Главная страница » Публикации » №3 (3) » Информатизация региона как фактор экономического роста

Информатизация региона как фактор экономического роста

Informatization of the region as a factor in economic growth

Авторы

Шокарова Л.Х.
Россия, Кабардино-Балкарский государственный университет
Shokarova@mail.ru

Аннотация

Информационный сектор экономики в середине 90-х годов обеспечивал свыше 40% внешнего оборота индустриальных стран. К экономическим последствиям информатизации в первую очередь относятся: создание и становление развитого рынка информационных продуктов и услуг; изменения в экономической деятельности предприятий, организаций, учреждений, возникающие под влиянием недостатка или избытка информации; изменения в экономическом содержании категории «труд».

Ключевые слова

информационный сектор, экономические последствия, развитие рынка, рынок информационных продуктов и услуг

Рекомендуемая ссылка

Шокарова Л.Х.

Информатизация региона как фактор экономического роста// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (3). Номер статьи: 302. Дата публикации: 25.09.2005. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/302/

Authors

Shokarova L.H.
Russia, the Kabardino-Balkar State University
Shokarova@mail.ru

Abstract

The information sector of the economy in the mid 90s provided over 40% of external turnover of industrial countries. The economic impact of information primarily include: the creation and establishment of a developed market for information products and services, changes in the economic activity of enterprises, organizations and institutions that arise under the influence or lack of information overload, and changes in the economic content of the category of "work".

Keywords

information sector, the economic impact, market development, market information products and services

Suggested Citation

Shokarova L.H.

Informatization of the region as a factor in economic growth// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (3). Art. #302. Date issued: 25.09.2005. Available at: https://eee-region.ru/article/302/ 

Print Friendly, PDF & Email

Необходимость переосмысления и выдвижение новых доктринальных идей развития социально-экономической системы региона диктуется современными глубинными трансформациями в характере взаимоотношений (как внешних, так и внутренних), связанных в первую очередь, с замещением геополитических системообразующих факторов геоэкономическими и геокоммуникативными.

На рубеже XX — XXI веков с особой наглядностью проявился факт зависимости экономического прогресса от эффективности функционирования информационных ресурсов общества. Массовая компьютеризация, внедрение информационных технологий привели к впечатляющим результатам в различных сферах бизнеса, научных исследований, образования и социальной жизни.

Сущность информационных процессов в различных хозяйственных объектах заключается в сборе, хранении и обработке информации с целью управления этими объектами. Рынки товаров и услуг не могут развиваться без достоверных данных о ценах, условиях продаж, производителях, экономических ресурсах, конъюнктуре. От рациональности использования этой информации зависит качество принимаемых управленческих решений, а значит и эффективность управления любой организационной системы. Переход к информационной экономике меняет характер функционирования традиционных отраслей хозяйства, их технологические параметры становятся производными относительно экономико-информационных процессов. Информационный процесс превращается в доминантный фактор развития не только производственной сферы, но и социально-экономической системы в целом.

Информационный сектор экономики (научно-образовательная система, индустрия сбора, переработки и передачи информации, включая рекламу, справочное и библиотечное обслуживание, консультационные и финансовые услуги и др.) в середине 90-х годов обеспечивал свыше 40% внешнего оборота индустриальных стран. Объем рынка услуг коммуникационных систем увеличился к 1997г. до 395 млрд. долл., в т. ч. доля США составила 41%. Информационная сфера в индустриальных странах создает до трети общественного продукта, а торговля обеспечивает почти 16% ВНП. В материалах Конгресса США, посвященных вопросам национальной информационной инфраструктуры, говорилось о том, что около 2/3 работающих в стране связаны с информационной деятельностью, а остальные заняты в производстве, сильно зависящем от информации.

К экономическим последствиям информатизации в первую очередь относятся: создание и становление развитого рынка информационных продуктов и услуг; изменения в экономической деятельности предприятий, организаций, учреждений, возникающие под влиянием недостатка или избытка информации; изменения в экономическом содержании категории «труд».

Однако в нашей стране вопросы влияния информационных процессов а организацию управления, эффективность производства и экономический рост в целом не получили должного внимания. Поэтому развитие информационных технологий идет пока спонтанно, без единой концепции, определяющей цели, методы, средства создания информационной инфраструктуры рынка, а также адекватного современным требованиям правового регулирования. Накопление знаний, информации, нематериальных форм богатства в условиях системного кризиса, особенно у малых по масштабам деятельности хозяйствующих субъектов, пока не преобладает над накоплением вещественных элементов производства.

По уровню развития средств связи и телекоммуникационных услуг Россия находится лишь на 42-м месте среди других стран мира: ее рейтинг – 1,38 в отличие от Сингапура (9,62), Новой Зеландии (9,52), Финляндии (9,48), Дании (9,27), США (9,12), Гонконга (9,15), Швеции (9,14), Турции (8,83) и др.

По удельному весу в мировом компьютерном парке (0,68%) Россия катастрофически отстает от несомненного лидера США (42,9%), занимая в рейтинге стран 16-е место, при том, что и ближайшие по рейтингу к США страны имеют также существенный с ними разрыв: Япония (7,03%), Германия (5,98%), Великобритания (5,43%) и др.

В России, в отличие от развитых стран, сеть Интернет пока не стала неотъемлемой частью массовой культуры и бизнеса. Профессиональные производители информационных ресурсов, обладающие навыками и возможностями качественного сбора, верификации и смысловой обработки информации, не видят сегодня возможностей прибыльной работы через сеть Интернет в России. Высококачественные активно используемые крупные научные, социально-экономические, справочные информационные ресурсы в российском Интернете сейчас скорее исключение, чем правило.

Несовершенство российского законодательства и неподготовленность наших предприятий к жестокой конкурентной борьбе позволили иностранным компаниям и их дочерним фирмам взять под контроль до 80% информационно-телекоммуникационных сетей России и других стран СНГ. Развитые страны законодательно четко регламентируют присутствие иностранных конкурентов и защищают свои информационно-телекоммуникационные поля от проникновения в них. Например, в США официально запрещено участие российских предпринимателей в создании национальных информационно-телекоммуникационных систем и сетей, а участие других иностранных фирм ограничено 20%. Иностранцы также не имеют права доступа как управлению оборудованием, так и к контролю информационных каналов и самой информации.

Низкие темпы развития процесса информатизации в регионах характерны как для микроуровня, то есть на уровне хозяйствующих субъектов региона, так и на уровне управления региональным хозяйственным комплексом.

Центр тяжести в российской информационной политике смещается в сферу региональной информационной политики. Однако решение почти всех социальных и экономических проблем упирается в неразвитость системы телекоммуникаций и отсутствие необходимой информации. Самый большой дефицит информации существует не на уровне центральных органов управления, а на уровне региональных органов управления.

В настоящее время имеется множество информационных структур отраслевого, регионального, местного и локального характера. В органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах в течение прошедших трех – пяти лет было создано большое количество разнообразных информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных в функциональных автоматизированных информационных системах, эксплуатируемых в основном на базе локальных вычислительных сетей. Однако эта работа не дает ощутимых результатов, поскольку недостаточная координация на федеральном и региональном уровнях деятельности по созданию таких систем привела к тому, что ведомственные подразделения региональных органов управления и органы местного самоуправления зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга.

Развитию цивилизованного рынка финансово-экономической информации мешает отсутствие регламентов доступа к официальной информации. Ее практически нельзя получить легально, либо ее приобретение стоит очень дорого. Основная масса информационных услуг имеет сугубо справочный характер и выполняется на основе имеющихся или доступных в каждом конкретном месте баз данных.

При отсутствии со стороны государства механизмов, обеспечивающих равный доступ к отраслевой и ведомственной информации, созданной на средства налогоплательщиков, преимущества на информационном рынке получают коммерческие фирмы, функционирующие при государственных структурах

Некоторые российские регионы предпринимают попытки решения задач информатизации самостоятельно, с «местным уклоном», однако, как представляется, особенности нашей страны делают эти попытки несостоятельными. Почти во всех регионах информационные центры существенно различаются по своей насыщенности, количеству и качеству предоставляемых данных, программно-техническим средствам реализации и поддержки процессов функционирования.

Изменение структуры экономических отношений, обусловленных качественно новым статусом регионов-субъектов РФ, влечет за собой изменение функций управления регионом.

Таким образом, проблема информатизации регионов включает целый спектр сложных вопросов, требующих решение в ближайшем будущем. К ним, в частности, относится: создание правовых, экономических, технологических и социальных условий для получения оперативной, достоверной и полной информации об экономике региона, состояния экологической, образовательной, культурной и иных сфер регионального развития; формирование инфраструктуры информатизации, создание региональной компьютерной сети, обеспечивающей единое информационное пространство.

Литература:

  1. Иноземцев В. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат// Российский экономический журнал, 1998, №11-12.
  2. Анилионилис Г. П. Россия как структурное звено глобальной экономики (аспекты методологического анализа). Дисс. На соискание уч. Степени канд. экон. наук. М., 2001.
  3. Болотов Э., Шумаев В. Проблемы информатизации// Экономист, 2001, №2.- С.65-66.
  4. Акинин П. В. Минаков В. Ф. Современное состояние региональных информационных ресурсов// Новая экономика: Сущность, проблемы, достижения. Информационные ресурсы: материалы международной научной конференции (Ставрополь-Санкт-Петербуг-Хельсенки-Стокгольм) – Ставрополь, 2003.-С.16-18.
  5. Зайцева Т. К. Социально-экономическое развитие региона в условиях глобализации (на материалах Ставропольского края). Дисс. На соискание уч. Степени канд. экон. наук. Ставрополь, 2004.

References:

  1. Inozemtsev structuring of social production in the post-industrial origin / / Russian Economic Journal, 1998, № 11-12.
  2. Anilionilis GP Russia as a structural element of the global economy (the methodological aspects of the analysis). Diss. In the competition for academic. Ph.D. degree. Econ. Sciences. M., 2001.
  3. Bolotov, E., B. Problems of Information Shumaev / / The Economist, 2001, № 2. P.65-66.
  4. Akinin PV Minakov VF current state of regional information resources / / The New Economy: Essence, Problems and achievements. Information Resources: Proceedings of the International Scientific Conference (Stavropol StPeterbug Helsenki-Stockholm) — Stavropol, 2003.-p.16-18.
  5. Zaitseva TK socio-economic development of the region in the context of globalization (for example of the Stavropol Territory). Diss. In the competition for academic. Ph.D. degree. Econ. Sciences. Stavropol, 2004.

Еще в рубриках

Государственное и муниципальное управление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *