Влияние фактора безработицы на поступление налога на доходы физических лиц в бюджет РФ
The impact of the unemployment factor on the receipt of personal income tax in the RF budget
Авторы
Аннотация
Статья посвящена проблемам воздействия системы подоходного налогообложения на занятость и уровень жизни населения. Рассматриваются факторы, влияющие на поступление НДФЛ в бюджет. Проведен анализ таких факторов, оказывающих воздействие на поступления НДФЛ в бюджет, как: численность трудоспособного населения, экономическая ситуация на крупнейших предприятиях, уровень средней заработной платы, нормативы отчислений в бюджет.
На основе проведенного анализа факторов автор отмечает, что поступления налога на доходы физических лиц в той или иной степени зависит от занятости населения, соответственно оказывает влияние на экономику в целом. Индекс инфляции оказывает влияние на номинальную заработную плату. Коэффициент безработицы и процент рабочего населения влияют на количество субъектов налогообложения, то есть физических лиц оплачивающих НДФЛ. Средняя заработная плата является объектом налогообложения. Таким образом, величина поступления НДФЛ в государственный бюджет слабо зависит от динамики уровня инфляции и безработицы, в средней степени зависит от численности занятого населения и очень сильно зависит от средней заработной платы.
Ключевые слова
бюджет РФ, налог на доходы физических лиц, безработица, уровень безработицы. инфляция, государственный бюджет
Рекомендуемая ссылка
Влияние фактора безработицы на поступление налога на доходы физических лиц в бюджет РФ// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (50). Номер статьи: 5010. Дата публикации: 14.04.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5010/
Authors
Abstract
The article is devoted to the problems of the impact of the income tax system on employment and living standards of the population. Factors affecting the income of personal income tax in the budget are considered. The analysis of such factors affecting the income of personal income tax in the budget, such as: the number of able-bodied population, the economic situation at the largest enterprises, the level of average wages, the norms of allocations to the budget
Based on the analysis of factors, the author notes that the income tax on individuals' income depends to some extent on the employment of the population, and consequently affects the economy as a whole. The inflation index affects the nominal wage. The unemployment rate and the percentage of the working population affect the number of subjects of taxation, that is, individuals paying for personal income tax. The average wage is subject to taxation. Thus, the amount of income of personal income tax in the state budget depends little on the dynamics of the level of inflation and unemployment, depends on the average number of employed people and depends very heavily on the average wage.
Keywords
The budget of the Russian Federation, the tax on incomes of physical persons, unemployment, an unemployment rate. Inflation, state budget
Suggested Citation
The impact of the unemployment factor on the receipt of personal income tax in the RF budget// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (50). Art. #5010. Date issued: 14.04.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/5010/
Введение
Налог на доходы физических лиц занимает особое положение в системе налогообложения физических лиц. В нашей стране подоходный налог существовал даже в годы советской власти, хотя практически в тот период отсутствовала налоговая система. Данный налог не оказывал существенного влияния на финансовое положение населения страны [14]. Это объяснялось отсутствием серьезной дифференциации и в целом достаточно низкими доходами граждан. В настоящее время проблема налогообложения доходов физических лиц – как непосредственно и существенно затрагивающее материальное благосостояние населения и касающегося всех граждан страны – является очень актуальной.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) как источник пополнения государственного бюджета
Подоходное налогообложение затрагивает интересы всех слоев экономически активного населения страны. Налог на доходы физических лиц носит четко выраженный социальный характер и обладает огромными возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, и соответственно на уровень их жизни. С помощью системы налоговых льгот и вычетов, налоговых ставок регулируются личные доходы населения. Кроме того НДФЛ может регулировать уровень налоговой нагрузки и уровень дифференциации доходов населения. В настоящее время изучение темы подоходного налогообложения представляет особый интерес, из-за того что в последние годы роль НДФЛ и его влияние на качество жизни населения в РФ изменилась [2]. Острее стал вопрос реформирования этого налога в целях соблюдения принципов равенства и справедливости налогообложения населения.
Целью взимания НДФЛ является пополнение государственного бюджета и равномерное распределение денежных средств между гражданами. Это достигается за счёт выполнения фискальной и регулирующей функций данного налога. Необходимо отметить, что существует несколько мнений относительно функций налога на доходы физических лиц.
Так, И.В. Гущина считает, что фискальная функция налога на доходы физических лиц имеет особое значение для бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетовтак как сумма налоговых поступлений НДФЛ, распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, хотя налог считается федеральным. Одной из важных функций данного налога является социальная функция, обеспечивающая снижение социальной напряжённости в обществе и способствующая улучшению качества жизни граждан России.
Ещё одна важная функция НДФЛ – распределительная. В.Г. Пансков говорит об этом следующее: «Налог с доходов физических лиц, безусловно, должен выполнять распределительную функцию. Единая ставка налога эту задачу не выполняет, так как не учитывает наличие у определённого контингента граждан крупных доходов и не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению» [10].
Безработица: понятие и его последствия
Последствия и причины безработицы, их структура весьма сложны и многообразны. При исследовании данной проблемы необходимо разделить экономические последствия безработицы на уровне человека, предприятий и на национальном уровне в целом.
Экономический кризис, начавшийся в 2014 году в России, обострил множество проблем, в т. ч. и проблема в сфере занятости. В начале 2015 года, изза роста безработицы правительство РФ начало разработку планов по борьбе с безработицей. Основой их стала поддержка программы профессиональной переподготовки кадров [5]. В последующем, в апреле – мае 2015г. когда рост безработицы уже замедлился, начали сворачивать дополнительные программы содействия трудоустройству и занятости.
Согласно методологии МОТ уровень безработицы – это отношение числа экономически активного населения в возрасте 15 – 72 лет, которое на момент обследования не имели работы, искали ее и были готовы к ней приступить, к общему количеству экономически активного населения.
Безработица на национальном уровне, прежде всего, способствует снижению объема производства валового внутреннего продукта. Взаимосвязь данных явлений отражена в законе Оукена. Согласно этого закона, если «фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5%». При оценке этого факта, необходимо обратить особое внимание на термин «естественный уровень безработицы» [3]. В экономической теории «естественный уровень безработицы» считается нормальным в случае, если достигнута соответствующая сбалансированность между спросом и предложением труда, т.е. количество вакантных рабочих мест совпадает с количеством людей, ищущих работу.
Естественный уровень безработицы определяется многими обстоятельствами социально – экономического направления: политика занятости, государственная инвестиционная политика, уровень жизни в стране, система служб занятости, пособия по безработице, размеры имущественных и денежных накоплений граждан, продолжительность их выплат, развитие сети учебных заведений по повышению квалификации и переподготовке кадров, их доступность населению, готовность самих граждан к получению навыков к труду и новых знаний и т д.Истинная безработица представляется безработицей вследствие масштабных экономических реформ или технического развития, циклической безработицей связанной с экономическими кризисами и скрытой безработицей, практически не фиксируемой статистическими службами.
Безработица, уменьшает объемы ВВП страны, приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет государства. Это связано, с одной стороны, со снижением налогооблагаемой базы налогоплательщиков (юридических и физических лиц) [6]. По мере роста безработицы увеличиваются расходы государства. При этом основная масса расходов приходится на фонд занятости. Источниками его пополнения являются как обязательные страховые взносы работодателей и отчисления из заработков работающих, так и ассигнования из бюджетов Российской Федерации разных уровней, а также добровольные взносы физических и юридических лиц.
Важным моментом для тех, кто был уволен с работы в связи с сокращением штатов, является постановка на учет в социальную службу занятости. Сделать это необходимо в течении 14 дней со дня увольнения. Статус безработного дает возможность получить новую квалификацию бесплатно. Список учебных центров и профессий составляется в начале года, и в центре занятости вывешивают объявления о предстоящих наборах.
Проведенные исследования показали, что на начало 2016 года уровень безработицы в России составляло 6% от общего количества физически и экономически активных граждан. Согласно Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» (статья 3) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя [4].
Уровень безработицы и поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ
В РФ учет безработных осуществляется двумя способами: на основании обращений в службу занятости, и по данным обследования населения по проблемам занятости, которое проводится в объеме 0,06% от численности населения. Ежеквартально в целом по РФ обследуется 65 тысяч человек в возрасте 15 – 72 лет, в годовом объеме – около 260 тысяч человек.
По данным выборочных обследований населения Росстата, в апреле 2015 года 4,4 млн. человек (5,8% экономически активного населения) были безработными. В учреждениях службы занятости зафиксировано и того меньше – 1 млн. человек. В то же время согласно социологическим опросам на начало 2015 года27% населения отмечали сокращение кадров на своих предприятиях.
Согласно Росстату, уровень безработицы за последние 10 лет колебался в пределах от 5,3% в 2014 году до 8,2% в кризисном 2009 году, в целом изменяясь в сторону уменьшения безработицы.
Опрощенные эксперты напоминают, что сейчас речь идет о сезонном росте безработных, а уровень безработицы в этом году оказался едва ли не самым низким за всю новейшую историю России.
Ведущий экономист И.Поляков считает, что слабая динамика экономического роста и внешнеэкономические условия ведут к существенному охлаждению рынка труда. Вызовы со стороны эффективности труда, качества трудовых ресурсов и потребности в них оказывают давление на занятость, краткосрочный и среднесрочный спрос на труд [13]. Усиление негативных процессов на рынке и структуризация в отдельных видах деятельности приведут к развороту тренда общей численности безработных от его снижения к повышению [1]. В течении следующего года ожидается рост уровня безработицы, по базовому сценарию – до 5,6% к концу 2016 года, по пессимистическому — 5,8%. Для сравнения в 2009 году в пик кризиса, уровень безработицы достиг 5,8 млн. человек или 7,7%.
От пессимистических прогнозов воздерживается и А.Коровкин, заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Его коллеги произвели расчеты состояния рынка труда на 2015 год. При оценке перспективной динамики безработного населения за основу взят средний вариант демографического прогноза Росстата и два сценария из прогноза социально – экономического развития на 2015 – 2017 гг., разработанные МЭР. Численность иностранных трудовых мигрантов принята неизменной на уровне последнего отчетного периода. Оба варианта исходят из оценки темпов прироста ВВП на 2014 г. в 0,5% и темпов падения инвестиций в основной капитал на 2,4%.
В течение 2015 года на рынке превалировала положительная динамика. Но под конец года тренд развернулся [9]. Начиная с октября число публикуемых вакансий начало падать, при этом количество резюме хоть и сократилось, но совсем не существенно. В результате по конец года на рынке существенно увеличилась конкуренция среди соискателей – так на конец ноября на одну вакансию претендует 4,2 резюме, тогда как годом ранее на одну позицию приходилось всего три резюме.
Падение количества публикуемых вакансий произошло по всем без исключения сферам. По итогам года первые претенденты в аутсайдеры – автомобильная сфера и сфера недвижимости, скорее всего, к ним присоединится финансовый сектор. Самым высоким индексом отметились высший менеджмент, госслужба и сфера СМИ, развлечения – именно здесь было зафиксировано максимальное количество резюме на одну актуальную вакансию [12]. Но даже в условиях падающего со стороны работодателей спроса есть направления, где ощущается нехватка специалистов: так, в рабочем персонале на одну открытую вакансию приходится всего 0,8 резюме. Стоит отметить достаточно высокую долю вакансий для молодых специалистов более 9%.
Многие говорят о сокращении персонала на 10%-20% « Увольнения при этом коснулись новичков в профессии, ассистентов, младших специалистов – в декабре традиционно проходят аттестации, которые смогут пройти не все. А вот сильные руководители же востребованы как никогда.
Любая компания, в связи, с трудной финансовой ситуацией сокращая расходы на персонал, автоматически снижает поступления НДФЛ в бюджет.
По данным ведомства на 1 января 2016 года в органах службы занятости населения в целом по РФ было зарегистрировано 885,6 тыс. человек, что на 7,8% больше чем на 1 декабря 2014 года. Коэффициент напряженности на российском рынке труда на начало 2016 года составил 0,7.
Таблица 1 — Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет на начало 2015г.
Экономически активное население, тыс. человек | Занятые | Безработные | Уровень безработицы в % | |
Российская Федерация | 75264,3 | 71262,5 | 4001,8 | 5,4 |
СКФО | 4503,8 | 4021,2 | 482,6 | 10,7 |
Республика Дагестан | 1325,0 | 1182,9 | 142,0 | 10,7 |
Источник: regnum.ru/news/economy/1899328.html — Информационное агентство REGNUM
Самая низкая безработица на настоящий момент в Москве – около 1 %, самая высокая в Ингушетии – более 40%. Рассмотрим для сравнения влияние численности безработного населения на поступление НДФЛ в государственный бюджет за последние несколько лет:
- За 2015 год количество поступивших НДФЛ в консолидированный бюджет РФ составил на сегодняшний день 38%, а уровень безработицы равен 5,4%
- 2014 год НДФЛ составил 32,8%, уровень безработицы – 5,3%
- 2013 г. НДФЛ-34,5%, уровень безработицы- 5,8%
- 2012 г. НДФЛ- 36,2%, уровень безработицы- 5,5%.
В целом видно, что поступления налога на доходы физических лиц в той или иной степени зависит от занятости населения, соответственно оказывает влияние на экономику в целом [7]. Индекс инфляции оказывает влияние на номинальную заработную плату. Коэффициент безработицы и процент рабочего населения влияют на количество субъектов налогообложения, то есть физических лиц оплачивающих НДФЛ. Средняя заработная плата является объектом налогообложения. Таким образом, величина поступления НДФЛ в государственный бюджет слабо зависит от динамики уровня инфляции и безработицы, в средней степени зависит от численности занятого населения и очень сильно зависит от средней заработной платы [11]. Средняя заработная плата в России в 2015 году по данным Росстата составляет 33 300 руб. когда в Дагестане среднемесячная оплата труда почти в два раза меньше общероссийской около 19 000 руб.
Можно выделить два вида последствий безработицы:
- Экономические последствия:
- сокращение доходов федерального бюджета – чем выше безработица, тем меньше налоговые поступления, в частности от НДФЛ;
- рост затрат общества – на общество в лице государства ложиться бремя поддержки безработных: выплат пособий, финансирование профессиональной переподготовки безработных и т.д.
- снижение уровня жизни – лица ставшие безработными и их семьи теряют личные доходы, и качество их жизни снижается;
- недополученный выпуск продукции – в результате не полного использования рабочей силы, может наблюдаться отставание фактического ВВП от потенциального.
- Неэкономические последствия:
- обострение криминальной ситуации – больше краж, грабежей и прочее;
- стрессовая нагрузка на общество – потеря работы большая личная трагедия для человека, сильный психологический стресс;
- политические и общественные беспорядки – массовая безработица может вызвать острую социальную реакцию (митинги, забастовки, погромы) и привести к бурным политическим переменам.
Заключение
Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям. И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих позитивных для производства и населения процессов.
Проведенный анализ современных тенденций экономики показывает, что замедление темпов инфляции сопровождается ростом безработицы. Это свидетельствует о многообразии и сложности форм проявления и способов реализации глубинных социально – экономических закономерностей. В рыночной экономике из многочисленных альтернативных механизмов стремятся найти такое сочетание уровня безработицы итемпов инфляции, при которых совокупный отрицательный эффект инфляциии безработицы был бы минимальным.
Библиографический список:
- Налоговый Кодекс РФ. М.: ИНФРА-М. 2016. – С.365.
- Абакаров M.И., Алиев Б.X. Эффективность сферы услуг трудоизбыточного региона в условиях финансового кризиса // Финансы и кредит. 2010. № 5 (389). c. 45-50.
- Алиев Б.Х., Сулейманов М.М., Джамалова П.И. Формирование концепции налогового федерализма в России // Финансы и кредит. 2011. № 16 (448). c. 7-12.
- Алиев М.Б., Алиев Б.Х., Сулейманов М.М. Приоритетные направления развития налогового потенциала территорий в условиях циклического развития экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 12. c. 2-7.
- Алиев Б.Х., Кагиргаджиева З.К., Кадиева Р.А. Использование потенциала налога на доходы физических лиц в Российской Федерации и в промышленно развитых странах // Финансы и кредит. – 2011. – № 31 (463). – c. 7-10
- Гасанов Ш.А., Алиев Б.Х., Сулейманов М.М. Бюджеты территорий в условиях кризиса // Финансы и кредит. 2011. № 6 (438). c. 10-14.
- Махдиева Ю.М. Алиев Б.Х. Страхование // учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Москва, 2011.
- Махдиева Ю.М., Алиев Б.X. Совершенствование законодательного регулирования сельскохозяйственного страхования: региональные аспекты // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 12. c. 63-66.
- Мусаева Х.М., Алиев Б.Х., Сулейманов М.М. О налоговом регулировании доходов субъектов федерации // Финансы. 2010. № 11. c. 32-38.
- Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: МЦФЭР, 2006. – 592 с.
- Сулейманов М.М., Алиев Б.Х. Региональная налоговая политика в детерминантах процессов децентрализации // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 40 (343). c. 47-52.
- Сулейманов M.M. Алиев Б.X. Эволюция налогового федерализма в России // Финансы и кредит. 2010. № 33 (417). c. 26-31.
- Подоходный налог 2015 в России: изменения и ставки НДФЛ bs-life.ru/finansy/nalogy/
- Шогенов А.А. Некоторые актуальные проблемы налоговой системы России//Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (30). Номер статьи: 3002. Дата публикации: 2012-04-28. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3002/
References:
- Tax Code of the Russian Federation. M.: INFRA-M. 2016.-p.365.
- Abakarov M.I., Aliev B.X. Efficiency of the service sector of the labor-surplus region in the conditions of the financial crisis [Jeffektivnost’ sfery uslug trudoizbytochnogo regiona v uslovijah finansovogo krizisa]// Finance and credit. 2010. № 5 (389). Pp. 45-50.
- Aliev B.KH., Suleimanov MM, Dzhamalova P.I. Formation of the concept of tax federalism in Russia // Finance and credit. 2011. № 16 (448). Pp. 7-12.
- Aliev M.B., Aliev B.H., Sulejmanov M.M. Priority directions of development of tax potential of territories in conditions of cyclical development of economy [Prioritetnye napravlenija razvitija nalogovogo potenciala territorij v uslovijah ciklicheskogo razvitija jekonomiki]// Regional economy: theory and practice. 2011. № 12. Pp. 2-7.
- Aliev B.H., Kagirgadzhieva Z.K., Kadieva R.A. Use of the potential for personal income tax in the Russian Federation and in industrialized countries [Ispol’zovanie potenciala naloga na dohody fizicheskih lic v Rossijskoj Federacii i v promyshlenno razvityh stranah]// Finance and credit. — 2011. — No. 31 (463). — Pp. 7-10
- Gasanov Sh.A., Aliev B.H., Sulejmanov M.M. Budgets of territories in crisis conditions [Bjudzhety territorij v uslovijah krizisa]// Finances and credit. 2011. № 6 (438). Pp. 10-14.
- Mahdieva Ju.M. Aliev B.H. Insurance [Strahovanie]// a textbook for university students studying in the specialties «Finance and credit», «Accounting, analysis and audit» / Moscow, 2011.
- Mahdieva Ju.M., Aliev B.X. Improvement of legislative regulation of agricultural insurance: regional aspects [Sovershenstvovanie zakonodatel’nogo regulirovanija sel’skohozjajstvennogo strahovanija: regional’nye aspekty]// Regional economy: theory and practice. 2009. No. 12. Pp. 63-66.
- Musaeva H.M., Aliev B.H., Sulejmanov M.M. About tax regulation of incomes of subjects of federation [O nalogovom regulirovanii dohodov sub#ektov federacii]// Finance. 2010. № 11. Pp. 32-38.
- Panskov V.G. Taxes and taxation in the Russian Federation [Nalogi i nalogooblozhenie v Rossijskoj Federacii]. 7 th ed., Pererab. And additional. — М .: МЦФЭР, 2006. — 592 p.
- Sulejmanov M.M., Aliev B.H. Regional tax policy in the determinants of decentralization processes [Regional’naja nalogovaja politika v determinantah processov decentralizacii]// Economic analysis: theory and practice. 2013. No. 40 (343). Pp. 47-52.
- Sulejmanov M.M. Aliev B.X. Evolution of Tax Federalism in Russia [Jevoljucija nalogovogo federalizma v Rossii]// Finance and Credit. 2010. № 33 (417). Pp. 26-31.
- Income tax 2015 in Russia: changes and personal income tax rates [Podohodnyj nalog 2015 v Rossii: izmenenija i stavki NDFL] bs-life.ru/finansy/nalogy/
- Shogenov A.A. Some actual problems of the Russian tax system [Nekotorye aktual’nye problemy nalogovoj sistemy Rossii]// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (30). Number of article: 3002. Date of publication: 2012-04-28. Access mode: https://eee-region.ru/article/3002/
Еще в рубриках
Финансы регионов