Главная страница » Публикации » №4 (72) » Экономический потенциал регионов Беларуси: величина, структура, специализация, уровень экономического развития

Экономический потенциал регионов Беларуси: величина, структура, специализация, уровень экономического развития

Economic potential of the regions of Belarus: size, structure, specialization, level of economic development

Авторы

Ридевский Геннадий Владимирович
кандидат географических наук, доцент, заведующий отделом социально-трудовых исследований
Беларусь, НИИ труда и социальной защиты Республики Беларусь
ridgeo@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению величины и структуры экономического потенциала, определению специализации экономики и расчету уровня экономического развития регионов Беларуси, в том числе: административных районов и их функционально-иерархических групп (районов экономического ядра, экономической полупериферии и периферии), а также социально-эколого-экономических районов, формирующихся в стране на основе крупнейших городских центров и не имеющих официального административного статуса. Выявлено, что структура экономического потенциала – один из факторов, влияющих на эффективность экономического развития регионов страны. Осуществляя планомерную трансформацию структуры экономического потенциала к эталонной, т. е. присущей наиболее успешным районам для того или иного функционально-иерархического типа, можно существенно повысить уровень их экономического развития. Перед всеми функционально-иерархическими типами регионов страны для повышения уровня их экономического развития стоит задача развития третичного сектора экономики. Достижение этой ключевой задачи возможно путем развития малого и среднего предпринимательства и повышения уровня жизни населения всех регионов Беларуси.

Ключевые слова

экономический потенциал, величина, структура, специализация, уровень экономического развития, регионы Беларуси.

Рекомендуемая ссылка

Ридевский Геннадий Владимирович

Экономический потенциал регионов Беларуси: величина, структура, специализация, уровень экономического развития// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (72). Номер статьи: 7202. Дата публикации: 04.10.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7202/

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-472-2

Authors

Rydzeuski Henadzi Vladimirovich
Candidate of Sciences in Geography, docent, Head of the Department of Social and Labor Research
Republic of Belarus, Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection of the Republic of Belarus
ridgeo@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to the study of the size and structure of economic potential, the definition of economic specialization and the calculation of the level of economic development of the regions of Belarus, including: administrative districts and their functional-hierarchical groups (areas of the economic core, economic semi-periphery and periphery), as well as socio-ecological and economic areas formed in the country on the basis of the largest urban centers and not having an official administrative status. It is revealed that the structure of economic potential is one of the factors influencing the efficiency of economic development of the country’s regions. By implementing a systematic transformation of the structure of economic potential to the reference, i.e. inherent in the most successful areas for a particular functional-hierarchical type, it is possible to significantly increase the level of their economic development. All functional-hierarchical types of regions of the country face the task of developing the tertiary sector of the economy in order to increase their level of economic development. Achieving this key objective is possible through the development of small and medium-sized businesses and improving the standard of living of the population of all regions of Belarus.

Keywords

economic potential, size, structure, specialization, level of economic development, regions of Belarus.

Suggested Citation

Rydzeuski Henadzi Vladimirovich

Economic potential of the regions of Belarus: size, structure, specialization, level of economic development// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (72). Art. #7202. Date issued: 04.10.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/7202/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-472-2

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Под экономическим потенциалом (ЭП) в настоящем исследовании понималась способность экономики страны (региона) осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, производить работы и услуги, обеспечивать общественные потребности в развитии производства и потребления [7].  Общепризнанным индикатором ЭП стран и крупных регионов (областей и г. Минска для Республики Беларусь) являются показатели ВВП и ВРП.

Однако для регионов более низкого иерархического уровня ВРП не рассчитывается. В силу чего, оценка ЭП таких регионов затруднительна. Для регионов базового уровня административно-территориального устройства Республики Беларусь (городов областного подчинения и административных районов) в качестве индикатора ЭП может быть использован показатель «выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг». Этот показатель приводится в Республике Беларусь для базовых регионов в официальных статистических публикациях с начала 2010-х годов.

Для изучения базовых регионов большой интерес представляет исследование не только величины, но и структуры ЭП. Величина и структура ЭП региона позволяет судить о его значимости для экономики страны, доминировании в его ЭП отраслей первичного (сельское хозяйство), вторичного (промышленность и строительство) и третичного (сфера услуг) секторов экономики, специализации хозяйства и уровне экономического развития, что имеет большое значение для практики региональной политики.

Для изучения величины и структуры ЭП административных районов Беларуси использовались данные о выручке от реализации продукции за 2020 г. [4, с. 597-600], при этом в состав районов, центрами которых являются города областного подчинения, включались соответствующие города, город Минск был включен в состав Минского района, город Жодино – в состав Борисовского района, поскольку формирует вместе с Борисовом Борисовско-Жодинскую городскую агломерацию, а сама территория города непосредственно выходит к границам Борисовского района.

По величине ЭП все административные районы Беларуси были разделены на 4 группы: с высоким (выручка от реализации продукции более 1,000 % от национального уровня), средним (от 0,501 до 1,000 %), низким (от 0,201 до 0,500 %) и очень низким ЭП (0,200 % и менее).

Для изучения структуры ЭП базовых регионов Беларуси использовались показатели выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг по следующим видам экономической деятельности (ВЭД): сельское хозяйство, промышленность, строительство и прочие ВЭД. Выручка, полученная в промышленности и строительстве, в данном исследовании условно объединялась в один ВЭД «промышленность», поскольку два вышеназванных ВЭД составляют вторичную сферу народного хозяйства, а строительство по объему выручки в разы уступает промышленности. Например, в 2020 г. объем выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг в строительстве уступал аналогичному показателю по промышленности в 8,7 раза [4, c. 590].

 

Результаты исследований

В зависимости от доминирования двух из трёх вышеперечисленных ВЭД могут быть выделены шесть групп регионов по структуре ЭП (табл. 1): сервисно-индустриальные (СИ), индустриально-сервисные (ИС), индустриально-аграрные (ИА), аграрно-индустриальные (АИ), аграрно-сервисные (АС) и сервисно-аграрные (СА). На первое место в названиях структурных типов регионов поставлены преобладающие ВЭД, на втором месте – вторые ВЭД. Перечисление двух преобладающих ВЭД дает возможность судить о полной структуре ЭП регионов Беларуси по трем секторам экономики.

 

Таблица 1. Типология административных районов Беларуси по величине и структуре ЭП в 2020 г.

Сервисно-индустриальные регионы – 6 районов
с высоким ЭП с низким ЭП с очень низким ЭП
Минский, Дзержинский Кричевский Вилейский, Толочинский, Мядельский
Индустриально-сервисные регионы – 31 район
с высоким ЭП со средним ЭП с низким ЭП с очень низким ЭП
Гомельский, Брестский, Гродненский, Витебский, Могилёвский, Полоцкий, Мозырский, Солигорский, Борисовский, Жлобинский Бобруйский, Барановичский, Пинский, Лидский, Молодечненский, Сморгонский, Оршанский Пуховичский, Волковысский, Светлогорский, Каменецкий, Кобринский, Речицкий, Логойский, Калинковичский, Лунинецкий, Осиповичский, Слонимский Червенский, Костюковичский, Глубокский
Индустриально-аграрные регионы – 39 районов
со средним ЭП с низким ЭП с очень низким ЭП
Слуцкий, Смолевичский Рогачевский, Несвижский, Берёзовский, Пружанский, Шкловский, Щучинский, Новогрудский Ивацевичский, Столбцовский, Житковичский, Горецкий, Ивановский, Жабинковский, Стародорожский, Ошмянский, Воложинский, Любанский, Мостовский, Поставский, Дрогичинский, Узденский, Быховский, Добрушский, Дятловский, Верхнедвинский, Лепельский, Климовичский, Малоритский, Зельвенский, Ганцевичский, Крупский, Белыничский, Чаусский, Миорский, Шумилинский, Хойникский, Наровлянский
Аграрно-индустриальные регионы (все районы с очень низким ЭП) –29 районов
Столинский, Буда-Кошелевский, Ляховичский, Клецкий, Петриковский, Островецкий, Вороновский, Березинский, Лельчицкий, Ельский, Докшицкий, Городокский, Брагинский, Октябрьский, Дубровенский, Чечерский, Браславский, Свислочский, Круглянский, Сенненский, Ветковский, Дрибинский, Лоевский, Шарковщинский, Славгородский, Кормянский, Россонский, Ушачский, Хотимский
Аграрно-сервисные регионы (все районы с очень низким ЭП) – 9 районов
Копыльский, Чашникский, Кореличский, Кировский, Кличевский, Глусский, Лиозненский, Чериковский, Краснопольский
Сервисно-аграрные регионы – 4 района
с низким ЭП с очень низким ЭП
Ивьевский Берестовицкий, Бешенковичский, Мстиславский

 

В 2020 г. все 4 типа регионов по величине ЭП выделялись только для ИС регионов, а для всех остальных типов регионов по структуре ЭП выделялись только 1-3 типа регионов по величине ЭП.

Данные таблицы 2 свидетельствуют, что основу ЭП административных районов Беларуси формирует ЭП СИ и ИС регионов с высоким и средним ЭП. На долю перечисленных групп районов в 2020 г. пришлось около 91,9 % ЭП страны.

 

Таблица 2. Основные показатели, характеризующие регионы Беларуси с учетом структуры их экономического потенциала в 2020 г.

Районы по структуре ЭП Число районов Население, % ЭП, в % Структура выручки по секторам экономики, %
ПС ВС ТС
СИ 6 26,3 47,8 0,8 24,4 74,8
ИС 31 51,5 44,1 4,5 68,8 26,7
ИА 39 13,5 5,8 28,4 59,0 12,6
АИ 29 6,2 1,3 54,6 32,4 13,0
АС 9 1,7 0,4 51,5 22,4 26,1
СА 4 0,8 0,6 16,4 10,9 72,7
Все районы 118 100,0 100,0 5,0 46,0 49,0

Примечания: 1. Здесь и далее ПС – первичный сектор (сельское хозяйство), ВС – вторичный сектор (промышленность и строительство), ТС – третичный сектор (сфера услуг). 2. Здесь и далее численность населения за 2020 г. дана в среднегодовом выражении.

 

Среди административных районов этих групп особенно велика значимость районов с высоким экономическим потенциалом. Таких районов в 2020 г. в Беларуси было 12, но на них пришлось 82,3 % ЭП страны. Все районы с высоким ЭП, кроме Дзержинского и Жлобинского, возглавляют значительные по площади внутриобластные регионы или социально-эколого-экономические районы (СЭЭР) Беларуси, формирующие на основе крупнейших городских центров [6], Дзержинский район – один из районов активного развития Минской городской агломерации, а Жлобин – главный промышленный центр Бобруйского СЭЭР, существенно уступающий Бобруйску по численности населения.

Пять остальных районов, возглавляющих СЭЭР Беларуси, имеют средний (Бобруйский, Барановичский, Пинский, Лидский районы) и низкий (Кричевский район) ЭП.

Структура ЭП регионов Беларуси в значительной степени определяет их экономическую специализацию и может быть определена на основе расчета коэффициентов локализации (модифицированный коэффициент отраслевой специализации региона П. Кругмана), т. е. как соотношение доли данного ВЭД в ЭП региона к доле этого ВЭД в ЭП страны [1, 2, 3]. Если это соотношение больше единицы – данный ВЭД является ВЭД экономической специализации региона. На основе расчетов коэффициентов локализации все регионы Беларуси могут быть разделены на регионы со специализацией на сельском хозяйстве, промышленности, сфере услуг, промышленности и сельском хозяйстве, сфере услуг и сельском хозяйстве (табл. 3).

 

Таблица 3. Отрасли специализации районов Республики Беларусь в 2020 г.

Сельское хозяйство (53 района)
Барановичский, Ганцевичский, Дрогичинский, Ляховичский, Малоритский, Пружанский, Столинский, Бешенковичский, Браславский, Городокский, Докшицкий, Дубровенский, Лиозненский, Миорский, Россонский, Сенненский, Толочинский, Ушачский, Шарковщинский, Брагинский, Буда-Кошелевский, Ветковский, Ельский,  Кормянский, Лельчицкий, Лоевский, Октябрьский, Петриковский, Хойникский, Чечерский, Вороновский, Кореличский, Островецкий, Свислочский, Березинский, Воложинский, Клецкий, Копыльский, Любанский, Мядельский, Червенский, Белыничский, Глусский, Дрибинский, Кировский, Кличевский, Краснопольский, Круглянский, Мстиславский, Славгородский, Хотимский, Чаусский, Чериковский
Промышленность (10 районов)
Брестский, Полоцкий, Гомельский, Мозырский, Гродненский, Лидский, Борисовский, Солигорский, Бобруйский, Могилёвский
Промышленность и сельское хозяйство (49 районов)
Березовский, Жабинковский, Ивановский, Ивацевичский, Каменецкий, Кобринский, Лунинецкий, Пинский, Верхнедвинский, Витебский, Глубокский, Лепельский, Оршанский, Поставский, Чашникский, Шумилинский, Добрушский, Житковичский, Жлобинский, Калинковичский, Наровлянский, Речицкий, Рогачевский, Светлогорский, Волковысский, Дятловский, Зельвенский, Мостовский, Новогрудский, Ошмянский, Слонимский, Сморгонский, Щучинский, Крупский, Логойский, Молодечненский, Несвижский, Пуховичский, Слуцкий, Смолевичский, Стародорожский, Столбцовский, Узденский, Быховский, Горецкий, Климовичский, Костюковичский, Осиповичский, Шкловский
Сфера услуг (2 района)
Минский, Кричевский
Сфера услуг и сельское хозяйство (4 района)
Берестовицкий, Ивьевский, Вилейский, Дзержинский

 

Экономическая специализация регионов Беларуси на разных ВЭД не всегда отражает масштаб производства по ним различных товаров и услуг. Так в числе крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в стране 8 районов, но только 4 района из них специализируются на сельском хозяйстве – Витебский, Барановичский, Смолевичский и Дзержинский районы. Все остальные районы (Минский, Гродненский, Брестский и Могилёвский) имеют иную специализацию, но отличаются высокой населенностью.  На перечисленные выше районы – крупнейшие производители сельскохозяйственной продукции – приходится около ¼ ее производства в стране.

Следует отметить, что единственным сектором специализации Барановичского района является сельское хозяйство. Для района, центром которого является один из крупнейших городов страны с населением около 170 тыс. чел., – это яркое свидетельство проблем с состоянием промышленности города.

Среди 11 крупнейших производителей промышленной продукции, на которую приходится более ¾ промышленного производства Беларуси, соответствующую специализацию имеют все районы (см. табл. 3), кроме Минского, который является главным промышленным центром страны, но специализируется на отраслях третичной сферы.

Среди всех многонаселенных регионов Беларуси сервисная специализация характерна только для Минского района, но на этот регион приходится 70,8 % ЭП третичной сферы экономики. Безусловно, это неоправданно высокая сверхконцентрация сферы услуг в одном регионе Беларуси. В настоящее время сфера услуг, как ВЭД специализации, распространяется и на районы, в границах которых активно развивается Минская городская агломерация (Дзержинский район).

Уровень экономического развития регионов Беларуси может быть определен на основе индекса уровня экономического развития (Иуэр), т. е. отношения среднедушевого ЭП в регионе к страновому уровню.

По величине Иуэр регионы Беларуси разделены на четыре группы: с высоким (более 1,000), относительно низким (от 0,701-1,100), низким (от 0,501 до 0,700) и очень низким (0,500 и менее) Иуэр (табл. 4).

 

Таблица 4. Типология районов Республики Беларусь по уровню экономического развития (Иуэр) в 2020 г.

Районы с высоким уровнем экономического развития
Мозырский, Минский, Солигорский, Дзержинский, Полоцкий, Ивьевский, Брестский, Берестовицкий, Смолевичский, Гродненский, Каменецкий, Жлобинский, Сморгонский, Гомельский
Районы с относительно низким уровнем экономического развития
Витебский, Несвижский, Могилёвский, Логойский, Шкловский
Районы с низким уровнем экономического развития
Борисовский, Слуцкий, Кричевский, Волковысский, Пуховичский, Щучинский, Стародорожский, Осиповичский, Костюковичский, Ляховичский, Пружанский
Районы с очень низким уровнем экономического развития
Лидский, Жабинковский, Калинковичский, Березовский, Новогрудский, Молодечненский, Светлогорский, Червенский, Буда-Кошелевский, Рогачевский, Зельвенский, Толочинский, Верхнедвинский, Узденский, Кобринский, Барановичский, Пинский, Житковичский, Лунинецкий, Столбцовский, Бобруйский, Мостовский, Копыльский, Вилейский, Ошмянский, Дятловский, Любанский, Слонимский, Оршанский, Кореличский, Горецкий, Ивацевичский, Ивановский, Речицкий, Клецкий, Глубокский, Воложинский, Быховский, Климовичский, Поставский, Малоритский, Кировский, Дрогичинский, Кличевский, Брагинский, Добрушский, Бешенковичский, Белыничский, Крупский, Чаусский, Чашникский,  Столинский, Дрибинский, Лепельский, Ельский, Октябрьский, Вороновский, Березинский, Мядельский, Глусский, Дубровенский, Ганцевичский, Петриковский, Чечерский, Миорский, Островецкий,Свислочский, Круглянский, Шумилинский, Лоевский, Наровлянский, Мстиславльский, Краснопольский, Чериковский, Хойникский, Лельчицкий, Лиозненский, Докшицкий, Городокский, Шарковщинский, Ветковский, Россонский, Сенненский, Славгородский, Браславский, Хотимский, Кормянский, Ушачский

 

Районы с высоким и относительно низким экономическим потенциалом – наиболее экономически успешные районы. В 19 районах этих типов в 2020 г. было сосредоточено 57 % населения и 83,5 % ЭП Беларуси.

Районы с низким и очень низким уровнем экономического развития – экономические проблемные регионы страны. Таких районов 99 (84,9 % всех административных районов), в них проживает около 43 % населения Беларуси и сосредоточено 16,5 % ЭП.

Существенный интерес представляет оценка уровня экономического развития основных типов регионов Беларуси по структуре ЭП. Это позволяет выявить наиболее эффективные структуры ЭП регионов страны (табл. 5).

 

Таблица 5. Распределение районов Республики Беларусь по структуре ЭП и уровню экономического развития в 2020 г.

Районы по структуре ЭП Число районов Иуэр
высокий относительно низкий низкий очень низкий
СИ 6 2 1 3
ИС 31 9 3 5 14
ИА 39 1 2 4 32
АИ 29 1 28
АС 9 9
СА 4 2 2
Все районы 118 14 5 11 88

 

Рассмотрение таблицы 5 позволяет сделать вывод о том, что из шести структурных типов районов Беларуси два (СИ и СА) чрезвычайно разнородны и даже полярны, т. е. включают как районы с высоким, так и с низким уровнем экономического развития. Это не случайно.

В числе СИ регионов – районы с самой перспективной структурой экономики и высоким уровнем экономического развития – Минский и Дзержинский районы, приуроченные к главному городскому центру страны – Минску. СИ структуру ЭП имеют и районы с низким и очень низким уровнем экономического развития. Среди них ряд районов, пополнивших, список проблемных регионов страны в последние годы по причинам деиндустриализации их ЭП (Кричевский, Вилейский и Толочинский районы), и Мядельский район, развивающийся как главный район рекреационного использования в Беларуси. К конкурентным преимуществам Мядельского района относятся: близость к столице Беларуси, природные системы Нарочанских, Мядельских, Свирских, Болдукских озер, санаторно-курортная инфраструктура городского поселка Нарочь – единственного курортного поселка Беларуси.

Среди регионов СА типа высокий уровень экономического развития характерен для Берестовицкого и Ивьевского районов, которые стали своеобразными хабами транспортно-распределительных систем на границах Польши (Берестовицкий район) и Литвы (Ивьевский район). В Берестовицком районе расположен международный пункт пропуска «Берестовица», расположенный в поселке Пограничный. На территории Ивьевского района два пункта упрощенного пропуска у деревень Геранены и Пецкуны.

Бешенковичский и Мстиславский районы попали в число регионов СА в связи с процессами быстрой утраты своего сельскохозяйственного потенциала (деаграризации), что привело к доминированию в их экономике сферы услуг, не получившей значительного развития. По перечисленным факторам оба района имеют очень низкий уровень экономического развития.

Учитывая Иуэр, наибольшей эффективностью характеризуются регионы со структурой ЭП СИ, ИС и СА типов, а наименьшей – ИА, АС и АИ типов (рис. 1).

 

Уровень экономического развития (Иуэр) регионов Беларуси с различной структурой экономического потенциала в 2020 г.

Рис. 1. Уровень экономического развития (Иуэр) регионов Беларуси с различной структурой экономического потенциала в 2020 г.

 

В 2020 в районах с эффективной структурой экономики проживало более 57,0 % населения Беларуси, в неэффективной – 43,0 %. Районы с эффективной структурой экономики имеют СИ структуру ЭП, неэффективной – ИА. Обобщенная структура ЭП регионов с эффективной структурой ЭП отражена на рисунке 2.

 

Обобщенная структура регионов Беларуси с эффективной и неэффективной структурой экономического потенциала в 2020 г.  

Регионы: 1 – с эффективной структурой ЭП, 2 – с неэффективной структурой ЭП, 3 – все

Рис. 2. Обобщенная структура регионов Беларуси с эффективной и неэффективной структурой экономического потенциала в 2020 г.

 

Эффективная структура ЭП регионов Беларуси характеризуется пониженной долей первичного и вторичного секторов экономики и повышенной долей сервисной экономики. Сфера услуг – сфера специализации районов Беларуси с эффективной структурой ЭП, сельское хозяйство и промышленность – регионов с неэффективной структурой ЭП.

Районы с эффективной структурой экономики в целом имеют значение Иуэр 1,176, т. е. это районы с высоким уровнем экономического развития. Районы с неэффективной структурой экономики имеют Иуэр 0,352, т. е. это проблемные регионы с очень низким уровнем экономического развития.

Структура ЭП – важный фактор уровня экономического развития, но не все регионы реализуют свой потенциал. Среди районов с эффективной структурой экономики экономически успешных (с высоким и относительно низким уровнем экономического развития) 16 из 41 или 39,0 %, среди районов с неэффективной структурой экономики всего 3 успешных региона из 77 или 3,9 % их числа (табл. 6).

 

Таблица 6. Распределение регионов Республики Беларусь по эффективности структуры экономики и успешности экономического развития

Регионы с эффективной структурой экономики (41 район)
Экономически успешные регионы (16 районов)
Минский, Дзержинский, Берестовицкий, Ивьевский, Мозырский, Солигорский, Полоцкий, Брестский, Гродненский, Каменецкий, Жлобинский, Сморгонский, Гомельский, Витебский, Могилёвский, Логойский
Экономически неуспешные регионы (25 районов)
Борисовский, Кричевский, Барановичский, Пинский, Лидский, Молодечненский, Оршанский, Пуховичский, Волковысский, Светлогорский, Толочинский, Кобринский, Речицкий, Калинковичский, Лунинецкий, Бобруйский, Вилейский, Осиповичский, Слонимский, Червенский, Костюковичский, Глубокский, Бешенковичский, Мядельский, Мстиславский
Регионы с неэффективной структурой экономики (77 районов)
Экономически успешные регионы (3 района)
Смолевичский, Несвижский, Шкловский
Экономически неуспешные регионы (74 района)
Слуцкий, Щучинский, Стародорожский, Ляховичский, Пружанский, Жабинковский, Березовский, Новогрудский, Буда-Кошелевский, Рогачевский, Зельвенский, Верхнедвинский, Узденский, Житковичский, Столбцовский, Мостовский, Копыльский, Ошмянский, Дятловский, Любанский,  Кореличский, Горецкий, Ивацевичский, Ивановский, Речицкий, Клецкий, Воложинский, Быховский, Климовичский, Поставский, Малоритский, Кировский, Дрогичинский, Кличевский, Брагинский, Добрушский, Белыничский, Крупский, Чашникский, Столинский, Дрибинский, Лепельский, Ельский, Октябрьский, Вороновский, Березинский, Глусский, Дубровенский, Ганцевичский, Петриковский, Чечерский, Миорский, Островецкий, Свислочский, Круглянский, Шумилинский, Лоевский, Наровлянский, Краснопольский, Чериковский, Хойникский, Лельчицкий, Лиозненский, Докшицкий, Городокский, Шарковщинский, Ветковский, Россонский, Сенненский, Славгородский, Браславский, Хотимский, Кормянский, Ушачский

 

Поскольку в двух укрупненных типах регионов Беларуси есть успешные и неуспешные регионы (с низким и очень низким уровнем экономического развития), интересно выявить модельную структуру ЭП успешных и неуспешных регионов. Обобщенная структура ЭП экономически успешных и неуспешных регионов, которую можно назвать эталонной, представлена на фоне средних по стране показателей, приведена на рисунке 3.

 

Структура экономического потенциала экономически успешных, экономически неуспешных и всех регионов Беларуси в 2020 г

Регионы: 1 – экономически успешные, 2 – экономически неуспешные, 3 – все

Рис. 3. Структура экономического потенциала экономически успешных, экономически неуспешных и всех регионов Беларуси в 2020 г

 

У экономически успешных регионов в ЭП существенно ниже, чем у экономически неуспешных регионов, доля сельского хозяйства и промышленности и выше доля сферы услуг. Структура их ЭП – СИ, и именно она определяет структуру ЭП всей страны. Структура экономически неуспешных регионов ИС. Экономически неуспешные регионы специализируются на сельском хозяйстве и промышленности, экономически успешные регионы в качестве сферы специализации имеют третичный сектор экономики.

Иуэр экономически успешных регионов составляет 1,464, а экономически неуспешных – 0,385.

Однако следует ответить на вопрос, могут ли все административные районы Беларуси иметь или стремиться к эталонной эффективной структуре ЭП? Ответ однозначно отрицательный. Это невозможно, поскольку у каждого района своя роль в пространственной структуре расселения и хозяйства страны, т. е. свой функционально-иерархический тип. Для каждого функционально-иерархического типа необходима своя структура ЭП.

В Беларуси выделяются три функционально-иерархических типа административных районов: экономического ядра, экономической полупериферии и экономической периферии [8]. Районы экономического ядра отличаются узловым размещением в пространственной структуре Беларуси и возглавляют СЭЭР. Районы остальных функционально-иерархических типов имеют фоновый характер размещения, включают абсолютное большинство районов страны, занимают большую часть площади Беларуси и окружают районы экономического ядра.

Таблица 7 свидетельствует, что районы экономического ядра – подлинный пространственный каркас расселения и размещения хозяйства Беларуси.

 

Таблица 7. Величина и структура экономического потенциала административных районов Беларуси в 2020 г.

Функционально-иерархические типы районов Число районов Население, % ЭП, в % Структура выручки по секторам экономики, %
ПС ВС ТС
Экономического ядра 19 67,7 85,8 1,8 44,9 53,3
Экономической полупериферии 33 16,2 9,0 16,8 59,6 23,6
Экономической периферии 66 16,1 5,2 37,1 40,7 22,2
Все районы 118 100,0 100,0 5,0 46,0 49,0

 

Все функционально-иерархические типы регионов существенно различаются по структуре ЭП, специализации экономики и уровню экономического развития. Районы экономического ядра имеют СИ структуру экономики, экономической полупериферии – ИС, экономической периферии – ИА.

Районы экономического ядра специализируются на сервисной экономике, экономической полупериферии – на сельском хозяйстве и промышленности, экономической периферии – на сельском хозяйстве.

Иуэр развития районов экономического ядра в 2020 г. составил 1,269, районов экономической полупериферии – 0,546, экономической периферии – 0,322.

В каждом СЭЭР районы экономического ядра концентрируют существенную, а в большинстве СЭЭР – и преобладающую часть населения и ЭП (табл. 8), в значительной степени определяют величину, структуру, специализацию и уровень экономического развития СЭЭР (табл. 9).

ЭП по СЭЭР рассредоточен по территории Беларуси очень неравномерно. 52,8 % ЭП страны приходится на Минский СЭЭР. Значительный ЭП (более 5,0 % от национального уровня) имеют также Гомельский, Брестский и Гродненский СЭЭР. Средний ЭП (3-5 % от национального уровня) имеют Витебский, Могилёвский, Солигорский, Полоцкий, Мозырский и Бобруйский СЭЭР. Пять СЭЭР имеют низкий ЭП. Среди этих СЭЭР Барановичский, Лидский, Пинский, Оршанский и Кричевский.

 

Таблица 8. Доля районов экономического ядра в экономическом потенциале и численности населения СЭЭР Беларуси в 2020 г.

СЭЭР Доля районов экономического ядра, %
ЭП в том числе: численность населения
ПС ВС ТС
Брестский 76,1 24,6 75,5 88,3 55,7
Барановичский 43,3 26,7 37,8 74,0 44,7
Пинский 55,4 26,6 61,6 65,3 49,3
Витебский 96,4 74,9 98,0 97,6 81,6
Оршанский 65,3 44,4 69,6 70,7 65,3
Полоцкий 87,6 18,3 91,4 88,0 54,4
Гомельский 90,4 28,6 92,6 94,6 72,2
Мозырский 93,3 49,5 96,9 92,1 62,7
Гродненский 81,5 37,4 85,0 84,9 70,0
Лидский 51,9 16,4 66,5 40,5 54,4
Минский 91,5 24,5 85,6 95,9 79,7
Солигорский 70,2 23,9 75,9 58,3 39,3
Могилёвский 89,1 48,2 91,1 95,3 77,4
Бобруйский 66,2 26,3 69,0 72,2 58,0
Кричевский 40,3 9,2 32,7 65,6 20,8
Республика Беларусь 85,8 31,5 83,8 93,3 67,7

По структуре ЭП Минский СЭЭР является единственным в стране регионом СИ типа, ИС структуру ЭП имеют абсолютное большинство СЭЭР – 12, ИА структуру ЭП – Барановичский и Солигорский СЭЭР. Последний СЭЭР по структуре ЭП балансирует на уровне ИА и ИС.

Единственный СЭЭР Беларуси, имеющий специализацию на третичном секторе экономики, – Минский, сельское хозяйство и промышленность – специализация большинства СЭЭР Беларуси, включая Брестский, Барановичский, Пинский, Витебский, Оршанский, Мозырский, Гродненский, Лидский, Солигорский, Могилёвский, Бобруйский и Кричевский, промышленность – специализация экономики только Гомельского и Полоцкого СЭЭР.

 

Таблица 9. Экономический потенциал, численность населения и уровень социально-экономического развития СЭЭР Беларуси в 2020 г.

СЭЭР Доля СЭЭР в Иуэр Структура ЭП, %
ЭП, % численности населения в 2020 г., % ПС ВС ТС
Брестский 6,595 7,376 0,894 7,9 56,0 36,1
Барановичский 2,002 4,868 0,411 25,5 51,4 23,1
Пинский 1,285 3,668 0,350 20,6 53,2 26,3
Витебский 4,277 5,220 0,820 6,6 57,1 36,3
Оршанский 0,797 2,400 0,332 18,3 52,4 29,3
Полоцкий 3,460 3,944 0,878 4,6 82,4 13,0
Гомельский 6,974 8,560 0,815 4,3 66,8 28,9
Мозырский 3,274 3,145 1,041 6,8 85,7 7,5
Гродненский 5,712 6,198 0,922 7,2 62,4 30,4
Лидский 1,359 2,643 0,514 11,7 54,9 33,4
Минский 52,828 35,342 1,495 2,0 28,7 69,3
Солигорский 3,639 3,551 1,025 9,7 80,6 9,7
Могилёвский 4,160 5,497 0,757 7,9 57,8 34,3
Бобруйский 3,122 6,077 0,514 7,7 76,5 15,8
Кричевский 0,516 1,511 0,342 15,8 49,6 34,6
Республика Беларусь 100,000 100,000 1,000 5,0 46,0 49,0

 

Высокий уровень экономического развития (Иуэр более 1,000) отмечается в Минском, Солигорском и Мозырском СЭЭР. Относительно низкий уровень экономического развития (Иуэр от 0,701 до 1,000) отмечается в Гродненском, Брестском, Полоцком, Витебском, Гомельском и Могилёвском СЭЭР, низкий (Иуэр от 0,501 до 0,700) – в Лидском и Бобруйском СЭЭР, очень низкий (Иуэр 0,500 и менее) в Барановичском, Пинском, Кричевском и Оршанском СЭЭР.

СЭЭР двух последних групп по Иуэр можно отнести к числу проблемных. В шести проблемных СЭЭР в 2020 г. проживало около 21,2 % населения Беларуси. Во всех проблемных СЭЭР низкий или очень низкий уровень экономического развития отмечается даже в районах их экономического ядра.

Среди районов экономического ядра к числу успешных в экономическом развитии можно отнести 52,6 % всех районов, экономической полупериферии – 18,2 %, экономической периферии – 4,5 % (табл. 10).

 

Таблица 10. Распределение функционально-иерархических типов районов Республики Беларусь по структуре ЭП и уровню экономического развития в 2020 г.

Функционально-иерархические типы районов Число районов Иуэр
высокий относительно низкий низкий очень низкий
Экономического ядра 19 8 2 2 7
Экономической полупериферии 33 3 3 6 21
Экономической периферии 66 3 3 60
Все районы 118 14 5 11 88

 

Уровень экономического развития конкретных районов трех функционально-иерархических групп районов Беларуси отражает таблица 11.

В качестве возможных, достижимых и более оптимальных структур ЭП районов экономического ядра могут быть приняты средние структуры ЭП районов с высоким и относительно низким Иуэр, а остальных функционально-иерархических типов районов Беларуси могут быть приняты средние структуры примерно 50 % районов с наиболее высоким уровнем экономического развития. Это необходимо, поскольку число экономически успешных регионов, особенно в районах экономической полупериферии и периферии, незначительно. Подобные усредненные структуры ЭП могут быть признаны как эталонные для каждого соответствующего функционально-иерархического типа, которые могут последовательно формироваться в процессе управления социально-экономическим развитием конкретных районов Беларуси. Это обеспечит планомерную трансформацию структуры экономического потенциала административных районов Беларуси с учетом их реального места в пространственной структуре государства.

 

Таблица 11. Распределение регионов Республики Беларусь по функционально-иерархическим типам и уровню экономического развития в 2020 г.

Районы экономического ядра (19 районов)
с высоким Иуэр с относительно низким Иуэр с низким Иуэр с очень низким Иуэр
Мозырский, Минский, Солигорский, Полоцкий, Брестский, Гродненский, Жлобинский, Гомельский Витебский, Могилёвский Борисовский, Кричевский Лидский, Калинковичский, Молодечненский, Барановичский, Пинский, Бобруйский, Оршанский
Районы экономической полупериферии (33 района)
с высоким Иуэр с относительно низким Иуэр с низким Иуэр с очень низким Иуэр
Дзержинский, Смолевичский, Сморгонский Несвижский, Логойский, Шкловский Слуцкий, Волковысский, Пуховичский, Осиповичский, Костюковичский, Ляховичский Жабинковский, Березовский, Новогрудский, Светлогорский, Рогачевский, Кобринский, Лунинецкий, Вилейский, Слонимский, Горецкий, Речицкий, Глубокский, Климовичский, Поставский, Кировский, Добрушский, Чашникский, Лепельский, Дубровенский, Островецкий, Ветковский
Районы экономической периферии (66 районов)
с высоким Иуэр с низким Иуэр с очень низким Иуэр
Ивьевский, Берестовицкий, Каменецкий Щучинский, Стародорожский, Пружанский Червенский, Буда-Кошелевский, Зельвенский, Толочинский, Верхнедвинский, Узденский, Житковичский, Столбцовский, Мостовский, Копыльский, Ошмянский, Дятловский, Любанский, Кореличский, Ивацевичский, Ивановский, Клецкий,  Воложинский, Быховский, Малоритский, Дрогичинский, Кличевский, Брагинский, Бешенковичский, Белыничский, Крупский, Чаусский, Столинский, Дрибинский, Ельский, Октябрьский, Вороновский, Березинский, Мядельский, Глусский, Ганцевичский, Петриковский, Чечерский, Миорский, Свислочский, Круглянский, Шумилинский, Лоевский, Наровлянский, Мстиславский, Краснопольский, Чериковский, Хойникский, Лельчицкий, Лиозненский, Докшицкий, Городокский, Шарковщинский, Россонский, Сенненский, Славгородский, Браславский, Хотимский, Кормянский, Ушачский

 

Районы – лидеры соответствующих функционально-иерархических типов, т. е. имеющие структуру ЭП, соответствующую эталонной, могут рассматривать в качестве эталонной для себя структуру ЭП более высокого функционально-иерархического типа. Например, районы экономической периферии могут стремиться к достижению эталонной структуры ЭП районов экономической полупериферии, районы экономической полупериферии – эталонной структуры районов экономического ядра. Наиболее экономически успешные районы экономического ядра могут в свою очередь ориентироваться на структуру ЭП столичного Минского района.

Для районов экономического ядра эталонная структура СИ типа (по 10 районам с высоким и относительно низким уровнем экономического развития), для районов экономической полупериферии (16 районов с максимальным Иуэр из 33 районов этого типа) – ИС, для районов экономической периферии (33 района с максимальным Иуэр из 66 районов этого типа) – ИА.

Специализация у функционально-иерархических типов районов в обозримой перспективе сохраняется, но структура экономики нуждается в заметной трансформации (табл. 12). В районах экономического ядра перспективной отраслью специализации выступает сфера услуг, в районах экономической полупериферии – развитие сектора услуг и сохранение промышленного потенциала, в районах экономической периферии – развитие сферы услуг и промышленности.

Планомерная трансформация ЭП регионов Беларуси по функционально-иерархическим типам районов позволит существенно повысить уровень экономического развития каждого из них, а уровень экономического развития районов экономической полупериферии повысить с низкого до относительно низкого, т. е. вывести из проблемного состояния (рис. 4).

 

Таблица 12. Структура экономического потенциала реальных и эталонных функционально-иерархических типов районов Беларуси в 2020 г.

Функционально-иерархические типы районов Структура экономического потенциала (выручки от реализации) по секторам экономики, %
ПС ВС ТС
Все районы
Экономического ядра 1,8 44,9 53,6
Экономической полупериферии 16,8 59,6 23,6
Экономической периферии 37,1 40,7 22,2
Эталонные районы
Экономического ядра 1,4 43,1 55,5
Экономической полупериферии 15,5 59,5 25,0
Экономической периферии 33,5 43,6 22,9

 

Уровень экономического развития реальных и эталонных регионов экономического ядра, экономической полупериферии и экономической периферии

Районы: 1 – экономического ядра, 2 – экономической полупериферии, 3 – экономической периферии

Уровень экономического развития (Иуэр) функционально-иерархических типов регионов: а – реальные регионы, б – эталонные регионы

Рис. 4 Уровень экономического развития реальных и эталонных регионов экономического ядра, экономической полупериферии и экономической периферии

 

Таким образом, планомерная трансформация ЭП функционально-иерархических типов регионов – важный фактор экономического развития и снижения остроты межрегиональных диспропорций.

 

Заключение

Проведенная оценка величины и структуры ЭП, специализации и уровня экономического развития регионов Беларуси позволяет утверждать, что для повышения ЭП страны и уровня экономического развития регионов Беларуси стоит задача всемерного развития сферы услуг на основе преимущественного развития малого и среднего предпринимательства. Развитие сферы услуг следует рассматривать как магистральное направление дальнейшего экономического развития и реальную основу сближения регионов Беларуси по уровню экономического развития.

Насколько велик потенциал для роста сферы услуг в регионах Беларуси свидетельствует тот факт, что 87,9 % всей выручки от третичного сектора экономики пришлось всего на шесть административных районов Беларуси, которые возглавляют Минск и пять остальных областных центров, и в которых сосредоточено 47,3 % населения страны. В расчете на душу населения выручка от реализации товаров и услуг в третичной сфере экономики в Минске в 2,9 раза выше, чем в среднем по Беларуси.

Развитие сферы услуг в регионах страны в свою очередь должно опираться на повышение уровня жизни граждан страны, что может быть достигнуто повышением социальной направленности государственной социально-экономической политики, в основе которой должно быть приближение уровня минимальной оплаты труда к национальному уровню. Высокий уровень различий в уровне оплаты труда в регионах страны в значительной степени определяется величиной минимального уровня оплаты труда. Так в 2020 г. различия в уровне номинальной заработной платы между районами страны составляли 2,4 раза (Солигорский и Шарковщинский районы), а в 30 районах номинальная начисленная заработная плата составляет менее 70,0 % от национального уровня [4, с. 232-235].

В 2020 г. минимальная заработная плата составляла 31,0 % от среднего по стране уровня [5, c. 135], а в социально ориентированном государстве она должна составлять 60-70 %. Поскольку минимальный размер оплаты труда должен удовлетворять основные потребности не одного работника, а как минимум двух человек – работника и хотя бы одного ребенка, который придет ему на смену. В 2020 г. минимальная начисленная среднегодовая заработная плата составляла 388,4 руб. [5, c. 135], а бюджет прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения составлял 262,9 руб. [5, c. 132], т. е. минимальная зарплата с учетом уплаченных налогов (14 % от начисленной зарплаты) превышала БПМ только в 1,27 раза. При этом сама величина БПМ очевидно занижена.

Низкий размер минимальной заработной платы – одна из причин демографических проблем, которые испытывает Беларусь, поскольку два работника, получающие минимальную заработную плату, в состоянии содержать только 0,54 ребенка на уровне БПМ. В результате отрицательный естественный прирост населения в Беларуси наблюдается с 1993 г. по настоящее время, т. е. 30-й год подряд.

Сближение минимального уровня оплаты труда со средним по стране – второй важный фактор снижения межрегиональных социально-экономических различий и выравнивания уровня экономического развития регионов страны на основе развития сферы услуг.

Создание благоприятного правового режима для малого и среднего предпринимательства в целях всемерного развития третичного сектора экономики (бытовые и жилищно-коммунальные услуги, транспорт, общественное питание, розничная торговля), повышение социальной направленности государственной политики для повышения уровня жизни населения и снижения межрегиональных различий – основа осуществления планомерной структурной трансформации ЭП Беларуси и перехода регионов страны к устойчивому и инклюзивному развитию.

 

Список литературы

  1. Васильев, А. Н. О некоторых показателях специализации региона / А. Н. Васильев // Вестник ТГЭУ. – 2007, № 3. – С. 78-84.
  2. Васильева, А. В. Определение специализации муниципальных образований Амурской области на основе расчета коэффициента локализации предприятий / А. В. Васильева // Экономика, статистика и информатика. – 2014, № 4. – С. 147-153.
  3. Нурланова, Н. К. Методические подходы к оценке уровня специализации и отраслевой концентрации регионов / Н. К. Нурланова, А. А. Киреева, К. И. Ибрагимова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017, № 5. – С. 42-45.
  4. Регионы Республики Беларусь: социально-экономические показатели. 2020. Стат. сборн. Т. 1. – Минск, 2020. – 776 с.
  5. Республика Беларусь. Стат. ежегод. 2021. – Минск, 2021. – 407 с.
  6. Ридевский, Г. В. Социально-эколого-экономическое районирование Республики Беларусь / Г. В. Ридевский // Восточная Европа: вопросы исторической, общественной и политической географии. – Псков, 2003. – С.87–96.
  7. Ридевский, Г. В. Типология регионов Беларуси по величине и структуре экономического потенциала / Г. В. Ридевский, Н. М. Давыдова // Актуальные проблемы и направления социально-экономического развития Республики Беларусь и её регионов. – Минск: НИЭИ М-ва экономики Респ. Беларусь, 2014. – С.239-240.
  8. Ридевский, Г. В. Центр-периферийные процессы и развитие регионов Беларуси: монография / Г. В. Ридевский // Минск: БелНИИТ «Транстехника», 2020. – 346 с.

 

Bibliography

  1. Vasiliev, A. N. On some indicators of the region’s specialization [O nekotorykh pokazatelyakh spetsializatsii regiona]/ A. N. Vasiliev // Vestnik TSEU. — 2007, No. 3. — S. 78-84.
  2. Vasilyeva, A. V. Determination of the specialization of municipalities of the Amur region based on the calculation of the coefficient of localization of enterprises [Opredeleniye spetsializatsii munitsipal’nykh obrazovaniy Amurskoy oblasti na osnove rascheta koeffitsiyenta lokalizatsii predpriyatiy]/ A. V. Vasilyeva // Economics, statistics and informatics. — 2014, No. 4. — S. 147-153.
  3. Nurlanova, N.K., Kireeva, A.A., Ibragimova, K.I. Methodological approaches to assessing the level of specialization and sectoral concentration of regions [Metodicheskiye podkhody k otsenke urovnya spetsializatsii i otraslevoy kontsentratsii regionov]// Actual problems of the humanities and natural sciences. — 2017, No. 5. — S. 42-45.
  4. Regions of the Republic of Belarus: socio-economic indicators. 2020. Stat. collection T. 1 [Regiony Respubliki Belarus’: sotsial’no-ekonomicheskiye pokazateli. 2020. Stat. sborn.]. — Minsk, 2020. — 776 p.
  5. Republic of Belarus. stat. yearly 2021 [Respublika Belarus’. Stat. yezhegod. 2021]. — Minsk, 2021. — 407 p.
  6. Ridevsky, G. V. Socio-ecological and economic zoning of the Republic of Belarus [Sotsial’no-ekologo-ekonomicheskoye rayonirovaniye Respubliki Belarus’]/ G. V. Ridevsky // Eastern Europe: questions of historical, social and political geography. – Pskov, 2003. – P.87–96.
  7. Ridevsky, G. V. Typology of regions of Belarus in terms of size and structure of economic potential [Tipologiya regionov Belarusi po velichine i strukture ekonomicheskogo potentsiala]/ G. V. Ridevsky, N. M. Davydova // Actual problems and directions of socio-economic development of the Republic of Belarus and its regions. — Minsk: NIEI Ministry of Economics Rep. Belarus, 2014. — P.239-240.
  8. Ridevsky, G. V. Center-peripheral processes and development of the regions of Belarus: monograph [Tsentr-periferiynyye protsessy i razvitiye regionov Belarusi: monografiya]/ G. V. Ridevsky // Minsk: BelNIIT «Transtechnica», 2020. — 346 p.

Еще в рубриках

Республика Беларусь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *