Главная страница » Публикации » №2 (46) » Особенности применения государственных инструментов инвестиционной поддержки жилищного строительства в регионе

Особенности применения государственных инструментов инвестиционной поддержки жилищного строительства в регионе

The application features state of the tools of investment to support housing at the region

Авторы

Грахов В.П.
доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Промышленное и гражданское строительство», инженерно-строительный факультет
Россия, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
pgs@istu.ru
Мохначев С.А.
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой «Менеджмент и управление персоналом»
Россия, Восточно-Европейский институт
msa_ufmfpa@mail.ru
Кислякова Ю.Г.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Промышленное и гражданское строительство», инженерно-строительный факультет
Россия, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
pgs@istu.ru
Симакова У.Ф.
старший преподаватнль кафедры «Промышленное и гражданское строительство», инженерно-строительный факультет
Россия, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
kafedra.pgs@mail.ru

Аннотация

Предмет/тема. В статье рассмотрены вопросы развития рынка жилищного строительства в социально-экономической системе региона на примере Удмуртской Республики. Выявлены применяемые в настоящее время способы решения проблемы обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Цели/задачи. Выявить и содержательно раскрыть особенности формирования и выбора государственных инструментов инвестиционной поддержки жилищного строительства на территории Удмуртской Республики.
Методология. В исследовании использовался системный подход, методы структурного анализа, статистические методы.
Результаты. Определены особенности инвестиционной политики в сфере жилищного строительства в условиях социально ориентированной экономики на территории Удмуртской Республики.
Выводы/значимость. В соответствии с требованиями федерального законодательства в Удмуртской Республике реализуется программный подход к обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Эффективность реализации всех программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан зависит и от уровня их финансирования. Каждому из включенных в программы мероприятий соответствует определенная технология бюджетного инвестирования, либо комплекс таких технологий. Эффективная реализация жилищных программ в регионе связаны с уровнем жизни (доходов) населения; качеством исполнения региональных жилищных программ, а также объемами государственных, капитальных вложений и социальных субсидий.

Ключевые слова

жилищное строительство, Удмуртская Республика, государственные инструменты инвестиционной поддержки, обеспечение жильем отдельных категорий граждан.

Рекомендуемая ссылка

Грахов В.П. , Мохначев С.А. , Кислякова Ю.Г. , Симакова У.Ф.

Особенности применения государственных инструментов инвестиционной поддержки жилищного строительства в регионе// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (46). Номер статьи: 4603. Дата публикации: 23.04.2016. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4603/

Authors

Grakhov V.P.
Doctor of Economics, Professor, Head of the Department Industrial and civil engineering
Russia, Kalashnikov Izhevsk State Technical University
pgs@istu.ru
Kislyakova Yu.G.
PhD in Education,Associate Professor
Russia, Kalashnikov Izhevsk State Technical University
pgs@istu.ru
Simakova U.F.
Senior Lecturer of the Department Industrial and civil engineering
Russia, Kalashnikov Izhevsk State Technical University
kafedra.pgs@mail.ru
Mokhnachev S.A.
candidate of economic Sciences, head of the Department of management and personnel management
Russia, East European Institute
msa_ufmfpa@mail.ru

Abstract

Importance. In the article the questions of development of the market of housing construction in the socio-economic system of region on example of the Udmurt Republic. Identified the currently used ways of solving the problem of providing housing to certain categories of citizens.
Objective. To identify meaningful and to reveal the peculiarities of formation and selection of investment instruments of state support of housing construction in the Udmurt Republic.
Methods. In the study used a systematic approach, methods of structural analysis, statistical methods.
Results. The features of investment policy in the sphere of housing construction in the conditions of socially focused economy in the territory of the Udmurt Republic.
Conclusions and Relevance. In accordance with the requirements of Federal law in the Udmurt Republic is implementing a programmatic approach to providing housing for certain categories of citizens. The effective implementation of all housing programs for certain categories of citizens depends on their level of funding. Each of the programme of activities corresponds to a certain budget technology investment, or a complex of such technologies. Effective implementation of housing programs in the region associated with standard of living (income) of the population; the quality of execution of regional housing programs, as well as amounts public capital investment and social subsidies.

Keywords

housing, Udmurt Republic, state instruments of investment support, provision of housing for separate categories of citizens.

Suggested Citation

Grakhov V.P. , Mokhnachev S.A. , Kislyakova Yu.G. , Simakova U.F.

The application features state of the tools of investment to support housing at the region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (46). Art. #4603. Date issued: 23.04.2016. Available at: https://eee-region.ru/article/4603/ 

Print Friendly, PDF & Email

Признательность 

Авторы выражают благодарность Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики за оказанную помощь при написании настоящей статьи.

На современном этапе социально-экономического развития жилищные условия представляют собой наиболее сложный агрегат всего комплекса показателей условий жизни, поскольку в нем тесно переплетаются экономические возможности и социальные приоритеты, личное благосостояние и бюджетные ограничения, индивидуальные предпочтения, а также государственные стратегии. Строительство, в том числе жилищное строительство, ввиду конкретных особенностей – длительного временного периода (от 3-5 лет); ресурсоемкости, причем как материальной, так и финансовой; значительного числа субъектов инвестиционного процесса (инвестор, заказчик, застройщик, подрядчик, субподрядчик, потребитель и др.) – требует непосредственного участия государства [1, 2, 3]. И как показывает опыт жилищного строительства в экономически развитых странах, государственное вмешательство не сводится к административным рычагам, а предполагает финансовую поддержку посредством различных инвестиционных инструментов [4,5]. Участие государства в обеспечении части граждан жильем оправдано тем, что рынок не может обеспечить потребности низкодоходных групп населения, так как он производит недостаточное количество жилья, поэтому в обществе всегда будут присутствовать группы населения, нуждающиеся в поддержке государства в решении своих жилищных проблем [6,7].

На развитие жилищно-строительного комплекса региона существенное влияние оказывают такие факторы, как: экономическое состояние инвестиционно-строительного комплекса региона, объем промышленного производства, диверсификация занятости работоспособного населения, притоки капитала в регион и другие, основной проблемой в сфере жилищного строительства является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем на мезоуровне необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья [8-11].

Основной тенденцией модернизационно-инновационного этапа экономического развития является нацеленность субъектов хозяйствования в строительстве на осуществление инновационной деятельности с целью повышения их конкурентоспособности [12-15]. Однако в управлении организациями строительного комплекса региона необходимо учитывать специфику региональных факторов развития рынка жилищного строительства, оказывающих воздействие как на формирование модели институционально-факторного потенциала рынка, так и на механизм управления институционально-факторным потенциалом рынка жилищного строительства в регионе [16-20].

Реализуемая в регионе республиканская целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы» утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07.02.2011 года № 17. Государственный заказчик данной программы: Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики. Цель этой программы: обеспечение населения Удмуртской Республики доступным и комфортным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.

Проанализировав отчеты о выполнении данной программы в 2011-2013 годах, авторами статьи  представлены в таблице 1 некоторые целевые индикаторы и показатели эффективности.

Таблица 1 — Выполнение некоторых целевых индикаторов и показателей эффективности республиканской целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы»

№ п/п Наименование целевого индикатора и показателя эффективности Ед. измерения годы
2011 2012 2013
1 Объем инвестиций в жилищное строительство на 1000 жителей Удмуртской Республики по годам реализации программы млн. руб. на 1000 жителей 10,6 11,6 12,2
2 Коэффициент доступности жилья по годам (лет) отношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трех человек лет 4 3,8 3,9
3 Доля семей, которым доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств % 19,3 21,2 23

 

Важную роль в стимулировании спроса на жильё в регионе играет ипотечное кредитование, в том числе разработанная в республике система льготного кредитования.

Так в республике действует Положение о жилищных займах гражданам за счет средств бюджета Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 апреля 2007 года № 52.

К ним относятся, граждане:

  • работающие в бюджетной сфере;
  • сельскохозяйственные товаропроизводители;
  • ветераны боевых действий;
  • участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие от пожара и стихийных бедствий;
  • работники государственных и муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
  • приёмные родители, принявшие на воспитание двух и более детей;
  • работники отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, Фондов социального и медицинского страхования Российской Федерации;
  • работники республиканских общественных организаций инвалидов «Всероссийское общество слепых» и «Всероссийское общество глухих».

Указанные граждане имеют право на получение жилищного займа под 7% годовых, а молодые семьи, молодые специалисты, относящиеся к вышеуказанным категориям граждан, и многодетные семьи — под 5% годовых на срок до 20 лет.

Средства жилищного займа могут быть направлены на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений, а также на строительство объектов инженерной инфраструктуры.

Молодым семьям, которым предоставлен жилищный заем до 1 января 2012 года, предоставляются социальные выплаты на погашение остатка основного долга по жилищному займу в следующих размерах:

  • при рождении (усыновлении) второго ребенка — 25 процентов от суммы основного долга по жилищному займу, подлежащей возврату;
  • при рождении (усыновлении) третьего ребенка — 50 процентов от суммы основного долга по жилищному займу, подлежащей возврату.

При предоставлении жилищного займа после 1 января 2012 года  молодым семьям при рождении (наличии) третьего ребенка предоставляется социальная выплата в размере до 300 тыс. рублей на погашение основного долга по жилищному займу.

Этот вид поддержки очень востребован. Достаточно сказать, что по состоянию на 01.01.2015 года в очереди на получение жилищного займа состоит более 10 тыс. граждан, из них 6,5 тыс. молодых семей.

В 2014 году с помощью жилищных займов в Удмуртской Республике улучшили жилищные условия 39  семей на  сумму 17,2  млн. рублей, из них 25 молодых семей на  сумму 10,1  млн. рублей.  Социальные выплаты предоставлены 53 молодым семьям  на сумму 6,6 млн. рублей.

В 2015 году в Удмуртской Республике на предоставление жилищных займов гражданам предусмотрено 15,0 млн. рублей.

За  10 месяцев 2015 года жилищные займы предоставлены 57 семьям на общую сумму 21,2  млн. рублей, из них 32 молодым семьям на сумму 9,1 млн. рублей. Социальные выплаты предоставлены 33 молодым  семьям  на сумму 4,2 млн. рублей.

В 2016 году  на указанные цели планируется предусмотреть не менее 25,0 млн. рублей, что позволит 65 семьям улучшить жилищные условия.

В рамках программы «Жильё для молодых семей» продолжается предоставление компенсации процентной ставки по жилищным кредитам, обязательства по которым принимались на срок двадцать и более лет. В текущем году число семей, получающих  такую компенсацию, составило  6950 молодых семей. В бюджете Удмуртской Республики на 2015 год на эти цели предусмотрено 450,0 млн. рублей.  С  начала реализации Программы досрочно погасили ипотечные кредиты 457 молодых семей, из них 106 в 2015 году.

Кроме того, молодым семьям при рождении (усыновлении) третьего ребенка предоставляется социальная выплата в размере 300,0 тыс.рублей  на погашение долга по кредиту.  За 10  месяцев 2015 года социальные выплаты предоставлены 69 молодым семьям на сумму 20,6 млн. рублей. Всего за период реализации Программы при рождении 3-го ребенка получили выплаты 389 семьи на общую сумму 102,6 млн. рублей.

В 2015 году в Удмуртии стартовал новый проект «Молодежная квартира», который предусматривает субсидирование первоначального взноса в размере 10 % от расчетной стоимости приобретаемой квартиры, но не менее 200 тысяч рублей (в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2015 года № 75 «О предоставлении отдельным категориям граждан мер государственной поддержки  в улучшении жилищных условий»).

Принять участие в программе «Молодежная квартира» могут как  семьи, ранее вставшие на учет по программе «Жильё для молодых семей», и не получившие кредиты с компенсацией процентной ставки, так и  молодые семьи, один из супругов которых является бюджетником, а также семьи, воспитывающие детей — инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по основаниям Жилищного кодекса. Причём последняя категория имеет преимущество при постановке в очередь. Категории граждан:

1) молодые семьи, состоящие на учете для получения компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и займам в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 01 июня 2009 года № 132 «О предоставлении молодым семьям компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и займам и социальных выплат при рождении (усыновлении) детей (наличии детей) за счёт средств бюджета Удмуртской Республики», и не получившие  жилищные кредиты (займы) с компенсацией процентной ставки, в случае, если их жилищные условия не были улучшены;

2) молодые семьи, зарегистрированные по месту жительства на территории Удмуртской Республики, в которых возраст каждого из супругов (одинокого родителя) не превышает 35 полных лет, являющиеся работниками организации бюджетной сферы и признанные в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления по месту его постоянного жительства;

3) граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Удмуртской Республики, воспитывающие детей-инвалидов и признанные в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления по месту его постоянного жительства.

При наличии (рождении, усыновлении) третьего ребёнка семьи имеют право на получение социальной выплаты в размере до 300 тыс. рублей на погашение остатка основного долга по кредитному договору (договору займа).

Одним из важных условий участия в программе является заключение строительными организациями договоров участия в долевом строительстве  жилых домов с гражданами по стоимости ниже рыночной  на 15%. Максимальная цена, установленная для реализации квартир по программе в городе Ижевск составляет не более 41 000 рублей за 1 кв. метр.

В бюджете Удмуртской Республики на реализацию программы в 2015 году предусмотрены средства в объеме 100 млн. рублей, при этом за счёт внебюджетных источников в строительную отрасль может быть привлечено более 900 млн. рублей, что позволит в сложных экономических условиях поддержать строительную отрасль, не допустить спада производства.

Соглашения о строительстве жилья для реализации программы «Молодежная квартира» заключены с 9 застройщиками на общее количество 562 квартиры.

За период  реализации программы «Молодежная квартира» с марта 2015 года принято 1900 заявлений на участие в Программе.

Безвозмездные субсидии перечислены в отношении 240 семей на сумму 51,8 млн. рублей.

В 2016 году реализация программы «Молодежная квартира» в УР будет продолжена.  На указанные цели планируется не менее 100,0 млн. рублей бюджетных средств, что позволит  улучшить жилищные условия  не менее чем  450 молодым семьям.

Уместно отметить, что, по мнению застройщиков, профильной комиссии Госсовета УР на данный момент Молодёжная квартира является практически единственным реально действующим видом поддержки жилищного строительства за счёт средств регионального бюджета.

В зоне особого внимания государства была и остается —  поддержка в улучшении жилищных условий социально незащищенных  многодетных семей.

В целях исполнения Указов и поручений Президента Российской Федерации по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, в 2013 году многодетным семьям были предложены как альтернатива предоставлению земельного участка меры социальной поддержки в форме целевых жилищных займов под 5 процентов годовых с возможностью погашения части долга при рождении детей. В момент заключения договора  жилищного займа многодетным семьям  предоставляется социальная выплата в размере до 300 тысяч рублей, а в случае рождения (усыновления) детей в течение срока действия договора займа социальная выплата предоставляется в  таком же размере (но не более 900 тысяч  рублей в общей сумме). Социальная выплата может быть направлена только на погашения оставшейся части займа (постановление Правительства Удмуртской Республики от 12 августа 2013 года № 369 «О мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей за счёт средств бюджета Удмуртской Республики»).

Средства целевого жилищного займа могут быть направлены на строительство, реконструкцию и приобретение жилых помещений на первичном и вторичном рынке жилья.

К концу 2015 года в Удмуртии в очереди на получение целевого жилищного займа состоит 1031 многодетная семья. Финансирование программы осуществляется с 2014 года.

В 2014 году целевые жилищные займы получили 26 многодетных семей на общую сумму 17,1 млн. рублей. Социальные выплаты предоставлены 18 многодетным семьям на сумму 5,4 млн. рублей. В 2015 году на указанные цели предусмотрено 35,0 млн. рублей.

С начала 2015 года 33 многодетные семьи  улучшили жилищные условия, получив займы на общую сумму 25,0 млн. рублей. Социальные выплаты предоставлены 31 многодетной семье на общую сумму 9,3 млн. рублей.

Кроме того, в 2014 и 2015 годах предоставлены 7 семьям, в которых одновременно родились трое детей, безвозмездные субсидии для приобретения жилья на сумму – 13,7 млн. рублей, в том числе, в 2015 году трём семьям, на сумму 4,3 млн. рублей (в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 февраля 2011 года № 35 «О безвозмездных субсидиях на приобретение жилых помещений за счёт средств бюджета Удмуртской Республики для многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в которых одновременно родились трое и более детей»).

Обеспечение жильём категорий граждан, определенных федеральным законодательством, осуществляется за счет федеральных средств.

К этим категориям относятся:

  1. Ветераны Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) участников войны;
  2. Ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов;
  3. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица;
  4. Вынужденные переселенцы,
  5. Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера,
  6. Уволенные с военной службы и члены их семей.

Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года  № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов» осуществляется в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

С момента выхода Указа Президента РФ по настоящее время обеспечено жильём 2749 нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов ВОВ и членов их семей (приняты 3198 ветерана).

В 2014 году объем средств федерального бюджета, поступивших для обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны составил 88,5 млн. рублей). С использованием этих средств  76 человек улучшили жилищные условия.

В 2015 году на указанные цели поступили средства в объеме 82,9 млн. рублей позволяющие обеспечить 69 человек. Отметим, что с апреля 2015 года размер выплаты составляет 1 194 336 рублей, так как среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилья  по Удмуртии  равна 33 176 рублей. (В 1 квартале 2015 года размер выплаты составлял 1 189 584 рубля.)

На 1 ноября 2015 года на учете остаются 108 человек. Это граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, в конце 2014 года и в текущем году.

В 2016 году в Удмуртской Республике на обеспечение жильем указанной категории граждан  предусмотрены средства  в сумме 105, 1 млн. рублей, что позволит улучшить жилищные условия еще 88 ветеранам ВОВ.

Напрямую зависит от объемов выделяемых Российской Федерацией средств  и обеспечение жильём ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей — инвалидов.

В настоящее время  ожидают  оказания мер поддержки 1303 гражданина, принятых на учет нуждающихся до 1 января 2005 года. Объем средств, поступающих из федерального бюджета, незначителен и очередь продвигается медленно.

Так, в 2014 году мера господдержки была предоставлена 10 гражданам указанной категории  на сумму 6,7 млн. рублей

В 2015 году объём средств из федерального бюджета составил 33, 4 млн. руб., что позволит предоставить выплаты  55 гражданам, из них за 10 месяцев 2015 года улучшили жилищные условия  40 граждан.

К началу декабря 2015 года в республике не реализовано 17 свидетельств, выданных ветеранам ВОВ и ветеранам боевых действий и инвалидам.

Продолжается работа по обеспечению жильем отдельных категорий граждан с использованием механизма предоставления государственных жилищных сертификатов. В 2014 году 44 гражданам предоставлены сертификаты на сумму 63,1 млн. рублей.  

На 2015 год для Удмуртской Республики выделено средств из федерального бюджета в сумме 54,5 млн. рублей, что позволило выдать 32 сертификата. За десять месяцев 2015 года улучшены жилищные условия с использованием  сертификатов 27 граждан.

На учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят еще 141 семья граждан из числа пострадавших от радиационных аварий, вынужденных переселенцев  и переселенцев с Крайнего севера.

Для повышения доступности жилья в Удмуртской Республике применяются и новые формы поддержки граждан в улучшении жилищных условий, например в рамках программы «Жильё для российской семьи», основным условием которой является реализация жилья экономического класса по цене, не превышающей 35 тысяч рублей за один квадратный метр, при условии компенсации за построенные инженерные сети до 4 тысяч рублей за один квадратный метр жилья.

В 2016 году планируется участие Удмуртской Республики в конкурсном отборе в реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» в рамках ФЦП «Жилище», поддержка молодых семей в которой предусмотрена в форме 30-35 процентного субсидирования части стоимости жилья.

24 ноября 2015 года принят закон Удмуртской Республики «О регулировании отношений по предоставлению жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в Удмуртской Республике». Этим законом устанавливается, что нуждающимися в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам найма признаются граждане, признанные  нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным частью 1 статьи 51 Жилищного  Кодекса Российской Федерации в случае, если:

1) доход гражданина и  постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества за 12 месяцев, не превышает  максимальный размер, установленный органом местного самоуправления;

2) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим.

Эффективность реализации всех программ зависит и от уровня их финансирования. Каждому из включенных в программы мероприятий соответствует определенная технология бюджетного инвестирования, либо комплекс таких технологий. При этом все существующие технологии можно классифицировать по степени участия бюджетных средств на:  1) прямые государственные капитальные вложения;  2) долевое участие средств бюджета;  3) Стимулирования спроса и предложения на рынке жилья.

Поэтому можно сделать вывод, что эффективная реализация жилищных программ в регионе связаны  с уровнем жизни (доходов) населения; качеством исполнения региональных жилищных программ, а также объемами государственных, капитальных вложений и социальных субсидий.

 

Список литературы

  1. Асаул А.Н. Состояние и перспективы инвестиционно-строительной деятельности в Российской Федерации // Экономическое возрождение России. 2008. № 2. С. 3-9.
  2. Асаул А.Н. Концептуальный подход к решению проблемы финансирования жилищного строительства в условиях развития глобальных рынков жилья // Научные труды Вольного экономического общества России. 2005. № 55. С. 305-321.
  3. Воронцова Т.В., Губанова Е.С. Строительный комплекс региона: современное состояние и инновационный потенциал // Отраслевая экономика. 2012. № 5. C. 59–70.
  4. Санжина О.П. Управление строительством в регионе: проблемы и перспективы развития. СПб: СПбГАСУ, 2000. 177 с.
  5. Грахова Е.В., Мирзаянов Ф.Ф. Развитие принципов формирования интегративного управления в инвестиционно-строительном комплексе // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-3. С. 377-379.
  6. Алексеева Н.А. Теория и практика взаимодействия рынков жилья и жилищных услуг // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2013. № 2-2. С. 5-10.
  7. Алексеева Н.А. Учет социальных факторов экономического роста в новой модели межбюджетных отношений // Человек и труд. 2008. № 4. С. 60-61.
  8. Алексеева Н.А. Мезоэкономика как часть экономической теории // Экономические науки. 2008. № 38. С. 219–221.
  9. Алексеева Н.А. Некоторые аспекты мезоэкономической теории региона // Регионология. 2008. № С. 68–72.
  10. Данилевич Я.Б., Коваленко А.Н. Энерго- и ресурсосбережение — условия и факторы экономического возрождения // Экономическое возрождение России. 2007. № 2. С. 8-16.
  11. Мохначев К.С. Формирование условий для создания и развития инновационных подсистем в мезоэкономике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 27. С. 48-52.
  12. Денисов Г.А., Каменецкий М.И. Организация инновационной деятельности в строительном комплексе // Проблемы прогнозирования. 2003. № 3. С. 50-63.
  13. Асаул А.Н. Формирование конкурентного преимущества субъектов предпринимательства в строительстве / А.Н. Асаул, Ш.М. Мамедов, Е.И. Рыбнов, Н.В. Чепаченко. – СПб.: АНО «ИПЭВ», 2014. 240 с.
  14. Суетин С.Н., Титов С.А. Управление портфелем проектов: стратегический уровень проектного управления // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-2 (46-2). С. 509-515.
  15. Титов С.А. Финансовые риски в инновационных проектах // Экономика и предпринимательство. 2014. №11-4, С. 465-468.
  16. Асадуллин А.Ф., Файзуллин Р.В. Анализ бюджетной обеспеченности районов и городов Удмуртской Республики // Приволжский научный вестник. 2013. № 8-1. С. 70–78.
  17. Кудашов Е.А. Программа жилищного строительства: механизм реализации и социальные результаты // Жилищное строительство. 2007. №9 . С. 2-5.
  18. Грахова Е.В. Создание, организация и управление в локальных промышленных кластерах // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-9. С. 1957-1961.
  19. Анненкова Ю.А., Суслопаров А.А., Манохин П.Е., Грахова Е.В. Сравнительный анализ ресурсного обеспечения комплексной и точечной жилой застройки // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-4 (53-4). С. 267-270.
  20. Якушев Н.М., Грахова Е.В., Лаптев А.А. К некоторым вопросам оценки состояния строительной отрасли Удмуртской Республики // Проблемы экономики и менеджмента. № 8 (36). С. 18-24.

 

References

  1. Asaul A.N. Status and prospects of investment and construction activities in the Russian Federation .// Economic Revival of Russia. 2008.№ 2. pp. 3-9.
  2. Asaul A.N. Conceptual approach to solving the problem of housing finance in the conditions of global housing markets // Proceedings of the Free Economic Society of Russia. 2005.№55. pp. 305-321.
  3. Vorontsova T.V., Gubanova E.S. The building complex of the region: current status and potential for innovation // Sectoral Economics.   №5.  pp. 59-70.
  4. Sanzhina O.P. Construction management in the region: problems and prospects of development. St. Petersburg. 2000. 177 p.
  5. Grahova E.V., Mirzayanov F.F. Development of the principles of formation of the integrative management in investment and construction complex // Economics and Entrepreneurship. 2014. № 1 h. 3, pp. 377-379.
  6. Alexeeva N.A. Theory and practice of interaction of housing markets and housing services // Bulletin of Udmurt University. Series Economics and law. 2013. No. 2-2. pp. 5-10.
  7. Alexeeva N. Consideration of social factors of economic growth in the new model of intergovernmental relations // the Person and work. 2008. No. 4. pp. 60-61.
  8. Alexeeva N.A. Meso as part of economic theory // Economic science. 2008. No. 38. pp. 219- 221.
  9. Alexeeva N.A. Some aspects of the meso-economic theory of the region // Regionology. 2008. No. 1. pp. 68-72.
  10. Aliyeva J.M. Creating the conditions for investment in housing and communal services // Proceedings of the Grozny State Oil Technical University. Academician M.D. Millionshtchikov. 2010. № 10. S. 130-132
  11. Danilevich Ya.B., Kovalenko A.N. Energy and resource efficiency — the conditions and factors of economic revival // Economic Revival of Russia. 2007. № 2 (15). S.8-16.
  12. Denisov G.A., Kamenetzkiy M.I. The organization of innovation in the construction industry // Problems of Forecasting. 2003. №3. pp. 50-63.
  13. Asaul A. N. Formation of competitive advantages of businesses in the construction / A. N. Asaul, Sh. M. Mamedov, E. I. Rybnov, N. In. Cepacol. – SPb.: ANO «IPEV», 2014. 240 p.
  14. Suetin S.N., Titov S.A. Project portfolio Management: strategic level project management // Economics and entrepreneurship. 2014. No. 5-2 (46-2). pp. 509-515.
  15. Titov S. A. Financial risks in innovative projects // Economics and entrepreneurship. 2014. No. 11-4, pp. 465-468.
  16. Asadullin A.F., Faizullin R.V. Analysis of the budgetary provision of districts and towns of the Udmurt Republic, Volga Scientific Bulletin. 2013. № 8-1 (24). pp. 70-78.
  17. Kudashov E.A. Housing project: the implementation mechanism and social results // Housing construction. 2007. No. 9 . pp. 2-5.
  18. Grakhova E.V. The Creation, organization and management in local industrial clusters // Fundamental research. 2014. No. 12-9. pp. 1957-1961.
  19. AnnenkovaA., Susloparov A.A., Manokhin P.E., Grakhova E.V. Comparative analysis of resource provision of comprehensive and targeted residential development // Economics and entrepreneurship. 2014. No. 12-4 (53-4). pp. 267-270.
  20. Yakushev N.M. Grakhova E.V., Laptev A.A. Some evaluation of the current state of the construction industry of the Udmurt Republic // Problems of Economics and management. 2014. No. 8 (36). pp. 18-24.

Еще в рубриках

Удмуртская Республика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *