Главная страница » Публикации » №2 (78) » Влияние Федеральной адресной инвестиционной программы на экономическое развитие республик СКФО

Влияние Федеральной адресной инвестиционной программы на экономическое развитие республик СКФО

The influence of FAIP on the economic development of the republics of the North Caucasian Federal District

Авторы

Лазарова Лариса Борисовна
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов
Российская Федерация, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Владикавказский филиал)
llblazarova@mail.ru
Дзуцев Игорь Таймуразович
аспирант
Российская Федерация, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова
igor.dzucev@mail.ru

Аннотация

Данная статья представляет анализ бюджетных ассигнований в Северо-Кавказском Федеральном Округе (СКФО) за три года с целью оценки влияния Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) на экономическое развитие регионов. В контексте рассматриваемых данных выявляется сложность эффективного использования средств ФАИП, требующая ответственного подхода. ФАИП охватывает все объекты капитального строительства, и успешное внедрение этих проектов может способствовать дальнейшему росту финансирования. Наблюдается существенный рост капитальных вложений в различные секторы, такие как агропромышленный, промышленный, социальный комплекс, и развитие инфраструктуры за счет средств федерального бюджета, что создает благоприятные условия для устойчивого развития республик СКФО.

Ключевые слова

федеральный бюджет, капитальные расходы, бюджетные ассигнования, бюджетные инвестиции, ФАИП, Северо-Кавказский федеральный округ.

Рекомендуемая ссылка

Лазарова Лариса Борисовна , Дзуцев Игорь Таймуразович

Влияние Федеральной адресной инвестиционной программы на экономическое развитие республик СКФО// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (78). Номер статьи: 7807. Дата публикации: 22.04.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7807/

DOI: 10.24412/1999-2645-2024-278-7

Authors

Lazarova Larisa Borisovna
Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Finance
Russian Federation, Financial University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz branch)
llblazarova@mail.ru
Dzutsev Igor Taimurazovich
graduate student
Russian Federation, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov
igor.dzucev@mail.ru

Abstract

This article presents an analysis of budget allocations in the North Caucasus Federal District (NCFD) for three years in order to assess the impact of the Federal Targeted Investment Program (FAIP) on the economic development of the regions. In the context of the data under consideration, the complexity of the effective use of FAIP funds is revealed, which requires a responsible approach. The FAIP covers all capital construction projects, and the successful implementation of these projects can contribute to further growth in funding. There is a significant increase in capital investments in various sectors, such as the agro-industrial, industrial, social complex, and infrastructure development at the expense of the federal budget, which creates favorable conditions for the sustainable development of the republics of the North Caucasian Federal District.

Keywords

federal budget, capital expenditures, budget allocations, budget investments, FAIP, North Caucasus Federal District.

Suggested Citation

Lazarova Larisa Borisovna , Dzutsev Igor Taimurazovich

The influence of FAIP on the economic development of the republics of the North Caucasian Federal District// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (78). Art. #7807. Date issued: 22.04.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/7807/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2024-278-7


Введение

Рассматривая актуальность исследуемой темы, важно отметить, что в отечественной литературе уделяется большое внимание Федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП). В данной статье основное внимание уделяется тому, что в период экономических кризисов одной из ключевых задач, стоящих перед государственными органами, является эффективное распределение бюджетных средств. Большие инвестиционные объекты возводятся за счет средств ФАИП. Важным шагом в этом направлении является долгосрочное планирование государственных расходов (переход на пятилетний план). Основная цель заключается в повышении эффективности использования бюджетных средств в регионах Северо-Кавказского Федерального Округа (СКФО), где каждый вложенный рубль должен стать стимулом для поступательного регионального развития. Бюджетные средства направляются на развитие социальной сферы, включая строительство школ и больниц, что приводит к естественному приросту населения в СКФО в 2023 году (с наилучшими показателями у Чечни и Дагестана). Проекты, финансируемые в рамках ФАИП, решают проблему современной инфраструктуры, способствуя росту индексов промышленного производства в Северо-Кавказском Федеральном Округе в 2023 году.

 

Результаты исследования

 

Таблица 1. Динамика бюджетных ассигнований в СКФО в 2021-2023 гг. (тыс. руб.)

СКФО 2021 2022 факт. откл. 2022/2021 относ. откл. % 2022/2021 2023 факт. откл. 2022/2021 относ. откл. % 2023/2022
Дагестан 1733019,0 1314457,0 -418,562 75,80% 7546370,3 6 231 913 574,2%
Ингушетия 1577386,1 863457,0 -713929,1 54,7% 382 413,5 -418 043,5 44,2%
КБР 1515042,3 1146215,9 -368 826,4 75,6% 643 370,3 -502 845,6 56,1%
Карачаево –Черкеская республика 2741108,0 2166789,1 -574318,9 79,0% 1063023,6 -1103765,5 49,0%
Северная Осетия-Алания 7926767,1 5217531,3 -2709235,8 66,0% 2452709,6 -2764821,7 47,0%
Чеченская республика 6241933,0 9488875,6 3246942,6 152,0% 15975454,3 6486578,7 168,4%
Ставропольский край 10099242,9 8147632,9 -1951610,0 80,7% 7894537,1 -253095,8 96,9%

 

Бюджетные ассигнования в республике Дагестан с 2021 по 2023г., тыс. руб.

Рисунок 1. Бюджетные ассигнования в республике Дагестан с 2021 по 2023г., тыс. руб.

 

Согласно данным представленным наглядно на рисунке 1 бюджетные ассигнования, направляемые в республику Дагестан в 2021 году, составили 1 733 019,0 тыс. руб., в течение последующего года исследуемый показатель значительно снизился, в фактическом выражении на 418 562 тыс. руб. или 24,2 процентных пункта. В 2023 году наблюдался рекордный скачок данного показателя, в регион было направленно на 6 231 913 тыс. руб. больше бюджетных средств, что составляло 574,2 процента от уровня аналогичного показателя предыдущего года. Согласно проведенному анализу можно сделать вывод, что итоги реализации ФАИП за истекшие три года демонстрируют значительный рост финансирования по госпрограммам. Объем бюджетных ассигнований был распределен в 2021 г. по 18 объектам, 2022г.-12, 2023г.-15 соответственно. Средства направлялись в социальный комплекс, в частности строительство Республиканского противотуберкулезного диспансера, коммунальное строительство, производственный комплекс (реконструкция аэропорта Махачкала), агропромышленный комплекс (реконструкцию магистральных каналов и гидроузлов).

 

Бюджетные ассигнования в Республике Ингушетия с 2021 по 2023г., тыс. руб.

Рисунок 2. Бюджетные ассигнования в Республике Ингушетия с 2021 по 2023г., тыс. руб.

 

Проанализировав данные представленные на рисунке 2 можно сделать вывод, что за истекшие три года объемы бюджетных средств, направляемых по госпрограммам, демонстрируют траекторию экономического спада. Так бюджетные ассигнования, направляемые в республику Ингушетия в 2021 году, составили 1 577 386,1 тыс. руб., в течение последующего периода данный показатель значительно снизился, практически в 2 раза. В 2023 году отрицательный тренд продолжился, исследуемый показатель снизился в абсолютном выражении на 481 033,5 тыс. руб. или 56,8%. В республике самый низкий показатель среди субъектов СКФО по количеству объектов, планируемых к реализации через механизм ФАИП, в 2021 г. — 3 объекта, 2022г.-3, 2023г.-2. Средства ФАИП направлялись в производственный комплекс (строительство дорог), агропромышленный комплекс (строительство очистных сооружений). Руководству региона необходимо планировать объекты ФАИП, обосновывать экономическую целесообразность их включения в адресную инвестиционную программу, для дальнейшей трансформации и развития экономики субъекта.

 

Бюджетные ассигнования в КБР с 2021 по 2023г. тыс. руб.

Рисунок 3. Бюджетные ассигнования в КБР с 2021 по 2023г. тыс. руб.

 

Согласна данным представленным на рисунке 3 бюджетные ассигнования по республике КБР в 2021 году составили 1515042,3 тыс. руб. в течение последующего года исследуемый показатель значительно снизился, на 368 826 тыс. руб. или на 24,4 процентных пункта. Более глубокий спад характерен для 2023 года -43,9 процентных пункта. Таким образом, за истекшие три года снижалось и количество объектов, финансируемых в рамках ФАИП: 2021 г. — 7, 2022г.-5, 2023г.-4.  Выделенные средства ФАИП направлялись в социальный комплекс (строительство пассажирских подвесных канатных дорог), агропромышленный комплекс (реконструкцию гидроузлов, распределителей), социальный комплекс (строительство онкологического диспансера). Данные факты свидетельствуют, что средства, направляемые через механизм ФАИП, способствуют развитию туризма, сельского хозяйства.

 

Бюджетные ассигнования в Республике Карачаево-Черкессия с 2021 по 2023г. тыс. руб.

Рисунок 4. Бюджетные ассигнования в Республике Карачаево-Черкессия с 2021 по 2023г. тыс. руб.

 

Согласно данным, представленным на рисунке 4, бюджетные ассигнования в рамках ФАИП по республике Карачаево-Черкесии за последние три года снижаются. Так если в 2021 году на эти цели было направлено 2 741 108 тыс. руб., то в 2022 году исследуемый показатель был ниже на 574 318,9 тыс. руб. или 21%. В 2023 году, в связи со сложной экономической ситуацией, сложившейся в стране, в регионе, наблюдалось рекордное снижение данного показателя, на 51 процентный пункт, что эквивалентно 1 103 766,1 тыс. руб. Количество объектов, включенных в ФАИП, за истекшие три года было распределено следующим образом: 2021 г. — 8, 2022г.-4, 2023г.-4. Средства ФАИП были использованы на следующие цели: жилищное строительство (ввод 4 жилых многоэтажных домов), агропромышленный комплекс (реконструкцию оросительных сетей, восстановление гидротехнических сооружений, реконструкцию Усть-Джегутинского водохранилища), производственный комплекс (строительство и реконструкцию дорог).

 

Бюджетные ассигнования в Республике Северная Осетия-Алания с 2021 по 2023г. тыс. руб.

Рисунок 5. Бюджетные ассигнования в Республике Северная Осетия-Алания с 2021 по 2023г. тыс. руб.

 

Исходя из данных, отображенных на рисунке 5, можно сделать вывод, что объем бюджетных ассигнований в рамках ФАИП за истекшие три года в Республике Северная Осетия-Алания значительно снизился. В 2022 году сокращение составило 2 709 226,4 тыс. руб. или 34%, в 2023 году 2 764 821,7 тыс. руб. или 53%. Средства ФАИП были направлены на следующие цели: реконструкцию Республиканского стадиона «Спартак, разработку ПСД, систему искусственного снегообразования, строительство горнолыжных трасс и инженерных инфраструктур, для туристско-рекреационного комплекса «Мамисон», агропромышленный комплекс (реконструкцию магистральных каналов водозаборного сооружения) данные объекты станут импульсом для развития туризма, сельского хозяйства.

 

Бюджетные ассигнования в Чеченской Республике с 2021 по 2023г. тыс. руб.

Рисунок 6. Бюджетные ассигнования в Чеченской Республике с 2021 по 2023г. тыс. руб.

 

Согласно данным представленным на рисунке 6, можно наблюдать значительный рост объема бюджетных ассигнований в рамках ФАИП в Чеченской республике. В 2021 году данный показатель был исполнен в объеме 6 241 933,0 тыс. руб., в течение последующего периода он вырос в абсолютном выражении на рекордные 3 246 942,6 тыс. руб., или на 152,0 процентных пункта. Для 2023 года так же характерна положительная динамика, при этом темп роста вырос и составил 168,4 процентов от уровня предыдущего показателя. При этом, количество объектов, возводимых в рамках ФАИП снижается: 2021 г. — 30, 2022г.-9, 2023г.-12. За счет средств ФАИП были возведены крупные инвестиционные проекты в сфере образования (учебные корпуса кампуса Чеченского государственного университета), в сфере здравоохранения (реконструкция «Центра гигиены и эпидемиологии»), в сфере коммунального хозяйства (строительство горнолыжных трасс, подвесных канатных дорог во  всесезонном туристско-рекреационном комплексе «Ведучи»), в сфере жилищного строительства (общежитие Чеченского государственного университета), в производственном комплексе (реконструкция и строительство аэропорта),  в агропромышленном комплексе (реконструкция обводнительно-оросительной системы, реконструкция гидроузлов). В субъекте проводится работа по всем направлениям и в будущем реализуемые инвестиционные проекты должны стать основой для структурной перестройки экономики.

 

Бюджетные ассигнования в Ставропольском крае с 2021 по 2023г. тыс. руб.

Рисунок 7. Бюджетные ассигнования в Ставропольском крае с 2021 по 2023г. тыс. руб.

 

Согласна данным представленным на рисунке 7 объем бюджетных ассигнований в Ставропольском крае в рамках ФАИП в 2021 году составил 10 099 242,9 тыс. руб., в 2022 году данный показатель значительно снизился в фактическом выражении на 1 951 610, 0 тыс. руб. или на 19,3 процентных пункта. Для 2023 года так же характерен нисходящий тренд, но темп снижения замедлился и составил 3,1%. Что касается количества инвестпроектов, вводимых в рамках ФАИП, то данный показатель практически не изменился: 2021 г. — 23, 2022 г.-21, 2023 г.-21.  Основными направлениями выступают объекты здравоохранения (Санаторий «Дубовая роща»), жилищное строительство (комплекс общежитий СКФУ), производственный комплекс (реконструкция аэропортового комплекса), агропромышленный комплекс (реконструкция Новотроицкого водохранилища, Невинномысского канала).

 

Выводы и заключение

В результате анализа аналитических данных, представленных в статье, можно сделать вывод, что несмотря на экономический кризис, республики Северо-Кавказского Федерального Округа (СКФО) продолжают получать средства в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на различные направления. В период с 2021 по 2023 год наибольший прирост бюджетных средств отмечен в Республике Дагестан, за ним следует Чеченская республика, в то время как в других регионах наблюдается сокращение объемов инвестиций. Однако для дальнейшего развития ФАИП необходимо экономически обосновывать необходимость капитальных вложений и ужесточить контроль за строительством объектов. Проблемой остается завершение строительства объектов, поскольку значительная часть бюджетных ассигнований на инвестиционные проекты остается не обеспечена необходимой документацией (их доля составляет 25 процентов). Важным шагом в этом направлении является передача полномочий по строительству «Единому заказчику в сфере строительства» Министерству Строительства и переход программ на пятилетний период исполнения.

 

Список литературы:

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024)// https://www.consultant.ru/
  2. Лазарова, Л.Б., Каирова, Ф.А. Современные концепции финансов и кредита// Москва, 2020.
  3. Лазарова, Л.Б., Каирова, Ф.А. Программно-целевые методы управления государственными финансами // Учебник для магистратуры. Москва, 2022.
  4. Лазарова, Л.Б., Гогичаев, Д.Т. Особенности исполнения регионального бюджета в условиях санкций // Вестник экономической безопасности, 2023. № 6. С. 222-227.
  5. Каирова, Ф.А., Дзайнуков, М.Т. Проблемы сбалансированности бюджета Республики Северная Осетия-Алания // В сборнике: Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов России. Сборник трудов. Владикавказ, 2016. С. 255-258.
  6. Каирова, Ф.А., Басиева, М.А. Проблемы сбалансированности республиканского бюджета РСО-Алания// Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79). С. 232-234.
  7. Министерство экономического развития Российской Федерации // https://faip.economy.gov.ru

 

Bibliography:

  1. “Budget Code of the Russian Federation” dated July 31, 1998 N 145-FZ (as amended on February 26, 2024) [«Budgetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii»]// https://www.consultant.ru/
  2. Lazarova, L.B., Kairova, F.A. Modern Concepts of Finance and Credit [Sovremennye kontseptsii finansov i kredita]// Moscow, 2020.
  3. Lazarova, L.B., Kairova, F.A. Program-Target Methods of Managing Public Finances [Programmno-tselevye metody upravleniya gosudarstvennymi finansami] // Textbook for postgraduate studies. Moscow, 2022.
  4. Lazarova, L.B., Gogichaev, D.T. Features of Regional Budget Execution in Sanctions Conditions [Osobennosti ispolneniya regional’nogo byudzheta v usloviyakh sanktsiy] // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti, 2023. 6. Pp. 222-227.
  5. Kairova, F.A., Dzaynukov, M.T. Problems of Budget Balance of the Republic of North Ossetia-Alania [Problemy sbalansirovannosti byudzheta Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya] // In collection: Aktual’nye voprosy sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii. Sbornik trudov. Vladikavkaz, 2016. Pp. 255-258.
  6. Kairova, F.A., Basieva, M.A. Problems of Republican Budget Balance of the Republic of North Ossetia-Alania [Problemy sbalansirovannosti respublikanskogo byudzheta RSO-Alaniya]// Ekonomika i predprinimatel’stvo. No. 2-1 (79). Pp. 232-234.
  7. Ministry of Economic Development of the Russian Federation // https://faip.economy.gov.ru

Еще в рубриках

Северо-Кавказский федеральный округ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *