Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (3), 2005

Методические аспекты системы оценки трудового потенциала региона

Methodological aspects of the evaluation system of the labor potential of the region

Авторы


Россия, Горно-Алтайский государственный университет
Yalbacheva@mail.ru

Аннотация

Составными элементами качественной структуры трудового потенциала региона являются: интеллектуально-профессиональный потенциал (квалификационно-образовательный уровень, уровень самообразования); творческий (способность к генерации новых идей, методов, образов, представлений); физический (уровень здоровья и физические способности индивидов); мотивационный (определяет желание индивида реализовать весь имеющий потенциал в данной зоне приложения труда).

Ключевые слова

трудовой потенциал, регион, интеллектуально-профессиональный потенциал, творческий потенциал, мотивационный потенциал

Финасирование

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда грант № 04-02-61001а/Т

Рекомендуемая ссылка
Ялбачева Е.В.
Методические аспекты системы оценки трудового потенциала региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (3). Номер статьи: 301. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/301/
Authors

Yalbacheva E.V.
Russia, the Gorno-Altai State University
Yalbacheva@mail.ru

Abstract

The constituent elements of the qualitative structure of the labor potential of the region are the intellectual and professional capacity (skill and educational level, the level of self-education), creativity (the ability to generate new ideas, techniques, images, or view) the physical (the level of health and physical abilities of individuals); motivation (the desire to determine the individual to realize the full potential of having in the area of employment).

Keywords

labor potential, the region, the intellectual and professional potential, creativity, motivational potential

Project finance

This work was supported by the Russian Humanitarian Foundation grant number 04-02-61001a / T

Suggested Citation
Yalbacheva E.V.
Methodological aspects of the evaluation system of the labor potential of the region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (3). Art. #301. Date issued: 2005-09-25. Available at: https://eee-region.ru/article/301/

Print Friendly, PDF & Email

Главной компонентой состояния и развития любой территории является численность, половозрастной состав населения, основные демографические и качественные характеристики, в конечном счете, определяющие экономическое и социальное развитие. Пристального внимания, в частности, требует трудовой потенциал населения страны и ее регионов, от состояния которого зависят возможности реализации труда как основополагающего фактора общественного производства.

Одним из основных оценочных показателей экономического потенциала развития региона является оценка трудового потенциала региона.

Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и взаимоотношений:

  • первый уровень, отражающий прошлое, т.е. представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обуславливающих ее возможность функционирования и развития;
  • второй уровень, характеризующий настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей;
  • третий уровень, ориентированный на развитие в процессе трудовой деятельности, где работник не только реализует свои способности, но и приобретает новые навыки. [1]

Особую актуальность для практики управления регионом приобретает проблематика выявления параметров трудового потенциала с целью адекватной его оценки. Необходимо отметить, что до сих пор нет обобщающего показателя оценки трудового потенциала, отражающего совокупность разнородных количественных и качественных факторов труда. [2]

Так как речь идет о трудовом потенциале региона, то именно он показывает способности региона к производству общественного продукта и воспроизводству его элементов.

Принципами исследования регионального трудового потенциала являются:

  • детальное описание условий формирования трудового потенциала;
  • оценка количества трудового потенциала;
  • оценка качества трудового потенциала;
  • определение интегрального показателя;
  • широта используемой информации;
  • универсальность, доступность и сопоставимость данных, используемых при расчете.

По мнению Прохоровой Н.В. [3], к условиям формирования трудового потенциала можно отнести следующие:

  • Эколого-географические (природно-климатические условия, степень загрязненности окружающей среды, выгодность географического положения региона и природно-ресурсный потенциал).
  • Социально-демографические условия (прирост, убыль населения, показатели воспроизводства, половозрастная структура, формы организации здравоохранения и обеспечение населения медицинской помощью)
  • Социально-экономические условия (развитость отраслевой структуры экономики региона, структура рынка труда, распределение занятых в по отраслям экономики, социально-производственные условия, дифференциация населения по уровню жизни, структура потребления.

Количественно трудовой потенциал можно определить путем перемножения численности трудовых ресурсов на время, которое может отработать один работник в течение года. Численность трудовых ресурсов изменяется по годам и зависит от продолжительности трудоспособного возраста; от уровня жизни населения, в частности, пенсионеров; от разности численности поколений, вступающего в трудоспособный возраст и выходящего на пенсию; от межрегиональной миграции населения и, прежде всего рабочей силы; других факторов.

Исследования, проведенные отечественными экономистами, в том числе работниками кафедры экономики труда ВЗФЭИ [4], показали, что в качестве основного объемного показателя трудового потенциала может выступать человекочас. Он обладает стабильностью и допустим к применению во всех экономических расчетах на любом уровне.

Составными элементами качественной структуры трудового потенциала региона являются: интеллектуально-профессиональный потенциал (квалификационно-образовательный уровень, уровень самообразования); творческий (способность к генерации новых идей, методов, образов, представлений); физический (уровень здоровья и физические способности индивидов); мотивационный (определяет желание индивида реализовать весь имеющий потенциал в данной зоне приложения труда). [5]

Тесная прямая и обратная связь указанных сфер обеспечивает всестороннюю подготовленность персонала к восприятию и освоению научно-технических достижений, что обусловливает повышение производительности труда и экономический рост. Для характеристики качества трудового потенциала первостепенную важность имеют знания и уровень образования.

На уровень подготовки кадров огромное влияние оказывают врожденные умственные способности, талант, качества личности. Повышение интеллектуальных способностей достигается объединением отдельных индивидуумов в коллектив за счет разделения труда и высокой его организации.

Образовательный потенциал рабочей силы и населения непосредственно характеризуется данными об уровне образования. Эти показатели широко используются в каждой стране и для международных сравнений.

Неотъемлемой составной частью интеллектуального потенциала является накопленный опыт, отражающийся в квалификации работника.

В дореформенный период большое внимание уделялось переподготовке, обучению вторым специальностям, повышению квалификации. В первой половине 90-х гг. подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации на предприятиях, в организациях и учреждениях резко сократилась, особенно рабочих. И сегодня сдвиги здесь минимальные.

В этот период аналогичное положение сложилось с подготовкой специалистов в высших и других учебных заведениях. Однако вузы относительно быстро приспособились к новой ситуации. Уже с середины 90-х гг. наметилась тенденция к увеличению численности принимаемых студентов (в 1996 г . по сравнению с 1992 г . — на 600 тыс. чел.), но финансовое положение в них остается тяжелым, в целом вузы сделали упор на подготовку специалистов гуманитарного профиля.

Особенно в сложной ситуации находятся профессионально-технические учебные заведения. Подготовка специалистов и квалифицированной рабочей с силы в них сократилась из-за недостаточного финансирования и спроса на их выпускников.

Самая острая проблема накопления трудового потенциала в 90-е гг. — недостаточное финансирование социально-культурной сферы, которое сократилось по сравнению с дореформенным периодом. Более того, объемы финансирования, закладываемые в консолидированный бюджет, реально не выделяются. Так, потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается из государственных источников примерно наполовину. В 1992—1996 гг. консолидированные расходы (расходы федерального, региональных и местных бюджетов) составляли около 3,5% валового внутреннего продукта (ВВП). За этот период ВВП сократился примерно на 40%, и фактические расходы оказались значительно ниже запланированных. Это означает, что расходы на одного студента также значительно уменьшились. Ухудшается материальная база учебных заведений, и ситуация с заработной платой преподавателей.

В этих условиях идут поиски путей оптимизации расходов на образование и другие отрасли социально-культурной сферы, внедрения многоканальных механизмов бюджетного финансирования (федерального, регионального, муниципального), привлечения внебюджетных средств, в том числе за счет развития платного образования. Последнее не должно преобладать в системе образования, ибо будет нарушено право на получение бесплатного высшего образования — на конкурсной основе.

Изменяющиеся условия состояния экономического потенциала территорий вызывают необходимость поиска оптимального показателя оценки трудового потенциала и методики его расчета на основе комплексного системного подхода.

Библиографический список

  1. Экономика труда: Учебник/Под ред. Проф. П.Э.Шлендера и проф. Ю.П.Кокина. – М.: Юристъ, 2003, с.65
  2. Миляева Л.Г., Подольная Н.П., Маркелов О.И. Комплексный анализ современных проблем занятости и безработицы: Монография. Ал.гос.техн. ун-т. – Бийск: Изд-во Ал.гос.техн. ун-та, 2002. с. 81
  3. Прохорова Н.В. Совершенствование управления региональными социально-экономическими комплексами на основе оценки трудового потенциала (на примере Алтайского края), автореф. канд.дис. с.10
  4. Экономика труда: Учебник /Под ред. Проф. П.Э.Шлендера и проф. Ю.П.Кокина. – М.: Юристъ, 2003, с.68
  5. Бушуева И.В. Потребительский комплекс и трудовой потенциал городского рынка труда. http://www.bi-marketing.ru/journal

References

  1. Labor Economics: A Textbook / Ed. Prof. P.E.Shlendera and prof. Yu.P.Kokina. — M.: Yurist, 2003, p.65
  2. Milyaeva LG, Podolny NP, Markelov, O. A comprehensive analysis of contemporary problems of employment and unemployment: Monograph. Al.gos.tehn. Univ. — Biysk Univ Al.gos.tehn. Press, 2002. a. 81
  3. Prokhorov, NV Improving the management of regional socio-economic complexes based on an assessment of the labor potential (for example, Altai Krai), Abstract of. kand.dis. p.10
  4. Labor Economics: A Textbook / Ed. Prof. P.E.Shlendera and prof. Yu.P.Kokina. — M.: Yurist, 2003, p.68
  5. I. Bushueva Consumer complex and labor potential of the urban labor market. http://www.bi-marketing.ru/journal

Экономика труда