Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (13), 2008

Роль мониторинга в формировании перспективного плана социально-экономического развития муниципального образования

Monitoring role in the formation of long-term plan of socio-economic development of the municipality

Авторы


Ухтинский филиал Современной гуманитарной академии
rychixina@mail.ru

Аннотация

Управленческий мониторинг становится составной частью системы управления и его составной части – информационной подсистем, а также мониторинг является общей необходимой функцией управления муниципальным образованием, которая позволяет выполнять другие управленческие функции, в первую очередь создает условия для качественного социально-экономического планирования любой социальной системы, тем более такой сложной, как муниципальное образование. Особенностью управленческого мониторинга как функции управления заключается в том, что он, выступая как общая функция управления, создает основания для выполнения всех других управленческих функций, не только планирования.

Ключевые слова

управленческий мониторинг, система управления, социально-экономическое планирование

Рекомендуемая ссылка
Рычихина Элина Николаевна
Роль мониторинга в формировании перспективного плана социально-экономического развития муниципального образования// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (13). Номер статьи: 1303. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/1303/
Authors

Rychihina Elina Nikolaevna
Ukhta branch of Modern Humanitarian Academy
rychixina@mail.ru

Abstract

Management is an integral part of monitoring management system and its component parts - the information sub-systems, and monitoring is a necessary function of the overall management of the municipality, which allows you to perform other administrative functions, primarily creates conditions for high-quality socio-economic planning any social system, the more complex such as a municipality. Feature of management control as a function of monitoring is that he, acting as a general management function, creates a foundation for all other management functions, not just planning.

Keywords

management monitoring, management, socio-economic planning

Suggested Citation
Rychihina Elina Nikolaevna
Monitoring role in the formation of long-term plan of socio-economic development of the municipality. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (13). Art. #1303. Date issued: 2008-01-04. Available at: https://eee-region.ru/article/1303/

Print Friendly, PDF & Email
Мониторинг все более широко вторгается во все сферы жизни общества. Применение мониторинга в научной сфере началось в почвоведении, затем распространилось на экологическую деятельность, а затем практически во все аспекты научной и практической работы. Именно многоплановость его применения и вызывает на сегодняшний день неоднозначность понимания, толкования, а отсюда – и его использование.

Обладая большими возможностями для совершенствования системы управления, мониторинг при этом является далеко не простым делом, как это кажется на первый взгляд. Сложность его создания определяется не только новизной и спецификой, связанной с необходимостью охвата внутренней и внешней среды организации, но и большой трудоемкостью этого процесса, высокими требованиями к содержанию и качеству отслеживаемых показателей. И, тем не менее, все большее число руководителей начинает практиковать внедрение мониторинга в отдельные аспекты управленческой деятельности.

Сложность применения мониторинга обусловлена необходимостью его системного применения. Актуальность создания такой системы в различных организациях связаны с тем, что, во-первых, в современных условиях развития общество предъявляет большие требования к управлению, вынуждая к внесению существенных изменений в управленческий процесс. Во-вторых, усиление внимания к мониторингу вытекает из необходимости учитывать скорость трансформации внешней среды, в том числе положения о противоречивом, но взаимосвязанном характере этих изменений. Все перечисленное выдвигает требование системного подхода как к управлению в целом, так и к мониторингу в частности. В-третьих, наличие системы мониторинга в организации позволяет освободиться от неоправданного дублирования сбора мониторинговых данных различными подразделениями организации. Высвободившееся время и средства позволят руководству использовать их для решения насущных проблем развития, уделяя внимание другим аспектам управления. Учитывая, что настоящее время характеризуется быстрыми изменениями, такой резерв времени особенно необходим. И, в-четвертых, как показывает практика, создание мониторинга само по себе не приводит к предполагаемым результатам. У значительной части руководителей по-прежнему мониторинг вызывает серьезные затруднения. При этом возникают затруднения двоякого рода: одни руководители не опираются на данные мониторинга в своей деятельности, другие чрезмерно увлекаются детализированным сбором мониторинговых данных.

В создании управленческого мониторинга в организациях имеются недостатки. Назовем наиболее типичные из них:

  • поверхностный, обрывочный, формальный подход к сбору мониторинговой информации,
  • неумение использовать полученные данные в управлении и разработке стратегий развития и функционирования социально-экономических систем,
  • недостаточные умения в обобщении, сравнении, анализе данных руководителями на всех уровнях.

Сложность создания системы управленческого мониторинга заключается в том, что нельзя подходить к мониторингу догматически, на основе имеющихся схем, без должного осознания и осмысления его сущности, без учета особенностей конкретной социальной системы.

Несмотря на то, что мониторинг давно стал составной частью деятельности управления организациями, единого подхода к этому понятию в этой сфере деятельности до сих пор не выработано. Недостаточно разработаны основные проблемы его использования в управлении, четко не определены его цели и задачи, не создана система мониторинговых исследований, нет отлаженной системы реализации и распространения полученной информации, не сформирована система сбора данных, нет единого подхода к понятию индикаторов (критериев). Эти недостатки приводят к тому, что до сих пор не разработаны удобные методики анализа данных мониторинга, что создает трудности для руководителей-практиков. Для решения имеющихся практических проблем применения исследуемого понятия необходимо, прежде всего, определиться с сущностным содержанием управленческого мониторинга. Формирование этого понятия необходимо также и с научной точки зрения с целью более глубокого изучения такого сложного явления, каким выступает мониторинга.

Для решения этих проблем сформулируем сущностное определение содержания понятия «управленческий мониторинг».

Под управленческим мониторингом понимаем процесс систематического отслеживания и сбора данных об объекте управленческой деятельности как системе и внешних факторах, влияющих на него, обработка полученных результатов, их сохранение, использование и распространение с целью эффективного воздействия субъекта управления на управляемый объект.

Таким образом, в предлагаемом определении фиксируются следующие характерные черты управленческого мониторинга:

  • управленческий мониторинг представляет собой протяженное постоянное во времени действие;
  • он включает в себя систематическое отслеживание определенных постоянных параметров социально-экономической системы, то есть представляет собой проводимый с определенной периодичностью сбор данных о важнейших характеристиках подсистем и элементов изучаемой большой системы;
  • системный характер управленческого мониторинга является важным условием его эффективности, что подразумевает изучение параметров как внутренней, так и внешней среды, а также взаимосвязи всех ее составляющих;
  • важной сущностной характеристикой управленческого мониторинга является то, что он должен проводиться не только сам систематически, но и представлять собой систему, включающую данные всех подсистем, входящих в большую систему, какой является организация. Именно системность мониторинговой деятельности позволяет выступать ему максимально эффективно и давать системе управления организацией необходимую информацию о состоянии системы в динамике, выявлять и прогнозировать возможные направления ее трансформации;
  • сбор мониторинговых данных осуществляется при помощи разнообразных методов в зависимости от того, какие составные части системы изучаются. в основу выбора должны быть положены общенаучные и частные методы исследования;
  • полученные данные должны подвергаться обработке при помощи различных методов, прежде всего сравнения и анализа;
  • при проведении управленческого мониторинга должны создаваться условия для упорядоченного хранения полученных данных, их систематизация, применение современных информационных технологий;
  • полученные мониторинговые данные должны быть востребованы системой управления для прогнозирования и принятия на этой основе управленческих решений, а также распространяться для их использования на различных уровнях организационной системы;
  • эффективность управленческого мониторинга связана с правильной постановкой цели его проведения и использования его результатов.

Выделенные и описанные выше сущностные черты управленческого мониторинга отражены схематично на рисунке 1.

Схематическое отражение сущности понятия управленческий мониторинг
Рис. 1. Схематическое отражение сущности понятия «управленческий мониторинг»

Мониторинг представляет собой специально организованное, целенаправленное и систематическое наблюдение за состоянием элементов, явлений, процессов и взаимодействий с целью их оценки, контроля или прогноза. Систематичность мониторинга означает, что он представляет собой постоянно действующий информационный процесс.

Важность управленческого мониторинга определяется тем, какие он должен выполнять функции, к которым отнесем следующие:

  • наблюдение за состоянием организации на основе установленных системой показателей (индикаторов);
  • определение степени отклонения фактически полученных данных о деятельности организации от предусмотренных;
  • проведение диагностики с целью выявления состояния организации, причины появления проблем в управлении и на основе полученных данных об отклонениях или серьезных ухудшениях в состоянии и развитии сформировать основания для возможных путей ее решения;
  • предложение оперативных, своевременных управленческих решений по нормализации деятельности всей организации в соответствии с поставленными стратегическими целями и выработанными плановыми показателями;
  • позволяет осуществлять регулярную текущую корректировку целей и показателей развития организации в случае ее необходимости, включая стратегические.

Чтобы мониторинг действительно мог оказывать существенную помощь руководству организации, необходимо формирование его системы на основе научно разработанной методологии и практико-ориентированных методик.

Разработка мониторинга невозможна без четкого определения показателей (индикаторов) изучаемой системы, в данном случае – муниципального образования. Понятие показателя используется достаточно широко в различных областях. В данной работе под показателем понимается обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Показатель выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. Обычно выделяют следующие виды показателей:

— качественные показатели, фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства;
— количественные показатели, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.

В социологии под показателями и индикаторами понимается доступная для наблюдения и измерения характеристика изучаемого объекта, т.е. эти два понятия используются как синонимы. При этом целесообразно их разделение. Показатели это такие характеристики объекта, которые получают на основе статистических данных. Индикаторы – это производные, полученные на основе изучения, обобщения, сравнения показателей.

Мониторинг является информационной базой для выполнения функций управления, но и сам реализуется при помощи общих функций управления. Исходя из положения о том, что мониторинг выступает в качестве одной из общих функций управления, можно утверждать, что он является основой для реализации других управленческих функций, в том числе планирования, организации, мотивации, контроля и др.[1].

Рассмотрим взаимодействие мониторинга и одной из общих общепринятых функций управления – планирования на примере муниципального образования (МО).

Муниципальное образование выступает как сложная социально-экономическая система, которая должна одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью устойчивое развитие. Управление позволяет поддерживать с одной стороны на достигнутом уровне все системы жизнеобеспечения муниципального образования, объемы и качество муниципальных услуг, а с другой стороны создавать условия для дальнейшего прогресса. Управление развитием имеет целью повышение уровня развития в соответствии с главной целью МО – повышением качества жизни его населения. Сущность управления муниципальным образованием состоит в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на все объекты, находящиеся в его ведении, субъекты хозяйствования и социально-экономические процессы, обеспечивающие рост качества жизни граждан на основе эффективного использования потенциала территории и гармонизации интересов государства, населения, экономических субъектов и отдельной личности. Реализация этой главной цели развития МО невозможна без создания взвешенного и оптимального планирования.

Значение планирования муниципальных образований возрастает в результате того, что в связи с переходом к рыночным отношениям значительно ослабла регулирующая роль государства. Это выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных дотаций.

Система планирования (и в первую очередь стратегическое) приобретает большое значение не только для властных структур, но и для всех слоев населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования.

Качественное планирование необходимо для любой социальной организации, так как оно позволяет повысить эффективность деятельности органов управления. Предварительно скоординированное и увязанное планирование предоставляет возможность оптимально построить будущие взаимодействие всех структур и уровней управления, а также субъектов муниципальных образований, поддерживать пропорциональность в их развитии.

В процессе разработки и реализации плана повышается уровень взаимодействия управленческих структур, устраняется дублирование, достигается более экономное распределение ресурсов.

Для реализации процесса планирования муниципального образования любого уровня (стратегического или тактического) необходимо выполнение следующих условий:

— наличие специалистов, способных не только создать план МО, но и увязать его с плановыми показателями систем высшего уровня (республиканским, общероссийским);
— создать условия для реализации запланированного;
— наладить систему эффективного взаимодействия муниципальных органов власти с предприятиями рыночного сектора;
— владеть современной информационной базой данных, позволяющей обеспечить потребности прогнозирования перспектив территориального развития и на его основе формировать планы.

Руководство муниципальных образований испытывают потребность в информационных источниках, способных объективно отражать как текущее состояние социально-экономической сферы, так и его позитивные или негативные изменения

Таким образом, важнейшим условием для эффективного планирования необходимо наличие полной, точной, оперативной информации об объекте управления. Источником такой информации выступает мониторинг социально-экономический развития территории, который в качестве инструмента выявления и учета потребностей, является ядром системы социально-экономического муниципального планирования, определяет не только перспективные цели, но и всю технологию разработки плана, его комплексность, обоснованность, сбалансированность, реальность и эффективность. [2]

Поэтому планирование, особенно такой сложной и многогранной социально-экономической системы, какой является муниципальное образование, невозможно без системы управленческого мониторинга, включающей в себя систему показателей внутренней и внешней среды. Для реализации процесса формирования планов муниципального образования необходима современная информационная база, позволяющая обеспечить потребности прогнозирования перспектив территориального развития, и контроля выполнения планов. Именно эти функции берет на себя мониторинг, выступающий основой и прогнозирования, и контроля результатов.
Для сформированного мониторинга муниципального образования характерна и необходима территориальная всеохватность и высокая оперативность информационных потоков. Системообразующим фактором в данном случае выступает управление, задающее цель для создания мониторинга организации в целом.
Для того чтобы сформировать систему мониторинга, необходимо определить те направления управленческой деятельности или объекты, которые будут систематически отслеживаться. Далее определить те критерии (индикаторы), на основе которых полученная информация оценивалась, сравнивалась и анализировалась. Объектами мониторинга (сферой мониторинга) станут основные составляющие внутренней и внешней среды, системообразующие связи, позволяющие существовать муниципальному образованию как целостной открытой системе.

На основе выделенных критериев (индикаторов) необходимо определить исходное состояние исследуемого объекта. Важным моментом в дальнейшем явилось определение методики сбора информации. В каждом конкретном случае берутся те методики, которые позволяли быстро, с небольшими затратами, в полном объеме и достаточно объективно получить необходимые сведения. Полученная мониторинговая информация преобразовывалась в удобную для использования форму. Далее проводится анализ и прогнозирование развития исследуемого направления деятельности организации.

С точки зрения управления, создание мониторинга и дальнейшее его функционирование в системе управления муниципальным образованием (МО) требует тщательного подхода. Необходимыми условиями успешной работы мониторинга выступают:

  • создание системы критериев (индикаторов);
  • выявление путей их сбора;
  • обозначение периодичности получения данных;
  • назначение ответственных за сбор и систематизацию мониторинговой информации;
  • контроль реализации мониторинга;
  • обработка и оформление мониторинговой информации в удобной для применения форме.

Обобщенная характеристика процесса формирования мониторинга и применения его данных в разработке перспективного плана развития муниципальных образований показана на рисунке 2.

Процесс формирования мониторинга для планирования социально-экономического развития муниципального образования

Рис. 2. Процесс формирования мониторинга для планирования социально-экономического развития муниципального образования

Сформированная система мониторинговых показателей будет обеспечивать всестороннее и глубокое представление о состоянии МО, а также способствовать эффективному управлению. Проводимый мониторинг обеспечивает сравнительный анализ состояния и динамики развития муниципального образования, выявления трансформационных процессов, а также осуществлять сравнение с другими МО, территориями, средними показателями по стране.

Анализ имеющихся систем мониторинга отдельных муниципальных образований позволяет сделать вывод о том, что мониторинг его организаторами понимается как отслеживание, т.е. определение состояния на данный момент. Особенность предлагаемой системы, позволяющей использовать мониторинг в реализации функций управления, заключается в создании системы регулярных отслеживаний, позволяющей выявить динамику процессов. Поэтому планирование должно опираться на анализ результатов мониторинга процессов развития муниципальных образований.

В силу разных характеристик, неравномерности развития и наличия множества своеобразных факторов существования муниципальных образований каждому из них следует определить свои конкретные индикаторы. Однако можно выделить общие направления мониторинга. В литературе делается попытка выделения таких показателей [3], [4]. В целом они представляют собой статистические данные. Интересным представляется подход, представленный в работах [5], [6], но и в данном случае они не дают общей картины развития муниципального образования.

Следовательно, в состав мониторинга должны входить разнообразные информационные источники, такие как статистические данные, комплексные коэффициенты социально-экономических показателей, данные социологических исследований. Особенно важными и наиболее сложными в получении являются результаты мониторинговых исследований происходящих на муниципальной территории экономических, социальных, духовных, экологических явлений в их взаимосвязи. Обобщение совокупности полученной информации способствует организации прогнозирования основных тенденций их развития муниципального образования.
Различие экономических и социальных проблем МО требуют целенаправленного отбора мониторинговых показателей (индикаторов) для того, чтобы они соответствовали состоянию данного муниципального образования, его развитию, направленности и др.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные направления проведения мониторинга:

  • показатели социального состояния муниципального образования (качество жизни населения);
  • уровень экономического развития МО;
  • уровень потенциала МО;
  • финансово-бюджетное состояние МО;
  • аналогичные средние показатели по РК и РФ (по данным государственной статистики);
  • выполнение плановых показателей и реализации программ за предыдущий период;
  • параметры внешней среды, влияющие на развитие МО.

Основные направления формируются как фундамент, на базе которого можно развивать и конкретизировать вопросы муниципального уровня, развивать их дальше исходя из главной целевой установки, к которой относится улучшение качества жизни населения. Из этой установки может вытекать решение следующих задач в этом направлении:

— повышение эффективности работы муниципального образования, к которому относятся жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт, благоустройство территории;
— совершенствование и развитие социальной инфраструктуры МО, включающей образование, здравоохранение, культуру, физическая культура и спорт;
— организация мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользования;
— повышение эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов, имеющихся в распоряжении МО;
— создание условий для роста доходной части бюджета за счет рационального использования муниципальной собственности;
— рациональное использование бюджетных средств для реализации программ и проектов (муниципальных или национальных).

Для создания системы социально-экономического мониторинга муниципального образования надлежит в каждой группе показателей выявить при помощи метода экспертных оценок. Экспертная группа должна включать в себя специалистов, практиков и теоретиков, объединенных по основным направлениям, можно по сферам жизнедеятельности МО.

Первоначально они определяют частные показатели, задача заключается в разработке максимального количества показателей. На этом этапе возможно применение метода «мозгового штурма». Далее идет укрупнение параметров, создание интегральных показателей. Здесь применяется экспертный опрос методом Дельфи. Задачей этого этапа является создание системы показателей. На последнем, третьем этапе создается одна группа специалистов, в задачи которой будет входить завершение процесса формирования показателей. В результате должны быть сделаны выводы и приведены в систему, которая будет включать:

  • конкретные индикаторы, которые будут отслеживаться;
  • регулярность их отслеживания и сроки предоставления;
  • методы, которые будут применяться при сборе этих показателей;
  • вид представляемой информации;
  • должностные лица, которым в соответствии с их должностными обязанностями будет вменяться сбор конкретных данных, ответственность за состояние, качество и сроки предоставления информации;
  • круг (уровень) распространения мониторинговой информации.

Полученные в результате работы такой системы мониторинговые данные позволят проанализировать ситуацию, увидеть наметившиеся тенденции, построить возможные прогнозы развития МО и на их основе строить планирование социально-экономического развития муниципального образования.

В результате формировании системы мониторинговых показателей управляющая подсистема муниципального образования может осуществлять ранжирование приоритетных направлений, установить наиболее важные из них и те цели, которые необходимо решать в первую очередь. Определение этих вопросов предоставит возможность выделить главные направления планирования.

Если число контролируемых показателей велико, а управляющая подсистема нуждается в анализе их взаимосвязей, то руководство компании обычно проводит мониторинг с применением разнообразных современных компьютерных программ.

Хотелось бы отметить еще одно свойство мониторинга, связанного с его функциональными особенностями.
В настоящее время в муниципальных образованиях сохраняется приверженность традиционным линейно-функциональным организационным структурам управления. Однако наметилась тенденция к переходу от жестких механистических организационных структур к гибким, органическим. Именно мониторинг выступает важным фактором для определения ситуации, необходимой для такой перестройки. Управленческий мониторинг позволит выявить эффективность реализации тех или иных взаимосвязей и покажет возможные пути организационного развития.

Особенностью управленческого мониторинга как функции управления заключается в том, что он, выступая как общая функция управления, создает основания для выполнения всех других управленческих функций, не только планирования. В данном случае выделенные направления мониторинговых отслеживаний могут стать основой формирования организационной структуры управления муниципальным образованием.

Построенная система мониторинга для эффективной системы планирования жизнедеятельности МО реализует и функцию контроля. Сформированные механизмы приведения в исполнение и контроль намеченных планов на основе мониторинговых данных позволяют вовремя реагировать на происходящие трансформации внутренней и внешней среды, внося необходимые коррективы в планы, программы и проекты.

Таким образом, управленческий мониторинг становится составной частью системы управления и его составной части – информационной подсистемы.

Из всего сказанного следует, что мониторинг является общей необходимой функцией управления муниципальным образованием, которая позволяет выполнять другие управленческие функции, в первую очередь создает условия для качественного социально-экономического планирования любой социальной системы, тем более такой сложной, как муниципальное образование.

Литература:

  1. Рычихина Э.Н. Мониторинг как общая функция управления. – Ухта: УГТУ, 2007.
  2. Герасимов А.Н. Социально-экономический мониторинг города. //Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований. — Братск: БФ Орел ГТУ, 2004.
  3. Когут А.Е., Рохчин В.С. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. – СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
  4. Лексин В.Н., Селиверстов В.Е., Швецов А.Н. О формировании государственной системы мониторинга социально-экономической, национально- этнической и политической ситуации в регионах российской федерации// http://www.ieie.nsc.ru
  5. Дованков А.Ю. Методика оценки социально-экономического образования административно-территориального образования субъекта Федерации/ Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста. Межрегиональная научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Часть 2 – Екатеринбург: УрО РАН – 1995.
  6. Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2000. — № 17.

References: 

  1. Rychihina EN Monitoring as a general management function. — Ukhta: Ural State Technical University, 2007.
  2. Gerasimov, AN Socio-economic monitoring of the city. / / Problems of economic and social development of municipalities. Bratsk: BF Orel State Technical University, 2004.
  3. Kogut AE, Rohchin VS Information basis for regional socio-economic monitoring. — St. Petersburg.: ISSI Academy of Sciences, 1995.
  4. Lexin VN, Seliverstov VE, A. Shvetsov On the formation of the state system of monitoring the socio-economic, national, ethnic and political situation in the regions of the Russian Federation / / http://www.ieie.nsc.ru
  5. Dovankov A. Methods for assessing the socio-economic formation of administrative-territorial formation of the Federation / Regional Strategy for sustainable socio-economic growth. Interregional Scientific and Practical Conference. Abstracts. Part 2 — Yekaterinburg: Ural Branch of RAS — 1995.
  6. Family: XXI century. The problems of forming a regional family politics / Analytical Gazette of the Federation Council. — 2000. — № 17.

Методология исследований