Главная страница » Публикации » №4 (76) » Управление региональными бюджетами в условиях кризиса (на примере Республики Кабардино-Балкария)

Управление региональными бюджетами в условиях кризиса (на примере Республики Кабардино-Балкария)

Managing regional budgets in times of crisis (using the example of the Republic of Kabardino-Balkaria)

Авторы

Лазарова Лариса Борисовна
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов
Российская Федерация, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Владикавказский филиал
llblazarova@mail.ru
Дзуцев Игорь Таймуразович
аспирант
Российская Федерация, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова

Аннотация

В современных экономических условиях, после стагнации экономики, связанной с короновириусной инфекцией COVID-19 и санкциями введенными странами запада, остро стоит вопрос о комплексном развитии субъектов РФ. Полномочия по решению вопросов, связанных с регионализацией экономических и социальных процессов, передаются от центра регионам. В контексте данного вопроса значительно усиливается роль региональных бюджетов, расширяется их сфера использования.
На уровень доходов и расходов регионального бюджета оказывают влияние множество факторов: геополитика, общий уровень экономического развития, уровень жизни населения, объем регионального долга, развитие инфраструктуры и многие другие факторы.
В рамках статьи рассматриваются вопросы устойчивости региональных бюджетов на примере Республики Кабардино-Балкария. Одной из первостепенных задач бюджетной политики на всех уровнях бюджетной системы выступает эффективность использования бюджетных средств. на оказание услуг обществу и повышение эффективности их использования.

Ключевые слова

СКФО, Кабардино-Балкарская Республика, региональный бюджет, доходы и расходы бюджета, финансовый кризис.

Рекомендуемая ссылка

Лазарова Лариса Борисовна , Дзуцев Игорь Таймуразович

Управление региональными бюджетами в условиях кризиса (на примере Республики Кабардино-Балкария)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7650. Дата публикации: 19.12.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7650/

Authors

Lazarova Larisa Borisovna
Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Finance
Russian Federation, Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz branch
llblazarova@mail.ru
Dzutsev Igor Taimurazovich
graduate student
Russian Federation, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov

Abstract

In modern economic conditions, after the stagnation of the economy associated with the coronavirus infection COVID-19 and the sanctions imposed by Western countries, the issue of the integrated development of the constituent entities of the Russian Federation is urgent. Powers to resolve issues related to the regionalization of economic and social processes are transferred from the center to the regions. In the context of this issue, the role of regional budgets is significantly strengthened and their scope of use is expanded.
The level of income and expenditure of the regional budget is influenced by many factors: geopolitics, the general level of economic development, the standard of living of the population, the amount of regional debt, infrastructure development and many other factors.
Within the framework of the article, issues of sustainability of regional budgets are considered using the example of the Republic of Kabardino-Balkaria. One of the primary objectives of budget policy at all levels of the budget system is the efficiency of use of budget funds. to provide services to society and increase the efficiency of their use.

Keywords

North Caucasus Federal District, Kabardino-Balkarian Republic, regional budget, budget revenues and expenses, financial crisis.

Suggested Citation

Lazarova Larisa Borisovna , Dzutsev Igor Taimurazovich

Managing regional budgets in times of crisis (using the example of the Republic of Kabardino-Balkaria)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7650. Date issued: 19.12.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7650/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Одной из самых сложных задач, решаемых в кризисные и нестабильные экономики выступает эффективное расходование бюджетных средств. В рамках бюджетной политики региона решаются вопросы формирования и расходования регионального бюджета. За счет средств регионального бюджета решаются острые вопросы по обеспечению сбалансированного развития субъекта в условиях финансового кризиса. Эффективное использование финансовых ресурсов, должно быть стимулирование развития экономики, безусловное выполнение социальных обязательств Кабардино-Балкарской Республики.

 

Результаты исследования

В 2022 году в целом доходы бюджета КБР были исполнены в сумме 52 млрд руб., расходы — 53 млрд руб., дефицит составил порядка 980 млн руб. Объем регионального госдолга был в объеме 7 млрд руб.

 

Таблица 1. Исполнение расходов консолидированного бюджета КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

2020 2021 Факт. отклонение 2021/2020 Относ. отклонение 2021/2020 2022 Факт. отклонение 2022/2021 Относ. отклонение 2022/2021
Всего расходов 53645,0 55647,1 2002,1 103,7 69131,8 13484,7 124,2
общегосударственные вопросы     3212,4 3149,0 -63,4 98,0 3536,7 387,7 112,3
национальная оборона 20,6 21,3 0,7 103,4 39,4 18,1 184,9
национальная безопасность и правоохранительная деятельность 360,3 416,6 56,3 115,6 417,6 1 100,2
национальная экономика 8661,1 8790,7 129,6 101,4 9921,8 1131,1 112,8
жилищно-коммунальное хозяйство 1753,4 1448,5 -304,9 82,6 3300,1 1851,6 227,8
охрана окружающей среды 21,8 165,9 144,1 761,0 336,3 170,4 202,7
образование 11893,3 12836,7 943,4 107,9 18302,0 5465,3 142,5
здравоохранение 6300,4 6107,4 -193 96,9 6345,3 237,9 103,8
социальная политика 18439,7 19390,2 950,5 105,1 22898,2 3508 118,0
СМИ 361,3 395,3 34 109,4 422,4 27,1 106,8

 

Всего расходов консолидированного бюджета КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

Рисунок 1. Всего расходов консолидированного бюджета КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

 

Согласно данным представленным на рисунке 1 всего расходы консолидированного бюджета КБР в 2020 году составили 53645,0 млн. руб. В 2021 году данный показатель демонстрирует рост и достигает отметки 55647,1 млн. рублей.  Фактическое отклонение в период с 2020 по 2021 год составляет порядка 2002,1 млн. руб. или 103,7%. В 2022 году темп роста ускорился и исследуемый показатель достиг отметки 69131,8 млн. руб., рост в относительном выражении составил 124,4%.

 

Расходы по статье общегосударственные вопросы КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

Рисунок 2. Расходы по статье общегосударственные вопросы КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

 

На представленной выше таблице можно увидеть, что за истекшие три года по статье расходы на общегосударственные вопросы наблюдалась скачкообразная динамика. Так в 2020 году общий объем расходов по данной статье был исполнен в объеме 3212,4 млн. руб. В течение 2021 году, этот показатель уменьшился в абсолютном значении на 63,4 млн. руб. или 2 п.п. В 2021 году изучаемый  показатель демонстрирует рост в абсолютном выражении на 387,7 млн. руб. или 112,3%.

 

Расходы по статье национальная оборона КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

Рисунок 3. Расходы по статье национальная оборона КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

 

Согласно данным, представленным на рисунке 3 наглядно видно, что статья расходов по национальной обороне в КБР в 2020 году была исполнена в объеме 20,6 млн. руб. В 2021 году исследуемый показатель незначительно поднялся до уровня 21,3 млн. руб., или 3,4 процентных пункта в рублевом эквиваленте. Для 2022 года так же характерен восходящий тренд, рост в фактическом выражении составил 18,1 млн. руб. или 184,9%.

 

Расходы по статье национальная оборона и правоохранительная деятельность КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

Рисунок 4. Расходы по статье национальная оборона и правоохранительная деятельность КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

 

Расходы консолидированного бюджета по статье национальная оборона и правоохранительная деятельность согласно данным представленным на рисунке 4 в 2020 году были исполнены в сумме 360,3 млн. руб. В 2021 году данный показатель демонстрирует положительный тренд, рост составил 56,3 млн. руб. или 115,6 п.п.. Для 2022 года характерен восходящий тренд, рост в фактическом выражении составил 1млн. руб. или 100,2%.

 

Расходы по статье национальная экономика КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

Рисунок 5. Расходы по статье национальная экономика КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

 

По данным представленным на рисунке 5 наглядно видно, что за истекшие три года бюджетные ассигнования по статье расходов, направляемых в национальную экономику, растут.  Так в 2020 году этот показатель был исполнен в объеме 8661,1 млн. руб. В течение последующего года он незначительно вырос в абсолютном значении на 129,6 млн. руб. или 101,4%. В 2022 году темп роста ускорился, рост составил 12,8 процентных пункта достигнув отметки 9921,8 млн. руб.

Регион обладает высоким потенциалом для развития сельского хозяйства.

Кроме того, важным направлением экономического развития субъекта, на которую делается упор выступает сфера туризма. Республика располагает уникальными по своей природе минеральными источниками.

 

Расходы по статье жилищно-коммунальное хозяйство КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

Рисунок 6. Расходы по статье жилищно-коммунальное хозяйство КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

 

Исходя из данных представленных на рисунке 6 отмечается, что расходы консолидированного бюджета по направлению ЖКХ в 2020 году были исполнены в сумме 1753,4 млн. руб. В 2021 году наблюдалось снижение этого показателя в фактическом выражении на 304,9 млн. руб. При этом в 2022 году отмечается резкий скачок расходов по данной статье на 1851,6 млн. руб., показатель достиг отметки 3300,1 млн. руб.

 

Расходы по статье охрана окружающей среды КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

Рисунок 7. Расходы по статье охрана окружающей среды КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

 

Согласно данным, представленным на рисунке 7 наглядно видно, что расходы консолидированного бюджета КБР по статье охрана окружающей среды стабильно растут. Так за 2020 год они были исполнены в сумме 21,8 млн. руб.  К 2021 уровень расходов по данной статье вырос в фактическом выражении на 141,1 млн. руб. и составил 165,9 млн. руб. В 2022 году расходы по данной статье более чем в 2 раза превысили аналогичный показатель, годом ранее.  Это свидетельствует о том, что в Кабардино-Балкарской Республике эффективно реализуется государственная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов».

 

Расходы по статье образование КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

Рисунок 8. Расходы по статье образование КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

 

Согласно данным представленным на рисунке 8 расходы консолидированного бюджета по направлению образование в 2020 году были исполнены в объеме 11893,3 млн. руб. В 2021 году анализируемый показатель вырос на 943,4 млн. руб. или 7,9 процентных пункта. К 2022 году темп роста значительно ускорился и исследуемый показатель был 42,5% больше, чем годом ранее. Это вызвано значительными изменениями, в объеме распределенных субвенций бюджетам районов и городским округам субъекта, связанных с ростом уровня госгарантий на получение достойного уровня образования в школах КБР, данная работа будет продолжена и 2024 г. В результате субъект был обеспечен отремонтированными школами.

 

Расходы по статье здравоохранение КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

Рисунок 9. Расходы по статье здравоохранение КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

 

По данным, представленным на рисунке 9 наглядно видно, что расходы консолидированного бюджета по направлению здравоохранение были исполнены в 2020 году в сумме 6300,4 млн. руб. В 2021 году наблюдалось незначительное снижение расходов по этой статье расходов на 193 млн. руб. или 3,1 % в относительном отклонении. Однако для 2022 года была характерна положительная динамика. Рост данного показателя составил 237,9 млн. руб. в фактическом выражении или 103,8%. В 2022 году пандемия COVID-19 стала постепенно отступать.  В связи с этим наблюдается снижение доли бюджетных расходов, выделяемых по статье здравоохранение на всех без исключения уровнях бюджетной системы.

 

Расходы по статье социальная политика КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

Рисунок 10. Расходы по статье социальная политика КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

 

На рисунке 10, наглядно видно, что расходы за истекшие три года по статье социальная политика стабильно растут. Так за 2020 год они были исполнены в сумме 18439,7 млн. руб. К 2021 году уровень расходов увеличился в фактическом выражении на 950,5 млн. руб. или 5,1 процентных пункта. В 2022 году темп роста ускорился, и расходы превысили аналогичный показатель базисного года на 3508 млн. руб., прирост 18,0%. Это было связано, с увеличением доли расходов по статье социальная политика в условиях распространения COVID – 19. Оперативно, были внесены изменения в региональный бюджет КБР. Из всех финансовых источников в сферу здравоохранения было направлено порядка 1 838,4 млн. рублей. Большая часть средств была израсходована на выплату матпомощи безработным гражданам.

 

Расходы по статье социальная политика КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

Рисунок 11. Расходы по статье социальная политика КБР с 2020 по 2022г., млн. руб.

 

По данным приведенным на рисунке 11 расходы по статье СМИ в Кабардино-Балкарии в 2020 году составили порядка 361,3 млн. руб. В течение последующего года изучаемый экономический показатель увеличился на 34 млн. руб. или на 109,4%. В 2022 году темп роста замедлился рост в абсолютном выражении 27,1 млн. руб. или 106,8 процентных пункта.

 

Выводы и заключение

Согласно аналитическим материалам, представленным выше, можно сделать вывод, длительность периода восстановления экономики после стагнации задача довольно сложная и зависит от множества факторов. При этом за истекшие три года большая часть расходов регионального бюджета Кабардино-Балкарской Республик демонстрировала значительный рост, бюджет носил социальный характер.

 

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 20.11.2023 г.).
  2. Современные концепции финансов и кредита /Лазарова Л.Б., Каирова Ф.А. Москва, 2020.
  3. Финансы: расчетно-аналитическая работа /Каирова Ф.А., Лазарова Л.Б. Учебно-методическое пособие / Москва, 2023.
  4. Каирова, Ф.А., Кучиева, Р.Э. Проблемы сбалансированности бюджетной системы РФ на современном этапе// Экономика предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 121.
  5. Cравнительный анализ исполнения бюджета по доходам по республикам СКФО /Лазарова Л.Б., Тотров Д.В., Дзгоева З.Р. Аудиторские ведомости. 2023. № 1. С. 94-97.
  6. Дотационность как фактор снижения потенциала развития региона (на примере СКФО) /Лазарова Л.Б., Басиев Т.А. Аудиторские ведомости. 2023. № 3. С. 76-82.
  7. Повышение качества управления региональными бюджетами в условиях пандемии (на примере СКФО) /Лазарова Л.Б., Дзгоева З.Р., Тотров Д.В. Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 240-244.
  8. Каирова, Ф.А., Дзайнуков, М.Т. Проблемы сбалансированности бюджета Республики Северная Осетия-Алания // В сборнике: Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов России. Сборник трудов. Владикавказ, 2016. С. 255-258.
  9. Каирова, Ф.А., Басиева, М.А. Проблемы сбалансированности республиканского бюджета РСО-Алания// Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79). С. 232-234.

 

Bibliography:

  1. Budget Code of the Russian Federation [Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii]// Reference and legal system ConsultantPlus.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (access date 11.20.2023).
  2. Modern concepts of finance and credit [Sovremennyye kontseptsii finansov i kredita] /Lazarova L.B., Kairova F.A. Moscow, 2020.
  3. Finance: calculation and analytical work [Finansy: raschetno-analiticheskaya rabota] /Kairova F.A., Lazarova L.B. Educational and methodological manual / Moscow, 2023.
  4. Kairova, F.A., Kuchieva, R.E. Problems of balancing the budget system of the Russian Federation at the present stage [Problemy sbalansirovannosti byudzhetnoy sistemy RF na sovremennom etape] // Economics and entrepreneurship. 2018. No. 8 (97). P. 121.
  5. Comparative analysis of budget execution by income in the republics of the North Caucasian Federal District [Cravnitel’nyy analiz ispolneniya byudzheta po dokhodam po respublikam SKFO] /L. B. Lazarova, D. V. Totrov, Z. R. Dzgoeva. Audit statements. 2023. No. 1. P. 94-97.
  6. Subsidyation as a factor in reducing the development potential of the region (using the example of the North Caucasus Federal District) [Dotatsionnost’ kak faktor snizheniya potentsiala razvitiya regiona (na primere SKFO)] /Lazarova L.B., Basiev T.A. Audit statements. 2023. No. 3. P. 76-82.
  7. Improving the quality of regional budget management in a pandemic (using the example of the North Caucasian Federal District) [Povysheniye kachestva upravleniya regional’nymi byudzhetami v usloviyakh pandemii (na primere SKFO)] /Lazarova L.B., Dzgoeva Z.R., Totrov D.V. Bulletin of economic security. 2023. No. 1. P. 240-244.
  8. Kairova, F.A., Dzainukov, M.T. Problems of balancing the budget of the Republic of North Ossetia-Alania [Problemy sbalansirovannosti byudzheta Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya]// In the collection: Current issues of socio-economic development of Russian regions. Collection of works. Vladikavkaz, 2016. pp. 255-258.
  9. Kairova, F.A., Basieva, M.A. Problems of balancing the republican budget of North Ossetia-Alania [Problemy sbalansirovannosti respublikanskogo byudzheta RSO-Alaniya]// Economy and Entrepreneurship. 2017. No. 2-1 (79). pp. 232-234.

Еще в рубриках

Кабардино-Балкарская Республика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *