К вопросу об оценке эффективности региональной экономической политики (экологический аспект)
To the question of regional policy efficiency assessment (environmental aspect)
Авторы
Аннотация
Целью статьи является определение приоритетных направлений совершенствования механизма оценки эффективности региональной политики. В статье рассмотрены подходы к определению и структуре региональной политики. Уточнено понятие региональной политики. Проведен анализ подходов к оценке эффективности региональной политики. Обосновано влияние экологических факторов на эффективность региональной политики. Определены приоритетные направления совершенствования механизма оценки эффективности региональной политики в разрезе экологического аспекта развития.
Ключевые слова
региональная политика, устойчивое развитие, эффективность, экологические факторы, механизм оценки эффективности региональной политики
Рекомендуемая ссылка
К вопросу об оценке эффективности региональной экономической политики (экологический аспект)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4822. Дата публикации: 30.11.2016. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4822/
Authors
Abstract
The purpose of the article is to define foreground directions of elaboration of regional policy efficiency assessment mechanism with considering modern challenges and priorities of development. Different approaches to the definition, content and structure of regional policy were considered in the article. On the base of accomplished analysis, definition of regional policy was elaborated. Analysis of approaches to the regional policy efficiency assessment was conducted. Influence of environmental factors on the regional policy efficiency was confirmed. Foreground directions of elaboration of regional policy efficiency assessment mechanism were defined, including general and special principles of mechanism functioning, set of elements and stages of functioning of the mechanism.
Keywords
regional policy, sustainable development, efficiency, environmental factors, assessment mechanism of the effectiveness of regional policy
Suggested Citation
To the question of regional policy efficiency assessment (environmental aspect)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Art. #4822. Date issued: 30.11.2016. Available at: https://eee-region.ru/article/4822/
Введение
Решение региональных проблем особенно актуально на современном этапе развития России. Регионы играют решающую роль в обеспечении необходимой реиндустриализации, развитии инновационных производств, обеспечении приемлемого уровня занятости, возобновлении экономического роста. В то же время во многих регионах остро стоят вопросы социального развития, обеспечения достойного уровня жизни населения, а также вопросы экологического развития и реализации права населения на проживание в благоприятной экологической среде.
Реализация грамотной и эффективной региональной политики требует получения регулярной обратной связи в форме оценки эффективности реализации региональной политики. При этом получаемый от реализации политики результат в первую очередь будет зависеть от поставленных перед региональной политикой целей. В развитых странах новые цели и задачи, отвечающие вызовам ХХI века, ориентируются на новое качество социального прогресса и экономического развития. Все большую популярность набирают идеи экологического развития. Идеи гармоничного сосуществования, коэволюции природы и общества. Экологической ответственности и энергоэффективности находят отражения в национальных и региональных политиках наиболее развитых стран.
Данные выводы являются особенно актуальными и важными для России, так как приоритеты современной региональной политики ориентированы в первую очередь на создание экономического роста. Целям экологического развития, охраны окружающей среды не уделяется должного внимания. В 2014 году Россия заняла 73 место из 178 стран по степени эффективности экологической политики. Изменение ситуации требует установления новых приоритетов региональной политики, а также совершенствования механизма оценки эффективности реализуемой региональной политики.
Понятие региональной политики
В научной литературе существует множество подходов к определению региональной политики. Рассмотрим основные трактовки понятия «региональная политика».
В работах Кистанова В.В., Бакитжанова А., Филин С. и Котилко В.В. используется определение, зафиксированное в указе Президента РФ от № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» [1, 2, 3, 4]: «региональная политика — система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации». Недостатком данного определения является ограниченный набор аспектов развития: политический, экономический, социальный. Кроме того, региональная политика рассматривается только лишь как политика федерального центра по отношению к регионам.
Б.М. Штульберг и В.Г. Введенский дают следующее определение региональной политики: «Региональная политика — это деятельность органов государственной власти и управления по обеспечению оптимального развития субъектов Федерации и решению территориальных проблем межрегионального и общегосударственного характера. Существо региональной политики заключается в том, чтобы максимально использовать в интересах всего общества благоприятные территориальные предпосылки и факторы и минимизировать негативное влияние неблагоприятных природных и экономических условий на социально-экономическое положение отдельных регионов» [5]. В определении подчеркивается индивидуальный подход к отдельным регионам. Однако не раскрыто понятие «оптимального» развития.
В. Лексин и А. Швецов определяют региональную политику как систему намерений и действий, реализующую интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов. По мнению авторов, региональная политика должна быть основана на компромиссе между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов [6]. Положительным моментом данного подхода является акцент на необходимости взаимосвязанной реализации интересов страны в целом и отдельных регионов.
Согласно Кистанову В.И. научной основной региональной политики должна служить система объективных законов и факторов территориального формирования экономики в сочетании с научными принципами управления. Целью региональной политики должно являться достижение в региональном развитии баланса между экономической и социальной результативностью, а главной задачей – создание устойчивой конкурентной экономики в каждом регионе [1].
Схожий подход используется в работе Бутова В.И. Автор приводит следующее определение региональной политики: региональная политика – «особый вид государственной политики в сфере регулирования экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в пространственном (региональном) аспекте». Она «охватывает комплекс законодательных, административных, социально-экономических, экологических мероприятий, которые реализуются центральными, региональными и местными органами власти». Согласно ученому, региональная политика должна формироваться с учетом объективных требований, связанных с размещением производительных сил по территории государств, рациональным использованием трудовых и природных ресурсов [7].
Как показывает проведенный анализ, несмотря на достаточно широкую распространенность определения «региональная политика», сохраняется методологическая неопределенность: одни авторы подразумевают под региональной политикой только политику федерального центра по отношению к регионам; другие определяют ее как регулирование регионами отношений между собой; третьи рассматривают региональную политику как отношение государства к субъектам местного самоуправления. Таким образом, можно говорить о существовании уровней региональной политики.
Бутов В.И. отмечает, что следует различать два уровня региональной политики [7]:
- государственная региональная политика, проводимая федеральными органами государственной власти в отношении регионов;
- региональная политика, проводимая субъектами РФ.
В исследовании Шарыгина М.Д. и Воронина В.В. отмечается, что современная региональная политика приобретает статус пространственной политики и должна осуществляться на четырёх основных взаимосвязанных уровнях: глобальный, национальный, региональный, локальный. Наряду с основными территориальными уровнями можно выделить дополнительные уровни: межгосударственный (межнациональный), межрегиональный, межмуниципальный [8].
Кроме того, существует несколько подходов к определению внутренней структуры региональной политики. Н.М. Ратнер в качестве основных структурных элементов региональной политики выделяют следующие компоненты [9]:
- регионы (субъекты РФ) — объекты региональной политики;
- методология регионального развития и управления;
- законодательно-правовые основы региональной политики.
В исследовании Шарыгина М.Д. и Воронина В.В. структура региональной политики проанализирована через призму следующих структурно-функциональных блоков (Рисунок 1) [8]:
- территориально-функциональный;
- секторно-функциональный;
- функционально-реализационный;
- функционально-типологический.
Территориально-функциональный блок раскрывает пространственный характер региональной политики. В его составе выделено: три основных уровня (федеральный, региональный, муниципальный), на каждом из которых представлены собственные органы управления, и три дополнительных уровня (наднациональный, межрегиональный и межмуниципальный).
В рамках секторно-функционального блока выделены основные формы проявления региональной политики, отличающиеся между собой функциональной направленностью и характером воздействия на конкретные региональные компоненты (аспекты развития): социальная политика, демографическая политика, национально-этническая политика, экономическая политика, экологическая политика и др.
Содержание функционально-реализационного блока отражает набор используемых инструментов региональной политики.
Функционально-типологический блок включает в себя различные типы региональной политики: стимулирующая политика (ускорение регионального развития, поддержка новых видов деятельности и т.д.), компенсирующая политика (смягчение негативных явлений и процессов), адаптирующая политика (приспособление жизнедеятельности людей к природным и хозяйственным условиям территории) противодействующая политика (сдерживает объективный процесс регионального развития, например, в виду некомпетентности управляющих лиц).
Рисунок 1. Структурно-функциональные блоки региональной политики
Таким образом, региональная политика представляет собой сложное, многоуровневое явление. Можно дать следующее, наиболее общее определение: региональная политика – это система целей и задач федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по регулированию и управлению экономическим, социальным, экологическим, политическим, культурным и другими аспектами развития регионов, а также механизм их реализации. Цели, задачи и назначение региональной политики должны быть научно обоснованными, а также должны определяться исходя из уровня реализации политики, текущего этапа развития региона и его индивидуальных особенностей.
Подходы к оценке эффективности региональной политики
Разработка и реализация региональной политики должны осуществляться лишь в том случае, если политика приносит социальный, экономический, экологический и другие значимые эффекты регионального развития. Эффективность региональной политики должна являться критерием выбора приемлемого варианта социально-экономического развития региона.
В оценке эффективности региональной политики можно выделить несколько подходов, имеющих собственные достоинства и недостатки [10]:
- сравнение затрат и выгод от проведения политики;
- соизмерение полученных в результате проведения политики результатов и возможных результатов без осуществления политики;
- использование отдельных индикаторов;
- оценка степени достижения поставленных целей.
Согласно Т.Е. Бейдиной оценка региональной политики подразумевает сбор и анализ информации о конечных или промежуточных результатах, определение изменений и современного состояния, оценку выгод и затрат. Оценка носит разовый характер и должна производиться только по мере необходимости. По мнению автора, оценка государственной региональной политики складывается из следующих элементов [11]:
- оценка процесса реализации;
- оценка последствий;
- оценка результатов;
- оценка экономической эффективности;
- оценка уровня удовлетворенности граждан;
- оценка инструментов, методов реализации политики.
При этом, в качестве критериев оценки выделяются:
- эффективность (соотношение затрат и результатов);
- простая результативность (наличие или отсутствие положительных результатов);
- правильность (соответствие установленным правилам и нормам)
- популярность (массовая поддержка или критика проводимой политики);
- справедливость (распределение всех вероятных благ в соответствии с общепринятым пониманием справедливости)
- и другие.
В исследовании Остроумова А. И., Остроумовой О. Ф. обосновывается подход к оценке эффективности региональной политики и сравнению регионов по степени эффективности между собой с использованием национальных стандартов качества и уровня жизни. По мнению авторов, использование данных критериев поможет определить различия в реальном положении дел в регионах, а также станет основой для достижения цели сближения и выравнивания уровня жизни населения в различных регионах [12].
По мнению Л.А.Валитовой, В.Л.Тамбовцева цели региональной политики должны быть сформулированы на двух уровнях [13]:
- региональном – индикаторы конечных, общественно значимых результатов;
- на уровне исполнительных органов власти – индикаторы непосредственных результатов и экономической эффективности.
В качестве примеров индикаторов конечной цели выравнивания экономического развития регионов приводятся следующие показатели: ВРП на душу населения, среднедушевой денежный доход и др.; в качестве индикаторов цели выравнивания социального развития — отношение дохода на душу населения к стоимости потребительской корзины, уровень безработицы и др. К индикаторам непосредственных результатов отнесены показатели: трансферты на душу населения, удельные расходы региональных бюджетов и т.д.
Кроме того, все индикаторы подразделяются на две группы: регулируемые (т.е. поддающиеся прямому воздействию) и непосредственно нерегулируемые (т.е. зависящие от воздействия большого числа факторов, полностью не управляемые).
Использование сложной иерархической системы индикаторов оценки региональной политики отражено и в подходе Васильевой Е.Г. Автор выделяет следующие уровни «дерева критериев» [14]:
- 1 уровень –уровень благосостояния населения;
- 2 уровень — доступность социальных услуг;
- 3 уровень — удовлетворенность населения социальными услугами;
- 4 уровень — критерии, отражающие заинтересованность и способность региональных органов власти решать соответствующие задачи социальной политики.
Согласно исследованию Шарыгина М.Д. и Воронина В.В. [8] индикаторами эффективности региональной политики являются «достижение во всех регионах устойчивого улучшения качества жизни населения, его благополучие, физическое и духовное здоровье, изменение содержания и характера труда». Данные показатели, по мнению авторов, соответствуют системе базовых индексов «человеческого развития» Организации объединенных наций.
Таким образом, общим в подходе к понятию эффективности региональной политики является оценка полученного результата (по отношению к установленным целям, затратам, альтернативным вариантам и др.). При этом получаемый результат в первую очередь будет зависеть от поставленных перед региональной политикой целей.
Влияние экологических факторов на эффективность региональной политики
В развитых странах новые цели и задачи, отвечающие вызовам ХХI века, ориентируются на новое качество социального прогресса и экономического развития, новое качество общества, власти и человека. Все большую популярность набирают идеи экологического развития. Конкуренция по показателям экологической ответственности и энергоэффективности становится мейнстримом мирового развития. Идеи гармоничного сосуществования, коэволюции природы и общества находят отражения в национальных и региональных политиках наиболее развитых стран.
В 1992 году в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята Декларация по окружающей среде и развитию (Декларация Рио). Декларация включает в себя основные принципы экологического права, а также обязательства государств по основным принципам достижения устойчивого развития и безопасного будущего. Идеей, лежащей в основе Декларации является идея устойчивого развития, реализация такой модели развития, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения будущих поколений данной возможности [15].
Через 20 лет в июне 2012 года в Бразилии была проведена Конференция по устойчивому развитию «Рио+20» на тему: «Зеленая экономика — как двигатель устойчивого развития». Основными проблемами конференции стали: переход к более безопасной для окружающей среды экономике, охрана мирового океана, рационализация инфраструктуры городов, расширение практики использования возобновляемых источников энергии. повышение эффективности управление лесными ресурсами. развитие способов сохранения и управления водными ресурсами [16].
В 2015 году в Париже была проведена климатическая конференция ООН, посвященная проблемам изменения климата. Главной целью конференции стало подписание Рамочной конвенции об изменении климата — международного соглашения, в рамках которого страны обязуются не допускать увеличения средней температуры атмосферы планеты выше 2 °C, применимого ко всем странам [17].
Таким образом, идеи устойчивого развития выходят в ХХI веке на первый план, находя отражение в целях и задачах документов, принимаемых на различных уровнях. Триединая концепция устойчивого развития основывается на объединении трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. Сохранение природной среды не должно стать препятствием экономическому росту и социальному развитию, а социально-экономическое развитие общества не должно разрушать природной основы своего существования.
Данные выводы являются особо актуальными и важным для России, так как приоритеты современной региональной политики ориентированы в первую очередь на создание экономического роста. Целям экологического развития, охраны окружающей среды не уделяется должного внимания.
Так, в 2012 году, Россия заняла последнее место среди 132 стран мира в рейтинге по степени успешности экологической политики в 2000-2010 годах, составленном при поддержке Всемирного экономического форума; в 2014 году Россия заняла 73 место из 178 стран по степени эффективности экологической политики. [18]. Начиная с 2001 года, в России происходит деэкологизация законодательства, в том числе смягчение требований в области природопользования, исключение ряда норм, направленных на функционирование государственного экологического контроля, практически полное исключение возможности участия общественности в принятии решении о реализации экологически опасных проектов, практически полное исключение возможности получения достоверной информации о намечаемой деятельности, которая может быть потенциально опасной для окружающей среды и здоровья граждан [18].
В российском обществе, избирающем модель устойчивого социального и экономического развития (в соответствии с принятой Концепцией перехода РФ к устойчивому развитию [19]), общими целями региональной политики в современных условиях должны стать в том числе:
- создание благоприятной и комфортной среды обитания человека, укрепление здоровья населения;
- охрана окружающей среды;
- экологизация экономической деятельности.
Соответственно показатели экологического развития являются одним из факторов эффективности региональной экономической политики.
Совершенствование механизма оценки эффективности региональной политики
В российской практике эффективность региональной политики оценивается только в рамках оценки отдельных инструментов региональной политики, например, оценки эффективности государственных программ, регулирующего и фактического воздействия нормативных правовых актов.
Тем не менее, по мнению автора, оценка эффективности региональной политики не только в рамках отдельных инструментов, но и оценка долгосрочного, общего эффекта в разрезе различных аспектов развития является необходимым и неотъемлемым элементом регулирования регионального развития.
Оценка является одним из составляющих элементов любой системы управления, в том числе системы управления региональным развитием. Соответственно совершенствование механизма оценки эффективности региональной экономической политики в разрезе экологического аспекта развития должно быть основано на общих и специальных принципах управления. К общим принципам управления можно отнести:
- принцип научной обоснованности (достоверность и представительность механизма оценки);
- принцип системного подхода (учет всей совокупности экономических, социальных, экологических и других факторов);
- принцип оптимальности (функционирование механизма с минимальными затратами времени и средств);
- принцип эффективности (превышение результата функционирования механизма над затратами по обеспечению его работы);
- принцип результативности (высокая степень достижения целей и задач функционирования механизма);
- принцип регламентации (все процессы в рамках функционирования механизма должны быть жестко регламентированы);
- принцип формализации (формальное закрепление норм и правил функционирования механизма).
К специальным принципам можно отнести:
- принципы устойчивого развития (право каждого на здоровую и деятельную жизнь в гармонии с природой, равенство возможностей развития и сохранение окружающей среды для нынешнего и будущего поколений, экономическая эффективность, социальная справедливость, рациональное природопользование, защита окружающей среды, право на доступ к экологической информации и др.);
- принцип учета региональной специфики (различные уровни воздействия на окружающую среду);
- принцип превентивности принимаемых на основе результатов функционирования механизма управленческих решений;
- принцип целевой направленности и адресности финансирования (возможность определения наиболее острых и первоочередных для решения проблем на основе результатов функционирования механизма).
Механизм оценки эффективности региональной экономической как любая система, обладающая свойством эмерджентности, должна включать в себя ряд взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обеспечивающих более высокие результаты функционирования при их взаимодействии в рамках системы. Механизм оценки, по мнению автора, должен включать в себя следующие элементы:
1) Нормативно-правовая база функционирования механизма.
2) Участники функционирования механизма (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, научные организации и независимые эксперты, хозяйствующие субъекты, население, средства массовой информации, некоммерческие организации).
3) Система показателей оценки эффективности региональной политики в разрезе экологического аспекта развития.
4) Процедура утверждения плановых и пороговых значений индикаторов оценки.
5) Формы отчетности и мониторинга, текущего и итогового контроля.
6) Процедура оценки эффективности региональной политики в разрезе экологического аспекта развития.
7) Процедура анализа полученных результатов и прогнозирования последующего экологического развития.
8) Процедура публикации результатов оценки эффективности региональной политики в разрезе экологического аспекта развития.
9) Система управления информацией (далее – Система), обеспечивающая:
- достоверность и хранение данных по экологическим индикаторам;
- возможность обмена информацией;
- обработку данных;
- возможность проведения анализа значений экологических индикаторов;
- идентификацию отклонений значений экологических индикаторов и локализацию причин отклонений;
- представление результатов в цифровом и графическом виде;
- поддержку принятия обоснованных решений в сфере региональной экономической политики, в том числе экологической политики.
Основными модулями Системы должны стать:
- модуль загрузки данных (в качестве данных в том числе предполагается использовать доступные статистические данные; т.е. должна быть обеспечена интеграция с существующими базами данных);
- модуль прогнозирования (должен обеспечивать возможность анализа временных рядов различных индикаторов и расчета прогнозных значений показателей с помощью различных методов);
- модуль визуализации данных (должен в удобной для пользователя форме выводить фактические, плановые и прогнозные значения экологических показателей, позволять проводить факторный анализ значений показателей и выявлять причины отклонений плановых и прогнозных значений, проводить декомпозицию значений показателей верхнего уровня до нижнего уровня).
Основным сценарием использования системы должен стать следующий:
- информирование об ухудшении прогнозного/фактического значения показателя (-ей);
- анализ значения проблемного показателя;
- принятие решения о финансировании превентивных мероприятий по решению выявленных проблем.
Таким образом, механизм оценки эффективности региональной политики в разрезе экологического аспекта развития должен быть вписан в процесс управления региональным развитием. В работе механизма можно выделить следующие этапы:
- утверждение плановых и пороговых значений показателей на этапе планирования, разработки экологической политики;
- текущий мониторинг и контроль значений показателей на этапе реализации экологической политики;
- итоговая оценка эффективности реализации политики;
- анализ полученных результатов и выявление приоритетных проблем; прогнозирование на основе полученных данных дальнейшего экологического развития.
Заключение
Совершенствование механизма оценки эффективности региональной политики в разрезе экологического аспекта развития на основе предложенных методических принципов будет обеспечивать:
- объективную комплексную оценку регионов РФ по критериям, определяющим уровень экологического развития и эффективность региональной политики в разрезе экологического аспекта развития;
- определение факторов эффективности региональной политики в разрезе экологического аспекта развития;
- определение наиболее успешных и проблемных регионов;
- регулярный мониторинг показателей, который делает возможным их сопоставление в динамике и по различным территориям;
- подготовку обоснованных управленческих решений.
Библиографический список
- Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 584 с.
- Бакитжанов А., Филин С. Управленческие аспекты инвестиционной политики (на примере Республики Казахстан)// Проблемы теории и практики управления. — 2001. — №5.
- Котилко В.В. Региональная экономическая политика / В.В.Котилко. — М.: Издательство РДЛ. 2001.
- Указ Президента РФ от 3 июня 1996 года от № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации».
- Штульберг Б.М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации / Б.М.Штульберг, В.Г.Введенский. — М.: Гелиос АРВ, 2000.
- Лексин В. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения / В.Лексин, А.Швецов // Российский экономический журнал. — 1993. — №9.
- Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. — Москва, Ростов-на-Дону: Изд-во «МарТ», 2000. — 448 с.
- Воронин В.В., Шарыгин М.Д. Региональная политика России (географические аспекты совершенствования). Самара, 2001.
- Ратнер Н.М. и др. Развитие региона: методологический подход. Екатеринбург, 1995.
- Михеева Н.Н., Ананьева Р.И. Инструменты региональной политики: оценка эффективности использования//Регион: экономика и социология. — 2011, — №3 — С. 39-87.
- Бейдина Т.Е. Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения//Вестник Бурятского государственного университета. — 2012. — №6. — С.
- Остроумов А. И., Остроумова О.Ф. Региональная политика в современной России: состояние и тенденции развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015, — №12 (62) часть 3, — С. 119-123.
- Валитова Л.А., Тамбовцев В.Л. Приоритеты региональной политики в России: эмпирический анализ — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.recep.ru/files/documents/policy_priorities_ru.pdf
- Васильева Е.Г. Оценка эффективности социальной политики: региональная практика. // Власть. — 2018. — № 12. — С. 29-34
- Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml
- Итоговый документ Конференциии ООН по устойчивому развитию «Рио+20» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rio20.un.org/sites/rio20.un.org/files/a-conf.216-l-1_russian.pdf.pdf
- Рамочная конвенция об изменении климата — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/rus/l09r.pdf
- Доклад Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека «Обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Основные проблемы. Возможные решения» — 2012. — 62 с.
- Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
References
- Kistanov V.V., Kopylov N.V. The regional Economy of Russia. Textbook [Regional’naja jekonomika Rossii. Uchebnik]. M . Finance and Statistics, 2003. 584 p.
- Bakitzhanov A., Filin S. Administrative aspects of the investment policy (for example, the Republic of Kazakhstan) [Upravlencheskie aspekty investicionnoj politiki (na primere Respubliki Kazahstan)]. Problems of the theory and practice of management. 2001. №5.
- Kotilko V.V. Regional economic policy [Regional’naja jekonomicheskaja politika]. M . Publishing RDL. 2001.
- Presidential Decree of 3 June 1996 on № 803 «On Basic Provisions of Regional Policy in the Russian Federation.» [Ukaz Prezidenta RF ot 3 ijunja 1996 goda ot № 803 «Ob Osnovnyh polozhenijah regional’noj politiki v Rossijskoj Federacii»].
- Shtul’berg B.M. Regional Policy of Russia: theoretical foundations, objectives and methods of implementation [Regional’naja politika Rossii, teoreticheskie osnovy, zadachi i metody realizacii]. M . Gelios ARV, 2000.
- Leksin V. Regional Policy of Russia: concepts, problems, solutions [Regional’naja politika Rossii, koncepcii, problemy, reshenija]. Russian Economic Journal. 1993. №9.
- Butov V.I., Ignatov V.G., Ketova N.P. Basics of the regional economy [Osnovy regional’noj jekonomiki]. Moscow, Rostov-on-Don. Publishing House «Mart», 2000. 448 p.
- Voronin V.V., Sharygin M.D. Regional Policy of Russia (geographical aspects of perfection) [Regional’naja politika Rossii]. Samara, 2001.
- Ratner N.M. etc. The development of the region: methodological approach [Razvitie regiona: metodologicheskij podhod]. Ekaterinburg, 1995.
- Miheeva N.N., Anan’eva R.I. Tools of regional policy: evaluation of the effectiveness of using [Instrumenty regional’noj politiki, ocenka jeffektivnosti ispol’zovanija]. Region: Economics and Sociology. 2011, №3 pp. 39-87.
- Bejdina T.E. The effectiveness of regional policy and ways of its improvement [Jeffektivnost’ gosudarstvennoj regional’noj politiki i sposoby ee povyshenija]. Bulletin of the Buryat State University. №6.
- Ostroumov A. I., Ostroumova O.F. Regional policy in modern Russia: state and development trends [Regional’naja politika v sovremennoj Rossii, sostojanie i tendencii razvitija]. Historical, philosophical, political and juridical sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2015, №12 (62) part 3 pp. 119-123.
- Valitova L.A., Tambovcev V.L. Priorities of regional policy in Russia: Empirical Analysis [Prioritety regional’noj politiki v Rossii: jempiricheskij analiz]. Access: http://www.recep.ru/files/documents/policy_priorities_ru.pdf
- Vasil’eva E.G. Evaluating the effectiveness of social policy: a regional practice [Ocenka jeffektivnosti social’noj politiki, regional’naja praktika]. Authorities. № 12. pp. 29-34
- Rio de Janeiro Declaration on Environment and Development [Rio-de-Zhanejrskaja deklaracija po okruzhajushhej srede i razvitiju]. — Access: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml
- The outcome document of the UN Conference on Sustainable Development «Rio + 20» [Itogovyj dokument Konferenciii OON po ustojchivomu razvitiju «Rio+20»]. Access: https://rio20.un.org/sites/rio20.un.org/files/a-conf.216-l-1_russian .pdf.pdf
- Framework Convention on Climate Change [Ramochnaja konvencija ob izmenenii klimata]. Access: http://unfccc.int/resource/docs/2015/cop21/rus/l09r.pdf
- Report of the Presidential Council on Civil Society and Human Rights «Ensuring the rights of citizens to a healthy environment. Main problems. Possible solutions» [Doklad Soveta pri Prezidente RF po razvitiju grazhdanskogo obshhestva i pravam cheloveka «Obespechenie prav grazhdan na blagoprijatnuju okruzhajushhuju sredu. Osnovnye problemy. Vozmozhnye reshenija»]. 2012. 62 p.
- Presidential Decree of April 1, 1996 № 440 «On the Concept of the Russian Federation transition to sustainable development.» [Ukaz Prezidenta RF ot 1 aprelja 1996 № 440 «O koncepcii perehoda Rossijskoj Federacii k ustojchivomu razvitiju»].
Еще в рубриках
Государственное и муниципальное управление