Кластерная стратегия регионального развития: сущность, преимущества, практика институционального обеспечения
Cluster strategy of regional development: essence, the benefits of the practice of institutional support
Авторы
Аннотация
На современном этапе развития национальной экономики наиболее актуальным вопросом остается вопрос повышения экономической самодостаточности регионов, усиления их конкурентных позиций, как на национальном рынке, так и с перспективой выхода на международные рынки. При этом динамический характер региональным хозяйственным процессам придает инновационно-инвестиционный механизм функционирования территориальной производственной системы, проблема формирования которой превращается в проблему обеспечения экономического роста территорий. В данном аспекте статья посвящена комплексному анализу системы реализации кластерной стратегии инвестиционной динамики региональной экономики. Автором выявлены и обоснованы ключевые преимущества в использовании кластерного подхода и определены важнейшие системные элементы кластеризации экономики. В результате обобщения мирового опыта кластерной организации территориальных хозяйственных комплексов обозначены институциональные детерминанты кластерной составляющей регионального развития.
Ключевые слова
Кластерная стратегия, кластерная стратегия регионального развития, кластеризация, региональный кластер, кластерная организация региональной экономики, кластерные предпринимательские структуры. институциональное обеспечение кластеров
Рекомендуемая ссылка
Кластерная стратегия регионального развития: сущность, преимущества, практика институционального обеспечения// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4846. Дата публикации: 20.12.2016. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4846/
Authors
Abstract
At the present stage of development of the national economy the most important issue is the question of increasing the economic self-sufficiency of regions, enhance their competitive position, both in the national market, and with the prospect of access to international markets. This dynamic nature of regional economic processes attached to innovation and investment mechanism for the functioning of the territorial production system, the problem of the formation of which is transformed into a problem of economic growth areas. In this aspect of the article is devoted to the analysis of complex systems implementing the cluster strategy of the investment dynamics of the regional economy. The author identified and justified in the use of the key advantages of the cluster approach and identify the most important elements of the economy system clustering. As a result of generalization of world experience of cluster organization of regional economic complexes designated institutional determinants of cluster component of regional development.
Keywords
The cluster strategy, cluster strategy for regional development, clustering, regional cluster, cluster organization of the regional economy, cluster business structures
Suggested Citation
Cluster strategy of regional development: essence, the benefits of the practice of institutional support// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Art. #4846. Date issued: 20.12.2016. Available at: https://eee-region.ru/article/4846/
Введение
Преобразования российской экономической действительности, наблюдаемые последние десятилетия, указывают на ярко выраженную тенденцию регионализации отечественной экономики. Экономика региона как подсистема национальной хозяйственной системы является стратегически важным макроэкономическим объектом внимания со стороны государственной экономической политики, в том смысле, что характеризует стартовый потенциал для обеспечения ускоренных темпов экономического роста. В данной связи, наибольшей актуальностью обладают вопросы повышения экономической самодостаточности регионов, усиления их конкурентных позиций, как на национальном рынке, так и с перспективой выхода на международные рынки. Весомым аргументом в пользу обеспечения динамического характера региональным хозяйственным процессам становится инновационно-инвестиционный механизм территориальной производственной системы, проблема формирования которой превращается в проблему экономического роста. В контексте современных тенденций проблема региональной самостоятельности и адаптивности к изменяющимся условиям лежит в плоскости построения кластерного режима инвестиционного развития мезоэкономики и приобретает, в силу этого, статус основного вопроса системы регионального управления, поскольку на региональном уровне он трансформируется в вопрос рационального соотношения абсолютных и относительных конкурентных преимуществ регионального производства [11].
Огромное внимание к методологическим аспектам реализации кластерного подхода оправдано в связи с обозначившимся проблемным блоком региональной составляющей системы государственного управления как многоуровневого процесса, направленного на реорганизацию и переориентацию территориального хозяйственного комплекса, — ограниченность инструментария воздействия на основные макроэкономические и вспомогательные мезаэкономические параметры региональной экономики. Речь идет о практических аспектах реализации региональной экономической политики, как идеологического ядра решения проблем инновационного развития базового промышленного комплекса отдельных территорий. Обозначившаяся тенденция расширения и одновременно совершенствования социально- и экономически ориентированных подходов к регулированию рыночно-производственной надстройки региона, тесно связана с широко представленным в международной практике опытом использования кластерной технологии.
Обоснование экономических преимуществ кластерной стратегии развития региона
Кластерная стратегия – это важнейший инструмент повышения конкурентоспособности, как отдельных предприятий регионов, так и целых территорий. Отправной точкой формирования и организационной поддержки региональных кластеров является наличие такой институциональной среды, в рамках которой будет получен максимальный результат от действия синергетического и агломерационного эффектов, связанных с использованием кластерной технологии взаимодействия предприятий инновационно-образовательной, государственно-управленческой и частно-производственной среды. В рамках такого взаимодействия его участники получают видимые экономические изменения, проявляющиеся в расширении производственных возможностей (доступность ресурсов), снижении трансакционных затрат, повышении общей производительности факторов производства, расширение стратегических компетенций компаний в сфере управления, маркетинга, финансов, способствующих экономизации в использовании ресурсов и средств управления, что в совокупности позволяет достичь необходимых конкурентных преимуществ[10]. При этом соответствующий уровень функциональности промышленных кластеров – региональный, на базе которого и должна разрабатываться и реализовываться полноценная кластерная экономическая политика территории.
Локализация экономического пространства, участники которого находятся в четко прослеживаемой интеграционной зависимости, позволяет создать устойчивый непрерывающийся характер взаимодействий, направленных на усиление конкурентных позиций каждого участника и региона в целом[2]. Субъекты такого взаимодействия поставлены в жесткие рамки технологической, социальной и экономической ответственности перед другими участниками объединения. Это создает эффект корпоративного единства в отношении эффективного использования ресурсов и определения инвестиционно перспективного технологического множества, маркетинговой стратегии реализации готовой продукции [5].
Кластеризация выступает процессом, обеспечивающим консолидацию разнородных элементов общественной системы на локальном уровне и раскрывающим внутренний региональный потенциал вертикальной и горизонтальной интеграции. Тем самым, региональный кластер выступает той пространственной экономической формой, возникшей в рамках неформального объединения нескольких организаций, посредством которой достигается необходимая концентрация производственной, управленческой, информационной инфраструктуры с целью обеспечения высокоуровневой конкурентоспособности внутри регионального продукта.
Кластерная организация региона позволяет на основе вертикальной интеграции создать наиболее оптимальную комбинацию как общих, так и интерспецифических ресурсов и обеспечить их эффективную технологическую трансформацию в новый конкурентный продукт. Таким образом, объединение субъектов региональной экономики в кластеры формирует не спонтанную концентрацию разнообразных технологических изобретений, а строго ориентированную систему распространения новых знаний, технологий и инноваций [1]. Это позволяет участникам кластера стабильно поддерживать инновационно-инвестиционный режим своей хозяйственной деятельности, превращая собственные технологические преимущества в конкурентные преимущества региона.
Ресурсы и их спецификация определяют сравнительные преимущества региона и демонстрируют субъектное разнообразие хозяйствующих институтов различных организационно-правовых форм. В этом случае конкурентоспособность определяется, как возможность субъекта хозяйственной деятельности занять свою нишу на рынке товаров (услуг), посредством опережающего снижения общественно-необходимых затрат. А значит, речь идет о самой возможности производить рыночно адаптивную продукцию, отвечающую всем требованиям конкурентоспособного рынка [7]. Именно поэтому одним из важнейших аспектов реализации региональной экономической политики становится формирование внутри региональной кластерной структуры на основе территориальной специализации [8].
Системные признаки кластерных производственных структур
Региональные производственные структуры кластерной организации – динамичные по своей природе системы и потому крайне неустойчивые, воплощающие в себе противоречивое единство общеэкономической устойчивости и локальной нестабильности (вариативности в достижении результата). Экономическая логика текущих хозяйственных процессов навсегда связывает такие два понятия как «неустойчивость» и «динамическое развитие», превращая их в обязательные условия инвестиционного или в более прогрессивном варианте — инновационно-инвестиционного расширения производства. Реализация кластерной стратегии функционирования региональной хозяйственной системы предполагает высокую концентрацию энергии веществ и труда, а также высокопроизводительных средств производства, что нарушает равновесный режим внутри самой системы. В итоге прежние взаимосвязи между элементами системы разрушаются и возникают новые отношения и кооперативные связи, активирующие процессы самоорганизации и координации. Эти процессы обусловлены влиянием множества внешних факторов на региональные подсистемы, которые запускают механизмы адаптивности внутри региональных хозяйственных процессов, в рамках которых статичность параметров сменяется динамичностью, стабильность нестабильностью, равновесие неравновесностью и это взаимообратная тенденция [9]. Отсюда системными характеристиками кластеров являются разупорядоченность, дифференциация, неустойчивость, неравновесность, нелинейность, гибкость структурных связей.
Кластеры в этом смысле уникальные пространственно-распределенные экономические и, одновременно, социальные полифункциональные общественно-производственные структуры. Во-первых, они представляют собой совершенные информационные системы, в рамках которых осуществляется эффективное распределение знания, посредством неформальной коалиции разнородного состава субъектов, что мобилизует процессы передачи (организационного, научного, аналитического, технологического) опыта в данном сегменте хозяйственной деятельности. Во-вторых, пространственная локализация территориально связанных предприятий — все они участники единой географически определяемой комбинации факторов производства, что обуславливает их независимость, вертикальную автономию региональной кластерной структуры. В-третьих, это инновационная система, в рамках которой осуществляется постоянная адаптация за счет технологической «эксцентричности», нестабильности, гибкости разнородных элементов кластеров, в аспекте восприимчивости к инновационным формам самореализации.
Элементная однородность кластеров обеспечивает технологически замкнутую сетевую структуру, с встроенными внутренними стабилизаторами, связывающими в единый экономический организм его элементы и удерживающими их в территориально обозначенной кластерной среде. Эти же стабилизаторы обеспечивают подвижность как внутриорганизационной структуры инновационного кластера (реакция на изменения во внешней среде), так и его границ (свободный вход и выход из кластера)[4].
Высокий экономический потенциал кластерного подхода в области стимулирования регионального развития доказывает богатый мировой опыт кластеризации национальной экономики. Систематизация используемых инструментов кластерного развития в системе зарубежного регулирования региональных производственных анклавов позволяет выделить следующие системные признаки кластерной структуры экономики.
Во-первых, сетевые формы взаимодействия (отсюда понимание кластера – как устойчивой технологической и организационной сети), которые основаны на совместной информационной базе, единой управленческо-организационной инфраструктуре сопровождения трансакционного как внутри-, так и межрегионального взаимодействия.
Во-вторых, расширенная внутрикластерная специализация предприятий, которая создает дополнительные конкурентные преимущества, выраженные совокупностью взаимообусловленных экономических эффектов. Самым очевидным из которых является эффект снижения затрат на инновационную деятельность в совокупности с эффектом сокращения инновационного цикла на внедрение инноваций.
В-третьих, гибкость кластерных предпринимательских структур, которая, в свою очередь, обеспечивает активизацию инвестиционных точек роста региональной хозяйственной системы, в том числе инновационной направленности. Главным образом, благодаря внутренней кооперации факторов производства, открывающей доступ предприятиям конкретной предпринимательской ниши к капиталу и высокопрофессиональному труду региональных лидеров территориального промышленного комплекса[6]. Речь идет, в том числе, об активном трансфере комплекса специальных знаний от специалистов разного уровня к субъектам предпринимательской деятельности, который распространяется не только внутри отдельного сектора хозяйственной деятельности (отрасли), но и выходит за его пределы, приобретая межсекторные (межотраслевые) масштабы. Это позволяет достичь конкурентоспособности кластера на глобальных рынках.
В-четвертых, частно-государственное взаимодействие в области создания и поддержки сетевых компетенций в форме четких правил по установлению, направленности и характеру связей между компаниями-участниками кластера.
Обобщение зарубежного опытa реализации кластерной стратегии регионального развития
Международный опыт показывает, что кластеры образуются в рамках усиления взаимосвязей между локальными промышленными группами, образовательными и научными институтами и региональными ответвлениями государственных управленческих институтов (Министерства экономики, финансов и промышленности).
Так, немецкая и итальянская кластерные модели характеризуются особой ролью государства в стимулировании кластерной организации экономики и региональной сегментации. Экспозиция кластерно-ориентированной региональной политики государства такова, что она определяет «сети компетенций», представляющие собой четко обрисованные государством принципы сетевого взаимодействия. Согласно этим принципам, связанные кластерные субъекты должны придерживаться единого стратегического подхода; все члены инновационной производственной цепочки (включая образовательные и исследовательские учреждения, предприятия сферы услуг и разных стадий производственного цикла по созданию готового продукта) должны быть взаимосвязаны; решающая роль придается междисциплинарному и кооперативному характеру взаимодействий [12].
Основным институтом, ответственным за развитие промышленных кластеров на федеральном уровне Германии, является частное агентство «Союз немецких инженеров» (Verein Deutscher Ingeneure), которое проводит экспертизу «сети компетенций» и отбирает те из них, которые соответствуют установленным критериям. Результаты такого отбора должны получить поддержку объединенным комитетом, в который входят представители федеральных земель, городов, федеральных министерств, предприятий и исследовательских организаций. Это позволяет создать устойчивую институциональную платформу интеграции межсубъектных интересов в рамках данной регионально обозначенной хозяйственной общности.
Интересен уникальный опыт организационно-правового механизма поддержки кластеров Франции, где под эгидой «Правительственного комитета по повышению конкурентоспособности» созданы и развиваются так называемые «полюса конкурентоспособности», включающие финансовые (субсидии, льготные ставки кредитования, налоговые преференции) и социальные (облегчение социального бремени) инструменты, а также поддержку со стороны «Национального агентства стимулирования научных разработок» и «Банка развития малого и среднего бизнеса». Создание кластерных структур на базе «полюсов конкурентоспособности» позволяет обеспечить интеграцию между производственным, инновационным и финансовым секторами в масштабах региональной хозяйственной подсистемы в рамках бизнес-научного партнерства, итогом развития которого в долгосрочной перспективе становятся промышленно интегрированные научные институты национального уровня. Инновационные разработки, полученные в рамках скоординированного сотрудничества субъектов предпринимательской и исследовательской инициативы, превращают ресурсы промышленного регионального комплекса в интерспецифические ресурсы, а продукт её деятельности в уникальный продукт, служащий предметом межрегиональной конкуренции кластера. Тема самым, локальные самодостаточные производственные сети становятся глобальными производственными сетями, что проявляется в экспортной ориентированности компаний промышленного кластера.
Эмпирически обусловлено, кластеры региональной локализации усиливают инвестиционный потенциал хозяйственного комплекса в границах данной территории, превращая его в стратегического лидера экономического развития страны с точки зрения повышения конкурентоспособности национального продукта на глобальных рынках[3].
Подтверждением данного тезиса служит практика институционального обеспечения промышленных кластеров Финляндии, в которых создается основной объем добавленной стоимости национального продукта. Системную роль в общей кластеризации финской экономики играет высокая степень кооперации между отдельными кластерами. Так, наиболее широкомасштабным кластером страны является лесной кластер, кластерный режим функционирования которого, в свою очередь, поддерживают машиностроительный и химический промышленные кластеры. Тесная межкластерная интеграция территорильно автономных отраслей обеспечивает видимый экономический эффект, когда Финляндия, обладающая только 0,5 % мировых лесных ресурсов, производит примерно 5 % объема мирового производства продукции деревообрабатывающей промышленности.
Особенностью финских кластеров является тотальная интернационализация в виду того, что малая экономика Финляндии не может обеспечить самостоятельный стабильный спрос на внутреннем рынке. Поэтому институционально выделяются те организации, которые обеспечивают максимальную открытость и ориентированность компаний промышленного кластера на экспорт. Такие организации, как правило, являются структурными подразделениями ведущих предприятий кластера или тесно взаимодействуют с ними.
Примером успешного применения кластерной стратегии регионального развития является и экономика Южной Кореи. Наиболее ярким примером южнокорейской кластеризации является кластер электроники в Куми, с лидирующей компанией в данном сегменте LG Electronics.
Институциональное обеспечение кластерных инициатив в Южной Корее осуществляют сотни экономических институтов и агентств регулятивного и координационного свойства, среди которых торговые агентства, страховые компании, государственные и частные образовательные учреждения, промышленные ассоциации, технические и административные консультационные фирмы, транспортные компании. Все эти институты ориентированы на удовлетворение спроса на упрощенный торговый режим реализации кластерного продукта; на обеспечение экономической безопасности работы кластера; на трудовое и налоговое администрирование; на специалистов необходимой квалификации; на кластерно ориентированные ресурсы.
Тем самым, режим поддержания кластерной стратегии развития территорий невозможен без институциональной поддержки регулирующих и координирующих институтов федерального и регионального уровня, создающих и усиливающих устойчивые организационные, технологические, трансакционные, информационные, инновационные мультиотраслевые региональные взаимосвязи в рамках единого географически связанного экономического пространства.
Заключение
Кластерная организация региональной экономики подразумевает создание сетевой формы взаимодействия между хозяйственными единицами, включенными как в горизонтальные, так и вертикальные общественно-производственные отношения. Таким образом, кластерная стратегия регионального развития состоит в обеспечении устойчивого единства фундаментальной науки, инженерного сектора проектно-конструкторских разработок, сектора высокотехнологичного производства, финансовой и организационной инфраструктуры и институтов государственного регулирования различного уровня, в рамках которого возникает координационный механизм, обеспечивающий техническое перевооружение промышленности кластера. Только в рамках заданной взаимосвязи формируются комплексные производственно-технологические пакеты для принятия выгодных инвестиционных решений, направленных на развитие перспективных наукоемких производств, усиливающих мультипликативный эффект развития экономики региона и обеспечивающих устойчивость региональной экономики в системе национального рынка.
Базисным условием реализации сетевой формы взаимодействия является его устойчивость, непрерываемость, частота. Реализация этих условий, в свою очередь, требует институциональной поддержки такой кластерно организованной экономической структуры региональной хозяйственной системы со стороны координационно-регулятивных институтов, в качестве которых могут выступить федеральные и профессиональные ведомства, союзы, объединения, научно-образовательные организации и др.
Библиографический список.
- Аркин П., Власенко М. Развитие промышленных кластеров: мировые тенденции и Россия.// Проблемы современной экономики. – 2012. — №1. – С.103-104.
- Бареев Т. Понятие и основные черты кластера. // Экономические науки. – 2012 — № 8.- С.106.
- Быстров Г., Гайнутдинов Э. Институционализация кластерных инициатив в России.// Вестник российского экономического университета им. Г.В.Плеханова. -2014. — №11(77). – С.107.
- Костенко О. Состав и структура стратегии развития кластера: пирамида стратегий.// Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 9(74).- С.641.
- Куркудинов Е. Кластерный подход как технология управления экономическим развитием региона.// Экономические науки. — 2010.- № 10(71).- С.171-172.
- Портер М. Конкуренция / пер. с англ. О.Л. Пелявского [и др.]. — М., 2005. — С. 258.
- Прокопенко З. Кластерная детерминанта регионального развития.// Terra Economicus. – 2013. – Т.11- №4.- С.185-186.
- Столыпина П., Черников Е. Использование кластерного подхода при реализации региональной политики // Региональная экономика: теория и практика. — № 1 (136). — С. 37.
- Терешин Е. Кластеры – феномен нелинейных процессов и сетевых структур. //Вопросы экономики и права. – 2011. — № 1.- С. 143.
- Шамьенова Г., Найденов М. Теоретические аспекты формирования инновационных стратегий кластерного развития регионов.//Инновационная деятельность. – 2016. — № 1(36) – С.68-69.
- Хамел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. — М.: Олимп-Бизнес, 2002.
- Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. – М.: НИИ ГУ ВШЭ. 2010. — С. 264.
References
- Arkin P., Vlasenko M. Development of industrial clusters: global trends and Russia .// Problems of Modern Economics. — 2012. — №1. – p.103-104.
- Bareyev T. Definition and main features of the cluster. // Economics. — 2012 — № 8.- p.106.
- Bystrov G., Gainutdinov E. Institutionalization of cluster initiatives in Russia .// Bulletin of the Russian Economic University Plekhanov. -2014. — №11 (77). – p.107.
- Kostenko O. Composition and structure of the cluster development strategy: strategies pyramid .// Economy and Entrepreneurship. — 2016. — № 9 (74).- p.641.
- Kurkudinov E. The cluster approach as a management technology of economic development of the region .// Economics. — 2010.- № 10 (71).- p.171-172.
- Porter M. Competition / per. from English. O. Pelyavskogo [et al.]. — M., 2005. p. 258.
- Prokopenko Z. Cluster determinant of regional development. // Terra Economicus. — 2014. – T.11.-№4.- p.185-186.
- Stolypina P., Chernikov E. Using the cluster approach in the implementation of regional policy. // Regional economy: theory and practice. 2010. — № 1 (136). — p. 37.
- Tereshin E. Clusters — a phenomenon of non-linear processes and networks. // Problems of Economics and Law. — 2011 — № 1.- p.143.
- Shamenova G., Naydenov M. Theoretical aspects of the formation of innovative strategies for cluster development of regions .// Innovation. — 2016. — № 1 (36) — S.68-69.