Безопасность уязвимых отраслей экономики России в системе ВТО: тенденции и прогнозы
Safety of vulnerable sectors of the Russian economy in the WTO system: Trends and Forecasts
Авторы
Аннотация
В статье исследуются политико-экономические особенности развития России в системе Всемирной торговой организации. Рассматриваются тенденции возможных угроз безопасности наиболее чувствительным и значимым для страны отраслям экономики. Обосновывается необходимость постоянного мониторинга экономической безопасности и будучи членом ВТО.
Ключевые слова
Россия, ВТО, уязвимые отрасли, внутренние угрозы, внешние угрозы, экономическая безопасность, мониторинг безопасности.
Рекомендуемая ссылка
Безопасность уязвимых отраслей экономики России в системе ВТО: тенденции и прогнозы// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (24). Номер статьи: 2405. Дата публикации: 25.12.2010. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/2405/
Authors
Abstract
In article political-economical features of development of Russia in World Trade Organization system are investigated. Tendencies of possible threats of safety by the most sensitive and significant for the country to economy branches are considered. Necessity of constant monitoring of economic safety and being a member of the WTO is proved.
Keywords
Russia, the WTO, vulnerable branches, internal threats, external threats, economic safety, safety monitoring.
Suggested Citation
Safety of vulnerable sectors of the Russian economy in the WTO system: Trends and Forecasts// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (24). Art. #2405. Date issued: 25.12.2010. Available at: https://eee-region.ru/article/2405/
Россия и ВТО могут существовать и друг без друга, как и существовала Россия без ГАТТ с 1947 года. Ведь со многими странами-членами ВТО Россия уже имеет налаженные взаимовыгодные торговые связи. Тем не менее, экономические и политические причины необходимости вступления Россия в ВТО состоят в том, что Новейшая Россия – это, во-первых, крупная мировая держава со своим мощным экономическим и ресурсным потенциалом, во-вторых, во многом определяет ход развития мировой экономики, в-третьих, являясь участником многих международных экономических организаций, России не делает чести быть изолированным от ВТО, в-четвёртых, хотя ВТО и не даёт гарантий избежать «экономические войны» (стальные, алюминиевые, окорочковые и др.), Россия как лидер мировой экономики и политики способна сама надёжно отстаивать свои интересы, играть в ВТО по своим правилам как США, ЕС и Китай, в-пятых, Россия, вступая в ВТО, предлагает мировом сообществу совместное использование своего – российского ресурсного потенциала во благо всех членов мирового сообщества, а не только плутократии и олигархии.
Поэтому не так и страшен зверь (ВТО) как его малюют некоторые экономисты, плутократы, партократы, лоббисты. В данной статье в широком смысле вопрос о необходимости вступления России в ВТО не рассматривается. Необходимость членства России в ВТО автором рассмотрено ранее [1,2,3]. Тем более что семнадцатилетние переговоры о вступлении России в ВТО завершены, что подтверждено, во-первых, заявлением от 1 октября 2010 года вице-премьера, министра финансов РФ А. Кудрин [4], и, во-вторых, подтверждён меморандумом о завершении переговоров по ВТО между Россией и ЕС 7 декабря 2010 года в Брюсселе. И, скорее всего, на ближайшем (весна-лето 2011 года) саммите ВТО Россия будет принята в эту международную торговую организацию.
Актуальность проблемы членства России сегодня определяется тем, что может рекомендовать экономическая наука, как должно поступить государство, чтобы обеспечить экономическую безопасность нашей страны после вступлении в ВТО: каковы тенденции экономической безопасности, если Россия будет прилежно выполнять все требования ВТО, каковы механизмы её обеспечения? Не потом, после вступления в ВТО искать средства, инструменты, пути, механизмы обеспечения экономической безопасности России, а сейчас, до вступления, а потом – их придерживаться и обеспечивать достойное России экономическую безопасность.
Замысел статьи состоит в том, что какой бы совершенной, эффективной организацией не являлась ВТО, национальные интересы России должны превалировать и при членстве в ВТО. И тем более уже есть прецеденты противоречий между странами-членами ВТО: Испания, Китай, Киргизия, Украина и др. Оказывается, эта международная организация, не всем сулит счастливое, беззаботное торгово-экономическое будущее.
Вступление в ВТО постсоветских страны обосновывалось скорее с политических соображений, чем экономических. Хотя сегодняшние экономики бывших братских республик Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии слабее российской, структура их экономик и экспортный потенциал несопоставимы с российским, но, тем не менее, их деятельность в ВТО (плюсы и минусы) должна стать для России поучительной. Эти страны, скорее в минусах, чем в плюсах: ухудшилось положение в сельском хозяйстве, приток прямых иностранных инвестиций в их экономику замедлился, преобладает импорт, рост экспорта не заметен.
Для того чтобы членство в ВТО было эффективным, рациональным, выгодным как в целом экономике всей страны, так и экономикам отраслей и отдельных субъектов хозяйствования должен быть постоянный государственный мониторинг внутренних и особенно внешних угроз экономической безопасности страны, отраслей и отдельных субъектов экономики. Вступление в ВТО должно отвечать стратегической цели Российской Федерации – достижение экономической безопасности и росту благосостояния страны.
Для исследования последствий прилежного участия России в ВТО целесообразно рассмотреть следующие вопросы:
- истинные цели и природа ВТО как международной организации;
- особенности современной России в связи с ее вступлением в ВТО;
- чувствительность отдельных отраслей экономики России к условиям ВТО.
Цели ВТО и её природа. Прежде всего, ВТО – элемент мировой системы управления, в котором Россия является пока объектом, а не субъектом управления. Ясно, что реальными рычагами в такой системе управления обладают только те страны, которые имеют сильные востребованные валюты, хоть как-то приближенные к рангу мировых денег: доллар, евро, йена, английский фунт, юань.
Следует заметить, что само понятие мировых денег – это миф, основанный на инерции мышления финансовых воротил. И доказательство данного обстоятельства очень простое – отсутствие ответа на вопросы: кто отвечает за эмиссию мировых денег, кто отслеживает их денежную массу? Более обстоятельное исследование вопроса необходимости введения полноценной мировой валюте в связи с мировым экономическим кризисом можно посмотреть в работах автора [2, 3]. Нынешний не правовой характер мировых денег создает условие упрощения задачи стать субъектом управления мировой экономики для России, в виду отсутствия формальных требований к таким деньгам. Однако, для стран, не обладающими сильными валютами, ВТО – необходимая ступенька роста.
Формально ВТО определяет условия равноправной международной торговли. Но равноправие не есть равенство. Понятно, что открытие границ выгодно более развитым странам. Реально равноправие для слабых экономик оборачивается еще большей зависимостью и усилением внутренних социально-экономических противоречий.
Можно утверждать, что истиной целью ВТО, вскрывающей ее транснациональную, глобалистическую природу, является установление международных стандартов поведения государств, способствующих упрощению использования национальных богатств стран-участниц ВТО со стороны наднациональных неформальных институтов (корпоратократий). Из этого определения вытекают два вывода: один негативный и один позитивный. Негативный – это то, что национальные богатства России с ее вступлением в ВТО могут попасть под прицел указанных выше корпоратократий. Позитивный – то, что Россия попадает в определенное поле международных экономико-политических стандартов, умелое использование которых может принести значительную пользу стране.
Политическая основа ВТО в противовес утверждаемой чисто экономической ее природе подтверждается двумя состоявшимися фактами: официальным замораживанием процесса вступления России в ВТО после августовский событий 2008 года и финишным спуртом после отказа России от поставок установок С-300 Ирану.
Важно правильно оценивать возможные риски участия в ВТО, имея в виду опасности для национальной экономики и искусственности некоторых правил ВТО. Первый фактор иллюстрируется положением сельского хозяйства нашей ближайшей соседки – Украины, второй – частным вопросом испанского вхождения в ВТО.
Говоря об украинском походе в ВТО необходимо отметить следующее. В недавнем прошлом, но как результат вступления в ВТО, Украина вынуждена была завозить картошку из Египта и Саудовской Аравии, покупать сало в Польше и России, у нас же – хлеб! Сейчас нынешнее руководство страны инициировало прекращение членства в ВТО в связи с угрозой национальной безопасности.
Что важно вынести из этого примера? Понятно, что затратность социалистического сельского хозяйства, от которого все страны СНГ еще не избавились, очень высока. Эффективность менеджмента – низка. Но закупки сала в Польше и России! Почему раньше – сама производила, когда была один на один с этой затратностью и менеджментом? Значит, вступление в ВТО без должной подготовки создает условия, при которых родной сельхозбизнес переориентируется, «перепоручая заботу» о потребном для своих сограждан великодушному Западу? В настоящее время основной культурой на полях Украины является рапс, поставляемый биотопливной промышленности Германии.
Другой поучительный пример – Испания. Вступление ее в ВТО ознаменовалось резким (почти в 2 раза) падением экспорта апельсинов. Причина – несоответствие испанских апельсинов размерам, определяемым стандартами ВТО. На самом деле это – пример псевдоэкономических регламентов, принимаемых заблаговременно международными корпоратократиями с целью исключить конкуренцию. Аналогичных «успехов» в развитии сельского хозяйства в рамках ВТО достигли Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия.
Подобные примеры стимулируют появление следующих определений анализируемой международной организации. ВТО – это детище западной неолиберальной экономики, имеющей цель закрепить существующее положение дел: развитые страны, достигшие процветания вопреки принципам ВТО путем применения протекционизма и государственной поддержки промышленности, должны навсегда остаться развитыми и богатыми, а бедные – бедными.
Приведенный анализ показал наличие фактической основы для такого резкого определения, но не снизил уверенности в необходимости вступления России в ВТО. Поэтому обратимся более внимательно к особенностям нашей страны, как нового члена этой организации. Эти особенности раскроют анализ следующих факторов:
- наличие властного тандема;
- преобладание нелиберального направления развития российской экономики;
- наличие остро ощущаемых обязательств перед братскими народами – белорусским и казахским, наиболее солидарными, не взирая на обострения последнего времени, с нашими политическими, социальными и экономическими ориентирами из всех стран СНГ.
Необходимо отметить значимость данных особенностей. Прежде всего, это – факторы безопасности.
Первая особенность обеспечивает возможность маневрирования и некоторую инерционность в принятии решений, которые очень важны для переговоров с серьезным партнером. Вторая – создает барьер на пути безудержного рыночного напора, с которым российские либералы от экономики пытаются затянуть петлю на российской экономике. Третья – это экономическая дань политическому приоритету России.
Говоря о властном тандеме в России, следует отметить, что он совсем не означает двоевластия. Наоборот, с позиции вступления России в ВТО и проведения иногда очень жестких переговоров, такое обстоятельство выглядит довольно выгодным механизмом. Оно позволяет указывать на себя с целью выигрыша дополнительного времени в переговорах, а европейцам заниматься любимым занятием – отгадыванием несуществующих закулисных интриг.
Основная цель и задача властного тендема преобразовать Россию из управляемой системы (объекта ВТО) в управляющую систему (субъект ВТО), и, с первых же дней во ВТО пробиться в её систему управления. Какой бы демократичной не была ВТО, крупные экономики (США, Китай, ЕС) не смогу поступится своими принципами: делали, делают и будут делать в ВТО, то, что им угодно. Ни на минуту нельзя забыть о международной конкуренции. Так же нужно иметь в виду то, что ВТО – это один из основных институтов глобализации, а значит – механизм давления на слабых. Но Россия уже не слабая страна, как в экономическом, так и в политическом отношении. И, сегодняшний властный тандеме будет стремится к тому, чтобы преимущества России использовать во благо всего общества, заняв достойное место в управляющей системе ВТО.
Вот оценка консервативного развития экономики с накачкой нефтедолларами отстающих ныне отраслей – это вопрос не праздный. Только вот как его можно повернуть. Может, потому и накачка является серьезной, что это соответствовало серьезности вопроса – вступлению в ВТО? Может «план Путина» по безудержному денежному вливанию в российскую экономику – это более рыночно, чем либеральное ожидание рыночных стимулов для российской экономики? Как это не парадоксально звучит, но анализ экономической ситуации требует сформулировать этот противоречивый тезис: сейчас для России консервативно – значит сверхрыночно.
Действительно, сырьевая ориентация российской экономики – это важнейший фактор возрастания ее значимости. А вовсе не условие деградации, как поверхностно и инерционно заявляется многими экономистами-либералами. И эта ориентация вовсе не исключает модернизацию и строительство инновационных производств. А где как не в нефтехимии делать такие производства?
Но с позиции основного вопроса – о рисках прилежного участника ВТО – просто важно знать, что нефте-газовый вопрос – это скорее вопрос не ВТО в России, а России в ВТО! И из этого исходить.
Недавняя история с союзным походом в ВТО дало два замечательных итога. Во-первых, это пиар-акция самого Таможенного союза, и, во-вторых, – значимая демонстрация силы. Россия, Казахстан и Белоруссия показали независимость от Запада и невозможность Западом решать наши вопросы. Даже переговорщики от России с ВТО не понимали значимости принятия данных решений. Главное, что Таможенный союз – уже фактор международных экономических отношений.
Предполагается, что наиболее чувствительными и значимыми для страны могут быть последствия «вступления» в нефтегазовой отрасли, автомобилестроении, сельском хозяйстве, полномасштабном использовании компьютерных технологий.
Кратко остановимся на анализе данных рисков.
Риски нефтегазовой отрасли. Основными рисками России в данной сфере называют подъем цен на нефтепродукты, промышленный и бытовой газ до общемирового уровня и как следствие, вымывание с российского рынка данных стратегических ресурсов.
На самом деле указанные негативные ожидания – не что иное, как мифы. Причин для такого утверждения несколько:
- ВТО не касается рыночного принципа цен напрямую, она «следит» только за соблюдением рыночного характера ценообразования. Никто не сможет диктовать России, как и любой другой стране мира, ее внутреннее ценообразование на что угодно. А искажение рыночного принципа ценообразования возможно вследствие государственного влияния (в виде дотаций по всей цепочке затрат) как на производителя товара (ресурса), так и на его потребителя, либо излишнего таможенного регулирования. Вот это в ВТО будет исключаться или заранее обговариваться;
- волатильность внутренних цен на социально-значимые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо) в общероссийском масштабе определяются не государственным влиянием (дотациями), а монопольным характером рынка;
- качество российского бензина, как основного продукта нефтепереработки, по совокупности намного уступает европейскому.
Как можно охарактеризовать результат влияния данных причин на жизнь россиян? Ведь именно эта оценка может определить наше отношение к вступлению России в ВТО и прогнозу разумного ее действия в этой организации после данного события.
Усиление рыночного характера ценообразования будет действовать двояко. С одной стороны, должны исчезнуть прямые «топливные» дотации государства различным внутренним нефте- и газопотребителям. С другой стороны, жесткость и программируемость таможенного регулирования снизятся. Но в первом случае мы (т.е. дотируемые потребители) ничего не почувствуем, поскольку государственные дотации, как таковые уже давно вышли из арсенала российской макроэкономики. Их заменили всевозможные «круглые столы» полугосударственных и чисто коммерческих, но лояльных государству, нефтеперерабатывающих холдингов с нужной повесткой дня, на которых «добровольно» определяется необходимость помощи указанных государством товаропроизводителям. Но причем здесь государство? Этот механизм «согласованной» помощи уже сейчас работает и пока никто из ВТО на него не ополчился. Значит, его (механизм) надо продолжать использовать, но, возможно, более осторожно. В отношении таможенных регуляторов, действующих по отношению к продуктам нефте- и газодобычи мы вообще получаем патовую ситуацию состояния между Сциллой (ОПЕК) и Харибдой (потребители нефти из ВТО). И кстати, одним из последних вопросов перед вступлением России в ВТО было согласование с Саудовской Аравией ценовой политики Газпрома. А данная ситуация для России в этом вопросе – это скорее возможность дополнительного маневра, а совсем не ограничение.
Исключение «нерыночного» влияния государства на ценообразование в области нефтепродуктов и газа может привести, наоборот, к положительным последствиям для населения и внутренних потребителей. Поскольку низкие внутренние цены – это наше следствие недостаточной развитости экономики. Основными факторами естественного роста себестоимости продукции являются заработная плата и экологические платежи. Рост первого фактора возможен в границах 100% от текущего уровня. А усиление строгости применения экологического законодательства также обладает значительным и согласующимся с принципами ВТО потенциалом.
Исключение монопольного сговора производителей нефтепродуктов приведет к рыночным тенденциям в оптовой ценовой динамике автомобильного топлива. И, как показал опыт применения антимонопольного законодательства в кризисный и посткризисный период, результаты данных мер не приводит к негативным последствиям для микроэкономики в масштабе страны. А вот качество автомобильного топлива только улучшиться, что положительно будет оценено и населением, и организациями.
Поэтому вступление России в ВТО и связанные с этим возможные незначительные стоимостные изменения в отдельных статьях ценообразования продуктов нефте- и газодобычи никаким негативным потенциалом не обладают. Известные и применяющиеся в настоящее время макроэкономические процедуры достаточны и эффективны.
Риски автомобилестроения. Основной риск в данной сфере российской экономики связан с возможным ускоренным погребением отечественного автомобилестроения в руинах более качественного и сравнительно более дешевого европейского, азиатского и американского продукта.
В целом можно утверждать, что предпринятые, особенно в последнее время, меры со стороны Правительства и согласованные условия вступления в ВТО также дают весьма оптимистический прогноз. Во-первых, установлен высокий уровень таможенных пошлин на ввозимые авто, который будет действовать в течение 7 лет. Срок достаточно значительный. Во-вторых, чтобы не отпугнуть вошедших на российских рынок автопроизводителей срочно (до отсекаемой в связи со вступлением в ВТО даты – 31 декабря 2010 г) приняты необходимые решения по продлению режима промышленной сборки с высоким уровнем локализации. Данное решение призвано исключить уход упомянутых игроков из разряда производителей в разряд чистых импортеров. В-третьих, как результат действия первых двух факторов, созданы организационные условия для развития на российском рынке производств качественных автодеталей и комплектующих. Именно третий фактор и является ключевым в развитии авторынка России, в том числе, и для чисто отечественных игроков.
Таким образом, можно констатировать, что и в сфере производства современной автомобильной техники позиции России после ее вступления в ВТО выглядят стабильными и управляемыми.
Риски сельского хозяйства. Основные риски вступления России в ВТО связаны с ожиданием значительного снижения уровня государственных дотаций предприятиям агропромышленного комплекса, а также массовой экспансией сельскохозяйственных товаров из других стран, подрывающих своей дешевизной (но не качеством) отечественных товаропроизводителей. При этом предполагается, что сельхоз товаропроизводители из этих других стран как раз пользуются значительной поддержкой своих государств.
Разберем данные риски. Для их проявления в реальности необходимо выполнение следующих условий: значительное снижение господдержки российским сельскохозяйственным товаропроизводителям и невозможность защиты внутреннего рынка от поставок сельскохозяйственных продуктов из-за рубежа.
Первое условие практически исключено в связи с согласованием разрешенных России уровней государственных дотаций. Так по результатам последних (сентябрь 2010 г.) переговоров в Женеве министра сельского хозяйства России г-жи Е.Б. Скрынник с представителями ВТО установлены следующие параметры государственной поддержки сельского хозяйства страны:
а) $9 млрд. в год – на период 2010-2012 г.г.;
б) поэтапное снижение с указанного уровня до $4,4 млрд. в период с 2013 по 2017 г.г.;
в) отсутствие экспортных субсидий [5].
Ясно, что обозначенный объем государственной поддержки позволит полностью реализовать все нынешние и планируемые программы по развитию и модернизации отечественного сельского хозяйства в рамках реализуемой в настоящее время Госпрограммы. Что еще надо?
Вопрос с установлением выгодных для российского сельхоз товаропроизводителя ввозных таможенных пошлин на наиболее критичные виды продукции (сахар, молочные и мясные продукты) также решен в нашу пользу. Правда, неизвестно какую. Ведь для потребителей данных продуктов вопрос цены имеет большое значение. Остается надеяться, что дополнительное финансирование нашими кошельками наших родных сельских тружеников будет компенсироваться хотя бы более высоким качеством продуктов, т.е. их экологической чистотой.
Но, говоря о вступлении России в ВТО, нельзя пройти мимо еще одного вопроса. Он касается не только фермеров, но и любых российских предпринимателей и определяет значительное улучшение условий ведения бизнеса. Это вопрос кредитования и страхования.
Улучшение условий кредитования – это не только просто ощутимый финансовый ресурс, но и мощный фактор роста. Приход иностранного банковского менеджмента в Россию обосновано связывается с резким улучшением кредитного потенциала, способного значительно снизить процентную и обеспечивающую нагрузку на предпринимателей, а также поставить на предпринимательскую стезю более широкий и не менее активный и предприимчивый человеческий ресурс российского общества. По отношению к перспективам сельского хозяйства России можно ожидать, что не только увеличится финансовая (кредитная) поддержка села, но и произойдет значительное перераспределение направленности такой поддержки от функционирующих известных предприятий в сторону новых перспективных молодых сельских хозяйств и кооперативов.
Таким образом, и российскому сельскохозяйственному бизнесу вступление в ВТО ничем не угрожает, а наоборот, создает дополнительные условия для развития как уже существующих хозяйств, так и новых участников этого непростого вида предпринимательства. А вот использовать максимальные допустимые уровни таможенных барьеров на пути иностранных сельхоз товаров на российский прилавок следует осторожно, поскольку это может противоречить интересам наших потребителей. Почему-то, говоря о более высоких госдотациях иностранным фермерам, всегда выбирается сторона наших сельских товаропроизводителей, а интересы наших потребителей забываются. Но ведь как плохо это для первых, также хорошо это для вторых.
Безопасность важна, но, сколько можно ее финансировать кошельками рядовых потребителей?
Риски полномасштабного использования компьютерных технологий. Использование компьютерных технологий в России связано с масштабным уровнем авторского пиратства, являющийся одним из самых значительных и масштабных рисков. Введение требуемых обязательных при вступлении в ВТО законодательных актов, предотвратят этот перекос.
Необходимые для вступления в ВТО законодательные акты уже приняты. Эти законы таковы, что с учетом наработанных мировой практикой технологий авторского надзора, они будут строго исполняться. Основные последствия связывают с прецедентами судебной практики. Теперь ГК соответствует «Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС), которое подписывают все участники ВТО, и Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Копирование бесплатно разрешается «исключительно в личных целях и при необходимости». Невыполнение – штраф от 10000 руб до 5000000 руб или лишение свободы на срок до 2-х лет.
Кроме указанных поправок в законодательные нормы по защите авторского права, изложенные в ГК РФ, также приняты поправки в законодательство, ужесточающие требования для организаций, имеющих лицензию на производство компакт-дисков, содержание которых защищено авторским правом или смежными правами. Теперь в выдаче лицензий на воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей будет отказано лицам, у которых такая лицензия была ранее отозвана по решению суда, либо у обладателей лицензии будет отсутствовать в собственности соответствующее оборудование. Это позволит создать дополнительные условия для предотвращения правонарушений в этой сфере. Данные законодательные нормы создают риски только для пассивных пиратов-пользователей. Но с этим придется смириться путем планирования дополнительной статьи личных и семейных расходов.
В заключение необходимо отметить, что согласованные условия вступления России в ВТО обеспечивают защиту интересов российских товаропроизводителей в наиболее чувствительных отраслях отечественной экономики, а более широкое проникновение в нашу действительность рыночных основ предпринимательства на всех уровнях будет создавать невозможные до этого события условия экономического подъема. Единственное, что необходимо предпринимать руководству страны после вступления в ВТО, так это активное проникновение российских представителей в бюрократическую машину данной организации с целью исключения негативного действия её административного ресурса по отношению к России.
Библиографический список:
-
Муталимов В.А. Тенденции экономической безопасности России в посткризисный период // Экономические науки. № 69. 2010;
-
Муталимов В.А. Глобальный финансовый кризис как фактор модернизации экономической безопасности страны // Материалы международной конференции: «Global Financial Krisis: The Model of Economic Security of Azerbaijan and World Practice» in 21–22 December 2009 at Azerbaijan State Economic University // mövzusunda beynəlxalq konfransin materiallari.− Baki: «Iqtisad Universiteti», 2009.
-
Муталимов В.А. Тенденции глобализации в условиях мирового экономического кризиса // Материалы международной конференции: «Dünya iqtisadiyyatinin inkişaf mərhələləri: tarixilik və müasirlik» // mövzusunda beynəl -xalq konfransin materiallari (15−16 may).− Baki: «Iqtisad Universiteti», 2009.
-
ВТО уже не за горами // Коммерсант.ru. URL: http://www.kommersant.ru/ doc.aspx? DocsID = 1515434&ThemesID=275 (дата обращения: 05.10.10).
5.Россия и ВТО: официальный сайт. URL: http://www.wto.ru/ru/news.asp? msg_id=26919 (дата обращения: 17.10.10).
Еще в рубриках
Экономическая безопасность
Мировая экономика