Главная страница » Публикации » №4 (76) » Опыт Израиля в организации институтов развития и программ поддержки технологического сектора экономики

Опыт Израиля в организации институтов развития и программ поддержки технологического сектора экономики

Israel’s experience in organizing development institutions and support programs for the technology sector of the economy

Авторы

Ремесленников Андрей Юрьевич
аспирант кафедры Национальной и региональной экономики
Российская Федерация, Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
remeslennikov.a@yandex.ru
Владимирова Ольга Николаевна
доктор экономических наук, профессор кафедры национальной и региональной экономики
Российская Федерация, Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
olga.ovladimirova24@yandex.ru

Аннотация

В данной статье рассмотрен опыт Израиля в организации программ поддержки технологического сектора за счет деятельности подразделений Управления по инновациям. Изучение опыта позволяет провести сравнительную характеристику, выделить схожие инструменты и новые подходы, которые могут быть использованы при формировании системы государственной поддержки и определении структуры институтов развития РФ.

Ключевые слова

Израиль, институты развития, программы поддержки технологического сектора, инновации, новые технологии

Рекомендуемая ссылка

Ремесленников Андрей Юрьевич , Владимирова Ольга Николаевна

Опыт Израиля в организации институтов развития и программ поддержки технологического сектора экономики// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7651. Дата публикации: 26.12.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7651/

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-476-51

Authors

Remeslennikov Andrey Yurievich
postgraduate student of the Department of National and Regional Economics
Russian Federation, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov
remeslennikov.a@yandex.ru
Vladimirova Olga Nikolaevna
Doctor of Economics, Professor of the Department of National and Regional Economics
Russian Federation, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov
olga.ovladimirova24@yandex.ru

Abstract

This article examines Israel's experience in organizing programs to support the technology sector through the activities of departments of the Innovation Department. The study of experience allows us to make a comparative characteristic, identify similar tools and new approaches that can be used in the formation of a system of state support and determining the structure of development institutions of the Russian Federation.

Keywords

Israel, development institutions, technology sector support programs, innovation, new technologies

Suggested Citation

Remeslennikov Andrey Yurievich , Vladimirova Olga Nikolaevna

Israel's experience in organizing development institutions and support programs for the technology sector of the economy// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7651. Date issued: 26.12.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7651/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-476-51


Введение

Для формирования новых идей и планов по развитию системы институтов развития в России в качестве инструмента механизма по обеспечению экономической безопасности большое внимание стоит уделить анализу опыта других стран и их подходов к развитию новых и цифровых технологий. Одним из примеров таких стран, показывающих высокий уровень внедрения новых технологий, является Израиль. Не имея ни полезных ископаемых, ни плодородной земли, Израиль сделал ставку на коммерческую науку как основной источник развития всей национальной экономики. В данной статье будет проведена характеристика основных инструментов поддержки, используемых в экономике Израиля. Основным методом анализа является обобщение опыта Израиля и его сопоставление с аналогичными инструментами, используемыми в Российской экономике. Основная задача — это выделить инструменты и подходы, имеющие перспективу использования в России.

 

Результаты исследования

Израиль входит в двадцатку самых развитых стран мира и известен во всем мире благодаря своей высокотехнологичной промышленности, подготовленным инженерам, значительным научным достижениям. Устойчивый экономический рост достигается за счет ускорения процессов внедрения в хозяйственный механизм новых решений и обеспечения непрерывности инновационной деятельности. Если взять показатель «индекс инноваций», характеризующий уровень взаимодействия науки и бизнеса и скорость внедрения научных разработок в экономику, то мировыми лидерами являются Швейцария, Швеция, США, Израиль – на 14-м месте, Германия – на 8-м, Великобритания – на 4-м, Франция – на 11-м. Инвестиции Израиля в НИОКР – среди самых высоких в мире (около 3% ВВП); в стране действуют свыше 3 000 высокотехнологичных компаний (Global Innovation Index 2023 – Innovation in the face of uncertainty [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2023-section1-en-gii-2023-results-global-innovation-index-2023.pdf  (Дата обращения: 04.11.2023)).

Основным рычагом развития инновационного сектора экономики в  Израиле является “Управление по инновациям” — это независимый установленный законом орган, которому поручено продвигать инновации в качестве инструмента инклюзивного и устойчивого экономического роста в Израиле. Основной деятельностью органа является предоставление грантов для поддержки научных и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и поощрение технологических инноваций (Официальный сайт управления по инновациям Израиль. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://innovationisrael.org.il/FAQ (Дата обращения: 04.11.2023)). Размер бюджета представлен в таблице 1.

