К вопросу о структуре механизма муниципального управления в ЖКХ
On the structure of the mechanism of municipal government in housing
Авторы
Аннотация
Одна из важнейших проблем современного этапа реформирования экономики в муниципальных образованиях состоит в радикальном изменении механизмов управления развитием муниципального жилищно-коммунального хозяйства как системы, обеспечивающей жизнедеятельность населения. Основная задача муниципального управления формирование механизма управления в ЖКХ, позволяющего эффективно функционировать в постоянно меняющихся условиях в рыночных условиях. В статье предложена и обоснована структура механизма управления ЖКХ.
Ключевые слова
муниципальное образование, управление, жилищно-коммунальное хозяйство, механизм управления
Рекомендуемая ссылка
К вопросу о структуре механизма муниципального управления в ЖКХ// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (9). Номер статьи: 907. Дата публикации: 25.03.2007. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/907/
Authors
Abstract
One of the major problems of the present stage of economic reform in the municipalities is a radical change in governance arrangements of the municipal development of housing and communal services as a system that ensures the livelihoods of the population. The main objective of the formation mechanism of municipal government in the management utilities that allows to operate effectively in a constantly changing market conditions. The article suggested and substantiated the structure of housing management mechanism.
Keywords
municipal, government, housing and utilities, the mechanism of control
Suggested Citation
On the structure of the mechanism of municipal government in housing// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (9). Art. #907. Date issued: 25.03.2007. Available at: https://eee-region.ru/article/907/
Сегодня жилищное и коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Совершенствование социально-экономических отношений на уровне муниципальных образований требует исследования теоретических и практических основ реформирования ЖКХ, выявления особенностей системы управления данной сферой в процессе деятельности многопрофильных предприятий, разработки стратегии и тактики управления с целью повышения эффективности и качества обслуживания населения жилищно-коммунальными услугами. Реформирование жилищно-коммунальной сферы во многом зависит от степени организации управленческого воздействия со стороны институтов местного самоуправления. Для формирования эффективной системы управления и развития сектора жилищно-коммунальных услуг необходимо решение методологических вопросов о структуре механизма управления в ЖКХ.
Предметом рассмотрения данной статьи является формирующаяся структура современного механизма управленческого воздействия на жилищно-коммунальную сферу на муниципальном уровне. Объектом механизма управления выступает жилищно-коммунальная сфера российской экономики, имеющая муниципальную характеристику.
Прежде чем определить структуру механизма управления, необходимо рассмотреть трактовку данной категории в современной экономической науке. Современное наполнение категориальной сущности «механизма управления» весьма широко и многогранно, а также имеет разностороннюю направленность. В классическом теоретическом представлении механизм управления рассматривается как:
- некое управленческое воздействие: «Механизм управления есть организация воздействий, направленных на достижение целей» [1];
- действие субъектов управления: например, Е.Вершигора [2] говорит, что: «…механизм управления есть совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленных целей»;
- субъектно-объектные взаимосвязи: по мнению О.Лебедева и А.Каньковской [3]: «…механизм управления характеризует многообразие связей субъектно-объектных отношений управления»;
- совокупность действий и методов воздействия: с точки зрения Р.Дафта [4], «…механизм управления представляет собой совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей с целью побуждения их к достижению организационных целей».
С нашей точки зрения, механизм управления нужно рассматривать как систему управленческого воздействия на экономические отношения между субъектами управления, ведущими целенаправленную деятельность по управлению организацией на основе различных методов. Система управления эффективна только в том случае, когда механизм управления имеет строго отлаженную методологическую структуру. Подчеркивая эту мысль, согласимся с мнением В.Веснина [5], что «…управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие».
Одна из важнейших проблем современного этапа реформирования экономики в муниципальных образованиях состоит в радикальном изменении механизмов управления развитием муниципального жилищно-коммунального хозяйства как системы, обеспечивающей жизнедеятельность населения. Процессы реформирования жилищно-коммунального комплекса РФ показывают, что успешность проведения преобразований во многом зависит от полноценной системы управления, гармонизирующей интересы всех ее участников. Основная задача муниципального управления формирование механизма управления в ЖКХ, позволяющего эффективно функционировать в постоянно меняющихся условиях в рыночных условиях.
Система управления ЖКХ представляет собой единый механизм, каждый элемент которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других элементов (рис.1.).
Рис.1. Структура механизма управления ЖКХ
К структуре механизма управления в ЖКХ на муниципальном уровне можно отнести:
- формирование эффективных взаимосвязей в сфере ЖКХ между субъектами и объектами на уровне муниципалитета, а также понимание сущности экономических отношений участников в сфере ЖКХ сквозь призму взаимодействия и реализации экономических потребностей и интересов человека;
- определение принципов муниципального управления ЖКХ. К ним относят: принцип инициативы и самостоятельности; административной централизации; структурности и взаимосвязи; приоритетных задач и направлений; инвестиционной привлекательности; равной социальной защиты и справедливости; взаимного доверия и ответственности; инновации и модернизации; научности;
- определение специфики муниципального управления ЖКХ, базирующегося на количественных и качественных показателях;
- определение особенностей муниципального управления ЖКХ, которые формируются под воздействием факторов как эндогенного, так и экзогенного характера;
- определение методов муниципального управления ЖКХ. Общие: административно-распорядительные, экономические, социально-психологические, инновационные. Частные;
- формирование функции муниципального управления ЖКХ. Общие функции можно представить как: планирование, организация, мотивации координация и контроль. К частным функциям можно отнести непосредственное согласованное управление конкретным предприятием, группой предприятий однородной направленности. Специфику частных функций определяет набор факторов: экономические, производственные, социальные, географические, демографические, экологические.
- формирование задач механизма муниципального управления ЖКХ. Общими из них являются: формирование стратегии и тактики управления объектами ЖКХ муниципалитета; внедрение новых форм и методов хозяйствования, совершенствование организации управления; развитие конкурентных отношений; управление обеспечением надлежащего состояния предприятий ЖКХ и эффективным предоставлением необходимого уровня и качества услуг населению; решение вопросов муниципального благоустройства и дорожного строительства; осуществление, в соответствии с законодательством, контроля над деятельностью системы ЖКХ муниципального образования.
Механизм управления — это проводник любых управленческих решений. От него всецело зависит результат экономического поведения конкретного человека, группы людей, организации, общества. Реформа такой сложной системы, как ЖКХ, не может быть успешно осуществлена без кардинальных изменений в системе управления жилищным фондом и его инфраструктурой. Механизм управления в ЖКХ во многом зависит от усиления роли местного самоуправления и широком вовлечении населения в процесс принятия решений.
Библиографический список
- Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие — М.: Центр, 1998.С.432.
- Вершигора Е. Менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2001. С.99.
- Лебедев О., Каньковская А. Основы менеджмента. — СПб, 1998. С.17.
- Дафт Р. Менеджмент. — СПб: Питер, 2006. С.864.
- Веснин В. Р. Менеджмент. — М.,2004.С.12.
References
- O. Zaitsev, AA Radugin, Radugin KA, Rogachev N. Fundamentals of Management: Study Guide — Moscow Center, 1998.S.432.
- E. Vershigora Management. — Moscow: INFRA-M, 2001. P.99.
- A. Lebedev, Kankovskaya A. Principles of Management. — St. Petersburg, 1998. P.17.
- R. Daft Management. — St. Peter, 2006. S.864.
- Vesnin VR Management. — M., 2004.S.12.
Еще в рубриках
Отраслевая экономика регионов