Авторы
Божко Лариса Леонидовна
доктор экономических наук, проректор по учебной и научной работе
Республика Казахстан, Рудненский индустриальный институт
leonlaris@mail.ru
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы оценки экономического развития регионов казахстанско-российского порубежья, как частей казахстанского пространства и как мостов сотрудничества с Российской Федерацией. Приграничное положение определяет важную роль этих регионов во внешней политике и международном сотрудничестве. Все эти факторы оказывают влияние на экономику порубежных территорий. Приводится сравнение экономического развития регионов казахстанско-российского периметра на пространстве Республики Казахстан. В развитии приграничных регионов важную роль играет сотрудничество с сопредельными регионами соседних стран.
Ключевые слова
приграничные территории, пограничное пространство, идентичность, регион, взаимодействие, пространство, трансграничность, порубежье.
Рекомендуемая ссылка
Authors
Bozhko Larisa Leonidovna
Doctor of Economics, Vice President for Academic Affairs and Research
Republic of Kazakhstan, Rudny Industrial Institute
leonlaris@mail.ru
Abstract
In the given article questions of economic development of Kazakhstan and Russia borderline regions as the parts of Kazakhstan and bridges of collaboration with the Russian Federation are investigated. Location of these regions on the borderline determines its important role in the foreign policy and international cooperation. All these factors influence on economics of borderline territories. Comparison of economic development of the regions of Kazakhstan and Russian perimeter on the territory of the Republic of Kazakhstan is given in the article. Important role in the development of borderline regions plays cooperation with certain regions of neighboring countries.
Keywords
frontier territories, boundary area, identity, interaction, area, transboundary
Suggested Citation
Для приграничных регионов Российской Федерации фактор соседства с регионами Республики Казахстан имеет особое значение, поскольку возникает объективная возможность использования российско-казахстанского сотрудничества для обеспечения устойчивого развития в пограничном пространстве страны. Кроме того, до 1991г. приграничные регионы Российской Федерации и Республики Казахстан развивались в рамках единого союзного государства и демонстрировали общие тенденции регионального социально-экономического развития.
И в настоящее время экономические национальные системы Республики Казахстана и Российской Федерации, столкнувшиеся с суровыми реалиями трансформационных процессов в ходе становления производственных отношений современного рыночного хозяйства, демонстрируют мировому сообществу тенденцию формирования контуров общего (единого) экономического пространства.
Надежную основу данного явления должен составлять курс на индустриально-инновационное развитие, модернизационные преобразования в экономике, активизацию развития торгово-экономических связей между казахстанскими и российскими регионами, прежде всего приграничными. С 1 июля 2010г. начал свою работу Таможенный Союз между Казахстаном, Россией и Белоруссией, что позволило полностью открыть таможенные границы, подготовить единый Таможенный Кодекс и установить единые тарифы трех стран.
С 1 января 2012г. началось полноценное функционирование Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, что придает новый импульс развитию более тесной интеграции, сближению экономик государств-участников в целях ускорения социально-экономического прогресса этих стран, роста благосостояния народов.
На 7-ом Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, прошедшем в Усть-Каменогорске в 2010г., была выдвинута инициатива создания Ассоциации регионов двух стран, которая будет разрабатывать и проводить мониторинг конкретных проектов сотрудничества на двухстороннем и многостороннем уровнях.
В этих условиях особенно актуальным является проведение системного углубленного исследования региональной интеграции как одного из основных трендов развития современной экономики; изучение границ в качестве специфических институциональных проявлений; детальное рассмотрение приграничных территорий (регионов), функционирование и развитие которых происходит в новой исторической обстановке.
Развитие приграничных территорий — это закономерный процесс эволюции производительных сил на качественно новом уровне производственных отношений, сосредоточивающий инновации, науку, образование и другие необходимые перспективные условия для развития личности, бизнеса, государства, охватывающий сопредельные территории [1]. В условиях многочисленности приграничных регионов в Республике Казахстан и Российской Федерации их функционирование и устойчивое развитие как административно-территориальных единиц, социально-экономических систем имеет стратегическое значение для региональной экономики обеих стран.
Научный подход к исследованию границ с позиций институциональной теории позволяет, во-первых, показать роль правил, нормативных актов, а также идей и воззрений, создающих контекст, в котором интерпретируется понятие «граница». Во-вторых, подобное понимание границ дает возможность акторам (субъектам, агентам, физическим и юридическим лицам) принимать те или иные оправданные «правила игры» на макро- и микроэкономическом уровнях, координировать свои действия и взаимодействия в пространстве, находящемся под влиянием феномена границы.
Проведенное исследование позволило выявить объективную необходимость применения, наряду с известными теориями, также и нового подхода (т.е. институционального) в изучении границ, базирующегося на междисциплинарной основе. Предлагаемый научный подход дает возможность:
Использование институционального подхода позволило выявить многоаспектную составляющую в изучении границ; идентифицировать перераспределение функций между границами; обозначить их классификационные характеристики и раскрыть широкую «палитру» в границеведении как науке.
Применение обозначенного подхода потребовало уточнения сущностной основы границ в условиях современности с позиции:
В условиях современности граница рассматривается как место, где создается основа для взаимодействия (экономического и социального) прилегающих территорий, которые концентрируют в себе результаты взаимовлияния в различных сферах, т.е. встречаются два вида деятельности, и появляется возможность для взаимодополнения и сотрудничества. Именно в сопредельных территориях наблюдается невероятно сложное переплетение административных и неадминистративных акторов, а также формирование новых норм, определяющих их взаимодействие друг с другом [2].
Сущностная основа эволюционной составляющей в контексте междисциплинарного исследования границ сводится к следующему:
Изученные подходы позволяют определить приграничную территорию в контексте пространственно-временной парадигмы как территорию, которая является частью геосистемы региональной размерности, прилегающей к государственной границе (или выходящей за ее пределы) и – одновременно – частью целостного природно-хозяйственного района (или их сочетаний), экономическая, социальная, культурная и экологическая ситуации, в котором зависят от состояния прилегающей территории соседнего государства и, в свою очередь, оказывают на нее влияние. Под термином «пограничное пространство» понимается экономико-, социально-географическая зона вдоль границы, в пределах которой происходят пограничные процессы и явления, связанные с соблюдением интересов соседних стран и взаимодействием между их экономическими, экологическими, социальными, правовыми и политическими системами.
Перераспределение функций между границами в сильной степени зависит от сдвигов в идентичности населения, причем разные уровни территориальной идентичности могут играть разную роль – подчиненную или господствующую. Таким образом, можно раскрыть еще одну сущностную основу приграничных территорий – это территории, объединяющие сопредельные местные сообщества.
Вопросы, связанных с приграничьем, имеют большое значение для определения различных типов экономических, культурных и политических отношений, которые возникают и развиваются на приграничных территориях. Этим и обусловливается возможность еще одного подхода к определению приграничных территорий, рассматривающего приграничные территории с позиции эффективного взаимодействия.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости дальнейших комплексных исследований специфики экономических и социальных отношений, выявления сфер и стадий развития приграничных территорий, использования благоприятствующих факторов и преодоления препятствий на пути создания полноценных приграничных регионов, позволяющих приграничным сообществам совместно эффективно решать общие социально-экономические проблемы.
В результате изучения особенностей модификационных изменений в контуре приграничных территорий установлено следующее:
Анализ методик, позволяющих определить, какие эффекты регионального развития непосредственно связаны с приграничным экономическим сотрудничеством, показал сложность, узкую специализацию и ограниченность применяемых методологических подходов. Учитывая специфику процессов, протекающих в приграничье, идентификацию его отдельных компонентов можно осуществлять используя следующие методологические принципы:
Исходя из концептуальных установок рассмотренных моделей, для проведения комплексной оценки участия региона в приграничном сотрудничестве предложен комплекс взаимосвязанных показателей. Показатели, сгруппированные в соответствующие блоки, позволяют количественно и качественно определить целесообразность включения регионов в процессы приграничного взаимодействия, выявить специфику развития приграничья в динамике с учетом прогнозных тенденций и трансформационных преобразований.
С этих принципиальных позиций для оценки социально-экономического развития приграничных территорий предложены следующие группы показателей:
На основе методологического осмысления многих научных подходов, в частности экономического, социально-организационного, социально-экологического, рационально-технологического, а также системного анализа совокупности предложенных индикаторов разработана методика проведения комплексной оценки целесообразности участия территории в приграничном сотрудничестве(рисунок).
Установлено, что системологический инструментарий предоставляет возможность выбора стратегии развития приграничного региона. При этом целенаправленная общегосударственная приграничная стратегия в совокупности с инициативой регионов позволяет активизировать интересы и государства, и приграничного региона.
Природа социально-экономических различий (ассиметрии) между регионами казахстанско-российского порубежья неодинакова. В общем виде она определяется следующими факторами: геоэкономическим положением региона, экспортным потенциалом и финансовой базой развития, креативным потенциалом регионального социума и региональных менеджеров, накопленным экономическим и культурным потенциалом, международными связями страны, осуществляемыми через данный регион [3,4].
Сопоставление потенциалов приграничных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан также дает менее оптимистичную картину:
Реализация потенциала торгово-экономического сотрудничества в целом, и приграничного в частности, до известной степени зависела от таможенной политики сторон. Таможенный Союз позволяет снять ограничения, барьеры для функционирующих предприятий сначала на внутренних рынках, затем на рынках третьих стран. Республика Казахстан получает возможность беспошлинно транспортировать основные экспортные товары, а в перспективе продукцию машиностроения через балтийские и другие порты. В результате расширится рыночное пространство Казахстана в 10 раз. Российская Федерация получает около 10% дополнительной таможенной территории.
Необходимо отметит, что регионы казахстанско-российского порубежья выступают также плацдармами экономического сотрудничества Казахстана с Российской Федерацией. Одновременно они выполняют такую же функцию для России в части реализации ее экономических интересов в Казахстане. В итоге структура хозяйства приграничных регионов формируется под влиянием встречных интересов, соотношение которых зависит от экономического и инновационного потенциала Казахстана и России, а также непосредственно ее приграничных территорий. Важным индикатором такого влияния являются объемы взаимных инвестиций соседних стран в экономику приграничных регионов [4].
Учитывая особую роль эффекта соседства и этнокультурной и исторической близости при формировании территориальных предпочтений инвесторов из соседних стран необходимо отметить, что первыми объектами реализации инновационных проектов из близлежащих государств стали крупные города в приграничных регионах.
В целом в отношениях приграничных регионов казахстанско-российского порубежья наблюдается «волнообразное» движение. Первоначально принимаются основополагающие интеграционные решения, намечаются соответствующие конкретные мероприятия и начинается их реализация, а затем их выполнение замедляется, а по некоторым направлениям вообще происходит откат назад, после чего через какое-то время подписываются новые соглашения, которые в некоторой степени коррелируют с прежними, так и не реализованными документами.
Развитие приграничных взаимодействий нельзя рассматривать изолированно: они сильнейшим образом зависят от общих тенденций развития отношений страны с соседними государствами. Развитие трансграничного сотрудничества, увеличение количества совместных проектов и производств ведет к необходимости изучения особенностей и перспектив развития сопредельного региона. Рост сложности задач, стоящих перед городскими и региональными властями в процессе интеграции, требует совместной разработки стратегических планов, учитывающих интересы обоих регионов.
Таким образом, развитие межрегионального экономического взаимодействия в условиях интеграционных преобразований обусловлено действием двух противоречивых тенденций. Во-первых, тенденции относительной изоляции экономики приграничных регионов и их дальнейшего замыкания. Во-вторых, тенденции формирования открытой модели развития приграничных регионов, включающей и экономическое сотрудничество с другими странами.
Список литературы
References