 

Таблица 1. Ежегодные бюджеты Управления по инновациям в Израиле

Год Бюджет, шекелей Бюджет, доллар
2020 2,25 млрд 649 млн
2021 1,54 млрд 443 млн
2022 1,50 млрд 431 млн
2023 1,40 млрд 402 млн

Составлено автором на основе данных официального сайта управления по инновациям Израиль. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://innovationisrael.org.il/en/reportchapter/appendix-activity-israel-innovation-authoritys-divisions (Дата обращения: 04.11.2023)

 

Средний размер гранта от Управления по инновациям составляет 1,5 миллионов шекелей (423 897 долларов) на одну из числа компаний гранта-заявителей, предусмотрено более 30 различных способов получения гранта в зависимости от областей, в которых компания осуществляет свою деятельность, и их уровня развития (Официальный сайт Skolkovo Moscow School of Managment. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.skolkovo.ru/news/etapy-razvitiya-startapa-glazami-investorov-pochemu-vazhen-postoyannyj-rost/ (Дата обращения: 04.11.2023)):

  • Pre-seed (предпосевная) — Стартап только вырабатывает бизнес-модель и ищет свой продукт. Цель — определить ценностное предложение, найти актуальную проблему, которую стартап имеет возможность решить.
  • Seed (посев) — Стартап приводит продукт в соответствие с требованиями рынка (product-market fit).
  • Раунды А и B — Стартап нашел рабочую бизнес-модель, ее жизнеспособность подтверждает наличие продаж; тестируется возможность масштабировать бизнес.

Данный институт развития в своей деятельности они выделяет несколько подразделений, которые предоставляют точечную поддержку в своих областях и на основе необходимых критерий, подробная информация об подразделениях представлена на таблице 2.

 

Таблица 2. Направления программ поддержки Управления по инновациям

Подразделение Описание
1 Стартапы Направлено на поддержку начинающих предпринимателей и стартапы на стадии формирования идей, а также корпорации, заинтересованные в использовании открытых инноваций посредством партнерства в технологических инкубаторах и инновационных лабораториях. Подразделение помогает процессу формирования идей – от разработки первоначальной технологической идеи до готового продукта – и в продвижении инициативы с целью достижения продвинутых стадий привлечения капитала и продаж.
2 Рост Направлено на поддержку стартапов и компаний, находящихся на стадии роста, зрелые компании и центры исследований и разработок, действующие по всему Израилю. Подразделение помогает продвигать конкуренцию и технологическое лидерство компаний с целью увеличения темпов их роста и раскрытия их потенциала.
3 Международное сотрудничество Направлено на создание конкурентного преимущества для израильских компаний посредством международного сотрудничества в области исследований и инноваций. Подразделение стремится облегчить доступ к знаниям, партнерство в глобальных исследованиях, инновациях и рыночных пилотных проектах, а также сотрудничество с транснациональными корпорациями, государственными организациями и ведущими исследовательскими институтами по всему миру. Подразделение отвечает за глобальные связи Управления инноваций, которые способствуют развитию научно-исследовательского и инновационного сотрудничества по стратегическим вопросам
4 Технологическая инфраструктура Направлено на продвижение разработки новаторских непатентованных и предварительных технологий, коммерциализацию и передачу знаний от научных кругов к промышленности, создание инфраструктур исследований и разработок, а также поддержку разработки двойных технологий гражданской обороны
5 Передовое производство Направлено на помощь компаниям производственного сектора и фабрикам, заинтересованным в разработке продукции и внедрении инновационных технологий. Подразделение стремится укреплять обрабатывающую промышленность и повышать ее конкурентоспособность путем применения процессов НИОКР и инноваций

Составлено автором на основе данных официального сайта управления по инновациям Израиль. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://innovationisrael.org.il/en/reportchapter/appendix-activity-israel-innovation-authoritys-divisions (Дата обращения: 04.11.2023)

 

Программы подразделения “Стартапы” включают следующие категории:

  1. Программа Ideation (Tnufa): программа Ideation (Tnufa) предназначена для начинающих предпринимателей, которые заинтересованы в формировании и продвижении инновационной технологической концепции на начальной стадии исследований и разработок, в рамках подготовки к проверке концепции и/или созданию первоначального проекта. Цель программы – помочь в технологической проверке проекта и его коммерческой применимости, позволяя привлечь частное финансирование и/или привлечь делового партнера для дальнейшего развития. Программа предусматривает максимальный грант в размере до 85% от утвержденного бюджета, при этом максимальный грант составляет 100 000 шекелей на первоначальный 12-месячный период и еще 100 000 шекелей на второй период (или до удвоенного размера для инновационных решений в области Биоконвергенции).
  2. SEED: программа предназначена для стартапов на посевной стадии, которые разрабатывают технологии в областях со сложным регулированием и расширенными сроками внедрения, или технологии, являющиеся частью развивающегося рынка. Поддержка предоставляется компаниям, которые не привлекли более 5 миллионов шекелей (до подачи заявки на участие в программе) и которые уже подписали меморандум о взаимопонимании с венчурным инвестором, имеющим венчурный опыт инвестирования, который заинтересован в первоначальных посевных инвестициях в компанию.
  3. Программы технологических инкубаторов: программа направлена на поддержку инвестиций в технологические компании на ранних стадиях их развития путем создания системы поддержки, которая позволяет ускорить развитие инновационных технологических идей на начальных стадиях и превратить их в передовые стартап-компании, подходящие для дальнейшего инвестирования. Программа также направлена ​​на поощрение технологического предпринимательства и коммерциализации новаторских технологий от исследовательских институтов до промышленности в сложных и высокорискованных областях, а также на укрепление среды технологических инноваций Израиля в области посевных инвестиций.
  4. Программа «Предпринимательские инкубаторы на периферии»: программа направлена на содействие развитию и укреплению инновационных систем, технологического предпринимательства и занятости на географической периферии Израиля посредством сотрудничества между специально назначенными инкубаторами и высшими учебными заведениями, студентами, предпринимателями и стартапами. Это сотрудничество достигается посредством исследовательской деятельности, развития и коммерциализации компаний-инкубаторов, основанных на местных инициативах. В рамках программы местный проект, работающий в инкубаторе, будет иметь право на грант в размере 85% утвержденного бюджета от Управления по инновациям Израиля, до максимального бюджета в 1 миллион шекелей, и грант в размере 60% от Управления по инновациям Израиля.
  5. Лаборатории технологических инноваций: программа предназначена для предпринимателей, находящихся на предпосевной стадии проекта (стадия идеи), которым необходима уникальная инфраструктура и опыт, чтобы доказать осуществимость технологической идеи. Программа также предназначена для корпораций, заинтересованных в сотрудничестве с израильскими стартапами. Помощь предпринимателям оказывается через инновационные лаборатории ведущих корпораций отрасли по модели открытых инноваций. Программа позволяет стартапам получить доступ к уникальной технологической инфраструктуре, знаниям и уникальным каналам маркетинга и опыта, к которым у них в настоящее время нет доступа, с целью доказать осуществимость на пути преобразования технологической идеи в коммерческий продукт.
  6. Развитие технологического предпринимательства в Хайфе: программа направлена на укрепление статуса города Хайфа как центра высокотехнологичной промышленности в израильской экосистеме, а также на продвижение технологических инноваций в городе. Цель программы — увеличить количество стартапов и технологических инициатив в Хайфе, с упором на ее район Нижнего города. Программа поощряет синергию и сотрудничество между основными городскими координаторами, такими как мэрия, научные круги, промышленность, бизнес-сектор и некоммерческий сектор, с целью укрепления городской инфраструктуры и использования стратегических активов города, поощрения предпринимательского сообщества Хайфы при одновременной интеграции таких групп населения, как этнические меньшинства, ультраортодоксы, женщины и израильтяне эфиопского происхождения.
  7. Программа молодого предпринимательства: управление работает совместно с Министерством образования над продвижением программы стимулирования предпринимательства, которая станет эффективным инструментом для поощрения и обучения молодых людей деловому, научному и технологическому предпринимательству. Участники программы получат практический опыт в разработке продуктов, используя научно-технологическую инфраструктуру Министерства образования, такую как научные центры «Эшколь» (Кластер) и «Тапуах» (Apple) и научные музеи, в рамках своей инициативы по преобразованию технологической идеи в продукт, имеющий экономическую ценность

Программы подразделения “Рост” включают следующие категории:

  1. Фонд НИОКР: программа поддерживает коммерческие компании, которые в настоящее время разрабатывают новые продукты или модернизируют существующие технологии. Программа предлагает крупнейший финансовый стимул, предоставляемый государством Израиль для научно-исследовательской деятельности израильских корпораций, и предлагается всем секторам с целью укрепления и развития израильской экономики. Деятельность фонда также включает в себя специальные программы по поддержке стартап-компаний, принадлежащих представителям израильских меньшинств и/или ультраортодоксам и/или женщинам, а также другую специальную программу, поддерживающую прорывные исследования и разработки в области дженериков в компаниях, ориентированных на НИОКР.
  2. Совместная государственная поддержка высокотехнологичных технологических инноваций (пилотные):программа позволяет технологическим компаниям проводить НИОКР, включая программы эксплуатации пилотных площадок в различных инновационных системах, в том числе с жестким регулированием и влиянием правительства. Сотрудничество с государственными учреждениями посредством программы стимулирования повышает их способность укреплять инновационные системы в областях, находящихся под их ответственностью, обеспечивает лучший доступ к регулированию, государственным активам и общественной инфраструктуре, что в конечном итоге повышает уровень знаний и профессионализма как Управления по инновациям Израиля, так и Правительства в продвижении этих инновационных систем на благо широкой общественности. Эта программа стимулирования предназначена для поддержки исследований и разработок, а также для реагирования на сбои рынка, которые существуют в новых и растущих инновационных системах, в том числе в результате регулирования и воздействия правительства.
  3. Assistive Tech («Ezer-Tech»): программа действует с 2011 года и является результатом сотрудничества Управления по инновациям Израиля и фондов Института национального страхования. Целью программы является поощрение исследований и разработок промышленной продукции, которая обеспечивает технологические решения для людей с ограниченными возможностями и тем самым позволяет им интегрироваться в общество и на рынок труда. Вспомогательные технологии обладают потенциалом радикально изменить жизнь людей с ограниченными возможностями и дать им возможность вести здоровую, независимую и достойную жизнь, позволяя им вносить свой вклад во все сферы жизни.

Программы подразделения “Международное сотрудничество” включают следующие категории:

  1. Программа стимулирования НИОКР с международными партнерами: программа предоставляет поддержку израильским компаниям, работающим с иностранными партнерами над проектами НИОКР, направленными на коммерциализацию, с целью разработки новых технологических продуктов или существенной модернизации существующей технологии. Программа также предоставляет израильским компаниям возможность работать с иностранными партнерами посредством финансового стимула, который позволяет разделить риски при финансировании проекта и помогает найти иностранных технологических партнеров.
  2. Программа «Пилоты с международными партнерами»: программа поддерживает пилотные технологические программы израильских компаний в различных областях, которые будут проводиться в зарубежных компаниях или будут основаны на их возможностях, данных или информации. Программа предоставляет израильским компаниям возможность протестировать свои технологии в реальных условиях посредством финансового стимула, позволяющего разделить существующие риски при финансировании проекта и помощи в поиске международных площадок для пилотных проектов. Продукты, представленные в рамках этой программы стимулирования, должны быть готовы к тестированию (после подтверждения осуществимости и разработки большей части продукта) и без дополнительного значительного содержания исследований и разработок.
  3. Программа стимулирования двунациональных фондов: программа обеспечивает поддержку израильских компаний, сотрудничающих с иностранными компаниями в США, Индии, Сингапуре и Корее в проектах исследований и разработок новых технологических продуктов или значительной модернизации существующих технологий. Финансовый стимул программы, финансируемой двунациональными фондами, позволяет разделить риск финансирования проекта и предлагает поддержку в поиске зарубежных технологических партнеров.

Программы подразделения “Технологическая инфраструктура” включают следующие категории:

  1. Программа консорциумов MAGNET: консорциумы израильских промышленных компаний и академических исследовательских групп работают вместе для реализации общего видения новаторских исследований в области технологий и подготовки продукции. Программа ориентирована на области, важные на мировом рынке, на которых израильская промышленность имеет или может иметь конкурентное преимущество. Программа обеспечивает распространение знаний и сотрудничество между партнерами консорциума, чего в противном случае было бы трудно достичь. Программа позволяет формировать различные консорциумы сроком на 3 года посредством широкого партнерства отраслевых предприятий, которые ориентированы на ограниченное число компаний или тех, кто стремится создать инфраструктуру знаний через исследовательские институты, находящиеся под руководством промышленности.
  2. MEIMAD – Программа двойных военных, оборонных и коммерческих НИОКР: программа стимулирования является совместным предприятием Управления по инновациям Израиля, Министерства финансов и Управления по развитию вооружений и технологической инфраструктуры Министерства обороны. Программа поддерживает разработку креативных готовых решений для военных нужд и коммерческих рынков. Целью программы является содействие военным и коммерческим исследованиям и разработкам технологий двойного назначения, которые, с одной стороны, способствуют национальной безопасности, а с другой стороны, обладают коммерческим потенциалом. Эта программа включает в себя три подпрограммы: MEIMAD Academia, MEIMAD Industry, и «MEIMAD Pre-Product» — новаторские технологические разработки предварительной продукции с потенциалом двойного использования (проект рассчитан на срок до 2,5 лет).

Программы подразделения “Передовое производство” включают следующие категории:

  1. Подготовительная программа НИОКР: программа направлена на создание инновационно-ориентированных продуктов в компаниях обрабатывающей промышленности с целью повышения конкурентоспособности компаний-участников. Программа действует как дополнительный инструмент для обрабатывающей промышленности и призвана помочь компаниям на начальных этапах НИОКР. Программа предлагает компаниям, не имеющим опыта НИОКР и руководства инновационными процессами, а также компаниям, которым требуется помощь в организации процессов руководства в области НИОКР, помощь технологических экспертов для поддержки их программ НИОКР. Программа предоставляет различные вспомогательные инструменты, включая анализ и определение возможных направлений НИОКР, тестирование технологической осуществимости, устранение инженерных ошибок, улучшение производственного процесса и предпроизводственную подготовку для компаний на ранней стадии.
  2. MOFET (НИОКР в обрабатывающей промышленности): программа MOFET возглавляет программы технологических исследований и разработок, которые могут повысить производительность компании или заводов, одновременно создавая технологическую дифференциацию, которая позволит достичь конкурентных преимуществ на местных и глобальных рынках. Программа MOFET предназначена для промышленных предприятий, заинтересованных во внедрении технологических инновационных процессов путем разработки инновационных продуктов, улучшения и развития существующих продуктов или разработки и совершенствования производственных процессов.
  3. Программа перехода от разработки к производству: программа направлена на оказание помощи компаниям в успешном переходе от разработки к производству с целью создания производственных линий и заводов в Израиле с использованием передовых технологий. Программа представляет собой инструмент ускорения для компаний в разработке производственного процесса передовой продукции, предлагает финансовую поддержку, рекомендации и помощь в устранении препятствий на ранней стадии перехода компании от разработки продукта к массовому производству.
  4. Программа принимает заявки, в которых две трети бюджета выделяется на развитие производственных процессов.

Самые активные программы, которые направлены на поддержку технологичных компаний и внедрение новых технологий, в том числе цифровых представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Активные программы Управления по инновациям

Наименование Условия поддержки Характеристика программы Сайт
Технологические инкубаторы Грант в размере до 85% утвержденного бюджета с максимальным бюджетом в 3,5 миллиона ($1 млн) шекелей на срок до 2 лет (в зависимости от типа проекта и географического положения инкубатора) Инкубаторы: цифровое здоровье, FoodTech, медицинское оборудование, ИКТ, Биотехнологии, новые медиа и корпоративное ПО, агропищевые технологии, биотехнологии. https://innovationisrael.org.il/startup/programsrnd/incubators
Tnufa Предприниматели и новые израильские начинающие компании могут получить грант в размере до 200 000 шекелей в течение двух лет. Средства будут использованы для создания первоначального прототипа, защиты интеллектуальной собственности и развития бизнеса, включая материалы, разлагаемые компоненты, субподрядчиков и консультантов, патентных поверенных и выставочные расходы Программа действует как фонд государственного финансирования и предоставляет финансирование перспективным технологическим инициативам в новых компаниях или в новых разработках старых компаний. https://innovationisrael.org.il/en/program/ideation-tnufa-incentive-program
Фонд НИОКР Финансовая поддержка в размере от 20% до 50% утвержденных расходов на НИОКР. Программа поощрения поддерживает коммерческие компании, которые в настоящее время разрабатывают новые продукты или модернизируют существующие технологии. Программа предлагает крупнейшее финансовое поощрение, присуждаемое Государством Израиль за деятельность израильских корпораций в области НИОКР, и предлагается для всех секторов с целью укрепления и развития израильской экономики. https://innovationisrael.org.il/program/2728
MOFET Поддержка от 30% до 50% расходов на НИОКР утвержденных программ: увеличение на 10% для проектов НИОКР в регионах развития зоны «А» и увеличение на 10%, если не менее 30% утвержденного бюджета проекта реализуется в признанный научно-исследовательский институт. Цель программы поощрение предприятий, ориентированных на экспорт, к продвижению и внедрению инновационных технологических процессов путем реализации программ НИОКР, направленных на разработку инновационных продуктов, улучшение существующих продуктов или разработку и улучшение производственных процессов с целью повышения производительности. и создать технологическую дифференциацию, которая обеспечит конкурентные преимущества на местном и глобальном рынках https://innovationisrael.org.il/program/3204
MEIMAD Грант 50%-90% в соответствии с видом и характером деятельности Является совместным предприятием Управления по инновациям, Министерства финансов и Управления Министерства обороны. Эта программа поощрения поддерживает разработку инновационных решений для оборонного и коммерческого рынков. https://innovationisrael.org.il/program/2860
SEED Предоставляется совместная поддержка при наличии у проекта инвестора, в гранте Управления по инновациям будет в соотношении 4:6, где 6 относится к доле инвестора, а 4 относится к доле участия Управления по инновациям. Максимальная сумма гранта компании (т. е. гранта Управления по инновациям) составит до 3,5 млн шекелей Предназначена для оказания помощи в создании новых технологических компаний, поощряя венчурных инвесторов делать посевные инвестиции в стартапы с высоким риском и ранней стадии. Поддержка будет оказана компаниям, которые не привлекли более 5 млн шекелей (на момент подачи заявки на трек) и уже подписали меморандум о взаимопонимании с венчурным инвестором, имеющим опыт высокорисковых инвестиций https://innovationisrael.org.il/startup/programsrnd/seed

Составлено автором на основе данных официального сайта управления по инновациям Израиль. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://innovationisrael.org.il/en/reportchapter/appendix-activity-israel-innovation-authoritys-divisions (Дата обращения: 04.11.2023)

 

Заключение

Отличительные черты мер государственной поддержки и механизма обеспечения экономической безопасности в Израиле по сравнению с Россией заключается в том, что программы предусматривают не только государственную поддержку НИОКР, а также формируют Фонды, направленные на стимулирование венчурных инвесторов вкладывать в проекты на начальных и посевных стадиях. Опыт Израиля в рамках реализации инновационной политики может быть полезен, так как Израиль является одним из мировых лидеров в проведении научных исследований и разработок, страной, успешно вставшей на рельсы инновационного развития.

Применительно к России можно выделить, что на данный момент множество программ поддержки носят обратный характер – привлечение гранта является первостепенным условием, которое в том числе требует участия в конкурсных программах. Привлечение внебюджетного венчурного финансирования является дополнительным аспектом (обязательным, но не первостепенным), который лишь увеличивает шансы на получения поддержки. Использование опыта Израиля может позволить сформировать дополнительную систему финансовой (грантовой) поддержки для проектов с упором на первостепенное привлечение внешнего финансирования из коммерческих источников (инвесторы, фонды, бизнес-ангелы), которые уже заключили меморандумы о финансировании проекта с инвесторами, что в свою очередь будет снижать риски с обоих сторон, как для инвестора, так и для государства, так и для проекта. Инвестор будет знать, что будет получено дополнительное финансирование в виде субсидии от государства – это будет стимулировать венчурную активность, а государство будет снижать риски, так как будет финансировать проекты не единолично, а в партнёрстве с инвестором.

Основным препятствием в развитии технологичных компаний является необходимость долгосрочного финансирования  проектов, так как от стадии идеи до создания MVP на практике уходит от 3 до 5 лет, помимо этого 90% компаний занимающихся разработкой технологичных решений не доживают до стадии безубыточности. С этой проблемой столкнулся и Израиль в 90-е годы, когда был накоплен довольно внушительный багаж инновационных разработок, а средств для того, чтобы вывести продукт на рынок у частных предпринимателей было недостаточно. В основе израильской модели инновационного развития лежит венчурная индустрия, созданная благодаря активным действиям государства. Израильская система венчурного инвестирования финансируется, в том числе и через государственный бюджет. Государство стало инициатором нескольких программ, направленных на поддержку и развитие частного венчурного капитала в Израиле.

Программа Yozma: в соответствии с этой программой был создан и одноименный фонд, задачами которого являлось финансирование и поддержка новых наукоемких компаний, предоставление грантов для проведения научно-исследовательских работ в сфере малого наукоемкого бизнеса, а также осуществление передачи инновационных технологий из военного сектора экономики в гражданский. В соответствии с программой финансовые ресурсы могли направляться как на вновь создаваемые венчурные фонды, так и напрямую в начинающие высокотехнологичные компании. Всего под эгидой Yozma было создано 10 венчурных фондов с государственным участием, причем доля государства составляла около 40%.

Программа Magnet: эта программа позволила консолидировать интересы ученых-исследователей с интересами промышленных предприятий, нацеленных на развитие многофункциональных инновационных технологий. Государственная программа Magnet позволяла покрыть значительную часть расходов на научную деятельность за счет грантов, которые не требуют возмещения. Оставшаяся часть расходов покрывалась за счет промышленных предприятий, заинтересованных в разработках. Сначала эксперты научных организаций и промышленных предприятий проводили совместные до коммерческих прикладных исследований, необходимые для потенциальной разработки инновационной продукции. Затем специально созданные ассоциации помогали промышленным компаниям в освоении и применении новых технологий в производстве.

Если экстраполировать данную практику на рынок России, то можно выделить РВК, который работает по модели программы Yozma и является “Фондом Фондов”, концентрирующийся на создании венчурных Фондов разной направленности для поддержки технологичных компаний. К 2018 году Общее количество фондов, сформированных АО «РВК», достигло 27, их суммарный размер — 51,3 млрд руб. Доля АО «РВК» – 26,8 млрд руб. Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний достигло 202. Совокупный объем проинвестированных средств – 17,8 млрд руб. Тем не менее уровень развития венчурного рынка в России является слабым, венчурная активность РФ находится в стадии спада (Рис 1.), одним из решений может быть концентрация на создании корпоративных венчурных фондов на базе крупных промышленных предприятий, которые могут сформировать конкретные запросы на основе существующих болей, требований по импортозамещению, автоматизации (Официальный сайт газеты Ведомости: Венчурный рынок в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/characters/2023/06/13/979865-venchurnii-rinok-v-rossii-v-kome (Дата обращения: 04.11.2023)).

 

Средний чек вложений основных типов инвесторов Российских компаний

Рис.1 – Средний чек вложений основных типов инвесторов Российских компаний

 

Положительную практику можно взять в части создания программ, направленных на взаимодействие крупного бизнеса и исследовательских центров, университетов, лабораторий,  которые готовы предоставлять инфраструктуру и кадры для развития инновационных проектов, где предприятие будет выступать в качестве заказчика или инвестора,  отвечающего за управление и формирование конкретного запроса на разработку.

 

Список литературы

  1. Венчурный рынок в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/characters/2023/06/13/979865-venchurnii-rinok-v-rossii-v-kome (Дата обращения: 04.11.2023)
  2. Управление по инновациям Израиль. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://innovationisrael.org.il/FAQ (Дата обращения: 04.11.2023)
  3. Global Innovation Index 2023 – Innovation in the face of uncertainty [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2023-section1-en-gii-2023-results-global-innovation-index-2023.pdf (Дата обращения: 04.11.2023).
  4. Skolkovo Moscow School of Managment. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.skolkovo.ru/news/etapy-razvitiya-startapa-glazami-investorov-pochemu-vazhen-postoyannyj-rost/ (Дата обращения: 04.11.2023).

 

References

  1. Venture capital market in Russia [Venchurnyy rynok v Rossii] – Access mode: https://www.vedomosti.ru/technology/characters/2023/06/13/979865-venchurnii-rinok-v-rossii-v-kome (Date of application: 04.11.2023)
  2. Israel Innovation Authority. [Upravleniye po innovatsiyam Izrail’] – Access mode: https://innovationisrael.org.il/FAQ (Date of application: 04.11.2023)
  3. Global Innovation Index 2023 – Innovation in the face of uncertainty [Electronic resource] – Access mode: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2023-section1-en-gii-2023-results-global-innovation-index-2023.pdf (Date of application: 04.11.2023).
  4. Skolkovo Moscow School of Management. [Electronic resource] – Access mode: https://www.skolkovo.ru/news/etapy-razvitiya-startapa-glazami-investorov-pochemu-vazhen-postoyannyj-rost / (Date of access: 04.11.2023).

Еще в рубриках

Мировая экономика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *