Главная страница » Публикации » №1 (5) » Управление качеством как способ развития экономики региона

Управление качеством как способ развития экономики региона

Quality management as a way of economic development of the region

Авторы

Зенков А.Н.
Россия, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
zenkov@mail.ru

Аннотация

Корректирующие и предупреждающие действия в соответствии с международным стандартом качества серии ISO осуществляются с целью устранения фактических и потенциальных проблем в области качества. Создав функционирующую систему корректирующих / предупреждающих действий, можно эффективно управлять качеством, продукции или услуг, на любом этапе производства, и на предприятиях любой сферы деятельности. Это положительно отразиться на развитии не только хозяйствующего предприятия, но и на экономическом развитии всего региона в целом.

Ключевые слова

регион, корректирующие действия, предупреждающие действия, качество, предприятия

Рекомендуемая ссылка

Зенков А.Н.

Управление качеством как способ развития экономики региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (5). Номер статьи: 504. Дата публикации: 25.03.2006. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/504/

Authors

Zenkov A.N.
Russia, Novgorod State University. Yaroslav the Wise
zenkov@mail.ru

Abstract

Corrective and preventive actions in accordance with international quality standards of ISO performed in order to eliminate actual and potential problems in quality. By creating a functioning system of corrective / preventive actions, we can effectively manage the quality of products or services at any stage of production and businesses of any sphere of activity. This is a positive impact on the development of not only an economic enterprise, but also the economic development of the region as a whole.

Keywords

region, corrective actions, preventive actions, quality, business

Suggested Citation

Zenkov A.N.

Quality management as a way of economic development of the region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (5). Art. #504. Date issued: 25.03.2006. Available at: https://eee-region.ru/article/504/ 

Print Friendly, PDF & Email

На современном этапе развития Российской экономики для эффективного функционирования и развития предприятий региона, а, следовательно, и всей региональной экономики, необходим выпуск продукции или оказание услуг высокого качества, что невозможно без мер корректирующих и предупреждающих действий, направленных на поддержание качества.

Корректирующие и предупреждающие действия в соответствии с международным стандартом качества серии ISO осуществляются с целью устранения фактических и потенциальных проблем в области качества. Корректирующее действие — это действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации [1]. Предупреждающее действие — это действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации [2].

Процедура выработки и проведения корректирующих / предупреждающих действий (далее К/ПД) принципиально включает следующие основные действия:

  • выявление и регистрация проблем, обусловленных выявленными несоответствиями;
  • анализ проблем в области качества, определение и исследование причин появления несоответствий;
  • определение необходимых и достаточных мероприятий по корректирующим и предупреждающим действиям с целью устранения причин появления несоответствий и предотвращения повторного их возникновения;
  • документирование и регистрация планируемых К/ПД;
  • исполнение К/ПД;
  • контроль исполнения К/ПД и регистрация результатов данного контроля;
  • оценка результативности выполненных К/ПД.

Анализ проблем в области качества предшествует определению и проведению К/ПД. Результат анализа предусматривает определение причин возникновения проблемы, следствием влияния которых являются выявленные, либо потенциально предполагаемые несоответствия.

Несоответствия, в зависимости от сферы их проявления, классифицируются на несоответствия продукции или услуг, несоответствия деятельности или процесса или несоответствия организации, системы, свойств отдельного лица или любой комбинации из них.

Причины фактически выявляемых несоответствий могут быть в различных сочетаниях и могут находиться в различных областях. Следует заметить, что причины не всегда представляются явными и однозначными. Глубина анализа должна быть достаточной для определения всего комплекса причин появления несоответствий и установления логических взаимосвязей между ними, что необходимо для назначения действенных корректирующих и предупреждающих действий, исключающих повторное проявление и влияние ранее установленных причин. В случае невозможности установить какую-либо причину однозначно, следует аргументировано определить предположительную причину. В дальнейшем, при разработке корректирующих действий следует направить действие против данной причины, а также разработать мероприятия, приводящие к однозначному определению ранее предполагаемой причины с дальнейшей целью окончательного и результативного решения проблемы.

Анализ может проводится как конкретным должностным лицом, так и группой лиц в ходе совещания. Но в любом случае анализ должен быть документирован.

Для выработки и проведения К/ПД с целью устранения фактических и потенциальных несоответствий в области качества, на основе стандартов качества ГОСТ Р ИСО 9001:2001 и МС ИСО 9001:2000, можно построить алгоритм, представленный на Рисунке 1.

2_002

Рисунок 1. Алгоритм проведения К/ПД.

Порядок осуществления управления разработкой и проведением К/ПД на основе алгоритма:

  • Извещение руководителя подразделения, в котором обнаружено несоответствие, о выявлении несоответствия.
  • Оценка весомости несоответствия с целью определения целесообразности его регистрации.
  • Принятие решения: Причина несоответствия проста, единична, случайна, и оперативно устранима? В зависимости от ответа на данный вопрос происходит дальнейшее движение по алгоритму.
  • Оперативное устранение причины несоответствия.
  • При невозможности оперативно устранить причину несоответствия, производится регистрация несоответствия в рабочем журнале руководителя.
  • Принятие решения: Причины несоответствия находятся исключительно в подчиненной сфере управления?
  • Анализ несоответствия, определение причин, выбор адекватных К/ПД определение срока их исполнения.
  • Руководителем подразделения проводится К/ПД с использованием предоставленных ему полномочий.
  • Контроль исполнения К/ПД на предмет адекватности запланированным. Выполнение записей о проведении данных К/ПД.
  • Принятие решения: Результат проведения К/ПД результативен?
  • Выполнение записи об оценке результативности К/ПД в рабочем журнале.
  • Подготовка информации и запроса высшему руководителю, в сфере управления которого находится выявленное несоответствие, на предмет необходимости проведения К/ПД.
  • Согласование вышеуказанных документов с высшим руководителем.
  • Направление вышеуказанных документов высшему руководителю с занесением соответствующей регистрационной записи в рабочий журнал.
  • Рассмотрение проблемы высшим руководителем.
  • Принятие решения: Причины несоответствия находятся исключительно в подчиненной сфере управления?
  • Определяется круг руководителей и специалистов, деятельность которых связана с решением проблемы.
  • Совещание руководителей и специалистов с целью определения комплекса необходимых К/ПД.
  • Определяется круг высших руководителей для решения проблемы и согласование с ними возможности ее решения;
  • Совещание соответствующих руководителей и специалистов с целью определения комплекса необходимых К/ПД.
  • Оформление протокола совещания секретарём совещания.
  • Регистрация и рассылка протокола совещания исполнителям К/ПД.
  • Исполнителями, назначенными на совещании, производится выполнение К/ПД с оформлением записей по полученному результату.
  • Контроль исполнения К/ПД с оформлением записей по результату.
  • Принятие решения: Несоответствия устранены?
  • Проверка результативности исполнения К/ПД.
  • Принятие решения: Проведенные К/ПД результативны?
  • Проверка наличия всех записей по окончанию проведения К/ПД и информирование представителя руководства в случае негативного результата данной проверки;
  • Представитель руководства принимает меры по восстановлению недостающих записей и осуществляет личный контроль исполнения;
  • Руководитель подразделения, в котором на первом этапе было выявлено несоответствие, представляет в отдел управления качеством зарегистрированные данные о К/ПД.

Создав функционирующую систему корректирующих / предупреждающих действий, можно эффективно управлять качеством, продукции или услуг, на любом этапе производства, и на предприятиях любой сферы деятельности. Это положительно отразиться на развитии не только хозяйствующего предприятия, но и на экономическом развитии всего региона в целом.

Литература:

  1. ГОСТ Р ИСО 9000:2001, п.3.6.5
  2. ГОСТ Р ИСО 9000:2001, п.3.6.4

References: 

  1. ISO 9000:2001, p.3.6.5
  2. ISO 9000:2001, p.3.6.4

Еще в рубриках

Региональная экономика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *