
Цифровое управление устойчивым развитием экономической экосистемы территории
Digital management of sustainable development of the economic ecosystem of the territory
Авторы
Аннотация
Введение. Разработка и внедрение цифрового управления экономической экосистемой территории играет ключевую роль для обеспечения устойчивого экономического развития государства в современных условиях, требующих постоянного совершенствования, оперативного реагирования и адаптации к динамичной, быстроменяющейся среде. В качестве базовых инструментов цифрового управления рассматривается применение сквозных цифровых технологий. В качестве основных стейкхолдеров экономической экосистемы территории предложено рассматривать муниципалитеты, средства массовой информации, образовательные и научные учреждения, бизнес-сообщество, общественные организации. Для оценки взаимодействий органов власти как ядра экосистемы с ее стейкхолдерами предложено применять томографический (послойный) анализ различных этапов данных отношений, включая рождение сотрудничества, его укрепление, формирование лидерства и обновление взаимодействий.
Цель. Разработка методики управления устойчивым развитием экономической экосистемы территории на основе послойного анализа (томографии) структуры стейкхолдеров.
Методы. В статье исследуются экономические отношения по развитию методов управления изменениями устойчивого развития экономических экосистем территорий. Информационную базу представляют научные статьи, опубликованные в открытом доступе и проиндексированные в зарубежных базах данных и РИНЦ в 2020 – 2024 годах.
Научная новизна исследования. Научная новизна полученных результатов заключается в разработке модели управления территориальным развитием на основе стейкхолдерского подхода с применением передовых цифровых технологий, развивающей современные взгляды на формирование цифрового общества.
Результаты. Разработана модель цифрового управления устойчивым развитием экономической экосистемы территории, включающая входной сигнал по выбору цели программы устойчивого развития территории и выходной сигнал по управлению индикатором этого развития с сигналами обратной связи от анализа применения индикатора устойчивого развития и расчета экономического эффекта от взаимодействий ядра экосистемы с ее стейкхолдерами.
Выводы. Полученные результаты представляют возможности для разработки и внедрения системы цифрового управления, в основе которой лежит взаимодействие органов власти территорий с основными элементами их экономической экосистемы, тем самым обеспечивая устойчивое развитие территории.
Ключевые слова
экономическая экосистема; устойчивое развитие; модели управления; управление изменениями; сквозные цифровые технологии; цифровая экономика; цифровое управление; экосистема территории.
Финансирование
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда и Правительства Свердловской области № 24-18-20036, https://rscf.ru/project/24-18-20036/
Рекомендуемая ссылка
Цифровое управление устойчивым развитием экономической экосистемы территории// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (81). Номер статьи: 8111. Дата публикации: 22.02.2025. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8111/
Authors
Abstract
Introduction. The development and implementation of digital management of the territory's economic ecosystem plays a key role in ensuring sustainable economic development of the state in modern conditions that require constant improvement, rapid response and adaptation to a dynamic, rapidly changing environment. The use of end-to-end digital technologies is considered as the basic tools of digital management. It is proposed to consider municipalities, mass media, educational and scientific institutions, the business community, and public organizations as the main stakeholders of the economic ecosystem of the territory. To assess the interactions of authorities as the core of an ecosystem with its stakeholders, it is proposed to use tomographic (layered) analysis of various stages of these relations, including the birth of cooperation, its strengthening, leadership formation and renewal of interactions.
Objective. Development of a methodology for managing the sustainable development of the Territory's economic ecosystem based on layer-by-layer analysis (tomography) stakeholder structures.
Methods. The article examines economic relations in the development of methods for managing changes in the sustainable development of economic ecosystems of territories. The information base is represented by scientific articles published in the public domain and indexed in foreign databases and the RSCI in 2020-2024.. Scientific novelty of the research. The scientific novelty of the results obtained lies in the development of a model for managing territorial development based on a stakeholder approach using advanced digital technologies, developing modern views on the formation of a digital society.
Results. A model of digital management of the sustainable development of the economic ecosystem of the territory has been developed, which includes an input signal for selecting the goal of the territory's sustainable development program and an output signal for managing the indicator of this development with feedback signals from analyzing the application of the indicator of sustainable development and calculating the economic effect from the interactions of the ecosystem core with its stakeholders.
Conclusions. The results obtained present opportunities for the development and implementation of a digital management system based on the interaction of territorial authorities with the main elements of their economic ecosystem, thereby ensuring the sustainable development of the territory. Keywords: economic ecosystem; sustainable development; management models; change management; end-to-end digital technologies; digital economy; digital governance; ecosystem of the territory.
Keywords
economic ecosystem; sustainable development; management models; change management; end-to-end digital technologies; digital economy; digital control; territorial ecosystem.
Project finance
The research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation and the Government of the Sverdlovsk Region No. 24-18-20036, https://rscf.ru/project/24-18-20036/
Suggested Citation
Digital management of sustainable development of the economic ecosystem of the territory// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (81). Art. #8111. Date issued: 22.02.2025. Available at: https://eee-region.ru/article/8111/
Введение
В рамках данного исследования территория рассматривается как экономическая экосистема, в которой ядром системы являются органы власти, а элементами управления этой системы — стейкхолдеры, заинтересованные стороны, которые взаимодействуют между собой и формируют основу для устойчивого развития экономической экосистемы территории.
В качестве основного инструмента для разработки авторской модели управления экосистемой территории предлагается использовать инструменты сквозных цифровых технологий. Цифровые технологии позволяют органам власти территории осуществлять эффективное управление, принимать своевременные правильные решения в зависимости от условий меняющейся внешней и внутренней среды. [21]
Цифровая реформа может происходить посредством инициатив сверху вниз, но также может осуществляться косвенно, снизу вверх, благодаря сотрудникам, знакомым с новыми цифровыми инструментами или желающим их изучить. Цифровые инструменты дают правительствам и руководителям государственных служб инструменты для мониторинга и усиления контроля. [16, 15]
Постоянной проблемой является то, что правительства генерируют слишком много данных в цифровую эпоху, но новое программное обеспечение для анализа данных и искусственный интеллект могут помочь в мониторинге и анализе этих данных. [20]
Несмотря на значительное количество исследований по управлению устойчивым развитием территорий до сих пор не решена проблема моделирования управления развитием территориальных экономических экосистем при формировании цифрового общества. Целью настоящего исследования является разработка модели цифрового управления устойчивым развитием экономической экосистемы территории.
Экономическая экосистема при использовании цифровых технологий
Экономическая экосистема территории представляет собой среду, в которой происходит цифровое взаимодействие между её ядром — органами власти территории, и стейкхолдерами, элементами экосистемы: муниципалитетами, средствами массовой информации, бизнесом, университетами и гражданами. Данный подход представления территории как экономической экосистемы позволяет обеспечить стабильное и устойчивое социально-экономическое развитие территории, повысить качество принимаемых управленческих решений, разработать механизм, позволяющий осуществлять сбор, хранение и обработку информации об инфраструктуре территории в режиме реального времени с использованием сквозных цифровых технологий.
Сетевой характер взаимодействия в цифровой экономической экосистеме территории положительно скажется на устойчивом социально-экономическом развитии территории. [1]
В качестве ядра экосистемы выделяются органы власти территории, в качестве элементов системы – стейкхолдеры. Такое представление экономической экосистемы позволяет участникам создавать общие ценности и ориентировать территорию в сторону устойчивого социально-экономического развития. [25]
Существует множество научных публикаций на тему устойчивого развития экономической экосистемы территории, получено значительное количество результатов в данной области, но однозначного ответа на вопрос, каким образом управлять устойчивым развитием экономической экосистемы территории, до сих пор нет. [19]
Устойчивое развитие территории – сложный процесс, включающий изменения как в количественном, так и в качественном аспектах, происходящие в сфере социальной, экономической и экологической деятельности. Процесс территориального развития происходит в изменяющихся условиях, к которым относятся эндогенные факторы, связанные с эффективным использованием внутреннего экономического и социального потенциала региона, а также экзогенные условия, к которым, несомненно, относятся кризисы. Уровень уязвимости экономики территории зависит от ее устойчивости к сбоям. Поэтому кризис, обнаживший несовершенство территориальных экономик, следует рассматривать как импульс к изменениям, направленным на повышение устойчивости к различным внешним воздействиям, которые могут произойти в будущем. Наиболее уязвимыми к кризису являются высокоразвитые территории, но они также обладают ярко выраженной способностью реагировать на негативные воздействия. [13]
Главной задачей органов власти территории является реализация программы устойчивого социально-экономического развития. Решение данной задачи на уровне территории наиболее эффективно, чем на национальном уровне, так как масштабы территории контролируемы и управляемы. Кроме того, использование общенациональных показателей устойчивого развития может скрыть показатели устойчивости на уровне территории.
Эффективное управление устойчивым развитием экономической экосистемы территории имеет решающее значение при достижении целевых показателей и позволяет органам власти оперативно реагировать на изменения, своевременно принимать управленческие решения и при необходимости корректировать планы дальнейшего развития. [23]
Устойчивое развитие территорий и Цели ООН
На период до 2030 года Организацией Объединенных Наций определены 17 целей устойчивого развития (ЦУР), разделенных на 169 задач, применимых повсеместно. Цели и показатели для измерения достижения на период до 2030 года должны быть локализованы. Стратегии, необходимые для достижения устойчивого развития, очевидно, зависят от конкретной территории. В системе глобальных показателей для целей устойчивого развития и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года можно найти индикаторы, подходящие для измерения результативности на уровне территории.
Эти первые цели предусматривали постоянное измерение и проверку достигнутого прогресса. Универсальная задача на период до 2030 года — это путь мирового сообщества к устойчивому развитию, который продвигает общий и комплексный подход к многочисленным и сложным социальным, экономическим и экологическим проблемам. Бедность, неграмотность, гендерное неравенство, гуманитарные кризисы, чрезмерная эксплуатация ресурсов и климатический кризис являются глубоко взаимосвязанными проблемами и не могут решаться в одиночку. С этой целью определены 17 целей устойчивого развития (ЦУР), взаимосвязанных, неделимых и потенциально применимых повсюду — на глобальном, национальном и территориальном уровне. Поставленные задачи связаны с обязанностями органов власти территорий, особенно с их способностью предоставлять базовые услуги гражданам.
Показатели на уровне территории должны оставаться как можно ближе к ЦУР на национальном и глобальном уровне, чтобы сделать возможным позиционирование территории также в отношении международной конкуренции. Мониторинг ЦУР должен быть направлен на освещение политики на местном уровне, касающейся качества жизни, устойчивого развития территории. [24]
Цели устойчивого развития (ЦУР) сконцентрированы на защите планеты, искоренении бедности и обеспечении мира и процветания для всех граждан. Необходимо отслеживать прогресс в достижении этих ЦУР с течением времени. Необходимым условием достижения этих целей является то, что данные доступны и являются как можно более свежими.
Все территории, независимо от их размера, призваны достичь ЦУР. Однако каждая территория имеет свои особенности и характеристики, поэтому становится важным определить и принять национальную стратегию устойчивого развития. Следуя этой перспективе, рассматриваются несколько подходов, поскольку области анализа широки.
Роль индикаторов в литературе по оценке устойчивости важна. Цель индикатора — предоставить сводную информацию, собрать различные точки зрения и определить результаты и взаимосвязи, полезные для заинтересованных сторон. Аналогичным образом, показатели играют роль в повышении осведомленности и ответственности территорий за достижение ЦУР.
С методологической точки зрения показатели направлены на создание устойчивой основы, которая может быть полезна не только политикам, но и всем гражданам в целом для контроля и мониторинга прогресса территории в достижении ЦУР. С управленческой точки зрения ранжирующий анализ и разложение конечного результата по аспектам устойчивости и географическим критериям территории полезны для определения направления развития, действий и проводимой политики, которые необходимо реализовать.[17]
Правительства, гражданское общество, бизнес и исследователи участвуют в понимании и достижении целей устойчивого развития на период до 2030 г. Фонд устойчивого развития ООН создал онлайн-платформу для публикаций с доступным контентом, связанным с ЦУР. Содействуя цифровизации, Фонд ЦУР организует партнерские отношения между агентствами ООН, правительствами и телекоммуникационной отраслью для более эффективного использования информационных технологий для продвижения ЦУР.[22]
Уточним ряд терминов, и важных для раскрытия проблематики исследования. Теория устойчивости экосистем представляет собой фундаментальный инструмент для понимания того, как общности реагируют на нарушения и изменения. Понятие устойчивости относится к способности системы поглощать возмущения, адаптироваться и реорганизовываться таким образом, чтобы сохранять свои фундаментальные функции и структуру.
Термин «территория» как признак локализации социально-экономической экосистемы, общности охватывает не только географические измерения, но и политические, экономические, культурные и социальные аспекты. Важно понимать, каким образом эти многочисленные аспекты взаимодействуют и влияют на процесс развития в каждой стране. Взаимосвязь между территорией и устойчивостью предполагает рассмотрение
использования природных ресурсов, планирование экономической
деятельности и распределение развития в географическом
пространстве. Поэтому изучение того, как эти проблемы пересекаются и могут быть комплексно решены для содействия более справедливому и устойчивому развитию, имеет решающее значение. Достижение этой цели требует непрерывных и тщательных исследований, анализирующих различные аспекты территориального развития, включая социально-экономические, экологические, политические и институциональные факторы. Более того, нужно способствовать диалогу и обмену знаниями между учеными, профессионалами, общественными лидерами и политиками. Это сотрудничество может создать новые перспективы и инновационные решения для более эффективного решения проблем территориального развития. [18]
Устойчивое развитие можно охарактеризовать как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений, удовлетворять свои потребности.
Устойчивое развитие связано с экономическим ростом, социальным равенством и инклюзивностью, а также сохранением и защитой окружающей среды. Это также требует сильной политической воли, активного участия заинтересованных сторон и участия общественности.
Рассмотрим два основных направления устойчивости:
1) экономическая устойчивость требует наличия народнохозяйственной системы, которая соответствует интересам своих граждан, предлагает достаточное количество рабочих мест и может омолодить население для оказания услуг в долгосрочной перспективе. Чтобы удовлетворить эти требования, конкурентоспособность экономической системы должна быть частью концепции устойчивости. Далее это описание можно экстраполировать, включив в него, среди прочего, региональные и местные модели экономического развития;
2) социальная устойчивость относится к государственной политике, направленной на решение социальных задач. Последние связаны с нашим коллективным благополучием и процветанием, со здравоохранением, образованием, жильем и занятостью, а также со многими другими факторами. [14]
На сегодняшний день перед органами власти стоит трудная задача: обеспечить стабильность и высокий темп устойчивого социально-экономического развития страны и её территорий, а также рост качества жизни населения. Причем осуществлять это нужно в условиях ограниченных ресурсов всех видов. Все это требует разработки и применения системы мероприятий, направленных на повышение эффективности управления.[5]
Новая идеология эффективного управления определяет актуальность и необходимость разработки и реализации цифровых технологий, создания «единой платформы и инфраструктуры» современной цифровой экономики. Чем больше оцифрованы процессы производства и сбыта, тем больше активность развития реальной экономики. [7]
Базовые составляющие цифровой экономики определены в три группы:
- сбор и аналитическая обработка данных (необходимость понимания значения и результативности);
- формирование потребностей (активная информатизация преобразует поведение потребителей);
- управление взаимодействием цифровых данных и экономических потребностей (прогнозирование, планирование, организация, исполнение, контроль и координация действий).
Таким образом, должна существовать единая система управления социально-экономическим развитием на основе информационно-аналитического обобщения данных для выработки векторов развития.
Цифровая экономика является инструментом повышения эффективности процессов производства, потребления и распределения результатов хозяйственной деятельности. [3]
На сегодняшний день в программе цифровой экономики РФ определены 9 основных сквозных технологий:
- Большие данные;
- Искусственный интеллект (ИИ);
- Нейротехнологии;
- Системы распределенного реестра;
- Квантовые технологии;
- Новые производственные технологии;
- Компоненты робототехники и сенсорика;
- Технологии беспроводной связи;
- Технологии виртуальной и дополненной реальностей. [4]
Активное развитие цифровых технологий накладывает соответствующий отпечаток на организацию системы управления изменениями территорией и требует кардинальных шагов для её совершенствования. [6]
Результаты анализа основных моделей управления изменениями показали, что универсальный подход к формированию данных моделей отсутствует. Рассмотренные модели достаточно содержательно отражают спектр возможных изменений, но вместе с тем не позволяют выработать единую методологию управления изменениями, учитывающую циклический характер изменений, обусловленный изменением состояний экономической динамики. [9]
Изучение и анализ научных работ показал, что какой-либо алгоритм или модель управления устойчивым развитием экономической экосистемы территории на основе применения сквозных цифровых технологий отсутствует. Поэтому возникает необходимость на основании существующих методов и алгоритмов управления изменениями территорией разработать авторскую методологию и спроецировать её на модель управления экономической экосистемой территории. Таким образом, появляется необходимость в разработке алгоритма управления и его описания. [2]
Методология исследования
Объект настоящего исследования – экономическая экосистема территории. Предметом исследования выступают экономические отношения по взаимодействию органов власти территории как ядра экосистемы с ее элементами. В качестве методов исследования применены методы экономического анализа и синтеза.
Информационной базой исследования послужили научные статьи, опубликованные в открытом доступе и проиндексированные в БД Scopus и РИНЦ в 2018 – 2024 годах, а также авторские разработки по стейкхолдерскому представлению экономических экосистем [12] и по применению сквозных цифровых технологий для управления данными системами [11].
Алгоритм исследования включил в себя следующие этапы: анализ предшествующих исследований, формулирование проблемы исследования, разработку модели управления устойчивым развитием экономической экосистемы территории, выделение элемента научной новизны, обсуждение полученных результатов.
Модель управления устойчивым развитием экономической экосистемы территории
Решение проблемы настоящего исследования о разработке алгоритма управления устойчивым развитием экономической экосистемы целесообразно начинать с рассмотрения территории, в которой происходит взаимодействие между заинтересованными сторонами (стейкхолдерами: муниципалитетами, СМИ, бизнесом, университетами, обществом) и ядром экосистемы (органами власти).
Органам государственной власти следует внедрить цифровую модель управления для повышения потенциала территории для достижения долгосрочного успеха и устойчивого социально-экономического развития. Применение сквозных цифровых технологий будет способствовать эффективному достижению показателей индикаторов устойчивого развития в публичном секторе. [21,8]
На начальном этапе происходит выбор органами власти территории социально-экономических целей, определённых программой ООН и реализация которых запланирована до 2030 года, а также индикаторов, способствующих достижению данных целей. В эпоху цифровой экономики требуются совершенно новый прогрессивный подход для решения широкого круга задач, определяющих социально-экономическое развитие территории. В 2019 году в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (URL:http://government.ru/rugovclassifier/614/events/) были выделены девять сквозных цифровых технологий. Поэтому для достижения целевых показателей устойчивого развития территории предлагается использование следующих технологий: большие данные (big data), нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра (блокчейн), квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи (в частности, стандартов 5G и 6G), технологии виртуальной и дополненной реальности.
После выбора цели и индикатора устойчивого развития (УР) происходит этап определения стейкхолдеров, так или иначе влияющих на изменение данного показателя. Система взаимоотношений ядра экосистемы со стейкхолдерами, а также применяемых в этих отношениях инструментов для достижения УР территории может быть определена томографией взаимодействия ядра системы стейкхолдерами. Томография показывает этапы развития взаимодействия между элементами экосистемы с использованием сквозных цифровых технологий. Выделено четыре этапа взаимодействия органов власти со стейкхолдерами, по мере которых происходит формирование круга стейкхолдеров, участвующих в обеспечении целевых показателей, а также выбор и применение в будущем инструмента обеспечения УР с использованием сквозных цифровых технологий.
На этапе 1 «Рождение» формируется сотрудничество участников экосистемы. Проводится работа по определению влияния заинтересованных сторон. Выявляются точки соприкосновения, сильные и слабые стороны, анализируется текущее состояние, рассматриваются потенциальные способы воздействия. Этап отличается небольшим объемом ресурсов, поступающих в экосистему. Этап 2 «Укрепление», при котором взаимодействие с другими участниками экосистемы выходит на более высокий уровень. Новые предложения выводятся на обсуждение, формируется кооперация между участниками, направленная на достижение максимального результата. Увеличивается доля переработанных ресурсов и создаются новые. На этапе 3 «Лидерство» взаимодействие между участниками экосистемы находится на высоком уровне. Поддерживаются стабильные связи между участниками. Обеспечивается стратегия создания комфортных условий для сотрудничества. Создаются новые источники взаимодействия, при которых происходит оперативный обмен информацией и принятие решений. Привлекаются значительные новые ресурсы извне. На этапе 4 «Обновление» осуществляется разработка инновационных идей и обновления существующей экосистемы. Ставятся более высокие целевые показатели, направленные на обеспечение устойчивого развития территории.
Таким образом, томография развития экосистемы территории на данном этапе алгоритма управления обеспечивает формирование и взаимодействие определённого круга стейкхолдеров, влияющих на цели и показатели устойчивого развития территории.
Следующим шагом в алгоритме является оценка финансового взаимодействия органов власти по отношению к стейкхолдерам экосистемы территории. Анализируются общие затраты на обеспечение функционирования данных элементов, происходит разбивка бюджета по соотношению затрат на данные стейкхолдеры, выделяются приоритетные строки расходов.
На следующем этапе могут быть выделены стейкхолдеры, требующие более детального рассмотрения и прорабатываются варианты с потенциальным применением сквозных цифровых технологий в процессе взаимодействия с органами власти. Далее происходит процесс определения использования конкретной цифровой технологии для решения задач по снижению расходов и обеспечению положительной динамики показателя устойчивого развития.
Затем следует провести анализ применения сквозных цифровых технологий на изменение индикатора устойчивого развития. Здесь необходимы расчёты на предмет целесообразности применения данного инструмента. Если выбранная технология не подходит для реализации целевых показателей, то предпринимается попытка ее пересмотра. Если анализ и расчёты показали, что применение цифровой технологии или группы цифровых технологий целесообразно к применению, то далее согласно алгоритму, требуется расчёт экономического эффекта, получаемого при внедрении данной технологии (нескольких технологий) на практике.
Если расчёт экономического эффекта показал результат, который не удовлетворяет потребностям ядра экосистемы, то возвращаемся к первым шагам по определению следующих целей и индикаторов целей устойчивого развития. В случае положительного результата и соответствия результатов расчёта требованиям ядра экосистемы переходим к следующему этапу реализации сквозных цифровых технологий на практике, её разработке, созданию и применению.
На данном этапе формируется рабочая группа с применением соответствующих специалистов по направлениям. Ведётся активная плотная работа в области разработки цифровой системы, привлекаются соответствующие специалисты, формируются базы данных, выделяются элементы управления системой, разрабатывается интерфейс, обеспечивается связь и координация между элементами и участниками экосистемы.
После этапа применения и реализации сквозных цифровых технологий на практике, происходит непрерывный мониторинг отклонений цифровой системы в работе, фиксация её недостатков для последующего её совершенствования и доработки до полноценного состояния.
Разработанная модель управления устойчивым развитием экономической экосистемы территории представлена на рис. 1.
Выполнение всех этапов модели позволяет обеспечивать управление устойчивым развитием экосистемы территории, влиять на цели и показатели индикаторов ЦУР, а также выявлять, анализировать и управлять другими показателями, определёнными как целевые, соответствующими специфике или потребностям конкретных территорий.
Научная новизна проделанной работы заключается в разработке новых подходов к управлению устойчивым развитием экосистемой территории. Данный алгоритм позволит органам власти территории обеспечивать целевые показатели устойчивого развития с применением сквозных цифровых технологий.
Рис. 1 Модель управления устойчивым развитием экономической экосистемы территории
Источник: составлено авторами
*СЦТ – сквозные цифровые технологии; УР – устойчивое развитие
Обсуждение полученных результатов
В результате проведенного исследования разработана модель управления устойчивым развитием экономической экосистемы территории. Приращение научных знаний в решении проблемы управления развитием территорий в современных условиях состоит в рассмотрении территориальной экономической экосистемы на основе стейкхолдерского подхода с учетом применения передовых цифровых технологий.
Отметим, что стейкхолдерский подход позволяет наиболее полно, в сравнении с другими подходами (например, сетевым или институциональным) описать всю гамму взаимодействий органов власти c элементами экономической экосистемы [10]. Применение же передовых цифровых технологий диктуется современными условиями формирования цифрового общества.
Разработанная модель отражает все атрибуты экономического моделирования: наличие входа (выбор цели устойчивого развития) и выхода (управление индикатором устойчивого развития), а также различными системами обратной связи от анализа изменения индикатора устойчивого развития и от расчета экономического эффекта.
Достоинством полученных результатов является формирование прикладного основания для разработки методики чек-листа по реальному управлению развитием экономической экосистемы. К недостатку полученных результатов можно отнести отсутствие рейтингования применяемых цифровых технологий. Данное рейтингование является предметом дополнительного научного исследования.
Возможное уточнение и развитие разработанного алгоритма управления устойчивым развитием экономической экосистемы территории лежит в плоскости формализации показателей взаимодействия органов власти как ядра экосистемы с другими ее элементами. И если подконтрольность муниципалитетов региональным органам власти в системе публичного управления обеспечивает директивность применения передовых цифровых технологий, то такие стейкхолдеры как бизнес и общество нуждаются в разработке определенной политики цифровизации указанных отношений. Также необходима разработка стратегии цифровых взаимодействий органов власти с университетами и средствами массовой информации.
Вместе с тем, полученные результаты уже дают возможность разработки целенаправленной политики цифровых взаимодействий органов власти территорий с основными элементами их экономической экосистемы.
Эффективное цифровое управление становится все более важным элементом в современных условиях. Органы управления территориями, успешно справившиеся с изменениями, получат конкурентное преимущество, гарантирующее долгосрочный успех.
Заключение
В настоящем исследовании с целью разработки модели цифрового управления устойчивым развитием экономической экосистемы территории получены следующие теоретические и практические результаты.
Во-первых, проанализированы предшествующие исследования, выделены передовые цифровые технологии, представлен стейхолдерский подход к оценке экономических экосистем и сформулирована проблема исследования о необходимости разработки алгоритма управления территориальной экосистемой на основе сквозных цифровых технологий.
Во-вторых, разработана собственно модель цифрового управления устойчивым развитием экономической экосистемы территории, включающая входной сигнал по выбору цели программы устойчивого развития территории и выходной сигнал по управлению индикатором этого развития с сигналами обратной связи от анализа применения индикатора устойчивого развития и расчета экономического эффекта от взаимодействий ядра экосистемы с ее стейкхолдерами.
В-третьих, в качестве основных стейкхолдеров экономической экосистемы территории предложено рассматривать муниципалитеты, средства массовой информации, образовательные и научные учреждения, бизнес-сообщество, общественные организации. Для оценки применения передовых цифровых отношений выделены сквозные цифровые технологии.
В-четвертых, для оценки взаимодействий органов власти как ядра экосистемы с ее стейкхолдерами предложено применять томографический (послойный) анализ различных этапов данных отношений, включая рождение сотрудничества, его укрепление, формирование лидерства и обновление взаимодействий.
В-пятых, выделены дальнейшие направления развития разработанной модели, связанные с формализацией показателей взаимодействия органов власти как ядра экосистемы с другими ее элементами.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в разработке новой модели управления территориальным развитием на основе стейкхолдерского подхода с применением передовых цифровых технологий, развивающей современные взгляды на формирование цифрового общества. Практическая значимость полученных результатов состоит в разработке прикладного аппарата формирования стратегий развития экономических экосистем территорий.
Список использованных источников
- Абрамов, В. И., Андреев, В. Д. Цифровая экосистема региона: практические аспекты реализации и структурные компоненты // Ars Administrandi (Искусство управления). — 2023. — Т. 15, № 2. — С. 251—271. — https://doi.org/10.17072/2218-9173-2023-2-251-271.
- Атдаев, Я.Д., Ылясов, Д., Сахедов, Д., Джумабаев, А.С. Предлагаемые подходы к определению «сквозных цифровых технологий» // Символ науки: международный научный журнал. — 2024. — Т. 1, №4-2. — С. 33—34. — https://elibrary.ru/item.asp?id=65661381.
- Бухтиярова, Т. И., Демьянов, Д. Г. Новая модель управления в экономическом пространстве сельских территорий: теория и методология исследования // Социум и власть. — 2019. — №6 (80). — С. 87—98. — DOI: 10.22394/1996-0522-2019-6-87-98.
- Вассунова, Ю. Ю. Сквозные» цифровые технологии в региональной эко номике // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2024. — № 8. Т. 4. — С. 125—132. — https://doi. org/10.36871/ek.up.p.r.2022.08.04.016.
- Вершинина, Ю. В. Анализ перспектив развития методических подходов к оценке эффективности муниципального управления / Ю. В. Вершинина // Социум и власть. — 2024. — № 2 (100). — C. 34—48. — DOI: 10.22394/1996-0522-2024-2-34-48. — EDN NSYIPX.
- Воропанов, В. А. Государственное управление в новых реалиях: современные вызовы и возможности: итоги Всероссийской научно-практической конференции (26—27 октября 2022 года, Челябинск, Российская Федерация) / В. А. Воропанов, С. В. Нечаева // Социум и власть. — 2022. — № 4 (94). — C. 83—88. — DOI 10.22394/1996-0522-2022-4-83-88. — EDN UVZYER.
- Дыдров, А. А. Искусственный интеллект: мифологемы западного научного контента / А. А. Дыдров // Социум и власть. — 2023. — № 1 (95). — C. 16—25. — DOI 10.22394/1996-0522-2023-1-16-25. — EDN QYBFQP.
- Нечаева, С. В. Муниципальное управление в новых реалиях: современные вызовы и возможности. Итоги Всероссийской научно-практической конференции (26—27 октября 2023 года, Челябинск, Российская Федерация) / С. В. Нечаева // Социум и власть. — 2023. — № 4 (98). — C. 97—102. — DOI 10.22394/1996-0522-2023-4-97-102. — EDN OQHFOI.
- Подгорный, В.В. Бура, А.Д. Управление изменениями в промышленности региона: системный подход // Менеджер. — 2021. — №3 (97). — С. 64—74. — DOI 10.5281/zenodo.5592429.
- Попов, Е.В. Дифференция воздействия стейкхолдеров на институты экосистемы //Journal of Institutional Studies. — 2021. — Т. 13, Вып. 4. — С. 59—70. — https://doi.org/10.17835/2076-6297.2021.13.4.059-070.
- Попов, Е.В., Симонова, В.Л. Потенциал цифровизации экосистемы фирмы // Вопросы управления. —2022. — № 1. — С. 34—46. — https://doi.org/10.22394/2304-3369-2022-1-34-46.
- Попов, Е.В., Симонова, В.Л., Кавецкий, С.А. Дифференциация стейкхолдеров экономической экосистемы региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2023. — Т. 21, Вып. 7. — С. 1285-1307. https://doi.org/10.24891/re.21.7.1285
- Barska, A.; Wyrwa, J. Poland on the Path towards Sustainable Development—A Multidimensional Comparative Analysis of the Socio-Economic Development of Polish Regions. — 2022. — №14, 10319. — https://doi.org/10.3390/su141610319.
- Castanho, R. A., Couto, G., Pimentel, P, Carvalho, C. B., Sousa, Á. Territorial Management and Governance, Regional Public Policies and their Relationship with Tourism. A Case Study of the Azores Autonomous Region. Sustainability. — 2020. — №12, 6059. — doi:10.3390/su12156059.
- Clarke, A. “Digital government units: What are they, and what do they mean for digital era public management renewal? International Public Management Journal. — 2020. — №23 (3). — P. 358—79.
- Clarke, A. Opening the Government of Canada: The Federal Bureaucracy in the Digital Age Amanda Clarke, Vancouver: UBC Press, 2019, pp. 312. Canadian Journal of Political Science / Revue canadienne de science politique. — — № 54 (1). — P. 241– 243. — DOI: https://doi.org/10.1017/S0008423920001195.
- D’Adamo, I.; Gastaldi, M. Sustainable Development Goals: A Regional Overview Based on Multi-Criteria Decision Analysis. Sustainability. — 2022. —№14, 9779. — https://doi.org/10.3390/su14159779.
- Elías, A.V., Jacob, E. N.С., César, A. V. S., Delia, C.C., Navigating the intersection: Sustainable territorial development and the transformation of the urban landscape in the Post-COVID-19 Era. ECORFAN. — 2024. — P. 33—46. — https://doi.org/10.35429/H.2024.5.33.46.
- Elmqvist, T., Andersson, E., Frantzeskaki, N., McPhearson, T., Olsson, P., Gaffney, O., Takeuchi, K., Folke, Р. C. Sustainability and resilience for transformation in the urban century // Nature Sustainability. — 2019. — №2(4). — P. 267—273. — https://doi.org/10.1038/s41893-019-0250-1.
- Lindquist, E. A. The digital era and public sector reforms: Transformation or new tools for competing values? Canadian Public Administration. — — № 65 (3). — P. 547—568. — https://doi.org/10.1111/capa.12493.
- Nwachuku,, Okereka, O. P., Mukoro, A. Models and approaches to change and change // Management in modern organisations j-mind (Jurnal Manajemen Indonesia). — 2023. — № 8 (2). — P. 109 — 120. — https://doi.org/10.29103/j-mind.v8i1.14435.
- Prajuhana, A., Sarimanah, E., Rully, T., Setiawan, M. I., Sukoco, Agus, Sugeng, Bon, A. T. Sustainable Development Goals (SDGs), Digital Education and Digital School: Indonesia Trend. International Journal of Entrepreneurship and Business Development. — 2023. — №1 (6). — P. 163—171.
- Rahma,, Fauzi, A., Juanda, B., Widjojanto, B. Development of a Composite Measure of Regional Sustainable Development in Indonesia // Sustainability. — 2019. — №11 (20), 5861. — DOI:10.3390/su11205861.
- Richiedei, A.; Pezzagno, M. Territorializing and Monitoring of Sustainable Development Goals in Italy: An Overview. Sustainability. — 2022. — №14, — https://doi.org/10.3390/su14053056.
- Trischler J., Johnson,, Kristensson, P. A service ecosystem perspective on the diffusion of sustainability-oriented user innovations // Journal of Business Research. — 2020. — № 116 (4). — P. 552—560. — https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.01.011.
References
- Abramov, V.I., Andreyev, V.D. Digital Ecosystem of the Region: Practical Aspects of Implementation and Structural Components [Tsifrovaya ekosistema regiona: prakticheskiye aspekty realizatsii i strukturnyye komponenty] // Ars Administrandi. — 2023. — Vol. 15, No 2. — P. 251—271. — https://doi.org/10.17072/2218-9173-2023-2-251-271.
- Atdaev, Y.D., Ilyasov, D., Sahedov, D., Dzhumabayev, A.S. Proposed Approaches to Defining “Cross-Cutting Digital Technologies” [Predlagayemyye podkhody k opredeleniyu «skvoznykh tsifrovykh tekhnologiy»] // Symbol of Science: International Scientific Journal [Simvol nauki: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal]. — 2024. — Vol. 1, No 4-2. — P. 33—34. — https://elibrary.ru/item.asp?id=65661381.
- Bukhtiyarova, T.I., Demyanov, D.G. New Management Model in the Economic Space of Rural Territories: Theory and Methodology of Research [Novaya model’ upravleniya v ekonomicheskom prostranstve selskokhozyaystvennykh territoriy: teoriya i metodologiya issledovaniya] // Socium and Power [Socium i vlast’]. — 2019. — No 6 (80). — P. 87—98. — DOI: 10.22394/1996-0522-2019-6-87-98.
- Vassunova, Y.Y. “Cross-Cutting” Digital Technologies in Regional Economy [“Skvoznye” tsifrovye tekhnologii v regional’noy ekonomike] // Economics and Management: Problems, Solutions [Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya]. — 2024. — No 8, Vol. 4. — P. 125—132. — https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2022.08.04.016.
- Vershinina, Y.V. Analysis of Prospects for the Development of Methodological Approaches to the Evaluation of Municipal Management Effectiveness [Analiz perspektiv razvitiya metodicheskikh podkhodov k otsenke effektivnosti munitsipal’nogo upravleniya] / Y.V. Vershinina // Socium and Power [Socium i vlast’]. — 2024. — No 2 (100). — P. 34—48. — DOI: 10.22394/1996-0522-2024-2-34-48.
- Voropanov, V.A. Public Administration in the New Realities: Contemporary Challenges and Opportunities: Results of the All-Russian Scientific and Practical Conference (October 26–27, 2022, Chelyabinsk, Russian Federation) [Gosudarstvennoye upravleniye v novykh realiyakh: sovremennyye vyzovy i vozmozhnosti: itogi Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (26—27 oktyabrya 2022 goda, Chelyabinsk, Rossiyskaya Federatsiya)] / V.A. Voropanov, S.V. Nechaeva // Socium and Power [Socium i vlast’]. — 2022. — No 4 (94). — P. 83—88. — DOI: 10.22394/1996-0522-2022-4-83-88.
- Dydrov, A.A. Artificial Intelligence: Mythologems of Western Scientific Content [Iskusstvennyy intellekt: mifologemy zapadnogo nauchnogo kontenta] / A.A. Dydrov // Socium and Power [Socium i vlast’]. — 2023. — No 1 (95). — P. 16—25. — DOI: 10.22394/1996-0522-2023-1-16-25.
- Nechaeva, S.V. Municipal Management in the New Realities: Contemporary Challenges and Opportunities. Results of the All-Russian Scientific and Practical Conference (October 26–27, 2023, Chelyabinsk, Russian Federation) [Munitsipal’noye upravleniye v novykh realiyakh: sovremennyye vyzovy i vozmozhnosti. Itogi Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (26—27 oktyabrya 2023 goda, Chelyabinsk, Rossiyskaya Federatsiya)] / S.V. Nechaeva // Socium and Power [Socium i vlast’]. — 2023. — No 4 (98). — P. 97—102. — DOI: 10.22394/1996-0522-2023-4-97-102.
- Podgorniy, V.V., Bura, A.D. Change Management in Regional Industry: A Systemic Approach [Upravleniye izmeneniyami v promyshlennosti regiona: sistemyi podkhod] // Manager [Menedzher]. — 2021. — No 3 (97). — P. 64—74. — DOI: 10.5281/zenodo.5592429.
- Popov, E.V. Differentiation of Stakeholder Impact on Ecosystem Institutions [Differentsiatsiya vozdeystviya steykholderov na instituty ekosistemy] // Journal of Institutional Studies [Journal of Institutional Studies]. — 2021. — Vol. 13, Iss. 4. — P. 59—70. — https://doi.org/10.17835/2076-6297.2021.13.4.059-070.
- Popov, E.V., Simonova, V.L. Potential of Digitalization of the Firm’s Ecosystem [Potentsial tsifrovizatsii ekosistemy firmyi] // Voprosy Upravleniya. — 2022. — No. 1. — P. 34—46. — https://doi.org/10.22394/2304-3369-2022-1-34-46.
- Popov, E.V., Simonova, V.L., Kavetskiy, S.A. Differentiation of Stakeholders in the Economic Ecosystem of the Region [Differentsiatsiya steykholderov ekonomicheskoy ekosistemy regiona] // Regional’naya Ekonomika: Teoriya i Praktika. — 2023. — Vol. 21, Iss. 7. — P. 1285—1307. — https://doi.org/10.24891/re.21.7.1285.
- Barska, A.; Wyrwa, J. Poland on the Path towards Sustainable Development—A Multidimensional Comparative Analysis of the Socio-Economic Development of Polish Regions. — 2022. — №14, 10319. — https://doi.org/10.3390/su141610319.
- Castanho, R. A., Couto, G., Pimentel, P, Carvalho, C. B., Sousa, Á. Territorial Management and Governance, Regional Public Policies and their Relationship with Tourism. A Case Study of the Azores Autonomous Region. Sustainability. — 2020. — №12, 6059. — doi:10.3390/su12156059.
- Clarke, A. “Digital government units: What are they, and what do they mean for digital era public management renewal? International Public Management Journal. — 2020. — №23 (3). — P. 358—79.
- Clarke, A. Opening the Government of Canada: The Federal Bureaucracy in the Digital Age Amanda Clarke, Vancouver: UBC Press, 2019, pp. 312. Canadian Journal of Political Science / Revue canadienne de science politique. — — № 54 (1). — P. 241– 243. — DOI: https://doi.org/10.1017/S0008423920001195.
- D’Adamo, I.; Gastaldi, M. Sustainable Development Goals: A Regional Overview Based on Multi-Criteria Decision Analysis. Sustainability. — 2022. —№14, 9779. — https://doi.org/10.3390/su14159779.
- Elías, A.V., Jacob, E. N.С., César, A. V. S., Delia, C.C., Navigating the intersection: Sustainable territorial development and the transformation of the urban landscape in the Post-COVID-19 Era. ECORFAN. — 2024. — P. 33—46. — https://doi.org/10.35429/H.2024.5.33.46.
- Elmqvist, T., Andersson, E., Frantzeskaki, N., McPhearson, T., Olsson, P., Gaffney, O., Takeuchi, K., Folke, Р. C. Sustainability and resilience for transformation in the urban century // Nature Sustainability. — 2019. — №2(4). — P. 267—273. — https://doi.org/10.1038/s41893-019-0250-1.
- Lindquist, E. A. The digital era and public sector reforms: Transformation or new tools for competing values? Canadian Public Administration. — — № 65 (3). — P. 547—568. — https://doi.org/10.1111/capa.12493.
- Nwachuku,, Okereka, O. P., Mukoro, A. Models and approaches to change and change // Management in modern organisations j-mind (Jurnal Manajemen Indonesia). — 2023. — № 8 (2). — P. 109 — 120. — https://doi.org/10.29103/j-mind.v8i1.14435.
- Prajuhana, A., Sarimanah, E., Rully, T., Setiawan, M. I., Sukoco, Agus, Sugeng, Bon, A. T. Sustainable Development Goals (SDGs), Digital Education and Digital School: Indonesia Trend. International Journal of Entrepreneurship and Business Development. — 2023. — №1 (6). — P. 163—171.
- Rahma,, Fauzi, A., Juanda, B., Widjojanto, B. Development of a Composite Measure of Regional Sustainable Development in Indonesia // Sustainability. — 2019. — №11 (20), 5861. — DOI:10.3390/su11205861.
- Richiedei, A.; Pezzagno, M. Territorializing and Monitoring of Sustainable Development Goals in Italy: An Overview. Sustainability. — 2022. — №14, — https://doi.org/10.3390/su14053056.
- Trischler J., Johnson,, Kristensson, P. A service ecosystem perspective on the diffusion of sustainability-oriented user innovations // Journal of Business Research. — 2020. — № 116 (4). — P. 552—560. — https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.01.011.
Еще в рубриках
Регионы России
Государственное и муниципальное управление