Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (7), 2006

Реализация региональной промышленной и инновационной политики в Орловской области

Implementation of regional industrial and innovation policy in the Oryol region

Авторы


Россия, Орловский государственный университет
sizova@mail.ru


Россия, Орловский государственный университет

Аннотация

Региональная инновационная политика - составная часть экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных условий для торгово-производственной, агропромышленной, строительно-промышленной и научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования. Инновационная политика в регионах Российской Федерации имеет свои особенности. Однако едиными остаются базовые средства ее реализации: законодательная база, целевые программы, концепции.

Ключевые слова

региональная инновационная политика, интеграция, институциональные формы хозяйствования, регион, программа

Рекомендуемая ссылка
Сизова И.Ю. , Матвеева М.А.
Реализация региональной промышленной и инновационной политики в Орловской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (7). Номер статьи: 703. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/703/
Authors

Sizova I.J.
Russia, Orel State University
sizova@mail.ru

Matveeva M.A.
Russia, Orel State University

Abstract

Regional innovation policy - an integral part of the economic policies of regional authorities to create favorable conditions for trade, industrial, agricultural, construction, industrial, and scientific production integration of all forms of institutional management. Innovation policy in the regions of the Russian Federation has its own characteristics. However, the uniform remains the basic means of its realization: the legal framework, targeted programs, the concept.

Keywords

regional innovation policy, integration, institutional forms of economic activity, region, the program

Suggested Citation
Sizova I.J. , Matveeva M.A.
Implementation of regional industrial and innovation policy in the Oryol region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (7). Art. #703. Date issued: 2006-09-28. Available at: http://eee-region.ru/article/703/

В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы ориентации экономики на инновационный путь развития и создания региональных инновационных систем. Управление региональным инновационным процессом происходит посредством выработки региональной инновационной политики, способной решать государственные задачи повышения конкурентоспособности и устойчивости экономики.

Региональная инновационная политика ориентирована на решение территориальных проблем, к числу которых относятся эффективное использование имеющегося материально-технического, сырьевого и трудового потенциалов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Мерами реализации региональной инновационной политики выступают программы по повышению конкурентоспособного потенциала приоритетных для региона производств посредством привлечения частных институциональных инвесторов к реализации инноваций; формирование режима экономического стимулирования инновационной деятельности.

Можно выделить внутренние и внешние составляющие инновационного потенциала региона. К числу внутренних относятся: финансово-кредитная система, хозяйственная структура, научно-исследовательская база, система формирования и развития кадрового потенциала региона. К внешним элементам относятся: интеграционное взаимодействие с другими регионами, социально-экономическая конкурентоспособность региона, возможности выхода на мировой уровень. Региональная инновационная политика — составная часть экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных условий для торгово-производственной, агропромышленной, строительно-промышленной и научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования.

Инновационная политика в регионах Российской Федерации имеет свои особенности. Однако едиными остаются базовые средства ее реализации: законодательная база, целевые программы, концепции и др.

В Орловской области в настоящее время ведется широкомасштабная работа по активизации инновационных и инвестиционных процессов на предприятиях и организациях; развитию взаимодействия промышленных предприятий, научных учреждений и вузов; увеличению численности и повышение престижа работников, занятых научно-технической и инновационной деятельностью. Этому способствуют принятые законы «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области», «О науке и инновационной деятельности», «Об инвестиционной деятельности в Орловской области». Коллегия администрации Орловской области ведет целенаправленную работу по выработке и реализации долгосрочной политики повышения конкурентоспособности и эффективности промышленного производства области.

Индустриальный комплекс области представляют 220 крупных, средних и 574 малых предприятия, в которых работает 72,2 тыс. человек, что составляет 26% занятого населения. Промышленность занимает 38% в структуре валового регионального продукта. В 2005 году произведено продукции на сумму 35 млрд. рублей. Наращивание инновационного и производственного потенциала промышленности области достигается за счет пяти основных элементов.

Первый элемент — Система стратегического планирования и комплексный подход.

С целью формирования конкурентной экономики в области принята и реализуется стратегия социально-экономического развития до 2008 года. Совместно с областным Советом народных депутатов коллегия администрации области наработала серьезное региональное законодательство, включающее в себя концепцию промышленной политики, ряд инновационных и инвестиционных законов и региональных программ. Принятая Концепция промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области до 2010 года определила важнейшие стратегические приоритеты, принципы и поддерживающие механизмы развития экономики области.

В торой элемент — Реформирование структуры промышленного производства.

Реализация важных инновационно-инвестиционных областных программ создает условия для производства рыночной продукции. Принята «Программа развития промышленности в Орловской области в 2006-2008 годах», которая предусматривает закрепление достигнутых за последние годы положительных тенденций, дальнейшее развитие и значительное повышение экономической эффективности промышленности.

Третий элемент — Современный менеджмент.

В области сложилась многоступенчатая система подготовки и переподготовки управленческих и инженерно-технических кадров. Успешно реализуется президентская программа в рамках которой за 7 лет подготовлено более 226 специалистов. Продуктивно ведут переподготовку кадров для промышленности с привлечение ведущих российских ученых и специалистов созданные региональные центры качества, логистики и маркетинга, Орловская школа бизнеса и другие.

Четвертый элемент — Инновации, качество, инвестиции.

Принята и успешно реализуется программа «Развитие научно-инновационной деятельности в Орловской области на период до 2010 года». Программа направлена на создание экономических и организационно — правовых условий для развития научно-инновационной деятельности в Орловской области. Программа представляет собой систему комплексных мероприятий, инновационных проектов, направленных на решение как государственных задач, так и важнейших проблем, стоящих перед предприятиями области.

Программа носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать инвестиционные и инновационные процессы на предприятиях промышленности и АПК области за счет усиления механизмов государственной поддержки эффективных проектов, направленных на развитие инновационного предпринимательства в Орловской области. Основными задачами Программы являются:

  • совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок;
  • увеличение числа организаций области, использующих инновации;
  • развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
  • развитие малого наукоемкого производственного бизнеса;
  • увеличение объема конкурентоспособной инновационной продукции, производимой организациями Орловской области;
  • создание постоянно действующей системы мониторинга научно-технического потенциала;
  • финансово-кредитная поддержка приоритетных разработок;
  • целевая ориентация подготовки специалистов в вузах в интересах перспективных направлений развития промышленности и социальной сферы на основе «кадрового сопровождения».

В настоящее время определились более 100 участников областной программы. Сформирована региональная инновационная инфраструктура, позволяющая достигать системы «технологических коридоров», обеспечивающих коммерческое освоение научных знаний, изобретений, ноу-хау, и наукоемких технологий. Созданы такие важнейшие ее элементы, как ООО «Орел — технопарк», Центр логистики и маркетинга, интеллектуальной собственности и трансфера технологий, Региональный центр качества, Координационный совет по формированию и реализации политики в области качества.

Нашли свое место и активно работают и федеральные структуры ФГУ «Орловский ЦНТИ», ФГУ «Орловский ЦСМ», а также Орловская торгово-промышленная палата, Областной Союз предпринимателей, Центр государственных информационных ресурсов Орловской области.

Ведется поиск новых форм организации инновационной сферы, а также принципов организации инновационной инфраструктуры. В настоящее время рассматривается возможность создания регионального Коучинг-Центра, целью которого станет решение задач продвижения новых технологий и созданных на их основе продукции и услуг на региональный, российский и международный рынки. Возможно создание Центра Контрактации, деятельность которого должна ориентироваться на обеспечение заключения контрактов, договоров между предприятиями или лицами, производящими продукцию и организациями, заготавливающими и сбывающими ее, на создание единой информационной базы по поиску заказчиков и исполнителей.

В области растут объемы инновационной продукции. В 2005 году 54 предприятия использовали более тысячи передовых производственных технологий, что на 28% больше, чем в 2004 году. Объем работ и услуг инновационного характера составил 1,26 млрд. рублей, темп роста 111, 8%. Удельный вес инновационно — активных предприятий вырос с 17% в 2003 году до 25% в 2005-м. Доля инновационной продукции составляет 6%.

Пятый элемент — Стратегическое партнерство. Оно рассматривается в нескольких направлениях: стратегическое партнерство государства и бизнеса, расширение хозяйственных связей на уровне регионов, стратегическое партнерство с лидерами российской и мировой экономики.

Рассмотренные рычаги наращивания потенциала промышленности являются универсальными. Политика инновационного развития, осуществляемая в Орловской области, может выступать одним из ориентиров при разработке региональной инновационной политики и в других Российских регионах.

Литература:

  1. Гохберг, Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» / Л Гохберг // Вопросы экономики. – 2003. — №3. — С. 26.
  2. Заседание Коллегии администрации области // Орловская правда. – 2006. – Июнь (6). – С. 2.
  3. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под редакцией В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003. – 528с.
  4. Концепция промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области на период до 2010 года. Орловская правда. – 2006. – Март (15). – С. 7-10.
  5. Пять элементов промышленного роста // Орловская правда. – 2006. — Апрель (29). – С. 2.

References: 

  1. Hochberg, LA National Innovation System in Russia in the «new economy» / L Gohberg / / Problems of Economics. — 2003. — № 3. — S. 26.
  2. The meeting of the Board of Administration / / Orel true. — 2006. — June (6). — S. 2.
  3. Innovation Management: Textbook. book / edited by V. Anshina, AA Dagaeva. — Moscow: Delo, 2003. 528s.
  4. The concept of industrial, scientific, technological and innovation policies of the Oryol region for the period up to 2010. Orel‘s true. — 2006. — March (15). — S. 7-10.
  5. The five elements of industrial growth / / Orel true. — 2006. — April (29). — S. 2.

Инвестиции и инновации