Главная страница » Публикации » №3 (63) » Влияние конъюнктуры рынка труда на экономическую безопасность региона

Влияние конъюнктуры рынка труда на экономическую безопасность региона

The influence of the labor market conditions on the economic security of the region

Авторы

Архипова Лидия Сергеевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики
Россия, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
lidia.arkhipova@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию региональных особенностей рынка труда как одного из факторов обеспечения экономической безопасности страны. Цель исследования состоит в оценке влияния конъюнктурных изменений на рынке труда на его сбалансированность в контексте обеспечения региональной экономической безопасности. Задачи исследования – диагностика изменений на рынке труда, рейтинговая оценка сбалансированности региональных рынков труда на примере субъектов Северо-Западного федерального округа. В связи с этим использованы общенаучные и специальные методы. Результаты представлены в выводах о влияние конъюнктурных особенностей рынка труда на формирование вызовов и угроз экономической безопасности макрорегиона.

Ключевые слова

регионы, конъюнктура рынка труда, сбалансированность, показатели и индикаторы экономической безопасности, рейтинговая оценка.

Рекомендуемая ссылка

Архипова Лидия Сергеевна

Влияние конъюнктуры рынка труда на экономическую безопасность региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (63). Номер статьи: 6303. Дата публикации: 02.08.2020. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6303/

Authors

Arkhipova Lidiya Sergeevna
Ph.D. in Economics, associate Professor of the Department of National and Regional Economics
Russia, Plekhanov Russian University of Economics
lidia.arkhipova@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the study of regional features of the labor market as one of the factors for ensuring the economic security of the country. The purpose of the study is to assess the impact of market changes in the labor market on its balance in the context of regional economic security. The objectives of the study are the diagnosis of changes in the labor market, a rating assessment of the balance of regional labor markets on the example of the subjects of the North-West Federal District. In this regard, general scientific and special methods have been used. The results are presented in the conclusions about the influence of the conjunctural features of the labor market on the formation of challenges and threats to the economic security of the macroregion.

Keywords

regions, labor market conditions, balance, indicators and indicators of economic security, rating score.

Suggested Citation

Arkhipova Lidiya Sergeevna

The influence of the labor market conditions on the economic security of the region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (63). Art. #6303. Date issued: 02.08.2020. Available at: https://eee-region.ru/article/6303/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В настоящее время на российскую экономику оказывают влияние такие глобальные процессы, как появление новых центров мирового экономического роста, ужесточение конкуренции на товарных рынках, нестабильность на мировом рынке нефти. В начале текущего 2020 года на ход развития мировой экономики и экономики России огромное влияние оказал новый вызов – пандемия коронавируса, затормозившая практически все национальные хозяйственные системы. Эти процессы обуславливают необходимость мониторинга тенденций развития экономики для своевременного реагирования на риски и угрозы. В частности, одним из современных инструментов, обеспечивающих устойчивость экономики и её безопасность, является исследование тенденций конъюнктуры на рынке труда.

 

Научная и практическая проблематика. Важность исследования

Исследования рынка труда тесно связаны с обеспечением экономической безопасности страны и её регионов. Большое внимание к данным вопросам объясняется тем, что рынок труда является составной частью хозяйственной системы регионов и страны в целом. А показатели и характеристики занятости и безработицы представляют собой социально значимые индикаторы, по которым можно судить о национальном благополучии, стабильности и эффективности экономических преобразований.

Анализ и оценка функционирования рынка труда, в том числе регионального, отличаются междисциплинарным характером, в них активно анализируются вопросы экономики, истории, демографии, социологии. Несмотря на значительную историю вопроса и степень изученности, они рассматриваются во многих научных работах зарубежных и отечественных ученых. Теоретические подходы к исследованию заложены в фундаментальных исследованиях таких ученых-экономистов как А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Кейнса, К. Маркса, А. Маршалла, М. Фридмена и др. Результаты исследований в области функционирования рынка труда являются важными теоретическими положениями, которые способствуют понимаю проблем в этой важнейшей сфере [15].

Среди российских ученых, занимающихся научными и прикладными вопросами конъюнктуры рынка труда выделяются работы А.И. Рофе, И.В. Филимоненко, Е.В. Шубенковой, B.C. Буланова, H.A. Волгина, С.Ю. Рощина, A.Э. Котляра, Ю.Г. Одегова и других ученых.

Проблемы экономической безопасности страны и регионов раскрыты в трудах таких выдающихся ученых-экономистов, как Л.И. Абалкина, В.К. Сенчагова, С.Ю. Глазьева, А.И. Илларионова, И.Я. Богданова и других.

 

Научная цель и важность исследования

Цель данного исследования состоит в оценке влияния конъюнктурных изменений на рынке труда на его сбалансированность в контексте обеспечения региональной экономической безопасности.

Актуальность мониторинга рынка труда в региональной экономике обусловлена тем, что он является индикатором социально-экономического развития территории, раскрывает взаимосвязи такого важнейшего ресурса, как человеческий капитал с экономикой региона, выявляет проблемы сферы образования, в том числе, непрерывного, а также показывает степень сбалансированности спроса и предложения на рабочую силу в соответствии со спецификой региона и его потенциальными возможностями.

 

Методы исследования

В качестве методологической основы исследования использованы общенаучные и специальные методы. Методы анализа и диагностики применялись в течение всего исследования, в наибольшей степени они были необходимы для мониторинга конъюнктуры рынка труда, что позволило выявить степень его сбалансированности на примере субъектов одного из стратегически важных макрорегионов Российской Федерации – Северо-Западного федерального округа.

Для оценки влияния рынка труда на вызовы и угрозы экономической безопасности применялся индикативный и сравнительный методы. Для выявления основных причин роста безработицы и снижения доли трудоспособного населения регионах использован факторный метод.

Результаты исследования получены на основе использования данных Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации.

 

Основная часть исследования

Большое научное значение имеет понятие «конъюнктура рынка труда», которое характеризует сложившуюся ситуацию на рынке труда в результате взаимодействия спроса на труд и предложения труда и воздействия на рынок труда государства и соответствующих институтов. Конъюнктура рынка труда может сформироваться в следующих состояниях:

  • сбалансированное состояние рынка труда, которое характеризуется равновесием спроса на труд и его предложением;
  • трудоизбыточное состояние рынка труда, характеризующееся превышением предложения на труд над спросом на него, т.е. безработицей;
  • трудодефицитное состояние рынка труда, в случае которого происходит превышение спроса на труд над предложением труда.

Два последних состояния конъюнктуры рынка труда способны вызвать угрозы экономической безопасности как на региональном, так и на национальном уровне в силу несбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Результатом данного явления становится рост безработицы, являющейся одной из серьезнейших угроз экономической безопасности, так как она влечет за собой такие неблагоприятные последствия, как сокращение доходов населения, препятствие производительности труда, подрыв человеческого и трудового потенциала населения [12].

Значимость сбалансированности рынка труда подтверждается тем, что оно обеспечивает равномерное распределение рабочей силы по отраслям экономики и сферам деятельности и к тому же, определяет социальную защищенность населения. Под сбалансированностью рынка труда понимают динамическое равновесие профессионально-квалифицированной структуры предложения трудовых ресурсов и экономически целесообразных рабочих мест. Решение данных вопросов является одним из условий успешного прогрессивного развития национальной экономики. Это объясняется тем, что несоответствие структуры спроса на рабочую силу в структуре ее предложения порождает множество негативных последствий, в числе которых снижение уровня и качества жизни, расслоение общества и другие неблагоприятные последствия.

Нормативно-правовые аспекты исследования. Баланс на рынке труда в существенной мере зависит от правого регулирования обеспечения экономической безопасности как на уровне государства, так и на уровне регионов. Эти вопросы отражены в ряде нормативно-правовых документов.

Регулирование российского рынка труда осуществляется на основе таких нормативно-правовых актов, как Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные и отраслевые законы, указы Президента Российской Федерации, акты Министерства труда и социальной защиты, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также локальные акты организаций.

Баланс на рынке труда в существенной мере зависит от правого регулирования и обеспечения экономической безопасности как на уровне государства, так и на уровне регионов. Эти вопросы отражены в таких документах, как Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указ Президента от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» и других [1, 2, 3].

Показатели сбалансированности рынка труда. В целях обеспечения экономической безопасности регионов проводится мониторинг социально-экономических индикаторов, что позволяет своевременно выявлять и устранять возникающие угрозы. Одним из таких индикаторов является рынок труда, состояние которого характеризуют актуальные показатели занятости населения, безработицы и т.п.

Для того, чтобы оценить состояние сбалансированности рынка труда необходимо использовать набор показателей, который позволит более точно и развернуто раскрыть складывающиеся тенденции равновесия между спросом и предложением трудовых ресурсов.

Важнейшим показателем является доля населения в трудоспособном возрасте. Он отражает объём основной части трудовых ресурсов, формирующих рабочую силу – трудоспособного населения.

К числу актуальных показателей сбалансированности рынка труда относятся уровень занятости населения и уровень безработицы. В исследования использован показатель «уровень участия в рабочей силе». Он раскрывает объем предложения рабочей силы, готовой к участию в производстве товаров, работ и услуг, относительно населения в трудоспособном возрасте.

Среди основных показателей, рекомендуемых Министерством труда и социальной защиты РФ, выделены численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости и количество свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявленных работодателями. Два последних показателя отражают характеристику и структуру спроса рабочей силы: какие именно работники нужны работодателям, с какими способностями, навыками и знаниями. Благодаря данным показателям анализируется коэффициент напряженности. Это отношение численности безработного населения, зарегистрированных в органах службы занятости к числу вакансий, сообщенных работодателями в государственные учреждения службы занятости населения. Данный коэффициент показывает соотношение спроса и предложения рабочей силы [17].

Также для исследования сбалансированности рынка труда необходимы показатели, раскрывающие состав занятых и безработных по уровню образования. Они позволят раскрыть сложившиеся закономерности на рынке труда и проблемы, с которыми сталкиваются работники при найме на работу, связанные с квалификацией и профессиональными навыками.

Приведенный перечень показателей не является исчерпывающим. Но для масштаба исследования позволяет провести анализ и оценку состояния регионального рынков труда, его конъюнктурные особенности в контексте обеспечения экономической безопасности.

Прикладной аспект исследования. В силу сложности расчёта пороговых значений выделенных показателей рынка труда регионов, необходимых для выявления угроз безопасности, анализ будет проводиться на основе сравнения показателей со средними значениями по федеральному округу и Российской Федерации. Анализ и оценка сбалансированности регионального рынка труда проведены на примере субъектов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа (СЗФО). В качестве основного результата проведена рейтинговая оценку состояния региональных рынков труда и выделены основные вызовы и угрозы экономической безопасности.

Анализ показателей рынка труда регионов. В состав СЗФО входит 11 субъектов Российской Федерации, которые имеют специфические черты, связанные со множеством факторов. Так, например, округ отличается разнородностью в специализации экономики. Одна их часть является промышленно ориентированной (северные регионы), другая часть ориентирована на торговлю и предоставлении услуг (западные, центральные и южные регионы).

Трудоспособное население. Неблагоприятной тенденцией, сложившейся в течение последнего десятилетия, является снижении численности и удельного веса населения в трудоспособном возрасте в субъектах СЗФО и России в целом, соответственно, на 6% и 6,4% в 2018 году по отношению к 2010 году (рис.1). Это снижение обусловлено старением населения, снижением рождаемости, ростом смертности. Эти факторы непосредственно влияют на воспроизводство рабочей силы, а также на занятость и безработицу.

Последствия выражаются в снижение предложения трудовых ресурсов и, как следствие, дисбаланс на рынке труда, который приводит к вызовам и угрозам экономической безопасности как отдельного региона, так и округа в целом. Уменьшение численности трудовых ресурсов приводит к замедлению роста ВРП и, следовательно, к снижению уровня жизни населения регионов.

 

Динамика удельного веса населения в трудоспособном возрасте в регионах СЗФО, 2010-2018 гг., %

Рисунок 1. Динамика удельного веса населения в трудоспособном возрасте в регионах СЗФО, 2010-2018 гг., %

Cоставлено автором по данным [16]

 

Уровень занятости в регионах округа относительно высокий (СЗФО — 61,7%, РФ – 59,8%). Но в силу сокращения численности трудоспособного населения, уровень занятости имеет отрицательную динамику. Абсолютно во всех регионах округа наблюдается резкое снижение уровня занятости после 2016 г., что вызвано дополнительным фактором – сокращением рабочих мест после кризиса 2014 г.

Лидером по уровню занятости населения является г. Санкт-Петербург (66,6%), на территории которого сконцентрировано большое количество предприятий, предлагающих рабочие места. Кроме того, в регионе привлекательные условия и оплата труда, что заставляет экономически активное население работать именно в Санкт-Петербурге.

Далее располагаются Мурманская область (63,2%) и Ненецкий автономный округ (60,5%), высокий уровень занятости в которых обусловлен развитием добывающих производств. Регионы отличаются и относительно высоким уровнем оплаты труда в силу наличия надбавок к заработной плате — субъекты относятся к районам Крайнего Севера.

Относительно других регионов СЗФО высокий уровень занятости в Ленинградской (60,6%) и Калининградской (60,9%) областях. Ленинградская область является динамично развивающимся регионом с высоко диверсифицированной экономикой, занимает 3-е место в округе по числу предприятий. Калининградская область граничит с развитыми странами Европы, является промышленно развитым регионом России, уступает лишь Санкт-Петербургу по числу предприятий.

Аутсайдерами по уровню занятости в округе являются Республика Карелия (54,8%) и Псковская область (55,5%). Отставание в социально-экономическом развитии в данных регионах отражается и на уровне занятости населения.

Динамика уровня безработицы в регионах СЗФО (рис.2) имеет неоднозначные тенденции. С 2010 года по 2013 год безработица постепенно снижалась во всех субъектах, что было связано с восстановлением экономики после кризиса 2008 г. Но, начиная с 2015 года отмечается рост, что вызвано сокращением рабочих мест и закрытием предприятий, которые пострадали от введения санкций со стороны западных государств, а также ослабления рубля. При этом к 2017-2018 гг. прослеживается тенденция к снижению уровня безработицы, что является следствием разного рода факторов, в том числе снижения доли населения трудоспособного возраста.

Стоит отметить тот факт, что по данным Росстата на начало 2020 года (январь-март) показатель не изменился. Однако, более актуальную информацию стоит ожидать по итогам II квартала 2020 года [16].

Самые низкие показатели безработицы в г. Санкт-Петербурге, что объясняется развитой экономикой региона. Затем следуют Ленинградская (4,1%), Новгородская (4,2%), и Калининградской (4,7%) области. В данных регионах на протяжении длительного времени наблюдается стабильная ситуация на рынке труда, что свидетельствует о том, что имеется большое количество рабочих мест для вовлечения экономически активного населения.

 

Динамика уровня безработицы в регионах СЗФО, %

Рисунок 2. Динамика уровня безработицы в регионах СЗФО, %

Cоставлено автором по данным [16]

 

Высокий уровень безработицы в 2018 г. в двух регионах СЗФО – Республике Карелия (8,7%) и Ненецком автономном округе (8,1%). Последний отличается от многих субъектов России суровыми природно-климатическими условиями, некомфортными для постоянного проживания и монопрофильной экономикой (добыча полезных ископаемых). В регионе существует дисбаланс в спросе и предложении рабочей силы, так как не совпадает их структура. Республика Карелия отличается невысоким уровнем диверсификации экономики и недостатком рабочих мест.

Следует отметить негативные тенденции по уровню безработицы для экономической безопасности регионов. При высокой безработице уменьшаются потенциальные доходы региональных бюджетов, в связи с тем, что граждане не получают заработную плату, с которой уплачивается налог с доходов физических лиц, ограничиваются возможности приобретения товаров и услуг. При этом увеличиваются бюджетные расходы на обеспечение выплат пособий по безработице населению, зарегистрированному в органах службы занятости. Известно, что высокий уровень безработицы негативно отражается на общем социально-экономическом состоянии региона.

Большое значение имеет показатель «среднее времени поиска работы безработными» (рис.3). Так, по сравнению с Российской Федерацией в целом, в СЗФО поиск работы безработными занимает меньшее временя (в СЗФО в 2018 г. 7,1 мес., в России – 7,4 мес.). Но в большинстве регионов округа данный показатель растет, что свидетельствует об усложнении ситуации на рынке труда: безработному населению округа сложнее найти работу в соответствии с их квалификацией, навыками и опытом.

 

Динамика среднего времени поиска работы безработными в РФ и субъектах СЗФО, мес.

Рисунок 3. Динамика среднего времени поиска работы безработными в РФ и субъектах СЗФО, мес.

Cоставлено автором по данным [16]

 

Наиболее благоприятные условия для поиска работы в г. Санкт-Петербурге (5,1 мес.), где расположено 58% предприятий округа, причем имеются вакантные рабочие местами для населения различной квалификации.

В трех субъектах округа поиск работы безработными занимает меньше времени по сравнению со среднероссийским показателем – Ленинградская (6 мес.), Мурманская (6,2 мес.) и Калининградская (6,6 мес.) области. Данные регионы отличаются менее напряженной ситуацией на рынке труда в силу их развитой экономики. К тому же, динамика напряженности отрицательная, что позитивно отразится на экономической безопасности регионов в сфере рынка труда. Неблагоприятная ситуация сформировалась в Новгородской (9,2 мес.), и Вологодской (8,3 мес.) областях, Республике Коми, Ненецком автономном округе (8,1 мес.), Республике Карелия (8 мес.), время на поиск работы увеличивается. При долгом поиске работы безработными снижается их уровень жизни в силу отсутствия доходов от заработной платы, снижается платежеспособность населения, а также увеличиваются расходы бюджетов, из которых выплачиваются пособия по безработице. Данные факторы тормозят экономический роста в регионах и не позволяют в полной мере использовать экономический потенциал.

Важной информативной составляющей состояния рынка труда является коэффициент напряженности, показывающий соотношение количества безработных, приходящихся на одно вакантное место.

 

Динамика коэффициента напряженности на рынке труда в регионах СЗФО

Рисунок 4. Динамика коэффициента напряженности на рынке труда в регионах СЗФО, 2010-2018 гг.

Cоставлено автором по данным [16]

 

Он позволяет оценить сбалансированность между спросом и предложением рабочей силы, но лишь условно, так как по своей структуре спрос может не совпадать с предложением, из-за чего данный дисбаланс может сохраняться в течение долгого времени. Показатель может не в полной мере отражать существующую ситуацию в силу того, что рассчитывается лишь то количество безработных граждан, которые зарегистрированы в органах службы занятости. Процедура регистрации в органах службы занятости является достаточно длительной, а размер пособия по безработице в разы меньше минимального размера оплаты труда. Поэтому для граждан представляется невыгодным данный способ поиска работы.

В целом в СЗФО наблюдается отрицательная динамика коэффициента напряженности на рынке труда, что имеет свои положительные последствия для рынка труда регионов и их экономической безопасности (рис. 4).

Наиболее позитивная ситуация сформировалась в трёх регионах – Ленинградской (0,2) и Калининградской областях (0,3) и в г. Санкт-Петербурге (0,5). Данная тенденция свидетельствует об относительном балансе между спросом на труд и его предложением.

В то же время, сложная ситуация с балансом между спросом и предложением рабочей силы сложилась в Республике Карелия (1,6), Новгородской (1,0), Архангельской областях (1,0). В данных регионах органам службы занятости не удаётся проводить эффективную работу по взаимному решению проблем безработного населения и работодателей.

Чтобы определить причины данного дисбаланса, необходимо рассмотреть структуру занятого и безработного населения по уровню образования. Данные показатели помогут раскрыть структуру спроса на трудовые ресурсы, а также структуру предложения рабочей силы по уровню квалификации.

Анализ статистических данных (рис.5) показывает, что наибольший удельный весь занятых в экономике регионов СЗФО – категория работающих, имеющая среднее профессиональное образование (47,5%). Данный индикатор в большей степени влияет на равновесное состояние рынка труда в части спроса и предложения. Рабочая сила со средним профессиональным образованием обладает необходимыми навыками для работы в отраслях, на которых специализируются предприятия округа.

На втором месте – работающее население, имеющее высшее образование (35%), доля которого к 2018 году относительно 2014 г. повысилась на 2,6%. Рост этой группы занятых способен положительно влиять на экономическую безопасность регионов. Рабочая сила с высшим образованием, обладая высокими компетенциями, способствует росту производительности труда и, следовательно, потенциально обеспечивает стабильный экономический рост.

 

Структура занятого населения по уровню образования

Рисунок 5. Структура занятого населения по уровню образования, 2018 гг., % к итогу

Cоставлено автором по данным [16]

 

Выделяется г. Санкт-Петербург, в котором значительную долю занятых занимает население с высшим профессиональным (43,5%) и средним профессиональным образованием (43,2%). Данная тенденция является одним из факторов, благодаря которому в регионе удаётся достичь высоких социально-экономических показателей.

Сформировалась отрицательная динамика занятого населения со средним (полным) общим образованием (в 2018 г. по отношению к 2014 г. снижение в СЗФО в среднем на 2,7%), что во многом связано с трансформацией экономики страны, востребованностью рабочей силы высокой квалификации. Данные изменения диктуются общемировыми тенденциями на рынке труда: высоко ценятся кадры, обладающие целым набором качеств, в числе которых качественное образование, навыки использования новых и новейших цифровых технологий. В настоящее время экономика знаний становится приоритетной.

Занятое население не имеющего общего образования и занятые с основным общим образованием имеют наименьший вес в общей структуре работающих. Как правило, эти категории работников заняты низко производительным физическим трудом в сфере обслуживания, а также имеют низкую заработную плату и, как следствие, относительно низкий уровень жизни.

Динамика безработного населения по уровню образования (рис.6) показывает, что наибольшую долю среди безработного населения составляют лица со средним профессиональным образованием имеют (в СЗФО – 44%; в РФ – 39%). Но безработица населения со средним профессиональным образованием в 2018 г. относительно 2010 г. в округе и России в целом снизилась на 2%.

Доля безработных, имеющих среднее профессиональное образование в Псковской и Вологодской областях составляет боле 50% от всей численности безработных. Данная тенденция сложилась в регионах в силу низкого спроса на работников данной квалификации, отсутствием вакантных рабочих мест.

На втором месте безработное население со средним (полным) общим образованием, что свидетельствует о низком спросе на рынке труда на низкоквалифицированный труд. В Санкт-Петербурге в 2018 г. более 30% безработных имеют такое образование, при этом их доля в течение исследуемого периода растёт, по отношению к 2010 году в 2018 году рост составил 9,2%.

Третье место в структуре безработных занимают граждане с высшим образованием. Безработица среди людей данной квалификации в целом по СЗФО выросла к 2018 г. относительно 2010 г. на 5%, а по России на 6%.

Сложная ситуация сложилась в Санкт-Петербурге, в котором доля безработных с высшим образованием достигла 37,5%, что вдвое превышает показатель по округу в целом (18,6%).

 

Структура безработных по уровню образования

Рисунок 6. Структура безработных по уровню образования

Cоставлено автором по данным [16]

 

В городе расположено большое количество высших учебных заведений, готовящих высококвалифицированных специалистов: 66 вузов (в СЗФО – 89). Концентрация населения с высшим образованием в одном регионе приводит к избытку, что не позволяет своевременно удовлетворять предложение рабочей силы. Вакантных мест, которые бы заполнила данная категория работников, не хватает, поэтому происходит такой дисбаланс на рынке труда.

Следует выделить большую долю безработных в Ненецком автономном округе с основным общим образованием, которая в 2018 г. составила 25% среди безработного населения. Это сложилось ввиду того, что данный регион, относящийся к районам Крайнего Севера, не располагает достаточным количеством учебных заведений среднего профессионального образования для подготовки квалифицированных специалистов среднего звена. Поэтому низкоквалифицированная рабочая сила находится в избытке: предложение превышает спрос на данные трудовые ресурсы. При этом спрос на высококвалифицированных специалистов в регионе есть, но соответствующие учебные заведения высшего образования на территории Ненецкого автономного округа отсутствуют.

Исходя из результатов анализа структуры занятых и безработных в регионах округа по уровню образования, необходимо отметить, что ситуация на рынке труда сложилась сложная. Она отражается в дисбалансе между спросом и предложением рабочей силы разной квалификации занятого населения во всех субъектах округа.

Миграции населения. Многие проблемы рынка труда в округе связаны с сокращение численности населения в трудоспособном возрасте как вследствие естественной убыли, так и ввиду миграционного оттока (рис.7), что непосредственно влияет на возобновление рабочей силы.

 

Динамика коэффициента миграционного прироста на 10 000 человек

Рисунок 7. Динамика коэффициента миграционного прироста на 10 000 человек

Cоставлено автором по данным [16]

 

Последствия данной проблемы заключаются в росте уровня безработицы, низком уровне участия в рабочей силе, что приводит к снижению уровня жизни населения, замедлению темпов экономического роста региона.

В восьми субъектах из одиннадцати нарастает миграционный отток населения. Особенно больших значений он достиг в Республике Коми, Архангельской и Мурманской областях.

Большое значение для регионов СЗФО имеет Постановление Правительства Российской Федерации «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики», подписанное 12 мая 2020 г. Согласно ему, на территории муниципального образования «Кольский район» и городского округа «Город Мурманск» Мурманской области создана территория опережающего развития «Столица Арктики» [5]. Данный статус позволит Мурманской области привлекать инвестиции в регион, открывать новые предприятия, создавая рабочие места, что будет иметь положительный эффект как для государства, так и для населения региона, повышая его уровень жизни.

Таким образом, анализ основных индикаторов сбалансированности рынка труда субъектов, входящих в состав СЗФО, позволяет сформулировать следующие выводы:

1) сформировалась тенденция снижения уровня занятости, безработицы и показателя участия в рабочей силе во всех субъектах округа, что сложилась в целом в Российской Федерации в силу уменьшения доли населения в трудоспособном возрасте. Это является угрозой национальной экономической безопасности для регионов СЗФО, так как может привести к снижению производительности труда и валового регионального продукта;

2) позитивным фактором является снижение коэффициента напряженности, отражающего соотношение спроса и предложения рабочей силы. Тем не менее, наиболее напряженная ситуация на рынке труда остается в Республике Карелия, Новгородской и Архангельской области, что свидетельствует о невозможности или неспособности решения проблем безработных и работодателей в регионах органами службы занятости;

3) анализ структуры занятых и безработных по уровню образования выявил проблемы дисбаланса спроса и предложения трудовых ресурсов. Это свидетельствует об актуальности эффективного решения вопросов по достижению баланса на рынке труда и, как следствие, обеспечения экономической безопасности.

В ходе сравнительного анализа индикаторов рынка труда регионов СЗФО можно выделить тот факт, что происходит снижение спроса на низкоквалифицированный и неквалифицированный труд, связанный с выполнением тяжелых монотонных работ. Приоритет отдается высокому уровню подготовки, то есть существует спрос на высококвалифицированную рабочую силу, которая стимулирует развитие инновационной экономики.

Вызовы и угрозы экономической безопасности. Анализ состояния рынка труда субъектов Северо-Западного федерального округа позволяет провести оценку сбалансированности спроса и предложения рабочей силы с целью выявления региональных вызовов и угроз. Для этого в исследовании используется рейтинговая оценка рынка труда регионов СЗФО. С этой целью в число показателей вошли:

  • доля населения в трудоспособном возрасте от общей численности населения;
  • уровень занятости населения;
  • уровень безработицы;
  • уровень участия в рабочей силе;
  • коэффициент напряженности на рынке труда.

Построение рейтинга субъектов СЗФО по сбалансированности рынка труда проведено поэтапно:

1. Расчёт показателей относительно региона-лидера по формуле:

где i – номер региона; Xi – значение критерия i-го региона; Xmax – максимальное значение критерия региона-лидера; Si – процентное отношение значения параметра в i-том регионе к региону-лидеру (приведенный показатель).

 

Таблица 1 — Приведенные показатели регионов СЗФО за 2018 год, %

Регион / показатель Доля трудоспособного населения Уровень занятости Уровень безработицы Уровень участия в рабочей силе Коэффициент напряженности
Респ. Карелия 92,01 82,28 17,24 88,50 11,55
Респ. Коми 96,65 89,19 20,55 94,54 23,09
Ненецкий авт. округ 96,16 90,84 18,52 97,20 21,09
Архангельская обл. 92,16 84,23 23,81 88,35 19,58
Вологодская обл. 91,57 84,83 29,41 87,91 36,13
Калининградская обл. 95,59 91,44 31,91 94,25 68,95
Ленинградская обл. 94,96 90,99 36,59 93,22 100,00
Мурманская обл. 100,00 94,89 22,06 100,00 30,52
Новгородская обл. 89,13 87,54 35,71 89,68 18,35
Псковская обл. 90,80 83,33 26,32 86,73 47,07
г. Санкт-Петербург 96,78 100,00 100,00 99,71 56,21

Cоставлено автором по данным [16]

 

2. Объединение приведенных показателей в субиндекс с использованием формулы:

где А – рейтинговая оценка сбалансированности рынка труда региона; Sa – приведенный показатель доли трудоспособного населения в общей численности населения; Sb – приведенный показатель уровня занятости населения; Sc – приведенный показатель уровня безработицы; Sd – приведенный показатель уровня участия в рабочей силе; Se – приведенный показатель коэффициента напряженности на рынке труда.

 

Таблица 2 — Рейтинговая оценка сбалансированности рынка труда регионов СЗФО

Регион Интегральный показатель
 Республика Карелия 58,32
 Республика Коми 64,80
 Ненецкий авт. округ 64,76
 Архангельская область 61,63
 Вологодская область 65,97
 Калининградская область 76,43
 Ленинградская область 83,15
 Мурманская область 69,50
 Новгородская область 64,08
 Псковская область 66,85
 г. Санкт-Петербург 90,54

 

3. Ранжирование регионов на основе значений A от большего значения к меньшему (табл. 6) [9].

 

Таблица 3 — Рейтинг регионов по сбалансированности рынка труда

Место Регион Интегральный показатель
1 г. Санкт-Петербург 90,54
2 Ленинградская область 83,15
3 Калининградская область 76,43
4 Мурманская область 69,50
5 Псковская область 66,85
6 Вологодская область 65,97
7 Республика Коми 64,80
8 Ненецкий автономный округ 64,76
9 Новгородская область 64,08
10 Архангельская область 61,63
11 Республика Карелия 58,32

 

Исходя из результатов рейтинговой оценки субъектов СЗФО, можно отметить, что г. Санкт-Петербург является регионом-лидером, в котором сложилось наиболее сбалансированное состояние спроса и предложения рабочей силы. Город является ведущим субъектом СЗФО по ряду показателей рынка труда: самый высокий уровень занятости населения и самый низкий уровень безработицы в округе. В городе расположено больше 50% предприятий округа, что свидетельствует о наличии большого количества рабочих мест на его территории. Регион по уровню социально-экономического развития уступает лишь столице Российской Федерации – городу Москва.

Достоинствами рынка труда Санкт-Петербурга является развитость системы образования, концентрация трудовых ресурсов высокой квалификации. Но, тем не менее, стоит отметить рост уровня безработицы среди населения с высшим и средним профессиональным образованием. Это свидетельствует о несоответствии сложившейся профессионально-квалификационной структуры рабочей силы потребностям экономики. В случае, когда рынок труда не способен удовлетворить требования современной экономики, он становится неким тормозом на пути стабильного инновационного развития региональной социально-экономической системы и, следовательно, стабильного социально-экономического развития всей страны.

На самых низких позициях в рейтинге сбалансированности рынка труда находятся Новгородская, Архангельская области и Республика Карелия. Регионы отличаются высокой напряженностью на рынке труда и высоким показателем демографической нагрузки на трудоспособное население. Это свидетельствует о существовании системных проблем в регионах и возникших угрозах экономической безопасности.

 

Заключение

Итоги исследования позволяют сформулировать выводы о формировании угроз экономической безопасности, связанных с дисбалансом на региональном рынке труда. К их числу относятся:

  • рост среднего времени поиска работы безработными в большинстве регионов округа, что свидетельствует о сложности в поисках работы для безработных в соответствии с их квалификацией, навыками и опытом;
  • снижение численности и удельного веса населения в трудоспособном возрасте во всех субъектах округа, обусловленное неблагоприятной демографической ситуацией;
  • рост миграционного оттока населения в большинстве субъектов (за исключением г. Санкт-Петербург, Ленинградской и Калининградской областей).

К вызовам экономической безопасности в СЗФО относятся:

  • неблагоприятные тенденции роста уровня безработицы в ряде регионов с 2015 года. В целом же на протяжении последнего десятилетия сформировался тренд в сторону её снижения;
  • напряженность на рынке труда, которая несмотря на позитивную динамику в целом, остается высокой в Республике Карелия, Архангельской и Новгородской областях. В этих регионах показатели превышают общероссийский уровень в 2 – 3 раза;
  • структура занятых и безработных по уровню образования свидетельствует о дисбалансе между спросом и предложением рабочей силы разной квалификации рабочей силы во всех субъектах округа.

Неблагоприятная конъюнктура на рынке труда сформировалась в Новгородской, Архангельской области и в Республике Карелия, что свидетельствует о существовании значительных угроз экономической безопасности в данных регионах. Разрешение проблемы сбалансированности спроса и предложения трудовых ресурсов в настоящее время является приоритетной, так как диспропорции в социально-экономическом развитии регионов в значительной степени могут быть устранены или снижены благодаря нормализации ситуации на рынке труда.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О безопасности» [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2020.– URL: http://www.consultant.ru/.
  2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2020. – URL: http://www.consultant.ru/.
  3. Указ Президента от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2020. – URL: http://www.consultant.ru/.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2020. – URL: http://www.consultant.ru/.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2020 г. № 656 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики» [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2020. – URL: http://www.consultant.ru/.
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.10.2012 года № 1939-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2020. – URL: http://www.consultant.ru/.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 31.08.2019) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2020. – URL: http://www.consultant.ru/.
  8. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. –1994. – № 12. – С. 4–16.
  9. Бабкова Э.Г., Панахов А.У. Рейтинговая оценка сбалансированного развития регионов Центрального федерального округа // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2018. – № 2. – С. 19-27.
  10. Богданов И.Я., Бусыгин А.Е. Основные векторы социально-экономического развития современного российского общества в контексте внешних и внутренних угроз национальной безопасности: теоретический и методологический аспекты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – № 12. – 2019. – С. 351-363.
  11. Гладун Т.Н. Индикативный анализ показателей экономической безопасности РФ / Т.Н. Гладун // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2018. – С. 39-41.
  12. Дабахова Е.В., Серов А.А., Озеряник М.Е. Методические подходы к оценке и прогнозированию сбалансированности рынка труда // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых. – 2018. – С. 205-211.
  13. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс. 5-е изд. – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2015. – 818 с.
  14. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России. М.: Институт экономики РАН, 2015. – 46 с.
  15. Золин И.Е. Об особенностях и содержании государственного регулирования рынка труда развитых стран на современном этапе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 1. – С. 131-143.
  16. Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – 1999-2020. – URL: https://www.gks.ru/.
  17. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС): Официальный сайт [Электронный ресурс] / Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). – 2012-2020. – URL: https://fedstat.ru/.
  18. РИА Рейтинг: Официальный сайт [Электронный ресурс] / РИА Рейтинг. – 2012-2020.  – URL: https://ria.ru/.

 

References

  1. Federal Law of December 28, 2010 No. 390-ФЗ (as amended on February 6, 2020) «On Security» [Federal’nyj zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ (red. ot 06.02.2020) «O bezopasnosti» [Jelektronnyj resurs] / Konsul’tant-pljus. – 1997-2020. – URL: http://www.consultant.ru/.
  2. Federal Law No. 172-FZ of June 28, 2014 (as amended on July 18, 2019) «On strategic planning in the Russian Federation». [Federal’nyy zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ (red. ot 18.07.2019) «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii»] / Konsul’tant-pljus. – 1997-2020. – URL: http://www.consultant.ru/.
  3. Presidential Decree No. 208 of May 13, 2017 «On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the Period until 2030». [Ukaz Prezidenta ot 13.05.2017 № 208 «O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda»] / Konsul’tant-pljus. – 1997-2020. – URL: http://www.consultant.ru/.
  4. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 298 “On approval of the state program of the Russian Federation “Promotion of employment ”[Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 15.04.2014 g. № 298 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Sodejstvie zanjatosti naselenija» [Jelektronnyj resurs] / Konsul’tant-pljus. – 1997-2020. – URL: http://www.consultant.ru/.
  5. Decree of the Government of the Russian Federation of May 12, 2020 No. 656 «On the creation of the territory of the advanced social and economic development» Capital of the Arctic » [Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 12.05.2020 g. № 656 «O sozdanii territorii operezhajushhego social’no-jekonomicheskogo razvitija «Stolica Arktiki» [Jelektronnyj resurs] / Konsul’tant-pljus. – 1997-2020. – URL: http://www.consultant.ru/.
  6. The order of the Government of the Russian Federation of October 16, 2012 No. 1939-r “On approval of the Plan of measures for the implementation of the Strategy for socio-economic development of the North-West Federal District for the period until 2020” [Rasporjazhenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 16.10.2012 goda № 1939-r «Ob utverzhdenii Plana meroprijatij po realizacii Strategii social’no-jekonomicheskogo razvitija Severo-Zapadnogo federal’nogo okruga na period do 2020 goda» [Jelektronnyj resurs] / Konsul’tant-pljus. – 1997-2020. – URL: http://www.consultant.ru/.
  7. Decree of the Government of the Russian Federation of February 13, 2019 No. 207-r (as amended on August 31, 2019) “On Approving the Strategy for Spatial Development of the Russian Federation for the Period until 2025” [Rasporjazhenie Pravitel’stva RF ot 13.02.2019 № 207-r (red. ot 31.08.2019) «Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [Jelektronnyj resurs] / Konsul’tant-pljus. – 1997-2020. – URL: http://www.consultant.ru/.
  8. Abalkin L.I. Russia’s economic security: threats and their reflection [Ekonomicheskaya bezopasnost’ Rossii: ugrozy i ikh otrazheniye]// Voprosy jekonomiki. –1994. – № 12. – S. 4–16.
  9. Babkova Je.G., Panahov A.U. Rating assessment of the balanced development of the regions of the Central Federal District [Reytingovaya otsenka sbalansirovannogo razvitiya regionov Tsentral’nogo federal’nogo okruga] // Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Serija «Jekonomika i jekologicheskij menedzhment». – 2018. – № 2. – S. 19-27.
  10. Bogdanov I.Ja., Busygin A.E. The main vectors of socio-economic development of modern Russian society in the context of external and internal threats to national security: theoretical and methodological aspects [Osnovnyye vektory sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya sovremennogo rossiyskogo obshchestva v kontekste vneshnikh i vnutrennikh ugroz natsional’noy bezopasnosti: teoreticheskiy i metodologicheskiy aspekty] // Gumanitarnye, social’no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. – № 12. – 2019. – S. 351-363.
  11. Gladun T.N. Indicative analysis of economic security indicators of the Russian Federation [Indikativnyy analiz pokazateley ekonomicheskoy bezopasnosti RF] // Aktual’nye problemy sovremennosti: nauka i obshhestvo. – 2018. – S. 39-41.
  12. Dabahova E.V., Serov A.A., Ozerjanik M.E. Methodological approaches to assessing and forecasting the balance of the labor market [Metodicheskiye podkhody k otsenke i prognozirovaniyu sbalansirovannosti rynka truda] // Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem studentov i molodyh uchenyh. – 2018. – S. 205-211.
  13. Senchagov V.K. Economic security of Russia. General course [Ekonomicheskaya bezopasnost’ Rossii. Obshchiy kurs]. 5-e izd.  – Moskva: Binom. Laboratorija znanij, 2015. – 818 s.
  14. Senchagov V.K., Ivanov E.A. The structure of the mechanism of modern monitoring of economic security of Russia [Struktura mekhanizma sovremennogo monitoringa ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii]. M.: Institut jekonomiki RAN, 2015. – 46 s.
  15. Zolin I.E. On the features and content of state regulation of the labor market of developed countries at the present stage [Ob osobennostyakh i soderzhanii gosudarstvennogo regulirovaniya rynka truda razvitykh stran na sovremennom etape] // Nacional’nye interesy: prioritety i bezopasnost’. – 2016. – № 1. – S. 131-143.
  16. Federal State Statistics Service. Regions of Russia. Socio-economic indicators [Federal’naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki: Oficial’nyj sajt [Jelektronnyj resurs] / Federal’naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. – 1999-2020. – URL: https://www.gks.ru/.
  17. Unified Interdepartmental Information and Statistical System (EMISS): Official site [Yedinaya mezhvedomstvennaya informatsionno-statisticheskaya sistema (YEMISS): Ofitsial’nyy sayt] / Edinaja mezhvedomstvennaja informacionno-statisticheskaja sistema (EMISS). – 2012-2020. – URL: https://fedstat.ru/.
  18. RIA Rating: Official site [RIA Reyting: Ofitsial’nyy sayt] / RIA Rejting. – 2012-2020. – URL: https://ria.ru/.

Еще в рубриках

Северо-Западный федеральный округ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *