Авторы
Проскурнин Сергей Дмитриевич
Первый заместитель Главы администрации ЗАТО г. Железногорск
Россия, ЗАТО г. Железногорск
boger1111@mail.ru
Аннотация
Инновационная экосистема является одним из инструментов для создания условий, повышающих конкурентоспособность организаций в национальных и региональных экономиках. В работе рассмотрены виды инновационных систем, проанализирован экосистемный подход в инновационной политике и предложены необходимые базовые условия для создания локальных инновационных экосистем. Проанализирована локальная инновационная экосистема в Красноярском крае - агломерационный кластер "Технополис Енисей". Что позволило на конкретном примере показать преимущество коллаборационных взаимодействий элементов "тройной спирали" кластера. В заключении дан анализ современного состояния развития кластерных программ и отмечается, что реализация проекта по созданию локальных инновационных экосистем наиболее эффективна для территорий, имеющих статус зоны особого территориального развития.
Ключевые слова
зона особого территориального развития, самоорганизуемая инновационная экосистема, экосистема инноваций, кластер инновационных технологий, Красноярский край
Рекомендуемая ссылка
Authors
Proskurnin Sergej Dmitrievich
The first Deputy Head of administration of CATF Zheleznogorsk
Russia, Krasnoyarsk region, Zheleznogorsk
boger1111@mail.ru
Abstract
Innovation ecosystem is one of the tools to create conditions that increase the competitiveness of organizations in the national and regional economies. The paper discusses the types of innovation systems, analyzed the ecosystem approach in innovation policy and the necessary basic conditions for the creation of local innovation ecosystems. Analyzed local innovation ecosystem in the Krasnoyarsk region is an agglomeration cluster "Technopolis Yenisei". Allowing a specific example to show the advantage of collaborative interactions of the elements of the "triple helix" cluster. In conclusion, the analysis of the current state of development of cluster programmes and the implementation of a project to create a local innovation ecosystem most effective for areas having the status of a special zone of territorial development.
Keywords
zone of special territorial development, self-organized innovation ecosystem, ecosystem of innovation, cluster of innovative technologies, Krasnoyarsk Territory
Suggested Citation
В настоящее время приоритетным направлением развития экономики России признается переход от сырьевой направленности к инновационному высокотехнологическому развитию.
Развитие экономики на современном этапе определяют следующие тренды [8]:
В последнее время создание условий для устойчивого инновационного развития экономики связано с формированием инновационной экосистемы. Она описывает современную модель инновационного развития экономики региона или страны и по существу является актуальной версией более ранних концепций, первой и главной из которых является теория национальной инновационной системы (НИС).
В данной работе рассматривается и обосновывается возможность создания локальной инновационной экосистемы в ЗАТО г. Железногорск, как зоны особого территориального развития. В специализации Красноярского края ЗАТО Железногорск занимает положение инновационно-технологического центра. Самая высокая доля затрат на НИОКР в экономике ЗАТО Железногорск и края приходится на космическую промышленность и производство ядерных материалов. В ЗАТО Железногорск с 2011 года функционирует кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск – точка инновационного роста, заметная не только в региональном, но и в национальном масштабе.
Концепция инновационной экосистемы (innovation ecosystem) (ИЭС) была предложена Чарльзом В. Весснером [25] в 2004 году и являет собой инструмент для создания условий, повышающих конкурентоспособность организаций в национальных и региональных экономиках. В центре концепции — представление об инновации как о процессе трансформации научных исследований в рыночный продукт или сервис, который требует множества коллективных усилий участников: компаний, университетов, исследовательских компаний, венчурных и им подобных фондов. Инновационная экосистема оформляет эти усилия, позволяя добиться синергетического эффекта.
Термин «инновационная экосистема» синтезирует два ключевых понятия: «инновационность» и «экосистема».
Экосистема — сложная (по определению сложных систем Л. Берталанфи) самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. Экосистема является открытой системой и характеризуется входными и выходными потоками вещества и энергии. По определению Г. Г. Винберга, экосистема (от греч. oikos – жилище, местопребывание) – это природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (почва, водоем и т.п.), связанными между собой обменом веществ и энергии [24].
Экосистема инноваций – среда, образованная непосредственно участниками инновационного процесса, в которой протекает их взаимодействие, направленное на создание и развитие инноваций.
В изданном ОАО «Российской венчурной компанией» сборнике статей «Венчурные инвестиции и экосистема технологического предпринимательства» [2] приводится следующее определение экосистемы инноваций: «…сложная взаимосвязанная система организаций различной формы собственности, государственных институтов, законодательных и иных стимулов, социальных отношений, сервисов и практик, в рамках которой наиболее эффективным образом осуществляется процесс превращения новаторских инженерно-технических идей в успешные высокотехнологичные компании». Здесь же уточняется, что «коммерциализация знаний успешнее всего протекает в благоприятной поддерживающей среде, которую и принято именовать экосистемой венчурного инвестирования».
Инновационную экосистему можно определить и как сообщество (или сетевое сообщество), выступающее катализатором взаимодействия участников для трансформации, обмена, распространения и эффективного распределения знаний и иных ресурсов [16]. Одной из главных целей ИЭС как сообщества является организация кооперации участников инновационного процесса, в ходе которой агенты, не имеющие по отдельности достаточного объема ресурсов, в силу комплиментарности последних добиваются общих целей.
Таким образом, под инновационной экосистемой можно понимать самоорганизующуюся, саморегулирующуюся и саморазвивающуюся, открытую систему, характеризующуюся входными потоками идей, стоимости, людей, информации, ресурсов. В этом смысле инновационная экосистема это экономика, в которой действуют специфические субъекты экономических и социальных отношений. Отличие инновационной экосистемы в том, что она производит инновации, идеи, интеллектуальную собственность и людей для общества и других отраслей, которые в ответ дают ИЭС проблемы и запросы, а также ресурсы для саморазвития. ИЭС не может существовать без глобальной экономики, так как именно из нее идет спрос на инновации и изменения, а глобальная экономика без ИЭС обречена на стагнацию и деградацию, потому что ИЭС накапливает в себе ключевой креативный ресурс.
Основой ИЭС являются инноваторы или инновационные индивидуумы — те, кто создает, развивает и продвигает инновация на основе собственных мотиваций или на основе спроса. Кроме инноваторов в ИЭС входят различные агенты, которые помогают инноваторам — инвесторы, корпорации и фонды, финансирующие инновации. Существует два определяющих направления, которые поддерживают ИЭС — поток инноваций и поток спроса на инновации. Соответственно все участники ИЭС можно условно разделить на две категории — те, кто создает спрос на инновации и те, кто создает сами инновации.
По территориальному принципу различают следующие виды инновационных экосистем [7]:
Впервые термин «национальная инновационная экосистема» употребил датский экономист Б. -А. Лундвалл, охарактеризовав его как «элементы и связи между ними, которые взаимодействуют при производстве, распространении и использовании экономически полезных (экономически востребованных) знаний», причем национальный аспект подчеркивается тем, что «эти элементы расположены внутри национальных границ» [20].
Конкретизировать и уточнить это определение (особенно в части критериев экономической полезности знаний) удалось Р. Нельсону (1993), который трактует понятие национальной инновационной экосистемы как систему национальных институтов, чье взаимодействие определяет эффективность инновационной деятельности национальных фирм [23].
В 1995 г. С. Меткалф предложил еще одно определение НИЭС, в котором попытался обобщить и суммировать все имевшиеся на тот момент представления об этом явлении. Он рассматривает НИЭС как «совокупность различных институтов, совместно или по отдельности вносящих вклад в развитие и передачу технологий, а также обеспечивающих рамки, в которых государство формирует политику влияния на инновационный процесс», трактуя НИЭС как «систему различных взаимосвязанных институтов, производящих, хранящих и передающих знания, навыки и созданные продукты, используемые при разработке новых технологий» [21].
Отечественными учеными даны современные определения НИЭС. Так, согласно Н. Бекетову, НИЭС характеризуется, во-первых, исследовательской средой, обладающей стимулами к сотрудничеству; во-вторых, конкурентной предпринимательской средой, обладающей стимулами к инновациям и способной к адаптации знаний; в-третьих, наличием механизма взаимодействия этих двух сред, обеспечивающего трансфер знаний, их трансформацию в предконкурентные технологии и ориентацию исследовательской среды на удовлетворение инновационных потребностей производства [1]. О. Голиченко дал определение НИЭС, как «совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий» [3]. Н. Иванова дала свое определение НИЭС, рассматривая ее как «совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ и включающей в себя научно-производственную часть (компании, университеты, лаборатории, технопарки и инкубаторы), а также комплекс институтов правового, финансового и социального характера, которые обеспечивают инновационные процессы и имеют национальные политические и культурные особенности» [5]. В работах B. Третьяк и C. Тихонова [14] есть уточнение определения НИЭС. Авторы определяют ее как «совокупность институтов, правил, условий, которые обеспечивают в пределах национальной экономики появление таких нематериальных активов, которые как часть национального достояния именуются инновациями, в виде объектов интеллектуальной собственности, готовых к коммерциализации«.
Любая НИЭС строится общими усилиями государства (посредством законодательства, реализующего определенную макроэкономическую политику), научной сферы (фундаментальные исследования и подготовка исследовательских кадров) и предпринимательской среды (прикладные исследования, коммерциализация технологий, производство и сбыт инновационной продукции).
Современная инноватика, анализируя и обобщая опыт управления национальной инновационной системой, разрабатывает новые научные подходы, позволяющие ускорить формирование саморазвивающейся НИЭС. Сегодня особый научный и практический интерес приобрела модель НИЭС, опирающаяся на сложное многоуровневое партнерство трех составляющих: университетов (науки), бизнеса и власти. Применение биологической аналогии к институциональным воззрениям экономистов позволило представить данное партнерство в виде социальной конструкции, несущей в себе преимущества спиральной молекулы ДНК, задающей повышенную адаптивность к постоянно изменяющимся внешним воздействиям. Модель получила название «тройной спирали» (TripleHelixModel). Первыми дали данное определение Г. Ицкович [18] и Л. Лидесдорффом [19].
Таким образом, необходимо отметить, что инновационная экосистема страны состоит из четырех подсистем, или макроблоков: государство; предпринимательская среда; среда, производящая знания и механизмы передачи знаний.
Основой территориальной инновационной экосистемы являются: университеты и исследовательские институты, способные выступать генераторами идей, инноваций, новых разработок и источником интеллектуального капитала; малые инновационные предприятия; корпорации и компании, выпускающие инновационные продукты; развитая система венчурного инвестирования; инновационное сообщество [6].
Формирование инновационных экосистем технополисов зародилось и получило широкое распространение за рубежом [12]. Успешным примером такой трансформации служит НИЭС Китая, где создание технополисов было основным трендом государственной инновационной политики в рамках долгосрочных генеральных программ по развитию и модернизации китайской науки и техники. Результатом стремительной коммерциализации университетов (науки) стала трансформация их деятельности в сторону усиления предпринимательской составляющей. Под влиянием государственной политики сформировалось второе сетевое пространство, необходимое для формирования инновационной среды, – «пространство консенсуса» представителей науки и бизнеса. Постепенно двойные взаимоотношения трансформировались в отношения упомянутой выше тройной спирали.
В качестве успешных российских практик по созданию локальных инновационных экосистем можно рассматривать пилотные проекты – Инновационный территориальный центр «ИНО Томск» и Камский инновационно территориально-производственный кластер «ИнноКам». Проекты осуществляются региональной властью совместно с Правительством РФ в рамках государственных программ.
Также стоит отметить, что наиболее близкими по условиям создания локальных инновационных экосистем являются «Наукограды» и ЗАТО ГК «Росатом», в которых сосредоточены прикладная и фундаментальная наука, сосредоточенные в отраслевых НИИ и Вузах. В данных территориях государство оказывает меры поддержки для развития науки и социально-экономической среды. В ряде территорий созданы инфраструктурные (технопарки, индустриальные парки) и организационные основы (особые экономические зоны, кластерные программы, территории опережающего социально-экономического развития) коммерциализации научных разработок.
Проблемы становления homoinnovaticus обсуждались на инновационных форумах в Сан-Франциско (2010), Новосибирске (2010), Москве — Форум открытые инновации (2012, 2013, 2014); в результате сформулированы ключевые компетенции инновационного сообщества, которые нашли отражение в документе «Инновационная Россия 2020: стратегия развития РФ до 2020 г.», основные из них: способность к постоянному совершенствованию; стремление к новому; критическому мышлению; готовность к разумному риску; креативность и предприимчивость; умение работать в команде, в высококонкурентной среде, самостоятельно и др. Перечисленные признаки homoinnovaticus впервые были представлены и описаны Й. Шумпетером [15] при характеристике субъектов инновационной деятельности — инновационных предпринимателей.
Экосистемный подход рассматривает инновационные системы всех уровней (национального, регионального и др.) как динамичную совокупность организаций и институтов вместе с мобильной совокупностью их многомерных внутренних связей. По одной из трактовок, она включает в себя экономических агентов, их взаимоотношения, а также инновационную среду, состоящую из идей, технологий, правил игры, социальных взаимодействий и культуры. Экосистемный подход в инновационной политике выдвигает ряд важных для экономической политики принципов, расходящихся с установками статичной системной модели. Во-первых, если статичные системы могут регулироваться исключительно методом сверху, путем воздействия государства на организации и институты, то экосистема имеет свои, рыночные механизмы саморазвития, т. е. она управляется методом снизу, что создает предпосылки непрерывности инновационных процессов, устраняя избыточное государственное вмешательство. Во-вторых, экосистемный подход делает акцент не столько на самих участниках системы, сколько на характере и динамике их взаимодействий (друг с другом и с потенциальными участниками), подчеркивая, что именно коллаборация, рассматриваемая как горизонтально-сетевая среда коммуникаций между всеми секторами и организациями, обеспечивает создание и диффузию потоков знаний, преобразование этих потоков в инновации и дальнейшее распространение новшеств по всей экономике. Хотя экосистемы, в отличие от систем, никак не связаны пространственными границами, коллаборация участников сетей происходит на конкретных территориях и связана с фактором локализации инновационных процессов. Важность этого фактора раньше других осознали в Финляндии и Швеции, где уже в начале 1990-х гг. методом снизу начали создаваться региональные инновационные системы, основанные на сетевых взаимодействиях. В последующие годы скандинавские идеи широко распространились по всем странам ОЭСР, которые адаптировали их к своей национальной и региональной специфике. Аналогичного подхода к организации инновационных процессов придерживаются и эксперты Всемирного банка. Другими словами, для запуска инновационной модели роста экономике нужна не только современная инфраструктура (научные центры, технопарки, институты развития и др.), но, прежде всего горизонтально-сетевая среда коммуникаций между всеми секторами и организациями или коллаборация. Наличие такой среды способствует самообразованию различных инновационных экосистем, совокупность которых формирует инновационный ландшафт территории, где на базе переплетения различных сетевых сред зарождаются и циркулируют мощные потоки новых знаний [13]. В XXI веке мир переходит к новому, сетевому укладу, основанному на динамичных горизонтальных взаимодействиях, а мировая экономика и все ее подсистемы стратифицируются в сетевые кластерные структуры — гораздо более гибкие, чем модель иерархии, и одновременно более интегрированные, чем модель рынка. Усложнение строения и повышение пластичности систем призвано придать им способность к саморазвитию на базе непрерывных обновлений, т.е. сделать экономический рост инновационно ориентированным, а соответственно, и более устойчивым.
Лежащая в основе инновационной экосистемы модель «тройной спирали» предполагает наличие трех элементов: наука, производство и государство.
В обществе, основанном на инновациях и научных знаниях, должна быть усилена роль университетов во взаимодействиях с государством и бизнесом. Это определено тем, что отличительно особенностью инновационного развития России является доминирующая роль в исследованиях и научных разработках университетов, а не отраслевых и корпоративных научных центров. Кроме этого для создания инновационной экосистемы необходимо наличие предприятия мирового уровня, позволяющего коммерциализировать данные научные разработки. Успешная инновационная экосистема нацелена на коммерциализацию инноваций [10]. Инновационные экосистемы построенные на коллаборации, считаются успешными инновационными экосистемами. В основе успешной экосистемы лежит сетевая организационная структура. В современной экономике наиболее положительно себя зарекомендовала сетевая кластерная модель. Роль государства при формировании инновационной экосистемы в России значительна и распространяется не только на создание мер инфраструктурной поддержки, налоговых и неналоговых льгот, а также на четко выраженную инвестиционную поддержку.
Рассмотрим построение самоорганизующейся инновационной экосистемы в отдельном локально-территориальном образовании Красноярского края ЗАТО г. Железногорск. ЗАТО г. Железногорск входит в число крупнейших городов Красноярского края по численности населения, уступая только Красноярску, Норильску и Ачинску. Эти города составляют территориальное конкурентное окружение ЗАТО Железногорск. Около 3% населения края на начало 2016 года поживают в ЗАТО Железногорск.
В специализации Красноярского края ЗАТО Железногорск занимает положение инновационно-технологического центра. Самая высокая доля затрат на НИОКР в экономике ЗАТО Железногорск и края приходится на космическую промышленность и производство ядерных материалов. В ЗАТО Железногорск с 2011 года функционирует кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск – точка инновационного роста, заметная не только в региональном, но и в национальном масштабе.
На первом этапе создания экосистемы предприятия крупного бизнеса, малого и среднего предпринимательства, а также ВУЗы были собраны в единый кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск. Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск был создан в 2011 году решением рабочей группы «Ядерные технологии» Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Основными направлениями специализации кластера являются космические и ядерные технологии.
Ключевыми продуктами, создаваемыми в рамках кластерной кооперации, являются: производство МОКС-топлива, аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, космические геодезические спутники, космические аппараты, комплексы и системы связи, ретрансляции и телевещания, телекоммуникационное оборудование и технологии завершающей стадии ядерного топливного цикла (технологии бэкэнда), реализуемые в рамках кооперационных проектов ключевых участников кластера
На территории ЗАТО г. Железногорск сформирована системная инновационная инфраструктура предназначенная для развития технологического предпринимательства, включающая необходимые элементы для ускоренного трансфера технологий:
Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск стал одним из лидеров проекта Минэкономразвития России по созданию территориальных инновационных кластеров. За период с 2013 по 2015 гг. общий объем инновационной продукции, произведенной организациями-участниками кластера в рамках кооперации превысил 94 млрд. рублей, было создано дополнительно более 1200 высокопроизводительных рабочих мест. Высокая инвестиционная привлекательность кластера подтверждается объемом привлеченных инвестиций – более 20 млрд. рублей за 3 года.
В 2015-2016 годах в рамках работ по созданию территорий опережающего развития в закрытых городах ядерной отрасли, была сформирована концепция территории опережающего социально-экономического развития ЗАТО г. Железногорск, согласно которой промышленный парк станет ключевой площадкой с льготными условиями для размещения резидентов, т.е. возникли условия и основания для продолжения проекта и создания нового типа локального территориального образования, работающего в зоне особых территориального развития: агломерационного кластера.
Накопленный научно-технологический, кадровый и производственный потенциал при поддержке федеральных ведомств и институтов развития позволил в короткие сроки сформировать в Красноярском крае глобально конкурентоспособный агломерационный кластер «Технополис «Енисей» мирового уровня инвестиционной привлекательности, который будет обеспечивать опережающие темпы экономического роста региона и страны в целом. Основная цель проекта — обеспечение достижения мирового уровня инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности кластера инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск путем формирования глобального инжинирингового центра, являющегося мировым лидером в проектировании систем спутниковой связи и ядерной безопасности и национальным лидером в новой индустриальной платформе, ориентированной на рынки новых технологий и приоритеты Национальной технологической инициативы. Локальная инновационная экосистема ЗАТО г. Железногорск должна стать элементом региональной инновационной экосистемы, обеспечивающей радикальное ускорение перехода знаний «от идеи до рынка». Основным результатом по достижению мирового уровня коммерциализации технологий будет являться формирование в кластере эффективной системы создания технологических компаний с минимальными транзакционными издержками для предпринимателей. Главными источниками технологического предпринимательства станут ВУЗы, которые будут генерировать устойчивый поток бизнес проектов и стартапов в высокотехнологических отраслях. Поток стартапов будет поддерживаться объектами инновационной инфраструктуры и далее масштабироваться на уровне производственной инфраструктуры кластера с выходом на международные рынки.
В качестве системы управления локальной инновационной экосистемы агломерационного кластера предлагается схема, отраженная на рисунке 1.
Рисунок 1 — Схема управления агломерационного кластера
Новую модель управления инновационным кластером развития предлагается осуществить на основе совмещения двух уровней власти. На федеральном уровне предусматривается создание Совета кластера, при этом целесообразно, чтобы Главой совета кластера стало публичное лицо. В состав Совета инновационного кластера предлагается включить представителей федеральных институтов развития, представителей ФОИВ, руководство Красноярского края. Предполагается, что Совет кластера, высший орган управления кластером, наделяется попечительскими функциями.
Ядром управления кластера остается АЭВ «N», управляющая сетью проектных офисов:
Одним из основных инструментов управления реализацией стратегии станет утвержденный Губернатором края приоритетный проект Красноярского края по развитию инновационного кластера и доведения его до мирового уровня инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.
Анализ элементов инновационной экосистемы [6] позволяет выявить функции и задачи каждого уровня. Несмотря на достаточный мировой опыт построения инновационных экосистем, исчерпывающего перечня достаточных условий для обеспечения успеха инновационной экосистемы не существует, так как каждая страна обладает индивидуальными особенностями (климатическими, геополитическими, социокультурными, ресурсными и др.). Каждая страна, территория, корпорация, университет должны определять индивидуальные методы управления формированием и развитием инновационных процессов для достижения успехов в инновационной деятельности. Но, вместе с тем, на основе эволюционного подхода к развитию инноваций известны необходимые условия формирования инновационных экосистем, к числу которых следует отнести: осознание обществом необходимости инновационного развития, выбор стратегических приоритетов, высокий уровень финансирования науки (не менее 4% ВВП в год), высокий (мировой) уровень образования, соответствующее законодательство в области финансирования, налогообложения, учреждения инновационных организаций, а также снижения бюрократических процедур в области инновационного бизнеса, коммерциализации и трансфера технологий.
Анализ моделей проведения исследований и разработок позволяет выявить основные этапы формирования инновационных экосистем:
Как было показано раньше – в основе сетевой организационной структуры управления инновационной экосистемы лежит сетевая модель кластера, потому остановимся на более детальном рассмотрении стратегии развития кластера ЗАТО г. Железногорск трансформированному в агломерационный кластер.
Согласно стратегии, к 2020 году агломерационный кластер должен стать глобальным инжиниринговым центром, инженерно-технологическим ядром страны, мировым лидером в проектировании систем спутниковой связи и ядерной безопасности, национальным лидером новой индустриальной платформы (рисунок 2). В силу происходящих в мире изменений, заключающихся, главным образом, в смене технологической платформы и появлении новых рынков, типов бизнеса, развитии цифровых технологий, в кластере возникает необходимость в расширении направлений развития (специализации) базовых компаний кластера и вовлечении новых быстро растущих компаний, ориентированных на новые формирующиеся технологические рынки.
К 2020 году кластер должен достичь мирового технологического лидерства в создании систем спутниковой связи и ядерной безопасности, а также стать частью глобальных производственных цепочек на рынках новой индустриальной платформы.
Состав участников кластера будет расширен за счет крупнейших высокотехнологичных предприятий Красноярска.
Рисунок 2 — Структурная модель кластера к 2020 году
Наличие в кластере точек инвестиционной привлекательности, в первую очередь, создаваемой территории социально-экономического развития, а также мощная технологическая база и уникальные инженерно-технологические компетенции, обеспечат привлечение инвестиций мирового уровня и технологическое лидерство на глобальных рынках, в том числе на рынках НТИ АэроНэт, ТехНэт, ЭнерджиНэт.
Институциональным условием для реализации данной модели будет инновационная среда, одна из наиболее развитых в стране, для поддержки предпринимательской активности, благоприятный бизнес-климат, в том числе сервисы и инфраструктура для экспортного роста и маркетинга территории.
Для достижения мирового лидерства в изменившихся и сверхконкурентных условиях в стратегических отраслях России – космической и ядерной отрасли, требуется интеграция новых технологических платформ на базе ключевых компаний кластера с учетом накопленного опыта и сложившихся компетенций:
Усилению позиции кластера на международном уровне также будет способствовать формирование новой для региона специализации по следующим направлениям новой индустриальная платформы: новые материалы, инжиниринг, большие данные, интернет вещей, системы навигации и ГИС, беспилотные летательные аппараты, аддитивные технологии, информационно-коммуникационные технологии, новая энергетика. В новых направлениях кластер должен будет занять позицию центра уникальных компетенций и экспортера инженерных услуг национального уровня. Институциональными условиями для реализации данной модели будет одна из наиболее развитых в стране инновационная среда для развития предпринимательской активности, благоприятный бизнес-климат, включая сервисы и инфраструктуру для экспортного роста и маркетинга территории. Заданная целевая структурная модель предполагает рост числа участников, так и пересмотр территориальной модели кластера – с соответствующим существенным расширением территории реализации кластерных проектов и инициатив. В 2016 году произошло существенное расширение спектра участников и партнеров кластера. Происходит включение новых технологических компаний, инновационных институтов, объектов поддержки науки и инноваций, вовлечение в кооперацию внешних участников, институтов развития и фондов.
Для установления кооперационных связей и перетока знаний и технологий из зоны концентрации ресурсов в инженерную зону с последующим их масштабированием и выводом на внешние рынки стратегического значения и рынки новой технологической платформы в кластере, помимо созданных объектов мягкой и жесткой инновационно-технологической инфраструктуры, будет сформировано единое коммуникационное пространство.
Результатом реализации проекта станет существенный рост экономики агломерационного кластера, что видно из таблицы 1.
Таблица 1 — Ключевые показатели эффективности реализации стратегии кластера
Наименование показателя | Целевое значение показателя на 2020 год |
Рост выработки на одного работника организации -участника инновационного кластера (по сравнению с 2016 г.), % | 30 |
Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации имеющихся рабочих мест, в организациях- участниках инновационного кластера, штук | 5000 |
Объем инвестиций из средств внебюджетных источников, привлеченных в развитие инновационного кластера за период с 2016 по 2020 гг., млрд. руб. | 20 |
Объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполненных совместно двумя и более организациями-участниками инновационного кластера, либо одной или более организацией -участником совместно с иностранными организациями, за период с 2016-2020 гг., млрд. руб. | 5 |
Рост числа международных патентов на изобретения в организациях-участниках инновационного кластера (по сравнению с 2016 г.), в разах | 3 |
Число технологических стартапов, получивших инвестиции, штук | 120 |
Увеличение совокупной выручки от продаж компаниями инновационного кластера несырьевой продукции на экспорт, в разах | 3 |
Экспертная оценка перспектив развития агломерационного кластера позволяет сделать вывод, что в пределах Красноярской городской агломерации, ЗАТО г. Железногорск укрепляет свои позиции как инженерное ядро кластера и перспективная зона локализации технологических индустриальных проектов, при этом г. Красноярск выступает территорией концентрации ресурсов для научного, технологического роста, а также рынков потребления.
В работе рассмотрена зона особого территориального развития – ЗАТО г. Железногорск. В процессе исследования было выявлено, что для создания самоорганизуемой инновационной экосистемы необходимо наличие на территории университетов, как источника новых знаний и перспективных исследований, и предприятий, обладающих высокотехнологичными производствами и компетенциями, способными коммерциализировать эти исследования. Еще одним условием является наличие организационной сетевой структуры управления, способной объединить данные направления. Отсутствие в ЗАТО г. Железногорск университетов, обладающих новыми знаниями и перспективными исследованиями, заставляет выстроить коллаборацию предприятий с университетами г. Красноярска в рамках агломерации. Организационная структура управления представлена АЭВ «N», концентрирующим в себе функции управления инновациями, трансфера технологий, коммерциализации и управления малым и средним бизнесом. Центр технологического предпринимательства представлен промышленным парком, в перспективе на базе которого будет создана Территория социально-экономического развития.
Для адаптации к институциональным и рыночным изменениям на региональном, федеральном и международном уровне на следующем этапе развития должна произойти трансформация кластера в лидера инвестиционного роста мирового уровня, формирующего новую экономику Красноярского края на основе открытой инновационной экосистемы со специализацией на рынках новой индустриальной платформы и передовых производственных технологий. Для достижения поставленной цели и осуществления перехода на следующий этап развития кластеру предстоит расширить направления технологической специализации; сформировать цепочки от разработок до массового производства, обеспечив их недостающей инфраструктурой и сервисами; провести отработку эффективной инвестиционно-правовой системы кооперации крупных технологических компаний и малого и среднего в совместных НИОКР-проектах и ГЧП; выстроить эффективную экосистему «наука – технологии – инновации», направленную на рост предпринимательства и экспортных высокотехнологичных компаний; отработать вовлечение детей и молодежи в инженерную и инновационную деятельность, а также сконцентрировать федеральные ресурсы на проектах новой экономики края. Реализация данного проекта наиболее эффективна для зон особого территориального развития.
Библиографический список:
Bibliography: