Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (55), 2018

Региональная система профессионального образования: понятие и сущность (на примере индустриального региона)

Regional system of vocational education: concept and essence (on an example of an industrial region)

Авторы


профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, доктор экономических наук
Россия, г. Екатеринбург, Уральский государственный экономический университет
Elena.dvoryadkina@yandex.ru


старший преподаватель кафедры региональной, муниципальной экономики и управления
Россия, г. Екатеринбург, Уральский государственный экономический университет
levstrelkov@mail.ru

Аннотация

Представлен обзор трактовок понятия «региональная система профессионального образования». Выделены основные подходы к его определению. Представлена авторская формулировка понятия «региональная система профессионального образования», а также обосновано выделение регулируемых и регулирующих элементов в ее составе, исходя из ее управляемого характера. Авторами сделан упор на функциональное назначение региональной системы профессионального образования, заключающееся в формировании трудового потенциала региональной экономики.

Ключевые слова

регион, региональная система профессионального образования

Рекомендуемая ссылка
Дворядкина Елена Борисовна , Ефимова Елена Георгиевна
Региональная система профессионального образования: понятие и сущность (на примере индустриального региона)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (55). Номер статьи: 5513. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5513/
Authors

Dvorjadkina Elena Borisovna
Doctor of Economics, Professor of Regional, Municipal Economy And Governance Dept.
Russia, Ekaterinburg, Ural State University of Economics
Elena.dvoryadkina@yandex.ru

Efimova Elena Georgievna
Sr. Lecturer of Regional, Municipal Economy And Governance Dept.
Russia, Ekaterinburg, Ural State University of Economics
levstrelkov@mail.ru

Abstract

The review of interpretations of the concept «regional system of professional education» is submitted. The main approaches to his definition are allocated. The author's formulation of the concept «regional system of professional education» is submitted and also allocation of the regulated and regulating elements in its structure, proceeding from her operated character is proved. Authors have put emphasis on the functional purpose of regional system of professional education consisting in formation of labor potential of regional economy.

Keywords

region, regional system of professional education

Suggested Citation
Dvorjadkina Elena Borisovna , Efimova Elena Georgievna
Regional system of vocational education: concept and essence (on an example of an industrial region). Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (55). Art. #5513. Date issued: 2018-09-06. Available at: https://eee-region.ru/article/5513/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Региональные системы профессионального образования обладают характерными особенностями, имеют «индивидуальные» сущностные характеристики, о чём свидетельствуют исследования различных авторов. На современном этапе в условиях рыночных форм хозяйствования, при внедрении концепции «индустрия 4.0» процессы регионализации данных систем усиливаются. Региональные системы профессионального образования, функционирующие в пространстве регионов, находятся в тесной взаимосвязи с реформированием и развитием всей образовательной системы страны. Система профессионального образования в регионе занимает одно из ведущих мест и влияет на состояние и развитие экономики региона в новых условиях, но, с другой стороны, система профессионального образования реагирует на воздействия внешней среды (политические, социально-экономические изменения) и, в свою очередь, оказывает ответное (обратное) влияние на внешнюю среду.

Для понимания сущности, особенностей и структурирования региональной системы профессионального образования индустриального региона требуется провести анализ различных трактовок данного понятия и понятия «система образования» как более общего по отношению к нему.

 

Подходы к характеристике понятия «региональная система профессионального образования»

Региональная система профессионального образования выступает  фактором развития региональной экономики и обеспечения ее конкурентоспособности, является компонентом региональной социально-экономической системы.

Так, например, Тонжеракова А.А. рассматривает систему профессионального образования как социально-экономическую подсистему экономики региона. Её исследование показывает, что данная подсистема отвечает за рост эффективности человеческого капитала на определённой территории (регионе), в связи с чем, современное социально-экономическое развитие региона и развитие (модернизация) региональной системы профессионального образования должны проходить параллельно. Тонжеракова А.А., рассматривая региональную систему профессионального образования как часть экономики региона, выявляет её структуру, способную к развитию и испытывающую влияние внешних и внутренних факторов. В частности, она пишет, что региональная система профессионального образования в качестве «социально-экономической подсистемы региона, формирующей условия повышения эффективности человеческого капитала, развитие которой обусловливается характером изменений её функциональной, организационно-институциональной, контекстной, уровневой структур, а также влиянием экзогенных ограничений и факторов функционирования экономики в соответствии со стратегией региона» [15, с. 13].

Адарина Р.Т. и Тонжеракова А.А. определяют в структуре региональной системы профессионального образования несколько составляющих: функциональную, организационно-институциональную, контекстную и уровневую. Сложность, целостность и многообразие региональной системы профессионального образования автор определяет наличием в ней многообразных структур и в этом отношении она выделяет в ней признаки «отрасли экономики и региональной экономической системы» [1, с. 279].

Сложность и многообразие региональной системы профессионального образования свидетельствует о необходимости использования комплексного подхода при её исследовании. Лищина Г.Н. на основе комплексного подхода выделила интегративные функции системы профессионального образования, позволившие рассматривать её как «совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных субъектов образования, компонентов, обеспечивающих профподготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров на разных уровнях социального заказа: федерального госзаказа; регионального заказа; работодателей, как субъекта заказа» [9, с. 102].

Точку зрения Лищиной Г.Н., рассматривающей региональную систему профессионального образования как совокупность образовательных объектов, взаимосвязанных с другими субъектами, заинтересованными в подготовке востребованных специалистов, разделяет Землянский В.В., и  приводит такое её понятие: «…совокупность учреждений профессионального образования; органов управления образованием, государственной и муниципальной власти, определяющих образовательную политику в регионе; научных институтов, средств массовой коммуникации и общественных организаций, ориентированных на профессиональное образование; предприятий, организаций и бизнес-структур, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда» [7, с. 24].

В определении Землянского В.В. данная совокупность представлена более широко, кроме того, из его трактовки видим, что система профессионального образования является управляемой на различных уровнях, органы управления определяют и регулируют процесс образовательной политики (стратегии) в регионе. Целью такой политики становится выпуск высококвалифицированных специалистов конкурентоспособных на региональном рынке труда, соответствующих требованиям экономики региона.

Другой исследователь, Сеталов Д.Г. рассматривает региональную систему профессионального образования как совокупность взаимодействующих субъектов, и выделяет в ней их функциональную взаимосвязь. Его исследование показывает, что результатом деятельности системы профессионального образования в регионе является производство образовательных услуг, что само по себе влечёт их распределение и потребление. Сеталов Д.Г. трактует региональную систему образования как «…функционально-взаимосвязанную совокупность взаимодействующих субъектов, участвующих в отношениях по поводу производства, распределения и потребления услуг высшего профессионального образования в регионе» [13, с. 10]. В субъектный состав автор включает всех взаимодействующих в сфере образования экономических агентов, выполняющих специфические функции (присущие каждому из них) и выступающих в различных качествах:

  • вузы (государственные и муниципальные, негосударственные коммерческие, а также их филиалы и представительства);
  • домашние хозяйства (семьи, индивидуальные потребители);
  • фирмы (предприятия, организации различных форм собственности);
  • государство (региональные законодательные и исполнительные органы власти, муниципальные органы власти).

На практике, как видим, именно данные субъекты образуют совокупность функционально-взаимосвязанных взаимодействующих субъектов, принимающих участие в отношениях по поводу производства, распределения и потребления образовательных услуг в регионе. Рынок образовательных услуг можно считать индикатором состояния регионального рынка труда, который оказывает влияние на эффективность функционирования региональной экономической системы в плане формирования её кадрового потенциала. В этом отношении мы соглашаемся с мнением Гусарской Е.Н., что рынок образовательных услуг стал неотъемлемой частью регионального рынка и образует сложную социально-экономическую подсистему [4, с. 194].

Как сложная подсистема региональной социоэкономической системы профессиональное образование играет важную роль в развитии территории. Очевидно, что в условиях происходящих процессов глобализации и регионализации, формирующегося нового технологического уклада, развития новых направлений экономических отношений (социоэкономики), возможностей конкурентоспособности территорий региональные системы профессионального образования являются фундаментом для дальнейшего развития, накопления человеческого капитала. Но вместе с тем, они имеют некоторые проблемы, требующие решения и модернизации системы в соответствии с современным экономическим развитием.

В качестве одного из вариантов решения существующих проблем в системе профессионального образования предложено формирование образовательных кластеров. По мнению Мухаметзяновой Г.В. и Шайдуллиной А.Р., региональное образовательное пространство эффективнее функционирует в виде образовательного кластера. В этом качестве они видят развитие региональной системы профессионального образования наиболее перспективным, по их мнению, образовательный кластер – это есть совокупность «объединений производственных компаний, научно-исследовательских и образовательных учреждений, поставщиков оборудования и услуг, географически расположенных в непосредственной близости друг от друга и работающих с целью получения конкурентных преимуществ, создание наукоёмкой и высокотехнологичной продукции» [11, с. 10].

В данном авторском определении региональной системы профессионального образования в качестве образовательного кластера однозначно определено, что данная система представляет собой совокупность взаимодействующих субъектов, взаимосвязанных в процессе образовательной деятельности и производстве образовательных услуг. Совокупность всех субъектов, ориентированных на образование, с вовлечением общественности для решения проблем образования формирует региональное образовательное пространство. Авторы исследования показывают, что целью функционирования такого образовательного кластера является производство конкурентоспособной продукции в регионе, и, в свою очередь, определяет направления и перспективы его экономического развития.

О важности создания и эффективного функционирования регионального образовательного пространства, в котором существует необходимость формирования единой образовательной политики в рамах региона, говорят исследователи Дмитриев Н.А. и Константинова Л.А. [6, с. 65].

Система профессионального образования в регионе требует разработки и внедрения современных образовательных стратегий для успешного функционирования и развития, как самих систем профессионального образования, так и в целом функционирования региональной социоэкономической системы. По мнению исследователей, в том числе упомянутых выше, важность имеющихся и действующих собственных образовательных стратегий и программ развития региональных образовательных систем имеет значение для определения перспективы их будущего развития. Стратегии должны соответствовать «социально-экономическим, географическим, национально-культурным и другим особенностям [6, с. 67], это подтверждает значимость «индивидуальных» особенностей каждой региональной системы профессионального образования и каждого региона (территории) в условиях регионализации, для формирования их конкурентных преимуществ и возможностей развития.

Так, Дмитриев Н.А., исследуя функционирование региональной системы образования на современном этапе, определяет приоритетные направления её преобразования, которые являются ориентирами в обеспечении «профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся в сфере производства» [5, с. 53].

Происходящий процесс регионализации показывает очевидность того, что формирование и развитие региональных систем профессионального образования может и должно удовлетворять потребностям регионов и населения в экономических и социокультурных задачах развития, соответствовать их национальным и историческим особенностям. Например, исследователи Волошина Л.В. и Харина Н.В. выявляют особенность содержания региональных образовательных систем в том, что они «характеризуется определенной степенью уникальности, свойственной только данному региону», но при этом отмечают отсутствие разработанной федеральной программы по внедрению регионального компонента содержания образования в образовательный процесс и «её исчерпывающего определения» [3, с. 105].

Авторы рассматривают региональную образовательную систему с позиции системного объекта, представляющего «комплекс взаимосвязанных элементов, находящийся в единстве с социумом, внешними факторами, обусловливающими в значительной степени его функционирование и развитие» [3, с. 106]. Данное авторское понятие демонстрирует целостность системы профессионального образования в регионе, которая обуславливает присущие ей специфические черты. Целью её функционирования в условиях постиндустриальной экономики становится развитие человеческого капитала (социума) в соответствии с ресурсными особенностями территории и общества, для достижения необходимого уровня общественного благосостояния, удовлетворения образовательных потребностей населения и требований региональных рынков труда. Система профессионального образования региона – управляемая система, испытывающая внешние воздействия, обладающая ответной реакцией в виде внутренних изменений, имеющая возможности развития на основе накопленного человеческого капитала и функционирующая в границах пространства региона, формирующая трудовые ресурсы для региональной экономики.

Так, Мирошниченко В.В. приводит следующее определение региональной системы образования: «совокупность связанных между собой образовательных учреждений, инновационных процессов (происходящих как в них, так и вне их) и деятельности по управлению этими процессами» [10]. Исследуя общие тенденции развития региональной системы образования, Мирошниченко В.В. обращает внимание на то, что решение вопросов эффективности функционирования и развития региональных систем образования находится в рамках «общей стратегии реформирования отечественного образования», а образовательные услуги, по мнению автора, – это «важнейший фактор формирования и развития экономического потенциала страны» [10]. В связи с этим, исследователи придают большое значение решению существующих в настоящее время проблем развития и функционирования региональных систем профессионального образования.

С одной стороны, функционирование современных региональных систем профессионального образования происходит в условиях процессов глобализации, с другой стороны – в условиях процессов усиливающейся регионализации хозяйственной деятельности, возникает необходимость проведения реформы всей системы образования страны на всех уровнях. В условиях неоиндустриализации унифицированный подход стал неприемлемым, наоборот, все более востребованными становятся процессы регионализации, совмещения регионального многообразия с необходимостью обеспечения экономического единства страны. Например, Лапушинская Г.К. отмечает происходящий процесс усиления «региональной политики в сфере профессионального образования» и выделяет его значимость «как одно из важнейших направлений реформирования данной сферы в России», превращения качественной стороны основной функции профессионального образования в «реальный механизм не только разностороннего развития личности, но и общественного, культурного развития различных территорий, страны в целом» [8, с. 9].

Интересным является определение образовательной услуги Лапушинской Г.К., рассматривающей её как «товар на доверии» [8, с. 8], в силу того, что возможность оценки качества полученных потребителями образовательных услуг появляется только спустя некоторое время после их приобретения, т.е. только в процессе дальнейшего использования в трудовой деятельности. Невозможность оценки услуги на момент её приобретения является особенностью образования, которая характеризует образовательную систему, отличая её от промышленного предприятия. В принципе, оценка образовательной услуги как «товара на доверии» является правильной, но сама по себе услуга передаётся путём транслирования от субъекта (преподавателя) к субъекту (обучающемуся), и в будущем (спустя некоторое время) применение полученных образовательных услуг становится зависимым от способностей их «получателя».

Кроме различных авторских точек зрения к пониманию сущности региональной системы профессионального образования, считаем необходимым обратиться к законодательным документам, определяющим её структуру, уровни и функционал. Так, в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции) в статье 10 приведена следующая структура системы образования России, включающая:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования [12].

В этой же статье 10 приводится подразделение системы образования на общее, профессиональное, дополнительное образования и профессиональное обучение. Данный вид подразделения обеспечивает возможность получения образования в течение всей жизни человека, что является актуальным в условиях новой экономики – т.е. непрерывное образование.

Профессиональное образование, в свою очередь, имеет в соответствии со ст. 10 два уровня: среднее профессиональное образование и высшее образование, где законом определены три его ступени – 1) бакалавриат; 2) специалитет, магистратура; 3) подготовка кадров высшей квалификации.

Законом определена структура системы дополнительного образования, включающая «…такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование» [12].

Таким образом, Закон «Об образовании в Российской Федерации» утверждает создание возможностей и условий в обществе «… для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учёта имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования» [12].

Выделяемый исследователями характер различных структур – функциональной, организационно-институциональной, контекстной и уровневой – определяет комплексность региональной системы профессионального образования с присущими ей системообразующими элементами. Комплексность в данном случае позволяет рассматривать региональную систему профессионального образования в качестве отраслевой инфраструктуры.

Взаимосвязь и взаимообусловленность различных структур региональной системы профессионального образования, её системообразующих элементов – целеполагания, механизмов координации и организации элементов структуры, внешней среды, ресурсного обеспечения развития – задают параметры формирования её как институциональной структуры, определяют содержательное наполнение профессиональной подготовки кадров, наличие различных уровней образования и их преемственность.

Подводя итог рассмотрению различных точек зрения исследователей о понятии и сущности региональной системы профессионального образования, приходим к выводу, что большинство авторов рассматривают данную систему как совокупность различных взаимодействующих субъектов образования (образовательных учреждений), среди которых Лищина Г.Н., Землянский В.В., Сеталов Д.Г., Мухаметзянова Г.В. и Шайнуллина А.Р., Мирошниченко В.В. Система является устойчивой, целостной, управляемой на разных уровнях, способной к функционированию и развитию.

Точка зрения Тонжераковой А.А., рассматривающей региональную систему профессионального образования как социально-экономическую подсистему региона, формирующую условия для повышения человеческого капитала, в том числе и как отраслевой экономический ресурс региона, в принципе согласуется с мнением выше названных исследователей. В том числе Волошина Л.В. и Харина Н.В., справедливо выделяющие в региональной системе профессионального образования свойства системного объекта – комплекса взаимосвязанных элементов в единстве с социумом, рассматривают таковую в качестве совокупности субъектов, взаимодействующих в процессе предоставления образовательных услуг.

Дмитриев Н.А. и Константинова Л.А. рассматривают региональную систему профессионального образования как единое образовательное пространство региона с единой образовательной политикой, что так же определяет её в виде совокупности взаимосвязанных образовательных субъектов, взаимодействующих в границах образовательного пространства региона. Похожее определение приводит Лапушинская Г.К., рассматривая её в качестве территориального комплекса профессионального образования, сформировавшейся инфраструктуры региона по предоставлению образовательных услуг – товара на доверии. Единое образовательное пространство и территориальный комплекс профессионального образования, по-нашему мнению, представляют собой региональную систему профессионального образования.

 

Сущность понятия «региональная система профессионального образования»

Обобщив рассмотренные выше понятия региональной системы профессионального образования, сформулируем авторское определение: региональная система профессионального образованияэто совокупность образовательных организаций, реализующих программы основного и дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, функционирующих в социально-экономическом пространстве региона и территориально локализованных в муниципальных образованиях, деятельность которых направлена на формирование трудового потенциала региональной экономики. Региональная система профессионального образования, по мнению авторов, включает определенный набор элементов, схематично представленных на рисунке 1.

 

Структура региональной системы профессионального образования

Рисунок 1 – Структура региональной системы профессионального образования

 

По мнению авторов, в структуре региональной системы профессионального образования следует выделять регулируемые и регулирующие элементы, что обосновывается ее управляемым характером.

К регулируемым элементам региональной системы профессионального образования относятся:

  • видовые – классифицируемые по соответствующим видам экономической деятельности (по ОКВЭД): образование профессиональное среднее, образование высшее, обучение профессиональное, образование дополнительное профессиональное;
  • объектные – классифицируемые по видам образовательных организаций: профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования;
  • пространственные – классифицируемые по территориям локализации образовательных организаций – соответствующим видам муниципальных образований: муниципальные районы, городские округа, городские поселения, сельские поселения;
  • содержательные – классифицируемые по содержанию образовательной деятельности: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы разного вида, уровня, направленности.

К регулирующим элементам региональной системы профессионального образования относятся:

  • управленческие – классифицируемые по видам органов государственной власти и местного самоуправления, имеющим определенные совокупности полномочий в сфере образования;
  • инфраструктурные, включающие организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества профессионального образования;
  • общественные, к которым относятся объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере профессионального образования.

С позиций пространственной организации региональной системы профессионального образования следует отметить такую важную черту, как то, что полные образовательные циклы профессионального образования (от среднего профессионального образования до подготовки кадров высшей квалификации), как правило, замыкаются в пределах крупнейших и крупных городов, являющихся научно-образовательными центрами [2]. Циклы высшего и среднего профессионального образования – основного и дополнительного, а также профессионального обучения, как правило, замыкаются в городских округах как муниципальных образованиях первого уровня. Учитывая особенности муниципального устройства России, организация образовательных циклов среднего профессионального образования и профессионального обучения характерна для муниципальных районов.

 

Заключение

Характеристика выделенных элементов региональной системы профессионального образования индустриального региона:

  • совокупность профессиональных образовательных организаций региона;
  • исторически сложившиеся условия индустриального региона;
  • территориально локализованные в муниципалитетах образовательные организации;
  • социально-экономическое (социоэкономическое) пространство индустриального региона;
  • современные требования заказчиков образовательных услуг в соответствии с современными трендами развития экономики региона («индустрии 4.0», цифровизации, востребованные инновационные кадры, компетенции работников, формирование и развитие постиндустриальной экономики и пр.).

Следует сформулировать сущностные характеристики индустриального региона, которые оказывают влияние на формирование региональной системы профессионального образования и определяют её функционирование. Регионы, определяемые как индустриальные, обладают такими общими характеристиками как преобладание промышленного производства над сельскохозяйственным, а отрасли могут отличаться сложным составом. Индустриальные регионы, как правило, имеют «исторически сложившийся индустриальный комплекс с доминированием отраслей машиностроения, металлургии, горнохимического, нефтегазохимического, лесопромышленного, агропромышленного, топливно-энергетического и строительно-промышленного производства [14, с.2].

Наряду с общими характеристиками индустриальные регионы выделяются индивидуальными признаками, такими как сложная структура экономики; наличие большого количества моногородов промышленного типа; инерционность территориально-отраслевой структуры экономики и т.п.

Резюмируя изложенное, следует сделать вывод, что ключевыми элементами для проведения анализа пространственной организации региональной системы профессионального образования индустриального региона являются видовые, объектные и пространственные элементы.

 

Список литературы

  1. Адарина Р.Т., Тонжеракова А.А. Методологические основы структурного анализа региональной системы профессионального образования // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 9. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-9-2013/economics/adarinatonzherakova. pdf. С. 279.
  2. Анимица Е.Г., Дворядкина Е.Б., Силин Я.П. Бюджет большого города. М.: Московская школа политических исследований, 2002. 264 с.
  3. Волошина Л.В., Харина Н.В. Особенности региональной образовательной системы и её устойчивость // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. 1 (7). С. 102-110.
  4. Гусарская Е.Н. Совершенствование организационно-экономических условий развития системы профессионального образования, адаптированного к потребностям региональной экономики // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. №4 (18). С. 194-202.
  5. Дмитриев Н.А. Система профессионального образования региона на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С. 53-56.
  6. Дмитриев Н.А., Константинова Л.А. Региональная система образования и управление ее развитием на основе программно-целевой модели // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 4-2. С. 65-70.
  7. Землянский В.В. Комплексная интеграция в региональной системе профессионального образования // Проблемы современного образования. 2011. № 3. C. 23–26.
  8. Лапушинская Г.К. Формирование системы планирования развития территориального комплекса профессионального образования в условиях рыночной трансформации социальной сферы: дисс… д-ра экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2004. 295 с.
  9. Лищина Г.Н. Реализация механизма интегративности в региональной системе развития профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2015. №2. С. 101-108.
  10. Мирошниченко В.В. Общие тенденции развития региональной системы образования // Red.Rev. 2013. № 2 (2). С.13-22.
  11. Мухаметзянова Г.В., Шайдуллина А.Р. Общие проблемы профессионального образования // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. № 6/2. С. 10.
  12. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) // Справочная информационная правовая система «Консультант-Плюс»
  13. Сеталов Д.Г. Региональный рынок услуг высшего профессионального образования как система // Экономика образования. 2007. № 2. С. 9-13.
  14. Силин Я.П., Анимица Е.Г., Новикова Н.В. Тенденции развития экономического пространства Уральского региона // Управленец. 2017. № 2 (66). С. 2-11.
  15. Тонжеракова А.А. Формирование программы развития региональной системы профессионального образования как инструмента реализации социально-экономической стратегии: Дисс… канд. экон. наук. Барнаул, 2014. 160 с.

 

Bibliography

  1. Adarina R.T., Tonzherakova A.A. Methodological bases of the structural analysis of regional system of professional education [Metodologicheskie osnovy strukturnogo analiza regionalnoj sistemy professionalnogo obrazovaniya] // Theory and practice of social development. – 2013. – No. 9. Access mode http://teoria-practica.ru/-9-2013/economics/adarinatonzherakova. pdf. P. 279.
  2. Animitsa E.G., Dvoryadkina E.B., Silin Ya.P. Budget of the big city [Byudzhet bolshogo goroda]. M.: Moscow school of political researches, 2002. 264 pages.
  3. Voloshina L.V., Kharina N.V. Features of regional educational system and its stability [Osobennosti regionalnoj obrazovatelnoj sistemy I eyo ustojchivost] // Pedagogical Review. 2015. 1 (7). P. 102-110.
  4. Gusarskaya E.N. Improvement of organizational and economic conditions of development of system of the professional education adapted to requirements of regional economy [Sovershenstvovanie organizacionno-ehkonomicheskih uslovij razvitiya sistemy professionalnogo obrazovaniya adaptirovannogo k potrebnostyam regionalnoj ehkonomiki] // Science about the person: humanitarian researches. 2014. No. 4 (18). P. 194-202.
  5. Dmitriyev N.A. The system of professional education of the region at the present stage [Sistema professionalnogo obrazovaniya regiona na sovremennom etape] // The International magazine of experimental education. – 2016. – No. 4-1. – P. 53-56.
  6. Dmitriyev N.A., Konstantinova L.A. A regional education system and management of her development on the basis of program and target model [Regionalnaya sistema obrazovaniya I upravlenie ee razvitiem na osnove programmno-celevoj modeli] // News of TULGU. Humanities. 2014. No. 4-2. P. 65-70.
  7. Zemlyansky V.V. Complex integration in the regional system of professional education [Kompleksnaya integraciya v regionalnoj sisteme professionalnogo obrazovaniya] // Problem of modern education. 2011. No. 3. P. 23–26.
  8. Lapushinskaya G.K. Formation of system of planning of development of a territorial complex of professional education in the conditions of market transformation of the social sphere [Formirovanie sistemy planirovaniya razvitiya territorialnogo kompleksa professionalnogo obrazovaniya v usloviyah rynochnoj transformacii socialnoj sfery]: thesis of the Doctor of Economics: 08.00.05. St. Petersburg, 2004. 295 pages.
  9. Lishchina G.N. Realization of the mechanism of integrity in the regional system of development of professional education [Realizaciya mekhanizma integrativnosti v regionalnoj sisteme razvitiya professionalnogo obrazovaniya] // The Kazan pedagogical magazine. 2015. No. 2. P. 101-108.
  10. Miroshnichenko V.V. General tendencies of development of a regional education system [Obshchie tendencii razvitiya regionalnoj sistemy obrazovaniya] // Red.Rev. 2013. № 2 (2). P.13-22.
  11. Mukhametzyanova G. V., Shaydullina A.R. Common problems of professional education [Obshchie problem professionalnogo obrazovaniya] // Bulletin of VPO MGAU FSEI. 2008. № 6/2. P. 10.
  12. About education in the Russian Federation: The federal law from 12/29/2012 No. 273-FZ (an edition from 12/29/2017) // The Help information Konsultant-Plus legal system
  13. Setalov D.G. Regional market of services of higher education as system [Regionalnyj rynok uslug vysshego professionalnogo obrazovaniya kak sistema] // Education Economy. 2007. No. 2. P. 9-13.
  14. Silin Ya.P., Animitsa E.G., Novikova N.V. Tendencies of development of economic space of the Ural region [Tendencii razvitiya ehkonomicheskogo prostranstva uralskogo regiona] // Manager. 2017. No. 2 (66). P. 2-11.
  15. Tonzherakova A.A. Formation of the program of development of regional system of professional education as instrument of realization of social and economic strategy [Formirovanie programmy razvitiya regionalnoj sistemy professionalnogo obrazovaniya kak instrumenta realizacii socialno-ehkonomicheskoj strategii]: thesis of Candidate of Economic Sciences. Barnaul, 2014. 160 pages.

Отраслевая экономика