Главная страница » Публикации » №2 (78) » Региональные особенности экономической безопасности в технологическом развитии российской экономики

Региональные особенности экономической безопасности в технологическом развитии российской экономики

Regional features of economic security in the technological development of the Russian economy

Авторы

Гагарина Галина Юрьевна
доктор экономических наук, профессор кафедры Национальной и региональной экономики
Российская Федерация, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Gagarina.GYU@rea.ru
Архипова Лидия Сергеевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики
Российская Федерация, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Lidia.arkhipova@mail.ru

Аннотация

Статья освещает важность региональных аспектов обеспечения экономической безопасности в контексте технологического развития российской экономики. Высокотехнологичные секторы становятся определяющими векторами развития мировой экономики, что подчеркивает их значение для обеспечения конкурентоспособности государства и повышения уровня жизни населения. В условиях современных геополитических вызовов, включая западные санкции, направленные на технологическое сдерживание России, анализ экономической безопасности на региональном уровне становится крайне актуальным. Целью исследования является оценка уровня технологического развития российских регионов в условиях геополитической нестабильности и определение их экономической безопасности. Используя индикативный метод и метод расчета интегрального показателя, была проведена группировка регионов с целью выявления различий в уровне экономической безопасности. Основные результаты исследования указывают на то, что большинство регионов характеризуются пониженным или средним уровнем экономической безопасности в области технологического развития.

Ключевые слова

Технологическое развитие, регионы, индикаторы, типология, экономическая безопасность.

Рекомендуемая ссылка

Гагарина Галина Юрьевна , Архипова Лидия Сергеевна

Региональные особенности экономической безопасности в технологическом развитии российской экономики// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (78). Номер статьи: 7811. Дата публикации: 14.05.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7811/

DOI: 10.24412/1999-2645-2024-278-11

Authors

Gagarina Galina Yurevna
Doctor of Economics, professor of the Department of National and Regional Economics
Russia, Plekhanov Russian University of Economics
Gagarina.GYU@rea.ru
Arkhipova Lidiya Sergeevna
Ph.D. in Economics, associate Professor of the Department of National and Regional Economics
Russia, Plekhanov Russian University of Economics
Lidia.arkhipova@mail.ru

Abstract

The article highlights the importance of regional aspects of ensuring economic security in the context of technological development of the Russian economy. High-tech sectors are becoming the determining vectors for the development of the global economy, which emphasizes their importance for ensuring the competitiveness of the state and improving the standard of living of the population. In the context of modern geopolitical challenges, including Western sanctions aimed at technological containment of Russia, the analysis of economic security at the regional level becomes extremely relevant. The purpose of the study is to assess the level of technological development of Russian regions in conditions of geopolitical instability and determine their economic security. Using the indicative method and the method of calculating the integral indicator, regions were grouped in order to identify differences in the level of economic security. The main results of the study indicate that most regions are characterized by a reduced or average level of economic security in the field of technological development.

Keywords

Technological development, regions, indicators, typology, economic security.

Suggested Citation

Gagarina Galina Yurevna , Arkhipova Lidiya Sergeevna

Regional features of economic security in the technological development of the Russian economy// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (78). Art. #7811. Date issued: 14.05.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/7811/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2024-278-11


Введение

Роль новейших технологий в экономике отражена в стратегических документах. В соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года были разработаны и утверждены документы, определяющие цели и задачи достижения национального суверенитета. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 года была утверждена «Концепция технологического развития на период до 2030 года» [3], в которой были сформулированы актуальные проблемы, такие как вызовы технологического прогресса и обеспечение государственного суверенитета в этой сфере.

В начале 2024 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 145 от 28 февраля 2024 года «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [2], который определяет цели, приоритеты и ожидаемые результаты научно-технологического развития страны для обеспечения ее устойчивого развития.

Для преодоления вызовов в этой области требуются значительные усилия со стороны государственного руководства, бизнеса, общества и научного сообщества. Поэтому важным является мониторинг экономических показателей в области технологического развития страны и ее регионов, а также оценка достижения поставленных целей.

 

Научная и практическая проблематика

В условиях санкционного давления, когда самый ожидаемый эффект для западных аналитиков состоит в достижении технологической отсталости России, неспособности нашей страны к самостоятельному развитию и замещению ранее импортируемых технологий, основным способом противостоять этому является рост экономики на основе собственных ресурсов и уникальных преимуществ. Большую роль в этом вопросе играет сотрудничество в технологической сфере с дружественными странами Юго-Восточной, Южной Азии и странами Латинской Америки.

 

Научная цель и важность исследования

Основной целью исследования является оценка технологического развития субъектов Российской Федерации в современных условиях геополитической нестабильности и определение уровня их экономической безопасности. Проведена группировка регионов с использованием индикативного метода и метода расчета интегрального показателя, позволивших сформировать группы регионов по уровню экономической безопасности. Важность исследования состоит в выявлении субъектов Российской Федерации, отвечающих относительно высокому уровню экономической безопасности в ведущей сфере деятельности – технологическом развитии, на которое опирается современная экономика.

 

Методика исследования

Методология исследования опирается на подходы к оценке существующих вызовов и угроз экономической безопасности страны и регионов на основе интегральной оценки индикаторов. В основе аналитической части исследования лежит индикативный метод. Российскими учеными разработаны различные методы оценки и прогнозирования экономической безопасности: зонная теория, оценка допустимых пороговых значений (Сенчагов В.К., Митяков С.Н., Митяков Е.С., Каранина Е.В., Жигарев А.С., Сорокина Н.Ю., Смирнов Ф.Е.) и др. Учеными были сформированы теоретико-методологические и методические подходы к диагностике экономической безопасности регионов (Бухвальд Е.М., Татаркин А.И., Куклин А.И. и др. ученые).

Настоящее исследование проведено на основе анализа статистических данных, отражающих технологическое развитие, которые размещены на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики. Исследование проведено по 85 субъектам федерации. Четыре новых региона пока не имеют достаточной статистической базы и не представлены на сайте Росстата.

Этапы исследования основаны на методах, применяемых в региональной экономике: ранжирование и типологизация регионов по общим признакам. Проведена оценка состояния технологического развития по каждому субъекту Российской Федерации на основе интегрального коэффициента, как количественного показателя, объединяющего множество отдельных параметров и позволяющего отображать результаты комплексной оценки большого числа регионов.

Анализ технологического развития регионов Российской Федерации проведен на основе следующих индикаторов:

  • удельный вес продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП Российской Федерации, %;
  • динамика использования передовых производственных технологий, единиц;
  • индексы производства по видам деятельности высокого технологичного уровня, %;
  • индексы производства по обрабатывающим видам экономической деятельности высокого технологичного уровня, %;
  • уровень инновационной активности организаций в промышленности, %;
  • удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, %;
  • удельный вес затрат на научные исследования и разработки, %.

Методика оценки технологического развития регионов включает следующие этапы:

1) формирование системы индикаторов;

2) анализ и оценка индикаторов в течение определенного временного периода;

4) ранжирование регионов в соответствии с отобранными индикаторам;

5) расчет интегрального показателя;

7) типологизация регионов по интегральному показателю с учетом его диапазонов.

 

Основная часть исследования

Ряд макроэкономических показателей демонстрируют устойчивый рост российской экономики. В их число входят и показатели технологического развития. В соответствии с методикой расчета Федеральной службы государственной статистики, в качестве критерия отнесения к высокотехнологичным отраслям выделен высокий уровень технологического развития, определяемый по отношению затрат на НИОКР к валовой добавленной стоимости [19].

О развитии и внедрении в производство достижений новейших технологий в Российской Федерации свидетельствует ежегодный рост удельного веса продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП. За последние тринадцать лет он вырос в 1,2 раза (с 19,6% в 2011 г. до 23,5% в 2023 г.), достигнув максимального значения в 2020 г. (рис. 1). В условиях геополитической нестабильности, вызванных западными санкциями, такое состояние экономики расценивается как устойчивое и стабильное. Даже при потере западных товарных рынков российская экономика демонстрирует тренд на развитие не только сырьевых отраслей, но и обрабатывающих производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

 

Динамика удельного веса продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте Российской Федерации, в %

Рисунок 1. Динамика удельного веса продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте Российской Федерации, в % [19]

 

В настоящее время для российской экономики большое значение имеет использование передовых производственных технологий, внедрение их в производственную эксплуатацию. Это технологии и технологические процессы, управляемые с помощью компьютера, основанные на использовании микроэлектроники и/или цифровых технологий, и применяемые при проектировании, производстве и обработке продукции (товаров и услуг) включая организацию соответствующих процессов [19].

На региональном уровне использование передовых производственных технологий выражается в ежегодном росте объема выпускаемой продукции. На рисунке 2 показана динамика использования передовых технологий в федеральных округах. Если в целом по Российской Федерации за 2005–2022 гг. данный индикатор увеличился вдвое, то в субъектах Северо-Западного и Южного федеральных округов прирост был более, чем в 3 раза. Среднее значение превышено также в Сибирском и Уральском федеральных округах.

 

Прирост использования передовых технологий по федеральным округам за 2005–2022 гг., раз.

Рисунок 2. Прирост использования передовых технологий по федеральным округам за 2005–2022 гг., раз. [19]

 

Однако основными макрорегионами, которые лидируют по производству продукции, основанной на новых технологиях, являются Центральный и Приволжский федеральные округа. На них приходится 30% всех используемых технологий в Российской Федерации [19]. Среди субъектов федерации в первом выделяются Московская область, г. Москва и Владимирская область, во втором — Пермский край, Нижегородская область и Республика Башкортостан.

Технологическое развитие России проходит периоды спада и роста, которые тесно связаны с устойчивостью экономики к кризисам. Так, в начале 2000-х гг. наблюдался рост использования новых технологий в производственном процессе. После финансового кризиса 2008–2009 гг. произошел спад. Затем вплоть до 2020 г. – наступил период подъема. Далее, в течение пандемии, снова произошел спад, сменившийся ростом (рис. 3). Однако территориальная структура использования передовых производственных технологий свидетельствует об их активном развитии во всех федеральных округах на протяжении 2005–2022 гг.

 

Динамика использования передовых производственных технологий по федеральным округам РФ, ед.

Рисунок 3 Динамика использования передовых производственных технологий по федеральным округам РФ, ед. [19]

 

В структуре использования новых технологий в целом по Российской Федерации 33,3% приходится на производство, обработку, транспортировку и сборку продукции. Прирост использования технологий за 2020–2022 гг. составил 12,6%. Максимальный прирост за тот же период (+44,1%) пришелся на производственные информационные системы и внедрение автоматизации управления производством. На следующей позиции — технологии промышленных вычислений и больших данных (42,6%) [19].

Среди регионов, активно использующих производственные технологии, выделяются субъекты, лидирующие по масштабу экономики и развитию научных исследований. На первых позициях по числу организаций, выполняющих научные исследования и разработки, находятся традиционно г. Москва, г. Санкт-Петербург и Московская область (2-е место после г. Москва по объему внутренних затрат на научные исследования и разработки). Данные регионы входят в первую пятерку по использованию передовых технологий. Оба города федерального значения входят в первую пятерку регионов по объему затрат на инновационную деятельность организаций, в десятку – по удельному весу организаций, осуществляющих технологические инновации.

В группу регионов–аутсайдеров входят субъекты, отстающие по социально-экономическому развитию (за исключением Чукотского автономного округа). Для них характерна сельскохозяйственная специализация, оказание рекреационных услуг. Тем не менее современные технологии в этих регионах применяются в производстве продукции, имеющей спрос на внутреннем рынке. Так, в Республике Ингушетия реализуются проекты в лесоперерабатывающей отрасли, а также в изготовлении алюминиевых сплавов. Работают предприятия легкой промышленности, птицефабрики [17].

Одним из информативных видов интерпретации достигнутого уровня технологического развития являются индексы производства по видам деятельности высокого технологичного уровня по Российской Федерации в целом и по ее субъектам. Динамика индекса имеет положительную тенденцию (2020 г. – 110,7%, 2023 г. – 121,8%). Лидерами по производству высокотехнологичной продукции являются отрасли химической промышленности и точного машиностроения [19].

В соответствии с методикой Росстата индексы производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности показывают изменение уровня технологического развития производства. Показатель представляет собой индекс производства, агрегированный по видам экономической деятельности, отнесенным в соответствии с международными классификациями к высокотехнологичным видам экономической деятельности. Это — производство фармацевтической продукции, офисного оборудования и вычислительной техники, аппаратуры для радио, телевидения и связи, изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов, летательных аппаратов, включая космические [19].

Субъекты Российской Федерации имеют разный технологический потенциал в соответствии с различными стартовыми условиями экономики, имеющимся человеческим капиталом, специализацией регионов, межрегиональной интеграцией и другими факторами. Типология регионов позволяет выделить восемь субъектов с максимальными показателями высокотехнологичных производств (табл. 1). В целом по Российской Федерации значение индекса составило 97,7%. На первой позиции находится Чукотский автономный округ (306,7%), на последней – Республика Тыва (6,5%), на предпоследней – Калининградская область (57,1%). В 35 субъектах (41% от общего числа субъектов федерации) значения индекса не достигли 100%. При этом разница между регионами очень большая. При исключении низшего значения в Республике Тыва коэффициент вариации составляет 5,4 раза.

 

Таблица 1 – Типология регионов по индексу производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности, 2022 г. [19]

диапазон значения индекса, %
307–120 120–100 100–50
число субъектов и показатели, %
8 42 35
Чукотский авт. округ — 306,7
Брянская обл. — 181,9
Республика Саха (Якутия) — 140,4
Астраханская обл. — 139,0
Ростовская обл. — 133,0
Краснодарский край — 121,7
Оренбургская обл. — 121,6
г. Москва — 120,7
Владимирская обл. – 119,7
Саратовская обл. – 119,2
Волгоградская обл. – 117,2
………..
Смоленская обл. – 100,7
Тюменская обл. – 100,5
Приморский край – 100,0
Омская обл. – 99,6
Новгородская обл. – 99,2
Архангельская обл. – 98,9
……….
Курская обл. – 72,3
Калининградская обл. – 57,1
Республика Тыва – 6,5

 

Сырьевая направленность экономики Чукотского автономного округа обеспечивает высокий прирост ВРП и рост объема производимой продукции. Среди основных видов экономической деятельности региона выделяются добыча полезных ископаемых и энергетика. Современные прогрессивные технологии применяются в ходе разработки и добычи металлических руд и угля, совершенствовании инженерной инфраструктуры (переход на современную закрытую систему теплоснабжения) в соответствии с реализацией национального проекта «Жилье и городская среда» [12]. Построены новые линии электропередачи, связавшие северные города Певек и Билибино, надежно обеспечивающие энергоснабжение от первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов» [12]. Одной из основных целей региона является надежное энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые невозможны без использования высокотехнологичных производств.

Значительно превышен общероссийский показатель в Брянской области, где высокотехнологичные обрабатывающие производства развиваются на машиностроительных предприятиях (в радиоэлектронной промышленности) и агропромышленном комплексе.

В Республике Саха (Якутия) развивается высокотехнологичное производство на основе графена. Местные технологические разработки применяются в области углеродных технологий. Разрабатываются новейшие материалы, применяемые в производстве электромобилей, силовой электроники, защиты памяти, источников хранения энергии, военной и авиационно-космической промышленности [14].

В Калининградской области, являющейся полуэксклавной территорией, в сложных условиях западных санкций и транзитного эмбарго, индекс производства по высокотехнологичным обрабатывающим производствам по итогам 2022 г. снизился до 57%. Тем не менее в регионе реализуются новые проекты. Например, строительство специальной воздухоразделительной установки, производящей кислород для нужд медицины и др. [16].

На рис. 4 представлен рейтинг субъектов Российской Федерации по индексу производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности. Он показывает превышение общероссийского индикатора в 50 регионах.

 

Рейтинг регионов по индексу производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности, %, 2022 г. (среднее значение по РФ составляет 97,7%)

Рисунок 4. Рейтинг регионов по индексу производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности, %, 2022 г. (среднее значение по РФ составляет 97,7%) [19]

 

Еще один показатель современного технологического развития страны — индекс производства по обрабатывающим видам экономической деятельности высокого технологичного уровня. Он представляет собой индекс производства, агрегированный по видам экономической деятельности (ОКВЭД2), отнесенным в соответствии с международными классификациями к видам экономической деятельности высокого технологичного уровня (производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях; производство компьютеров, электронных и оптических изделий; летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования) [19].

Значение индекса по Российской Федерации в целом в 2022 г. составило 107,3%. Данный пороговый показатель превысили 30 регионов. Причем максимально высокий показатель продемонстрировала Оренбургская область — 1374,6%, вторую позицию занимает Волгоградская область – 684,1%, третью – Ростовская область – 231,0%. Минимальное значение – Курская область – 52,3%. По 22 регионам данные на сайте Росстата не представлены. Если исключить из списка субъектов РФ первые три лидера с максимально высокими значениями, то рейтинг будет выглядеть более равномерно (рис.5).

 

Рейтинг регионов по индексу производства по обрабатывающим видам экономической деятельности высокого технологичного уровня, 2022 г., в % (среднее значение по РФ составляет 107,3%)

Рисунок 5. Рейтинг регионов по индексу производства по обрабатывающим видам экономической деятельности высокого технологичного уровня, 2022 г., в % (среднее значение по РФ составляет 107,3%) [19]

 

Ранжирование регионов по данному показателю свидетельствует о численном преобладании субъектов с показателями в диапазоне 150–100%, которые отличаются наличием диверсифицированной экономики, в структуре которой преобладают обрабатывающие производства (табл. 2). В большинстве из них отмечается высокий уровень инновационной активности предприятий и организаций.

 

Таблица 2 – Ранжирование регионов по индексу производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности, %, 2022 г. [19]

диапазон значения индекса, %
1380–150 150–100 99–52
число субъектов и показатели, %
4 41 19
Оренбургская обл. — 1374,6
Волгоградская обл. — 684,1
Ростовская обл. — 231,0
г. Севастополь — 164,4
Республика Татарстан — 149,1
Тульская обл. — 145,4
Томская обл. — 140,7
……..….
Московская обл. — 101,4
Республика Северная Осетия – Алания — 100,3
Тамбовская обл. — 100,1
Кемеровская обл. — 98,9
Смоленская обл. — 98,2
Приморский край — 97,9
………………
Карачаево-Черкесская Республика — 65,5
Костромская обл. — 61,5
Курская обл. — 52,3

 

Успехи Оренбургской области связаны с реализацией целой системы технологических проектов в обрабатывающих отраслях. В регионе функционируют две территории опережающего социально-экономического развития, созданные в моногородах: ТОСЭР «Новотроицк» – в 2017 г. и ТОСЭР «Ясный» – в 2019 г. В федеральном реестре в качестве резидентов представлена 21 компания: 9 – в Новотроицке, 12 – в Ясном. Компании «Оренбургский пропант», «Новотроицкий завод цветных металлов», «Яснотекс», «Промотор», «ЭКСИС», «Оммикс», «Палето 2.0», «Завод ЭЛМОН» заключили 10 дополнительных соглашений. Три резидента ТОСЭР «Новотроицк» запустили производство — «Новотроицкий завод цветных металлов», «Новотроицкий завод бисульфита и пиросульфита», ООО «Ресурс» [15].

Помимо этого, в Оренбургской области работают 50 инновационных технологических компаний в таких сферах, как горнодобывающая и перерабатывающая, машиностроение, химическая промышленность, инновационные технологии, энергетика, биотехнологии и медицина, функциональные материалы и изделия из них [13].

Второе место занимает Волгоградская область, где машиностроительный завод выпускает автоматизированную систему для перегрузки нефтепродуктов и химических веществ на суда-танкеры. В комплекс технологического оборудования входят уникальные элементы, разработанные конструкторами завода. Такое оборудование могут изготавливать только несколько предприятий в мире. Волгоградский завод стал первым в стране. В регионе реализуются пять проектов, в том числе «Цифровые технологии», а также инвестиционный проект по реконструкции системы технологического освещения крупнейших тепличных хозяйств региона. Внедрению высокие технологии, освоению новые виды продукции и наращиванию объемов производства предприятиям региона помогает господдержка. Компании региона смогли адаптироваться к геополитическим изменениям и санкциям. Производится импортозамещающая продукция, в том числе инновационная [10]. Развивается производство гидравлического и пневматического силового оборудования, инструментов и приборов для измерения, тестирования и навигации, внедряется система мониторинга и управления сельхозугодьями с использованием спутниковых технологий [11].

Уровень инновационной активности организаций в промышленности – один из важных индикаторов современного технологического развития экономики. В структуре российских организаций, функционирующих в промышленной сфере, инновационная активность, по состоянию на 2022 г., составила 15,6% (рис. 6). По сравнению с предыдущим годом произошло снижение на 1,8%. Среди предприятий, занятых в сфере добычи полезных ископаемых, уровень инновационной активности составил 7,1% (снижение на 0,7%). В обрабатывающих производствах показатель значительно выше – 20,7% (снижение на 2,4%) [19]. Предприятия обрабатывающих производств вносят основной вклад в экономический рост, создавая продукцию с высокой добавленной стоимостью. Поэтому отрицательная динамика свидетельствует о наличии проблем, сдерживающих технологическое развитие экономики.

 

Динамика инновационной активности предприятий промышленности, %

Рисунок 6. Динамика инновационной активности предприятий промышленности, %

 

Региональные особенности размещения по территории страны организаций, осуществлявших технологические инновации и имеющих высокий удельный вес среди других организаций, состоят в преобладании в группе лидеров субъектов, входящих в Приволжский и Центральный федеральные округа. Помимо этого, еще одной особенностью является то, что в 20 субъектах он превышает общероссийское значение (22,8%).

На рис. 7 показан прирост удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации в трех из пяти регионах-лидеров. Особенно выделяется Ростовская область, в которой в 2022 г. почти половина предприятий и организаций реализуют технологические инновации. Второе и третье места занимают, соответственно Республика Татарстан и Республика Мордовия.

 

Прирост доли организаций, осуществляющих технологические инновации, в лидирующих регионах, %

Рисунок 7. Прирост доли организаций, осуществляющих технологические инновации, в лидирующих регионах, % [19]

 

Среди отстающих регионов высокий прирост по этому показателю произошел в Чеченской Республике (+213,2%). В республике увеличились затраты на инновационную деятельность: в 2022 г. по сравнению с предыдущим – в 7,5 раза, по сравнению с 2014 г., когда инновации в регионе стали активно разрабатываться, рост в 1,5 раза. В республике увеличиваются затраты на прикладные исследования (в 1,5 раза по сравнению с 2014 г.), по числу поданных патентных заявок на изобретения колеблется в диапазоне 22–27 и занимает 4-е место в Северо-Кавказском федеральном округе. Таким образом государственные приоритеты и политика регионального развития приносят существенные результаты. В остальных регионах происходит дальнейшее снижение удельного веса организаций, использующих технологические инновации.

Локализация организаций, лидирующих по внедрению технологических инноваций и превышающих среднее значение по Российской Федерации иллюстрирует отставание большинства регионов по данному индикатору, что является сдерживающим фактором технологического развития (рис. 8).

 

Ранжирование регионов по удельному весу организаций, осуществляющих технологические инновации, от общего числа организаций, в % (среднее значение по РФ составляет 22,8%)

Рисунок 8. Ранжирование регионов по удельному весу организаций, осуществляющих технологические инновации, от общего числа организаций, в % (среднее значение по РФ составляет 22,8%) [19]

 

Одним из индикаторов технологического развития экономики являются показатели, раскрывающие объем затрат на научные исследования и разработки. Они входят в структуру расходов, связанных с производством и реализацией продукции, являются фактическими затратами на выполнение данных работ. Их оценка базируется на статистическом учете затрат на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций в течение отчетного года независимо от источника финансирования [19].

В контексте анализа технологического развития Российской Федерации большое значение имеет динамика удельного веса затрат на исследования и разработки по главным направлениям развития науки и технологий. Росстат предоставляет информацию за период с 2017 по 2021 гг., которая показывает приоритеты высокотехнологичных видов экономической деятельности. Затраты на их развитие увеличились на + 8,3% [19].

Среди регионов, лидирующих по объему внутренних затрат на научные исследования и разработки, выделяются крупнейшие инновационные центры Российской Федерации, на территории которых размещаются ведущие предприятия и организации, определяющие технологическое развитие страны. В число отстающих входят сельскохозяйственные регионы, где внутренние ресурсы предприятий ограничены и в наибольшей степени зависят от дотаций федерального центра.

Региональная структура затрат организаций на научные исследования и разработки свидетельствует о значительной дифференциации, составившей в 2022 г. 88,3 раза. Тем не менее, позитивным фактором является её снижение. В 2012 г. децильный коэффициент составлял 114,4. В структуре затрат выделяются затраты на прикладные исследования, которые оказывают существенное влияние на технологическое развития. Их удельный вес по Российской Федерации составляет 19,7%, по регионам колеблется от 65,7% в Астраханской области до 2,6% в Курской области. В отстающих регионах выделяются затраты на фундаментальные исследования.

Типология российских регионов по удельному весу затрат на прикладные исследования показывает не только значительный разброс показателей, но и текущие приоритеты регионов в развитии тех или иных видов научно-практических разработок. По 14 регионам информация на сайте Росстата по данному индикатору не представлена. Можно выделить следующую особенность: в 36 регионах предприятия и организации отдают приоритеты прикладным исследованиям. Затраты на них превышают 20% от общего объема затрат (табл. 3). В другой группе (39 регионов) велика приоритетность других видов затрат (фундаментальные исследования, разработки, страховые взносы, приобретение оборудования и др.).

 

Таблица 3 – Типология регионов по удельному весу затрат на прикладные исследования от общего объема внутренних текущих затрат, 2022 г., % [19]

диапазон значения показателя, %
60-30 30-20 20 — 2
число субъектов и показатели, %
18 18 39
Астраханская обл. 65,7 Мурманская обл. 29,0 Липецкая обл. 19,5
Костромская обл. 51,9 Чеченская Респ. 27,4 Волгоградская обл. 19,4
Респ. Мордовия 46,2 Ульяновская обл. 27,0 г. Санкт-Петербург 18,7
……….. ……….. ……..
Ленинградская обл. 31,9 Архангельская обл. 20,4 Красноярский край 4,5
Ставропольский край 31,9 Воронежская обл. 20,2 Новгородская обл. 3,3
Тамбовская обл. 30,5 Калининградская обл. 20,1 Курская обл. 2,6

 

Для оценки экономической безопасности регионов в области технологического развития российской экономики в исследовании использован ранговый метод.

Высокому уровню экономической безопасности в области технологического развития соответствуют индексы производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности в 54 регионах. Затем следует индикатор, отражающий удельный вес затрат организаций на прикладные исследования. 36 регионов опережают значение по стране в целом. Следующий индикатор — индекс производства по обрабатывающим видам экономической деятельности высокого технологического уровня. 30 регионов превысили значение по стране в целом. Последним является индикатор — удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации. Лишь 20 регионов превысили среднее значение по стране в целом. Технологическое развитие данных регионов относится к нормальному, соответствующему показателям выше порогового уровня.

Однако следует отметить значительное число субъектов Российской Федерации, в которых сформировались вызовы экономической безопасности, так как индикаторы характеризуются значениями ниже порогового уровня. Особенно выделяется критическое положение регионов по доле организаций, осуществляющих технологические инновации: в 65 регионах отмечены низкие значения. Именно технологические инновации оказывают большое значение на развитие экономики регионов.

На рис. 9 представлена графическая интерпретация оценки региональных особенностей технологического развития.

 

Распределение регионов на основе расчета индикаторов технологического развития по отношению к среднему по России, число регионов

Рисунок 9. Распределение регионов на основе расчета индикаторов технологического развития по отношению к среднему по России, число регионов [19]

 

Далее проведен расчет интегрального индекса технологического развития регионов. Расчеты проведены следующим образом:

1-й этап: расчет нормированных значений по индикаторам в каждом субъекте РФ;

2-й этап: определение ранга (места) каждого субъекта;

3-й этап: расчет интегрального показателя путем суммирования нормированных значений и их соотношения с числом показателей;

4-й этап: составление типологии регионов по группам, соответствующим интервалу интегрального показателя.

Результаты расчетов представлены в таблице 4, где регионы распределены по группам в соответствии с диапазоном интегрального индекса.

 

Таблица 4 — Типология субъектов Российской Федерации по уровню технологического развития, 2022 год

интервал тип региона
критически низкий уровень
< 20 / 1 Курская область (16,6)
пониженный уровень
20–30 / 32 Архангельская обл., Калининградская обл., Липецкая обл., Пермский край, Респ. Северная  Осетия – Алания, Смоленская обл., Владимирская обл., Иркутская обл., Новгородская обл., Приморский край, Рязанская обл., Ставропольский край, Волгоградская обл., Карачаево-Черкесская   Республика, Новосибирская обл., Республика Дагестан, Самарская обл., Тамбовская обл., Воронежская обл., Красноярский край, Омская обл., Республика Карелия, Свердловская обл., Тверская обл., г. Севастополь, Ленинградская обл., Пензенская обл., Республика Крым, Тульская обл., Тверская обл., Удмуртская Республика, Ярославская обл.
средний уровень
30–40 / 23 Алтайский край, Белгородская обл., Брянская обл., г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ивановская обл., Калужская обл., Кемеровская обл., Кировская обл., Костромская обл., Краснодарский край, Курганская обл., Московская обл., Мурманская обл., Нижегородская обл., Орловская обл., Псковская обл., Республика Марий Эл, Саратовская обл., Томская обл., Ульяновская обл., Хабаровский край, Чувашская Республика
высокий уровень
> 40 / 6 Республика Татарстан (41), Республика Мордовия (44,2), Вологодская обл. (45,4), Оренбургская обл. (48,9), Ростовская обл. (49,4), Астраханская обл. (65,7)

 

Заключение

Исследование технологического развития российских регионов за 2022 год показало, что более 38% субъектов имеют низкий уровень технологического развития, а 27% оцениваются как средний. Только шесть регионов достигли высокого уровня благодаря росту производства в высокотехнологичных секторах экономики (Оренбургская, Вологодская и Ростовская области, Республика Татарстан), расширению производства по высокотехнологичным видам экономической деятельности (Астраханская область) и высоким инвестициям в прикладные исследования (Республика Мордовия). Единственный аутсайдер — Курская область — отличается низкой инновационной активностью предприятий, снижением инвестиций в основной капитал и низкими расходами на исследования и разработки. Таким образом, экономическая безопасность в области технологического развития значительного количества регионов не соответствует национальным стратегическим целям и требует инвестиционной поддержки и стратегического планирования.

 

Список литературы

  1. Указ Президента РФ № 208 от 13.05.2017 г. «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 28.03.2024).
  2. Указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 28.02.2024 г. № 145. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50358/page/1 (дата обращения: 28.03.2024).
  3. Концепция технологического развития на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/48570/ (дата обращения: 203.2024).
  4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 г.». [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 05.04.2024).
  5. Бухвальд, Е.М. Система понятий экономической безопасности: региональный уровень // Экономическая безопасность. – 2020. – Том 3. – № 1. – С. 63–78.
  6. Пастухова, К.И. Применение интегральной методики в оценке экономической безопасности региона // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Том 12. № 3А. С. 83-91.
  7. Сенчагов, В.К., Митяков, С.Н. Использование индексного метода для оценки экономической безопасности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2011. — № 5. – С. 41–50.
  8. Татаркин, А.И., Куклин, А. А. Изменение парадигмы исследований экономической безопасности региона // Экономика региона. № 2/12. С. 25–39.
  9. Каранина, Е.В., Жигарев, А.С., Смирнов, Ф.Е. Интегральная оценка и прогнозирование экономической безопасности регионов (на примере Приволжского федерального округа) // Проблемы анализа риска. 2022. Т. 19. № 6. С. 66—75.
  10. Волгоградские предприятия внедряют высокие технологии и развивают инновации. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/press/regevent/?id=40940 (дата обращения: 10.04.2024).
  11. Информационное Агентство Волгограда. URL: https://gorvesti.ru/economics/v-selskom-khozyaystve-volgogradskoy-oblasti-ispolzuyut-sputnikovye-tekhnologii-160317. (дата обращения: 04.2024).
  12. Информационное агентство «Чукотка». Достижения Чукотки. URL:https://prochukotku.ru/news/infrastruktura/rekonstruktsiyu_inzhenernykh_setey_zavershili_v_peveke/ (дата обращения: 15.04.2024).
  13. Национальная технологическая инициатива Оренбуржье // 20.35. URL: https://orbtech.ru/reestr/ (дата обращения: 18.03.2024).
  14. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). 06.09.2022. URL: https://sakha.gov.ru/control/news/view/id/3326892 (дата обращения: 04.04.2024).
  15. Официальный портал Оренбургской области. Резидентами ТОСЭР Оренбургской области создано почти 3 тысячи рабочих мест. URL: https://orenburg-gov.ru/ (дата обращения: 17.03.2024).
  16. Российская газета. Инновационные предприятия Калининградской области окрепли на фоне санкций. 07.2022. URL: https://rg.ru/2022/07/12/reg-szfo/innovacionnye-predpriiatiia-kaliningradskoj-oblasti-okrepli-na-fone-sankcij.html (дата обращения: 20.03.2024).
  17. Рост промышленного производства в Ингушетии по итогам 2022 года составил 10,8%. 07.02.2023. URL: https://ingushetia.ru/news/rost_promyshlennogo_proizvodstva_v_ingushetii_po_itogam_2022_goda_sostavil_10_8_/ (дата обращения: 16.04.2024).
  18. ТАСС.06.2022. Чукотский АО заключил соглашение с «1C» о развитии в регионе информационных технологий. URL: https://tass.ru/ekonomika/14923493 (дата обращения: 15.04.2024).
  19. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — URL: https://rosstat.gov.ru

 

Bibliography 

  1. Presidential Decree of the Russian Federation No. 208 dated May 13, 2017. «On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation until 2030» [Ukaz Prezidenta RF No. 208 ot 13.05.2017 g. «O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda»]. [Online] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921(Accessed: March 28, 2024).
  2. Decree «On the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation» dated February 28, 2024. No. 145. [Ukaz «O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii» ot 28.02.2024 g. № 145]. [Online] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50358/page/1(Accessed: March 28, 2024).
  3. The Concept of Technological Development for the Period up to 2030 was approved by the Government of the Russian Federation by Order No. 1315-r dated May 20, 2023. [Kontseptsiya tekhnologicheskogo razvitiya na period do 2030 goda utverzhdena rasporyazheniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 20 maya 2023 g. № 1315-r]. [Online] URL: http://government.ru/news/48570/(Accessed: March 25, 2024).
  4. Order of the Government of the Russian Federation dated February 13, 2019, No. 207p «On Approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation until 2025». [Rasporyazheniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 13 fevralya 2019 g. № 207p «Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii do 2025 g.»]. [Online] URL: https://www.economy.gov.ru(Accessed: April 5, 2024).
  5. Bukhvald, E.M. «Systema ponyatiy ekonomicheskoy bezopasnosti: regionalnyy uroven» [Sistema Ponyatiy Ekonomicheskoy Bezopasnosti: Regionalnyy Uroven] // Economic Security. – 2020. – Vol. 3. – No. 1. – P. 63–78.
  6. Pastukhova, K.I. «Primenenie integral’noy metodiki v otsenke ekonomicheskoy bezopasnosti regiona» [Primenenie Integral’noy metodiki v otsenke ekonomicheskoy bezopasnosti regiona] // Economics: Yesterday, Today, Tomorrow. 2022. Vol. 12. No. 3A. P. 83-91.
  7. Senchagov, V.K., Mityakov, S.N. «Ispol’zovanie indeksnogo metoda dlya otsenki ekonomicheskoy bezopasnosti» [Ispol’zovanie indeksnogo metoda dlya otsenki ekonomicheskoy bezopasnosti] // Vestnik Akademii Ekonomicheskoy Bezopasnosti MVD Rossii. – 2011. — No. 5. – P. 41–50.
  8. Tatarkin, A.I., Kuklin, A.A. «Izmenenie paradigmy issledovaniy ekonomicheskoy bezopasnosti regiona» [Izmenenie Paradigmy issledovaniy ekonomicheskoy bezopasnosti regiona] // Ekonomika Regiona. No. 2/12. P. 25–39.
  9. Karanina, E.V., Zhigarev, A.S., Smirnov, F.E. «Integral’naya otsenka i prognozirovanie ekonomicheskoy bezopasnosti regionov (na primere Privolzhskogo federal’nogo okruga)» [Integral’naya otsenka i prognozirovanie ekonomicheskoy bezopasnosti regionov (na primere Privolzhskogo federal’nogo Okruga)] // Problemy Analiza Riska. 2022. Vol. 19. No. 6. P. 66—75.
  10. «Volgogradskie predpriyatiya vnedryayut vysokie tekhnologii i razvivayut innovatsii» [Volgogradskie Predpriyatiya Vnedryayut Vysokie Tekhnologii i Razvivayut Innovatsii]. Bank Rossii. URL: https://www.cbr.ru/press/regevent/?id=40940(Accessed: April 10, 2024).
  11. Volgograd Information Agency. «Using Satellite Technologies in Agriculture of the Volgograd Region» [Ispolzovanie sputnikovykh tekhnologiy v selskom khozyaystve Volgogradskoy oblasti]. [Online] URL: https://gorvesti.ru/economics/v-selskom-khozyaystve-volgogradskoy-oblasti-ispolzuyut-sputnikovye-tekhnologii-160317. (Accessed: April 6, 2024).
  12. «Achievements of Chukotka» [Dostizheniya Chukotki]. Chukotka Information Agency. [Online] URL: https://prochukotku.ru/news/infrastruktura/rekonstruktsiyu_inzhenernykh_setey_zavershili_v_peveke/(Accessed: April 15, 2024).
  13. «National Technological Initiative Orenburg» [Natsional’naya tekhnologicheskaya initsiativa orenburzh’ye]. 20.35. [Online] URL: https://orbtech.ru/reestr/(Accessed: March 18, 2024).
  14. Official Information Portal of the Republic of Sakha (Yakutia). September 6, 2022. [Online] URL: https://sakha.gov.ru/control/news/view/id/3326892(Accessed: April 4, 2024).
  15. Official Portal of the Orenburg Region. «Nearly 3,000 Jobs Created by Residents of the Territory of Advanced Socio-Economic Development (TOSER) of the Orenburg Region» [Rezidentami TOSER Orenburgskoy oblasti sozdanо pochti 3 tysyachi rabochikh mest]. [Online] URL: https://orenburg-gov.ru/(Accessed: March 17, 2024).
  16. «Innovative Enterprises of the Kaliningrad Region Strengthen Amid Sanctions» [Innovatsionnye Predpriyatiya Kaliningradskoy oblasti okrepli na fone sanktsiy]. Rossiyskaya Gazeta. July 12, 2022. [Online] URL: https://rg.ru/2022/07/12/reg-szfo/innovacionnye-predpriiatiia-kaliningradskoj-oblasti-okrepli-na-fone-sankcij.html(Accessed: March 20, 2024).
  17. «Industrial Production Growth in Ingushetia by the End of 2022 Reached 10.8%» [Rost Promyshlennogo proizvodstva v ingushetii po itogam 2022 goda sostavil 10,8%]. February 7, 2023. [Online] URL: https://ingushetia.ru/news/rost_promyshlennogo_proizvodstva_v_ingushetii_po_itogam_2022_goda_sostavil_10_8_/(Accessed: April 16, 2024).
  18. June 16, 2022. «Chukotka Autonomous Okrug Signed an Agreement with ‘1C’ on Development of Information Technologies in the Region» [Chukotskiy AO zaklyuchil soglashenie s «1s» o razvitii v regionе informatsionnykh tekhnologiy]. [Online] URL: https://tass.ru/ekonomika/14923493(Accessed: April 15, 2024).
  19. Federal State Statistics Service [Electronic Resource] — Electronic Data. [Online] URL: https://rosstat.gov.ru

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *