Недропользование в нефтегазовом комплексе Республики Саха
Subsurface use in an oil and gas complex of the Republic of Sakha
Авторы
Аннотация
В статье даны основные положения и выводы по научным исследованиям в области налогообложения недропользования в нефтегазовом комплексе на территории Республики Саха. В последнее время возникает вопрос о новых источниках доходов бюджета в связи с сохранением невозобновляемых источников ресурсов для будущих поколений. Республика не должна быть сырьевым источником для экономики страны, а должна стремиться стать высокодоходным, конкурентоспособным регионом. Для этого следует начать модернизацию экономики с нефтегазового комплекса, как наиболее подходящего кластера в этом отношении.
Ключевые слова
горная рента, доход региона, инвестиции, модернизация, налогообложение, недропользование, нефтегазовый комплекс, углеводороды.
Рекомендуемая ссылка
Недропользование в нефтегазовом комплексе Республики Саха// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (33). Номер статьи: 3312. Дата публикации: 22.01.2013. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3312/
Authors
Abstract
The article provides the basic conclusions on terms and cycle of scientific research intaxation of subsoil us in oil and gas complex in the Repablic of Sakha. In recent times the question of new sources incomes of the budget in relation topreservation non-renewable resources for future generations. The Repablic should not be a source of raw materials for the economy, but should strive to become profitable and competitive region. For this should be start the modernization of the economy to oil and gas complex, as the most appropriate cluster in this regard.
Keywords
mining rent, income of the region, investment, modernization, taxation, use of mineral resources, oil and gas complex, hydrocarbons.
Suggested Citation
Subsurface use in an oil and gas complex of the Republic of Sakha// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (33). Art. #3312. Date issued: 22.01.2013. Available at: https://eee-region.ru/article/3312/
Введение. Несмотря на то, что территория Республики Саха (Якутия) обладает значительным ресурсным потенциалом углеводородов, возникает вопрос о новых источниках доходов бюджета, могущих заменить поступления от налога на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины на сырьё, составляющие значительную часть доходов региона. На смену сырьевой модели экономики должна прийти модель, позволяющая создавать востребованную на мировых рынках высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Для структурной перестройки экономики региона предлагается система перераспределения средств от добывающей промышленности в высокотехнологичную перерабатывающую путём совмещения механизма уплаты налогов с инструментарием фондового рынка «налоговый опцион» [1].
Рентный доход в нефтегазовом комплексе. В настоящее время базой для модернизации экономики может стать нефтегазовый комплекс, поскольку именно он является основой российской экономики. Но для осуществления перетока средств из добывающей промышленности в перерабатывающую, государством должны быть созданы специальные условия для компаний. Для выхода из создавшейся ситуации требуется осуществить переориентацию экономики с добычи и продажи относительно дешёвого углеводородного сырья на производство и реализацию значительно более дорогостоящих продуктов переработки. Соответственно эти продукты должны быть конкурентоспособны и востребованы не только на российском, но и на мировом рынке, чтобы иметь возможность получать доходы от экспорта. Для нефтегазового комплекса Республики Саха необходима конкурентоспособная перерабатывающая промышленность.
Из мирового опыта известно использование природной ренты двумя путями: 1) непосредственное инвестирование средств в экономику немедленно после фактического изъятия; 2) сбережения средств в специальных резервных фондах [2]. Оптимальное использование природно-ресурсной ренты даёт толчок к экономическому развитию стран. Минерально-сырьевые ресурсы как нефть и природный газ связаны с национальной стратегией страны, развитием экономики, мировой политикой и властью. Добыча, переработка и реализация нефти, нефтепродуктов и природного газа в современном мире являются крупнейшим и самым распространенным видом бизнеса. Нефть и газ посредством привлечения инвестиций, как внутренних, так и внешних, обеспечивают бюджет страны. Использование национального богатства для удовлетворения потребностей и интересов субъектов общества (граждан и различных общественных институтов) реализуется путем его присвоения в форме собственности.
Рентные интересы реализуются в определённых рамках, устанавливаемых системой прав собственности на природные ресурсы и институциональной средой в минерально-сырьевом комплексе России. В нефтедобывающей промышленности экономическая рента представляет собой разницу между стоимостью продукции и расходами на ее добычу. В состав расходов входят издержки на добычу нефти, на геологоразведку и освоение месторождений, а также отраслевая норма прибыли. Все остальное – это рента [3]. Государства, чтобы присвоить себе как можно большую часть избыточной прибыли, используют разного рода налоги, пошлины, роялти и бонусы. Часть рентных доходов должна оставаться в распоряжении предприятий и стимулировать приток инвестиций в горное производство.
Налоговые поступления в бюджеты от нефтегазового комплекса Республики Саха за 2005-2009 гг.
Наименование |
Ед. изм. |
Года |
||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
||
Бюджетная система РФ | млн. руб. |
1589,1 |
2666,3 |
4114,9 |
6938,3 |
8816,3 |
Консолидированный бюджет РС(Я) | млн. руб. |
333,7 |
1013,3 |
2277,8 |
4593,9 |
5571,6 |
Источник: Таблица составлена авторами по данным Минэкономразвития Республики Саха
В таблице показаны поступления от нефтегазового комплекса Республики Саха за 2005-2009 годы, где видно, что поступления в федеральный бюджет превышают поступления в консолидированный бюджет республики [4]. В мире существуют три основные цели использования дифференциальной горной ренты в виде создания целевых инвестиционных фондов: социальная, в виде дивидендов жителям, стабилизационная, накопительная и резервная для будущих поколений [2]. На Аляске и в Кувейте для выполнения каждой функции существуют отдельные фонды. В этом случае использование средств накопительного фонда более четко регулируется законодательством, и доступ к ним затруднен.
Совершенствование недропользования. Проведенные исследования распределения горной ренты мирового опыта недропользования говорят о целенаправленности использования рентного дохода в интересах общества. Для совершенствования недропользования необходимо установить оптимальный рентный режим, который одновременно оставался бы стимулом производства и приносил максимальный доход государству:
1) «Прогрессивная» система ресурсного налогообложения. Региональные органы государственной власти имеют два принципиальных критерия для проведения своей налоговой политики:
— уровень прибыльности нефтегазовой отрасли;
— наличие или отсутствие стимулирующего воздействия системы ресурсного налогообложения на инвестиционный процесс, как в регионе, так и в стране.
2) Правовой принцип. Каждый субъект Российской Федерации заинтересован в определении своей роли по реализации государственной политики в области недропользования, которая подтверждается рядом правовых положений.
3) Принцип экономической (горной) ренты, который непосредственно связан со спецификой отрасли нефтегазового комплекса. Между тем, рентные изъятия в России незначительны. В ряде стран рентные доходы составляют половину от выручки эксплуатирующих и добывающих компаний, в частности, нефтяных. При этом рентабельность нефтедобывающих компаний в России намного выше, чем в отраслях перерабатывающей промышленности.
Модель государственной политики в отношении инвестиционной, налоговой, ценовой политики, институционального устройства нефтегазового комплекса требует соответствующей модернизации. А для проведения любой модернизации необходимы финансовые средства [1]. При определении направлений инвестирования средств фонда должны учитываться интересы и недропользователей-производителей и потребителей продукции нефтегазового комплекса. В связи с этим предлагается механизм финансирования разработки новых технологий, создания наукоёмких и экспортоориентированных производств.
В настоящее время в крупных компаниях создаются целевые инвестиционные фонды. При действующей системе налогообложения основным источником формирования фондов является прибыль, поэтому предлагается формировать фонды за счёт снижения налоговой нагрузки [1]. Критерием создания целевого инвестиционного фонда (например, фонда развития основных средств) должны являться заранее определённые расчётные показатели (в частности, ожидаемая цена на сырьё, внутренняя норма доходности, рентабельность разработки месторождения или другие аналогичные показатели в зависимости от отраслевой специфики). Например, в случае, если цена на добываемое углеводородное сырьё не является достаточно высокой для начала разработки нового месторождения, государство должно пойти на уменьшение налоговой нагрузки компании в соответствии с формулой:
Т=0 (нулевая ставка по НДПИ) при ,
где Р — цена; Q – объём добытого сырья; I – доход от продажи; C– расходы на добычу (и переработку) углеводородов; Т – налоги (все действующие, включая социальные отчисления) [1].
Изъятые таким образом у компании средства будут формировать фонд развития предприятия. В случае нецелевого использования средства такого фонда должны быть восстановлены (т.е. учтены как прибыль) и с них должны быть уплачены налоги. Средства фонда должны быть также ограничены использованием исключительно на инвестиции в исследование и разработку передовых технологий (добычи, переработки, транспортировки). К условиям снижения налоговой нагрузки относятся рост (снижение) цен на углеводородное сырьё и введение специального налогового режима (налогового опциона) на определённый период времени разработки месторождения. При этом следует рассматривать как «новые» месторождения, разработка которых характеризуется ростом добычи, так и «старые» (падение объёмов добычи). Также необходимо учитывать параметр, определённый ценой на углеводороды, при которой разработка месторождения будет рентабельной [1].
Таким образом, предлагается механизм финансирования разработки новых технологий, создания наукоёмких и экспортоориентированных производств в результате интенсивной деятельности компаний на территории республики, который будет называться налоговым «опционом» (введение на определённый срок специального налогового режима). Суть предложения сводится к снижению текущей налоговой нагрузки компаний и созданию условий для появления у них соответствующих налоговых обязательств в будущем.
Стимулом для инвестирования должны служить стабильные поступления доходов в будущем. При этом одинаково целесообразно рассматривать как инвестирование в собственное производство, так и в иностранные производства. Помимо поступлений в виде дивидендов нужно учитывать возможности получения эксклюзивных лицензий на приобретение новых технологий, возможности получения доступа к новым рынкам сбыта и прочие факторы. То есть, компании сами должны вкладывать средства в инновационные разработки, тем самым, инициируя рыночный спрос на инновации [1].
Приоритетные направления нефтегазового комплекса региона. Основные инвестиционные проекты развития нефтяной промышленности республики связаны с добычей нефти и созданием нефтеперерабатывающих мощностей на основе разрабатываемых нефтяных, нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений. Капитальные вложения в развитие нефтяной промышленности в целом по республике за период 2010-2030 гг. составят 202 млрд. руб. для умеренного сценарияи 256 млрд. руб. – для стратегического(рис.). При этом в структуре капитальных вложений в умеренном сценарии около 82% направляется на обустройство и разработку месторождений и по 9% от суммарных инвестиций – на создание нефтеперерабатывающих мощностей и строительство нефтепроводной системы [4]. Опережающее развитие нефтегазового сервиса (услуг) в нефтегазовом комплексе республики отразится в более быстром формировании здесь новых рабочих мест. При благоприятных сценариях развития государственно-частной ассоциации (корпорации) геологоразведочных, добывающих, нефтесерсвисных и инновационно-консалтинговых компаний прогнозируемая на 2020 г. численность занятых в нефтегазовом комплексе (160 тыс. чел) может быть существенно повышена [5].
Рис. Структура капитальных вложений в развитие нефтяной промышленности Республики Саха
Таким образом, для целей повышения собираемости налогов в будущем вероятной становится задача создания конкурентоспособных перерабатывающих производств и выпуска дорогостоящей, высокотехнологичной продукции. К тому же для социально-экономического развития региона приход крупных нефтегазодобывающих компаний в республику гарантирует занятость местного населения, тем самым увеличивает доходность бюджета региона и даёт: 1) обеспечение прямого выхода на традиционные и новые рынки сбыта нефти, нефтепродуктов и газа; 2) получение долгосрочных гарантий по закупкам нефти, нефтепродуктов и газа; 3)участие в управлении (совместная эксплуатация) транзитной, транспортной и распределительной инфраструктурой нефти, нефтепродуктов и газа на территории стран-импортёров; 4) совместная доля в прибылях от реализации нефти, нефтепродуктов и газа на территории стран-импортёров.
Для рационального использования углеводородных ресурсов необходимо совершенствование экономических механизмов в системе недропользования:
- создание благоприятного инвестиционного климата региона, используя налоговый механизм регулирования экономики недропользования – понижение рентного налога для компаний, которые будут использовать новые, экологически безопасные технологии производства и оборудования;
- снижение издержек производственной деятельности для компаний, которые будут приобретать новые высокотехнологичные оборудования в добывающей промышленности посредством отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые будут возвращены предприятию;
- создание конкурентоспособной продукции нефте и газопереработки республиканских инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе;
- повышение рентабельности нефтегазового бизнеса; в связи с повышением экспортных пошлин на углеводороды, большую часть оставлять на социально-экономическое развитие республики через ЦФБП, особенно на тех территориях, где ведётся их добыча.
Заключение. Основные выводы, полученные в результате исследований и связанные со стимулированием применения новых технологических решений не только в области геологоразведочных работ и разработки месторождений углеводородного сырья, но и в смежных отраслях и производствах (это нефтегазопереработка, нефтехимия и т.д.), приведены в виде рекомендаций:
- внедрение проекта закона Республики Саха «О нефти и газе», который бы разрешил многие вопросы в условиях Севера и (или) инициирование внедрения проекта федерального закона «О нефти», разработанного Минэнерго России;
- совершенствование существующей системы налогообложения в части регулирования и распределения в виде регионального экологического фонда, что максимально обеспечит охрану окружающей среды и восстановительные работы за счёт экологических отчислений в виде 25% отчислений за негативное воздействие на окружающую среду;
- внедрение механизма налогового регулирования в виде «налогового опциона» на проектный срок окупаемости инвестиций, который необходимо оговаривать и подробно прописывать в договоре администрации местности с нефтегазовой компанией.
С целью сохранения экологической чистоты северной природы для жизнедеятельности человека при разработке месторождений полезных ископаемых (углеводородов) на территориях необходимо укрепить правовые отношения собственников и пользователей недр. Район работ ОАО «Сургутнефтегаз» (Ленский район, частично Олёкминский район) может служить территориальной управленческой единицей со своими экологическими нормативами и стандартами, а также ограничениями по части использования природных ресурсов.
Библиографический список
- Любавский С.Л., Балком Н. Налоговая составляющая модернизации экономики на примере нефтегазового комплекса России. // Минеральные ресурсы России: экономика и управление. – 2011. — № 3. – С. 28-33.
- Грязнухина-Степанова В.Р. Налогообложение недропользования в нефтегазовой отрасли: мировой опыт. //Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. — Москва. — 2009. — № 5. — С. 34-39.
- Разовский Ю.В. Горная рента. – М.: ОАО «НПО Изд-во «Экономика», 2000. – 221 с.
- http://sakha.gov.ru/sites/default/files/page/files/2010_10/8/Itogi_SER2009_sprav.pdf
- Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года. – Якутск: Правительство РС(Я). — 2009. — 415 с.
References
- Liubavskii S.L., Balkom N. The tax component of the modernization of the economy by the example of the oil and gas complex of Russia [Nalogovaia sostavliaiushchaia modernizatcii ekonomiki na primere neftegazovogo kompleksa Rossii] // Mineralnye resursy Rossii: ekonomika i upravlenie. 2011. № 3. pp. 28-33.
- Griaznukhina-Stepanova V.R. Taxation of subsurface oil and gas industry: A Global Perspective [Nalogooblozhenie nedropolzovaniia v neftegazovoi otrasli: mirovoi opyt] //Problemy ekonomiki i upravleniia neftegazovym kompleksom. — Moskva. 2009. № 5. pp. 34-39.
- Razovskii Iu.V. Mining rent [Gornaia renta]. – M.: OAO «NPO Izd-vo «Ekonomika», 2000. 221 p.
- http://sakha.gov.ru/sites/default/files/page/files/2010_10/8/Itogi_SER2009_sprav.pdf
- Energy Strategy of the Republic of Sakha (Yakutia) in 2030 [Energeticheskaia strategiia Respubliki Sakha (Iakutiia) na period do 2030 goda]. Iakutsk: Pravitelstvo RS(Ia). 2009. 415 p.
Еще в рубриках
Отраслевая экономика регионов