Главная страница » Публикации » №4 (76) » Возможные риски социально-экономического развития северных и арктических регионов России в современных геополитических условиях (по результатам экспертных опросов)

Возможные риски социально-экономического развития северных и арктических регионов России в современных геополитических условиях (по результатам экспертных опросов)

Possible risks of socio-economic development of the northern and Arctic regions of Russia in modern geopolitical conditions (based on the results of expert surveys)

Авторы

Гущина Ирина Александровна
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
Россия, Кольский научный центр РАН Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина
gushina@mail.ru
Кондратович Дмитрий Леонидович
кандидат экономических наук, заведующий сектором социологических исследований
Россия, Кольский научный центр РАН Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина
k_dim@bk.ru
Положенцева Ольга Анатольевна
младший научный сотрудник
Россия, Кольский научный центр РАН Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина
olgpol@mail.ru

Аннотация

Целью статьи является определение возможных рисков в социально-экономическом развитии северных и арктических регионов РФ на основе массовых и экспертных опросов, выполненных авторами. Рассмотрены методологические подходы к исследованию таких рисков как последствия антироссийских санкций, в части результативности их применения и уровня террористической угрозы. На основании анализа обширной социологической информации, том числе зарубежной, выявлено, что ожидаемого разработчиками эффекта от применения санкций не произошло, напротив, экспертами отмечены сферы, в которых санкции могут способствовать активизации и использованию внутренних ресурсов: торговля, общественное питание, туризм, сфера обслуживания, сфера развлечений. Как наиболее сложная, указана проблема импортозамещения в таких значимых для Севера и российской Арктики видах деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, электроэнергетика, грузоперевозки. Сопоставление результатов опросов 2017, 2022 и 2023 гг. показало снижение уровня опасений в отношении вероятной террористической угрозы на Севере и в российской Арктике.

Ключевые слова

Северные и арктические регионы РФ, антироссийские санкции, террористическая угроза.

Финансирование

Статья подготовлена в рамках государственного задания ФГБУН Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» в части проведения НИР Института экономических проблем им. Г.П. Лузина по теме: Научные основы управления социальным развитием регионов российской Арктики в условиях новых глобальных вызовов 123012500053-2

Рекомендуемая ссылка

Гущина Ирина Александровна , Кондратович Дмитрий Леонидович , Положенцева Ольга Анатольевна

Возможные риски социально-экономического развития северных и арктических регионов России в современных геополитических условиях (по результатам экспертных опросов)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7636. Дата публикации: 10.12.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7636/

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-476-36

Authors

Gushchina Irina Alexandrovna
Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher
Russia, Kola Scientific Center RAS Institute of Economic Problems named after. G.P. Luzina
gushina@mail.ru
Kondratovich Dmitry Leonidovich
Candidate of Economic Sciences, Head of the Sociological Research Sector
Russia, Kola Scientific Center RAS Institute of Economic Problems named after. G.P. Luzina
k_dim@bk.ru
Polozhentseva Olga Anatolyevna
junior researcher
Russia, Kola Scientific Center RAS Institute of Economic Problems named after. G.P. Luzina
olgpol@mail.ru

Abstract

The purpose of the article is to identify possible risks in the socio-economic development of the northern and Arctic regions of the Russian Federation based on mass and expert surveys carried out by the authors. Methodological approaches to the study of such risks as the consequences of anti-Russian sanctions are considered, in terms of the effectiveness of their application and the level of terrorist threat¸ in connection with the special military operation carried out. Based on the analysis of extensive sociological information, including foreign , it was revealed that the effect expected by the developers from the application of sanctions did not happen, on the contrary, experts noted areas in which sanctions can contribute to the activation and use of domestic resources: trade, public catering, tourism, the service sector, entertainment. The problem of import substitution is indicated as the most difficult in activities that are significant for the North and the Russian Arctic, such as mining, manufacturing, electric power, and cargo transportation. A comparison of the results of surveys in 2017, 2022 and 2023 showed a decrease in the level of fears regarding a possible terrorist threat in the North and in the Russian Arctic.

Keywords

Northern and Arctic regions of the Russian Federation, opinion polls, anti-Russian sanctions, terrorist threat.

Project finance

The article was prepared within the framework of the state assignment of the Federal State Budgetary Institution Federal Research Center "Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences" in terms of conducting research at the Institute of Economic Problems named after. G.P. Luzina on the topic: Scientific foundations for managing the social development of the Russian Arctic regions in the context of new global challenges 123012500053-2

Suggested Citation

Gushchina Irina Alexandrovna , Kondratovich Dmitry Leonidovich , Polozhentseva Olga Anatolyevna

Possible risks of socio-economic development of the northern and Arctic regions of Russia in modern geopolitical conditions (based on the results of expert surveys)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7636. Date issued: 10.12.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7636/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-476-36


Введение

В последние десятилетия сформировалась новая социальная реальность, содержанием которой  стало глобальное противостояние России с западным миром. В связи с этим, с одной стороны, возникли риски для социально-экономического развития России:  международная изоляция,  последствия антироссийских санкций, террористическая угроза. С другой стороны, создавшаяся ситуация стала основой для процессов интеграции российского общества, его консолидации на новой мирровозренческой основе и формирование соответствующих идейных позиций [1]. Беспрецедентное санкционное давление особенно усилилось с 2014 года, после вхождения Республики Крым  в состав Российской Федерации на основании результатов общекрымского референдума (Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 10.07.2023) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

В настоящее время в отношении России введено наибольшее количество санкций, хотя до недавнего времени эта сомнительная пальма первенства принадлежала Ирану. Особенно активно разработка и принятие пакетов антироссийских санкций происходило с февраля 2022 г.

В последние месяцы в  структурах Евросоюза завершается  разработка уже двенадцатого пакета санкций,  который, предположительно, будет содержать запрет на импорт российских алмазов (в настоящее время на долю  России приходится 30% глобального предложения на рынке алмазов)(В 12-м пакете антироссийских санкций могут оказаться гвозди, алмазы и вязальные спицы. URL : https://www.ng.ru/world/2023-10-22/1_8858_sanctions.html ( дата обращения 27.10.2023).). Стоит отметить,  что принятие каждого последующего пакета сопровождается все возрастающим сопротивлением отдельных стран, поскольку  реализация санкций, кроме предполагаемого негативного воздействия на  российскую экономику, часто имеет  не менее негативные последствия для  тех, кто за эти санкции ратовал. Особенно это касается  санкций против энергетической отрасли из-за значительных ограничений  экспорта российских нефти, газа, угля (Какие страны ввели  санкции против России и как они отразятся на экономике. URL:  https://invlab.ru/ekonomika/kakiye-strany-vveli-sanktsii / (дата обращения 26.10.2023  г.). Кроме того, проблемы, проявившиеся из-за антироссийских санкций на энергетическом рынке, повлекли пересмотр мнений и решений по скорейшему переходу к возобновляемой энергетике, что актуализирует мировую экологическую повестку (Антироссийские санкции опасны для планеты. URL:  https://www.ng.ru/editorial/2023-08-08/2_8794_red.html (дата обращения 27.10.2023 г.)).

К негативным последствиям антироссийских санкций следует отнести сокращение масштабов международного сотрудничества  по многочисленным вопросам в политической, экономической сферах, разрушаются культурные связи,  десятилетиями формировавшиеся традиции в различных направлениях творчества, спорта,  практически прекращено  сотрудничество по вопросам образования и науки.

В то же время, все большее число европейцев настроены против антироссийских санкций,  считающих их неэффективными, наносящими ущерб экономике и разрушающими отношения с надежным партнером —   Россией (EС страдает из-за антироссийских санкций больше, чем РФ. URL:  https://investim.guru/obzory/mnenie-evropeytsev-o-sanktsiyah-protiv-rf-v-2023-godu-analiz-i-prognozy (дата обращения 06.11.2023 г.).  Подтверждение эти настроения получили в выступлении министра иностранных дел РФ С. Лаврова в ходе посольского круглого стола  8 ноября 2023 г.  Он определил ущерб,  нанесенный европейскому бизнесу  из-за введения антироссийских санкций  в 250 млрд. евро (Лавров заявил, что ЕС потерял 250 млрд. евро из-за санкции против России. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2023/11/08/1004678-es-poteryal-250-mlrd-evro-iz-za-sanktsii (дата обращения 09.11.2023 г.)).

Терроризм  можно определить одним из значимых рисков и угроз российскому обществу. Само это явление (террор – terror – ужас, страх) существует не одно тысячелетие и используется как инструмент физического, психологического,  политического давления для создания ситуации страха, паники в обществе [2].

Целями террористической угрозы могут быть нарушение социальной, экономической, политической стабильности, физическое уничтожение известных личностей  и т.д. К настоящему времени сформировался ряд террористических  идеологий, на базе которых создаются соответствующие террористические  структуры, в том числе, международные.

Цель  исследования на основе анализа результатов  массовых и экспертных опросов 2017, 2022, 2023 гг., выполненных авторами,  определить возможные риски  в социально-экономическом развитии северных и арктических регионов РФ, в части  эффективности применения антироссийских санкций  и  уровня террористической угрозы.

 

Методологические обоснования и подходы к исследованию

Эффективность санкций как инструмента экономического и политического воздействия на отдельные организации и страны  получила достаточно широкое освещение в научной литературе. Среди них наиболее известны работы Галтунга Й., предложившего широко известную сейчас классификацию экономических санкций [3],   Хафбауэра Г. и его коллег, которые определили, что лишь треть вводимых санкций  соответствует запланированной от их введения эффективности [4]. В противовес  этим результатам, согласно  исследованию Пейпа Р., только 5 % санкций достигают своего результата [5].

Вопросам методологии изучения санкций  посвящена работа российских исследователей Р. С. Гринберга Р.С., Белозёрова С. А.,   Соколовской Е. В.,  в которой исследуются возможности систематического анализа при изучении эффективности экономических санкций.  Авторы акцентировали внимание на  результатах исследований Галтунга Й., Муссо M.,  Диксон У., Сенезе П.,  Онила Дж.,  рассматривающих санкции с позиций теории общественного договора. Отмечено, что, с одной стороны,  санкции могут приводить к политической интеграции, поддержке лидеров и правящего  режима внутри страны на фоне значимых внешних угроз, что значительно сжижает ожидаемый эффект вводимых санкций (подобная ситуация в настоящее время характерна для России). С другой стороны, при наличии в  стране значительной оппозиции правящему режиму, отдельные политические силы могут лоббировать и даже финансировать введение санкций [6]. Проблеме систематизации  существующих вариантов понимания эффективности  введения санкций из-за разницы подходов к оценке результатов и направленности санкционного воздействия посвящена работа Силаевой В.А. [7].         Вопрос об эффективности вторичных санкций, как контроля  за нарушение ранее введенных, рассматривается в работе Тимофеева И.Н. Эта проблема приобретает все большую актуальность, поскольку в последних пакетах антироссийских санкций, внимание уделяется как стремлению не допустить возможностей нарушения санкционного режима, так и  наказать союзников России [8]. Таким образом, обширная поливариантность применения  санкций, постоянное обновление их форм определяет множество методологических подходов к исследованию и научному осмыслению  их эффективности.

 

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование экспертных оценок по обозначенной тематике не теряет своей актуальности, поскольку санкционное давление на Россию возрастает год от года. В 2022 г. нами уже проводился аналогичный экспертный опрос, результаты которого были опубликованы [17].      В 2023 г. в Евросоюзе проведено исследование общественного мнения и оценок экспертов в отношении последствий введенных против России санкций. Для нашей работы этот материал интересен тем, насколько результаты выполненных нами исследований созвучны приведенным ниже оценкам европейских экспертов: «Санкции, введенные Европейским Союзом против России, имеют значительное влияние на отношения между этими двумя сторонами. Эксперты прогнозируют, что санкции будут продолжать оказывать давление на экономику России и влиять на политические отношения между Россией и Европой в 2023 году» (Мнение европейцев о санкциях против РФ в 2023 году: анализ и прогнозы Источник: https://investim.guru/obzory/mnenie-evropeytsev-o-sanktsiyah-protiv-rf-v-2023-godu-analiz-i-prognozy).

Обобщенные выводы европейского исследования сводятся к следующему:

  • санкционная политика определяется как ответная мера на имеющееся нарушение Россией ряда положений международного права;
  • в контексте энергетической безопасности Европы по-прежнему высоки риски нестабильности в ее энергетическом секторе, в то время как Россия успешно продвигается в расширении сотрудничества с Индией, Китаем, странами БРИКС и рядом развивающихся экономик;
  • значительно негативное влияние санкций на туристическую сферу: снизился спрос на услуги въездного туризма как в Россию, так и Евросоюз, что существенно повлияло на доходность этой сферы услуг. Тут же замечено, что эта ситуация содействует развитию внутрироссийского туризма;
  • экономические убытки для России эксперты видят в снижении объемов экспорта и импорта, ухудшении инвестиционного климата,  сокращении числа рабочих мест, ухудшении  финансовой ситуации российских компаний, снижения ВВП и углублении экономического кризиса; (следует заметить, что по оценке Минэкономразвития, за январь-сентябрь 2023 года, ВВП РФ вырос на 2,8%, в том числе в сентябре рост составил 5,2% в годовом выражении (Решетников: рост ВВП РФ в 2023 году ожидается на уровне 3%. URL;  https://www.interfax.ru/russia/929062 99 (дата обращения 06.11.2023 г.))
  • европейские компании ограничены в своем развитии из-за санкционных ограничений и запретов;
  • эксперты считают, что Россия, в целях ослабления санкционного воздействия,  будет стремиться к диверсификации экономических партнеров, усилении «восточного направления», укреплении отношений с «непризнанными государствами», усилении самообеспечения на внутреннем рынке;
  • отмечена взаимосвязь антироссийских санкций с ростом  патриотических настроений в поиске внутреннего единства и популярности ряда политических партий в стране;
  • имеет место  «обратное» влияние санкций: ограничение импорта способствовало стремлению развития собственного производства и снижения зависимости России от иностранных товаров; ограничение доступа к западным технологиям инициировало развитие и создание собственных инноваций; финансовые ограничения содействовали развитию экономики и поиску собственных финансовых решений;
  • достаточно большого числа европейцев настроены против антироссийских санкций,  считающих их неэффективными, наносящими ущерб экономике и разрушающими отношения с надежным партнером —   Россией (ЕК: одна из целей новых санкции ЕС – лишить оборонный сектор РФ ключевых технологий. URL:  https://investim.guru/obzory/mnenie-evropeytsev-o-sanktsiyah-protiv-rf-v-2023-godu-analiz-i-prognozy (дата обращения 06.11.2023 г.).   Подтверждение эти оценки получили в выступлении министра иностранных дел РФ С. Лаврова в ходе посольского круглого стола  8 ноября 2023 г., определившего урон, нанесенный европейскому бизнесу  из-за антироссийских санкций  в 250 млрд. евро (Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе посольского «круглого стола», Москва, 8 ноября 2023 года. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2023/11/08/1004678-es-poteryal-250-mlrd-evro-iz-za-sanktsii (дата обращения 09.11.2023 г.). Анализ приведенных экспертных оценок позволяет отметить их достаточную объективность, что вселяет определенный оптимизм на преобладание  в перспективе здравого смысла.

В основу достижения целей нашего  исследования определен анализ социологических данных экспертных опросов руководителей местного самоуправления муниципальных образований (МО) ряда регионов Севера и российской Арктики в 2022–2023 гг.,  выполненных авторами. При сопоставлении результатов  использован метод сравнительного анализа с данными предыдущих аналогичных исследований, кроме того, отдельно выделены результаты по Мурманской области —  модельному региону при проведении подобных исследований.

Анализ экспертных оценок показал, что по многим предлагаемым вариантам ответов, оценки негативных последствий вводимых антироссийских санкций в 2022 г. были завышены (Таблица 1).

 

Таблица 1. — Оценки экспертов о негативном воздействии антироссийских санкций,%

Варианты ответов Арктические и северные МО, 2022 г. Арктические и северные МО, 2023 г. МО Мурманcкой области, 2023 г.
Рост цен на продукты питания 83,7 77,1 53,8
Рост цен на услуги 93,8 68,8 76,9
Сокращение ассортимента различных видов продукции 43,8 50,0 61,5
Сокращение доходов населения 31,3 27,9 30,8
Снижение уровня и качества жизни населения 43,8 25,0 23,1
Отток кадров 12,5 14,6 23,1
Рост теневой занятости ­­- 6,3 15,4
Проблемы трудоустройства молодежи 12,5 8,3 7,7
Рост нелегальных видов деятельности 6,1 6,3 7,7

* Составлено  на основании результатов экспертных опросов руководителей местного самоуправления муниципальных образований (МО) ряда регионов Севера и российской Арктики в 2022 – 2023 гг.

 

Это касается роста цен на продукты питания и услуги, сокращения ассортимента различных видов продукции, снижения уровня и качества жизни населения, проблем трудоустройства молодежи. Практически равнозначны показатели по вариантам о сокращении доходов населения, оттоку кадров, росту нелегальных видов деятельности. Очевидно, что санкции «не сработали» по социально значимым направлениям жизнедеятельности. Следует отметить, что постоянно принимаемые правительством страны меры нивелируют неблагоприятное воздействие санкций. Весь антисанкционный план состоит более чем из  двухсот мер, почти половина из них уже реализуется в регионах. В первую очередь это касается людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предусмотрены кредитные каникулы сроком от одного до шести месяцев, выплаты на детей в возрасте от восьми до 16 лет, особые условия социального контракта для безработных и возможности для их переобучения и др. (Меры поддержки россиян в 2023 году из-за санкций. URL: https://prav.io/browse/blogs/sankcii/mery-podderzhki-rossiyan-v-2022-godu-iz-za-sankciy (дата обращения 12.11.2023).

Сопоставление результатов экспертных опросов показало, что наиболее сложным является вопроc  импортозамещения, это касается таких значимых для Севера и российской Арктики видов деятельности  как добыча полезных ископаемых, обрабатывающих производств, электроэнергетики и грузоперевозок и торговли. Тем не менее, сравнение результатов  двух лет  позволяет говорить о некотором снижении остроты этой проблемы (Таблица 2). Несмотря на то, что правительство, другие органы государственной власти большое внимание уделяют проработке стратегий импортозамещения,  поиску новых вариантов поставок материалов и инструментов, многих целевых показателей достичь  пока не удалось. Наиболее активно программа импортозамещения реализуется в аграрном секторе, машиностроении, фармацевтической промышленности, при реализации государственных закупок [18].

 

Таблица 2 — Оценки экспертов о влиянии антироссийских санкций на процессы импортозамещения, %

Варианты ответов Арктические и северные МО, 2022 г. Арктические и северные МО, 2023 г. МО Мурманcкой области, 2023 г.
Негативное влияние санкций на процессы импортозамещения
Производство, в т.ч. ископаемых
     добыча полезных ископаемых 60,0 36,8 44,4
     обрабатывающие производства 68,4 41,0 40,0
     электроэнергетика 51,4 29,7 36,4
Транспорт/грузоперевозки 71,1 51,4 45,5
Торговля 64,3 44,7 33,3
Общественное питание 22,5 15,8 8,3
Сфера обслуживания 46,2 18,4 8,3

* Составлено  на основании результатов экспертных опросов руководителей местного самоуправления муниципальных образований (МО) ряда регионов Севера и российской Арктики в 2022 – 2023 гг.

 

В то же время эксперты отметили те сферы, в которых  санкции напротив, могут способствовать  расширению возможностей отдельных видов деятельности. Прежде всего, это торговля,  общественное питание, туризм, сфера обслуживания и сфера развлечений.

Следует отметить, что оценки экспертов из Мурманской области выглядят весьма уравновешенно: нет тревожно высоких  ожиданий ухудшения ситуации, но отмечены отдельные направления, вызывающие озабоченность: рост цен на услуги — 76,9 %,  сокращение ассортимента различных видов продукции — 61,5 %., отток кадров — 23,1%. Региональные власти принимают значительные усилия,  чтобы обеспечить своевременное замещение импортной продукции горнопромышленных предприятий. Быстрыми темпами продолжается развитие Мурманского транспортного узла  (2012 – 2024 гг.), что повысит надёжность и эффективность транспортной системы Российской Федерации за счет создания необходимых резервных мощностей по обработке грузов, совершенствования транспортной инфраструктуры Северо-Западного федерального округа (Описание проекта. URL: https://ppp-transport.ru/o-retu/proekty-retu/kompleksnoe-razvitie-murmanskogo-transportnogo-uzla/ (дата обращения 14.11.2023 г.).). Большим конкурентным преимуществом области является незамерзающий глубоководный порт, базовый для Северного морского пути,. грузооборот  по которому должен к 2030 г составить 80 млн т (против почти 60 млн т в настоящее время). В  2024 г. в Мурманске должен вступить в строй крупнейший на Северо-Западе России док для ремонта кораблей и судов водоизмещением до 100 тыс. тонн, что позволить обеспечить своевременный ремонт судов и избежать зависимости от зарубежных судоремонтных компаний (Мурманский губернатор оценил влияние санкций на экономику региона URL: https://murmansk.rbc.ru/murmansk/28/12/2022/63ac4f4a9a7947be724ad92c (дата обращения 13.11.2023 г).  В ответ на закрытие западных границ для российских туристов, в Мурманской области быстрыми темпами развивается туристический кластер (например, комплекс  «Вала Тунтури » на полуострове Рыбачий), расширяются возможности для горнолыжного спорта и туризма (Строительство туркластера «Валла Тунтури» в Мурманской области намерены начать в 2023 году . URL:  https://www.vedomosti.ru/gorod/othercities/characters/gubernator-andrei-chibis-dlya-murmanskoi-oblasti-sanktsii-novie-vozm. (дата обращения 13.11.2023 г). В то же время, успешность антисанкционных мер во многом зависит о совершенствования механизма взаимодействия бизнеса, власти и общества, стимулирования внутреннего спроса, поиска и реализации крупных инвестиционных проектов [19].

Опасность совершения террористических актов особенно очевидна в отношении  транспортных коммуникаций, объектов связи и Интернета, нефтегазового комплекса, предприятий ОПК. Особую угрозу  представляют беспилотные летательные аппараты (БПЛА), так называемые   дроны, обладающие все большей маневренностью и поражающей способностью, в связи с чем логика противоборства  с ними предполагает скорейшую разработку средств защиты (Терроризм новое лицо. URL: https://www.rub-in.ru/news/okazyvaemye-uslugi/novye-realnosti-terrorizm-ugrozy-bpla-i-nashi-deti-pora-reshat/  (дата обращения 11.11.2023 г.).). В предыдущие годы,  при  проведении  социологического мониторинга, мы неоднократно оценивали влияние террористической угрозы на социальное настроение  населения Мурманской области. Ниже  частично приведены результаты опроса 2017 г. (Таблица 3). В 2017 г. северяне  в большей степени сошлись во мнении, что терроризм — это  преступные акты насилия и  53,4% респондентов сочли,  что это угроза всему миру.

 

Таблица 3 — Восприятие населением Мурманской области террористической угрозы, 2017 г.,%

Варианты ответов Все население Молодежь
По Вашему представлению терроризм это
Преступные акты насилия 53,4 50,7
Способ ведения боевых действий 22,3 37,3
Форма политической борьбы 28,2 22,7
Привлечение внимания к острым проблемам 7,8 12,0
Бандитизм, разбой 21,5 17,3
Угроза всему миру 60,6 57,3
Способ изменения государственного строя 8,3 10,7
Способ восстановить справедливость 2,8
Демонстрация превосходства 14,2 9,3
Насколько вы чувствуете себя защищенным от террористической угрозы
Полностью защищен 2,6 2,7
В основном защищен 16,3 20,0
Частично защищен 25,9 24,0
Совсем не защищен 30,1 28,0
Затрудняюсь ответить 25,1 25,3
Как Вы думаете, возможны ли  теракты в Мурманской области?
Возможны 34,7 24,0
Маловероятны 32,9 42,7
Практически невозможны 9,3 12,0
Затрудняюсь ответить 23,1 21,3

* Составлено на основании результатов социологического опроса населения Мурманской области  в 2017 г.

На высокий уровень  защищенности от возможных террористических актов указали всего 2,6%, частично защищенными и совсем не защищенными чувствуют себя соответственно 26% и 30% ответивших. Примерно поровну  распределились мнения о возможности (34,7%) и маловероятности  (32,9%) совершения терактов в области.  Мнения молодежи, в основном, созвучны с приведенными выше, и лишь в отношении возможности осуществления терактов  молодые люди более оптимистичны: маловероятными их считают 42,7%, а возможными – 24,0%, что составляет разницу  по 10% в сравнении  с мнениями остальной части респондентов.

Экспертный опрос в 2023 г. также включал вопрос о террористической угрозе.  Таблица 4   Опрос   проводился в июле-августе 2023 г. Основная часть экспертов высказались, что такой угрозы  скорее, не существует  (52,1%) и  не существует совсем (22,9%).

 

Таблица 4 – Экспертные оценки возможностей осуществления террористических актов, %

Варианты ответов

Арктические и северные МО 2023 г.

МО Мурманской области 2023 г.

Определенно да 2,1
Скорее да 6,3 7,7
Скорее нет 52,1 69,2
Определенно нет 22,9 23,1
Затрудняюсь ответить 16,7

* Составлено  на основании результатов экспертных опросов руководителей местного самоуправления муниципальных образований (МО) ряда регионов Севера и российской Арктики в 2023 гг.

 

По Мурманской области эти показатели составили  69,2% и 23,1%  соответственно. Сопоставление результатов 2023  и 2017 гг. указывает на значительное  снижение опасений в отношении вероятной террористической угрозы.  Скорее всего, при формировании мнений, эксперты имели в виду наиболее актуальный вариант из возможных, а именно вероятность совершения террористических актов,  не учитывая, что  причинами  для совершения терактов могут быть и столкновение экономических интересов, и  различных образов жизни, и  непродуманная миграционная политика, и низкая культура межнациональных отношений и многое другое.    Можно предположить,  что определенную роль сыграли такие  факторы как удаленность от территории боевых действий, практическое отсутствие  в северных регионах какой-либо межнациональной напряженности и религиозных противоречий.  Возможно, что на формирование экспертных оценок значительное влияние оказали   процессы  консолидации российского общества, предполагающие в том числе, и повышенную ответственность  структур, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности.  

 

Выводы

Анализ методологических подходов к исследованию  вопроса о возможных рисках социально-экономического развития северных  и арктических регионов России показал, что теоретические обоснования оценок эффективности санкций как инструмента экономического и политического воздействия на отдельные организации и страны,  получили достаточно широкое освещение в научной литературе. Однако, в современных  геополитических  и геоэкономических условиях постоянное обновление  форм санкций,  поливариантность их применения  определяет множество методологических подходов, нуждающихся в научном осмыслении.

Теоретическая база для исследования террористической деятельности  сформирована в достаточной степени, однако масштабы этого явления в современном мире можно определить как транснациональные, что предполагает дальнейшую разработку  методологических подходов с позиций различных научных дисциплин.

Анализ экспертных оценок о влиянии антироссийских санкций на  социально-экономическое развитие Севера и российской Арктики показал, что результатов, ожидаемых разработчиками санкций,   достигнуто не было. По оценкам европейских экспертов, значительная часть жителей европейских стран считает санкции неэффективными, наносящими ущерб экономике и разрушающими отношения с надежным партнером — Россией. Наиболее остро стоит вопрос с импортозамещением по значимым для Севера и российской Арктики видам деятельности, таким   как добыча полезных ископаемых, обрабатывающих производств, электроэнергетики и грузоперевозок и торговли.

В процессе исследования возможностей возрастания террористической угрозы было выявлено, что, в сравнении с аналогичным  опросом 2017 г., опасения в отношении вероятной террористической угрозы заметно снизились.  Можно предположить,  что определенную роль сыграли такие  факторы как удаленность от территории боевых действий, практическое отсутствие в северных регионах какой-либо межнациональной напряженности и религиозных противоречий.  Возможно, что на формирование экспертных оценок влияние оказали   процессы  консолидации российского общества, предполагающие в том числе, повышенную ответственность  структур, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности.

 

Список литературы:

  1. Мерзликин, Н.В., Иванов, А.В. Социальная консолидация в контексте специальной военной операции (экспертная оценка) // Наука. Культура. Общество. — — Т. 28. № 4. — С. 8 5— 96. DOI 10.19181/nko.2022.28.4.7. EDN UAVMUP.
  2. Galtung, J. On the Effects of International Economic Sanctions, With Examples from the Case of Rhodesia. // World Politicsю — 1967.—19(3). — 378 — DOI: https://doi.org/10.2307/2009785.
  3. Hufbauer, G. C., Schott, J. J. & Elliott, K. A. (1985). Economic Sanctions Reconsidered: History and Current policy. // Institute for International Economics. — 1985. — P.
  4. Pape,A. 1997. Why Economic Sanctions Do Not Work. // International Security. — 22(2). — P. 90-136.
  5. Гринберг, Р. С., Белозёров, С. А., Соколовская, Е. В. Оценка эффективности экономических санкций. Возможности систематического анализа // Экономика региона. — — Т. 17. вып. 2. — С. 354 — 374. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-2-1.
  6. Силаева, В.А. Эффективность санкций в международной политике // Вестник МГИМО-Университета. — — № 14 — С.136 — 153.
  7. Тимофеев, И.Н. Как исследовать политику санкций? Стратегия эмпирического исследования // Международная аналитика. — 2023 — 14(1) — 22-36. https://doi.org/10.46272/2587-8476-2023-14-1-22-36.
  8. Осташев, А,А. Терроризм в современном мире: понятие, причины, ответственность за содеянное [Электронный ресурс]. — 2020. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/terrorizm-v-sovremennom-mire-ponyatie-vidy-prichiny-i-ugolovnaya-otvetstvennost-za-sodeyannoe (дата обращения 03.11.2023 г.).
  9. Синогейкин, А.А. Теоретико – методологические проблемы соцологического исследования терроризма // Вестник Тюменского университета. — 2009 — № 4 — С. 127 —
  10. Будницкий, О.В. Терроризм глазами историка. Идеология терроризма // Вопро­сы философии. — — № 5. — С. 4 — 6.
  11. Замкова, В.И., Ильчиков, М.З. Терроризм — глобальная проблема современности. — М., 1996. — С. 8 —
  12. Бахтин, С.И., Попков, Ю.В., Тюгашев, Е.А. Террор-антитеррор: сибирское измере­ние. — Новосибирск: Сибирское научное издательство. — — 204 с.
  13. Родионов, М.М., Припечкин, В.В. Феномен терроризма: реальность и творческое переосмысление // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — — № 1. — С. 23 — 25.
  14. Емельянов, В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. Уголовно-правовое исследование. — М. — — С. 67 — 68.
  15. Эфиров, С.А. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. — — № 4. — С. 23 — 24.
  16. Викторов, А.Ш. Современный терроризм и безопасность (теоретико-методологические аспекты социологического анализа) // Ломоносовские чтения 2004 г.: Россия и социаль­ные изменения в современном мире. — Т. 2 — с. 109 —
  17. Гущина, И.А, Кондратович, Л.Д., Положенцева О.А. Влияние санкций на саморазвитие местных сообществ российской Арктики и Крайнего Севера // Экономика и управление: проблемы, решения. — — № 10. Т.4. — С. 76 —81. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2022.10.04.010.
  18. Попова, И.Н., Сергеева, Т.Л. Импортозамещение в современной России: проблемы и перспективы // BENEFICIUM. — — № 2(43). — С. 73 — 84. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2022.2(43).
  19. Серова, Н.А., Скуфьина, Т.П. Перспективы развития Мурманской области в условиях антироссийских санкций // Вестник Кольского научного центра РАН. — 3/2015(22) — С 115 —

 

Bibliography

  1. Merzlikin, N.V., Ivanov A.V. Social consolidation in the context of a special military operation (expert assessment) [Sotsial’naya konsolidatsiya v kontekste spetsial’noy voyennoy operatsii (ekspertnaya otsenka)]// Science. Culture. Society. — 2022. — T. 28. No. 4. — P. 8 5- 96. DOI 10.19181/nko.2022.28.4.7. EDN UAVMUP.
  2. Galtung, J. On the Effects of International Economic Sanctions, With Examples from the Case of Rhodesia [On the Effects of International Economic Sanctions, With Examples from the Case of Rhodesia] // World Politics — 1967.-19(3). — 378 — 416. DOI: https://doi.org/10.2307/2009785.
  3. Hufbauer, G. C., Schott, J. J., & Elliott, K. A. (1985). Economic Sanctions Reconsidered: History and Current policy [Economic Sanctions Reconsidered: History and Current policy] // Institute for International Economics. — 1985. — P. 753.
  4. Pape, R.A. 1997. Why Economic Sanctions Do Not Work [Why Economic Sanctions Do Not Work] // International Security. — 22(2). — P. 90-136.
  5. Grinberg, R. S., Belozerov, S. A., Sokolovskaya E. V. Assessing the effectiveness of economic sanctions. Possibilities of systematic analysis [Otsenka effektivnosti ekonomicheskikh sanktsiy. Vozmozhnosti sistematicheskogo analiza]// Economics of the region. — 2021. — T. 17. issue. 2. — pp. 354 — 374. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-2-1.
  6. Silaeva V.A. The effectiveness of sanctions in international politics [Effektivnost’ sanktsiy v mezhdunarodnoy politike]// Bulletin of MGIMO University. — 2021. — No. 14 — P. 136 — 153.
  7. Timofeev, I.N. How to research sanctions policy? Strategy for empirical research [Kak issledovat’ politiku sanktsiy? Strategiya empiricheskogo issledovaniya]// International Analytics. — 2023 — 14(1) — 22-36. https://doi.org/10.46272/2587-8476-2023-14-1-22-36.
  8. Ostashev, A, A. Terrorism in the modern world: concept, causes, responsibility for actions [Kak issledovat’ politiku sanktsiy? Strategiya empiricheskogo issledovaniya]. — 2020. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/terrorizm-v-sovremennom-mire-ponyatie-vidy-prichiny-i-ugolovnaya-otvetstvennost-za-sodeyannoe (accessed 03.11.2023) .
  9. Sinogeykin, A.A. Theoretical and methodological problems of sociological research of terrorism [Teoretiko – metodologicheskiye problemy sotsologicheskogo issledovaniya terrorizma]// Bulletin of Tyumen University. — 2009 — No. 4 — P. 127 — 131.
  10. Budnitsky, O.V. Terrorism through the eyes of a historian. Ideology of terrorism [Terrorizm glazami istorika. Ideologiya terrorizma]// Issues of philosophy. — 2004. — No. 5. — P. 4 — 6.
  11. Zamkova, V.I., Ilchikov, M.Z. Terrorism is a global problem of our time [Terrorizm — global’naya problema sovremennosti]. — M., 1996. — P. 8 — 9.
  12. Bakhtin, S.I., Popkov, Yu.V., Tyugashev, E.A. Terror-anti-terror: the Siberian dimension [Terror-antiterror: sibirskoye izmereniye]. — Novosibirsk: Siberian Scientific Publishing House. — 2006. — 204 p.
  13. Rodionov, M.M., Pripechkin, V.V. The phenomenon of terrorism: reality and creative rethinking [Fenomen terrorizma: real’nost’ i tvorcheskoye pereosmysleniye]// Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2000. — No. 1. — P. 23 — 25.
  14. Emelyanov, V.P. Terrorism and crimes with signs of terrorism. Criminal legal research [Terrorizm i prestupleniya s priznakami terrorizirovaniya. Ugolovno-pravovoye issledovaniye]. — M. — 2000. — P. 67 — 68.
  15. Efirov, S.A. Terrorism: psychological roots and legal assessments [Terrorizm: psikhologicheskiye korni i pravovyye otsenki]// State and Law. — 2006. — No. 4. — P. 23 — 24.
  16. Viktorov, A.Sh. Modern terrorism and security (theoretical and methodological aspects of sociological analysis)[ Sovremennyy terrorizm i bezopasnost’ (teoretiko-metodologicheskiye aspekty sotsiologicheskogo analiza)] // Lomonosov readings 2004: Russia and social changes in the modern world. — T. 2 — p. 109 — 114.
  17. Gushchina, I.A., Kondratovich, L.D., Polozhentseva, O.A. The influence of sanctions on the self-development of local communities in the Russian Arctic and the Far North [Vliyaniye sanktsiy na samorazvitiye mestnykh soobshchestv rossiyskoy Arktiki i Kraynego Severa]// Economics and management: problems, solutions. — 2022. — No. 10. T.4. — P. 76 —81. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2022.10.04.010.
  18. Popova, I.N., Sergeeva, T.L. Import substitution in modern Russia: problems and prospects [Importozameshcheniye v sovremennoy Rossii: problemy i perspektivy]// BENEFICIUM. — 2022. — No. 2(43). — P. 73 — 84. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2022.2(43).
  19. Serova, N.A., Skufina, T.P. Prospects for the development of the Murmansk region in the context of anti-Russian sanctions [Perspektivy razvitiya Murmanskoy oblasti v usloviyakh antirossiyskikh sanktsiy]// Bulletin of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. — 3/2015(22) — From 115 — 119.

Еще в рубриках

Мурманская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *