Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (55), 2018

Внешние эффекты рынков мезоэкономического уровня Республики Марий Эл как предпосылки инновационного развития

External effects markets of mesoeconomic level in Mari El Republic as prerequisites of innovative development

Авторы


кандидат экономических наук, научный сотрудник
Россия, Поволжский государственный технологический университет
chernyhvv@volgatech.net

Аннотация

В статье представлено исследование внешних эффектов рынков мезоэкономического уровня на примере Республики Марий Эл. Целью работы является анализ проявлений положительных и отрицательных внешних эффектов на мезоэкономическом уровне. В процессе исследования запланировано решение следующих задач: исследование происхождения понятия «внешний эффект», критический анализ взглядов ученых на причины возникновения внешних эффектов на рынках мезоэкономического уровня. Выделены основные типы экстерналий: внешние издержки производства и внешние издержки потребления, а также выгоды, полученные от производства и потребления. Приведены формулы расчета предельных издержек и выгод, формирующих отрицательные и положительные эффекты, как для предприятия, так и для общества. Дана характеристика и приведены примеры отрицательных и положительных экстерналий. В качестве положительных внешних эффектов рассматриваются примеры стимулирование сотрудников предприятия, внедрение инноваций. Рассмотрены причины и формы отрицательных внешних эффектов: невыплата заработной платы, создание нелегальных рабочих мест, появление у предприятия кредиторской задолженности. Характерным примером возникновения внешних эффектов рассмотрен такой административный барьер, как налогообложение. В качестве возможности снижения негативных последствий внешних эффектов мезоэкономического уровня Республики Марий Эл предлагается создание программы инновационного развития.

Ключевые слова

Республика Марий Эл, внешние эффекты, мезоэкономический уровень, кластер, рынки, инновационное развитие

Финасирование

Статья подготовлена при поддержке ФГБОУ «Российский фонд фундаментальных исследований» по гранту номер № 18-010-00990\18

Рекомендуемая ссылка
Черных Вероника Валерьевна
Внешние эффекты рынков мезоэкономического уровня Республики Марий Эл как предпосылки инновационного развития// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (55). Номер статьи: 5504. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5504/
Authors

Chernyh Veronika Valer'evna
PHD, Researcher
Russia, Volga State Technological University
chernyhvv@volgatech.net

Abstract

The article presents a study of the external effects of meso-economic markets on the example of the Republic of Mari El. The aim of the work is to analyze the manifestations of positive and negative externalities at the meso-economic level. In the process of research, the following tasks are planned: the study of the origin of the concept of «external effect», a critical analysis of the views of scientists on the causes of the appearance of external effects in the markets of the meso-economic level. The main types of externalities are identified: external production costs and external consumption costs, as well as benefits derived from production and consumption. Formulas for calculating marginal costs and benefits that form negative and positive effects are presented, both for the enterprise and for society. A characteristic is given and examples of negative and positive externalities are given. Examples of positive externalities include encouraging employees of the enterprise, introducing innovations. The reasons and forms of negative external effects are considered: nonpayment of wages, creation of illegal work places, appearance of accounts payable at the enterprise. A typical example of the emergence of external effects considered an administrative barrier, such as taxation. As an opportunity to reduce the negative consequences of the external effects of the meso-economic level of the Republic of Mari El, it is proposed to create an innovative development program.

Keywords

Mari El Republic, externalities, mesoeconomic level, cluster, markets, innovative development

Project finance

The article was prepared with the support of the Russian State Fund for Fundamental Research (FBBOU) under the grant No. 18-010-00990\18

Suggested Citation
Chernyh Veronika Valer'evna
External effects markets of mesoeconomic level in Mari El Republic as prerequisites of innovative development. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (55). Art. #5504. Date issued: 2018-07-26. Available at: https://eee-region.ru/article/5504/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Вопрос о внешних эффектах или провалах рынка в настоящее время имеет не только теоретическое, но и практическое значение для перспектив развития экономики современной России. Возникновение внешних эффектов непосредственно связано наличием издержек, в данном случае речь идет о транзакционных издержках, возникающих при смене технологических укладов и институциональном импорте. На современном этапе в России была реализована стратегия импорта эффективных по западным меркам таких экономических и политических институтов, как рынок, президент, парламент. Вопрос об импорте в Российскую экономику институтов, доказавших свою эффективность в западных странах, достаточно противоречив. При институциональном импорте многое зависит от особенностей страны-экспортера.

Рынок мезоэкономического уровня выступает как составляющий элемент по отношению к рынку, как к экономической системе. Рынок мезоуровня подвержен внешним эффектам в равной степени, как национальный и мировой рынки. Преимуществом в данном случае является тот факт, что внешние эффекты на рынке местного и мезокономического уровней не носят глобального и всеобъемлющего характера в сравнении с мировым рынком. Современный этап развития экономики характеризуется активной сменой технологических укладов, что выражается в непрерывном внедрении или развитии инноваций на мезоуровне.

Во время трансформации мировой экономики на мезоэкономическом уровне происходили следующие процессы: при отсутствии игроков национального масштаба произошёл разрыв производственных связей на изолированных друг от друга локальных рынках. Из-за разрыва производственных связей при отсутствии внешнего спроса на узкоспециализированную продукцию множество предприятий прекратило свою деятельность. Затем между оставшимися предприятиями выстроились новые производственные цепочки. Однако, необходимое количество производственных предприятий так и не было воссоздано. В настоящий момент происходит процесс создания инновационных производств, ориентированных как на внешний рынок, так и на внутренний — с целью импортозамещения.

Внешние эффекты называют экстерналиями — фиаско рынка, провалами рынка или эффектами соседства. Иногда используется и термин «технологические внешние эффекты», в котором прилагательное «технологические» введено для отличия этих явлений от денежных внешних эффектов [1]. Как правило, внешние эффекты возникают, когда один человек или фирма наносит ущерб или обеспечивает выгоды другому человеку или фирме без выплаты соответствующей компенсации или получения соответствующей платы.

В настоящий момент происходит активное формирование инновационной экономики. Изменение технологических укладов и постоянное обновление технологий вызывает возникновение противоречий между существующими институциональными предпосылками и потребность в трансформации экономики. После периода модернизации вновь созданные предприятия ощущают тесноту рыночного пространства, что служит началом периода торговой, а затем и производственной экспансии или захвата новых рынков сбыта продукции.

Так, согласно данным статистической отчетности, объем импорта по Республике Марий Эл имеет тенденцию к росту: в 2010 году составлял 13,45 % — 66,6 млн. долларов США при внешнеторговом обороте в фактических ценах 495,2 млн. долларов США. В 2017 году импорт составил 18,28 % — 75,8 млн. долларов США при внешнеторговом обороте в фактических ценах 414,6 млн. долларов США. Таким образом, можно говорить о росте доли зарубежных игроков на рынке мезоэкономического уровня Республики Марий Эл за последнее десятилетие [2].

 

Анализ теоретическо-методических подходов к вопросу о внешних эффектах

Одним из первых понятие «внешний эффект» рассмотрели представители неоклассической теории. В частности следует выделить работы английского экономиста Артура Пигу. В его работах: основным методом решения проблемы внешних эффектов, было установление снижение налогов [3]. Рональд Коуз в статьях «Природа фирмы» [4, с.53-57], «The Federal Communications Commission» [5, с.1-40] и «Проблема социальных издержек» дал критический анализ теории А. Пигу. Утверждение А. Пигу о том, что государственное вмешательство в форме налогов и субсидий требуется всякий раз, когда частный и общественный продукт расходятся, оспаривалось основоположником институционализма Р. Коузом и другими экономистами [6].

Рональд Коуз подверг критике идею снижения внешних эффектов посредством налогов и предложил решать эту задачу закреплением собственности на право производить внешние эффекты. Поскольку рынок таких прав в состоянии обеспечить оптимальный по Парето объем внешнего эффекта. Теорема Коуза показывает, что ссылки на внешние эффекты не служат достаточным поводом для государственного вмешательства в экономику. По мнению ученого рыночный механизм, несмотря на внешние эффекты в производстве и потреблении может привести к оптимуму по Парето при наличии возможности рыночного торга: то есть рынок может сам справиться с внешними эффектами.

 

Таблица 1 — Внешние эффекты мезоэкономического уровня: взгляды авторов

Научная работа Взгляды авторов Вывод
НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
А. Пигу
«Богатство и благосостояние»,
«Эконономическая теория благосостояния» [3]
Любая форма вмешательства в экономику со стороны любого государственного учреждения окажется ныне более благоприятной, чем в прежние времена Необходимость регулирования рынка с помощью налогов и субсидий
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
Р. Коуз «Природа фирмы»
«Проблема социальных издержек» [4]
Согласно теории ученого, вмешательство государства в экономику не обосновано Государству не следует вмешиваться в экономику
СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНЫЕ
Э. Дж. Долан, Д. Линдсей
«Микроэкономика»
«Макроэкономика»[7]
Рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов Необходимость рыночного регулирования

 

В трудах современных ученых внешние эффекты рассматриваются Э. Дж. Доланом и Д. Линдсеем, как факторы, ведущие к фиаско рынка. В книге приведено следующее определение внешних эффектов: «внешние эффекты или ехternalities – это эффекты производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами, никак не отражено в цене этого блага» [7]. Фиаско рынка в данном случае характеризуется как нарушение стабильности, когда рынок оказывается не в состоянии координировать внутренние процессы.

Рассмотрим положительные экстерналии, характеризующиеся ростом рынков, увеличением производительности труда или полезности для некоторого внешнего субъекта. Такие внешние эффекты называются положительными или создающими экономию. Например, увеличение оборота товаров на одном из рынков мезоэкономического уровня, обеспечивает приток денежных средств на рынки примыкающих территорий, что приносит положительный эффект территориального развития.

Внешние эффекты являются отрицательными, если он снижает производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Примерами этого могут быть многочисленные формы нарушений в области экономики: создание предприятиями и предпринимателями нелегальных рабочих мест, полная или частичная невыплата заработной платы сотрудникам предприятия или неуплата налогов в бюджет.

При наличии отрицательных внешних эффектов на рынке мезоэкономического уровня, актуальным является нахождение путей снижения негативного влияния экстерналий.

Рынок эффективен в том случае, когда цена товара равна общественным издержкам производства этого товара и когда ценность товара для покупателя совпадает с выгодностью этого товара для общества. Однако издержки и выгоды производства иногда не находят полного отражения в рыночных ценах. Это происходит при условии возникновения побочных эффектов при производстве и потреблении общественных благ. Источником отрицательных эффектов может служить также наличие асимметричных информационных потоков. Кроме того, к провалам рынка относят монополию и несовершенную конкуренцию, а также наличие неопределенности и различного рода рисков.

В качестве одного из типов внешних эффектов, ведущих к фиаско рынка, рассматривается неспособность рынка обеспечить передачу информации о ценах. Эффективное функционирование рынка возможно в том случае, когда цены отражают альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Освобождение цен при постоянном взаимодействии технической и стоимостной структур экономики, ведёт к росту инфляции, вследствие чего возникает модель «ценового шока» [8, с.173].

Еще одно определение понятия «внешний эффект», встречающееся в экономической литературе, рассмотрено в учебнике под редакцией Г. П. Журавлевой [9]. Внешние эффекты понимаются как издержки или выгоды, которые распространяются на людей, непосредственно осуществляющих материальные или денежные затраты, но и использующих побочные результаты деятельности других. Кроме того, внешние эффекты рассматриваются как «издержки и выгода для третьих лиц, связанные с производством или потреблением благ, в которых эти лица не принимают непосредственного участия» [10].

Характерными для рынков мезоэкономиического уровня экстерналиями являются факторы неопределенности рыночной экономики: непредсказуемость рыночного спроса, неточный учет времени при экономических расчетах, слабая предсказуемость рыночных цен, непрозрачность информации о действиях конкурентов [11].

 

Проблемы дисфункций и возможности инновационного развития рынков мезоуровня

Проявления внешних эффектов приводят к возникновению дисфункциональных рынков в пределах территории мезоэкономического уровня, а, следовательно, не к созданию добавочной стоимости, а к созданию благ с высокими издержками, либо к перераспределению благ [12, с.4]. Отсутствие отлаженной системы регулирования рыночных дисфункций повышает риск стагнации экономической системы в целом. Это делает актуальным необходимость разработки методов нейтрализации внешних эффектов на территории рынков мезоэкономического уровня.

Зачастую рыночная экономика поощряет производство и потребление, дающие отрицательные побочные эффекты, и не стимулирует производство и потребление, связанные с положительными побочными эффектами. Принятие мер по снижению влияния внешних эффектов отрицательного характера на рынках мезоуровня влияет на улучшение ситуации в стране. Меры, принятые муниципальными органами, с одной стороны могут оказаться действенным рычагом регулирования, но, с другой стороны могут оказаться административными барьерами, сдерживающими развитие. Снижения влияния отрицательных внешних эффектов целесообразно во многом связана с территориальными ограничениями рынков мезоуровня, и наличием у рыночных субъектов общих интересов.

На основании методики, предложенной А.Н. Олейником [13] можно выделить ряд факторов нейтрализации внешних эффектов на территории рынков мезоэкономического уровня (табл. 2).

 

Таблица 2 — Внешние эффекты мезоэкономического уровня и возможности их снижения

Поведенческая стратегия Обращение сторон к неформальным нормам Соблюдение сторонами формальных правил
Внешние эффекты мезоэкономического уровня Внешние эффекты как следствие обращения к неформальным нормам, демонстрируя, либо не демонстрируя приверженность формальным правилам Внешние эффекты избыточный государственный контроль, необходимый для соблюдения формальных правил
Трансакционные издержки Затраты на обращения к неформальным нормам, обхождение барьеров Затраты на мероприятия по контролю за соблюдением формальных правил
Изменение институциональных основ Необходимость установления административных барьеров Нейтрализация (сокращение) административных барьеров

 

Рассмотрим один из наиболее характерных примеров внешних эффектов — уход предприятий от уплаты налогов. Налогообложение является своего рода административным барьером для предприятий, нейтрализация которого приведет к ущербу для общества.

В первую очередь, следует отметить наличие предельных социально-экономических издержек, вызванных уклонением от налогообложения и выгоды, которые получают предприятия, избегая перечисления налогов в бюджеты различных уровней. В итоге возникают «предельные социальные издержки неуплаты налогов»: общая сумма дополнительных затрат, которые несут все члены социума в результате каждой дополнительной единицы, не уплаченной предприятием в бюджет.

Каждая разновидность неуплаты налогов в бюджет имеет свои собственные отличительные признаки. До определенного предела уход предприятий от уплаты налогов может вообще не причинять обществу никакого вреда, но дальнейшее увеличение не выплачиваемых средств становится опасным. По мере увеличения уровня ухода предприятий от налогообложения возрастают предельные социальные издержки, возникающие в результате неуплаты налогов. При точном измерении кривые предельных социальных издержек могут характеризоваться колебаниями циклического характера: взлетами и провалами, стратегическими разрывами.

Наличие циклических колебаний в рыночной системе может означать также смену технологических укладов, что подтверждено теорией экономического развития Й. Шумпетера [14]. Созданная ученым теорию экономической динамики, базировалась на создании так называемых «новых комбинаций». В качестве комбинаций можно рассматривать производство новых продуктов и услуг, применение новых технологий, освоение новых рынков сбыта продукции и новых источников сырья, изменение отраслевой структуры.

Возникновение положительных эффектов обусловлено активизацией в экономике инновационнонных процессов. Таким образом, положительная динамика экстерналий заключает в себе возможности инновационного развития мезоэкономического уровня, начиная с городов и районов областей и республик региональных субъектов.

 

Основные типы экстерналий на рынках мезоэкономического уровня Республики Марий Эл

В экономической теории рассматривают четыре основных типа экстерналий и их влияние на социально-экономическую эффективность. Типы экстерналии можно объединить в две группы: издержки и выгоды, которые в свою очередь подразделяются на внешние издержки производства и внешние издержки потребления, а также выгоды, полученные от внутреннего производства и потребления.

Внешние издержки производства рассчитываются по следующей формуле:

 

MSC = МРС + МЕС,

где MSC — предельные общественные издержки (maginal social cost),
MPC — предельные частные издержки (marginal private cost),
МЕС — предельные внешние издержки (marginal external cost).

 

Наличие соотношения MSС > MPC означает что предельные общественные издержки выше предельных частных, соответственно получается отрицательный внешний эффект. Например, наличие избыточных административных барьеров, мешающих росту экономики, увеличивает затраты общества MSC (maginal social cost), так что издержки становятся выше предельных частных затрат.

Когда компании проводит социальную политику, закрепляет кадры на предприятии, обеспечивая сотрудников квартирами и обучая их, появляются частные издержки предприятия MPC (marginal private cost), при этом общество получает выгоды MSB (marginal social benifit). В том случае, если компания не заинтересована в сохранении постоянного состава сотрудников, частные затраты на обучение будут гораздо меньше, чем целесообразно для общества. Внешние выгоды производства в данном случае выражаются соотношением MSC < MPC. Оптимальным для производителя является равенство MЕC (marginal external cost) = МРВ (marginal private benifit).

Внешние выгоды потребления рассчитываются по формуле:

 

МРВ = MSB +МЕВ,

где МРВ — предельные частные выгоды (marginal private benifit),
MSB — предельные социальные выгоды (marginal social benifit),
МЕВ — предельные внешние выгоды (marginal external benifit).

 

Вследствие соотношения MSB (marginal social benifit) < MPB (marginal private benifit) – предельные социальные выгоды оказываются меньше предельных частных выгод, что приводит к возникновению отрицательного эффекта для общества.

Отрицательные побочные эффекты уменьшают социальные выгоды от потребления какого-либо продукта. Оптимум потребления продукта МРВ = МРС, общее значения оптимума MSB (marginal social benifit) = MSC (maginal social cost). Как правило, точки оптимального объема потребления потребителя и общества не совпадают.

Оптимум производителя получается при соблюдении соотношения МРС = МРВ. Оптимум общества представлен соотношением MSC = MSB.

Внешние выгоды потребления характеризуются соотношением MSB > MPB. Внедряя инновации на предприятии, руководство предприятия формирует положительный внешний эффект MSB (marginal social benifit) через замещение импортной продукции товарами российского производства. Инновационное развитие позволяет активизировать финансовые потоки, создать рабочие места, повышать сотрудникам заработную плату. В данном случае предельные социальные выгоды MSB выше частных MPB (marginal private benifit).

 

Оптимальный объем между предельными частными выгодами и общественными издержками

Рис. 1. Оптимальный объем между предельными частными выгодами и общественными издержками

 

Внедрение инноваций в данном случае выгодно как обществу, так и отдельному индивидууму. Наиболее действенный способ повышения уровня инновационного развития региона состоит в возможности получения предприятиями средств на разработку и внедрение инноваций через механизм государственных инвестиций.

Оптимум потребителя представляет собой равенство МРВ = МРС, а оптимум общества представлен соотношением MSC (maginal social cost) равно MSB (marginal social benifit).

В случае несоблюдения предприятиями, работающими в рамках рынков мезоэкономического уровня, формальных правил: невыплата заработной платы, создание нелегальных рабочих мест, уход от налогообложения — формируется отрицательный эффект для общества (MPB > MSB). Данный эффект может выражаться в виде штрафов, судебных исков и возникновения у предприятий кредиторской задолженности.

На графике показаны две линии: одна — с положительным наклоном, изображающая предельный эффект от соблюдения формальных правил MSC (maginal social cost) и другая — с отрицательным наклоном — изображающая предельные издержки от обращения к неформальным нормам – МРВ (marginal private benifit). Оптимальный объем между социальными и частными издержками или предельная стоимость обращения к неформальным нормам равна расходам на соблюдение формальных правил в точке E опт (рис. 1).

В области слева от точки пересечения Е предельные издержки обращения к неформальным нормам для фирм, работающих на территории рынков мезоуровня, превышают причиняемый обществу ущерб, например, частичное сокрытие налогов или невыплата заработной платы сотрудникам в полном объеме. Область, находящаяся справа от точки Е характеризует ситуацию, когда издержки от нарушения формальных правил: штрафы за невыплату заработной платы, создания нелегальных рабочих мест и неуплаты налогов в бюджет наносят ущерб деятельности предприятия, выступая своего рода административным барьером.

Основными причинами возникновения рыночных провалов на мезоэкономическом уровне Республики Марий Эл, является наличие взаимных неплатежей предприятий, неуплата налогов в бюджеты местного и регионального уровней, невыплаты заработной платы сотрудникам предприятий. К отрицательному эффекту для общества ведет необходимость роста бюрократического аппарата вследствие необходимости контроля за экономическими субъектами.

Рассмотрим наличие неплатежей как фактор формирования отрицательного внешнего эффекта, а именно: роста кредиторской задолженности предприятий. В таблице 3 представлены статистические данные о кредиторской задолженности предприятий рынков мезоэкономического уровня Республики Марий Эл [15].

 

Таблица 3 — Данные о кредиторской задолженности на территории Республики Марий Эл на конец года, млн. руб.

№ п/п Наименование рынка 2014 2015 2016
Городские округа Республики Марий Эл
1 Город Йошкар-Ола 27915,5 25591,3 28667,6
2 Город Волжск 3447,7 2946,2 2799,1
3 Город Козьмодемьянск 461,2 475,7 391,1
Муниципальные районы Республики Марий Эл
4 Волжский муниципальный район 72,6 336,2 142,2
5 Горномарийский муниципальный район 69,4 81,9 98,0
6 Звениговский муниципальный район 4076,8 4079,0 5562,2
7 Килемарский муниципальный район 0,0 0,0 5,1
8 Куженерский муниципальный район 40,4 27,6 0,0
9 Мари-Турекский муниципальный район 3642,2 280,9 162,5
10 Медведевский муниципальный район 5317,5 1933,7 3021,2
11 Моркинский муниципальный район 119,1 100,8 0,0
12 Новоторъяльский муниципальный район 43,7 44,4 37,3
13 Оршанский муниципальный район 4108,8 3638,9 12578,1
14 Параньгинский муниципальный район 0,0 0,0 0,0
15 Сернурский муниципальный район 70,8 103,6 112,7
16 Советский муниципальный район 1168,1 3434,8 3995,6
17 Юринский муниципальный район 0,0 0,0 0,0
По Республики Марий Эл — всего 50571,4 43088,0 57684,8

 

Наибольший отрицательный внешний эффект в виде просроченной кредиторской задолженности предприятий наблюдается на территории столицы республики — города Йошкар-Олы. В 2016 году кредиторская задолженность по городу Йошкар-Ола составила 28667,6 млн. рублей. Высокий уровень кредиторской задолженности наблюдается также по Оршанскому муниципальному району – по состоянию на 2016 год Кз составляет 12578,1 млн. руб., по Звениговскому муниципальному району кредиторская задолженность составляет 5562,2 млн. руб., а по Советскому району – 3995,6 млн. руб.

 

Динамика данных о кредиторской и дебиторской задолженности на мезоэкономическом уровне Республики Марий Эл

Рис. 2. Динамика данных о кредиторской и дебиторской задолженности на мезоэкономическом уровне Республики Марий Эл

 

Сравнительная динамика кредиторской и дебиторской задолженностей, представленная на рисунке 2, подтверждает принцип неравномерности развития рынков мезоэкономического уровня Республики Марий Эл, с которым прямо пропорционально связано появление провалов рынка [16, С. 125].

Территория мезоэкономического уровня Республики Марий Эл характеризуется наличием циклических колебаний, что свидетельствует о неравномерности развития. Скачкообразная динамика является характеристикой рыночных дисфункций, для нейтрализации которых необходимо разработать действенные мероприятия.

 

Заключение

В настоящее время необходимость снижения негативного влияния внешних эффектов становится все более очевидной. Для эффективного развития экономики страны следует повысить уровень взаимодействия муниципальных властей и хозяйствующих субъектов.

Произошедшее за последнее десятилетия повышение доли импортных товаров на рынках мезоуровня Республики Марий Эл, свидетельствует о необходимости проведения политики, направленной на импортозамещение. Существует необходимость повышения объема инвестиций в развитие собственного производства, что остановить приток импортных товаров на российский рынок.

Инвестируя в развитие собственного производства государство, создает предпосылки получения обществом дополнительных выгод MSB (marginal social benifit), таких как создание рабочих мест, повышение уровня жизни индивидуумов, снижение уровня преступности.

Таким образом, существует необходимость разработки действенной программы инновационного развития, основанной на взаимодействии муниципальных властей и хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории рынков мезоуровня. Целью такой программы будет являться создание структуры поддержки производственных предприятий. Разработка и внедрение такой программы будет направлено на сглаживание противоречий и улучшение социально-экономического развития рынков мезоэкономического уровня Республики Марий Эл.

Следует отметить, что для развития инновационной экономики внешние эффекты являются естественным этапом, характеризующим смену технологических укладов или парадигм. Циклические колебания показателей, свидетельствующие о рыночных дисфункциях, могут также оказаться предпосылками экономического роста. То есть, наличие экстерналий может свидетельствовать о появлении нового технологического уклада.

Стратегически важно использовать данную возможность и своевременно направить финансовые потоки в разработку и внедрение инновационных проектов в городах и районах областей и республик, в частности, Республики Марий Эл. Приток инвестиций в экономику позволит нашей стране перейти на качественно новый этап развития и занять высококонкурентную позицию в мировом сообществе.

 

Список литературы

  1. Словарь современной экономической теории Макмиллана. — М. — 1997.
  2. Республика Марий Эл в цифрах: Краткий статистический сборник/ Маристат — Йошкар-Ола, 2018. — 433 с.
  3. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. — М.: Прогресс. — 1985. – C. 41-43.
  4. Коуз Р., Уильямсон О., Уинтер С. Природа фирмы: истоки. — М.:Дело. – 2001. — С.53-57.
  5. Coase R. H., The Federal Communications Commission // The Journal of Law and Economics, October 1959, p.1-40.
  6. Coase R. The Problem of Social Cost // Journal of Law and Economics. Vol. 3. № 1. – P. 21.
  7. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. — СПб. — 1994. — 448с. – C. 215, 235.
  8. Дзарасов Р.С., Новожёнов Д.В. Теория качественной неоднородности ресурсов в условиях экономического роста // Проблемы прогнозирования. – 2005. — № 5. – С.73.
  9. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2:/ Отв. ред. Г. П. Журавлева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и К°. — 2006. — 934с. – C. 415-417.
  10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. -5-е изд., перераб. и доп. — М. – 2006. – C. 56.
  11. Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. — 5-е изд. — М.: Дашков и К°. — 2006. — 544с. – C. 55-56.
  12. Косалс Л.Я. Дисфункциональные рынки в условиях российской трансформации (на примере рынка милицейских услуг). — М.: ГУ ВШЭ. — 2005. – 20 с.
  13. Олейник А.Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход. — М.: Магистр. — 1997. — 40с. – C. 11-18.
  14. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. – М.: Эксмо, 2007. – 864 с.
  15. Городские округа и муниципальный районы Республики Марий Эл. 2017: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. — Йошкар-Ола. — 2017. — 268 с.
  16. Черных В.В. Местные рынки Республики Марий Эл: закономерности функционирования и возможности развития: монография. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2015. – 160 с.

 

Bibliography

  1. Dictionary of modern economic theory of Macmillan [Slovar’ sovremennoj jekonomicheskoj teorii Makmillana]. — M. — 1997.
  2. The Republic of Mari El in figures: A brief statistical compilation [Respublika Marij Jel v cifrah: Kratkij statisticheskij sbornik]/ Maristat-Yoshkar-Ola, 2018. — 433 p.
  3. Pigu A. Economic welfare theory [Jekonomicheskaja teorija blagosostojanija]. — M .: Progress. — 1985. — C. 41-43.
  4. Kouz R., Uil’jamson O., Uinter S. Nature of the firm: origins [Priroda firmy: istoki]. — M.: It’s the case. — 2001. — P.53-57.
  5. Coase R. H., The Federal Communications Commission, The Journal of Law and Economics, October 1959, p.1-40.
  6. Coase R. The Problem of Social Cost // Journal of Law and Economics. 1960. Vol. 3. No. 1. — P. 21.
  7. Dolan Je. Dzh., Lindsej D. Microeconomics [Mikrojekonomika]. — St. Petersburg. — 1994. — 448p. — C 215, 235.
  8. Dzarasov R.S., Novozhjonov D.V. Theory of qualitative heterogeneity of resources in conditions of economic growth [Teorija kachestvennoj neodnorodnosti resursov v uslovijah jekonomicheskogo rosta]// Problems of forecasting. — 2005. — No. 5. — P.73.
  9. Zhuravleva G.P. Economic theory. Microeconomics-1, 2 [Jekonomicheskaja teorija. Mikrojekonomika-1, 2]. — 2 nd ed., Rev. and additional. — Moscow: Dashkov and Co.. — 2006. — 934c. — P. 415-417.
  10. Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. Modern economic dictionary [Sovremennyj jekonomicheskij slovar’]. -5 th ed., Pererab. and additional. — M. — 2006. — P. 56.
  11. Shapkin A.S. Economic and financial risks. Evaluation, management, investment portfolio [Jekonomicheskie i finansovye riski. Ocenka, upravlenie, portfel’ investicij]. — 5 th ed. — Moscow: Dashkov and Co.. — 2006. — 544s. — C. 55-56.
  12. Kosals L.Ja.Dysfunctional markets in conditions of the Russian transformation (on the example of the market of militia services) [Disfunkcional’nye rynki v uslovijah rossijskoj transformacii (na primere rynka milicejskih uslug)]. — Moscow: State University Higher School of Economics. — 2005. — 20 s.
  13. Olejnik A.N. Costs and prospects of reforms in Russia: an institutional approach [Izderzhki i perspektivy reform v Rossii: institucional’nyj podhod]. — M .: Master. — 1997. — 40s. — P. 11-18.
  14. Shumpeter J.A. The theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy [Teorija jekonomicheskogo razvitija. Kapitalizm, socializm i demokratija]. — Moscow: Eksmo, 2007. — 864 p.
  15. Urban districts and municipal districts of the Republic of Mari El. 2017: Statistical Digest [Gorodskie okruga i municipal’nyj rajony Respubliki Marij Jel. 2017: statisticheskij sbornik]/ Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Mari El. — Yoshkar-Ola. — 2017. — 268 p.
  16. Chernyh V.V. Local markets of the Republic of Mari El: patterns of functioning and development opportunities: monograph [Mestnye rynki Respubliki Marij Jel: zakonomernosti funkcionirovanija i vozmozhnosti razvitija: monografija]. — Yoshkar-Ola: Volga State Technological University, 2015. — 160 p.

Инвестиции и инновации