Главная страница » Публикации » №1 (25) » Планирование проекта управления региональными инновациями (на примере Кировской области)

Планирование проекта управления региональными инновациями (на примере Кировской области)

Planning the management of regional innovation (for example, the Kirov region)

Авторы

Бакланова Юлия Олеговна
кандидат экономических наук, доцент
Вятский государственный университет
mim@mcnip.ru
Скопина Ирина Васильевна
доктор экономических наук, профессор
Вятский государственный университет

Аннотация

В статье рассматривается применение проектных технологий на уровне региона, использованы такие технологии как диаграмма Ганта, WBS, OBS, матрица ответственности

Ключевые слова

проект, инновации, регион

Рекомендуемая ссылка

Бакланова Юлия Олеговна , Скопина Ирина Васильевна

Планирование проекта управления региональными инновациями (на примере Кировской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (25). Номер статьи: 2501. Дата публикации: 25.03.2011. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/2501/

Authors

Baklanova Yulia Olegovna
PhD, Associate Professor
Vyatka State University
mim@mcnip.ru
Skopina Irina Vasilievna
Doctor of Economics, Professor
Vyatka State University

Abstract

in the clause application of design technologies at region level is considered, such technologies as the chart of Gant, WBS, OBS, responsibility matrix are used

Keywords

project, innovations, region

Suggested Citation

Baklanova Yulia Olegovna , Skopina Irina Vasilievna

Planning the management of regional innovation (for example, the Kirov region)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (25). Art. #2501. Date issued: 25.03.2011. Available at: https://eee-region.ru/article/2501/ 

Print Friendly, PDF & Email

В настоящее время формируется новый тип экономики — инновационная экономика, в основе которой лежит целенаправленный процесс поиска, создания, подготовки и реализации наукоемких нововведений — инноваций, позволяющих многократно повысить эффективность функционирования общественного производства, а также обеспечить улучшение жизнедеятельности общества, включая высокую степень социальной защищенности личности.

Инновационный тип развития становится доминирующим в развитии современной цивилизации. Постоянное и непрерывное создание, реализация и коммерциализация наукоемких нововведений — эти главные факторы преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия, региона и даже страны в целом.

Как показывает международный опыт, при должном управлении инновационные проекты выступают в роли катализатора регионального развития. Для того чтобы проектное управление инновациями стало более эффективным необходимо:

  1. Налаживать системные связи между внутренними источниками знаний (университеты, исследовательские институты), посредниками в передаче знаний (государственные и частные поставщики услуг) и фирмами.
  2. Налаживать внешние связи для обеспечения обмена опытом.
  3. Совершенствовать политику, проводимую правительством Кировской области.

Вопрос проектного управления региональными инновациями не является однозначным, существует огромное количество научных работ и статей по заданной тематике. К примеру, А.В. Золотухина Г.Г. Карачурина Е.В. Путенихина [1]  акцентировали внимание на инновационной конкурентоспособности региона, характеризующей его способность создавать конкурентные преимущества на основе инноваций, c учетом глобальных тенденций формирования так называемой экономики знаний. Авторами подчеркнута проблема регионального развития, как недостаточная устойчивость региональной экономики. Н.В.Бекетов [2] на основании проведенного анализа стратегий федеральных округов разработал новую инвестиционную стратегию, предложены мероприятия по разработке региональных законов, а также конкретные количественные показатели по инвестиционным разделам, на достижение которых должны выйти в отчетном периоде ответственные органы государственной власти. Г.Ф. Галиева [3] считает, что главное сегодня для России – не отставать от тех процессов, которые происходят в мире в области инновационной экономики и в формировании соответствующего международного законодательства.

Основным направлением инновационной политики в Кировской области является построение региональной инновационно-инвестиционной системы, соответствующей инновационной системе Российской Федерации.

В регионе сосредоточен мощный комплекс крупных научно-исследовательских и проектных институтов, научно-производственных предприятий и объединений.

Основными проблемными вопросами в развитии инновационной деятельности в Кировской области являются:

  • невостребованность инновационных разработок реальным сектором экономики;
  • слабая развитость инновационной инфраструктуры;
  • низкая инновационная активность предприятий и организаций области;
  • отсутствие комплексного законодательства по стимулированию инновационной деятельности, несформированность системы подготовки кадров в сфере инноваций.

Основными целями инновационной политики Кировской области являются развитие инновационной деятельности, создание региональной инновационной системы, а также формирование условий для привлечения новых технологий в экономику области.

Для достижения поставленных целей необходимо разработать проект управления региональными инновациями.

Проект заключается в разработке методологии управления инновационным развитием Кировской области.

Цель проекта —  повышение эффективности управления региональными инновациями в Кировской области.

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих подцелей:

1. Налаживание системных связей между внутренними источниками знаний (университеты, исследовательские институты), посредниками в передаче знаний (государственные и частные поставщики услуг) и фирмами
1.1 Проведение анализа  существующих связей
1.2 Стимулирование сотрудничества
1.3 Обеспечение охраны прав всех сторон
2. Налаживание внешних связей для обеспечения обмена опытом
2.1 Проведение анализа  существующих связей
2.2 Повышение привлекательности сотрудничества
2.3 Обеспечение доступности внешних контактов
3. Совершенствование политики, проводимой правительством Кировской области
3.1 Проведение анализа существующей политики
3.2 Повышение внимания к выявленным недостаткам политики
3.3 Обеспечение открытости проводимой политики
3.4 Повышение заинтересованности в развитии инноваций региона

Дерево целей проекта представлено на рисунке 1.

Дерево целей проекта «Управления региональными инновациями»

Рисунок 1 — Дерево целей проекта «Управления региональными инновациями»

Чтобы спланировать проект, необходимо определить, какие конкретные работы должны быть выполнены для достижения этих результатов, т. е. для успешного завершения проекта. Для этого и используется структура декомпозиции работ (СДР, или Work Breakdown Structure, WBS).

WBS является ключевым элементом плана проекта. Без нее невозможно определить работу, которую необходимо сделать для выполнения проекта, а значит невозможно определить ни стоимость проекта, ни его календарный план.

Составить иерархическую структуру декомпозиции работ несложно. Прежде всего следует разбить проект на несколько подпроектов. Каждый из подпроектов, в свою очередь, может быть разбит на некоторое число подподпроектов. Так следует последовательно делить проект на составные части до тех пор, пока не будет достигнут нужный уровень детализации. Его называют уровнем пакетов работ. Это самый нижний уровень управления, который целесообразно отслеживать непосредственно менеджеру проекта. Вместе с тем другие члены команды проекта могут продолжить деление своих частей проекта на компоненты более низкого уровня.

Для проекта управления региональными инновациями основными работами будут:

1. Инициация проекта

1.1  Анализ востребованности проекта в регионе
1.2  Предварительный анализ успешности проекта
1.3  Определение общих целей проекта
1.4  Определение конечных результатов

2. Планирование проекта

2.1. Формирование команды проекта и определение ответственных лиц
2.2. Определение целей и возможностей региона
2.3. Составление плана проекта

3. Реализация проекта

3.1. Оценка рисков региона
3.2. Достижение соглашения сторон
3.3. Обеспечение мобилизации необходимых ресурсов
3.4. Выполнение работ, необходимых для достижения основных целей
3.5. Контроль за выполнением работ

4. Завершение проекта

4.1. Расформирование команды проекта
4.2. Анализ полученных результатов

Структура декомпозиции работ представлена на рисунке 2.

Структурная декомпозиция работ

Рисунок 2 — Структурная декомпозиция работ

В таблице 1 указан список операций проекта с указанием связей и продолжительности работ.

Таблица 1 – Список операций проекта

Код работы Работа Длительность (дни) Предшествующие работы
0-1 Анализ востребованности проекта в регионе 5
1-2 Предварительный анализ успешности проекта 6 1
2-3 Определение общих целей проекта 2 2
2-4 Определение конечных результатов 3 2
4-5 Формирование команды проекта и определение ответственных лиц 4 3, 4
5-6 Определение целей и возможностей региона 3 5
6-7 Составление плана проекта 4 6
6-8 Оценка рисков региона 5 6
8-9 Достижение соглашения сторон 7 7, 8
9-10 Обеспечение мобилизации необходимых ресурсов 14 9
10-11 Выполнение работ, необходимых для достижения основных целей 30 10
10-12 Контроль за выполнением работ 30 10
12-13 Расформирование команды проекта 2 11, 12
13-14 Анализ полученных результатов 3 13

На основании этой таблицы построен сетевой график проекта, представленный на рисунке 3.

Сетевой график проекта

Рисунок 3 — Сетевой график проекта

При выполнении работ велик риск, что продолжительность работы может измениться. В этом случае используют метод вероятностной оценки длительности работ PERT.

Для иллюстрации плана, графика работ по проекту построен график Ганта (рис.4). Он используется для управления работами в процессе. Указывает, какая работа выполняется по расписанию, а какая опережает его или отстает. Стоит заметить, что график Ганта не учитывает разнообразия производственных ситуаций. Он должен регулярно пересчитываться при появлении новых работ и при пересмотре продолжительности работ.

График Ганта

Рисунок 4 — График Ганта

Даты достижения соответствующих вех образуют календарный план по вехам (Таблица 2).

Таблица 2 — План по вехам

Этап проекта Веха Дата
Инициация проекта Составление Устава проекта 27.05.2011
Планирование проекта Составление плана проекта 13.06.2011
Завершение проекта Анализ полученных результатов 31.08.2011

Организационная структура (OBS) исполнителей по проекту разрабатывается на основе WBS для обеспечения эффективного управления проектом. Организационная структура — это совокупность элементов организации (должностей и структурных подразделений) и связей между ними.

Самой распространенной структурой в России на сегодняшний день является функциональная структура, представляющая собой иерархию, в которой для каждого служащего четко определен один вышестоящий руководитель. При этом сотрудники сгруппированы по специальностям. Такая структура оптимальна для хорошо налаженного циклического процесса, однако вызывает ряд трудностей при выполнении проектов.

Оргструктура проекта представлена на рисунке 5.

Организационная структура проекта

Рисунок 5 — Организационная структура проекта

Важная задача в управлении проектом, да и вообще в менеджменте – четко определить, кто за что отвечает. Именно для этого и применяется инструмент «матрица ответственности» (responsibility matrix). Матрица ответственности проекта представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Матрица ответственности проекта

Код работы Работа Высшее руководство Главный менеджер проекта Команда проекта
Юрист Бизнес-аналитик Остальные участники
0-1 Анализ востребованности проекта в регионе У О И
1-2 Предварительный анализ успешности проекта У О И
2-3 Определение общих целей проекта У О, И
2-4 Определение конечных результатов У О, И
4-5 Формирование команды проекта и определение ответственных лиц У О, И
5-6 Определение целей и возможностей региона У О И И
6-7 Составление плана проекта У О,И
6-8 Оценка рисков региона У О И И
8-9 Достижение соглашения сторон У О И И
9-10 Обеспечение мобилизации необходимых ресурсов У О, И И
10-11 Выполнение работ, необходимых для достижения основных целей У О И И И
10-12 Контроль за выполнением работ У О,И
12-13 Расформирование команды проекта У О, И
13-14 Анализ полученных результатов У О, И

Данный проект очень важен для Кировской области, так как позволит:

  • Повысить конкурентоспособность научного потенциала Кировской области
  • Объединить академическую, университетскую и промышленную научно-техническую деятельность
  • Повысить эффективность финансовых инвестиций в НИОКР
  • Создать экономические и социальные стимулы для привлечения молодежи в науку
  • Повысить квалификацию ученых

Библиографический список:

  1. Золотухина А.В., Карачурина Г.Г., Путенихина Е.В. Инновационная конкурентоспособность региона и ее влияние на устойчивость экономического развитие // Региональная экономика: теория и практика. -2010г., №21.
  2. Бекетов Н.В. Подходы к формированию и реализации инвестиционной стратеги развития федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — N 34. — С. 31-37
  3. Галиева Г.Ф. Инновационная экономика России: проблемы и решения // Региональная экономика: теория и практика. — 2010.- № 21. — С. 55-58.

Еще в рубриках

Кировская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *