Современные мировые мегаполисы: эволюционный рост и экономическое развитие
Modern megalopolises: conditions, a role in world economy and feature of development
Авторы
Аннотация
В статье рассмотрена эволюция современных экономически значимых мегаполисов мира. Определены общие черты и специфические особенности развития экономики крупнейших мировых мегаполисов. Проведен анализ современной отраслевой структуры мегаполисов, определены общие черты и специфичные особенности в зависимости от уровня экономического развития стран, географического и регионального положения мегаполиса.
Ключевые слова
Современные мировые мегаполисы, мегаполис, структура экономики, урбанизация. валовой внутренний продукт, национальная экономика, региональная экономика.
Финансирование
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-10324 «Человек в мегаполисе: экономические, демографические и экологические особенности»), в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН
Рекомендуемая ссылка
Современные мировые мегаполисы: эволюционный рост и экономическое развитие// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4812. Дата публикации: 17.11.2016. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4812/
Authors
Abstract
The main goal of the article is to consider the development of the largest economically significant megalopolises of the world. the research determined common and specific features of megalopolises depending on the level of economic development, geographical location, regional and country features.
Keywords
urbanization, megalopolis, structure of economy, industry, transport, services, GDP.
Project finance
The study was performed by a grant from the Russian Science Foundation (Project № 16-18-10324 «Man in the metropolis: economic, demographic and environmental characteristics"), at the Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences
Suggested Citation
Modern megalopolises: conditions, a role in world economy and feature of development// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Art. #4812. Date issued: 17.11.2016. Available at: https://eee-region.ru/article/4812/
Введение
Современные крупнейшие города-мегаполисы – ключевые опорные точки развития мировой экономики. Они являются центрами концентрации промышленности, науки, образования, торговли. Социально-экономическое развитие мегаполисов определяет тенденции в экономике и социальной сфере отдельных государств и регионов, значительным образом влияя на такие важные экономические показатели как занятость населения, качество жизни, спрос на товары и услуги. Мегаполисы, в отличие от небольших городов и сельской местности, формируют развитую структуру производства и потребления, дает возможности для роста различных видов бизнеса. Важность мегаполисов для национальных экономик и регионов во многом определяется присущей ему диверсифицированной экономикой, которая снижает негативные и кризисные тенденции в экономики в период спадов и способствует ее ускоренному восстановлению в период роста. Кроме этого мегаполисы являются концентраторами образования, науки и инновационного роста, что обеспечивается миграцией пассионарной части общества в города.
Эволюционный рост мировых мегаполисов
Исторически рост мегаполисов стал следствием процессов урбанизации в 19-21 вв. Явление урбанизации не является исключительным для современного общества. Увеличение численности городского населения, становление крупных городов-государств наблюдалось еще в ранней исторической перспективе [1]. Однако значительный рост городского населения стал объективной реальностью только в период промышленной революции.
До начала 19 века относительный уровень урбанизации в среднем по миру составлял около 10% и в среднем рос на 1-2% за 1000 лет [2]. Автор утверждает, что в доиндустриальную эпоху в среднестатистическом государстве более 75% трудоспособного населения было занято в сельском хозяйстве, а 25% специализировались на торговле, были ремесленниками и управленцами, что было обусловлено естественными причинами низкой производительности труда в сельском хозяйстве и нестабильностью производства продуктов питания. Соответственно для значительного роста городского населения отсутствовали объективные предпосылки. Индустриальная революция обеспечила возможности по увеличению производительности в аграрном секторе и значительному высвобождению трудоспособного населения и его перехода из аграрного сектора в промышленный и соответственно переезда из деревни в город.
Урбанистический «переход» деревня-город в подавляющем большинстве стран происходил на протяжении XIX-XX вв. В 1900 г. численность городского населения составила в среднем по миру 160 млн. человек, а городов с населением свыше 1 млн. было всего 9. К 1985 г. численность городского населения составила 2,25 млрд. человек, а городов-миллионников стало более 230.
Для XX века были характерны три основных тенденции: быстрый рост городов в индустриальных странах, урбанизация остальной части мира и появление гигантских городов-мегаполисов [3]. К примеру, в США в 1800 г. доля городского населения составляла 6,1%, в 1900 – 39,6%, а к 2010 г. достигла уровня 82%. В России в начале ХХ в. доля городского населения в России составляла 10%, а столетие спустя увеличилась до 73,1% [4]. Таким образом, города на современном этапе являются ключевыми центрами концентрации населения и актуальным остается вопрос об их вкладе в экономический рост, структуру экономики, занятость населения.
Экономическое развитие современных мировых мегаполисов
В 2014 году в мире насчитывалось 258 экономически значимых в мировом масштабе городов — мегаполисов с населением более 1 млн. человек* (Табл. 1).
Таблица 1 – Экономически значимые мегаполисы мира в 2014 г.
Страна | Кол-во мегаполисов | Статус экономики | Страна | Кол-во мегаполисов | Статус экономики |
Южная и центральная Америка | Европа | ||||
Мексика | 4 | Развив. | Великобритания | 12 | Развитая |
Перу | 1 | Развив. | Норвегия | 1 | Развитая |
Колумбия | 2 | Развив. | Швеция | 1 | Развитая |
Чили | 1 | Развив. | Финляндия | 1 | Развитая |
Аргентина | 1 | Развив. | Дания | 1 | Развитая |
Бразилия | 11 | Развив. | Германия | 14 | Развитая |
Венесуэла | 1 | Развив. | Нидерланды | 3 | Развитая |
Восточная Азия и Океания | Бельгия | 2 | Развитая | ||
Австралия | 5 | Развитая | Франция | 8 | Развитая |
Индонезия | 1 | Развив. | Испания | 4 | Развитая |
Тайланд | 1 | Развив. | Португалия | 2 | Развитая |
Вьетнам | 1 | Развив. | Греция | 1 | Развитая |
Малайзия | 2 | Развив. | Австрия | 1 | Развитая |
Сингапур | 1 | Развитая | Болгария | 1 | Развив. |
Филиппины | 1 | Развив. | Румыния | 1 | Развив. |
Китай | 48 | Развив. | Чехия | 1 | Развив. |
Тайвань | 5 | Развитая | Польша | 3 | Развив. |
Южная Корея | 5 | Развитая | Швейцария | 2 | Развитая |
Япония | 13 | Развитая | Ирландия | 1 | Развитая |
Новая Зеландия | 1 | Развитая | Венгрия | 1 | Развив. |
Люксембург | 1 | Развитая | |||
Гонконг | 1 | Развитая | Италия | 6 | Развитая |
Центральная Азия | Африка | ||||
Индия | 6 | Развив. | Южная Африка | 5 | Развив. |
Объединённые арабские эмираты | 2 | Развив. | Марокко | 1 | Развив. |
Кувейт | 1 | Развив. | Египет | 2 | Развив. |
Саудовская Аравия | 2 | Развив. | Северная Америка | ||
Израиль | 2 | Развитая | Канада | 6 | Развитая |
Турция | 4 | Развив. | США | 53 | Развитая |
ИТОГО мегаполисов в развитых странах | 153 | ||||
ИТОГО мегаполисов в развивающихся странах | 105 | ||||
ИТОГО | 258 |
На долю развивающихся стран приходится 40% (105) от общего количества мегаполисов, что вообще неудивительно поскольку урбанизация в большинстве развивающихся стран началась значительно позже. Основную динамику роста в настоящее время показывает Китай, который все еще значительно уступает большинству развитых и развивающихся стран в количестве городского населения. По оценкам И. Чубарова в 1980 г. число горожан в Китае составляло менее 200 млн. человек, а по данным на конец 2014 г. увеличилось до 750 млн. Таким образом, за три с половиной десятилетия их прирост составил более 550 млн. человек, больше, чем суммарное население России и США. Уровень урбанизации (доля горожан во всём населении) за эти годы вырос с 20% до 55% и продолжает расти по 1% в год [5]. При этом характерно, что в китайских мегаполисах проживает около 388 млн. человек или 50% от численности городского населения Китая.
По данным ООН в 2015 г. 258 экономически значимых мегаполисов производят около 40% мирового ВВП (по данным МВФ около 108 трлн. долларов) [6]. В исследовании Института Брукингса отмечается, что мегаполисы в развитых государствах все еще являются определяющими лидерами в экономике мира, однако развивающиеся страны сокращают дистанцию [7]. Так в 2014 г. ВВП произведенный мегаполисами развитых государств составил 26,6 трлн. долларов, что эквивалентно 25% мирового ВВП, соответственно на долю развивающихся стран пришлось — 15 трлн. долларов (около 14,5% мирового ВВП). Вклад городов-мегаполисов в ВВП различен и зависит от уровня экономического развития страны и урбанизации, региональной и страновой специфики, географических размеров государства (табл. 2). В среднем по развитым странам он составляет около 57,3%, по развивающимся – 31,62%. В небольших государствах (к примеру, Южная Корея, Япония, Сингапур), где высокий уровень урбанизации ВВП крупных городских агломераций составляет более 70%.
Таблица 2 – Доля мегаполисов в мировом ВВП 2014 г.
Страна | Кол-во мегаполисов | ВВП по ППС в 2014 г., млрд. долларов | Доля мегаполисов в ВВП государств (%) | |
Мегаполисы | Государства | |||
Развитые страны: Северная Америка, Европа, Азия и Океания | ||||
Канада | 6 | 781 069 | 1 595 975 | 48,9 |
США | 53 | 10 596 250 | 17 348 075 | 61,1 |
Великобритания | 12 | 1 516 747 | 2 569 218 | 59,0 |
Норвегия | 1 | 74 356 | 346 337 | 21,5 |
Швеция | 1 | 142 953 | 450 517 | 31,7 |
Финляндия | 1 | 77 084 | 221 653 | 34,8 |
Дания | 1 | 127 001 | 250 676 | 50,7 |
Германия | 14 | 1 908 460 | 3 748 094 | 50,9 |
Нидерланды | 3 | 456 551 | 808 796 | 56,4 |
Бельгия | 2 | 354 055 | 483 331 | 73,3 |
Франция | 8 | 1 141 691 | 2 591 170 | 44,1 |
Испания | 4 | 521 911 | 1 572 112 | 33,2 |
Португалия | 2 | 139 265 | 281 357 | 49,5 |
Греция | 1 | 129 623 | 285 297 | 45,4 |
Австрия | 1 | 183 712 | 550 001 | 33,4 |
Швейцария | 2 | 308 184 | 473 331 | 65,1 |
Ирландия | 1 | 90 137 | 236 398 | 38,1 |
Люксембург | 1 | 62 464 | 53 672 | 100,0 |
Италия | 6 | 749 488 | 2 135 359 | 35,1 |
Австралия | 5 | 679 880 | 1 099 771 | 61,8 |
Сингапур | 1 | 365 928 | 454 346 | 80,5 |
Тайвань | 5 | 719 127 | 1 078 792 | 66,7 |
Южная Корея | 5 | 1 273 148 | 1 783 950 | 71,4 |
Япония | 13 | 3 369 790 | 4 767 157 | 70,7 |
Новая Зеландия | 1 | 49 520 | 160 801 | 30,8 |
Гонконг | 1 | 416 047 | 400 362 | 100,0 |
Израиль | 2 | 193 697 | 272 112 | 71,2 |
Развивающиеся страны: Южная Америка, Азия и Океания, Европа, Африка | ||||
Мексика | 4 | 645 236 | 2 148 884 | 30,0 |
Перу | 1 | 176 447 | 372 694 | 47,3 |
Колумбия | 2 | 203 312 | 642 469 | 31,6 |
Чили | 1 | 171 436 | 410 853 | 41,7 |
Аргентина | 1 | 315 885 | 951 001 | 33,2 |
Бразилия | 11 | 1 162 520 | 3 275 799 | 35,5 |
Венесуэла | 1 | 51 804 | 540 898 | 9,6 |
Индонезия | 1 | 321 315 | 2 685 893 | 12,0 |
Тайланд | 1 | 306 765 | 1 069 569 | 28,7 |
Вьетнам | 1 | 71 055 | 512 582 | 13,9 |
Малайзия | 2 | 209 765 | 769 448 | 27,3 |
Филиппины | 1 | 182 842 | 693420 | 26,4 |
Китай | 48 | 8 176 940 | 18 088 054 | 45,2 |
Индия | 6 | 649 061 | 7 411 093 | 8,8 |
ОАЭ | 2 | 107 364 | 617 138 | 17,4 |
Кувейт | 1 | 166 452 | 282 638 | 58,9 |
Саудовская Аравия | 2 | 439 248 | 1 609 628 | 27,3 |
Турция | 4 | 613 708 | 1 514 859 | 40,5 |
Южная Африка | 5 | 295 974 | 707 097 | 41,9 |
Марокко | 1 | 37 888 | 259 240 | 14,6 |
Египет | 2 | 134 565 | 946 591 | 14,2 |
Болгария | 1 | 43 838 | 129 104 | 34,0 |
Румыния | 1 | 72 426 | 393 830 | 18,4 |
Чехия | 1 | 89 181 | 315 864 | 28,2 |
Польша | 3 | 296 533 | 959 845 | 30,9 |
Венгрия | 1 | 97 957 | 247 113 | 39,6 |
Для большинства европейских государств характерна невысокая доля мегаполисов в ВВП страны, в отдельных случаях соответствующая уровню развивающихся стран, что обусловлено спецификой проживания граждан. В работе Бондарской Т.А. отмечается, что 20 % населения Европейского союза живет в крупных урбанизированных ареалах (более 250 тыс. жителей). В городах среднего размера (50-250 тыс. чел.) проживает также около 20 % населения, еще 20 % в сельской местности и 40 % населения живет в малых городах (10-50 тыс. жителей) [8].
Современные мегаполисы по числу жителей, размеру экономики, вкладу в ВВП можно приравнивать к государствам. Города многие годы являются центрами сосредоточения финансов, промышленности и услуг. Еще в 16 веке итальянский экономист и философ Антонио Серра отмечал, что богатство городов базируется на количестве ремесел в которых заняты жители города [9]. Чем больше разновидностей ремесел, тем больше богатство города. На современном этапе это означает широкую диверсификацию экономики. И действительно урбанизация обеспечила значительное расширение количества видов экономической деятельности и соответственно возможности для приложения труда граждан. Город или мегаполис стали притягательным местом для граждан государств. Именно поэтому важным является анализ современной отраслевой структуры мегаполисов и определение общих черт и специфичных особенностей в зависимости от уровня экономического развития стран, географического и регионального положения мегаполиса**.
В 2014 году структура экономики среднемирового мегаполиса состояла на 23% из финансовых, страховых и инновационных видов бизнеса; на 18% — из сектора услуг образования, здравоохранения, государственного управления; доля промышленности составляет – 16,8%; торговля – 13,1%; строительство, транспорт, производство сырья и система ЖКХ – в среднем 2-5% (рис 1).
Рис. 1 – Структура экономики мировых мегаполисов в 2014 г.
Анализ представленных данных показывает, что структура экономики мировых мегаполисов имеет отдельные общие черты. Во-первых, доля строительной отрасли и услуг ЖКХ в целом однотипна для подавляющего большинства мегаполисов мира и составляет в среднем около 2% для сектора ЖКХ и 5% для строительного сектора. На наш взгляд это связано с тем, что данные сектора экономики являются по своему экономическому содержанию обслуживающими и их доля не может быть существенной. Так рост сектора ЖКХ напрямую зависит от роста бизнеса и населения и городов и в относительном выражении не может превышать определенную величину. В свою очередь строительный сектор в мегаполисах также соотносится с развитием остальных секторов экономики и ростом населения. В периоды бурного роста и расширения строительный сектор может увеличиваться, что, к примеру, характерно для многих китайских мегаполисов таких как Дацин – 11,6%; Куньмин – 11,1%; Нанчан – 8,6%. В то же время в крупнейших китайских мегаполисах Пекине, Шанхая, Шэньчжене, Гуанчжоу, Харбин строительный сектор составляет около 4%. Значительную долю строительный бизнес занимает в Джакарте – 18,5%, Абу-Даби – 12,3%. Из развитых стран следует отметить Австралия, Канаду и Испанию. В канадских и австралийских мегаполисах рост строительства связан с городами в сырьевых районах. В Канаде этого крупнейшие города нефтегазовой провинции Альберта: Калгари (11,2%) и Эдмонтон (12,7%). В Австралии — Перт (12,6%) и Брисбен (10,7%) которые являются административным центрами горнодобывающей промышленности на западном и восточном побережьях Австралии. Вклад добычи сырья в формирование ВВП этих мегаполисов составляет около 15%, что в 7 раз превышает средний уровень среди мегаполисов развитых стран.
Во-вторых, доля оптовой и розничной торговли, туристических услуг и общепита в среднем по миру равна и составляет около 15% в ВВП среднестатистического мегаполиса. Представляется, что доля торговли является стабильной поскольку проживающему населению городов, которые и являются основными потребителями торговых услуг редко требуется товаров больше чем необходимо и в относительном выражении доля торговли в ВВП одинакова. В свою очередь варьируется доля туристических услуг и общественного питания. В первом случае это связано с туристическим центрами мира. К примеру, египетские города Каир и Александрия производят около 19% в секторе торговли и туризма, Ницца во Франции – 16,8%, Гонконг – 33,6%, Венеция – 17,9%, Мадрид – 19%. Все эти города являются всемирно известными туристическим центрами. Во втором, на размер сектора общепита влияет культура питания принятая в различных государствах. Жители многих азиатских стран предпочитают не готовить в домашних условиях, а питаться на стороне. Соответственно сектор общественно питания в таких государствах более развит.
Интересным представляется развитие транспортной отрасли крупных мегаполисов. Ее доля в развитых странах составляет около 5%, а в развивающихся около 8%. Это обстоятельство связано в первую очередь с автомобилизацией населения в развитых странах. Так доля транспорта в американских мегаполисах составляет около 3%, при этом США являются наиболее автомобилизированной страной мира. На 1000 жителей приходится 800 автомобилей [10]. Аналогичная картина наблюдается в большинстве мегаполисов Западной Европы, Австралии, Новой Зеландии (Лондон, Берлин, Париж, Рим, Мадрид, Брюссель, Сидней и т.д.), где доля транспорта в среднем составляет 4%. Исключением является большинство японских и корейских городов. В Токио, Осаке, Сеуле, Сингапуре, Гонконге вклад транспорта в ВВП составляет около 11%, то обусловлено в первую очередь жестким регулированием владения личным автотранспортом. Так в Токио владение личными автомобилями напрямую связано с наличием парковочного места, которое в отдельных случаях сопоставимо по стоимости с автомобилем [11]. В Сингапуре право владения автомобилем разыгрывается на аукционе.
Иная ситуация наблюдается в развивающихся странах. Автомобилизация там, в 2-3 раза ниже, чем в развитых государствах. К примеру, в Малайзии она составляет около 300 автомобилей, в Индонезии – 150, в Мексике – 350. Соответственно в мегаполисах потребности в развитии общественного городского транспорта высоки, что подтверждается статистическим данными. В большинстве мексиканских городов доля транспорта в структуре ВВП составляет более 10%, в Турции – свыше 12%, в Венесуэле – 11%, в Египте – 13%.
И наконец, наиболее важными на современном этапе являются три оставшихся сектора экономики мегаполисов. К ним относятся бизнес и финансы, некоммерческие и государственные услуги, промышленность. В мегаполисах развитых стран безусловно доминируют финансовый сектор (банки, страховые компании, финансовые услуги), сектор бизнес услуг (торговля недвижимостью, инновационный сектор, наука, управленческие и консалтинговые услуги), а также некоммерческие и государственные услуги (здравоохранение, образование, государственное управление, культура и информационные услуги). На их долю в мегаполисах развитых стран приходится более половины производимого ВВП.
На первый взгляд этот факт свидетельствует о практически полной трансформации экономик мегаполисов развитых государств к постиндустриальному типу. Ведь согласно взглядам Д. Белла: «сдвиг происходит от производства материализованных товаров к производству нематериализованных товаров (услуг)» В этой связи огромное значение придается ускорению научно-технического прогресса, информационной и технологической революции, а значит, таким сферам услуг, как образование, наука и научное обслуживание [12]. Однако и здесь все не так однозначно.
Статистика свидетельствует, что постиндустриальный тип экономики возник исключительно в ее «колыбели» — США, а также в ограниченном количестве мегаполисов развитых государств. Так в структуре ВВП «классического» американского мегаполиса доля коммерческих услуг (бизнес и финансы) составляет 36,6%, некоммерческих – 27%, а сектор промышленного производства занимает около – 11%. Примером таких постиндустриальных городов могут служить Нью-Йорк, где совокупный сектор услуг составляет более 75%, а доля промышленности – около 5%, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Питтсбург, Сан-Хосе, Сан-Диего, Бостон в которых сектор услуг составляет около 70%, а доля промышленности около 7%. Но даже в США бывают исключения, к которым относятся города Хьюстон, Даллас, Детройт, Портланд, Индианаполис, где доля промышленного производства колеблется в диапазоне 15-35%.
Совсем иная картина наблюдается в мегаполисах развитых европейских стран. В подавляющем большинстве доля промышленности все еще велика и составляет 10-20% (табл. 3).
Таблица 3 – структура экономики европейских мегаполисов в 2014 г. (%)
Бизнес и финансы |
НКО и госсектор |
Торговля и туризм |
Строительство | Обрабатывающая промышленность |
Транспорт | ЖКХ | Сырье и с/х | |
Бельгия | 28,9 | 29,3 | 13,5 | 5,2 | 15,0 | 5,2 | 2,7 | 0,6 |
Франция | 30,2 | 31,3 | 13,4 | 5,6 | 11,3 | 5,0 | 2,3 | 0,9 |
Германия | 26,9 | 25,9 | 11,4 | 3,8 | 23,3 | 5,0 | 3,0 | 0,5 |
Италия | 33,4 | 23,0 | 15,2 | 4,9 | 14,7 | 5,3 | 2,4 | 1,2 |
Испания | 23,4 | 25,3 | 20,3 | 8,1 | 12,6 | 5,3 | 3,4 | 1,8 |
Великобритания | 28,2 | 31,1 | 14,5 | 6,4 | 12,3 | 4,2 | 2,7 | 0,5 |
Дания | 32,0 | 30,6 | 14,1 | 3,6 | 11,4 | 5,6 | 2,4 | 0,4 |
Финляндия | 31,6 | 24,7 | 14,4 | 5,9 | 12,8 | 6,5 | 3,6 | 0,5 |
Нидерланды | 26,8 | 31,8 | 15,1 | 4,9 | 14,0 | 4,9 | 1,2 | 1,3 |
То есть в отличие от США городской индустриальный сектор еще достаточно развит и вносит весомый вклад в ВВП. На наш взгляд это обстоятельство связано с двумя принципиальными моментами. Во-первых, европейские страны не стремятся к деиндустриализации экономики и переводу производственных мощностей в страны третьего мира. Во-вторых, сектор финансовых и около-финансовых услуг имеет пределы роста и связано это в первую очередь с невозможностью бесконечно расширения клиентской базы. Соответственно его рост в Западной Европе не может полностью повторить опыт США. Еще большее значение индустриальный сектор имеет в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Тайване. В японских мегаполисах доля промышленности в ВВП составляет около 22%, в Корее – 27,8, в Сингапуре – 23,6%, Тайвань – 32,3%. На наш взгляд постиндустриальная трансформация в европейских и азиатских развитых мегаполисах будет связана в первую очередь с ростом сектора некоммерческих услуг, таких как здравоохранение и образование. Это обусловлено тем, что этот сектор не является высоко конкурентным, спрос на его услуги присутствует всегда и имеет тенденции к росту.
Принципиально иная картина отмечается в развивающихся странах. Мегаполисы постиндустриального типа являются исключениями. Доля некоммерческого сектора составляет в среднем 14%, при этом максимальное значение фиксируется в столице Бразилии – 56%, а минимальное в китайском Дацине – 3,5%. В отличие от развитых государств доля индустриального сектора значительна. Так в 48 китайских мегаполисах доля промышленности в ВВП составляет около 37%, с максимальным значением в 51% в Дуньине. При этом доля услуг в китайских мегаполисах составляет 13% ля коммерческого сектора и 10% для некоммерческого.
Аналогичные статистические данные представляются в Турции, Египте, Малайзии, Бразилии, Вьетнаме, Южной Африке. Доля промышленности в мегаполисах этих государств составляет в среднем 15-25%.
Заключение
Проведенный анализ позволяет сделать следующие основополагающие выводы. Во-первых, мировые процессы урбанизации являются объективным процессом и в ближайшей перспективе не закончатся. Потенциал урбанизации находится на африканском континенте, Индии и отдельных странах Азии. Во-вторых, мегаполисы стали основными экономическими единицами определяющими рост мировой экономики. В-третьих, развитие мегаполисов развивающихся стран будет в первую очередь связано с ростом промышленности. В-четвертых, переход мегаполисов в постиндустриальною фазу развития будет в большей степени определяться развитием сектора услуг некоммерческого типа таких как образование и здравоохранение. Специфичность этих секторов обусловлено высокой степень привязки к регионам дислокации, а также государственным регулированием этих секторов. Как следствие уровень конкуренции в этих сегментах не так значителен.
В исследовании использованы статистические данные:
- организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). http://stats.oecd.org/
- международного валютного фонда (МВФ). http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2016/02/weodata/index.aspx
- института Брукингса. https://www.brookings.edu/research/global-metro-monitor/
_______________________
* В настоящем исследовании — под мегаполисом понимается город с населением свыше 1 млн. человек, в исследовании не учитывались города Российской Федерации, города Африканского континента (за искл. Египта, Южной Африки, Марокко).
** В исследовании используется американский классификатор видов экономической деятельности North American Industry Classification System (NAICS ) 2007
Список литературы
- История и математика: Макроисторическая динамика общества и государства / Отв. ред. С.Ю. Малков, Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев. — М.: КомКнига, 2007. — 184 с.
- Bairoch P. Cities and economic development.– Chicago. , 1998. – P. 495, 502.
- Всемирная история. Новый взгляд / Клайв Понтинг; пер. с англ. — М.: ACT: Астрель, 2010. — 958 с.
- Руденко В.Н., Мартьянов В.С. Российские мегаполисы: от индустриальных городов к стратегии многофункциональных агломераций // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12. С. 316-330
- Чубаров И. Каждый год в города Китая переезжает население равное числу жителей Москвы. – режим доступа: https://www.south-insight.com/urban
- Urbanization and development: emerging futures // World Cities report 2016 – режим доступа: http://wcr.unhabitat.org/main-report/
- Global metro monitor 2014. An uncertain recovery. The Brookings institution. Metropolitan policy program. 2015. – режим доступа: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2015/01/bmpp_gmm_final.pdf
- Бондарская О.В., Бондарская Т.А. Место малого города в пространственно-иерархической системе «Центр-Периферия» // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 8. С. 11-17.
- Меркантилизм / Под ред. и со вступительной статьей И. С. Плотникова. – Л.: ОГИЗ, СОЦЭКГИЗ, Ленинградское отделение, 1953. С. 89–108
- Список стран по количеству автомобилей на 1000 человек – режим доступа: http://key-dom.com/pages/spisok-stran-po-kolichestvu-avtomobiley-na-1000-chelovek.html
- Японцы не ездят на «крузаках» – режим доступа: https://auto.mail.ru/article/62856-pochemu_yaponcy_ne_ezdyat_na_kruzakah/
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Перевод с английского. Изд. 2-ое исп. и доп. М.: Academia, 2004. 788 стр.
References
- History and mathematics. Macrohistorical dynamics of society and state [Istorija i matematika. Makroistoricheskaja dinamika obshhestva i gosudarstva]. Otv. red. Ju. Malkov, L. E. Grinin, A. V. Korotaev. M. Komkniga, 2007. 184 p.
- Bairoch P. Cities and economic development. Chicago. , 1998. pp. 495, 502.
- World history, a new perspective [Vsemirnaja istorija. Novyj vzgljad]. Klajv Ponting; per. s angl. ACT Astrel, 2010. 958 p.
- Rudenko V.N., Mart’janov V.S. Russian megalopolises, from the industrial cities to the strategy of multipurpose agglomerations [Rossijskie megapolisy, ot industrial’nyh gorodov k strategii mnogofunkcional’nyh aglomeracij]. the Scientific year-book of Institute of philosophy and the right of the Ural office of the Russian Academy of Sciences. 2012. Issue 12. pp. 316-330
- Chubarov I. Every year the population equal to number of residents of Moscow moves to the cities of China [Kazhdyj god v goroda Kitaja pereezzhaet naselenie ravnoe chislu zhitelej Moskvy]. access mode: https://www.south-insight.com/urban
- Urbanization and development: emerging futures. World Cities report 2016 access mode: http://wcr.unhabitat.org/main-report/
- Global metro monitor 2014. An uncertain recovery. The Brookings institution. Metropolitan policy program. access mode: https://www.brookings.edu/wp content/uploads/2015/01/bmpp_gmm_final.pdf
- Bondarskaja O.V., Bondarskaja T.A. The place of the small city in the spatial and hierarchical Center Periphery system [Mesto malogo goroda v prostranstvenno-ierarhicheskoj sisteme «Centr-Periferija»]. the Social and economic phenomena and processes. 2014. T. 9. No. 8. pp. 11-17.
- Mercantilism [Merkantilizm]. Pod red. i so vstupitel’noj stat’ej I. S. Plotnikova. OGIZ, SOTsEKGIZ, Leningrad office, 1953. pp. 89-108
- The list of the countries by the number of cars on 1000 people [Spisok stran po kolichestvu avtomobilej na 1000 chelovek]. access mode: http://key-dom.com/pages/spisok-stran-po-kolichestvu-avtomobiley-na-1000-chelovek.html
- Japanese don’t drive on «Land Cruisers» [Japoncy ne ezdjat na «kruzakah»]. access mode: https://auto.mail.ru/article/62856-pochemu_yaponcy_ne_ezdyat_na_kruzakah/
- Bell D. Future post-industrial society. Experience of social forecasting [Grjadushhee postindustrial’noe obshhestvo. Opyt social’nogo prognozirovanija]. Translation from English. 2nd edition. M. Academia, 2004. 788 p.