Главная страница » Публикации » №1 (13) » Инструменты территориального маркетинга как фактор повышения конкурентоустойчивости региона

Инструменты территориального маркетинга как фактор повышения конкурентоустойчивости региона

Tools territorial marketing as a factor of stability in the region competition

Авторы

Зиннуров Илдар Фагимович
Заместитель министра имущественных отношений Республики Башкортостан
Ситнова Инна Алексеевна
кандидат экономических наук
Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета
zinnurova@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы маркетинга территории. В частности, принципиально важными составляющими территориального маркетинга являются: осознание и продвижение территории как места осуществления различных проектов, основанное на знании и прогнозировании потребностей мировой, национальной и локальной экономики, текущей ситуации и реальных возможностей территории; эффективное решение проблем потребителя, бизнеса и потенциального инвестора, действующих на данной территории; нацеленность на долгосрочное экономическое развитие региона; активное воздействие на формирование потребностей субъектов регионального инвестиционного рынка.

Ключевые слова

маркетинг территории, проект, экономическое развитие, регион, инвестиционный рынок

Рекомендуемая ссылка

Зиннуров Илдар Фагимович , Ситнова Инна Алексеевна

Инструменты территориального маркетинга как фактор повышения конкурентоустойчивости региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (13). Номер статьи: 1302. Дата публикации: 04.01.2008. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/1302/

Authors

Zinnurov Ildar Fagimovich
Deputy Minister of Property Relations of the Republic of Bashkortostan
Sitnov Inna Alekseevna
Ph.D. in Economics
Sibai Institute (branch) of Bashkir State University
zinnurova@mail.ru

Abstract

This paper deals with the marketing area. In particular, a fundamentally important components of the territorial marketing are: awareness of and promote the territory as a place of implementation of various projects based on knowledge and forecasting needs of the global, national and local economy, the current situation and the real possibilities of the territory, effectively addressing consumer, business and potential investor, operating in the area; focus on long-term economic development of the region, an active influence on the formation of regional investment needs of the subjects of the market.

Keywords

marketing area, the project, economic development, the region, investment market

Suggested Citation

Zinnurov Ildar Fagimovich , Sitnov Inna Alekseevna

Tools territorial marketing as a factor of stability in the region competition// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (13). Art. #1302. Date issued: 04.01.2008. Available at: https://eee-region.ru/article/1302/ 

Print Friendly, PDF & Email

Результаты социально-экономических преобразований в современной России, вызвавшие среди прочих проблем усиление социально-экономической дифференциации регионов, выдвинули на передний план задачу поиска новых инструментов эффективного реформирования. В их число входит территориальный маркетинг, который представляет собой новую деловую философию активной предпринимательской деятельности, определенный образ мышления и действий руководителей регионального (местного) уровня и представителей бизнеса, основанный на стремлении выявить и удовлетворить потребности населения, как в данном конкретном регионе, так и за его пределами.

Принципиально важными составляющими территориального маркетинга являются: осознание и продвижение территории как места осуществления различных проектов, основанное на знании и прогнозировании потребностей мировой, национальной и локальной экономики, текущей ситуации и реальных возможностей территории; эффективное решение проблем потребителя, бизнеса и потенциального инвестора, действующих на данной территории; нацеленность на долгосрочное экономическое развитие региона; активное воздействие на формирование потребностей субъектов регионального инвестиционного рынка.

Основной целью территориального маркетинга является улучшение качества жизни населения. Это предполагает планомерное и системное изучение состояния и тенденций развития территорий для принятия рациональных решений, направленных на создание и поддержание притягательности и престижа территории в целом, а также привлекательности сосредоточенных на ней социально-экономических ресурсов производства и возможностей для их реализации и воспроизводства. Использование территориального маркетинга означает превращение территориальных органов власти в особого рода партнера для предпринимателей, способного не только учитывать индивидуальность своего региона при принятии решений по комплексному социально-экономическому развитию территории, но и осуществлять взаимодействие между органами власти и целевыми рынками: производителями, потребителями, инвесторами, новыми жителями, туристами и другими. В этом смысле территориальный маркетинг можно представить как совместную деятельность коммерческих и некоммерческих субъектов в рыночной среде, основанную на принципах современного социально ориентированного маркетинга.

Современный инструментарий территориального маркетинга представляет собой набор возможных средств, применяемых для достижения целей социально-экономического развития региона.

К инструментам территориального маркетинга можно отнести: информационно-рекламные инструменты (необходимая информация о собственных возможностях и предложениях; путеводители, буклеты и т.д.; публикации в СМИ; прямая почта; интернет-ресурсы; специальные рассылки); лоббирование, или оказание воздействий на официальных лиц, представляющих властные структуры, бизнес для продвижения своих интересов; спонсорство (специальные акции по привлечению внимания и формированию хорошего имиджа территории: поддержка спорта, культуры и искусства, проведение фестивалей, праздников и т.д.); визиты, встречи, презентации; конференции и семинары; выставки, ярмарки, международное сотрудничество; специальные проекты; обслуживание потенциальных инвесторов по принципу единого окна, использование высокопрофессионального персонала; курирование, сопровождение и поддержка стратегических инвесторов. К инновационным инструментам маркетинга относят бенчмаркинг, брендинг, интернет-маркетинг, концептуальное моделирование развития территорий, ABC-анализ ресурсных возможностей региона.

Одним из стратегически перспективных инструментов территориального маркетинга, связанным с привлечением инвесторов и туристов на основе создания и распространения позитивной картины территории, является маркетинг имиджа. По сравнению с другими направлениями территориального маркетинга эта стратегия считается недорогой, хотя и требующей дополнительных затрат, зависящих от уже сложившегося имиджа, целей его развития или необходимости корректировки. Имидж территории – совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта людей и слухов, влияющих на создание определенного образа. Важнейшей составляющей имиджа территории является совокупность конкурентных преимуществ и недостатков. Они обусловливаются особенностями отраслевой специализации региона, наличием экспортного потенциала, территориальной удаленностью и транспортной освоенностью, интеллектуальным и инновационным потенциалом и его соответствием целям развития региона, уровнем развития социальной сферы, состоянием производственного потенциала и сложившимся уровнем инвестиционной активности (объемами инвестиций и качественными характеристиками инвестиционной деятельности) и т.д. Очевидно, что конкурентные преимущества способствуют усилению конкурентоспособности территории, а конкурентные недостатки осложняют процесс ее включения в рыночное пространство.

К конкурентным преимуществам, значительно улучшающим имидж региона (территории) относят:

  1. сохранение и привлечение трудоспособного населения, доведение уровня его профессиональной подготовки до соответствия мировым стандартам качества персонала;
  2. размещение и сохранение предприятий, привлечение новых фирм, особенно формирующих наукоемкие современные кластеры, имеющих устойчивый сбыт своей продукции, работающих на принципах благожелательного отношения к окружающей среде;
  3. привлечение новых инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий, в коммунальную инфраструктуру, в жилье и социальный комплекс;
  4. осуществление и развитие транспортно-транзитных функций;
  5. развитие системы профессионального образования и здравоохранения как отраслей специализации, университетов, медицинских центров и клиник;
  6. привлечение и развитие информационных центров, средств массовой информации, кино- теле- и радиостудий и т.д.;
  7. привлечение туристических потоков всех типов;
  8. проведение в регионе крупных культурных, политических, научных, спортивных и других событий и мероприятий, на которые приезжает много людей, которые усиливают позитивный имидж региона, города и района;
  9. приращение регионального культурного и исторического потенциала, который повышает привлекательность региона;
  10. размещение в регионе административных и общественных учреждений, органов, фондов государственного, международного, мирового значения.

Использование адекватных ситуации инструментов территориального маркетинга имиджа должно сыграть особую роль в позиционировании территории, определении стратегии деятельности органов власти и населения для развития ее преимуществ и уменьшения конкурентных недостатков. Это тем более актуально, что создание образа региона — долгосрочная работа, она не только способствует развитию экономики, но и создает благоприятный фон для повышения качества жизни населения, улучшая существующий психологический микроклимат и снимая социальную напряженность.

Литература:

  1. Агзамов Р.З. Социально-ориентированный маркетинг как фактор усиления конкурентоспособности предприятия // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2006 – № 6 – С.74-78.
  2. Дегтярев А. Теоретико-методологические основы исследования концептуальной конкурентоспособности // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2006 – № 6 – С.29-34.
  3. Управление реализацией стратегий развития муниципальных образований. Выпуск 52 – М.: МОНФ, 2004. – С.260-271.
  4. Черная И.П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002 – № 4 – С.54.

References: 

  1. Agzamov RZ Socio-oriented marketing as a factor in enhancing enterprise competitiveness / / Economics and Management: Scientific and practical journal. — 2006 — № 6 — p.74-78.
  2. Degtyarev, A. Theoretical and methodological bases of research conceptual competitiveness / / Economics and Management: Scientific and practical journal. — 2006 — № 6 — p.29-34.
  3. Manage the implementation of development strategies of municipalities. Issue 52 — M.: MPSF, 2004. P.260-271.
  4. Black IP Marketing image as the strategic direction of territorial marketing / / Marketing in Russia and abroad. — 2002 — № 4 — p.54.

Еще в рубриках

Региональная экономика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *