Стратегия государственно-частного партнерства в инновационном развитии экономики Республики Беларусь: формирование и механизмы реализации
The strategy of public-private partnership in the innovative development of the economy of the Republic of Belarus: the formation and implementation mechanisms
Авторы
Аннотация
В статье проведен анализ инновационной активности и механизмов финансирования инноваций в Республике Беларусь. Разработаны теоретико-методологические основы государственно-частного партнерства в инновационной сфере, включая понятие государственно-частного партнерства в инновационной сфере, признаки ГЧП, модель формирования отношений ГЧП в инновационной сфере, типы и модели ГЧП в инновационной сфере, мотивация участия в партнерстве частного сектора экономики и государства.
Обоснованы направления формирования стратегии государственно-частного партнерства в инновационном развитии экономики Беларуси. Разработаны механизмы финансирования инновационных проектов в рамках ГЧП, в т.ч. модель - проектное финансирование, основные формы государственной поддержки проектов ГЧП.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство, тип, модель государственно-частного партнерства, инновации, инновационное развитие, инновационная активность, инновационный проект, конкурентоспособность, проектное финансирование, проектная компания, соглашение, синергетический эффект.
Рекомендуемая ссылка
Стратегия государственно-частного партнерства в инновационном развитии экономики Республики Беларусь: формирование и механизмы реализации// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (41). Номер статьи: 4108. Дата публикации: 24.01.2015. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4108/
Authors
Abstract
The article analyzes the innovation activity and innovation funding mechanisms in the Republic of Belarus. The theoretical and methodological basis of public-private partnership in the sphere of innovations, including the concept of public-private partnerships in innovation, features, PPP, PPP model of the relations in the sphere of innovation, types and models of PPP in innovation, motivation to participate in the partnership of the private sector and state.
The directions of strategy formation of public-private partnerships in the innovative development of the economy of Belarus. Mechanisms for financing innovation projects under PPP, including model - project financing, the main forms of state support for PPP projects.
Keywords
public-private partnership, type, model of public-private partnerships, innovation, innovative development, innovation activity, innovation projects, competitiveness, project financing, project company, the agreement, a synergistic effect.
Suggested Citation
The strategy of public-private partnership in the innovative development of the economy of the Republic of Belarus: the formation and implementation mechanisms// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (41). Art. #4108. Date issued: 24.01.2015. Available at: https://eee-region.ru/article/4108/
Введение
Перспективы и приоритеты инновационной политики в Республике Беларусь определены в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, которая утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26.05.2011 № 669 [3]. Главная цель этой программы – создание конкурентоспособной, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо — и энергосберегающей, экологобезопасной экономики. Реализация мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь направлена на достижение в 2015 году следующих прогнозных показателей:
- увеличение удельного веса отгруженной инновационной продукции промышленными организациями до 20 – 21 процента;
- увеличение доли инновационно-активных организаций в общем количестве организаций – не менее 40 процентов;
- рост внутренних затрат на научные исследования и разработки до 2,5 – 2,9 процента от ВВП;
- рост объема экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг) – не менее 7950 млн. долларов США [3, с. 6].
В условиях формирования «новой экономики» традиционные подходы к управлению инновационной деятельностью, ориентированные на наращивание материальных благ и накопление предприятием только материальных активов, не могут соответствовать происходящим изменениям (глобализации, усилении конкуренции, развитии сетевых структур), а должны дополняться новым подходом, основанным на стимулировании партнерских отношений в развитии науки и образования.
Вместе с тем переход к новой модели экономического развития осуществляется крайне медленно, принимаемые в этой области решения достаточно фрагментарны, отсутствует системность при построении национальной, региональных и отраслевых инновационных систем. Многие элементы национальной инновационной системы (НИС) находятся в стадии становления. Целям поддержки инновационного развития практически не соответствует уровень деятельности финансовой системы: она не является источником «длинных денег», ограниченные функции выполняет банковский капитал, кредитные организации почти не предлагают необходимые продукты и услуги для инновационных предприятий, не развиты фондовые рынки, медленно идет процесс формирования крупных высокотехнологичных компаний и малых инновационных фирм. Не решены проблемы борьбы с инфляцией. Сложно выстраиваются отношения между государством и бизнесом, по-прежнему высок уровень произвольного вмешательства государственных органов и должностных лиц в хозяйственную деятельность предприятий. Все это затрудняет формирование здоровой конкурентной среды, в рамках которой только и может выстраиваться инновационная экономика.
Неотъемлемым условием качественного экономического роста на инновационной основе является конструктивное взаимодействие бизнеса и структур государственной власти. Характер этих отношений проявляется в институте государственно-частного партнерства (public-private partnership – англ.) Активное становление идеологии партнерства бизнеса и государства, законодательства и собственно проектов в этой сфере началось еще с первой половины 90-х годов ХХ века, к концу которого в мире уже насчитывалось более 3 тысяч официально зарегистрированных действующих проектов частно-государственного партнерства. По данным Going Global The world of public private partnerships, лидерами по развитию таких партнерств в мире считаются Великобритания, Австралия и Скандинавские страны [24]. Во многих странах ОЭСР на проекты государственно-частного партнерства приходится все возрастающая доля государственных бюджетов на науку и технологии.
Значение механизмов государственно-частного партнерства в решении задач инновационного развития экономики страны, поддержки предпринимательства признано в Беларуси на государственном уровне. Это нашло отражение в программных документах — в Директиве Президента Республики Беларусь № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Однако в настоящее время в Республике Беларусь стратегия государственно-частного партнерства отсутствует. В проекте Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» не определены особенности отношений государственно-частного партнерства в инновационной сфере и механизмы его практической реализации.
Теоретические основы ГЧП разработаны в трудах таких зарубежных (в т.ч. из стран СНГ) авторов, как К. Бовис, С.О. Бочков, В.Г. Варнавский, Дж. Гамильтон, М.А. Дерябина, Джиэнг Фенг, Д. Занога, Н. Купер, Г. П. Курапов, К. Клиффтон, Н. Круз, Н.М. Колганов, С.Н. Ларин, И.Н. Марков, В.Н. Носкова, Л.С. Плакиткина, Б. П. Симонов, А. Смит и др. В Республике Беларусь вопросы методологии отношений государственно-частного партнерства исследуют Н. Н. Бондарь, Е. П. Борушко, А. С. Головачев, Е.А. Дадеркина, Е. Б. Дорина, А.Заборовский, И.В. Новикова, П.Г. Никитенко, С.В. Ланевский, И.Н.Мельникова, С.И. Мазоль, В.М. Красовский, О. Темницкая и др. Вместе с тем, разработка институциональных механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере с учетом специфики инновационного цикла и особенностей белорусской модели экономического развития не достаточно обоснованно прослеживается в предыдущих исследованиях.
Учитывая актуальность и недостаточную степень разработанности механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере, целью настоящей статьи явилось обоснование стратегии государственно-частного партнерства в инновационном развитии экономики Беларуси. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- провести анализ инновационной активности в Республике Беларусь;
- разработать теоретико-методологические основы государственно-частного партнерства в инновационной сфере;
- предложить направления формирования стратегии государственно-частного партнерства в инновационном развитии экономики Республики Беларусь;
- разработать механизмы финансирования инновационных проектов в рамках ГЧП.
Анализ инновационной активности в Республике Беларусь
В рейтинге конкурентоспособности по Индексу глобальной конкурентоспособности (ИГК) за 2010-2013 гг. по оценке Всемирного экономического форума и НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия» Беларусь ухудшила свои позиции на 5 мест с 93 места в 2011/12 гг. до 98 места в 2013/14 гг. (таблица 1).
Таблица 1 — Страны мира по Индексу глобальной конкурентоспособности ( ИГК)
Страна |
Место по Индексу глобальной конкуренто-способности ИГК* |
Место по подиндексам ИГК |
||||||||||
2011/ 12 |
2012/ 13 |
2013/ 2014 |
Базовые требования |
Усилители эффективности |
Факторы инновационности |
|||||||
2011/ 12 |
2012/ 13 |
2013/ 2014 |
2011/ 12 |
2012/ 13 |
2013/ 2014 |
2011/ 12 |
2012/ 13 |
2013/ 2014 |
||||
Швейцария | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 5 | 5 | 1 | 1 | 1 |
Сингапур | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 11 | 11 | 13 |
Финляндия | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 7 | 10 | 9 | 9 | 4 | 3 | 2 |
Германия | 6 | 6 | 4 | 11 | 11 | 9 | 13 | 10 | 8 | 5 | 4 | 4 |
США | 5 | 7 | 5 | 36 | 33 | 36 | 3 | 2 | 1 | 6 | 7 | 6 |
Швеция | 3 | 4 | 6 | 4 | 6 | 8 | 7 | 8 | 7 | 2 | 5 | 5 |
Гонконг | 11 | 9 | 7 | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 25 | 22 | 19 |
Голландия | 7 | 5 | 8 | 7 | 10 | 10 | 8 | 7 | 11 | 9 | 6 | 7 |
Япония | 9 | 10 | 9 | 28 | 29 | 28 | 11 | 11 | 10 | 3 | 2 | 3 |
Британия | 10 | 8 | 10 | 21 | 24 | 24 | 5 | 4 | 4 | 12 | 9 | 10 |
Китай | 26 | 29 | 29 | 30 | 31 | 31 | 26 | 30 | 31 | 31 | 34 | 34 |
Эстония | 33 | 34 | 32 | 27 | 26 | 26 | 36 | 31 | 30 | 37 | 33 | 35 |
Польша | 41 | 41 | 42 | 56 | 61 | 59 | 30 | 28 | 32 | 57 | 61 | 65 |
Чехия | 38 | 39 | 46 | 45 | 44 | 55 | 29 | 34 | 37 | 32 | 32 | 36 |
Литва | 44 | 45 | 48 | 49 | 49 | 43 | 48 | 46 | 47 | 50 | 47 | 44 |
Казахстан | 72 | 51 | 50 | 62 | 47 | 48 | 76 | 56 | 53 | 114 | 104 | 87 |
Латвия | 64 | 55 | 52 | 66 | 54 | 40 | 54 | 48 | 41 | 64 | 68 | 68 |
Россия | 66 | 67 | 64 | 63 | 53 | 47 | 55 | 54 | 51 | 97 | 108 | 99 |
Грузия | 88 | 77 | 72 | 86 | 64 | 57 | 89 | 87 | 86 | 117 | 120 | 122 |
Словакия | 69 | 71 | 78 | 60 | 62 | 67 | 54 | 51 | 56 | 64 | 74 | 77 |
Украина | 82 | 73 | 84 | 98 | 79 | 91 | 74 | 65 | 71 | 93 | 79 | 95 |
Греция | 90 | 96 | 91 | 80 | 98 | 88 | 65 | 69 | 67 | 81 | 85 | 81 |
Беларусь* | 93 | 92 | 98 | 95 | 112 | 117 | 91 | 94 | 99 | 96 | 90 | 104 |
*В Индексе 2013-2014 148 стран, 2012-2013 – 144 страны, 2011-2012 – 142 страны.
*по Беларуси оценка НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия»
Источник: [16, 23]
Расчёт рейтинга ИГК проводится по следующим ключевым показателям: базовые требования (институты, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здравоохранение, начальное образование); усилители эффективности (высшее образование, эффективность товарных рынков и рынка труда, развитость финансового рынка, технологическая готовность, размер рынка); факторы инновационности (опыт бизнеса, инновационность).
Экономический рост Беларуси пока не стал инновационным. Факторы инновационности в оценке глобальной конкурентоспособности Беларуси находятся по оценке 2013/14 гг. на 104 месте из 148 стран (таблица 1).
Источником экономического роста в Беларуси по-прежнему являются не высокие технологии, а минеральные полезные ископаемые, экспортируемые в развитые страны мира. Так, в 2012 году на минеральные продукты приходилось 36,0% белорусского экспорта [15, с. 182-184]. О сохранении экспортно-сырьевой направленности экономики говорят и низкие расходы на НИОКР. Так наукоемкость ВВП в 2012 г. составила 0,67 [12, с. 14]. По сравнению с зарубежными странами – это низкое значение (рисунок 1). Для поддержания экономической и научно-технической безопасности этот показатель не должен быть ниже 2%.
Рисунок 1 – Внутренние затраты на НИОКР в ВВП
Источник:[12, с. 113-117].
Результативность инновационной деятельности оценивается по показателю «Доля новой продукции в общем объеме производства», которая в 2012 г. составила 17,8% [12, с. 10]. Продажа новых для рынка и новых для фирмы инноваций в общем товарообороте в Беларуси составила 17, 45%. В международных сравнениях это неплохой уровень (рисунок 2). Однако, доля новой продукции для мирового рынка в Беларуси очень незначительна — 0,7 %. [12, с. 95]. Доля экспорта средне- и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта продукции в 2012 г. в Беларуси составила 37,2 % [12, с. 117], в то время как в развитых странах этот показатель значительно выше: в Германии – 63,18%, Великобритании – 50,6 %, Финляндии – 45,6 %, Швейцарии – 63,62 % [12, с. 117-118]. Это свидетельствует о недостаточной результативности инновационной деятельности в Республике Беларусь.
Рисунок 2 — Продажа новых для рынка и новых для фирмы инноваций в общем товарообороте, %, 2012г. — % (фрагмент) Источник: [12, с. 117-118]
Уровень инновационности оценивается по показателю «Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации». В Беларуси этот показатель в 2012 году составил 22,8%. По сравнению с зарубежными странами уровень инновационности у нас низкий (рисунок 3).
Рисунок 3 — Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, 2012 г. — % (фрагмент)
Источник: [12, с. 112]
На основе экспертного метода, проводимого Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь (в опросе участвовали 12479 руководителей промышленных предприятий), проведен анализ факторов, сдерживающих инновационное развитие. Среди экономических факторов, сдерживающих развитие инновационной деятельности, руководители белорусских предприятий выделяют следующие (из выбора факторов как основных или решающих) [12, с. 101]:
- недостаток собственных денежных средств (739 ответов);
- недостаток финансовой поддержки со стороны государства (531 ответ);
- недостаток возможностей для кооперирования с другими организациями (229 ответов);
- высокая стоимость нововведений (681 ответ).
Анализ инновационной деятельности показал, что прогнозные показатели, которые определены Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, по состоянию на конец 2014 года, еще не выполнены. Основные проблемы состоят в следующем:
- финансирование научно-исследовательских работ в Беларуси не отвечает потребностям международной конкуренции, наукоемкость имеет очень низкий уровень;
- низкая результативность инновационной деятельности, о чем свидетельствует невысокое значение доли новой продукции в общем объеме производства;
- среди факторов, сдерживающих инновационное развитие определены: недостаток собственных денежных средств; недостаток финансовой поддержки со стороны государства;
- низкий уровень инновационности;
- партнерские отношения в инновационной сфере Беларуси не развиты.
Таким образом, анализ показал несовершенство инновационной системы в Республике Беларусь, что подтверждает актуальность формирования механизма активизации инноваций посредством развития отношений государственно-частного партнерства.
Понятие государственно-частного партнерства в инновационной сфере
Термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП) появился в начале 90-х гг. XX в. и связан, главным образом, с «британской моделью» ГЧП. В 1992 г. правительство Д. Мейджора объявило о т. н. «частной финансовой инициативе» (Private Finance Initiative — PFI), которая представляла собой модернизированную концепцию управления госсобственностью. Суть PFI состояла в том, чтобы в рамках договоров и соглашений о государственно-частном партнерстве передать частному сектору функции финансирования (строительства, реконструкции, эксплуатации, управления и т. п.) объектов социально-культурной и производственной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности [26]. Данное кардинальное изменение системы государственного управления в Великобритании повлекло за собой существенную трансформацию в институциональной среде, а также во взаимоотношениях госаппарата и частного бизнеса.
Термин ”государственно-частное партнерство“ является устоявшимся переводом с английского языка понятия ”public-private partnership“ (PPP).
Имеющиеся в мировой практике определения можно разделить на три группы – определения государственно-частного партнерства, предлагаемые международными организациями, определения в актах законодательства и научные определения.
По определению Европейского инвестиционного банка государственно- частное партнерство представляет собой общий термин для отношений между предпринимательским сектором и структурами государственного сектора в целях привлечения ресурсов и кадрового потенциала частного сектора для оказания помощи в производстве общественных благ и услуг.
По определению Всемирного банка государственно-частное партнерство – это соглашения между публичной и частной сторонами, заключаемые в связи с производством и оказанием инфраструктурных услуг для привлечения дополнительных инвестиций и повышения эффективности бюджетного финансирования.
В соответствии с Законом Республика Польша ”О государственно- частном партнерстве“ данный термин означает сотрудничество государства и частного партнера на основе контракта о государственно- частном партнерстве в выполнении государственной задачи.
В США государственно-частное партнерство понимается как закрепленное в договорной форме соглашение между государством и частной компанией, позволяющее последней в согласованной форме участвовать в управлении государственной собственностью и выполнять функции, относящиеся к сфере ответственности государственной власти. Такое соглашение обычно предполагает наличие контракта соответствующего государственного органа с частной компанией, предметом которого являются реконструкция, строительство объекта государственной собственности и (или) его эксплуатация, управление и другое. Право собственности в отношении данного объекта не изменяется, и государство даже после передачи объекта частной компании остается его собственником. Термин государственно-частное партнерство охватывает широкий круг отношений, по которым частная компания принимает на себя определенные риски и соглашается на систему штрафных санкций. Это комплексные, технически сложные проекты, включающие строительство, модернизацию, эксплуатацию объектов и управление ими [7, С. 14].
По мнению авторов научных исследований в области государственно- частного партнерства [1, 2, 10, 19, 21, 22], под государственно-частным партнерством понимается институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом (предпринимательскими структурами), направленный на достижение общих экономических целей, решение актуальных социально- экономических задач, реализацию национальных и международных, масштабных и локальных общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности – от развития стратегически важных отраслей промышленности и финансирования инновационных научных разработок до обеспечения социальной защиты населения.
Анализируя названные определения, можно сделать вывод о том, что государственно-частное партнерство рассматривается именно как юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов (организаций) государственной власти и субъектов предпринимательской деятельности в отношении объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, а также услуг, осуществляемых государством. Данное сотрудничество предполагает объединение ресурсов и распределение рисков между партнерами, осуществляемое в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное государственное и общественное значение. Спектр взаимоотношений между бизнесом и государством расширился и в настоящее время начинает широко использоваться в научной и инновационной сфере.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) позволяет решать многие стоящие перед государством экономические проблемы, в первую очередь, поиска альтернативных бюджетным источникам инвестиционных ресурсов и повышения эффективности управления. Мировой опыт накопил ряд технологий ГЧП, позволяющих соединить интересы бизнеса и власти при предоставлении общественных услуг. Он свидетельствует о многообразии организационных структур поддержки и развития этих отношений, многообразии юридических форм, экономических механизмов стимулирования. За рубежом механизмы ГЧП используются в разных сферах — жилищно-коммунальный комплекс, энергетика, транспортная инфраструктура, бизнес-инфраструктура, инновационная сфера, образование, здравоохранение, социально-благотворительная (гуманитарная) и др. В настоящее время сфера партнерских отношений распространяется на решение задач развития предпринимательства, активизации инновационной деятельности, организации кластеров товаропроизводителей.
Особую актуальность становление и развитие ГЧП приобретает в современных условиях глобализации экономики и интернационализации производства. ГЧП с участием иностранного капитала даёт больше возможностей Беларуси интегрироваться в мировую экономику и получать необходимый опыт и передовые технологии. Взаимодействие государства с транснациональными компаниями (далее – ТНК) в глобальном контексте является важным условием поддержания и повышения конкурентоспособности отечественного производства.
ГЧП облегчает выход на мировые рынки капиталов, стимулирует привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Для экономики регионов данное партнёрство имеет особое значение, поскольку на его основе более активно развиваются рынки капитала, товаров и услуг. В то же время разделение рисков между участниками соглашения осуществляется на основе договоренностей сторон. Без такого рода сотрудничества белорусский бизнес останется неконкурентоспособным, что отрицательно скажется на формировании инновационной экономики.
В условиях становления партнерских отношений претерпевают существенные изменения отношения собственности, складываются новые модели финансирования, появляются более эффективные методы управления. Таким образом, взаимодействие государства и частного сектора можно охарактеризовать как долгосрочное партнерство, которое по своей экономической природе является развитием традиционных механизмов взаимодействия хозяйственных взаимоотношений между государственной властью и частным сектором.
Отношения государственно-частного партнерства, в силу своих специфических признаков, создают предпосылки активизации инновационной деятельности субъектов хозяйствования. Рост активности инноваций в результате государственно-частного партнерства происходит по всем стадиям инновационного процесса: образование, НИОКР, инвестиционная деятельность, трансфер инноваций. Факторами инновационной активности становятся: обмен знаниями, генерация идей, совместное финансирование исследований и разработок. В рамках государственно-частного партнерства в инновационной сфере ключевая задача науки — новые разработки, миссия государства — создание рамочных условий, задача бизнеса — коммерциализация разработок.
Применение механизмов государственно-частного партнерства предоставляет возможность осуществления инновационных проектов, малопривлекательных для традиционных форм частного финансирования, в наиболее короткие сроки. Государственно-частное партнерство повышает эффективность проектов за счет участия в них частного бизнеса, создает условия для снижения нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств и переложения части затрат на пользователей (коммерциализации предоставления услуг), привлечения лучших управленческих кадров, техники и технологий, повышения качества обслуживания конечных пользователей. Обзор и обобщение теоретических исследований [1, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 19] позволил сформулировать теоретико-методологические основы государственно-частного партнерства в инновационной сфере с учетом институциональной среды Республики Беларусь.
ГЧП в инновационной сфере – это совокупность организационно-правовых отношений и действий государства и частного бизнеса, направленных на достижение целей инновационного развития на макро-, региональном и микроуровне посредством реализации проектов и программ в инновационной сфере.
Инновационная программа — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).
Инновационный проект — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности. К инновационному проекту, например, относят комплексный план действий, нацеленный на создание или изменение конкретной системы посредством превращения новшества в нововведение и предусматривающий для его реализации определенные условия (сроки, финансы, оборудование, методы организации и т. д.).
В такой системе отношений происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов. Вкладом со стороны государственного сектора могут быть: собственность, финансирование, оказание услуг (образовательных, консультационных и др.), гарантии (например, банкам за кредиты частного сектора), налоговые и иные льготы. В качестве вклада частного сектора выступают финансы, имущество, менеджмент, профессиональный опыт, способность к новаторству. Признаки государственно-частного партнерства:
- стороны партнерства представлены государственным и частным секторами экономики;
- взаимоотношения сторон зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах, соглашениях о партнерстве и др.);
- взаимоотношения сторон носят партнерский, то есть равноправный характер;
- стороны имеют общие цели и четко определенный государственный интерес;
- реализация партнерских отношений происходит в условиях конкурентной среды (что предполагает конкурс среди субъектов бизнеса, претендующих на государственную поддержку);
- четкое определение целей и ролей, разделение полномочий и ответственности, подконтрольность, стратегическое управление;
- стороны объединяют свои вклады для достижения общих целей;
- стороны распределяют между собой расходы и риски, участвуют в использовании полученных результатов.
Система взаимоотношений государственного и частного партнера представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Модель формирования отношений ГЧП в инновационной сфере
Источник: собственная разработка
Инициировать проект государственно-частного партнерства может как частный партнер, так и государственный. Государственный партнер инициирует проекты национального значения. Например, в инновационной сфере это могут быть, например такие проекты: проект создания нефтехимического кластера; проект создания международного исследовательского консорциума; проект создания технопарка.
Отношения государственно-частного партнерства могут реализовываться в различных сферах деятельности: транспорте, коммунальном хозяйстве, энергоснабжении, связи и телекоммуникаций, здравоохранении, образовании, культуре, туризме и спорте, социальном обслуживании, инновационной деятельности.
Специфика инновационной деятельности накладывает отпечаток на типы и модели ГЧП в инновационной сфере. Особенность инновационного процесса состоит в высоком риске и больших первоначальных затратах на инновационную деятельность, а также во взаимосвязи различных стадий инновационного процесса, таких как образование, НИОКР, инвестиционная деятельность, трансфер инноваций, производство, сбыт и обслуживание инновационной продукции.
В инновационной сфере типология государственно-частного партнерства имеет некоторую специфику.
Тип (вид) ГЧП в инновационной сфере – это совокупность организационно-правовых отношений и действий государства и частного бизнеса, направленных на достижение общих целей инновационной политики Республики Беларусь, являющихся основополагающими для построения инновационной экономики в стране. Например, типы ГЧП в инновационной сфере формируются по стадиям инновационного цикла и включают: партнерство в образовании, сотрудничество в научных исследованиях и разработках, сотрудничество в инвестиционной деятельности, сотрудничество в трансфере технологий, сотрудничество в производстве инновационной продукции.
Модель ГЧП в инновационной сфере – конкретный проект ГЧП, возникший в результате законной и прозрачной процедуры отбора соответствующих участников ГЧП со стороны частного бизнеса для решения конкретных проблем в инновационной сфере и направленный на решение частных задач инновационной политики Республики Беларусь.
В рамках каждого типа можно выделить несколько моделей, например тип ГЧП — сотрудничество в трансфере технологий может включать следующие модели (проекты): проект создания инновационно-технологического центра, проект создания регионального венчурного фонда с государственным участием, проект создания высокотехнологичного инновационного продукта и др.
Государственно-частное партнерство в стадиях инновационного процесса (образование, НИОКР, инвестиционная деятельность, трансфер инноваций) происходит следующим образом. Знания являются источником инноваций как в самом продукте, так и в технологии производства, управлении, методах сбыта, рекламы и др. Партнерство в образовании реализуется по таким направлениям: участие государственных региональных органов в разработке образовательных программ в местных университетах; организация обучающих семинаров, конференций по вопросам менеджмента, маркетинга, права, логистики для субъектов бизнеса конкретного региона.
Направлениями сотрудничества в научных исследованиях и разработках являются: совместное (инженеры государственных исследовательских организаций и предпринимательских структур) выполнение исследовательских работ; совместное конструирование и разработка продуктов; совершенствование дизайна продукта; совершенствование методов производства; совместная разработка высокотехнологичных товаров. Сотрудничество в инвестиционной деятельности состоит в совместном финансировании инновационных проектов субъектами бизнеса и органами государственного и регионального управления, привлечение региональными органами государственного управления иностранного капитала для создания предприятий с иностранными инвестициями создание венчурных фондов. Сотрудничество в трансфере технологий заключается в создании центров трансфера технологий, свободных экономических зон, технопарков, инкубаторов бизнеса, создание совместных и франчайзинговых организаций.
Таким образом, активизация инновационной деятельности в результате государственно-частного партнерства происходит по всем стадиям инновационного процесса. Факторами инновационной активности становятся: обмен знаниями, генерация идей, совместное финансирование исследований и разработок. Партнерские отношения государства и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. ГЧП не означает простое сложение ресурсов. Каждая из сторон партнерства имеет собственные цели, решает свои конкретные задачи, стороны имеют различные мотивации.
Мотивация участия в партнерстве частного сектора экономики, как правило, обусловлена возможностями получения более высокой прибыли и новыми возможностями для развития инновационного бизнеса. Однако частные компании могут также присоединиться к государственно-частному партнерству с более специфическими мотивациями, в частности для обеспечения доступа к государственному финансированию; доступа к результатам исследований и разработок государственного сектора; доступа к государственной инфраструктуре, а также информации и оборудованию.
Мотивация участия в партнерстве государственного сектора обусловлена, как общими, так и специфическими целями. К общим целям условно можно отнести: экономический рост и обеспечение конкурентоспособности научно-технической продукции и услуг ; стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг; создание новых наукоемких фирм и поддержка малых и средних инновационных предприятий; привлечение внебюджетных источников финансирования; повышение эффективности государственных расходов на исследования и разработки. Более специфические цели включают: разработку ключевых технологий для государственных нужд; вовлечение в экономический оборот и коммерциализацию результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств государственного бюджета; развитие инфраструктуры.
Основные направления стратегии государственно-частного партнерства в Беларуси
Для успешного использования механизмов государственно-частного партнерства в инновационном развитии экономики Республики Беларусь необходима государственная стратегия развития государственно-частного партнерства в Беларуси в составе государственной инновационной стратегии.
Основные направления стратегии государственно-частного партнерства в инновационной сфере:
- выработка и постоянная корректировка научно-инновационной политики;
- объединение государственной и частной собственности в рамках значимых инновационных проектов на принципах доходности и возвратности;
- содействие, продвижение и распространение знаний о ГЧП;
- создание законодательной базы научно-инновационной деятельности с учетом стратегических целей, приоритетов и политики в этой сфере;
- разработка программ развития ГЧП в отдельных секторах экономики;
- проведение мероприятий для повышения доверия между партнерами и развитие культуры кооперирования между государственным и частным партнерами;
- разработка форм и методов взаимодействия органов государственной власти, государственных и частных научных и инновационных институциональных единиц;
- совершенствование налоговой и таможенной политики, включая налоговые и таможенные льготы;
- содействие и партнерство в формировании научно-инновационной инфраструктуры (технологические центры, технопарки, центры коллективного пользования оборудованием, отраслевые центры трансфера технологий, СЭЗ и др.);
- международное сотрудничество (например, создание инновационных совместных корпораций);
- финансирование государством развития венчурных фондов, сети бизнес-ангелов, стартап-школ;
- государственная поддержка малого и среднего бизнеса в инновационной сфере;
- формирование в стране элементов институциональной среды ГЧП: финансово-экономических институтов, обеспечивающих инвестирование и гарантирование частных инвестиций, независимых организаций, осуществляющих экспертизу проектов и консалтинг, управляющих компаний, ассоциаций, объединений, фондов и т. п.;
- подготовка специалистов в области ГЧП и кадров инвестиционных менеджеров;
- определение финансовых взаимоотношений органов государственной власти, государственных и частных научных и инновационных организаций.
Совокупность указанных мер должна способствовать форсированному становлению конкурентоспособной инновационной системы в Республике Беларусь, а, следовательно – ускорению модернизации экономики на национальном уровне. Решение этих задач, безусловно, потребует как со стороны государства, так и бизнеса творческого, предпринимательского подхода, основанного на поиске и реализации инноваций, причем не только в сфере производства, но и в сфере управления и организации инвестиционного проектирования.
Взаимодействие государства и бизнеса при реализации крупных инвестиционных проектов в инновационной сфере требует выполнения целого ряда необходимых условий. К ним относятся:
- наличие четко сформулированных государством стратегических приоритетов и обозначение возможных путей их достижения с помощью отдельных локальных проектов;
- установление правил взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации совместных проектов;
- разработка конкретных предложений по разделению инвестиций, рисков и выгод для каждого реализуемого проекта.
Основными этапами формирования ГЧП в Беларуси предлагаются следующие:
- Формирование и выражение инициативы (как государством, так и частным партнером).
- Предложения двух сторон по реализации выдвинутой инициативы.
- Диалог (согласование существенных условий) государства и частного бизнеса по поводу будущего проекта ГЧП.
- Закрепление достигнутых договоренностей в соглашении между государством и частным бизнесом.
- Исполнение принятых обязательств в рамках ГЧП.
- Анализ полученных результатов ГЧП.
- Разработка новых (более совершенных) моделей ГЧП.
- И снова формирование инициатив.
Проект соглашения о государственно-частном партнерстве в инновационной сфере может включать следующие положения:
- предмет и объект соглашения;
- цель соглашения;
- срок действия соглашения;
- объем, содержание и виды работ и (или) услуг;
- сроки выполнения видов работ и (или) оказания услуг;
- порядок создания (строительство, реконструкция) и / или эксплуатации объекта соглашения;
- полномочия, права и обязанности сторон соглашения;
- финансовые условия соглашения, в том числе порядок расчетов между сторонами;
- распределение рисков;
- гарантии, предоставляемые сторонам соглашения;
- совокупность прав, которые государственный партнер передает частному партнеру;
- ресурсы государственного партнера, передаваемые каждым государственным партнером частному партнеру, порядок передачи этих ресурсов;
- право собственности на объект соглашения, а также на нематериальные активы, связанные с соглашением (лицензии, разрешения и другая документация), распределение долей государственного и частного партнеров в праве собственности на указанный объект, условия и момент возникновения таких прав;
- порядок возврата ресурсов государственного партнера и вновь созданной в результате выполнения соглашения собственности, необходимой для дальнейшего оказания услуг, на момент истечения срока или в случае досрочного прекращения соглашения;
- экологические, историко-культурные требования и требования безопасности;
- условия страхования в связи с исполнением соглашения.
Механизмы финансирования инновационных проектов в рамках государственно-частного партнерства
К числу моделей финансирования инновационных проектов ГЧП относятся такие, как коммерческий найм, аренда, все виды лизинга, проектное финансирование.
Проектное финансирование – система организации инвестиционного процесса, при которой инициатор и (или) спонсор проекта осуществляет заимствования финансовых и иных ресурсов у третьей стороны, не оказывающие существенного влияния на качество его баланса, кредитоспособность и величину риска, позволяющие финансировать или кредитовать проект, в котором источником выплаты дохода и погашения обязательств является поток денежных средств от реализации этого проекта, а активы проекта учитываются как залог при кредитовании.
Проектное финансирование обычно осуществляется в форме займов «с ограниченным правом регресса», выдаваемых специально созданной целевой проектной компании, имеющей право осуществлять строительство и эксплуатацию объекта в рамках проекта.
При проектном финансировании кредитор несет повышенные риски, выдавая, с точки зрения традиционных банковских кредитов, необеспеченный или не в полной мере обеспеченный кредит. Погашение этого кредита осуществляется за счет денежных потоков, образующихся в ходе эксплуатации объекта инвестиционной деятельности.
Проектное финансирование применяется с целью оптимального распределения связанных с реализацией проекта рисков, разделения обязанностей по реализации проекта среди специализированных исполнителей, обладающих необходимой квалификацией, опытом и ресурсами, а также для концентрации положительных эффектов, определяемых финансовой и юридической структурой проекта.
Структура договорных отношений между участниками государственно-частного партнерства представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 — Участники проекта государственно-частного партнерства
Источник: [2, С. 5]
Участниками проектного финансирования при реализации проектов ГЧП являются:
В производственном секторе:
- компания-победитель конкурса на право заключения соглашения;
- проектная компания, учреждаемая частным партнером-победителем конкурса;
- подрядчики (генеральный подрядчик, субподрядчики);
- поставщики оборудования и материалов;
- покупатели товаров и услуг, производимых на объекте соглашения;
- управляющая компания по эксплуатации объекта.
В финансовом секторе:
- банки, финансирующие и кредитующие проект;
- инвестиционные банки;
- международные финансовые институты;
- институциональные инвесторы.
В страховом секторе:
- страховые компании;
- банки-гаранты.
В государственном секторе – республиканский и местные бюджеты.
Прочие участники (консультанты, лизинговые компании и т.д.).
Источниками проектного финансирования являются: акции; коммерческие кредиты; государственные средства (в виде субсидий и кредитов, а также гарантий, налоговых и других льгот); собственные средствакомпаний; долговые финансовые обязательства; форфейтинг; облигации; лизинг; учреждения развития (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация (МФК); ипотека.
Основными преимуществами проектного финансирования являются:
- обязательства проектной компании не отражаются в балансе государственного партнера или акционеров и, следовательно, не оказывают влияния на их кредитную привлекательность;
- при использовании проектного финансирования часть рисков перекладывается на кредиторов в обмен на получение ими более высокой маржи по сравнению с обычным корпоративным кредитованием;
- проектное финансирование обеспечивает более выгодную средневзвешенную стоимость капитала по сравнению с чистым финансированием из собственных средств;
- проектное финансирование способствует использованию более прозрачного механизма распределения рисков и создает стимулы для повышения качества работы всех участников проекта и эффективного управления рисками;
- целевой характер финансирования;
- гарантии государств – участников финансовых учреждений;
- высокая степень контроля;
- широкое привлечение иностранных инвестиций.
Обзор зарубежного опыта финансового обеспечения ГЧП [2, 8, 10] позволил определить основные формы государственной поддержки проектов ГЧП, направленные на повышение их эффективности, приемлемые для Республики Беларусь:
- предоставление льгот по налогу на недвижимость на период окупаемости инвестиционного проекта в части зачисления в местный бюджет (но не более 5 лет);
- освобождение от налога на прибыль на период действия концессии (налоговые каникулы);
- предоставление льгот по земельному налогу при осуществлении строительства при реализации инвестиционного проекта субъектами;
- предоставление льготы по налогу на прибыль для иностранных инвесторов (участников проекта ГЧП);
- освобождение от подоходного налога иностранных работников, работающих по проекту/кредиторов;
- освобождение или снижение ставки таможенных пошлин на импорт оборудования, сырья и строительных материалов;
- возврат налога иностранным инвесторам, реинвестирующим свои прибыли в новые проекты, направленные на развитие инфраструктуры в стране, реализующей основное концессионное соглашение;
- предоставление беспроцентных или с низкими ставками по процентам ссуд (займов) с целью снижения общих затрат по финансированию проекта;
- государственные гарантии от главного контрактора или других государственных агентств о погашении задолженности по займам (ссудам, кредитам);
- предоставление тарифных субсидий компании, реализующей проект, в случае, когда доходы от проекта снижаются до определенного минимального уровня;
- разрешение, выдаваемое компании, работающей по проекту, о перекрестном субсидировании наименее прибыльных мероприятий с помощью привлечения доходов, полученных от более выгодных мероприятий.
Заключение
Для обеспечения инновационного развития Беларуси необходимо сформулировать и утвердить стратегию государственно-частного партнерства и механизмы ее реализации. Целесообразно ускорить принятие закона Республики Беларусь «О проектах государственно-частного партнерства» и разработку методического обеспечения проектов ГЧП.
Разработанные и представленные в настоящей статье теоретико-методологические основы использования нового ресурса инновационного развития экономики – государственно-частного партнерства бизнеса, власти и образования позволит получить синергетический эффект от сотрудничества. Рост активности инноваций в результате государственно-частного партнерства происходит по всем стадиям инновационного процесса: образование, НИОКР, инвестиционная деятельность, трансфер инноваций. Факторами инновационной активности становятся: обмен знаниями, генерация идей, совместное финансирование исследований и разработок.
Использование предложенных механизмов финансирования государственно-частного партнерства позволит бизнесу получить дополнительные источники финансирования инноваций и активизировать инновационную деятельность. Эффект для государства как второго партнера будет состоять в росте инновационного потенциала регионов и страны в целом, улучшения макроэкономических показателей, повышения региональной и национальной конкурентоспособности. Предложенные направления формирования стратегии государственно-частного партнерства в Беларуси и финансовый механизм ее реализации будут интересны как для представителей бизнеса, бизнес-союзов, так и для органов государственного и регионального управления.
Список литературы
- Варнавский В. Новая концепция государственно-частного партнерства в Великобритании / В. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. — Москва. — 2014. — № 8. — С. 67-74.
- Государственно-частное партнерство: финансовые аспекты: материалы регионального тренинга по ГЧП. Астана, Казахстан, 14-15 мая 2012 г. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://macro-project.net/cms/uploads/mep_ppp_training_financial_perspective_may2012_rus.pdf.
- Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26.05.2011 № 669. [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа – 03. 09.2014.
- Дадеркин Е. А. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: международный опыт и возможность его использования в Республике Беларусь / Е. А. Дадеркина, Д. В. Ярошевич // Веснік БДУ. Серыя 3, Гісторыя. Эканоміка. Права. — Мінск. — 2013. — № 1. — С. 56-60.
- Заборовский А. ГЧП: международный опыт и перспективы для Беларуси / Александр Заборовский, Максим Ермолович, Елена Дадеркина // Финансы, учет, аудит. — Минск. -2014. — № 9. — С. 11-15.
- Колганов Н. М. Правовые формы государственно-частного партнерства в инновационной сфере / Н. М. Колганов // Политика и общество. — Москва. — 2013. — № 2. — С. 145-151.
- Концепция проекта Закона Республики Беларусь ”О государственно-частном партнерстве“. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/002072_65249_Koncpciya.pdf
- Ларин С. Н. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии // Государственно-частное партнерство в инновационных системах / под общ. Ред. С. Н. Сильвестрова. – Москва: Издательство ЛКИ, 2008. – 312 с.
- Ленчук Е. Новая индустриализация — условие формирования инновационной модели развития российской экономики / Елена Ленчук, Герман Власкин, Владимир Филатов // Федерализм. — Москва. — 2014. — № 1. — С. 19-46.
- Макаров И. Н. Государственно-частное партнерство в системе взаимодействия бизнеса и государства: институциональный подход / Иван Николаевич Макаров // Российское предпринимательство. — Москва. — 2013. — № 24. — С. 18-29.
- Мельникова И. Н. Мировой опыт реализации государственно-частных партнерств в инновационной сфере / И. Н. Мельникова // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития : материалы XIII Международной научной конференции (Минск, 25 — 26 октября 2012 г.) : в 3 т. — Минск : НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, 2012. — Т. 3. — С. 61-62.
- Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь. Статистический сборник. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – 2013, 118 с. – Режим доступа: http://www. belstat.gov.by. – Дата доступа – 03. 11.2014.
- Никитенко П.Г. Государственно-частное партнёрство в инновационной сфере Республики Беларусь. [Электронный ресурс] // Экспертный канал «Открытая экономика». – 2011. – // Режим доступа: http://www.opec.ru/. – Дата доступа: 12.05.2013.
- Проект Закона Республики Беларусь о «О государственно-частном партнерстве» (вариант от 14.12.2012 г.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/actproject
- Промышленность Республики Беларусь. Статистический сборник. 2013. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www. belstat.gov.by. – Дата доступа – 08. 09.2014.
- Романчук Я. Беларусь теряет конкурентоспособность / Я. Романчук // НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://liberty-belarus.info/Tendentsii/Belarus-teryaet-konkurentosposobnost.html.
- Сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. – 2014. – Режим доступа: http://www. belstat.gov.by. – Дата доступа – 24. 09.2014.
- Темницкая О. А. Модели финансирования проектов государственно-частного партнерства: проектное финансирование и форфейтинг — сравнительный анализ / Оксана Анатольевна Темницкая // Юридический мир. — Минск. — 2013. — № 7. — С. 48-53.
- Фирсова А. А. Аналитический обзор трактовок сущности и признаков государственно- частных партнерств / А. А. Фирсова, Н. В. Муравьёв // Национальные интересы. Приоритеты и безопасность. — Москва. — 2013. — № 40. — С. 25-30. — Библиография: с. 29-30.
- Яшева Г.А. Формирование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере Евразийского экономического союза / Г.А. Яшева // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — № 13. – 2013. – С. 76-84.
- Bovis C. H. Future directions in public service partnerships in the EU / Christopher H. Bovis // European business law review. — Hague. — 2013. — Vol. 24, № 1. — P. 1-35.
- Cruz N. F. da. The hurdles of local governments with PPP contracts in the waste sector / N.F. da Cruz, P. Simoes, R. C. Marques // Environment and Planning C. — London. — 2013. — Vol. 31, № 2. — P. 292-307. — PPP — public-private partnership.
- Global Competitiveness Report 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014. World Economic Forum. [Electronic resource]. – 2014. – Mode of access: http://www.weforum.org/ – Дата доступа: 18.10.2014.
- Going global: the world of public private partnerships. CBI. [Electronic resource]. – 2007. – Mode of access: http:// http://www.cbi.org.uk/pdf/goingglobal0707.pdf. — Date of access: 14.10.2014.
- Innovation statistics. [Electronic resource]. – 2014. – Mode of access: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/. Date of access: 14.08.2014.
- PFI: meeting the investment challenge. [Electronic resource]. – 2003. – Mode of access: http://www.hm-treasury.gov.uk . Date of access: 14.08.2014.
- Public/private partnerships for innovation: policy rationale, trends and issues, OECD, 10-12 December 2002, Headquarters, Paris. – [Electronic resource]. – 2013. – Mode of access: http://www.oecd.org/daf/corporate. – Date of access: 10.12.2013.
References
- Varnavskij V. Novaya kontseptsiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Velikobritanii [Novaja koncepcija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Velikobritanii]. Mirovaya ekonomika i mejdunarodnyie otnosheniya. Moskva. 2014. № 8. pp. 67-74.
- Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. finansovyie aspektyi. materialyi regionalnogo treninga po GCHP. Astana, Kazahstan, 14-15 maya 2012 g. [Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. finansovye aspekty. materialy regional’nogo treninga po GChP. Astana, Kazahstan, 14-15 maja 2012 g.]. 2012. Rejim dostupa: http://macro-project.net/cms/uploads/mep_ppp_training_financial_perspective_may2012_rus.pdf.
- Gosudarstvennaya programma innovatsionnogo razvitiya Respubliki Belarus na 2011-2015 godyi. Utv. Postanovleniem Soveta Ministrov Respubliki Belarus 26.05.2011 № 669. [Gosudarstvennaja programma innovacionnogo razvitija Respubliki Belarus’ na 2011-2015 gody. Utv. Postanovleniem Soveta Ministrov Respubliki Belarus’ 26.05.2011 № 669]. 2014. Rejim dostupa: http://www. pravo.by. Data dostupa 03. 09.2014.
- Daderkin E. A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v innovatsionnoy sfere. mejdunarodnyiy opyit i vozmojnost ego ispolzovaniya v Respublike Belarus [Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v innovacionnoj sfere. mezhdunarodnyj opyt i vozmozhnost’ ego ispol’zovanija v Respublike Belarus’]. Vesnіk BDU. Seryiya 3, Gіstoryiya. Ekanomіka. Prava. Mіnsk. 2013. № 1. pp. 56-60.
- Zaborovskij A. GCHP. mejdunarodnyiy opyit i perspektivyi dlya Belarusi [GChP. mezhdunarodnyj opyt i perspektivy dlja Belarusi]. Finansyi, uchet, audit. Minsk. 2014. № 9. pp. 11-15.
- Kolganov, N. M. Pravovyie formyi gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v innovatsionnoy sfere [Pravovye formy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v innovacionnoj sfere]. Politika i obschestvo. Moskva. 2013. № 2. pp. 145-151.
- Kontseptsiya proekta Zakona Respubliki Belarus O gosudarstvenno-chastnom partnerstve [Koncepcija proekta Zakona Respubliki Belarus’ O gosudarstvenno-chastnom partnerstve]. Rejim dostupa: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/002072_65249_Koncpciya.pdf
- Larin S. N. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: zarubejnyiy opyit i rossiyskie realii [Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: zarubezhnyj opyt i rossijskie realii]. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v innovatsionnyih sistemah / pod obsch. Red. S. N. Silvestrova. Moskva Izdatelstvo LKI, 2008. 312 p.
- Lenchuk E. Novaya industrializatsiya, uslovie formirovaniya innovatsionnoy modeli razvitiya rossiyskoy ekonomiki [Novaja industrializacija, uslovie formirovanija innovacionnoj modeli razvitija rossijskoj jekonomiki]. Federalizm. Moskva. 2014. № 1. pp. 19-46.
- Makarov I. N. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme vzaimo-deystviya biznesa i gosudarstva: institutsionalnyiy podhod [Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme vzaimodejstvija biznesa i gosudarstva: institucional’nyj podhod]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. Moskva. 2013. № 24. pp. 18-29.
- Mel’nikova I. N . Mirovoy opyit realizatsii gosudarstvenno-chastnyih partnerstv v innovatsionnoy sfere. Problemyi prognozirovaniya i gosudarstvennogo regulirovaniya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya. materialyi XIII Mejduna- rodnoy nauchnoy konferentsii (Minsk, 25 — 26 oktyabrya 2012 g.) : v 3 t [Mirovoj opyt realizacii gosudarstvenno-chastnyh partnerstv v innovacionnoj sfere. Problemy prognozirovanija i gosudarstvennogo regulirovanija social’no-jekonomicheskogo razvitija. materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Minsk, 25 — 26 oktjabrja 2012 g.) : v 3 t.]. Minsk. NIEI Ministerstva ekonomiki Respubliki Belarus, 2012. T. 3. pp. 61-62.
- Nauka i innovatsionnaya deyatelnost v Respublike Belarus. Statisticheskiy sbornik. Minsk: Natsionalnyiy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus [Nauka i innovacionnaja dejatel’nost’ v Respublike Belarus’. Statisticheskij sbornik. Minsk: Nacional’nyj statisticheskij komitet Respubliki Belarus’]. 2013, 118 p. Rejim dostupa: http://www. belstat.gov.by. Data dostupa 03. 11.2014.
- Nikitenko P.G. Gosudarstvenno-chastnoe partnёrstvo v innovatsionnoy sfere Respubliki Belarus. [Gosudarstvenno-chastnoe partnjorstvo v innovacionnoj sfere Respubliki Belarus’] Ekspertnyiy kanal Otkryitaya ekonomika. 2011. Rejim dostupa: http://www.opec.ru/. Data dostupa 12.05.2013.
- Proekt Zakona Respubliki Belarus o «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve» (variant ot 14.12.2012 g.) [Proekt Zakona Respubliki Belarus’ o «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve» (variant ot 14.12.2012 g.)]. Rejim dostupa: http://www.economy.gov.by/ru/actproject
- Promyishlennost Respubliki Belarus. Statisticheskiy sbornik. 2013. [Promyshlennost’ Respubliki Belarus’. Statisticheskij sbornik. 2013]. Minsk: Natsionalnyiy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus. 2014. Rejim dostupa: http://www. belstat.gov.by. Data dostupa 08. 09.2014.
- Romanchuk Ja. Belarus teryaet konkurentosposobnost [Belarus’ terjaet konkurentosposobnost’]. NITS Mizesa ATS Strategiya Rejim dostupa: http://liberty-belarus.info/Tendentsii/Belarus-teryaet-konkurentosposobnost.html.
- Sayt Ministerstva statistiki i analiza Respubliki Belarus [Sajt Ministerstva statistiki i analiza Respubliki Belarus’]. 2014. Rejim dostupa: http://www. belstat.gov.by. Data dostupa 24. 09.2014.
- Temnickaja O. A. Modeli finansirovaniya proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. proektnoe finansirovanie i forfeyting — sravni-telnyiy analiz [Modeli finansirovanija proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: proektnoe finansirovanie i forfejting — sravnitel’nyj analiz]. YUridicheskiy mir. Minsk. 2013. № 7. pp. 48-53.
- Firsova A. A. Analiticheskiy obzor traktovok suschnosti i priznakov gosudarstvenno- chastnyih partnerstv [Analiticheskij obzor traktovok sushhnosti i priznakov gosudarstvenno- chastnyh partnerstv]. Natsionalnyie interesyi. Prioritetyi i bezopasnost. Moskva. 2013. № 40. p. 25-30. Bibliografiya: p. 29-30.
- Jasheva G.A. Formirovanie mehanizmov gosudarstvenno-chastnogo part-nerstva v innovatsionnoy sfere Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Formirovanie mehanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v innovacionnoj sfere Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza ]. Evraziyskaya integratsiya. ekonomika, pravo, politika. № 13. 2013. pp. 76-84.
- Bovis C. H. Future directions in public service partnerships in the E European business law review. Hague. 2013. Vol. 24, № 1. pp. 1-35.
- Cruz N. F. da. The hurdles of local governments with PPP contracts in the waste sector Environment and Planning C. London. 2013. Vol. 31, № 2. pp. 292-307. PPP public-private partnership.
- Global Competitiveness Report 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014. World Economic Forum. 2014. Mode of access: http://www.weforum.org/ Дата доступа: 18.10.2014.
- Going global: the world of public private partnerships. CBI. 2007. Mode of access: http:// http://www.cbi.org.uk/pdf/goingglobal0707.pdf. Date of access: 14.10.2014.
- Innovation statistics. 2014. Mode of access: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/. Date of access: 14.08.2014.
- PFI: meeting the investment challenge. 2003. Mode of access: http://www.hm-treasury.gov.uk . Date of access: 14.08.2014.
- Public/private partnerships for innovation: policy rationale, trends and issues, OECD, 10-12 December 2002, Headquarters, Paris. 2013. Mode of access: http://www.oecd.org/daf/corporate. Date of access: 10.12.2013.
Еще в рубриках
Мировая экономика