Моделирование механизма антикризисного управления промышленным комплексом депрессивного региона
Design of the anti-crisis management of the industry in depressed region
Авторы
Аннотация
В статье доказывается необходимость использования механизма государственно-частного партнерства в целях антикризисного управления промышленным комплексом региона. Выявляются ограничения и рассматриваются возможности комплексного применения преимуществ сотрудничества государства и частного бизнеса в совокупности с существующими инструментами антикризисного управления на примере промышленно-развитого, но депрессивного региона.
Ключевые слова
депрессивный регион, промышленный комплекс, антикризисное управление, государственно-частное партнерство.
Рекомендуемая ссылка
Моделирование механизма антикризисного управления промышленным комплексом депрессивного региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (35). Номер статьи: 3505. Дата публикации: 27.07.2013. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3505/
Authors
Abstract
This paper proves the necessity to use public-private partnership for crisis management of industry in a region. The author identified main PPPs constraints and opportunities of complex application of PPPs advantages with the existing tools of crisis management as an example of the depressed region with a high level of industrial development.
Keywords
depressed region, industry, crisis management, public-private partnerships.
Suggested Citation
Design of the anti-crisis management of the industry in depressed region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (35). Art. #3505. Date issued: 27.07.2013. Available at: https://eee-region.ru/article/3505/
В настоящее время для большинства регионов России характеризуются социально-экономическими показателями, уступающими среднероссийскому уровню. Одним из таких регионов является Удмуртская республика, которая по среднедушевому валовому региональному продукту (ВРП) почти в 1,5 раза уступает среднему показателю по стране (в республике- 157 тыс. руб., в РФ- 242 тыс. руб. в 2010 г.) [1]. Особенностью структуры ВРП республики является то, что основной доход экономики образуется за счет предприятий обрабатывающих производств и добычи полезных ископаемых. Таким образом, республика является ярким примером промышленно-развитого региона с уровнем социально-экономического развития ниже среднего по стране. На примере республики автором будет произведено моделирование системы по выявлению основных ограничений развития промышленного региона и построению механизма антикризисного управления промышленностью, которая может быть использована для других регионов России.
Анализ сложившейся структуры промышленного комплекса Удмуртской Республики позволяет сделать определенные выводы. Во-первых, экономика республики имеет индустриально-сырьевую специализацию. Основу промышленного потенциала республики составляют обрабатывающие производства (машиностроение и металлообработка, включая приборостроение, производство электрооборудования, автомобилестроение, производство вооружений) и топливно-энергетический комплекс. Во-вторых, сильная зависимость экономики региона от нефтедобывающей отрасли и медленный выход обрабатывающей промышленности из депрессии в 2000-х гг. В-третьих, более мягкие темпы промышленного спада во время кризиса (2008-2009 гг.) по причине значительной доли государственного сектора в экономике. В-четвертых, в целом структура промышленности республики консервативна и практически не менялась за последние пять лет. В-пятых, темпы развития промышленного комплекса ниже общероссийских, при этом негативная динамика мирового кризиса 2009 г. дополнительно снизила рост промышленности. В-шестых, низкие инвестиции в основные средства не позволяют сделать вывод о том, что происходит модернизация и обновление производственной базы.
Отметим, что промышленный комплекс, как важнейшая отрасль народного хозяйства, определяет уровень развития республики и должна быть в центре внимания государственных органов власти и в условиях современного состояния объективно нуждается в развитой и хорошо скоординированной системе превентивного антикризисного управления. На данный момент в республике действует система экономических инструментов развития промышленности: федеральные, республиканские и ведомственные целевые программы; стратегия и программа социально-экономического развития республики; закон о государственной промышленной политике в УР; ассоциации промышленных предприятий; соглашения о межрегиональном и международном сотрудничестве; налоговые льготы при реализации инвестиционной деятельности; реестр инвестиционных проектов. Таким образом, набор используемых в республике экономических инструментов в сфере управления промышленным комплексом является стандартным и принципиально не отличается от применяемых в других субъектах РФ. Основным документом, где наиболее полно выявлены проблемы промышленного комплекса региона и пути преодоления текущего постдепрессивного состояния является стратегия развития республики до 2025 г. Существующая стратегия развития УР предусматривает два сценария промышленного комплекса: базовый (инертный) сценарий «Полифункциональный процессинговый центр» и целевой сценарий «Диверсификация и технологический переход» [2]. Диверсификация экономики выбрана в качестве целевого сценария развития республики, а приоритетными отраслями промышленности, выделенными в целевом сценарии, являются высокотехнологичные виды промышленного производства: производство электрооборудования, нефтегазового оборудование и автокомпонентов. В целом стратегия развития промышленного комплекса региона соответствует общим направлениям развития Российской Федерации до 2020г., предполагая инновационное развитие и рост производительности промышленного производства [3]. Безусловно, переход на инновационное развитие республики обусловлен наличием на ее территории крупных предприятий, занятых добычей сырья, оборонно-промышленной специализации и сборке автомобилей совместно с иностранными компаниями.
Однако, по мнению автора, существует ряд ограничений, препятствующих исполнению целевого сценария диверсификации промышленного производства республики. Согласно типологии Министерства регионального развития, республика является депрессивным регионом [4]. В связи с этим, внедрение высокотехнологичного производственного процесса будет сдерживаться из-за влияния следующих факторов: не достаточно высоким уровнем социально-экономического развития, слабой финансовой обеспеченностью республики и высокой долей межбюджетных трансфертов, низкой долей затрат на информационные и телекоммуникационные технологии (в 2010 г.- 0,59% от всех затрат) и количеством зарегистрированных патентов [5]. При этом, отметим, что депрессивные регионы привлекают иностранных инвесторов, которые нуждаются в дешевой рабочей силе. Поэтому опережающий рост заработной платы в промышленном секторе экономики будет стимулировать отток потенциальных инвесторов и заказов, ориентированных на данное преимущество. Низкая оплата труда в свою очередь не способна стимулировать повышение производительности. Изыскание и привлечение инвестиций частного бизнеса, действующего на территории республики и заинтересованного в повышении благосостояния населения как возможного потребителя производимой продукции, на основе ГЧП является решением данной проблемы. С другой стороны, в рамках повышения устойчивости бюджетной системы стратегией предусмотрено формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и повышения зависимости наполняемости бюджета республики от их деятельности, что будет связано с развитием малого предпринимательства, а также среднего бизнеса, прежде всего в таких секторах экономики, как производство нефтегазового оборудования (отдельные сегменты), агропромышленный комплекс, легкая промышленность, транспорт и другие. Основополагающие принципы ГЧП заложены в основу целевого сценария развития республики, связанного с использования финансовых и управленческих ресурсов, прогрессивных знаний и технологий частного бизнеса, что позволит перейти к выпуску высокотехнологичной конкурентоспособной продукции.
Несмотря на то, что ГЧП упоминается как перспективный механизм инвестиционной деятельности в рамках целевого сценария, конкретных направлений его использования для определенных отраслей промышленного комплекса не прописано ни в стратегии, ни в программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 гг [6]. Согласно стратегии наиболее приоритетными направлениями развития ГЧП в Удмуртии является создание современной производственной и инновационной инфраструктуры (в производстве автокомпонентов, приборостроении), но при этом дальнейшей детализации по допустимым вариантам инвестирования деятельности промышленных предприятий по выпуску определенного ассортимента продукции не следует. В программе в рамках освоения производства продукции гражданского назначения предполагается использование технологий, разработанных с помощью особых экономических зон технико-внедренческого типа.
Ограничивающим фактором в использовании ГЧП также является то, что в стратегии не прописано распределение ответственности и не ясна роль органов государственной власти федерального и регионального уровня, а также частного бизнеса в области обеспечения инвестиционного процесса по отраслям промышленности и форм контроля.
В стратегии отсутствует группировка отраслей промышленности по доле присутствия стратегических инвесторов в настоящее время. Например, часть крупных предприятий металлургии и машиностроения, нефтедобывающей отрасли имеют стратегических инвесторов, что означает, что их развитие будет происходить в первую очередь в соответствии с уже разработанными планами, учитывающие интересы основных инвесторов. В данном случае поддержка со стороны государственного сектора будет происходить только в содействии реализации бизнес-планов компаний и осуществлении необходимого контроля. С другой стороны в определенных отраслях промышленного комплекса республики, например, пищевая, легкая и деревообрабатывающая промышленность, присутствуют средние и малые предприятия, где сотрудничество со стороны государственного сектора будет проявляться не только в координации развития отрасли, но и оказания финансовой поддержки.
Для некоторых отраслей промышленного комплекса в стратегии излишне детализированы количественные и качественные показатели результатов, намеченных к достижению, что может препятствовать привлечению частных инвесторов в силу несовпадения ожиданий и ресурсов стратегии.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что стратегия развития республики в целом и промышленного комплекса в частности разработана в соответствии с методическими рекомендациями Министерства регионального развития, долгосрочной концепцией развития РФ и стратегией ПФО. Однако в основном инструменте развития промышленности УР существует ряд определенных ограничений, препятствующих исполнению целевого сценария диверсификации производственной сферы экономики в рамках привлечения дополнительных источников финансирования со стороны частного бизнеса.
Следует отметить, что основная часть инвестиционных проектов Удмуртской Республики в области развития промышленности, имеющая стратегически важное значение для региона, предусматривает иные, отличные от ГЧП, формы реализации. С целью выявить причины автором был проведен сравнительный анализ уровня развития ГЧП в республики относительно федерального уровня (табл.1).
Таблица 1.
Сравнительная характеристика современного состояния ГЧП в рамках развития промышленного комплекса в РФ и Удмуртской Республике.
По мнению автора, в Удмуртской республике ГЧП находится на ранней стадии развития: теоретическая и институциональная база ГЧП совершенствуется, а типовые схемы практического взаимодействия Правительства УР, органов местного самоуправления и частного бизнеса по реализации партнерских проектов с использованием различных форм сотрудничества только начинают формироваться. Созданная на сегодняшний день в республике законодательная база по стимулированию инвестиционной деятельности и развитию ГЧП соответствует требованиям разработанного Агентством стратегических инициатив стандарта региональной политики для развития бизнес-среды.
Однако в настоящее время пока что не обозначено окончательно реализованных проектов ГЧП в области развития промышленности республики. Для решения описанных выше проблем использования инструмента ГЧП на с точки зрения автора в Удмуртской республике следует использовать следующую схему использования ГЧП в области управления промышленным комплексом и связанной с этим управлением инвестиционной политикой (рис.1).
Рисунок 1 — Схема использования ГЧП
С целью комплексного использования инструмента ГЧП автором введен новый промежуточный инструмент управления промышленностью Удмуртской республики- программа антикризисного управления промышленным комплексом. Название «программа антикризисного управления» не должна восприниматься в узком смысле- как ряд мер, направленный на вывод промышленности из кризисного состояния. Любое управления, не зависимо от текущего положения промышленного комплекса, всегда должно нести превентивный антикризисный характер, то есть содержать элементы предупреждения возникновения кризиса и использования существующих отрицательных факторов кризиса для развития промышленности.
Ряд мероприятий антикризисного превентивного управления промышленностью республики предлагается составлять на регулярной основе на среднесрочный период, опираясь на анализ текущего состояния отраслей промышленности в сравнении с запланированными показателями на федеральном и региональном уровне. Базой для проведения данного анализа будут показатели существующих федеральных и республиканских целевых, ведомственных программ. С точки зрения автора, целесообразно составлять и периодически обновлять матрицу выявленных и прогнозируемых негативных, в случае отставания от плана, и позитивных, в случае опережения запланированных показателей, факторов развития промышленности.
Программа антикризисного управления промышленным комплексом в свою очередь является инструментом корректировки долгосрочных показателей развития промышленного комплекса, заложенные стратегией социально-экономического развития республики. В совокупности мероприятия антикризисной программы и целевые показатели стратегии должны определять действия государственного сектора в области инвестирования проектов поддержки и развития различных отраслей промышленности региона, путем внесения в качестве приложения списка проектов ГЧП к республиканским и ведомственным программам развития отраслей промышленности Удмуртской Республики.
Таким образом, в текущих условиях развивающегося рынка проектов ГЧП ведущая роль в формировании пакета проектов должна быть возложена на государственный сектор. В целях повышения информированности представителей бизнеса о возможности участия в проектах ГЧП и описании преимуществ участия для частного сектора, предлагается использовать официальный сайт www.udminvest.ru для опубликования разработанного Министерством промышленности и энергетики УР списка приоритетных проектов ГЧП в области развития отраслей промышленности, а Управлению инвестиций и ГЧП при Министерстве экономики УР разработать памятки для частного инвестора с пошаговым описанием его действий для каждой из конкретных форм ГЧП в случае проявления заинтересованности в совместной реализации инвестиционных проектов.
Список литературы:
- Регионы России. Социально-экономические показатели// Федеральная служба государственной статистики РФ, 2011.
- Закон Удмуртской Республики от 9 октября 2009 г. № 40-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года».
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.».
- Типология социально-экономического развития субъектов Российской Федерации// Министерство регионального развития РФ, www.archive.minregion.ru (дата обращения: 29.08.2012).
- Регионы России. Социально-экономические показатели// Федеральная служба государственной статистики РФ, 2011.
- Закон Удмуртской Республики от 18.12. 2009 г. № 68-РЗ «О программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010−2014 гг.».
Referenses:
- Russian regions. Socio-economic indicators // Federal State Statistics Service, 2011.
- The Law of the Udmurt Republic on October 9, 2009 № 40-RL «The Strategy of social and economic development of the Udmurt Republic until 2025».
- The Order of the Government of the Russian Federation on November 17, 2009 № 1662-o «The Concept of socio-economic development of the Russian Federation until 2020».
- The typology of socio-economic development of the russian regions // The Ministry of regional development, www.archive.minregion.ru (date accessed: 29/08/2012).
- Russian regions. Socio-economic indicators // Federal State Statistics Service, 2011.
- The Law of the Udmurt Republic on December 18, 2009 № 68-RL «The program of socio-economic development of the Udmurt Republic in 2010-2014».
Еще в рубриках
Удмуртская Республика
Отраслевая экономика регионов