Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (49), 2017

Новый таможенный кодекс ЕАЭС как эффективный инструмент государственного регулирования внешней торговли

The new customs code of the EAEU as an effective instrument of state regulation of foreign trade

Авторы


доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела
Россия, Оренбургский государственный университет
bobrova1971@mail.ru

Аннотация

В статье представлен анализ проекта нового таможенного кодекса ЕАЭС. Приводится анализ отличий от ранее существующих, описываются положительные и отрицательные стороны нового документа. Сделана попытка прогноза развития взаимоотношений в рамках ЕАЭС для отдельных стран-членов. Таможенный Кодекс ЕАЭС устанавливает приоритет информационных технологий электронного декларирования, он направлен на повсеместное использование электронных технологий во всех вопросах, касающихся документооборота. Весь комплекс мер, заложенных в новом кодексе, направлен на то, чтобы механизмы таможенного контроля и управления рисками стали более гибкими, то есть на сокращение времени прохождения таможенных формальностей, на упрощение и создание комфортных условий прохождения таможенных формальностей добропорядочными участниками ВЭД.

Ключевые слова

Евразийский экономический союз, государства-члены ЕАЭС, таможенный кодекс ЕАЭС, внешняя торговля, электронное декларирование, режим «единое окно», система управления рисками, механизм таможенного контроля, институт околотаможенной инфраструктуры, государственное регулирование

Рекомендуемая ссылка
Боброва Виктория Викторовна
Новый таможенный кодекс ЕАЭС как эффективный инструмент государственного регулирования внешней торговли// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4946. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4946/
Authors

Bobrova Viktorija Viktorovna
Doctor of economic Sciences, Professor, head of Department of customs
Russia, Orenburg State University
bobrova1971@mail.ru

Abstract

The article presents the analysis of the draft customs code of the EAEU. The analysis of the differences from the previously existing, and describes the positive and negative sides of the new document. Attempt of the forecast of development of relations in the framework of the EAEU for the individual member countries. The EAEU customs Code establishes the priority of the information technology of electronic Declaration, it aims at the widespread use of electronic technology in all matters relating to document management. The whole complex of measures laid out in the new code, intended to customs controls and risk management have become more flexible, that is, reducing the time of customs formalities and the simplification and creation of comfortable conditions of passage of customs formally the possibilities of respectable traders.

Keywords

The Eurasian Economic Union, the member states of the EAEU, the customs code of the EAEU, international trade, e-Declaration, "single window", the risk management system, customs control mechanism, Institute of ancillary infrastructure, State regulation

Suggested Citation
Bobrova Viktorija Viktorovna
The new customs code of the EAEU as an effective instrument of state regulation of foreign trade. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (49). Art. #4946. Date issued: 2017-03-28. Available at: http://eee-region.ru/article/4946/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

На современном этапе развития мировой экономики страны мирового сообщества задействованы в процессах экономической интеграции, которые влекут за собой постоянные изменения в конкурентоспособности, размерах рынков, структуре прямых иностранных инвестиций, и главное – характере международных экономических отношений, что, безусловно, влечет за собой регулярное совершенствование, в том числе унификацию и совершенствование таможенного законодательства.

По состоянию на конец 2016 года странами постсоветского пространства пройдено пять этапов экономической интеграции: преференциальная зона, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.

Таким образом, за 10 лет с 2000 г. по 2010 г. страны успешно прошли путь от преференциальной зоны, целью которой было лишь обеспечение свободы движения капитала, снижение или отмена таможенных пошлин на определенные ввозимые товары, до создания Таможенного Союза, который обеспечил создание единого экономического пространства, включающего единые правила регулирования поддержки сельского хозяйства и промышленных субсидий, железнодорожного  транспорта, услуг и инвестиций, защиты интеллектуальной собственности, ведение согласованной макроэкономической политики и. т. д.

В 2011 году заработала единая таможенная территория Таможенного Союза, с введением которой был отменён таможенный контроль на границах государств-членов Таможенного Союза, а в 2012 году был создан общий рынок России, Беларуси и Казахстана и установлен принцип «четырех свобод» − движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. В мае 2014 года в Астане президенты России, Беларуси и Казахстана подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а в октябре и декабре 2014 года к союзу присоединились Армения и Киргизия соответственно. И, наконец, 1 января 2015 года вышеназванный договор вступил в силу.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что на данный момент странами Евразийского союза пройдены все вышеперечисленные этапы, за исключением такого этапа как создание валютного союза. Однако в настоящее время главами и правительствами государств-членов ЕАЭС ведутся переговоры о возможном введении единой валюты в среднесрочной перспективе (5-10 лет).

 

Цель и задачи исследования

Цель данного исследования заключается в рассмотрении и анализе проекта нового Таможенного кодекса ЕАЭС с точки зрения выявления положительных и отрицательных сторон данного документа.

Задачи исследования состоят в попытке прогноза развития взаимоотношений в рамках Евразийского экономического союза для стран-членов, в условиях приоритетности информационных технологий.

 

Теоретические и методологические основы исследования

На протяжении всех вышеперечисленных этапов экономической интеграции формировались и совершенствовались международные и внутринациональные нормативно-правовые акты государств-членов ЕАЭС.

Наиболее важными международными правовыми актами,  регулирующими макроэкономическую политику, порядок перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС являлись следующие документы: Декларация о евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., Акты Евразийского высшего экономического и межправительственного советов (Распоряжения Евразийского Межправительственного Совета «Об углублении сотрудничества государств–членов Евразийского экономического союза в сферах макроэкономической и валютно-финансовой политики»,  Решение ВЕЭС «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств-членов Евразийского экономического союза на 2015–2016 годы», Решение Коллегии ЕЭК «О Порядке разработки и принятия мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации в случае превышения государствами – членами Таможенного союза и Единого экономического пространства количественных значений макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития»), Таможенный Кодекс Таможенного Союза (ТК ТС).

Среди внутринациональных правовых актов Российской Федерации, определяющих основы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования выделяют: Федеральный Закон  № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Гражданский, Уголовный и Налоговый кодексы, Федеральный Закон № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный Закон № 184 «О техническом регулировании», Федеральный Закон № 114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральный Закон № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Кодекс об административных правонарушениях и др. [2].

На сегодняшний день проходит согласование проект Таможенного Кодекса ЕАЭС, и по оценкам экспертов существенных изменений уже не будет.

В качестве основных замечаний называют:

1) написан более тяжёлым языком в сравнении с предыдущим Кодексом ТС. Более юридически точным, но более трудным для восприятия человека, который впервые столкнулся с таможенной деятельностью.

2) много последовательных ссылок, но это необходимо для того, чтобы избежать двойственного восприятия.

3) кодекс стал излишне детализированным, потому что эксперты хотели всё, что накопилось за шесть лет, все наболевшие вопросы в нем отразить. В результате уровень детализации вырос, но ее глубина получилась разная.  Документ полезный, и он не консервирует сложившуюся ситуацию, а дает возможность на годы вперед совершенствовать таможенное администрирование.

4) в новом кодексе устанавливается приоритет электронных технологий не столько даже электронного декларирования, поскольку оно как таковое в целом реализовано, а именно приоритет электронных технологий перед бумажными процессами. Казалось бы, и сейчас таможенные органы рапортуют, что у них 99% и стремящееся к бесконечности показатели электронного декларирования, но сегодняшнее электронное декларирование построено на переводе бумажной технологии на электронные рельсы. Это несёт в себе изъяны.

Новый кодекс говорит, что все технологии должны быть на электронной платформе. Переход произойдёт не сразу, но вот давление всеобщих электронных технологий заставит в своих нормативных актах таможенные органы переделывать таможенные технологии. Одно дело, когда мы прописываем сначала бумажную технологию, а потом механически переводим её в электронный вид. Другое дело, когда мы изначально должны прописать процедуру под электронный документооборот.

Первый посыл, заложенный в кодексе, будет довлеть над всеми таможенными службами, над всеми министерствами, и они вынуждены будут переформатировать свои технологии.

Второй — это то, что новый таможенный кодекс действительно законодательно закрепляет отказ от предоставления документов в момент представления электронной декларации. Такого сейчас нет. Возможность добровольных шагов со стороны таможенных органов, направленных на сокращение перечня документов, подтверждающих сведения в таможенной декларации в действующем ТК ТС существует. В частности, ФТС России большое количество документов изъяла из перечня обязательных документов. Новый кодекс говорит, что при подаче электронной декларации вообще не нужны будут ещё какие-то документы.

Третье, что принципиально важно, это так называемый-автоматический выпуск. Напрямую такого термина не удалось закрепить в новом кодексе, но путём описания процесса сама процедура закреплена. Также есть норма, что таможенные операции могут совершаться информационными системами таможенных органов без участия должностных лиц.

В совокупности эти три посыла, взаимно дополняя друг друга, способны избавить участника ВЭД и таможню от излишнего общения, обмена бумажками или электронными сообщениями. Но это всё может остаться на уровне добрых пожеланий, если таможенные службы не переформатируют систему управления рисками.

Сейчас в договорно-правовую базу Таможенного союза (далее − ТС) и Единого экономического пространства (далее — ЕЭП) наряду с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза (от 27 ноября 2009 года) входят более двадцати международных договоров. Следует отметить, что девять из них уже потеряли актуальность и отменены с 1 января 2015 года, а нормы шестнадцати договоров были пересмотрены  и в измененном виде включены  в проект нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. В качестве отдельных международных договоров остались только те, которые затрагивают некоторые таможенные вопросы, но непосредственно не регулируют таможенных правоотношений. В  настоящий момент существует пять таких договоров, предметом которых являются соглашения, касающиеся работы объединенной коллегии таможенных служб государств-членов ТС, деятельности представительств таможенных служб, соглашения, определяющие особенности привлечения лиц к административной и уголовной ответственности, а также оказания правовой помощи и взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

В связи принятием ТК ЕАЭС (намечено на декабрь 2016 года) всем пяти государствам-членам ЕАЭС придется приводить свое национальное таможенное законодательство в соответствие с наднациональным. В каком направлении  и объеме будут проводиться изменения, рассмотрим ниже.

Структура нового ТК ЕАЭС включает 60 глав, которые умещены в 9 разделов. В проекте учтены положения 16 действующих и 6 проектов международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения. Содержание разделов:

I содержит общие понятия, термины, виды регулируемых отношений и другую исходную информацию, составляющую основу документа;

II включает информацию о тех лицах, которые совершают операции на таможне, а также самих операциях;

III описывает процесс и тонкости совершения таможенных процедур;

IV посвящен размерам и правилам наложения таможенных платежей, а также пошлин различного назначения, которое обязательны при совершении таможенных действий;

V включает нормы и правила оборота на таможне товаров, составляющих отдельные категории;

VI излагает общие правила и нормы осуществления контроля таможенного движения на территории стран, принявших кодекс;

VII является новым, отсутствующим в предыдущем кодексе. Он включает правовое положение таможенных органов, определяет полномочия и порядок их функционирования;

VIII составляет основу деятельности уполномоченного экономического оператора;

IX включает переходные положения.

Таким образом, кодекс дополнен некоторыми новыми главами и статьями, которых не было в предыдущем Таможенном кодексе Таможенного союза.

 

Результаты

Из-за богатого опыта предшествующих лет реализации основных нормативно-правовых документов в области таможенного дела, кодекс ЕАЭС обобщит накопленные за 6 лет возможные недочёты и станет более детализированным. Данный нормативно-правовой документ будет учитывать основные   направления совершенствования таможенного администрирования на долгосрочную перспективу и не затормаживать сложившуюся ситуацию.

За годы, прошедшие после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза, информационные системы и информационные технологии, применяемые таможенными службами, ушли далеко вперед, а прежние, предусматривающие бумажный документооборот при взаимодействии таможенных органов с лицами, совершающими операции, стали входить в противоречие с практикой работы таможенных органов. Назовем наиболее важные изменения таможенного законодательства, которые нашли отражение в проекте ТК ЕАЭС:

  • приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в исключительных случаях;
  • возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически, с использованием информационных систем таможенных органов;
  • оптимизация сведений, подлежащих указанию в декларации на товары и транзитной декларации;
  • возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;
  • использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию, убытием товаров с этой территории, таможенным декларированием и выпуском товаров;
  • сокращение сроков выпуска товаров;
  • четкая регламентация условий использования товаров, помещенных под таможенные процедуры, если содержание таможенной процедуры предусматривает ограничения по их использованию на таможенной территории ЕАЭС либо за ее пределами.

В проекте ТК ЕАЭС должны появиться и другие новшества при регулировании следующих, находящихся пока в процессе обсуждения вопросов:

  • применения при проведении таможенного контроля системы управления рисками;
  • проведения таможенного контроля после выпуска товаров;
  • совершения таможенных операций в отношении транспортных средств международной перевозки;
  • перемещения товаров физическими лицами для личного пользования;
  • деятельности уполномоченных экономических операторов;
  • централизации таможенных и иных платежей на уровне Федеральной таможенной службы.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза станет первым проектом международного договора, регулирующего таможенные правоотношения, который разрабатывается совместно всеми заинтересованными сторонами − государственными органами, представителями бизнес-сообщества пяти стран и специалистами Евразийской экономической комиссии.

Как и Таможенный Кодекс ТС Таможенный Кодекс ЕАЭС устанавливает приоритет информационных технологий электронного декларирования, но в отличие от ТК ТС,  он направлен на повсеместное использование электронных технологий во всех вопросах, касающихся документооборота, в результате чего все государственные органы, министерства и ведомства будут вынуждены переформатировать свои технологии таким образом, чтобы процедуры изначально прописывались в электронном виде, а не переносились в электронный формат с бумажных документов как ранее.

В 2015 году в таможенные органы подано более 3,7 млн. деклараций на товары (ДТ) в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЭДТ), что составило 99,93% от общего количества ДТ (в 2014 году – более 4,3 млн. ЭДТ, 99,87% от общего количества ДТ). Количество участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), применяющих электронную форму декларирования, в 2015 году составило более 78 тысяч (99,81%) (в 2014 году – более 80 тысяч (99,5%). [3]

ТК ЕАЭС, в свою очередь, устанавливает отказ от предоставления документов в момент представления электронной декларации, сокращает перечень документов, подтверждающих сведения в таможенной декларации, что, безусловно, облегчает работу участников ВЭД.

Ещё одним аспектом внедрения информационных технологий является автоматический выпуск декларации, а также возможность совершения информационными системами таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов.

В 2015 году с применением технологии удаленного выпуска было оформлено более 560 тысяч ЭДТ, что составило 15,1 % от общего количества зарегистрированных ЭДТ (в 2014 году – более 448 тысяч ЭДТ (более 10,4%). На объектах пилотной зоны зарегистрировано более 110 тысяч ДТ, автоматически выпущено более 1 500 ДТ. С введением нового кодекса эти цифры увеличатся в несколько раз.

Все возможности, связанные с использованием информационных технологий при совершении таможенных операций направлены на минимизацию общения участника ВЭД и должностных лиц таможенных органов, а также обмена документами.

В 2015 году Федеральной таможенной службой (ФТС) России проводились работы по реализации механизма «единого окна» в морских пунктах пропуска, расположенных в Северо-Западном, Дальневосточном, Южном и Крымских федеральных округах, что дало возможность взаимодействия в едином информационном пространстве государственных контрольных органов (ФТС России, Пограничная служба, ФСБ России и т. д.) и участников ВЭД. В результате чего сроки нахождения контейнеров в портах сократились в среднем с 10 дней до 5 дней.

Таможенный Кодекс ЕАЭС будет учитывать режим «единого окна» и предусматривать меры по совершенствованию этого механизма.

Важную роль при использовании электронных технологий играет система управления рисками (СУР).

По результатам реализации СУР в 2015 году для целей предотвращения нарушения законодательства ЕАЭС при перемещении товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС утверждено 35 140 профилей рисков, в том числе: 445 – общероссийских, 3 761 – региональных и зональных, 30 934 – целевых (в 2014 году утверждена 21 612 профилей рисков, в том числе: 339 – общероссийских, 1 811 – региональных и зональных, 19 462 – целевых). [5]

На конец 2015 года в перечень лиц, в отношении которых определена степень выборочности применения мер по минимизации рисков по отраслевому принципу, включено 359 участников ВЭД, которыми в 2015 году было оформлено порядка 8% ДТ и перечислено в федеральный бюджет около 10 % таможенных платежей при импорте.

После введения нового кодекса декларация будет обрабатываться информационной системой управления рисками, которая оценивает сведения,  содержащиеся в декларации,  и определяет те, которые отправляются на автоматический выпуск и декларации, требующие вмешательства и проверки должностных лиц.

СУР должна работать так: вы подали электронную декларацию, она попала в информационную систему, где есть модуль обработки системы управления рисками, который прогоняет через себя и отфильтровывает те декларации, которые сразу можно направить на автоматический выпуск, и те, которые требуют дополнительной проверки. А дальше уже дополнительная проверка может быть тоже разная: можно запрашивать документы, можно назначать досмотр, можно сопоставлять негативные показатели и так далее. Но не обязательно идти сразу на самые тяжёлые формы контроля.

Те декларации, которые подлежат автоматическому выпуску, должны быть выпущены и вам должен прийти ответ с информацией о выпуске. По оценке экспертов,  количество таких деклараций постепенно должно возрасти до 50 процентов от всего объема зарегистрированных деклараций. Сегодняшние реалии, несмотря на массовость фирм-однодневок, позволяют подойти к таким цифрам, постепенно, поэтапно, но за небольшое время. Освободившиеся ресурсы таможенных органов должны быть направлены на серьезную, глубокую проверку действительно подозрительных деклараций и перемещаемых по ним товаров.

Системы управления рисками в ЕАЭС отнесены на национальный уровень. При большом желании можно оставить всё так, как есть. СУР — это всё равно проверка и контроль участника ВЭД, воспринимаемая с определённым негативным оттенком со стороны проверяемых. Этим механизмом можно пользоваться более тонко, можно более грубо. Эксперты рассчитывают на то, что комплекс мер, который заложен в новом таможенном кодексе, заставит таможенные службы перейти на более тонкие механизмы применения системы управления рисками и вообще таможенного контроля. Ведь таможенный контроль тоже прошёл некоторую эволюцию. Он стал более гибким, не таким массовым и сократился по времени. Кодекс не даст прямых и резких импульсов, но будет помогать диалогу и поиску платформы для сближения позиций участников ВЭД и таможенных органов. И будет работать не на откат в прошлое, а на шаги по упрощению и созданию комфортных условий для добропорядочных участников.

Вместе с тем таможенные органы государств-членов ЕАЭС по-разному применяют систему управления рисками, в том числе при контроле таможенной стоимости товаров, вследствие чего происходит «перетекание» оформления ранее проходивших через российскую границу товаров в государства-члены ЕАЭС с более низким уровнем их таможенной стоимости.

Таким образом,  весь комплекс мер, заложенных в новом кодексе, направлен на то, чтобы механизмы таможенного контроля и управления рисками стали более гибкими, то есть на сокращение времени прохождения таможенных формальностей и на упрощение и создание комфортных условий прохождения таможенных формальностей добропорядочными участниками ВЭД. [6]

В целях развития околотаможенной инфраструктуры, новый кодекс уделяет особое внимание уполномоченному экономическому оператору. В связи с тем, что практика указывает на многочисленные случаи недобросовестного пользования статусом уполномоченного экономического оператора государственными органами предпринято множество мер по проведению проверок и ужесточению контроля над таковыми. За последние два года представители ЕЭК провели системную работу по созданию добропорядочного имиджа уполномоченных экономических операторов перед государственными органами ввиду понимания необходимости функционирования этого института околотаможенной инфраструктуры, который обеспечивает безопасность цепи поставок. Новый кодекс учёл практику предшествующих лет и ужесточил систему допуска к институту уполномоченных операторов.

Тем не менее, в настоящее время переговоры по согласованию Таможенного Кодекса ЕАЭС между правительствами стран-участниц ЕАЭС всё ещё ведутся, так как имеются определенные разногласия.

27 октября 2016 г. в Минске состоялось заседание Евразийского межправительственного совета, на котором присутствовали премьер-министры всех стран-участниц ЕАЭС и председатель коллегии ЕЭК. По итогам заседания единой позиции по положениям кодекса выработать пока не удалось, однако число спорных пунктов сократилось вдвое. Все оставшиеся разногласия коснулись свободных экономических зон.

Было также заявлено о необходимости устранения барьеров на двустороннем уровне сотрудничества для защиты интересов субъектов хозяйствования, укрепления интеграции и отмечено, что в новом кодексе заложены предпосылки для перехода к единому таможенному регулированию. [1]

Как отмечается, по итогам внутригосударственного согласования проекта ТК ЕАЭС поступило порядка 600 поправок от пяти стран Союза. Постоянно действующей рабочей группе по совершенствованию таможенного законодательства и рабочей группе высокого уровня в составе руководителей уполномоченных за разработку нового Таможенного кодекса ведомств от стран Союза удалось за отведенный срок согласовать все таможенные вопросы. Не до конца согласованными всеми странами остались новеллы проекта ТК ЕАЭС, связанные с таможенным регулированием в свободных экономических зонах. Десять несогласованных вопросов, препятствующих направлению проекта ТК Союза на внутригосударственные процедуры, необходимые для подписания, были обсуждены главами правительств. По результатам переговоров удалось найти развязки по четырем вопросам, по одному из вопросов Стороны взяли резерв, а 5 вопросов потребовали проведения дополнительных консультаций, − поясняет ЕЭК.

 

Заключение

Подводя итог вышеизложенного, основные  нововведения проекта ТК ЕАЭС можно сформулировать следующим образом:

  • закрепление понятия «решение (разрешение) таможенного органа»;
  • включение нормы, регулирующей установление и поддержание отношений консультативного характера между  таможенными органами и представителями бизнес-сообщества;
  • разграничение понятий «таможенные операции» и «таможенный контроль»;
  • изменение подходов к регламентации в Кодексе положений о применении запретов и ограничений;
  • изменение подходов к основаниям для изменения и отзыва предварительных решений о классификации товаров и срокам вступления в силу решений таможенных органов об изменении или отзыве таких предварительных решений;
  • определение порядка принятия предварительных решений о происхождении товаров;
  • унификация подходов к неполному и периодическому таможенному декларированию;
  • закрепление возможности подачи таможенной декларации при предварительном таможенном декларировании не только до ввоза иностранных товаров на таможенную территорию Союза, но и до доставки товаров в место доставки;
  • закрепление подхода, предусматривающего взимание таможенных платежей однократно за одни и те же товары;
  • установление возможности обеспечения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов сразу несколькими способами;
  • изменение оснований для исключения из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
  • установление возможности подтверждения статуса таможенного перевозчика при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита без представления свидетельства о включении в такой реестр.

Успешное решение задач при подготовке проекта ТК ЕАЭС будет являться плюсом для государств-членов ЕАЭС, которые получат новое, модернизированное, соответствующее международным стандартам таможенное законодательство.

Но при этом следует  один из важных аспектов данной проблемы. По мнению, министра по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Владимир Гошина, показателем эффективности работы таможни должна стать оценка затрат бизнеса при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Результативность работы российских таможенных органов имеет первостепенное значение для пополнения доходной части федерального бюджета. По словам Владимира Гошина, в настоящее время при формировании нормативно-правовой базы в сфере таможенного регулирования приоритетом является соблюдение интересов бизнеса. «Когда мы говорим, что создаем единые правила игры на все пять стран, мы понимаем, что формируем здоровую конкуренцию не только среди бизнеса, но и среди государственных органов, задействованных в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе и между таможенными администрациями», − заявил он.

По его словам, показателем эффективности работы национальных таможен наряду с защитой экономической безопасности страны и пополнением бюджета должна стать оценка затрат бизнеса при осуществлении внешнеэкономической деятельности. «Руководство наших стран и бизнес смогут сравнить работу своих таможен с работой таможенных администраций стран-союзниц», − уверен Владимир Гошин. [4]

Министр ЕЭК особо подчеркнул важность создания для бизнеса ясных и стабильных правил. «Таможенный кодекс ЕАЭС будет гарантом того, что каждый предприниматель может заранее провести необходимые экономические расчеты с уверенностью, что правила неожиданно не поменяются, когда груз будет ввезен на таможенную территорию союза», − отметил он.

По словам Владимира Гошина, при разработке текста проекта Таможенного кодекса ЕАЭС эксперты учли все возможности, заложенные в самом формате союза, преимущества географического положения государств-членов объединения, был изучен лучший международный опыт. Помимо того, в документе нашли отражение новые тенденции мировой экономики.

Одним из таких трендов является наметившийся переход от глобализации к регионализации.

Важным шагом на пути к реализации основополагающего принципа ЕАЭС − свободы движений товаров на едином рынке − станет отмена с 1 января 2020 года института резидентства, что позволит существенно упростить осуществление внешнеторговых операций, а также сократить финансовые) издержки участников внешнеэкономической деятельности.

В целях повышения эффективности функционирования ЕАЭС важно установление постоянного консолидированного обмена информацией, необходимой для осуществления таможенного контроля, который позволил бы более тщательно отслеживать товарные потоки во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС.

В настоящее время Федеральной таможенной службой совместно с Евразийской экономической комиссией и партнерами по ЕАЭС проводится работа по созданию единой транзитной системы и единых гарантийных механизмов при транзите товаров. Такая система сократит зависимость транзита по территории ЕАЭС от действий иностранных государств и международных организаций.

Одним из ключевых условий обеспечения макроэкономической стабильности ЕАЭС является развитие внешней и взаимной торговли. В целях создания благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности за последние годы Федеральной таможенной службой Российской Федерации проведена большая работа по совершенствованию таможенного администрирования в рамках планов мероприятий национальной предпринимательской инициативы.

Наиболее значимыми достижениями Федеральной таможенной службы Российской Федерации в отношении совершенствования таможенного администрирования являются:

  • ускорение прохождения таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации за счет введения предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза;
  • уменьшение количества документов, запрашиваемых таможенными органами у декларанта в бумажном виде;
  • сокращение срока информирования участников внешнеэкономической деятельности о движении уплаченных ими денежных средств;
  • категорирование участников внешнеэкономической деятельности на основе системы управления рисками.

Вместе с тем следует обратить внимание на необходимость ужесточения контроля за ввозом товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. Общая сумма указанных льгот в 2014 году составила 536,5 млрд. рублей.

Одной из важнейших задач Федеральной таможенной службы Российской Федерации в сфере совершенствования таможенного администрирования является дальнейшая работа над таможенно-тарифным регулированием. Напомним, что таможенно-тарифное регулирование является методом государственного регулирования внешней торговли товарами, реализуемым путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Таким образом,  Россия принимает активное участие в процессах интеграции. Очевидно и то, что в процессе перехода на более высокую ступень таможенного администрирования приходится совершенствовать и политику государства в сфере внешнеэкономической деятельности.

 

Список литературы:

  1. В ЕЭК обсудили работы по устранению барьеров и ограничений между странами ЕАЭС [электронный ресурс] // Новости Армении сегодня. − Режим доступа: http://novostink.ru/eaeu/164789-v-eek-obsudili-raboty-po-ustraneniyu-barerov-i-ogranicheniy-mezhdu-stranami-eaes.html.
  2. Гревцова, Л.Г. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: возможности и перспективы / Л.Г. Гревцова, А.В. Аносов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2015. − №5. – С. 198-203.
  3. Прокопович, Г.А. Новое таможенное законодательство и перспективы его изменения / Г.А. Прокопович // Аналитический Журнал «Отрасли права». − Режим доступа: http://отрасли-права.рф/article/18463. − Дата размещения статьи: 04.07.2016.
  4. Показателем эффективности работы таможни должна стать оценка затрат бизнеса на ВЭД // Информационный портал по логистике, транспорту и таможне. − Режим доступа: http://www.logistic.ru/news/news.php?num=2015/12/01/75/31265822. − Дата размещения статьи: 01.12.2015.
  5. ЕЭК: Кодекс ЕАЭС заставит переделывать таможенные технологии. – Режим доступа: http://eurasiancenter.ru/expert/20161004/1004402149.html. – Дата размещения статьи: 04.10.2016.
  6. Выявление и устранение барьеров, препятствующих развитию евразийской интеграции. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru.

 

References:

  1. The EEC discussed the work on elimination of barriers and restrictions between the two countries [electronic resource] // Armenian news today. − Mode of access: http://novostink.ru/eaeu/164789-v-eek-obsudili-raboty-po-ustraneniyu-barerov-i-ogranicheniy-mezhdu-stranami-eaes.html.
  2. Grevtsova, L. G. Customs code of the Eurasian economic Union: opportunities and prospects / L. G. Grevtsova, A. V. Anosov // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. And. Lobachevsky. – 2015. − No. 5. – S. 198-203.
  3. Prokopovich, G. A. New customs legislation and prospects of its change / G.A. Prokopovich // Analytical Journal «branch of law». − Mode of access: http://отрасли-права.рф/article/18463. − Publication date of article: 04.07.2016.
  4. A measure of the efficiency of customs should be an assessment of the costs of the business on the foreign trade Information portal of logistics, transport and customs. − Mode of access: http://www.logistic.ru/news/news.php?num=2015/12/01/75/31265822. − Publication date of article: 01.12.2015.
  5. The EEC: Code of the EAEU will be forced to alter customs technology. – Mode of access: http://eurasiancenter.ru/expert/20161004/1004402149.html. – Publication date of article: 04.10.2016.
  6. The identification and removal of barriers to the development of the Eurasian integration. – Mode of access: http://www.eurasiancommission.org/ru.

Локальные рынки и межрегиональные связи, Экономика регионов мирового хозяйства