Модель развития инфраструктуры рынка труда: мировой и российский опыт и предложения
Model for the development of labor market infrastructure: global and Russian experience and proposals
Авторы
Аннотация
В статье рассмотрены основные подходы к пониманию понятия инфраструктуры рынка труда, а также институциональных факторов. Проанализированы особенности и характеристики различных типов инфраструктуры рынка труда. В частности, проанализированы как государственные, так и негосударственные элементы инфраструктуры. В результате разработана модель развития инфраструктуры рынка труда, учитывающая особенности типа инфраструктуры, ее элементов и негативного влияния институциональных факторов. Модель позволила определить шесть основных направлений развития инфраструктуры рынка труда.
Ключевые слова
инфраструктура, инфраструктура рынка труда, институционализм, рынок труда.
Рекомендуемая ссылка
Модель развития инфраструктуры рынка труда: мировой и российский опыт и предложения// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7649. Дата публикации: 19.12.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7649/
DOI: 10.24412/1999-2645-2023-476-49
Authors
Abstract
The article discusses the main approaches to understanding the concept of labor market infrastructure, as well as institutional factors. The features and characteristics of various types of labor market infrastructure are analyzed. In particular, both state and non-state elements of infrastructure are analyzed. As a result, a model for the development of labor market infrastructure has been developed, including the specifics of the type of infrastructure, its elements and the negative impact of institutional factors. The model made it possible to identify six main directions for the development of labor market infrastructure.
Keywords
infrastructure, labor market infrastructure, institutionalism, labor market.
Suggested Citation
Model for the development of labor market infrastructure: global and Russian experience and proposals// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7649. Date issued: 19.12.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7649/
DOI: 10.24412/1999-2645-2023-476-49
Введение
Развитие инфраструктуры рынка труда сегодня является одной из важнейших целей любого государства с рыночной моделью экономики, так как инфраструктура фактически является главным регулятором рынка труда. Только развитие инфраструктуры рынка труда может помочь государству достичь разумного баланса между спросом и предложением на рынке труда. В условиях влияния все новых факторов, являющихся не только экономическими, но и институциональными, перед государством ставится задача разработать новую модель развития инфраструктуры рынка труда, которая будет учитывать современные факторы, оказывающие как негативное, так и позитивное влияние. Также стоит учитывать тип инфраструктуры, который характерен российской модели инфраструктуры. Таким образом, целью исследования является разработка модели развития инфраструктуры рынка труда, позволяющей определить основные направления развития как государственных, так и негосударственных элементов инфраструктуры.
Вопросы развития инфраструктуры на сегодняшний день находят отражение во многих научных работах, как отечественных, так и международных. К примеру, динамика развития рынка труда и его инфраструктуры анализируется в работах Кевина Донована, [8] Лала Чен [9] и Ванкевич Е.В. [10]. Отечественные исследования представлены работами В.Е. Гимпельсона [11]. Тем не менее, существует определенный научный пробел, связанный именно с определением самой модели развития инфраструктуры рынка труда, что обуславливает актуальность темы исследования.
Теоретико-методологической основой исследования выступили научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области рынка труда. Также были использованы общенаучные методы исследования, методы системного, сравнительного анализа, экспертных оценок, систематизации.
Результаты исследований
В современной социально-экономической жизни общества становится все более очевидной необходимость регулирования государством не только рынка труда в целом, но и в частности его инфраструктуры, которая представлена различными государственными и негосударственными институтами. При этом нужно учитывать специфику российской инфраструктуры, ведь негосударственные элементы начали образовываться сравнительно недавно. Этот феномен связан с тем, что для развития негосударственных элементов инфраструктуры требуется сам факт наличия и функционирования рынка труда, которого в советский период фактически не существовало по причине использования модели плановой экономики. В сегодняшних условиях доминирования капиталистической идеологии по самым примерным подсчетам для развития экономики государства необходим минимальный совокупный ежегодный рост примерно в 3%. [1] Подобный показатель просто невозможен без наличия механизма поддержки инфраструктуры рынка труда, так как он необходим в целях успешного функционирования, к примеру, молодежного рынка труда. Учитывая то, что молодежь на рынке труда является весомой долей от общего числа экономически активного населения, игнорирование этого сегмента рынка труда сегодня просто невозможно. Регулирование и поддержка молодежного рынка возможны в первую очередь через развитие поддерживающей инфраструктуры, которая может представляться центрами трудоустройства и карьеры при высших учебных заведениях. В ином случае возможны два негативных варианта: повальная молодежная безработица или огромное количество молодых работников, работающих не по специальности, что негативно влияет на производительность и эффективность труда, а также прямо влияет на уровень профессионального выгорания. В США за последние годы было зафиксировано наибольшее количество выгораний сотрудников. Одновременно с этим, согласно данным Federal Reserve Bank of New York, на 2016 год только около трети работников в США работали четко по той специальности, на которую учились. [2] Стоит уточнить, что слабая поддержка инфраструктуры молодежного рынка труда хоть и серьезная, но не единственная причина выгорания молодых сотрудников. Помимо этого, к примеру, существует проблема несоответствия интересов и ожиданий работников и работодателей, что ранее было описано в работах американского антрополога Дэвида Гребера. [3]
Тоже касается и поддержки различных негосударственных элементов инфраструктуры, в которых представители коммерческого сектора просто не заинтересованы в условиях функционирования капиталистической модели экономики. Прекрасным примером является борьба неолиберального кабинета министров Маргарет Тэтчер с британскими профсоюзами, так как рост британской экономики во второй половине 20 века осуществлялся путем ослабевания института защиты прав британского рабочего класса. Другим примером является намеренное обнищание американского рабочего класса, о чем свидетельствует тот факт, что сегодняшний средний заработок рабочего в США с учетом роста не номинальной, а реальной заработной платы, остается на уровне 1974 года. [4] Стоит отметить, что ослабевание такого элемента инфраструктуры рынка труда, как профсоюзы, привело к стихийному образованию новых профсоюзов в 2022-2023 годах, преимущественно в странах западной Европы и США. Тем не менее, сам процесс начал набирать обороты еще в 2013-2014 годах во время образования движения Fight for 15$, целью которого было поднятие федерального минимального уровня оплаты труда в различных штатах до 15 долларов в час. [5]
Помимо всех перечисленных особенностей, несомненно, необходимо учитывать и влияние так называемых институциональных факторов, основа которых лежит не в экономическом, а в политическом, правовом и социальном поле. Понятие институционализма связано с созданием американским экономистом Торстейном Вебленом неоклассической экономической школы, изучавшей развитие и влияние различных социальных институтов на экономическую модель. Очевидно, что на современный рынок труда влияют не только экономические факторы. К примеру, невозможно игнорирование влияния новых, нестандартных форм занятости, прямо влияющих на характер и структуру социально-трудовых отношений. Помимо этого, очевидным образом на рынок труда влияют и международные санкции, относящиеся к институциональным факторам, так как их основа лежит в политическом поле.
Все перечисленные особенности требуют разработки модели развития инфраструктуры рынка труда в целях определения перспективных направлений развития как государственных, так и негосударственных элементов инфраструктуры. Помимо этого, модель должна быть направлена на снижение негативного эффекта и повышение позитивного от влияния институциональных факторов. Опыт функционирования современной инфраструктуры показывает, что в первую очередь речь идет о следующих факторах:
- фактор недостатка законодательной базы. Отсутствие или слабость законодательного механизма регулирования приводит к росту неустойчивой занятости. Согласно методологии МОТ, неустойчивая занятость характеризуется низким уровнем заработной платы, незащищенностью субъекта занятости от неправомерного прекращения трудовых отношений, отсутствием доступа к механизмам социальной защиты и благам, а также механизмам реализации прав на рабочем месте. Все это в перспективе ведет к снижению качества занятости и наносит колоссальный ущерб рынку труда и глобальным экономическим показателям государства. В частности, в России на официальном государственном уровне не ведется статистика и аналитика по объемам платформенной занятости, которая, несомненно, является новой, современной формой социально-трудовых отношений;
- фактор международных санкций. Международные санкции в своей основе наносят негативный эффект экономике страны. В частности, в долгосрочной перспективе снижают уровень производительности труда, так как реакцией государства в условиях санкционного давления является реализация политики импортозамещения, которая, к сожалению, требует использования технологически устаревающего производственного оборудования. Подобный феномен ранее был назван политикой «регрессивного импортозамещения» и в перспективе приводит к снижению производительности труда и росту проблемы «утечки умов»; [6]
- фактор институциональных пустот. Наличие институциональных пустот является серьезной проблемой для рынка труда и связано в первую очередь с отсутствием определенных элементов инфраструктуры, которые просто необходимы для функционирования системы. В России примером может выступать крайне слабое профсоюзное движение, не способное оказывать реальное воздействие на структуру социально-трудовых конфликтов, в особенности в дальних регионах с негативной экономической динамикой;
- фактор юнионизациии. Фактор юнионизации является следствием действия фактора институциональных пустот. Несмотря на слабость профсоюзного движения, наблюдается рост отраслевых объединений работников, влияющих на структуру социально-экономических отношений. Примером является рост профсоюза «Курьер» в последние годы, который, несомненно, связан с ростом самого рынка курьерских доставок в России. Стоит отметить, что курьерские доставки являются также и примером роста платформенной занятости в России;
- фактор неформальной занятости. Рост неформальной занятости влияет на структуру рынка труда и требует от государства реализации определенных механизмов контроля. В противном случае рост крайне негативно повлияет на права рабочих и их социальную защищенность на рабочем месте. Также неконтролируемый рост окажет негативное влияние на корпоративную социальную ответственность компаний.
Помимо перечисленных факторов, модель должна учитывать и типологию инфраструктуры рынка труда. Фактически, инфраструктуру рынка труда можно поделить на три типа: классический, индустриальный и современный.
Все перечисленные факторы и особенности типа инфраструктуры должны лечь в основу модели развития инфраструктуры рынка труда. Модель представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Модель развития инфраструктуры российского рынка труда
Источник: составлено автором
Как видно из рисунка, модель учитывает сильное влияние базовых элементов инфраструктуры, но также отмечено, что российское трудовое законодательство в основном охватывает лишь уже устоявшиеся типы занятости. Подтверждением этого являются сразу несколько особенностей законодательства:
- к сожалению, в РФ на 2023 год нет четкого законодательного статуса метода аутстаффинга. С одной стороны, аутстаффинг фактически является заемным трудом, что, согласно законодательству, в России запрещено, но с другой стороны, абсолютно очевидно, что многие кадровые агентства де-факто предлагают услуги по аутстаффингу. Очевидно противоречие в законодательном обосновании формы занятости;
- отсутствие четкой политики регулирования платформенной занятости в РФ. На 2023 год в России на официальном государственном уровне не ведется статистика по объемам рынка платформенной занятости. В условиях отсутствия данных невозможна реализация последовательной политики.
Тем не менее, сильное влияние государства и широкая сеть как государственных, так и негосударственных элементов инфраструктуры не позволяет назвать инфраструктуру российского рынка труда лишь индустриальным типом. Наличие сети центров карьеры при вузах, государственных цифровых платформ занятости, к примеру, Работа России и курирующих работу этих элементов Федеральных проектов все же говорит о некотором современном характере типологии.
Выводы и предложения
Соотношение типов и элементов инфраструктуры, а также основных действующих институциональных факторов позволяет определить ряд направлений развития инфраструктуры:
- создание программ субсидий для кадровых агентств. Международные экономические санкции повлияли на уход многих иностранных кадровых агентств с российского рынка труда, которые составляли весомую часть от общего количества компаний, оказывающих услуги в рекрутинге и кадровом консалтинге. Отсутствие поддержки российских кадровых агентств может в перспективе привести к проблеме влияния институциональной пустоты. Стоит отметить, что кадровые агентства очень неохотно выходят на региональные рынки, характеризующиеся высоким уровнем внутренней миграции и кадровым голодом. В подобных условиях необходима реализация программ субсидирования кадровых агентств;
- развитие и реформирование системы высшего образования. Развитие неформальной занятости влияет на характер требований к квалификации сотрудников, что приводит к быстрому устареванию знаний. Во многих сферах уже сегодня требуется видоизменение учебных программ с целью включения в них новых дисциплин. К примеру, по направлению «управление персоналом» необходимо включение дисциплины «HR аналитика», которая, к сожалению, в большинстве вузов не представлена. Помимо этого, в базовую часть учебных планов учащихся по экономическим направлениям необходимо включение дисциплины «поведенческая экономика», так как ее положения лежат в основе структуры современных типов неформальной занятости;
- развитие государственной поддержки занятости молодежи. В первую очередь поддержка должна быть представлена системой центров развития карьеры при вузах. К сожалению, подобные центры существуют далеко не во всех высших учебных заведениях, особенно в дальних регионах;
- развитие государственной политики поддержки занятости населения. Уход множества иностранных компаний негативно повлиял на структуру занятости населения. В перспективе экономические санкции повлекут банкротство множества российских компаний, как это наблюдалось за прошедший год. [7] Политика поддержки может быть представлена расширением системы бирж труда и их функционала не только на поиск работы для безработных граждан, но и на открытие новых программ обучения и повышения квалификации в тех областях, в которых наблюдается массовый кадровый голод и «утечка умов»;
- развитие социального партнерства и поддержка профсоюзов. Реализация политики занятости населения сегодня просто невозможна при игнорировании этого элемента инфраструктуры, так как все институциональные факторы между собой взаимосвязаны. Отсутствие сильного профсоюзного движения неизбежно ведет к снижению реальной заработной платы и ухудшением положения работников на рынке труда, о чем свидетельствует ослабевание профсоюзного движения в западных странах во второй половине 20 века;
- создание и поддержка цифровых платформ, создание правовой базы. Платформенная занятость в 21 веке стала носить массовый характер, запретить или игнорировать ее сегодня не представляется возможным. В таком случае, от государства требуется поддержка и регулирование этого рынка. По этому пути ранее пошли США, приняв ряд законов, регулирующих отчетность цифровых платформ перед государственными органами.
Таким образом, определение модели развития инфраструктуры рынка труда позволяет определить основные направления развития инфраструктуры с учетом типологии, элементов и негативного влияния институциональных факторов.
Список литературы
- Миланович, Б. Глобальное неравенство доходов в цифрах: на протяжении истории и в настоящее время. // Издательский дом Высшей школы экономики. Москва, 2014. С. 15
- Underemployment in the Early Careers of College Graduates Following the Great Recession. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.newyorkfed.org/medialibrary/media/research/staff_reports/sr749.pdf (дата обращения: 10.12.2023)
- Гаазе, К. Б. Разведка боем: на подступах к левой теории бюрократии Рецензия на книгу: Гребер Д. (2016) Утопия правил: о технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии, М.: Ад Маргинем Пресс / К. Б. Гаазе // Социология власти. – 2016. – Т. 28, № 4. – С. 195-203. – DOI 10.22394/2074-0492-2016-4-195-203. – EDN XIQDLD.
- Varoufakis, Ya. Techno-feudalism. What killed capitalism. Published Vintage. ISBN: 978-1-529-19450-0. 2023. p. 48
- $15 Minimum Wage Would Reduce Poverty But Cost Jobs, CBO Says. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.npr.org/2021/02/08/965483266/-15-minimum-wage-would-reduce-poverty-but-cost-jobs-cbo-says (дата обращения: 15.11.2023)
- The novelty of technologically. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://glineq.blogspot.com/2022/04/the-novelty-of-technologically.html (дата обращения: 10.12.2023)
- За санкционные месяцы в России закрылись свыше 110 тыс. компаний. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2022/zakr-110-tys-komp/ (дата обращения: 10.12.2023)
- Donovan, Kevin & Lu, Will & Schoellman, Todd. (2023). Labor Market Dynamics and Development. The Quarterly Journal of Economics. 138. 10.1093/qje/qjad019.
- Chen, Lala. (2022). The impact of digital economy development on the demand and supply of labor market. BCP Business & Management. 33. 519-527. 10.54691/bcpbm.v33i.2835.
- Ванкевич, Е. В. Изменение инфраструктуры рынка труда в условиях цифровизации экономики / Е. В. Ванкевич // Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы : сборник научных статей Международной научно-практической конференции : в 2 т., Минск, 07–08 октября 2021 года. Том 2. – Минск: ИООО «Права и экономика», 2021. – С. 180-186. – EDN GAYCEH.
- Гимпельсон, В. Е. Российская модель рынка труда: испытание кризисом / В. Е. Гимпельсон, Р. И. Капелюшников // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2015. – № 2(26). – С. 250. – EDN UBFBIJ.
Bibliography
- Milanovic, B. Global income inequality in numbers: throughout history and now [Global’noye neravenstvo dokhodov v tsifrakh: na protyazhenii istorii i v nastoyashcheye vremya] // Publishing House of the Higher School of Economics. Moscow, 2014. P. 15
- Underemployment in the Early Careers of College Graduates Following the Great Recession. [Electronic resource] – access mode: https://www.newyorkfed.org/medialibrary/media/research/staff_reports/sr749.pdf (access date: 12/10/2023)
- Gaase, K. B. Reconnaissance in force: on the approaches to the left theory of bureaucracy Book review: Graeber D. (2016) Utopia of rules: about technology, stupidity and the secret charm of bureaucracy [Razvedka boyem: na podstupakh k levoy teorii byurokratii Retsenziya na knigu: Greber D. (2016) Utopiya pravil: o tekhnologiyakh, gluposti i taynom obayanii byurokratii], M.: Ad Marginem Press / K. B. Haase // Sociology of power. – 2016. – T. 28, No. 4. – P. 195-203. – DOI 10.22394/2074-0492-2016-4-195-203. – EDN XIQDLD.
- Varoufakis, Ya. Techno-feudalism. What killed capitalism. Published Vintage. ISBN: 978-1-529-19450-0. 2023. p. 48
- $15 Minimum Wage Would Reduce Poverty But Cost Jobs, CBO Says. [Electronic resource] – access mode: https://www.npr.org/2021/02/08/965483266/-15-minimum-wage-would-reduce-poverty-but-cost-jobs-cbo-says (date access: 11/15/2023)
- The novelty of technologically. [Electronic resource] – access mode: http://glineq.blogspot.com/2022/04/the-novelty-of-technologically.html (access date: 12/10/2023)
- During the sanctions months, over 110 thousand companies closed in Russia. [Za sanktsionnyye mesyatsy v Rossii zakrylis’ svyshe 110 tys. kompaniy] – access mode: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2022/zakr-110-tys-komp/ (access date: 12/10/2023)
- Donovan, Kevin & Lu, Will & Schoellman, Todd. (2023). Labor Market Dynamics and Development. The Quarterly Journal of Economics. 138.10.1093/qje/qjad019.
- Chen, Lala. (2022). The impact of digital economy development on the demand and supply of labor market. BCP Business & Management. 33.519-527. 10.54691/bcpbm.v33i.2835.
- Vankevich, E. V. Changing the infrastructure of the labor market in the context of digitalization of the economy [Izmeneniye infrastruktury rynka truda v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki]/ E. V. Vankevich // Strategy for the development of the economy of Belarus: challenges, tools for implementation and prospects: collection of scientific articles of the International Scientific and Practical Conference: in 2 vols., Minsk, October 07–08, 2021. Volume 2. — Minsk: IOO «Rights and Economics», 2021. — P. 180-186. – EDN GAYCEH.
- Gimpelson, V. E. Russian model of the labor market: test by crisis [Rossiyskaya model’ rynka truda: ispytaniye krizisom]/ V. E. Gimpelson, R. I. Kapelyushnikov // Journal of the New Economic Association. – 2015. – No. 2(26). – P. 250. – EDN UBFBIJ.