Проблемы сбалансированности бюджетов муниципальных образований
Problems balancing municipal budgets
Авторы
Аннотация
В статье изложено использование системы терминов и расчетных показателей в процессе бюджетного планирования, которое позволит полностью формализовать процесс бюджетного сбалансирования. Данная методика позволяет более широко рассмотреть проблемы дефицита бюджета, раскрывает их суть и разработать новые пути его покрытия.
Ключевые слова
Принцип сбалансированности бюджета, расходы бюджета, муниципальное образование, плановые доходы, задолженность местных бюджетов, источники покрытия дефицита, сокращение дефицита, недостаточность доходной базы местных бюджетов, кредиты, полученные oт кредитных организаций, бюджетные ссуды, договор муниципального займа.
Рекомендуемая ссылка
Проблемы сбалансированности бюджетов муниципальных образований// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (18). Номер статьи: 1804. Дата публикации: 30.06.2009. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/1804/
Authors
Abstract
In article use of system of terms and settlement indicators in the course of budgetary planning which will allow to formalize process of budgetary balance completely is stated. The given technique allows to consider more widely budgeted deficit problems, opens their essence and to develop new ways of its covering.
Keywords
Principle of equation of the budget, budget expenses, municipal union, planned incomes, debts of local budgets, sources of a covering of deficiency, deficiency reduction, insufficiency of profitable base of local budgets, the credits received oт of the credit organizations, budgetary loans, the contract of a municipal loan.
Suggested Citation
Problems balancing municipal budgets// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (18). Art. #1804. Date issued: 30.06.2009. Available at: https://eee-region.ru/article/1804/
Принцип сбалансированности бюджета — один из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации. Одной из основных целей составления бюджета муниципального образования является обеспечение соответствия расходов бюджета его доходом. Поэтому бюджет муниципального образования должен быть максимально сбалансированным по доходам и расходам, это и обуславливает актуальность данной темы.
Следует отметить, что завышение плановых доходов бюджетов муниципальных образований и занижение их плановых расходов не решает проблемы дефицита бюджета, так как это приводит к систематическому невыполнению плана как по доходам, так и по расходам. В результате постоянно возрастает задолженность местных бюджетов.
Таким образом, не допускается планирование в бюджете в качестве источников покрытия его дефицита каких-либо доходов (за исключением доходов от продажи имущества и изменение остатков средств на счетах местного бюджета), в том числе предусмотренных в плане мероприятий по повышению доходов бюджета или снижению его расходов.
Если в качестве оснований сокращения дефицита бюджета запланированы мероприятия по повышению доходов бюджета или снижению его расходов, они должны повлечь корректировку соответственно доходной или расходной статей бюджета, а не планироваться в качестве источников покрытия его дефицита.
На протяжении последних пятнадцати лет бюджет Княгининского муниципального района зачастую формировался с дефицитом, об этом говорит анализ динамики объема дефицита бюджета за последние 5 лет.
Анализ бюджетов ряда других муниципальных образований Нижегородской области говорит о недостаточности доходной базы местных бюджетов для выполнения возложенных на них полномочий, так как практически все бюджеты муниципальных образований Нижегородской области формируются с дефицитом.
Основными источниками финансирования дефицита бюджета района являлись:
- поступления от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю и имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- кредиты, полученные oт кредитных организаций;
- бюджетные ссуды, полученные от вышестоящего бюджета;
- изменение остатка средств на счетах местного бюджета.
Начиная с 2006 года, в Княгининском муниципальном районе осуществляется выпуск муниципальных займов как источника покрытия дефицита бюджета. Муниципальные займы, так называемое долговое финансирование дефицита муниципального бюджета, играют особую роль в мобилизации дополнительных финансовых средств на территории муниципального образования.
Договор муниципального займа заключается путем приобретения юридическим или физическим лицом выпущенных органом местного самоуправления облигаций. Порядок выпуска муниципальных облигации определяется законодательством. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.
Соответствующими нормативно-правовыми актами были утверждены условия эмиссии обращения облигаций внутреннего займа муниципального образования в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом, Положение о проведении открытого конкурса по определению генерального агента по обслуживанию процедур эмиссии, обращения и погашения выпусков облигаций внутреннего займа муниципального образования «Княгининского муниципальный район Нижегородской области» и принято решение об эмиссии облигаций внутреннего займа муниципального образования «Княгининский муниципальный район Нижегородской области». Общий объем эмиссии облигаций внутреннего займа составил в 2006 году – 2750тыс. руб., в 2008 году — 3490 тыс. руб., в 2009 году 1500тыс. руб., которые направляются на покрытие дефицита бюджета Княгининского муниципального района. Муниципальные заимствования в виде выпуска облигаций имеют ряд преимуществ перед привлечением банковских кредитов:
- более длительные сроки заимствования и более низкая процентная ставка;
- возможность устанавливать частоту выплаты процентного дохода по выпущенным облигациям, отличную от стандартной практики, применяемой при банковском кредитовании;
- возможность биржевого размещения и организации биржевого вторичного рынка выпускаемых ценных бумаг;
- механизм цикличных безотзывных оферт на покупку эмитентом собственных Облигации позволяет оперативно использовать благоприятные изменения рыночной конъюнктуры после первичного размещения ценных бумаг;
- расходы на обслуживание займа и оплату услуг организаторов относятся на уменьшение налогооблагаемой прибыли.
В перспективе планируется выпуск муниципальных ценных бумаг на более длительный срок, при этом следует иметь ввиду, что муниципальные займы целесообразно использовать для финансирования капитальных расходов и лишь крайне редко их следует применять для покрытия текущих расходов.
Библиографический список:
-
Поляка Г.Б.Бюджетная система России: Учеб. для вузов — М.:ЮНИТИ, 2009. — С. 140с.
-
Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
-
Сычева Н.Г., Таксира К.И. Актуальные проблемы укрепления региональных финансов / под. ред., М.: Финансы, 2004. — 416 с.
-
Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 176 с.
-
Официальный портал Правительства Нижегородской области http://www.government.nnov.ru
Еще в рубриках
Финансы регионов