в промышленную эксплуатацию в 70-х годах прошлого столетия, происходит перемещение мест добычи все глубже на север, в сторону полуострова Ямал и границам Северного ледовитого океана. Естественно, условия крайнего севера существенно усложняют добычу в техническом плане, а, следовательно, растут затраты на освоение этих запасов. Помимо этого, существенные перспективные запасы располагаются в Сибири. Однако, их разработка осложняется не только суровостью природных условий и труднодоступностью местности, но и неразвитостью систем транспорта добытого топлива, в первую очередь трубопроводного транспорта.
Оставшиеся регионы России обладают малыми и в большинстве своем уже выработанными запасами горючих природных ископаемых. Однако, они расположены вблизи мест потребления и переработки добываемых ресурсов, имеют уже созданную материальную базу для функционирования предприятий, выстроенные логистические схемы и многое другое. Было бы довольно опрометчиво отказываться от подобных производств и терять дефицитные рабочие места в столь неспокойное в экономическом плане время. Поэтому, следует не только активно проводить геологоразведочные работы по поиску новых месторождений, но и при наличии обоснования, производить дополнительное изучение эксплуатируемых запасов, разрабатывать новые способы использования низкокачественных топлив (обогащение угля, получение синтез газа и т.д.).
Еще одним из элементов дорожной карты нейтрализации угроз энергетической безопасности регионов и повышения уровней энергетической безопасности регионов видится разработка топливных балансов регионов, учитывающих перспективные потребности местной экономики в ТЭР, транспортные возможности по приему и передаче ТЭР, экономическую эффективность работы систем энергетики, требования по охране окружающей среды и, соответственно, применяемые технологии получения энергии. Здесь также следует учитывать возможность диверсификации топливного баланса за счет использования местных источников топлива и энергии, что повысит надежность и устойчивость энергетической системы.
Отдельным механизмом важным механизмом повышения энергобезопасности видится активизация инвестиционного процесса. В настоящее время отечественное энергомашиностроение пребывает в упадке [13]. Кризисные явления в отрасли возникли в 90-е годы при распаде СССР. Происходило обвальное разрушение логистических связей между поставщиками комплектующих, отдельных узлов и т.д. Было потеряно четкое государственное управление отраслью из-за приватизации предприятий. Дополнительным отрицательным фактором было то, что ряд производств остался за пределами России в бывших союзных республиках. Общий спад экономики высвободил существующие добывающие и генерирующие мощности, что сделало бессмысленным строительство и реконструкцию объектов ТЭК. Следовательно, объем заказов на энергетическое оборудование существенно сократился. В перестроечной России страна открыла свой внутренний рынок для импортных товаров, которые вытеснили остатки отечественной продукции. К сожалению, в тот момент отсутствовали механизмы защиты отечественного производителя.
Предлагается разработать механизмы для привлечения ведущих иностранных производителей к полноценному производству с передачей технологий производства продукции энергетического машиностроения на территории субъектов РФ. Это позволит сократить, а впоследствии и ликвидировать технологическое отставание энергетического машиностроения РФ от ведущих мировых производителей.
Повышение безотказности работы энергооборудования возможно при внедрении практики заключения долгосрочных договоров на поставку продукции между энергокомпаниями и предприятиями, производящими оборудование. Данные договора должны давать возможность изготовителям энергооборудования участвовать в монтаже, наладке оборудования, осуществлять плановые и капитальные ремонты.
Для обеспечения надежного и бесперебойного функционирования электроэнергетики необходимо обеспечить масштабную реконструкцию и развитие генерирующих мощностей в электроэнергетике. Для осуществления этого предлагается:
Поддержание на приемлемом уровне и развитие электросетевого хозяйства должно осуществляться по следующим основным направлениям:
Теплоснабжение промышленности и социальной сферы также испытывает проблемы, схожие со всем ТЭК: это и недоинвестирование, износ основных фондов, устаревшие технологии и пр. Однако, по сравнению с электроэнергетикой, здесь много больше проблем как с оборудованием, так и в институциональной сфере. Исторически, в 50-70 гг. было построено множество локальных котельных для теплоснабжения коммунальных потребителей. Обоснование данного решения видится в существенном удешевлении стоимости теплоисточника по сравнению с ТЭЦ. Топливная экономичность не ставилась во главу угла, поскольку на момент проектирования и постройки стоимость топливно-энергетических ресурсов была небольшой. В последующем периоде технологии позволили создавать эффективные когенерационные источники, которые внедрялись в схемы теплоснабжения и позволяли экономить топливо при одновременном производстве электрической и тепловой энергии. Однако на периферии осталось множество устаревших котельных, кустарно переведенных на газовое топливо в 70-80-е годы. В 90-е годы централизованное развитие систем теплоснабжения было прекращено, вся ответственность была передана региональным властям и собственникам объектов ТЭК. После этого, сложилась пагубная практика выбора источников теплоэнергии и вариантов развития только исходя из финансовых показателей, в основном, сроков окупаемости и максимизации прибыли. Системный подход к повышению энергоэффективности отрасли был заморожен. Реформирование отрасли шло запоздало, основная нормативная база [14-15] была сформирована с отставанием на 5-10 лет от аналогичной в электроэнергетике. Существенные проблемы для реформирования создают технико-технологические ограничения процесса выработки, передачи и потребления тепловой энергии. В данной отрасли практически каждое предприятие является естественным монополистом.
Для преодоления сложившихся негативных тенденций предлагается осуществить следующие шаги дорожной карты нейтрализации угроз энергобезопасности:
Организационная структура механизма реализации дорожной карты нейтрализации угроз энергетической безопасности регионов должна содержать следующие элементы управления иерархическими энергетическими системами на различных уровнях с учетом местных особенностей функционирования систем ТЭК и иметь следующий функционал:
Деятельность органов власти, осуществляющих управление отраслями ТЭК, должна способствовать межрегиональной интеграции, росту энергетического взаимодействия. Необходимо проведение политики саморазвития, направленной на повышение энергетической независимости, по мере возможности самообеспеченности или диверсификации топливных балансов. Органам исполнительной власти следует оказывать всемерную поддержку инвестиционным процессам в ТЭК, поддерживать инновационную деятельность во всей цепочке предприятий ТЭК и их основных потребителях ТЭР.
Список литературы
References