Зарубежный опыт регулирования биржевой деятельности и возможности его применения в Украине
Foreign experience of regulation exchange activity and its application in Ukraine
Авторы
Аннотация
Рассмотрены общепринятые модели регулирования биржевой деятельности в мире. Проанализированы достоинства системы регулирования функционирования бирж в Российской Федерации. Приведены главные недостатки регулирования биржевой деятельности в Украине. Предложены основные пути усовершенствования регулирования деятельности украинских бирж на основании зарубежного опыта.
Ключевые слова
регулирование биржевой деятельности, модель регулирования, саморегулирование, некоммерческая организация.
Рекомендуемая ссылка
Зарубежный опыт регулирования биржевой деятельности и возможности его применения в Украине// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (33). Номер статьи: 3315. Дата публикации: 21.01.2013. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3315/
Authors
Abstract
Considered generally accepted model of regulation of exchange activity in the world. Analyzed the merits of regulating the functioning of markets in the Russian Federation. Are the main disadvantages of regulation of exchange activity in Ukraine. The basic ways to improve the regulation of the Ukrainian stock exchanges on the basis of international experience.
Keywords
regulation of exchange activity, the model of regulation, self-regulation, a nonprofit organization.
Suggested Citation
Foreign experience of regulation exchange activity and its application in Ukraine// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (33). Art. #3315. Date issued: 21.01.2013. Available at: https://eee-region.ru/article/3315/
І. Введение
В странах с рыночной экономикой главенствующая роль в регулировании биржевой деятельности всегда принадлежит государству, на которое обычно возлагаются обязанности обеспечения биржевого рынка определённой законодательной базой. Такая система нормативно-правовых актов должна устанавливать единые правила для всех субъектов, участвующих в процессе биржевой торговли.
При этом органы государственной власти должны тщательным образом контролировать соблюдение установленных правил. Однако нельзя забывать, что важная роль в системе биржевого регулирования должна также принадлежать непосредственно самим биржам.
Возрождение биржевой торговли в Украине происходило при отсутствии специальных законов, использовались в основном подзаконные нормативно-правовые акты (на сегодняшний день законодательная база, регулирующая биржевую деятельность остаётся недостаточно полной, поскольку деятельность бирж основывается, в основном, на общих, а не на специализированных, законодательных актах). В связи с этим актуальной проблемой является отставание процесса законотворчества от потребностей регулирования товарной, фондовой и валютной бирж [1].
Именно поэтому в настоящее время существует объективно обусловленная необходимость детального анализа особенностей регулирования биржевой деятельности в Украине, а также странах ближнего и дальнего зарубежья, где наблюдается аналогичная ситуация, а также выявления возможностей использования достижений других стран в решении этого вопроса.
Теме регулирования биржевой деятельности посвящены работы украинских (А. Берлач, А. Винник) и российских исследователей (О. Дегтяревой и других). Однако проблеме несовершенства украинского законодательства, регулирующего деятельность бирж, уделяется совсем незначительное внимание.
ІІ. Результаты
В развитых странах мира используется несколько основных моделей регулирования биржевой деятельности, которые в зависимости от степени вмешательства государства делятся на следующие три вида:
- Американская модель, в которой преобладает метод внутрибиржевого регулирования, а государственный орган — Комиссия по товарно-фьючерсной торговле (КТФТ) — выполняет только совещательные функции и функции наблюдения.
- Английская модель, в которой сочетается значительная роль органов государственной власти и широкие полномочия бирж и брокеров в некоммерческой неправительственной организации — Управлении по ценным бумагам и фьючерсам.
- Французская модель, в которой деятельность биржевых структур контролируется государственными органами, то есть централизованный метод регулирования биржевой деятельности является доминирующим.
Следует отметить, что система правового регулирования деятельности бирж в Украине построена по примеру английской модели.
Из всех названных наиболее интересной является американская модель, которую иначе можно назвать «моделью контролируемого самоуправления», то есть: Комиссия по товарно-фьючерсной торговле (далее по тексту КТФТ) является высшим органом государственной власти в сфере биржевой торговли, но на практике обязанности разработки и внедрения эффективных мер по предотвращению манипулирования рынком концентрируются у самих участников биржевого рынка, а КТФТ постоянно наблюдает за процессом самоуправления и занимается разработкой соответствующих нормативных актов. Так, КТФТ разработала определенные требования для фьючерсных бирж, касающиеся предоставления биржами детального обоснования для всех фьючерсных контрактов, а также получения согласия в КТФТ по каждому новому правилу ведения торговли. Комиссия имеет право изменять или дополнять правила ведения торговли на бирже, а также в отдельных случаях может отменить регистрацию определенного контракта и остановить торговлю по определенному контракту или даже деятельность биржи в целом [2, С. 173 — 176].
В США с помощью метода саморегулирования решаются такие вопросы биржевой деятельности, как: принципы организации биржи; организационная структура; органы управления, права учредителей и руководящих органов. То есть все указанные вопросы фиксируются в правилах торговли, уставах, положениях, которые разрабатываются каждой конкретной биржей самостоятельно [1].
На пути усовершенствования системы регулирования биржевой деятельности в Украине целесообразным было бы, также, использование опыта Российской Федерации.
Так, в России действуют несколько организаций, осуществляющих регулирование биржевой деятельности. Одна из них – государственная – это Федеральная служба по финансовым рынкам (далее по тексту ФСФР), которая представляет собой орган исполнительной власти, выполняющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров. ФСФР подотчётна Правительству Российской Федерации [3].
Две другие организации – это Комиссия по Регулированию Отношений Участников Финансовых Рынков (далее по тексту КРОУФР) и Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий (далее по тексту ЦРФИН).
КРОУФР – это некоммерческая организация, занимающаяся регулированием отношений российских участников международных финансовых рынков. Основными её функциями являются: разработка и обеспечение соблюдения стандартов проведения операций на международных финансовых рынках; обеспечение защиты прав и интересов участников рынков; проведение информационного мониторинга деятельности участников рынков; разработка рекомендаций по внесению корректив в действующие нормативно-правовые акты, которые регулируют проведение операций на международных финансовых рынках; предоставление информационных и консультационных услуг участникам рынков и ряд других функций [4].
ЦРФИН представляет собой саморегулируемую организацию, то есть некоммерческое партнёрство, которое способствует созданию эффективных механизмов регулирования внебиржевого сегмента рынка Forex, необходимых для развития, удобства работы и защищённости интересов участников данного рынка. Благодаря успешному функционированию ЦРФИН, качество услуг, предоставляемых на рынке Forex, регулярно повышается. Эта организация осуществляет стандартизацию и занимается регулированием правил заключения сделок на рынке, их надлежащим исполнением. ЦРФИН является правопреемником КРОУФР [5].
Кроме вышеперечисленных, в России действует ещё одна специализированная организация – НАУФОР — Национальная ассоциация участников фондового рынка. Это саморегулируемая организация, которая объединяет компании, имеющие лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг. Деятельность НАУФОР способствует развитию и совершенствованию системы регулирования рынка ценных бумаг, обеспечению надлежащих условий для работы членов ассоциации, установлению правил и стандартов деятельности членов НАУФОР и контролю за их соблюдением, а также осуществлению мониторинга деятельности своих членов и принятию мер к урегулированию возникающих конфликтов. Помимо указанных полномочий, НАУФОР организовывает процесс передачи электронной отчётности профессиональных участников рынка ценных бумаг и аккредитована для проведения периодических аттестаций специалистов финансового рынка [6].
Деятельность организаций, регулирующих функционирование бирж на территории России, закрепляется Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно Закона, некоммерческой является организация, не имеющая цели получения прибыли. Подобные организации могут создаваться для защиты прав, законных интересов организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и т.д. (ст. 2 Закона). Также в Законе отдельно определяется такое понятие, как некоммерческое партнёрство, примером которого является ЦРФИН. Под некоммерческим партнёрством понимается основанная на членстве некоммерческая организация, учреждённая гражданами и (или) юридическими лицами для содействия её членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение определённых целей (ст. 8 Закона) [7].
В конце 2012 года в России были предприняты существенные меры по урегулированию биржевого рынка. Эти меры коснулись прежде всего внесения коррективов в действующие нормативно-правовые акты. Так, предложенный Министерством финансов РФ проект поправок к Закону «О рынке ценных бумаг», который предполагается ввести в действие с 1 января 2014 года, содержит следующие основные положения: 1) определены основные понятия, характеризующие функционирование рынка Forex; 2) все организации, осуществляющие торговлю валютой в электронных внебиржевых системах, в том числе дочерние компании банков и брокерских домов, обязаны получить специальную лицензию, отличную от стандартной дилерской лицензии фондового рынка [8]; 3) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) приобретает новые полномочия: выполнение надзора за дилерской деятельностью на рынке Forex; выдачу специальных лицензий Forex-дилеров; утверждение правил расчёта отношения размера позиции, которую может держать клиент Forex-дилера, к размеру его собственных денежных средств, размещённых у него в качестве обеспечения; утверждение методики расчёта достаточности средств для исполнения Forex-дилерами обязательств перед клиентами; утверждение порядка раскрытия информации о деятельности Forex-дилера и перечень раскрываемой информации [9].
Помимо проекта, разработанного Минфином РФ, Национальной ассоциацией участников фондового рынка была разработана отдельная Концепция регулирования розничного рынка Forex в России, предлагающая осуществить следующие регулятивные мероприятия:
1) внедрение механизма лицензирования деятельности на рынке внебиржевых деривативов, что позволит создать общие для всех финансовых организаций условия допуска на рынок, а также контроля деятельности для защиты интересов и прав потребителей;
2) усовершенствование системы регулирования и контроля, связанное с тем, чтобы каждая компания на рынке была подотчётна ФСФР и одной из саморегулируемых организаций, при этом стандарты различных саморегулируемых организаций должны согласовываться между собой и соответствовать базовым правилам ФСФР;
3) установление требований к размеру собственного и резервного капитала, что позволит более качественно управлять возможными рисками;
4) совершенствование системы управления рисками – кредитным, рыночным, операционным, а также риском ликвидности;
5) регулирование конфликта интересов путём установления специальных норм по исключению такого конфликта, а также посредством назначения контролёров, имеющих квалификацию специалистов финансового рынка, и уведомления клиентов компании о возможном конфликте интересов;
6) регулирование процесса рекламирования услуг на рынке Forex;
7) ознакомление клиентов при заключении договоров с сутью операций, осуществляемых на рынке Forex, и связанными с ними рисками;
8) требование о соответствии оказываемых услуг интересам клиента;
9) регулирование размера «кредитного плеча», основанное на индивидуальном подходе к каждому клиенту;
10) внедрение правил формирования котировок, которые принимаются к расчёту обязательств по договорам, при этом наиболее целесообразной признаётся привязка к котировкам, которые устанавливаются центральными банками, формируются на организованных торгах или в информационных системах, используемых банками для осуществления внебиржевых операций;
11) внедрение системы контроля за котировками, предусматривающей фиксацию всех операций клиентов на общем сервере, а также общедоступность всех котировок, по которым данные операции осуществляются;
12) введение системы судебной защиты для внебиржевых производных финансовых инструментов с участием физических лиц;
13) совершенствование процесса налогообложения операций путём закрепления на законодательном уровне возможности сальдирования прибыли и убытков по операциям с валютными парами и однородными инструментами и др. [6].
Таким образом, в России в решении вопроса совершенствования системы регулирования биржевой деятельности в последнее время наблюдаются значительные положительные сдвиги. Что касается нашей Украины, то на сегодняшний день в украинской системе регулирования биржевой деятельности используются два метода — централизованный метод и метод саморегулирования, при этом по степени использования они являются приблизительно равнозначными.
Централизованный метод правового регулирования деятельности бирж традиционно включает такие методы, как метод рекомендаций, метод обязательных предписаний и метод запретов, а метод саморегулирования представляет собой метод согласования, при помощи которого биржи самостоятельно решают ряд вопросов своего функционирования, но перед введением соответствующего нормативного акта в действие они в обязательном порядке должны согласовывать его с высшими органами государственной власти [10].
Одним из существенных недостатков является отсутствие в нашей стране специализированной некоммерческой организации, на которую возлагались бы функции выдачи лицензий, дающих право осуществлять деятельность на финансовом рынке.
В Украине единственной организацией, деятельность которой направлена на регулирование функционирования бирж, выступает Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Это государственная организация, деятельность которой направлена на совершенствование государственного регулирования на фондовом рынке, обеспечение реализации единой государственной политики в вопросах эмиссии и обращения ценных бумаг, защиту прав инвесторов и остальных участников украинского фондового рынка. Основными полномочиями Комиссии являются разработка, внедрение и контроль за соблюдением специализированных регулятивних актов на фондовом рынке [11].
При этом, ещё одним серьёзным недочётом является отсутствие специального закона, регулирующего функционирование подобной организации.
Таким образом, система биржевого регулирования в Украине имеет ряд пробелов и нуждается в серьёзном реформировании.
ІV. Выводы
Учитывая состояние и эффективность биржевой деятельности в Украине, можно сделать вывод, что существующая в настоящее время законодательная база совсем не удовлетворяет, и способствует сдерживанию развития биржевой деятельности. В связи с этим возникает острая необходимость разработки более гибкой и эффективной законодательной базы с использованием наиболее прогрессивных методов.
Было бы целесообразно перенять некоторые аспекты зарубежного законодательства для совершенствования современной системы правового регулирования деятельности бирж в Украине.
Целесообразным в этом направлении было бы заимствование опыта США, а именно: предоставление биржам в Украине приоритета в определении главных принципов своей работы, перечня полномочий, организационной структуры и других первоочередных вопросов функционирования, то есть предпочтение должно быть отдано именно методу самостоятельного правового регулирования.
Кроме того, желательно использовать опыт Российской Федерации, где в последнее время система биржевого регулирования претерпевает ряд существенных реформ.
Итак, основываясь на опыте перечисленных стран, можно предложить следующие направления реформирования регулирования биржевой деятельности в Украине.
Во-первых, метод централизованного правового регулирования необходимо как можно больше свести к методу рекомендаций. Для выполнения этой задачи необходимо на законодательном уровне закрепить создание единого государственного органа, назвав его, к примеру, Государственной комиссией по регулированию биржевой деятельности. И в отдельном нормативно-правовом акте – Законе Украины «О Государственной комиссии по регулированию биржевой деятельности» — зафиксировать все полномочия этого органа, главными из которых должны стать : 1) наблюдение за деятельностью бирж в Украине; 2) создание нормативных актов рекомендательного характера относительно всех аспектов функционирования бирж; 3) предоставление в случае необходимости помощи в решении спорных вопросов, возникающих в процессе деятельности бирж.
Во-вторых, необходимо принятие Верховной Радой Украины Закона «О саморегулировании биржевой деятельности», который предоставит всем биржам статус саморегулируемых организаций. В этом нормативном акте должны быть зафиксированы следующие вопросы: 1) общие положения функционирования бирж; 2) особенности членства на биржах; 3) права и обязанности участников биржевого рынка; 4) система органов управления биржами; 5) ответственность участников биржевой торговли; 6 ) контроль за биржевыми торгами со стороны органов управления биржей и другие ключевые вопросы. Также, в Законе следует отметить, что главным принципом саморегулирования биржевой деятельности является допуск в состав учредителей и управленческого аппарата биржи только высококвалифицированных лиц, имеющих соответствующий уровень знаний и навыков, и прошедших определенную подготовку. При этом, Государственная комиссия по регулированию биржевой деятельности, выполняя функцию наблюдения, должна разработать систему проверки уровня компетентности выше указанных лиц.
В-третьих, рекомендуется принятие Верховной Радой Украины Закона «О некоммерческих организациях», который будет фиксировать статус и перечень полномочий организаций, занимающихся регулированием биржевой деятельности.
В-четвёртых, необходимо создать саморегулируемую некоммерческую организацию, одним из основных полномочий которой станет выдача лицензий для осуществления деятельности на биржевом рынке и контроль за недопущением «попадания» на рынок брокеров, не имеющих подобной лицензии. Такой шаг в полной мере будет способствовать минимизации финансового мошенничества за счёт исключения возможности для деятельности на финансовом рынке недобросовестных биржевых брокеров.
Все перечисленные меры позволят значительным образом повысить эффективность процесса регулирования биржевой деятельности в Украине.
Список литературы:
- Берлач А.І. та ін.. Організаційно-правові основи біржової діяльності. – Режим доступу: http://in1.com.ua/book/13702/12459/
- Дегтярева О.И. Биржевое дело: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 680с.
- О Федеральной службе по финансовым рынкам России. – Режим доступа: http://www.fcsm.ru/ru/about/
- Устав некоммерческого партнёрства «Комиссия по Регулированию Отношений Участников Финансовых Рынков». – Режим доступа: http://kroufr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=43&Itemid=71
- Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий. – Режим доступа: http://www.crfin.ru/ru/purpose-of-creation
- Национальная ассоциация участников фондового рынка. – Режим доступа: http://www.naufor.ru/
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях». – Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-o-nekommercheskih-organizaciyah/
- Валютных спекулянтов поручат ФСФР // Газета «Коммерсантъ», 2012. — №225 (5010). – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2077461
- Чем Forex обогатит ФСФР // «Коммерсантъ-Online», 2012. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2077649
- Предпринимательское право/Востриков Г.Г. – Режим доступу: http://bibliotekar.ru/kodex-7/2.htm
- Національна комісія з цінних паперів та фондового ринку. – Режим доступа: http://www.nssmc.gov.ua/
References
- Berlach A.І. ta іn. The organizational base exchange activity [Organіzatcіino-pravovі osnovi bіrzhovoї dіialnostі]. URL: http://in1.com.ua/book/13702/12459/
- Degtiareva O.I. Exchange business: Textbook for Universities [Birzhevoe delo: Uchebnik dlia vuzov]. M.: IuNITI-DANA, 2001. 680s.
- On the Federal Service for Financial Markets of Russia [O Federalnoi sluzhbe po finansovym rynkam Rossii]. URL: http://www.fcsm.ru/ru/about/
- Charter noncommercial partnership «Regulatory commission of Financial Markets» [Ustav nekommercheskogo partnerstva «Komissiia po Regulirovaniiu Otnoshenii Uchastnikov Finansovykh Rynkov»]. URL: http://kroufr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=43&Itemid=71
- Centre regulation of OTC financial instruments and technologies [Tcentr regulirovaniia vnebirzhevykh finansovykh instrumentov i tekh-nologii]. URL: http://www.crfin.ru/ru/purpose-of-creation
- The National Association of Stock Market Participants [Natcionalnaia assotciatciia uchastnikov fondovogo rynka]. URL: http://www.naufor.ru/
- Federal law «On Noncommercial Organizations» [Federalnyi zakon «O nekommercheskikh organizatciiakh»]. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-o-nekommercheskih-organizaciyah/
- Valiutnykh spekuliantov poruchat FSFR // Gazeta «Kommersant», 2012. №225 (5010). URL: http://www.kommersant.ru/doc/2077461
- Urrency speculators instruct FFMS [Chem Forex obogatit FSFR] // «Kommersant-Online», 2012. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2077649
- Business Law [Predprinimatelskoe pravo]/Vostrikov G.G. URL: http://bibliotekar.ru/kodex-7/2.htm
- National Commission on Securities and Stock Market [Natcіonalna komіsіia z tcіnnikh paperіv ta fondovogo rinku]. URL: http://www.nssmc.gov.ua/
Еще в рубриках
Отраслевая экономика регионов