Главная страница » Публикации » №4 (64) » Ненаблюдаемая экономика: факторы развития и региональная программа противодействия (на примере Алтайского края)

Ненаблюдаемая экономика: факторы развития и региональная программа противодействия (на примере Алтайского края)

Non-observed economy: factors of development and regional counteraction program (on the example Altai region)

Авторы

Селюнина Ольга Александровна
соискатель кафедры региональной экономики и управления
Россия, Алтайский государственный университет
solya99@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию причин возникновения и факторам развития ненаблюдаемой экономики. Наличие системного подхода к изучению данных явлений служит целям повышения эффективности экономической политики государства и ее регионов. В работе представлена комплексная региональная программа по противодействию ненаблюдаемой экономике и экономической преступности в Алтайском крае. Принятие Программы позволит укрепить нормативную правовую базу по преодолению негативных социально-экономических явлений, распространить опыт ее применения на другие регионы.

Ключевые слова

ненаблюдаемая экономика, анализ факторов, региональная программа противодействия, экономическая преступность.

Рекомендуемая ссылка

Селюнина Ольга Александровна

Ненаблюдаемая экономика: факторы развития и региональная программа противодействия (на примере Алтайского края)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (64). Номер статьи: 6402. Дата публикации: 09.10.2020. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6402/

Authors

Selyunina Olga Aleksandrovna
Applicant for the Department of Regional Economics and Management
Russia, Altai State University
solya99@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to research of causes and factors of development of non-observed economy. The existence of a systematic approach to studying these phenomena serves the purpose of improving the efficiency of economic policies of the State and its regions. The article presents an integrated regional program to counter the non-observed economy and economic crime in Altai region. The adoption of the Program will strengthen the normative legal framework for overcoming negative socio-economic phenomena, extend its experience to other regions.

Keywords

non-observed economy, analysis of the factors, regional counteraction program, economic crime.

Suggested Citation

Selyunina Olga Aleksandrovna

Non-observed economy: factors of development and regional counteraction program (on the example Altai region)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (64). Art. #6402. Date issued: 09.10.2020. Available at: https://eee-region.ru/article/6402/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В современных условиях дискуссионным остается вопрос научного трактования термина «ненаблюдаемая экономика».

Прежде всего, необходимо упомянуть базовый документ «Измерение ненаблюдаемой экономики: руководство» [8], разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития. Основываясь на системе национальных счетов 1993 года (СНС-93) в нем для описания ненаблюдаемой экономики используются следующие дефиниции: теневое производство, незаконное производство, производство неформального сектора и производство домашних хозяйств для собственного конечного использования.

В России в Энциклопедии статистических терминов закреплено понятие: «деятельность ненаблюдаемая экономическая – виды деятельности, не охваченные полностью или частично регулярным статистическим наблюдением, и оценки которых для включения в ВВП могут быть получены косвенными методами. Включает теневую (подпольную) экономику, незаконную экономику, неформальную экономику, а также производство продукции домашними хозяйствами для собственного потребления. Некоторые виды деятельности считаются ненаблюдаемыми ввиду недостатков в системе отчетности или программах сбора данных» [33, с. 9].

В Стратегии развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации до 2024 года ненаблюдаемая экономика упомянута в рамках реализации проектов национального значения, где разработка базовых таблиц «затраты-выпуск» помогают уточнить ее параметры [1, с. 39].

По мнению авторов, определение ненаблюдаемой экономики включает в себя сферы производительной деятельности, которые могут быть отнесены к теневой или неформальной экономической деятельности (соответственно теневую и неформальную экономику).

Актуальность темы исследования связана с отсутствием системного подхода к изучению факторов развития ненаблюдаемой экономики, что предопределяет принятие неэффективных мер по реализации государственной и региональной экономической политики в рамках нейтрализации данного явления. Более того, учитывая общегосударственные и территориальные интересы, назрела необходимость принятия комплексной программы по противодействию ненаблюдаемой экономики и экономической преступности на региональном уровне.

 

Результаты исследований

В статье представлен мониторинг факторов, способствующих росту ненаблюдаемой экономики. Результаты систематизированы на основе анализа работ зарубежных и отечественных авторов, занимающихся изучением сущности теневой и неформальной экономики. Ниже приведена обобщенная характеристика факторов развития ненаблюдаемой экономики.

Административные факторы: отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса; запретительное, наказательное администрирование – чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса; большое количество контролирующих организаций и их предвзятость при проверках; коррумпированность государственного аппарата; безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от  конкретных результатов его труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике; недостаточная эффективность налогового администрирования; «строгость» превентивных и репрессивных мер применяемых к налогоплательщику; высокая неофициальная «благотворительная» нагрузка на бизнес, обеспечить которую возможно только за счет теневой экономической деятельности (В.А. Гамза, А.И. Татаркин, О.М. Шестоперов, О.А. Щетинин, Я.Д. Ширяева, В.Ф. Яковлев).

Антропологические факторы: противоречивая природа человека: стремление получить максимум выгоды при минимальных затратах (Ю.Н. Попов, М.Е. Тарасов).

Идеологические факторы: пренебрежение уроками истории; пассивность легальной экономики; общее бескультурье; стереотипы относительно «блеска» всего нелегального и «нищеты» всего легального; терпимость к теневикам со стороны населения; чувство крушения идеалов (П.Н. Панченко).

Институциональные факторы: высокие издержки, сопровождающие легальное совершение сделок; налогообложение; несовершенство трудового законодательства; особенности государственного регулирования; коррупция в органах государственной власти; высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности; отсутствие прозрачности в системе законотворчества; распад социальной морали (А.А. Аузан, Н.В. Болва, Б.Е. Бродский, С.Н. Ковалев, Л.Я. Косалс, Ю.В. Латов, А.Н. Олейник, В.В. Радаев, Р.В. Рывкина, Э. де Сото, А.И. Татаркин, Л.М. Тимофеев, В.А. Черешнев).

Информационные факторы: романтизация в СМИ преступников; пропаганда культа наживы, стяжательства, жестокости, насилия, достижения собственного благополучия любыми средствами, в том числе незаконными (А.А. Макаров).

Исторические факторы: общая непрозрачность общественных отношений, в том числе в области политики, культуры, социальной сферы, науки, образования, правосудия и т.д.; особая пораженность теневыми явлениями именно экономических отношений; отсутствие надлежащего контроля над качеством производимых товаров и предоставляемых услуг, а также над сохранностью и расходованием сырья и других ресурсов; нет должной активизации наступления на коррупцию, что практические устраняет всякий контроль над теневой экономикой и порождающими ее факторами. Так, выработаны своего рода «тарифы» на «услуги» чиновников, которые закрывают глаза на допускаемые предпринимателями нарушения (П.Н. Панченко, Е.Е. Румянцева).

Организационные факторы: недостаточная нормативная правовая база экономических отношений, в том числе в области обеспечения экономической безопасности и борьбе с экономическими преступлениями; слабое регулирование государством реальных экономических процессов; широкое использование различными предприятиями и организациями всех форм собственности околозаконных методов в своих финансово-хозяйственных операциях; острый недостаток материальных и финансовых ресурсов для укрепления органов правопорядка; недостатки в подборе и расстановке кадров, в проведении воспитательной работы с сотрудниками органов государственной власти  (Г.М. Казиахмедов, Е.Л. Логинов, А.А. Макаров, П.Н. Панченко, Н.Д. Эриашвили).

Политические факторы: становление новой российской государственности на основе принципов законности, демократии, экономической открытости; изменение геополитической обстановки вследствие острого экономического кризиса российской экономики, активно затронувшего другие стороны функционирования государства, что привело к нарастанию негативных факторов взаимодействия российского государства и общества с зарубежными странами; прямая и косвенная поддержка международных и государственных институтов ведущих стран Запада негативных явлений в различных областях жизнедеятельности России, способствующая ее ослаблению и занятию подчиненного места в мировом сообществе; разрушение ранее существовавшей командно-административной системы государственного управления, а также системы обеспечения безопасности, борьбы с экономическими преступлениями и контроля над экономико-правовыми процессами; нарушение экономических и правоохранительных связей вследствие образования независимых республик бывшего СССР; неспособность государства обеспечить конструктивное реформирование экономических отношений и сформировать цивилизованную социально ориентированную хозяйственную рыночную систему; издержки и грубые просчеты в политике рыночного реформирования; стремление России к более тесному политическому, экономическому и иным формам сотрудничества с зарубежными странами в процессе проведения реформ на основе максимальной открытости сторон; отсутствие четко выраженной государственной политики по противодействию коррупции, теневой экономике и экономическим преступлениям; снижение авторитета государственной власти среди населения; неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике; сращивание крупного бизнеса с государственным чиновничеством, формирование финансово-промышленной олигархии; социальная и политическая незащищенность населения; деградация культуры, пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения; противостояние ветвей власти и связанная с этим угроза распада России как единого государства; застой в политике; неравенство в статусах субъектов Федерации; просчеты дипломатии; чиновничье попустительство и покровительство теневой экономики; негативные региональные тенденции (В.А. Гамза, Г.М. Казиахмедов, И.И. Кондрашин, Е.Л. Логинов, П.Н. Панченко, Ю.Н. Попов, М.Е. Тарасов, А.И. Татаркин, Н.Д. Эриашвили, В.Ф. Яковлев).

Правовые факторы: необоснованное отстранение государства от публично-правового регулирования экономических отношений в условиях становления рынка; длительное сохранение в этой сфере правового вакуума; несовершенство законодательства, в том числе бюджетного, налогового, таможенного, уголовного; несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность; несовершенство системы защиты собственности; существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности; низкая эффективность правоохранительной системы; слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов; отсутствие государственной программы системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере; незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, «правоохранительного террора», посягательств криминала и рейдерства «олигархов»; несовершенство механизма координации деятельности различных организаций по борьбе с экономическими преступлениями; распространенность и допустимость: экономических преступлений, легализации преступных приобретений, коррупции; конспиративный характер теневой экономической деятельности; теневое правосудие; правовая неграмотность некоторой части нашего населения; недостатки юридического образования; отсталость правовой науки (Д.Л. Воробьев, В.А. Гамза, Л.И. Захарова, В.А. Кандрин, Панченко, Ю.Н. Попов, Э. де Сото, М.Е. Тарасов, А.И. Татаркин, Я.Д. Ширяева, В.Ф. Яковлев).

Психологические факторы: правовой нигилизм в обществе; отрицательное влияние антисоциальной среды; психологическая неготовность сотрудников компетентных органов противостоять криминальной субкультуре и иным негативным явлениям; общий уровень правопорядка в стране (В.А. Гамза, А.А. Макаров, Е.Е. Румянцева, А.И. Татаркин, В.Ф. Яковлев).

Рыночно-трансформационные факторы: рыночная реформа и сопряженный с ней передел собственности; инициированная рыночной модернизацией социальная поляризация отдельных граждан, отраслей, регионов, сфер (Е.И. Давыденко).

Социально-культурные факторы: рассогласованность ценностей классического либерализма и российских культурных традиций; деморализация общества; недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих» (С.Н. Ковалев, Ю.В. Латов).

Социальные факторы: низкий уровень жизни населения; нарушение социальных обязательств со стороны государства; высокий уровень дифференциации общества по отдельным социальным группам; значительная дифференциация в уровнях доходов и средней заработной платы населения; высокий уровень безработицы; миграция; дефицит всеобщего осуждения теневой экономики; «соучастие» населения в теневой экономике (Д.Л. Воробьев, Л.И. Захарова, В.А. Кандрин, Панченко, Ю.Н. Попов, Е.Е. Румянцева, Б.Т. Рябушкин, М.Е. Тарасов, Э.Ю. Чурилова).

Специфические факторы: экономическое наследие СССР, особенности проводимых рыночных реформ (Р.Р. Вадюхина, Л.И. Захарова, М.А. Рахматуллин).

Территориально-экономические факторы: регионализация России, включая и ее федерализацию; «периферийность» российской экономики, ее рентоориентированный характер; консолидация власти, бизнеса и криминалитета на всех территориально-иерархических уровнях (Е.И. Давыденко).

Экономические факторы: переход России на рыночные отношения, появление множества негосударственных коммерческих организаций и предприятий различных организационно-правовых форм, разрушение жесткой централизации товарного и финансового оборота; уровень насыщения внутреннего рынка товарами и услугами; уровень сбалансированности между различными сферами и отраслями народного хозяйства; низкая покупательная способность населения и степень разрешенности социальных проблем; наличие и масштабы безработицы; несовершенство налоговой системы; высокий уровень налогообложения; изменчивость российской системы бухгалтерского и налогового учета; несправедливое первичное распределение капитала; хищения бюджетных средств; уровень спроса на товары и услуги, производимые в «теневом» секторе. Спрос на эти товары создает условия для получения высоких прибылей в «теневом» секторе; отсутствие государственной системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени; кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом; несовершенство процесса приватизации; деятельность незарегистрированных экономических структур; использование альтернативных форм расчетов, например, расчеты бартером и векселями; обострение конкуренции на внутренних и внешних рынках заставляет снижать издержки любыми – легальными и нелегальными – способами; низкий уровень рентабельности предприятий; существование оффшорных зон с благоприятным налоговым режимом; расширяющаяся кооперация с другими странами; кризис отечественной банковской системы; слабость инвестиционных потоков; теневые явление в госкорпорациях; слабость и высокая криминализация легальной экономики; проникновение чиновников в бизнес, а предпринимателей во власть; отсутствие у людей гражданской позиции; связь отечественной и зарубежной теневой экономики; падение престижа государства как внутри страны, так и в мире; несистемность противодействия теневой экономике; низкий уровень образования и науки (Р.Р. Вадюхина, Д.Л. Воробьев, В.А. Гамза, Л.И. Захарова, Г.М. Казиахмедов, В.А. Кандрин, С.Н. Ковалев, Ю.В. Латов, Е.Л. Логинов, Панченко, Ю.Н. Попов, М.А. Рахматуллин, Е.Е. Румянцева, Ф.М. Сафин, М.Е. Тарасов, А.И. Татаркин, Э.Ю. Чурилова, Я.Д. Ширяева, Н.Д. Эриашвили, В.Ф. Яковлев).

Этические факторы: снижение духовно-нравственного потенциала общества; нарушение правовых и морально-этических норм, связанных с использованием государственными служащими своего служебного положения; нарушение норм морали и нравственности; слабая этическая основа предпринимательства (С.Ю. Кабашов, Ю.Н. Попов, Е.Е. Румянцева, М.Е. Тарасов).

 

Региональная программа противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности

Представляется, что в целях преодоления криминализации экономики на общегосударственном уровне требуется принятие региональных программ, способствующих снижению уровня ненаблюдаемой экономики и экономической преступности.

Авторами разработана краевая Программа противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности в Алтайском крае на 2020-2023 годы (далее – Программа).

Программа направлена на реализацию системы мероприятий, среди которых можно выделить 5 основных блоков:

1. Нормативно-правовое обеспечение Программы

В рамках данной группы мероприятий выделим следующие задачи: систематический мониторинг федерального и регионального законодательства, направленного на противодействие ненаблюдаемой экономике и экономической преступности; участие в подготовке предложений по разработке, внесению изменений и дополнений в нормативно-правовые акты всех уровней власти; подготовка и обеспечение принятия краевых нормативных правовых актов по борьбе с ненаблюдаемой экономикой и экономическими преступлениями (Стратегии противодействия коррупции в Алтайском крае, Закона Алтайского края «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», Программы по усилению борьбы с экономической преступностью в Алтайском крае и др.); дальнейшее совершенствование законодательства по обеспечению экономической безопасности региона; информирование населения о принятых органами государственной власти Алтайского края документах по вопросам снижения ненаблюдаемой экономики и экономической преступности; осуществление контроля за исполнением законодательства.

Ожидаемые результаты: рост эффективности правоприменения существующих норм; расширение нормативно-правовой базы для формирования единой государственной политики по противодействию ненаблюдаемой экономикой и экономической преступностью; защита интересов региона в сфере экономики; повышение уровня информированности населения по вопросам борьбы с ненаблюдаемой экономикой и экономической преступностью; усиление эффективности мероприятий по противодействию коррупции.

2. Организационное обеспечение Программы

Первоочередными задачами данного направления являются: определение приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Алтайского края по противодействию ненаблюдаемой экономике и экономическим преступлениям; обеспечение организации совместной деятельности органов государственной власти Алтайского края, иных государственных органов, территориальных органов федеральных органов государственной власти Российской Федерации в Алтайском крае, органов МСУ, в пределах своей компетенции участвующих в реализации государственной политики по противодействию ненаблюдаемой экономике и экономическим преступлениям; создание и обеспечение дальнейшего функционирования комиссии по борьбе с теневой экономикой и экономическими преступлениями; разработка, реализация и обеспечение своевременной корректировки плана по борьбе с экономической преступностью; подготовка предложений по использованию и внедрению современных технологий в работе по противодействию ненаблюдаемой экономике и экономическим преступлениям; расширение сотрудничества органов государственной власти Алтайского края с научно-исследовательскими организациями, институтами гражданского общества, общественными и религиозными организациями, Общественной палатой Алтайского края, Алтайской торгово-промышленной  палатой с целью противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности; развитие партнерских отношений органов власти Алтайского края с федеральными органами, органами власти других регионов, российскими и международными организациями, занимающимися данной проблематикой с целью обмена опытом; систематическое проведение с  заинтересованными ведомствами и службами конференций, круглых столов, семинаров по проблемам ненаблюдаемой экономики и экономической безопасности; издание сборника нормативно-правовых актов по вопросам противодействия криминализации экономики; разработка методического пособия «Экономическая безопасность региона»; проведение совместных научных междисциплинарных исследований по вопросам борьбы с экономической преступностью; осуществление контроля за соблюдением законодательства и реализацией мероприятий по противодействию ненаблюдаемой экономике и экономическим преступлениям.

Ожидаемые результаты: актуализация проблем ненаблюдаемой экономики и экономической безопасности; повышение эффективности государственной политики в сфере противодействия ненаблюдаемой экономике и экономическим преступлениям; совершенствование деятельности органов государственной власти по противодействию ненаблюдаемой экономике и экономическим преступлениям, формированию действенного комплекса профилактических мероприятий. Устранение дублирования функций; организация взаимодействия органов государственной власти Алтайского края по реализации государственной политики по противодействию теневой экономике и экономическим преступлениям, по осуществлению государственной антикоррупционной политики; снижение уровня экономической преступности в Алтайском крае; привлечение широких слоев общественности для участия в реализации мероприятий Программы;  систематизация и актуализация законодательной базы по противодействию криминализации экономики; обеспечение методическим материалом заинтересованных сторон для организации деятельности по поддержке экономической безопасности региона; усиление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и законотворческим процессом.

3. Предупреждение и профилактика ненаблюдаемой экономики и экономической преступности

Для реализации мероприятий данной группы необходимо решить нижеперечисленные задачи: осуществление систематического мониторинга теневых процессов, коррупционных и экономических правонарушений в Алтайском крае и организация на его основе комплекса мероприятий по их предупреждению, пресечению и раскрытию; предоставление статистических данных о состоянии экономической преступности, оценке теневых и неформальных секторов экономики; систематизация и актуализация предложений и рекомендаций по совершенствованию методов статистического измерения и оценки теневого и неформального секторов; осуществление работы по выявлению и устранению факторов и условий, способствующих совершению экономических преступлений. Разработка предложений и рекомендаций по повышению экономической безопасности; принятие и реализация комплекса мер по вытеснению ненаблюдаемой экономики, декриминализации основных секторов экономики региона;  проведение ревизии существующей системы профилактики экономических преступлений в Алтайском крае, внесение предложений по их усовершенствованию; принятие и обеспечение реализации мероприятий по защите прав работников в теневом секторе; обобщение и распространение положительного опыта деятельности по снижению криминальной обстановки в экономике края; осуществление оценки эффективности реализуемых мер по противодействию и профилактике ненаблюдаемой экономики и экономической преступности.

Ожидаемые результаты: комплексная оценка теневых процессов, экономических правонарушений. Повышение эффективности реализации мероприятий Программы; получение необходимой информации для планирования, организации и совершенствования профилактической деятельности; уменьшение доли теневого и неформального секторов, криминальной экономики. Обеспечение экономической безопасности региона; эффективное развитие экономики края; повышение эффективности государственной политики по противодействию и профилактике экономических правонарушений; поиск новых подходов и совершенствование оценки ненаблюдаемой экономики; повышение уровня информированности населения, формирование негативного отношения к криминализации экономики.

4. Подготовка квалифицированных кадров по обеспечению противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности

Настоящий раздел направлен на выполнение следующих задач: принятие действенных мер по разработке системы подготовки и обучения кадров по вопросам противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности; организация проведения учебных лекций, семинаров с привлечением профессорско-преподавательского состава для государственных гражданских служащих и заинтересованных лиц по вопросам противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности; внедрение в учебные программы вузов и ссузов новых спецкурсов «Ненаблюдаемая экономика»,  «Неформальная экономика», «Теневая экономика». Организация процесса изучения курсов студентами, госслужащими и другими заинтересованными лицами; налаживание сотрудничества социологического, экономического, юридического факультетов вузов с компетентными органами для проведения студентами мониторинга экономических правонарушений, оценки теневых и неформальных секторов экономики в Алтайском крае (на период прохождения практики).

Ожидаемые результаты: формирование системы квалифицированных кадров в области противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности; повышение профессиональной подготовки кадров. Повышение уровня знаний лиц, заинтересованных данной проблематикой; организация практической работы студентов по мониторингу коррупционных и экономических правонарушений, оценки теневых и неформальных секторов экономики в Алтайском крае.

5. Информационное обеспечение Программы и просветительская работа

Основными задачами данного раздела выступают: разработка и реализация комплекса просветительских мероприятий; широкое освещение через СМИ мер по профилактике и противодействию экономическим преступлениям, снижению уровня ненаблюдаемой экономики; обеспечение выхода передач на радио и в телевизионном эфире, публикации статей по вопросам духовного и нравственного воспитания; организация в СМИ пропаганды законопослушного образа жизни, ориентации населения на духовно-нравственные и культурно-исторические ценности; создание рубрики в краевой массовой газете «Алтайская правда», посвященной проблемам ненаблюдаемой экономики и экономическим преступлениям; регулярное информирование общественности о деятельности компетентных органов и результатах борьбы с ненаблюдаемой экономикой и экономической преступностью; оперативное пополнение новыми материалами веб-сайтов Алтайского краевого Законодательного Собрания, Правительства Алтайского края о государственной политике по борьбе с теневой экономикой и экономическими преступлениями; организация работы телефонов «горячей линии» и доверия, обеспечение гласности их номеров и конфиденциальности предоставленной информации; регулярное проведение работы по повышению правовой, нравственной культуры государственных служащих, соблюдению ими морально-этических норм. Формирование общественного мнения о деятельности государственных органов власти Алтайского края, в том числе правоохранительных. Ежегодное изучение общественного мнения; осуществление деятельности по повышению юридической грамотности граждан и формированию основ правовых знаний у населения; распространение практики использования социальной рекламы в рамках противодействия криминализации экономики; обеспечение поддержки общественных инициатив, направленных на противодействие ненаблюдаемой экономике и экономической преступности; систематическое проведение социологических исследований уровня информированности населения по вопросам противодействия ненаблюдаемой экономике и экономической преступности; создание механизма предоставления грантов организациям, достигнувшим эффективных результатов в антикоррупционном просвещении граждан, популяризации духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей и научном обеспечении противодействия ненаблюдаемой экономике и экономическим преступлениям.

Ожидаемые результаты: активизация деятельности СМИ по освещению проблем теневой экономики и экономической преступности; формирование у граждан законопослушного образа жизни, укрепление роли духовно-нравственного воспитания в преодолении ненаблюдаемой экономики; обеспечение широкого обсуждения в СМИ проблем теневой экономики и экономической преступности; совершенствование деятельности и повышение авторитета государственных органов власти Алтайского края, взращивание чувства уважения и укрепления доверия населения к государственной службе, статусу государственного служащего; актуализация темы криминализации экономики, привлечение внимания общественности; повышение правовой культуры граждан, знаний законодательства в части ответственности за совершение коррупционных и экономических правонарушений; повышение эффективности мероприятий профилактических мер по противодействию ненаблюдаемой экономике и экономической преступности.

Предполагаемые исполнители Программы: Алтайское краевое Законодательное Собрание, Правительство Алтайского края и территориальные органы федеральных органов государственной власти Российской Федерации в Алтайском крае,  Общественная палата Алтайского края, Алтайская торгово-промышленная палата, органы МСУ, вузы и другие заинтересованные стороны.

 

Заключение

Тема многофакторного анализа ненаблюдаемой экономики является малоизученной в научном мире. В статье были исследованы причины возникновения и факторы развития теневой и неформальной экономики и представлены систематизированные результаты.

Авторы не претендуют на полное, всеобъемлющее изложение всех аспектов, охватывающих борьбу с ненаблюдаемой экономикой и экономической преступностью, а полагают, что принятие и внедрение комплексной региональной программы в Алтайском крае станет актуальным и своевременным шагом по повышению эффективности экономической государственной политики.

 

Благодарности

Автор выражает: искреннюю благодарность к.т.н., профессору, президенту Фонда ИНДЕМ Г.А. Сатарову за помощь в выборе темы диссертации; признательность за работу анонимных рецензентов.

 

Список литературы:

  1. Стратегия развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации до 2024 года (утв. Минэкономразвития России 06.09.2019 № МО-104). [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Strategy.pdf.
  2. Болва Н.В. Теневая экономика: учеб. пособие. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2004. 188 с.
  3. Бродский Б.Е. Лекции по макроэкономике переходного периода [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б.Е.Бродский: Государственный университет – Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 223[1] c.
  4. Воробьев Д.Л. Особенности «теневой» экономики России в период формирования рыночного хозяйства: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т. М., 2003. 29 с.
  5. Гамза В.А. Теневая экономика и коррупция: происхождение и противодействие // Финансы и кредит. 2007. №35 (275). C. 2-8.
  6. Давыденко Е.И. Рентоориентированная региональная экономика: факторы и следствия формирования теневой составляющей, механизм декриминализации (на примере Ставропольского края): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.05 / Рост. гос. ун-т. Ростов-на-Дону, 2003. 22 с.
  7. Захарова Л.И. Условия эффективного воздействия на теневую экономику: Монография. М.: Прометей, 2011. 70 с.
  8. Измерение ненаблюдаемой экономики: Руководство. М., 2003. 296 с.
  9. Институциональная экономика: новая и экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.А.Аузана. М.: ИНФРА-М, 2005. 416 с.
  10. Институциональная экономика: Учебник / Под общ. ред. А.Олейника. М.: ИНФРА-М, 2005. 704 с.
  11. Кабашов С.Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления: профессиональная этика, кадровая политика, планирование карьеры и противодействие коррупции: учеб. пособие / С.Ю. Кабашов. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. 216 с.
  12. Кандрин В.А. Социально-экономические аспекты развития теневой экономики. Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002. 44 с.
  13. Качество жизни и экономическая безопасность России / Под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. 1184 с.
  14. Кондрашин И.И. Коррупция как дефект гражданского сознания / Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.). М., Научный эксперт, 2007. 760 с.
  15. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России // Социологические исследования. 2002. №4. С.13-21.
  16. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. д.п.н., д.ю.н., проф. В.Я.Кикотя, д.э.н., проф. Г.М.Казиахмедова. М.: Норма, 2006. 336 с.
  17. Макаров А.А. Деэкономизация коррупции и общие проблемы, способствующие формированию и развитию коррупции в органах внутренних дел / Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.). М., Научный эксперт, 2007. 760 с.
  18. Панченко П.Н. Россия на новой волне острейших проблем: мрак теневых явлений в экономике, политике, праве, культуре. Пути выхода из криминального тупика: монография / П.Н. Панченко. М.: ИД «Юриспруденция», 2015. 924 с.
  19. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: учебник. М.: Дело, 2005. 240 с.
  20. Радаев В. Теневая экономика в России: изменение контуров. [Электронный ресурс]. URL: http://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=129078.
  21. Рахматуллин М.А., Вадюхина Р.Р. Социально-экономические причины и факторы развития теневой экономики в России // Безопасность бизнеса. 2005. №4 (июль-август). С. 43-46.
  22. Румянцева Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.Е. Румянцева. М.: Издательство Юрайт, 2017. 267 с.
  23. Рябушкин Б.Т., Чурилова Э.Ю. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. М.: Финансы и статистика, 2003. 144 с.: ил.
  24. Сафин Ф.М. Теневая экономика современной России: сущность, причины, факторы. Казань: ТИСБИ, 2001. 36 с.
  25. Сото Э. де. Загадка капитала. М., 2004.
  26. Сото Э. де. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995.
  27. Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации / Под ред. А.И.Татаркина, В.Ф.Яковлева. РАН, УрО; Институт экономики. М.:ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 280 с.
  28. Тимофеев Л.М. Институциональная коррупция. Очерки теории. М.: РГГУ, 2000. 364 c.
  29. Тимофеев Л.М. Теневые экономические системы современной России: теория – анализ – модели: Учебник для вузов. М.: Издат. Центр РГГУ, 2008. 322 с.
  30. Шестоперов О.М., Щетинин О.А. Оценка доли теневого оборота в малом предпринимательстве в 2002-2006 гг. (по результатам опроса субъектов малого предпринимательства) / Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.). М., Научный эксперт, 2007. 760 с.
  31. Ширяева Я.Д. Международный опыт оценки ненаблюдаемой экономики и незаконной деятельности // Вопросы статистики. 2009. №6. С. 9-23.
  32. Экономика и право. Теневая экономика: Учеб. пособие для вузов / Н.Д.Эриашвили, Е.Л.Логинов, Г.М.Казиахмедов и др.; Под ред. Н.Д.Эриашвили, Г.М.Казиахмедова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 256 с.
  33. Энциклопедия статистических терминов. Т 4. «Экономическая статистика». [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/storage/subblock/subblock_document/2018-08/20/08_tom4.pdf.

 

References:

  1. Strategy for the Development of Rosstat and the System of State Statistics of the Russian Federation until 2024 (approved Ministry of Economic Development of the Russian Federation 06.09.2019 № МО-104). [Strategiya razvitiya Rosstata i sistemy gosudarstvennoy statistiki Rossiyskoy Federatsii do 2024 goda (utvergdeno Mineconomrazvitiya Rossii]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Strategy.pdf.
  2. Bolva N.V. Shadow Economy: Educational Manual. [Tenevaya ekonomika: uchebnoye posobie]. Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2004. 188 p.
  3. Brodsky B.E. Lectures on Macroeconomics of Transition [Text]: Educational Manual for Universities. [Lektsii po makroekonomike perekhodnogo perioda [Tekst]: uchebnoye posobie dlya vuzov] / B.E.Brodsky: State University – Higher School of Economics. Moscow: Publishing House of GU HSE, 2005. 223 [1]
  4. Vorobyev D.L. Peculiarities of the «shadow» economy of Russia during the period of formation of the market economy [Osobennosti «tenevoy» ekonomiki Rossii v period formirovaniya rynochnogo khozyaystva]: Autoreferat thesis on scientific degree competition economic Sciences: 08.00.01/ Moscow Pedagogical State University. M., 2003. 29 p.
  5. Gamza V.A. Shadow Economy and Corruption: Origin and Counteraction [Tenevaya ekonomika i korruptsiya: proiskhozhdeniye i protivodeystviye] // Finance and Credit. 2007. №35 (275). P. 2-8.
  6. Davydenko E.I. Rent-oriented regional economy: factors and consequences of formation of shadow component, mechanism of decriminalization (on the example of Stavropol region) [Rentorientirovannaya regional’naya ekonomika: faktory i sledstviya formirovaniya tenevoy sostavlyayushchey, mekhanizm dekriminalizatsii (na primere Stavropol’skogo kraya]: Autoreferat thesis on scientific degree competition economic Sciences: 08.00.05 / Rostov State University. Rostov-on-Don, 2003. 22 p.
  7. Zakharova L.I. Conditions of effective impact on shadow economy: Monograph [Usloviya effektivnogo vozdeystviya na tenevuyu ekonomiku: Monografiya]. M.: Prometheus, 2011. 70 p.
  8. Measuring the Non-Observed Economy: A Handbook [Izmereniye nenablyudaemoy ekonomiki: Rukovodstvo]. M., 2003. 296 p.
  9. Institutional Economics: New and Economic Theory: Textbook [Institutsional’naya ekonomika: novaya i ekonomicheskaya teoriya: Uchebnik] / Under General Ed. D.E., Prof. A.A.Auzan. M.: INFRA-M, 2005. 416 p.
  10. Institutional Economy: Textbook [Institutsional’naya ekonomika: Uchebnik] / Under General Ed. A.Oleinika. M.: INFRA-M, 2005. 704 p.
  11. Kabashov S. Yu. Morally-Ethical and Legal Foundations of State and Municipal Administration: Professional Ethics, Personnel Policy, Career Planning and Anti-Corruption: Study Manual [Moral’no-eticheskiye i pravovye osnovy gosudarstvennogo i munitsipal’nogo upravleniya: professional’naya etika, kadrovaya politika, planirovaniye kar’ery i protivodeystviye korruptsii] / S. Yu Kabashov. M.: Publishing House «Delo» RANKHiGS, 2014. 216 p.
  12. Kandrin V.A. Socio-Economic Aspects of the Development of the Shadow Economy [Sotsial’no-ekonomicheskiye aspekty razvitiya tenevoy ekonomiki]. N.Novgorod: Publishing House of the Volga-Viatskaya Academy of Civil Service, 2002. 44 p.
  13. Quality of Life and Economic Security of Russia [Kachestvo zhizni i ekonomicheskaya bezopasnost’ Rossii] / Under Ed. V.A. Chereshneva, A.I. Tatarkina. Yekaterinburg: Institute of Economics of Uro RAS, 2009. 1184 p.
  14. Kondrashin I.I. Corruption as a Defect of Civil Consciousness [Korruptsiya kak defekt grazhdanskogo soznaniya] / State Policy against Corruption and Shadow Economy of the All-Russian Scientific Conference (Moscow, June 6, 2007). M., Scientific Expert, 2007. 760 p.
  15. Kosals L.J., Ryvkina R.V. Formation of institutions of shadow economy in post-Soviet Russia [Stanovleniye institutov tenevoy ekonomiki v postsovetskoy Rossii] // Sociological research. 2002. № 4. P.13-21.
  16. Latov Yu.V., Kovalev S.N. Shadow Economy: Educational Manual for Universities [Tenevaya ekonomika: uchebnoye posobie dlya vuzov] / Under Ed. D.p.N., D.Y., Prof. V.Ya. Kikotya, Dr.Econ.Sci., Prof. G.M.Kaziakhmedova. Moscow: Norma, 2006. 336 p.
  17. Makarov A.A. Deeconomization of Corruption and Common Problems Contributing to the Formation and Development of Corruption in Law Enforcement Agencies [Deekonomizatsiya korruptsii i obshiye problemy, sposobstvuyushiye formirovaniyu i razvitiyu korruptsii v organakh vnutrennikh del] / State Policy against Corruption and Shadow Economy of the All-Russian Scientific Conference (Moscow, June 6, 2007). M., Scientific Expert, 2007. 760 p.
  18. Panchenko P.N. Russia on a new wave of acute problems: darkness of shadow phenomena in economy, politics, law, culture. Ways to overcome the criminal impasse: monograph [Rossiya na novoy volne ostreyshikh problem: mrak tenevykh yavleniy v ekonomike, politike, prave, kul’ture. Puti vykhoda iz kriminal’nogo tupika: monografiya] / P.N. Panchenko. M.: Publishing House «Jurisprudence», 2015. 924 p.
  19. Popov Yu.N., Tarasov M.E. Shadow economy in the system of market economy: textbook [Tenevaya ekonomika v sisteme rynochnogo khozyaystva: uchebnik]. M.: Delo, 2005. 240 p.
  20. Radayev V. Shadow Economy in Russia: Change Contours [Tenevaya ekonomika v Rossii: izmeneniye konturov]. URL: http://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=129078.
  21. Rakhmatullin M.A., Vadyukhina R.R. Socio-economic reasons and factors of development of shadow economy in Russia [Sotsial’no-ekonomicheskiye prichiny i faktory razvitiya tenevoy ekonomiki v Rossii] // Business security. 2005. № 4 (July-August). P. 43-46.
  22. Rumyantseva E.E. Anti-Corruption: Textbook and Workshop for Bachelor’s and Master’s Degrees [Protivodeystviye korruptsii: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury] / E.E. Rumyantseva. M.: Publishing House Yurayt, 2017. 267 p.
  23. Ryabushkin B.T., Churilova E.U. Methods of assessing the shadow and informal sectors of the economy [Metody otsenki tenevogo i neformal’nogo sektorov ekonomiki]. Moscow: Finance and statistics, 2003. 144 p.: ill.
  24. Safin F.M. Shadow economy of modern Russia: essence, reasons, factors [Tenevaya ekonomika sovremennoy Rossii: sushchnost’, prichiny, faktory]. Kazan: TISBI, 2001. 36 p.
  25. Soto H. De. The Mystery of Capital. M., 2004.
  26. Soto H. De. The Other Path: The Invisible Revolution in the Third World. M.: Catallaxy, 1995.
  27. Shadow economy of the region: diagnostics and neutralization measures [Tenevaya ekonomika regiona: diagnostika i mery neytralizatsii] / Under ed. A.I.Tatarkina, V.F.Yakovleva. RAS, UrO; Institute of Economics. Moscow: ZAO «Publishing House «Economics», 2004. 280 p.
  28. Timofeev L.M. Institutional corruption. Essays of theory [Istitutsional’naya korruptsiya. Ocherki teorii]. Moscow: RGGU, 2000. 364 p.
  29. Timofeev L.M. Shadow Economic Systems of Modern Russia: Theory – Analysis – Models: Textbook for Universities [Tenevyye ekonomicheskiye sistemy sovremennoy Rossii: teoriya – analiz – modeli: Uchebnik dlya vuzov]. M.: Publishing Center RGGU, 2008. 322 p.
  30. Shestoperov O.M., Shchetinin O.A. Estimation of the share of shadow turnover in small business in 2002-2006 (according to the results of the poll of subjects small business) [Otsenka doli tenevogo oborota v malom predprinimatel’stve v 2002-2006 gg. (po rezul’tatam oprosa sub’ektov malogo predprinimatel’stva)] / State Policy against Corruption and Shadow Economy of the All-Russian Scientific Conference (Moscow, June 6, 2007). M., Scientific Expert, 2007. 760 p.
  31. Shiryayeva Y.D. International experience of assessment of non-observed economy and illegal activity [Mezhdunarodnyy opyt otsenki nenablyudaemoy ekonomiki i nezakonnoy deyatel’nosti] // Statistics issues. 2009. №6. P. 9-23.
  32. Economy and right. Shadow economy: Educational manual for universities [Ekonomika i pravo. Tenevaya ekonomika: Uchebnoye posobie dlya vuzov] / N.D.Eriashvili, E.L.Loginov, G.M.Kaziakhmedov, etc.; Under Ed. N.D.Eriashvili, G.M.Kaziakhmedova. 2nd Ed., Re. and Add. M.: UNITY-DANA, 2005. 256 p.
  33. Encyclopedia of statistical terms. Volume 4. «Economic statistics» [Entsiklopediya statisticheskikh terminov. T. «Ekonomicheskaya statistika»]. URL: https://www.gks.ru/storage/subblock/subblock_document/2018-08/20/08_tom4.pdf.

Еще в рубриках

Алтайский край

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *